Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕТСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасевич Игорь В., Ерещенко Юлия А., Терентьев Алексей Е.

Актуальность. Забота о детях является важной составляющей государственной социальной политики во многих странах и показателем уровня развития общества. Это определяет интерес к теоретическому и практическому изучению положения детей, реализации их прав и возможностей, на сегодняшний день часто маркируемых как измерение «детского благополучия». Такие проблемы как безнадзорность детей, недостаточное внимание со стороны родителей или опекающих их лиц, как следствие, совершение детьми различных правонарушений определяют необходимость искать пути предотвращения подобных ситуаций. В статье рассматривается статистика и причины совершаемых детьми и подростками правонарушений в Свердловской области, проблемы, для решения которых необходим комплексный подход, возможные пути решения этих проблем, а также роль школьного спорта в системе профилактики безнадзорности и правонарушений. Цель исследования: определить взаимосвязь школьного спорта и профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Свердловской области. При проведении исследования использовались общенаучные методы: анализ, сравнение, описание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тарасевич Игорь В., Ерещенко Юлия А., Терентьев Алексей Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SPORTS AS A MEANS OF PREVENTION OF DEVIANTBEHAVIOR

Relevance. Caring for children is an important component of state social policy in many countries and an indicator of the level of development of society. This determines the interest in the theoretical and practical study of the situation of children, the realization of their rights and opportunities, which today are often labeled as a measurement of "children's well-being". Problems such as neglect of children, insufficient attention from parents or guardians, as a result, the commission of various offenses by children determine the need to look for ways to prevent such situations. The article discusses the statistics and causes of offenses committed by children and adolescents in the Sverdlovsk region, problems that require an integrated approach, possible solutions to these problems, as well as the role of school sports in the system of prevention of neglect and delinquency. The purpose of the study: to determine the relationship between school sports and the prevention of offenses committed by minors in the Sverdlovsk region. During the research, general scientific methods were used: analysis, comparison, description.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-14-19 Оригинальные статьи / Original Articles

ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УДК 796.01

Игорь В. Тарасевич

Юлия А. Ерещенко

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

Екатеринбург, Россия

Алексей Е. Терентьев

ФГАОУ ВО УрФУ им. Б.Н. Ельцина

Екатеринбург, Россия

Аннотация

Актуальность. Забота о детях является важной составляющей государственной социальной политики во многих странах и показателем уровня развития общества. Это определяет интерес к теоретическому и практическому изучению положения детей, реализации их прав и возможностей, на сегодняшний день часто маркируемых как измерение «детского благополучия». Такие проблемы как безнадзорность детей, недостаточное внимание со стороны родителей или опекающих их лиц, как следствие, совершение детьми различных правонарушений определяют необходимость искать пути предотвращения подобных ситуаций. В статье рассматривается статистика и причины совершаемых детьми и подростками правонарушений в Свердловской области, проблемы, для решения которых необходим комплексный подход, возможные пути решения этих проблем, а также роль школьного спорта в системе профилактики безнадзорности и правонарушений.

Цель исследования: определить взаимосвязь школьного спорта и профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Свердловской области. При проведении исследования использовались общенаучные методы: анализ, сравнение, описание.

Ключевые слова: школьный спорт, профилактика правонарушений, безнадзорность, несовершеннолетние, детское благополучие.

Конфликт интересов: один из соавторов является членом редколлегии журнала.

Для цитирования Тарасевич И.В., Терентьев А.Е., Ерещенко Ю.А. Школьный спорт как средство профилактики девиантного поведения // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №2. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-14-19

Статья поступила: 10.10.2022 г.

Статья принята в печать: 15.06.2022 г.

Статья опубликована: 25.10.2022 г.

Информация для связи с автором: [email protected], [email protected], [email protected]

SCHOOL SPORTS AS A MEANS OF PREVENTION OF DEVIANT

BEHAVIOR

Igor V. Tarasevich Julia A. Ereshchenko

Ekaterinburg Institute of Physical Culture Alexey E. Terentiev FGAOU VO UrFU im. B.N. Yeltsin Ekaterinburg, Russia

Abstract

Relevance. Caring for children is an important component of state social policy in many countries and an indicator of the level of development of society. This determines the interest in the theoretical and practical study of the situation of children, the realization of their rights and opportunities, which today are often labeled as a measurement of "children's well-being". Problems such as neglect of children, insufficient

attention from parents or guardians, as a result, the commission of various offenses by children determine the need to look for ways to prevent such situations. The article discusses the statistics and causes of offenses committed by children and adolescents in the Sverdlovsk region, problems that require an integrated approach, possible solutions to these problems, as well as the role of school sports in the system of prevention of neglect and delinquency.

The purpose of the study: to determine the relationship between school sports and the prevention of offenses committed by minors in the Sverdlovsk region. During the research, general scientific methods were used: analysis, comparison, description.

Key words: school sports, crime prevention, neglect, minors, child welfare. Conflict of interest: one of the co-authors is a member of the editorial board of the journal For citation: Tarasevich I.V., Terentiev A.E., Ereshchenko Yu.A. School sports as a means of preventing deviant behavior // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №2. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-14-19

Введение. Развитые государства и международные организации уделяют всё большее внимание не только базовым проблемам, связанным с «выживаемостью» детского населения (заболеваемостью, инвалидностью и смертностью), но и барьерам, препятствующим всестороннему развитию и самореализации детей. Среди них: социальное и/или материальное неблагополучие семьи (и как крайний случай — социальное сиротство); небезопасность социальной среды (насилие в отношении детей и детская преступность); низкий доступ к образованию и/или отсутствие его выбора.

Одной из наиболее важных социально опасных проблем, угрожающих социальной безопасности государства и граждан, является детская безнадзорность. Основной задачей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Цель исследования - определить взаимосвязь школьного спорта и профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Свердловской области. При проведении исследования использовались общенаучные методы: анализ, сравнение, описание.

Многоаспектность и важность цели достижения детского благополучия требует совместных усилий государственных институтов и некоммерческих организаций,

которые должны отталкиваться от объективной картины положения детей в России в целом и в регионах РФ.

К категории безнадзорных детей относятся дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, содержанию и (или) обучению со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних.

По состоянию на 31.12.2021 на территории Свердловской области проживает 943 902 несовершеннолетних, в том числе 805 468 в возрасте до 14 лет. [2]

За 2021 год органами и учреждениями системы профилактики выявлены 3173 безнадзорных несовершеннолетних (в 2020 году - 2761 несовершеннолетний), из них 3133 несовершеннолетних - являются жителями Свердловской области, 40 несовершеннолетних - жители других субъектов Российской Федерации и других государств. Беспризорных несовершеннолетних на территории Свердловской области не выявлено. В отчетном периоде на учете в территориальных комиссиях состояло 360 несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством (в 2020 году - 372 несовершеннолетних). [3]

В целях организации межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики Правительством Свердловской области с 2018 года проводятся мероприятия по ведению учета несовершеннолетних и их родителей, находящихся в

социально- опасном положении, в автоматизированной информационной системе в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По состоянию на 01.01.2022 в автоматизированной информационной системе «Подросток» занесены сведения о 40 453 несовершеннолетних, 44 420 взрослых лиц и 12 750 семей, в отношении которых территориальными комиссиями в 2016 - 2021 годах приняты постановления о нахождении в социально- опасном положении, в том числе о 1617 детях и 2595 семьях (в них -5320 детей), состоящих на указанную дату

на персонифицированном учете как находящиеся в социально- опасном положении. [3]

Данные Генеральной прокуратуры РФ неутешительны: в стране наблюдается рост преступности в целом и, что особенно тревожно, значительно увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Нами была проанализирована статистика особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии за 2010-2021 гг. (Рис.1). [1]

Рисунок 1- Динамика показателей особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии за 2010-2021 гг.

Picture 1 - Dynamics of indicators of especially serious crimes committed by minors or with their complicity in 2010-2021

Из рисунка 1 видно, что наблюдается увеличение количества особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в сравнении с предыдущим годом. Что является тревожным сигналом для комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и защиты, учебных заведений и здравоохранения.

На сегодняшний день на территории Свердловской области действует «Комплексная программа Свердловской области «Профилактика безнадзорности и правона-

рушений несовершеннолетних на территории Свердловской области на 2021 - 2025 гг.». Целью комплексной программы является совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи комплексной программы:

1) организация досуга и занятости несовершеннолетних;

2) создание условий для сохранения здоровья детей в Свердловской области, про-

филактика зависимостей у несовершеннолетних (алкогольной, наркотической, употребления психоактивных веществ);

3) комплексное развитие и совершенствование системы патриотического воспитания несовершеннолетних граждан на территории Свердловской области;

4) внедрение новых технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия. [3]

Анализ процессов, происходящих в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области, позволяет выделить проблемы, для решения которых необходим комплексный подход:

1) недостаточный уровень вовлечения несовершеннолетних граждан в различные формы досуговой деятельности и занятости;

2) низкая динамика включения несовершеннолетних граждан в деятельность общественных объединений патриотической и этнокультурной направленности, оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических клубов, организаций казачества;

3) наличие зависимостей у несовершеннолетних (алкогольной, наркотической, употребления психоактивных веществ), недостаточная физическая активность детей, наличие хронических прогрессирующих заболеваний;

4) наличие семей, находящихся в социально опасном положении.

Препятствуя вовлечению подростков в деструктивные формы поведения, организация досуговой занятости в свободное от учебы время, в том числе организация дополнительного образования детей, является одним из главных показателей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Во всех организациях дополнительного образования Свердловской области независимо от ведомственной принадлежности занимаются 581 721 детей. По данным мониторинга органов местного самоуправления муниципальных образований, на конец 2021 года доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, составила 84,7%.). [2]

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до

2024 года» поставлена задача по созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовке спортивного резерва, в целях увеличения до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. ). [6]

Достижение национальных целей, целевых показателей, выполнение задач в сфере физической культуры и спорта будет обеспечено в рамках реализации регионального паспорта федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» и федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17.02.2021г. утверждена межотраслевая программа развития школьного спорта Свердловской области в соответствии с абзацем пятым подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 года от 30 апреля 2019 г. №Пр-759, Межотраслевой программой развития школьного спорта до 2024 года, утвержденной приказом Министерства спорта Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 17.02.2021 г. №86/59. [3]

Программа содействует достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом и направлена на совершенствование физ-культурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ физкуль-турно-спортивной направленности, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся, а также решению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

Согласно данным федерального статистического наблюдения № ОО-1, на начало 2021/2022 учебного года в Свердловской

области насчитывалось 1071 общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, всех форм собственности. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, составляет 538 594 человек. [2]

Учитывая, что Федеральным законом об образовании определено, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе школьные спортивные клубы, ФГОС предусматривает организацию внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, мероприятия).

Реализация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях осуществляется в рамках деятельности школьных спортивных клубов, спортивных секций и других мероприятий. В Свердловской области созданы 111 школьных спортивных клубов.

В рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» государственным автономных учреждением Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ» разработан инновационный проект «Спорт-лидер». Он направлен на выявление одаренных детей, развитие и реализацию их творческого потенциала через различные формы двигательной активности. Реализация проекта осуществляется в системе межведомственного взаимодействия и направлена на достижение целевых показателей социально-экономического развития, закрепленных национальными проектами «Демография», «Образование» и «Здравоохранение».

В основе проекта лежит обучение наставников и спорт-лидеров из числа детей школьного возраста использованию совместных форм занятий физической культурой с членами семьи для:

- повседневной деятельности,

- профориентации,

- раскрытия потенциала личности,

- профилактики девиантного поведения и

др.

Проект реализуется с марта 2020 года. В соответствии с Программой реализации инновационного проекта первый этап реализации проекта является организационным. На сегодняшний день в проекте участвуют 22 муниципальных образования и 80 общеобразовательных организаций и спортивных школ, 107 наставников, 1106 спорт-лидеров, 3798 последователей. [4]

Выводы. Школьный спорт через разнообразие своих средств и методов способствует воспитанию гармонично развитой личности ребенка, имеющего активную жизненную позицию, готового к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению. Школьный спорт осуществляет патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание обучающихся на занятиях. В ходе выполнения различных физических упражнений воспитание происходит естественным путем, на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами (учителями/ наставниками), при требованиях дисциплины и организованности. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. [5]

Школьный спорт является одним из главных средств профилактики девиантного поведения подрастающего поколения. Дети, вовлеченные в систематические занятия спортом в меньшей степени подвержены воздействию социально- негативных явлений. Препятствуя вовлечению подростков в деструктивные формы поведения, организация досуговой занятости в свободное от учебы время является одним из значимых показателей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

© Игорь Владимирович Тарасевич, 2022 © Алексей Евгеньевич Терентьев, 2022 © Юлия Ахиловна Ерещенко, 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генеральная прокуратура Российской Федерации - URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 05.10.2022).

2. Министерство просвещения Российской Федерации - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bc860a2dbd4c77d1f4792e6a89cb5f15/ (дата обращения: 05.10.2022).

3. Официальный сайт правительства Свердловской области - URL: https://kdnzp.midural.ru/uploads/document/823/prilozhenie_-sverdlovskaya-oblast_otchet-po-profilaktike-2021 .pdf (дата обращения: 05.10.2022).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 года». - URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTIR10j29BM7zJBXM05d.pdf (дата обращения: 05.10.2022).

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: https://minsport.gov.ru/doc/ Gosydarstvennya-programma.pdf (дата обращения: 05.10.2022).

REFERENCES

1. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation - URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (date of access: 05.10.2022).

2. Ministry of Education of the Russian Federation - URL: https://docs.edu.gov.ru/docu-ment/bc860a2dbd4c77d1f4792e6a89cb5f15/ (date of access: 05.10.2022).

3. Official website of the government of the Sverdlovsk region - URL: https://kdnzp.midural.ru/uploads/doc-ument/823/prilozhenie_-sverdlovskaya-oblast_otchet-po-profilaktike-2021.pdf (date of access: 05.10.2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 No. 3081-r "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports for the period up to 2030". - URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTIR10j29BM7zJBXM05d.pdf (date of access: 05.10.2022).

5. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". - URL: https://minsport.gov.ru/doc/Gosydarstvennya-programma.pdf (date of access: 05.10.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT AUTHOR

Тарасевич Игорь Владимирович к.п.н., доцент, зав.кафедрой ТиМ ФК, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия Tarasevich Igor Vladimirovich Cand.Sci., Associate Professor, Head of the Department of TIM FK Ekaterinburg Institute of Physical education, Ekaterinburg. Russia

Терентьев Алексей Евгеньевич к.п.н., доцент ФГАОУ ВО УрФУ им. Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург. Россия Terentiev Alexey Evgenievich Cand.Sci., Associate Professor FGAOU VO UrFU im. B.N. Yeltsin Ekaterinburg. Russia

Ерещенко Юлия Ахиловна преподаватель, магистрант Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия Ereshchenko Yulia Akhilovna Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg. Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.