ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 613.98 DO110.26170/2079-8717_2022_05_22
ББК Ч611.64 ГРНТИ 14.15.01 Код ВАК 5.8.7
Зяблицев Андрей Вячеславович,
заместитель министра физической культуры и спорта Свердловской области; 620004, Россия, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101; e-mail: [email protected]
Быкова Лариса Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Уральский государственный аграрный университет; заместитель директора по научно-методической работе, РЦФКС КАРАТЭ; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 56; e-mail: [email protected]
Лось Мария Владимировна,
заместитель начальника отдела научно-методического сопровождения и инновационной и экспериментальной деятельности, РЦФКС КАРАТЭ; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 56; e-mail: [email protected]
Ерещенко Юлия Ахиловна,
магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СПОРТ-ЛИДЕР» В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическая культура; спорт-лидер; пожилой возраст; двигательная активность; социализация пожилых людей
АННОТАЦИЯ. Одним из самых больших достижений человечества является рост продолжительности жизни, и он должен стать не тяжким грузом для общества, а ресурсом для дальнейшего развития. Необходимо, чтобы пожилые люди продолжали вносить свой вклад в развитие нашего общества. Для достижения данной цели нужно устранить факторы, приводящие к социальной изоляции пожилых людей. К условиям, способствующим качественной и долгой жизни, относится в том числе достаточный уровень физической активности. Для решения проблемы снижения уровня социализации лиц пожилого возраста авторами предлагается реализация инновационного проекта по подготовке спортивных лидеров в Свердловской области. В качестве основы исследования используется экспериментальная деятельность в рамках региональной экспериментальной (инновационной) площадки - Регионального центра развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ. Цель статьи - представить результаты реализации проекта «Спорт-лидер». Новизна связана с поиском новых подходов к социализации лиц пожилого возраста. Практическая значимость заключается в возможности массового распространения опыта подготовки спорт-лидеров, которые способствуют поддержанию достаточного уровня социализации лиц пожилого возраста. Постоянные изменения в общественной жизни требуют новых подходов к развитию мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, основанных на укреплении семейных ценностей и актуализации способностей к лидерству у младших школьников. Инновационный проект «Спорт-лидер» служит делу объединения поколений для совместной деятельности во имя более здорового, более безопасного и более устойчивого будущего.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Зяблицев, А. В. Социализация лиц пожилого возраста в рамках реализации проекта «Спорт-лидер» в Свердловской области / А. В. Зяблицев, Л. В. Быкова, М. В. Лось, Ю. А. Ерещенко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 5. - С. 195-200. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_22.
Zyablitsev Andrey Vyacheslavovich,
Deputy Minister of Physical Culture and Sports of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia Bykova Larisa Valentinovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Physical Education and Sports, Ural State Agrarian University, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Regional Center for the Development of Physical Culture and Sports with a Department of Sports Training in Karate, Ekaterinburg, Russia
Los Maria Vladimirovna,
Deputy Head of Department of Scientific and Methodological Support and Innovative and Experimental Activities, Regional Center for the Development of Physical Culture and Sports with a Department of Sports Training in Karate, Ekaterinburg, Russia
Ereshchenko Yulia Akhilovna,
Master's Degree Student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
SOCIALIZATION OF THE ELDERLY IN THE FRAMEWORK
OF THE PROJECT "SPORT LEADER" IN THE SVERDLOVSK REGION
KEYWORDS: Physical Culture; sports leader; elderly age; physical activity; socialization of the elderly
© Зяблицев А. В., Быкова Л. В., Лось М. В., Ерещенко Ю. А., 2022
ABSTRACT. One of the greatest achievements of mankind is the increase in life expectancy, and it should not become a heavy burden for society, but a resource for further development. It is imperative that older people continue to contribute to the development of our society. To achieve this goal, it is necessary to eliminate the factors leading to the social exclusion of older people. The conditions conducive to a quality and long life include, among other things, a sufficient level of physical activity. To solve the problem of reducing the level of socialization of the elderly, the authors propose the implementation of an innovative project to train sports leaders in the Sverdlovsk region. As a basis for the study, experimental activities are used within the framework of a regional experimental (innovative) platform - the Regional Center for the Development of Physical Culture and Sports with a department of sports training in karate. The purpose of the article is to present the results of the implementation of the "Sport Leader" project. The novelty is associated with the search for new approaches to the socialization of the elderly. The practical significance lies in the possibility of mass dissemination of the experience of training sports leaders, which contribute to maintaining a sufficient level of socialization of the elderly. Constant changes in public life require new approaches to the development of motivation for systematic physical education and sports, based on strengthening family values and updating the leadership abilities of younger students. The innovative project "Sport Leader" serves the cause of bringing generations together to work together for a healthier, safer and more sustainable future.
FOR CITATION: Zyablitsev, A. V., Bykova, L. V., Los, M. V., Ereshchenko, Yu. A. (2022). Socialization of the Elderly in the Framework of the Project "Sport Leader" in the Sverdlovsk Region. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 195-200. DOI: 10.26i70/2079-8717_2022_05_22.
Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа [12]. Принято выделять следующие компоненты здоровья: физическое, психическое и социальное здоровье. При этом под физическим здоровьем следует понимать текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма, под психическим - состояние психической сферы человека, характеризующейся общим душевным комфортом, под социальным - систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [6; 10].
В последнее время наблюдается рост продолжительности жизни людей. В соответствии с медицинскими исследованиями продолжительность жизни человека в современных условиях может достигать 85-90 лет и обусловлена рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы заключаются в особом положении хромосом и заложенного генотипа, что определяет индивидуальный обмен веществ, нейроэндокринную регуляцию и стабильность иммунологического статуса.
Внешние факторы продолжительности жизни заключаются в определенном образе жизни, уровне физической активности, подверженности стрессам и болезням.
Согласно возрастной классификации ВОЗ пожилым считается возраст 60-75 лет.
В этом возрасте у людей наблюдаются характерологические особенности и изменения, затрудняющие процесс их социализации [3]:
- интеллектуальные (трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам);
- эмоциональные (неконтролируемое усиление аффективных реакций со склонностью к беспричинной грусти, к легко проявляющейся слезливости);
- моральные особенности (отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения, резкая их критика).
В отличие от молодых людей старшее поколение, являющееся хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым [9]. Однако с развитием информационно-коммуникационных технологий происходит утрата актуальности и значимости жизненного опыта старшего поколения. Известно, что люди в возрасте около 60 лет болезненно переживают блокирование важнейшей их потребности в передаче жизненного опыта, игравшей ранее историческую роль в сохранении и развитии культуры [10].
Целью социализации же являются взаимодействие индивидов между собой посредством социальных ролей и передача новым членам общества соответствующих убеждений и образцов поведения [8].
В развитии когнитивной сферы пожилого человека происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости протекания процессов. Смысловая память сохраняется.
Происходят изменения в эмоциональной сфере, появляется тенденция к эксцен-
тричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдаются привязанность к прошлому, власть воспоминаний.
Ж. Пиаже в своей концепции утверждал, что пожилой человек воспринимает жизненные противоречия как осознанный факт, необходимость, что позволяет ему использовать их в умственной и творческой деятельности [4].
К. Юнг считал, что в период позднего возраста появляются новые возможности для саморазвития, так как нет необходимости для ускоренной социализации, поэтому на данном этапе происходит развитие самопознания и индивидуализации [11].
Наряду с различными изменениями пожилой человек сталкивается с возрастными кризисами: исследования показывают, что основными характеристиками кризиса являются ригидность и невосприимчивость к новому, негативное отношение к себе и к действительности, субъективное чувство одиночества и ненужности обществу.
Постоянное нервное напряжение и стрессовые состояния у лиц пожилого возраста заключаются в изменившемся жизненном ритме, резком сужении круга общения. Зачастую уход от активной трудовой деятельности приводит к тому, что индивид замыкается в себе и даже начинает избегать общения с близкими людьми, полагая, что те не смогут его понять. Таким образом, одиночество становится сильным потрясением для многих пожилых людей.
Нельзя не отметить изменения, связанные с физическим здоровьем. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован. Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма.
Среди основных психологических и физиологических проблем, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста, можно отметить:
- чувство одиночества и ненужности;
- сужение круга общения;
- ригидность, непринятие нового;
- снижение физической активности;
- подверженность заболеваниям.
К сожалению, социальный статус пожилых людей в России не всегда соответствует общемировым нормам и стандартам. Ограничен набор социальных ролей и форм активности, доступных пожилым людям. Они более уязвимы для возникновения хронических неинфекционных заболеваний
из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильное питание. Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством обеспечения здоровья, первичной профилактики заболеваний и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье. Здоровый образ жизни подразумевает отказ от вредных привычек, рациональное питание и физическую активность.
Неподготовленность к физическим нагрузкам, как и их нерегулярность, приводят к обострению хронических заболеваний или к ухудшению общего состояния. Возможное решение данной проблемы видится в разработке программы, направленной на вовлечение людей пожилого возраста в занятия физической культурой на регулярной основе. При этом обязательно должны учитываться общее состояние здоровья людей пожилого возраста и территориальная доступность объектов для занятий.
Способность осуществлять двигательные действия является важнейшим свойством организма человека, которое лежит в основе жизненно необходимых действий, в том числе трудовой деятельности, а также является конечным результатом психических проявлений. Знаменитый русский физиолог И. М. Сеченов писал, что все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности окончательно сводится к одному лишь явлению - мышечному движению. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе устройство, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем и всего организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки [7].
Двигательная активность используется в качестве средства адаптации старшего поколения в современном обществе, это не только форма занятости, социальной активности, досуга, но и оздоровляющая деятельность, одно из условий сохранения физического, социального и психического здоровья, функциональных возможностей, а в конечном счете социальной адаптивности.
Национальным проектом «Демография» определено увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации, к 2024 году до 55%, к 2030 году - до 70%. Для Свердловской области плановый показатель в 2024 году - 57,9%, в 2030 году -75%. В 2021 году доля жителей Свердловской области, систематически занимающихся фи-
зической культурой и спортом, достигла 49,8% при плановом значении 49,4% (в 2020 году факт. - 47,6%, план. - 46,3%)!.
В разрезе возрастных групп наибольшая вовлеченность наблюдается среди детей и молодежи (87,9%), наименьшая - среди граждан старшего возраста (20%).
При этом ощутимость влияния занятий физической культурой на состояние здоровья прямо увеличивается с возрастом.
Рассуждая на тему вовлечения лиц старшего возраста в систематические занятия физической культурой и спортом, мы столкнулись с рядом препятствующих факторов:
- низкая финансовая обеспеченность людей пожилого возраста: малая часть граждан могут позволить себе посещение фитнес-центров;
- удаленность объектов физической культуры и спорта от места жительства;
- низкая обеспеченность региона объектами спортивной рекреационной инфраструктуры.
В соответствии с позицией Министерства спорта Российской Федерации более 50% всех спортивных объектов должны составлять объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом (универсальные спортивные игровые площадки, велодорожки, площадки с тренажерами, сезонные катки)2.
В соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК по Свердловской области за 2021 год объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом, составляют менее 10% от общего количества объектов.
С опорой на данные факторы государственное автономное учреждение Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ» разработало инновационный проект
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 года». URL: http://static. government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTIR1Oj29B M7zJBXM05d.pdf (дата обращения: 13.03.2021); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://minsport.gov.ru/doc/ Gosydarstvennya-programma.pdf (дата обращения: 13.03.2021).
2 Приказ Министерства физической культуры и спорта Российской Федерации от 24.02.2021 № 108 «О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры». URL: https://minsp0rt.g0v.ru/2021/d0c/ 442514819.pdf (дата обращения: 13.03.2021).
«Спорт-лидер», способствующий созданию условий для регулярных спортивных занятий в семье и реализации творческого потенциала граждан, помогающий людям среднего и старшего возрастов решить проблемы негативных изменений в состоянии здоровья, низкой двигательной активности, разобщенности семьи, непонимания поколений при помощи совместных занятий физической культурой и спортом [1].
Предполагается, что совместная деятельность ребенка и членов его семьи будет способствовать укреплению института семьи, формированию здорового образа жизни, а также устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом у населения.
Целевой аудиторией проекта являются лица в возрасте от 30 до 79 лет. Движущая сила проекта - дети и подростки. Их задача - привлекать родителей, родственников и друзей к совместным занятиям спортом.
Координатором проекта выступает ГАУ СО «РЦФКС КАРАТЭ», операторы проекта в муниципальных образованиях - Центры тестирования комплекса ГТО.
Проект реализуется на базе общеобразовательных организаций, организаций, реализующих программы спортивной подготовки, и организаций дополнительного образования.
Участники проекта получают новые знания об анатомии, физиологии, психологии, гигиене, возможность развить лидерские качества и, может быть, выбрать будущую профессию.
Спорт-лидеров готовят наставники -преподаватели и специалисты центров тестирования комплекса ГТО, учителя физкультуры, тренеры.
В ходе реализации проекта установлено, что один спорт-лидер привлекает к занятиям физической культурой и спортом от 3 до 10 человек.
Основная идея проекта заключается в привлечении населения среднего и старшего возрастов к систематическим занятиям физической культурой и спортом через реализацию лидерского потенциала - спорт-лидеров [1; 2].
Под руководством наставников спорт-лидеры организуют занятия физической культурой и спортом для своего ближайшего окружения - последователей, информация о последователях и их результатах фиксируется в дневнике спорт-лидера.
На основании данных из дневников наставниками формируются отчеты о количестве занимающихся, эти отчеты направляются в Центры тестирования комплекса ГТО. Данные о численности населения, систематически занимающегося физической
культурой и спортом, используются для формирования первичного отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» или сокращенно 1-ФК. Первичный отчет передается органам местного самоуправления в области физической культуры и спорта для подготовки сводного отчета по форме 1-ФК, который направляется в Министерство физической культуры и спорта Свердловской области.
Командой проекта разработаны методические и обучающие материалы, в рамках реализации проекта регулярно проводятся конкурсы, семинары, интеллектуальные игры и другие различные мероприятия.
На данный момент проект успешно реализуется в 22 муниципальных образованиях Свердловской области. Среди участников уже более 90 наставников, 700 спорт-лидеров, 3 000 последователей.
Благодаря тому что проект сформирован в рамках межведомственного взаимо-
действия, он способствует решению проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной политики.
В 2021 году в рамках Всероссийского конкурса Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка «Вектор Детства» проект вошел в топ-100 лучших практик регионов по поддержке семьи и детства.
Все люди имеют право на наивысший достижимый уровень физического, психического и социального здоровья. Позитивные изменения в образе жизни населения прямо влияют на увеличение продолжительности жизни и на сохранение здоровья. Деятельность «Спорт-лидера» направлена на привлечение не только сверстников, но и старшего поколения к организации спортивно-массовых мероприятий и участию в них, а также на вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом и пропаганду ценностей здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быкова, Л. В. Влияние физической культуры и спорта на процесс социальной адаптации молодежи в контексте инновационного проекта «Спорт-лидер» / Л. В. Быкова, М. В. Лось / / Актуальные проблемы и перспективы развития системы спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта. -2021. - № 1. - С. 45-51.
2. Быкова, Л. В. Проект «Спорт-лидер» в семейном физическом воспитании в Свердловской области / Л. В., Быкова, Л. А. Рапопорт, М. В. Лось // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. -С. 109-113.
3. Здравомыслова, Е. А. Вызовы третьего возраста и задачи образовательных практик / Е. А. Здра-вомыслова, Н. М. Божко / / Сборник статей, лекций, методических и аналитических материалов «Добровольцы - старшему поколению». Т. 2: Социализация людей старшего поколения с участием добровольцев. - 2015. - с. 55-84.
4. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва : Международная педагогическая академия, 1994. - 214 с.
5. Пружинин, К. Н. Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности / К. Н. Пружинин / / Ученые записки ЗабГПУ. - 2012. - № 4. - C. 142-147.
6. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской. - М. : НИСП, 2007. - 640 с.
7. Сеченов, И. М. Избранные труды / И. М. Сеченов. - Москва : Издание Академии наук СССР, 1947. - 167 с.
8. Смелзер, Н. Дж. Социология. Глава 4 Социализация (окончание) / Н. Дж. Смелзер // Социологические исследования. - 1991. - № 6. - С. 122-134.
9. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. - 8-е изд., стер. -Москва : Дашков и К°, 2019. - 339 с.
10. Щанкин, А. А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / А. А. Щанкин. - Москва : Директ-Медиа, 2019. - 98 с.
11. Юнг, К. О становлении личности / К. Юнг. - Минск : Харвест, 1969. - 71 с.
12. Andreev, E. M. Health expectancy in the Russian Federation: a new perspective on the health divide in Europe / E. M. Andreev et al. - Text : electronic // Bulletin of the World Health Organization. - 2003. - URL: https: //www.who.int/governance/eb/wta.pdf (mode of access: 23.02.2021).
REFERENCES
1. Bykova, L. V., Los, M. V. (2021). Vliyanie fizicheskoi kul'tury i sporta na protsess sotsial'noi adaptatsii molodezhi v kontekste innovatsionnogo proekta «Sport--lider» [Influence of Physical Culture and Sports on the Process of Social Adaptation of Youth in the Context of the Innovative Project "Sport Leader"]. In Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sistemy sportivnoi podgotovki, massovoi fizicheskoi kul'tury i sporta. No. 1, pp. 45-51.
2. Bykova, L. V., Rapoport, L. A., Los, M. V. (2021). Proekt «Sport-lider» v semeinom fizicheskom vospi-tanii v Sverdlovskoi oblasti [Project "Sport Leader" in Family Physical Education in the Sverdlovsk Region]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 1, pp. 109-113.
3. Zdravomyslova, E. A., Bozhko, N. M. (2015). Vyzovy tret'ego vozrasta i zadachi obrazovatel'nykh praktik [Challenges of the Third Age and Tasks of Educational Practices]. In Sbornik statei, lektsii, metodicheskikh i
analiticheskikh materialov «Dobrovol'tsy — starshemu pokoleniyu». Vol. 2: Sotsializatsiya lyudei starshego pokoleniya s uchastiem dobrovol'tsev, pp. 55-84.
4. Piaget, J. (1994). Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected Psychological Works]. Moscow, Mezhdu-narodnaya pedagogicheskaya akademiya. 214 p.
5. Pruzhinin, K. N. (2012). Sportivnaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya universal'nykh svoistv i kachestv lichnosti [Sports Activity as a Factor in the Development of Universal Properties and Personality Traits]. In Uchenye zapiski ZabGPU. No. 4, pp. 142-147.
6. Maleva, T. M., Sinyavskaya, O. V. (Eds.). (2007). Roditeli i deti, muzhchiny i zhenshchiny v sem'e i ob-shchestve [Parents and Children, Men and Women in the Family and Society]. Moscow, NISP. 640 p.
7. Sechenov, I. M. (1947). Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, Izdanie Akademii nauk SSSR. 167 p.
8. Smelser, N. J. (1991). Sotsiologiya. Glava 4 Sotsializatsiya (okonchanie) [Sociology. Chapter 4 Socialization (End)]. In Sotsiologicheskie issledovaniya. No. 6, pp. 122-134.
9. Kholostova, E. I. (2019). Sotsial'naya rabota s pozhilymi lyud'mi [Social Work with the Elderly]. 8th edition. Moscow, Dashkov i K°. 339 p.
10. Shchankin, A. A. (2019). Kurs lektsii po osnovam meditsinskikh znanii i zdorovogo obraza [A Course of Lectures on the Basics of Medical Knowledge and a Healthy Lifestyle]. Moscow, Direkt-Media. 98 p.
11. Young, K. (1969). O stanovlenii lichnosti [About the Formation of Personality]. Minsk, Kharvest. 71 p.
12. Andreev, E. M. et al. (2003). Health Expectancy in the Russian Federation: A New Perspective on the Health Divide in Europe. In Bulletin of the World Health Organization. URL: https://www.who.int/governance/ eb/who.pdf (mode of access: 23.02.2021).