Т. Н. Молева
(Ленинградская обл.)
ШКОЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
В статье анализируются духовные ценности современного общества в контексте семейного воспитания, рассматривается модель деятельности школьного семейного клуба как способа и формы возрождения семейных ценностей
Современное российское общество сегодня стоит перед острой проблемой социализации подрастающего поколения. Социальноэкономические преобразования в нашей стране значительно изменили уровень жизни населения и, соответственно, повлияли на ценностные ориентиры подрастающего поколения.
При имеющейся нестабильности в обществе, его социальном переустройстве, усилении расслоения, разнообразии жизненных стилей отдельных индивидов и различных групп, разрыве субкультур, приводящем к конфликту поколений, многие семьи оказываются не в состоянии полностью выполнять необходимые функции по формированию ценностных ориентаций своих детей. Это объясняется тем, что многие родители недостаточно подготовлены к решению воспитательных задач в новых социально-экономических условиях и жизненных реалиях.
Ответственность за разработку и реализацию модели будущего гражданина возложена на современную школу, которой необходимо определить и применить оптимальные средства и технологии по формированию ценностных ориентаций обучающихся с учетом реальных социально-экономических условий.
Как показывает анализ школьной практики, задачи по развитию творческих способностей учащихся и формирования их ценностных ориентаций необходимо решать интегративно, используя различные формы учебной, внеклассной и внеурочной работа, привлекая ресурсы семьи и социума и др.
Что же такое ценности и как они влияют на формирование личности? В аксиологическом аспекте само понятие культуры можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции, которые неразрывно свя-
заны с социокультурным контекстом. В работе Н. З. Чавчавадзе культура определена как мир воплощенных ценностей [10].
Ценности можно рассматривать как относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, система ценностей человека является базисом его отношения к миру [12].
По мнению В. П. Тугаринова, ценности -это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала
[9].
Существует разделение ценностей на материальные и духовные:
- к первым относятся материальные блага, обеспечивающие условия для активной жизненной деятельности: автомобиль, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности и др.;
- к духовным - жизнь, семья, любовь, дружба, смелость, труд, спорт, ответственность, честность, воспитанность, милосердие, творчество, свобода человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.
«Духовные ценности в отличие от материальных мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы имеем возможность их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена» [12].
Современная молодежь больше ориентирована на потребление материальных ценностей, чем на формирование духовно-нравственных, основой которых является гуманное
отношение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу, природе. Для процветания общества необходим приоритет формирования духовно-нравственных ценностей, как выполняющих функцию регуляторов нравственного поведения, охватывающих все стороны человеческого бытия, придающих человеческой деятельности духовнонравственный характер. [2]
Духовно-нравственные ценности как важнейший регулятор социально значимого поведения человека описаны в работах
О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Мясищева, Н. Д. Никандрова, З. И. Равки-на, С. Л. Рубинштейна, В. П. Тугаринова и др.
Э. М. Молчан, рассматривая сущность и структуру духовно-нравственных ценностей, определяет их как идеал духовной жизни людей, в котором выражается потребность познания мира, своего назначения в нем, смысл человеческого бытия. [6]
Как показал анализ научной литературы, духовно-нравственные ценности можно классифицировать на нравственные, эстетические, религиозные и знаниевые. Однако духовно-нравственные ценности не предстают в своем «чистом» виде, что позволяет сделать вывод об их тесном взаимодействии с другими.
В Википедии применительно к духовнонравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:
- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее) [11].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определены базовые национальные ценности - патриотизм, социальная солидарность, семья, гражданственность, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [5].
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Для
большинства семей ценности примерно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом и т.д. Более того, сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность.
Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, основным фактором формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Семья являлась и остается главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает и формирует ценности, идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. В семье, как правило, складываются отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, в общении с определённым кругом родных, друзей и знакомых [4].
В исследовании мы опираемся на понимание семейных духовно-нравственных ценностей как мировоззренческих представлений и нравственных установок, основанных на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре обеспечивающих культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства» [6].
Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит остро, как никогда. Социологи, психологи, педагоги, демографы, культурологи отмечают наличие глубокого кризиса семьи. «... в современной семье и её социально-педагогических функциях произошли большие изменения как на глобальном уровне, связанном с общими социально-экономическими тенденциями развития производственных отношений, структуры потребления ... так и на национальном уровне, связанном с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении по-
следних двух десятилетий. Новые социальноэкономические условия и . кризис вызвали множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи» [13].
Ученые отмечают, что в обществе разрушились нравственные представления о браке и семье, пошатнулись устои семьи, воцарилось господство материальных ценностей над духовными, девальвировались семейные ценности, снизилась социальная значимость отцовства и материнства [3].
Так, согласно результатам исследований В. Базарного, у 79% молодых матерей (до 35 лет) отсутствует чувство самоотречённой (абсолютной) любви к своему ребёнку, физическое развитие юношей практически не совместимо со здоровым деторождением. По данным официальной статистики, ежегодно распадается одна тысяча семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, у подростков отсутствуют чёткие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьёй, обществом, нацией. «Современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно неполноценных молодых людей» [13]. Эту социальную проблему невозможно решить за счет разрозненных и эпизодических мер. Нужны согласованные действия и единые требования со стороны семьи, школы, общественности, общая педагогическая культура родителей и всего социума, интеграция дополнительного и общего образования. При этом дополнительное образование имеет целый ряд преимуществ, способствующих развитию творческих способностей детей, оно дополняет социокультурную среду школы.
Такой социокультурной средой развития, несущей в себе все необходимые условия для формирования общей культуры, на которой выстраиваются базовые личностные компетенции и ценностные ориентации современного школьника, является школьная клубная среда.
Школьный семейный клуб выступает как специфическая форма образовательного объ-
единения, обеспечивающего условия творческого развития личности в системе дополнительного образования детей и родителей. Он является одной из самых устойчивых форм объединения людей, имеющих общее увлечение, при этом представляет большую свободу людям по способу включенности в сообщество.
Рассмотрим возможности деятельности школьного семейного клуба по формированию семейных духовно-нравственных ценностей путем эффективного использования всего комплекса воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций.
В работе семейного клуба есть такие особенности, как привлечение активных родителей, являющихся соучастниками развития и воспитания ребёнка; поддержка родительских инициатив, например, занятий творчеством, и приобщение к ним других родителей и детей; использование профессионального и творческого потенциала мам и пап; возможность для членов семейного клуба более разнообразно общаться с детьми, уделяя им больше внимания и получая удовольствие от этого; влияние неравнодушных людей на систему человеческих ценностей, на процесс формирования у родителей и детей семейных ценностей.
Клубная форма работы в рамках ОУ позволяет организовать удобную систему деятельности и комфортные условия, которые снижают тревожность, агрессивность у семей-участников клуба, донести до каждого информацию о семейных традициях, значимости знания родословной, важности внутрисемейного общения и взаимодействия.
Рассмотрением проблемы семейной педагогики в трудах многих исследователей мы обосновали, что именно отец даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, олицетворением дисциплины и порядка. Для гармоничного формирования личности ребёнку необходима полная семья. Предназначение мальчика - стать мужчиной, отцом, девочки -стать женщиной, матерью. Чтобы естественно пойти по предназначенному природой пути, ребёнку нужны отец и мать. Однако, как показывает анализ, не все отцы исполняют свой долг с полным осознанием высокой ответственности за будущее собственных детей. Да и количество полных семей достаточно невелико.
Планируя деятельность «Совета отцов» в школьном семейном клубе «Вдохновение», мы поставили следующие задачи: усиление роли отца в воспитании детей; вовлечение отцов в жизнь семейного клуба; развитие педагогического взаимодействия родителей с психологами, педагогами; создание отношений доверия и сотрудничества в коллективе клуба; обмен положительным опытом воспитания детей; выделение основных позиций мужчины в современной семье, организация творческой деятельности детей и родителей совместно с педагогами в микрорайоне школы, учреждения дополнительного образования детей.
В ходе нами эксперимента разработан следующий алгоритм деятельности «Совета отцов» и работы по привлечению отцов к активной деятельности в семейном клубе «Вдохновение»:
1. Ознакомительно-ориентировочный этап - знакомство с семьёй с использованием техники педагогического патронажа: ознакомление с материальными условиями жизни, психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка; изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения; изучение проблем семьи; составление плана помощи семье.
2. Проблемно-целевой этап. Перед родителями ставится задача по поиску путей выхода из сложившихся ситуаций, определение целей и направлений деятельности по их достижению.
3. Содержательный этап. Ценностное насыщение содержания и порядка проводимых мероприятий: встреч, заседаний и др. Организация тесного взаимодействия педагогов, специалистов, родителей для формирования особого коммуникативного духовно насыщенного поля. Создание пространства для диалога, развитие ценностных ориентаций на основе этических и нравственных представлений о семейных традициях, их обобщение, пропаганда и внедрение.
4. Ценностно-результативный этап. Подводятся итоги работы «Совета отцов», меро-
приятий и встреч в семейном клубе, отмечаются активные члены клуба, проводится анализ деятельности, и определяются перспективы совершенствования дальнейшего сотрудничества.
Наиболее востребованными в работе школьного семейного клуба являются направления, которые включаются с целью осознания ценности причастия к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Направление «Связь поколений» помогает воспитывать гордость за свою Родину, народных героев, сохранять историческую память поколений, способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Реализация этого направления происходит через тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организацию праздников, посвящённых памятным датам (День снятия блокады Ленинграда, День Победы под Сталинградом, День Победы 9 Мая).
Для осознания семьи как важнейшей жизненной ценности служит направление «Я и моя семья», которое способствует воспитанию культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей, повышает педагогическую и психологическую компетенцию родителей, создает условия для совместной деятельности детей и родителей в воспитательном процессе (написании родословной, создании «Семейного древа» и др.). Деятельность школьного семейного клуба привела к позитивным результатам: у детей повысился интерес к историческому прошлому своей Родины; появилось стремление узнать историю своего рода, свою родословную, проявить заботу о близких, пожилых, ветеранах. Участники семейного клуба активны в оказании помощи и изготовлении подарков для пожилых людей. Родители, отмечая личностный рост своих детей, стали активнее посещать семейный клуб, участвовать в его делах в муниципальных мероприятиях («День семьи», «День защиты детей»), в областных мероприятиях («Трудовая династия», «Дружная семья»).
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Белова Е. Н. Диагностика ценностных ориентаций школьников // Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 29-34.
3. Богуславский М. В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника. Современный подход. // Классный руководитель. - 2009. - № 8. - С. 21-28.
4. Головинова Г. Н. Семья -забота общая // Воспитание в школе. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишкин В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. -М.: Просвещение, 2009.
6. Молчан Э. М. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 14. - № 37. - С. 281-284.
7. Нравственное формирование личности школьника : сб. науч. тр. - Л.: ЛГПУГ, 1979.
8. Сухомлинский В. А. Нравственный идеал молодого поколения. - М.: АПН РСФСР, 1963.
9. Тугаринов В. П. Личность и общество. - М., 1965.
10. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984.
11. Духовно-нравственное воспитание // Википедия : свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Духовно-нравственное_воспитание/
12. Ценности и их роль в жизни человека : реф. // Allbest.ru : [база знаний] [Электронный ресурс]. - URL: http://knowledge. allbest.ru/sociology/2c0b65625a2bd68b4c43a89521206c27_0.html/
13. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2010. - 49 с.