Бацына Яна Валерьевна
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Сравниваются ценности современного "общества потребления" с традиционными православными ценностями. Критикуются чуждые для русского менталитета ценностные установки. Большое значение придается семейному воспитанию, которое традиционно было главной составляющей воспитания детей. Приводятся примеры воспитания детей на основе приобщения к православной культуре. Предлагается строить систему воспитания, используя прежний исторический опыт на основе православной нравственности и морали. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/7.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 39-41. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
7. Сычев А. А. Экологическая справедливость: распределение, признание, участие // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. Т. 134. № 4. С. 113-124.
8. Сычев А. А. Экологическая этика и дисконтирование будущего // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 152-160.
9. Сычев А. А. Этика в условиях экологического кризиса: возвращение к традициям? // Ведомости прикладной этики. 2014. № 45. С. 70-84.
10. Сычев А. А. Этика экологической ответственности: монография. М.: Альфа-М, 2014. 320 с.
11. Сычев А. А., Фофанова К. В. Выбор и ответственность: переосмысление традиций // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3. С. 409-414.
12. Фофанова К. В., Кулагина Е. Г. Экологические традиции и ценности Мордовии // В мире научных открытий. 2015. № 11.6 (71). С. 2344-2359.
ECO-AUTHORITY: RESPONSIBILITY, TENDENCIES, SEARCH OF WAYS OF SOCIO-NATURAL CRISIS OVERCOMING
Barinova Sofya Gennad'evna
Krasnoyarsk State Agrarian University barinova-sg@mail. ru
The article raises a problem of socio-natural crisis; the search of ways out of it is conducted. Special attention is paid to the two most important aspects: firstly, the necessity of exercising ecological policy at a new international level by means of suprastate authorities; secondly, informing the public about ecological problems. The notion of eco-authority as a practice of the management of socio-natural processes is a key one. The main tendencies of the development of eco-authority and (in this connection) new understanding of authority's responsibility are given.
Key words and phrases: socio-natural crisis; responsibility; authority; eco-authority; ecological policy.
УДК 37.034
Исторические науки и археология
Сравниваются ценности современного «общества потребления» с традиционными православными ценностями. Критикуются чуждые для русского менталитета ценностные установки. Большое значение придается семейному воспитанию, которое традиционно было главной составляющей воспитания детей. Приводятся примеры воспитания детей на основе приобщения к православной культуре. Предлагается строить систему воспитания, используя прежний исторический опыт на основе православной нравственности и морали.
Ключевые слова и фразы: духовное воспитание; национальное самосознание; христианская этика; православные традиции; ценностные ориентации; нравственный процесс; семейное воспитание; ценностный кризис.
Бацына Яна Валерьевна, к. соц. н.
Институт пищевых технологий и дизайна (филиал)
Нижегородского государственного инженерно-экономического университета а1х[email protected]
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Обращение к проблеме духовного воспитания подрастающего поколения в современной России связано с целым рядом причин. Вестернизация российского общества, проявляющаяся не только в изменении образа жизни россиян, их внешнего облика, особенно молодёжи, меняет ценностные ориентации, мышление, порождает бездуховность. Смена ценностных ориентаций, произошедшая в 1990-е годы, привела к господству прагматизма, смене ценностных ориентиров из сферы духовной в материальную, утрате молодёжью преемственности лучших православных традиций. Православие, являясь основой русской культуры, формирует национальное самосознание, характер русского народа, его ментальность, этические и эстетические идеалы. На основе православных ценностей воспитываются лучшие гражданские качества, выражающиеся в глубокой любви и преданном служении Родине и своему народу.
В своё время Н. А. Бердяев, подчёркивая необходимость сохранения национальных духовных ценностей, отмечал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы» [1, с. 148].
Необходимость решения проблем духовного возрождения российского общества вызвала самый пристальный интерес к вопросам воспитания подрастающего поколения. Большое значение приобретает фило-софско-культурологическое осмысление православных традиций в духовной жизни общества, их соотношение и взаимодействие с ценностными ориентациями современного общества. Так, известный американский
40
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
публицист ХХ века Серафим Роуз, принявший православие после долгих исканий, считал, что современный нам мир «лежит во зле». Спасение от этого зла он видел в воспитании на православных ценностях «добропорядочных детей». Отсутствие в детях понятий авторитета и послушания, вежливости является, по его мнению, основным пороком семейного воспитания. «Из таких детей, - считал иеромонах Серафим, - вырастают люди, ищущие постоянных развлечений и удобств» [3, с. 67].
Особенности решения нравственных проблем в православной педагогике наиболее полно и глубоко были рассмотрены еще в Х1Х-ХХ вв. русскими религиозными философами, психологами и педагогами К. С. Аксаковым, С. Н. Булгаковым, И. В. Киреевским, Н. И. Пироговым, В. В. Розановым, М. М. Рубинштейном, В. С. Соловьевым, братьями С. Н. и Е. Н. Трубецкими, П. А. Флоренским, К. Д. Ушинским и др. Интерес представляют и взгляды Л. Н. Толстого на воспитание детей. Он считал, что нравственность происходит от религии, которая должна быть основным предметом всякого образования. Человек без религии, по его мнению, «так же невозможен, как человек без сердца» [8, с. 45].
В. В. Зеньковский также полагал, что основу формирования личности ребенка составляет духовный, нравственный процесс и, прежде всего, воспитание совести. Как религиозный педагог он видел в Церкви высшую силу духовного развития человека: «Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» [2, с. 234]. Он также считал, что очень важна для ребёнка детская среда, формируемая детским садом и школой и восполняющая недостатки семьи.
Другой русский религиозный философ И. А. Ильин считал, что воспитание ребёнка в семье начинается с первых минут его жизни. В основе семейного воспитания, по его мнению, лежат пример родителей, их внутренняя духовная жизнь, в которой участвуют и которую чувствуют их дети. Главное в системе воспитания он видел в совершенствовании личности на основе христианских принципов [4, с. 246]. Позднее В. А. Сухомлинский заметит, что ребёнок является «зеркалом семьи», в котором отражаются нравственные принципы родителей [7, с. 89].
Таким образом, воспитание, формирование личности начинается, прежде всего, в семье. Для христиан брак был не только юридическим договором и средством продолжения рода, но, как считал святитель Иоанн Златоуст, «таинством любви», «вечным единением супругов друг с другом во Христе» [6, с. 82]. Первоначально христиане при заключении брака ограничивались церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что считалось древнейшей формой совершения Таинства Брака. Позднее будет введён обряд венчания.
Православие рассматривает семью как «малую Церковь». Но необходимо учитывать, что современный ценностный кризис привёл к кризису и семью. Утрачено главенствующее положение отца. Изменилось положение женщины, занятость которой в общественном производстве ослабила её участие в воспитании детей. Более того, подорвано экономическое положение семьи, связанное с утратой членами семьи работы или снижением их заработной платы, подорожанием товаров и услуг, снижением уровня медицинского обслуживания и т.д. Следствием такой ситуации в семье, как правило, являются алкоголизм, тунеядство, наркомания. В целом, утрачивается воспитательный и культурный потенциал семьи. Семья для ребёнка - среда обитания. Не имея положительных образцов членов семьи, он меняет стереотипы поведения в худшую сторону.
Поэтому основной задачей духовного семейного воспитания было и остаётся следование основным христианским заповедям, усвоение православных ценностей. Всё это способствует формированию в душе ребёнка жизненных ориентиров, защищающих от деградации и распада личности. Основные православные ценности сформировали русский национальный характер, русскую ментальность и в идеале должны быть свойственны каждому православному гражданину российского общества. Принципы православной морали имеют универсальный характер, и их соблюдение способствует духовному оздоровлению не только семьи, но и всего общества.
К сожалению, в наше время понятие «воспитание» искажено. Как правило, для родителей воспитание сводится к удовлетворению всех просьб и ближайших потребностей ребёнка. Это в конечном итоге порождает в характере различные пороки, такие как беспечность, безответственность, иждивенчество, моду на пустое времяпрепровождение - шопинг. Вспоминается рекламная установка: «...шопинг - моя религия». Если родители пренебрегают духовным, их ребёнок становится «чадом тела», «бездуховным рабом» плотских желаний. Иоанн Златоуст говорил: «Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность» [Там же, с. 81].
В воспитании проявляются две крайности - безнаказанность и страх. Безнаказанность порождает вседозволенность, дерзость по отношению к родителям и взрослым. Слишком суровое отношение к ребёнку вызывает страх и, как следствие, - ложь, озлобленность, подавленность, комплекс неполноценности, жестокость. Но, пожалуй, самое непростительное в воспитании - это равнодушие. Именно оно вызывает у человека ощущение своей ненужности, брошенности, комплекс «маленького человека». Люди с такими ощущениями чаще всего оказываются не у дел, они трудно идут к своей цели, порой так и не достигая её, попадают в секты и т.д. Поэтому дети нуждаются в постоянном внимании родителей, их любви, справедливом отношении к ним. Кроме того, родители должны обучить детей какому-либо ремеслу или рукоделию, хранить и передавать семейные традиции и обычаи.
Сегодня мы живём в век широкой информированности. В наше время поведенческие и эстетические стандарты играют более важную роль в жизни людей по сравнению с определенными философскими воззрениями. Но, к сожалению, эти стандарты часто разрушают внутренний мир человека. Примером навязывания человеку определенных стандартов являются современные электронные СМИ. Огромную роль в создании этого иллюзорного мира играет реклама. Она вводит человека в виртуальную псевдореальность, пробуждает в душе потребительские чувства, которые также формируют некий поведенческий стандарт. А различного рода «боевики», фильмы ужасов воспитывают жестокость. В результате происходит отрыв
от национальной почвы. Противостоять этому натиску призваны приобретённые в процессе воспитания моральные ценности. Например, Нижегородская епархия выпускает православные журналы «Надежда», «Семинария» и детский православный журнал «Саша и Даша». Большое значение в воспитании детей имеют телепередачи. Интерес представляет рубрика «Классики детям», в которой дети знакомятся с произведениями А. П. Чехова, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого и др. Художественная литература - одно из мощнейших средств нравственного воспитания. Она обогащает ум ребёнка новой информацией, даёт образцы для подражания, может оказать помощь родителям в развитии нравственного мышления детей, научить их нравственной практике [5, с. 55]. «Дети - строгие судьи в литературе, - говорил ещё в своё время Л. Н. Толстой. -Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно» [8, с. 53].
Неоценимую помощь семье в воспитании детей на православных традициях оказывают школы и лицеи православной ориентации. Примером нетрадиционной воспитательной системы, сложившейся в народной педагогической практике, может служить православный церковный приход, который как классический тип русского православного прихода формируется в XVII-XIX вв. Особенностью воспитательной системы церковного прихода было формирование представлений о характере отношений прихожан между собой вне стен храма, соблюдении христианских заповедей в повседневной жизни [2, с. 132].
Совместная деятельность государства и институтов Церкви проявляется во многих сферах жизни общества. Особенно важно отметить, что это сотрудничество стало активно проявляться в деле воспитания. Школы, в которых руководствуются принципами православного воспитания, появились и в Нижнем Новгороде. Это школы №№ 4, 14, 30, 35, 103 и др. Из всех школ православной ориентации, работающих в этом направлении, большой опыт накопила школа № 30, в которой в течение нескольких лет на базе Вознесенского Печерского монастыря действует летний православный лагерь «Взор».
В селе Дивеево в 1996 году наряду со средней общеобразовательной школой было создано альтернативное учебное заведение - общеобразовательная монастырская православная школа, насчитывающая 193 человека и учредителем которой является Серафимо-Дивеевский монастырь. Дивеевская православная школа ориентирована на изучение детьми с ранних лет основ православия, основ нравственности, что в итоге позволит заложить надежный фундамент духовных ценностей в сознание ребенка.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России обозначилась тенденция обновленного подхода к состоянию воспитательной ситуации. Отрицательное отношение к религиозному мировосприятию, культивируемое в советском обществе, нанесло значительный моральный ущерб личности. Из сферы сознания подрастающего поколения и взрослых насильственно изымался огромный культурный пласт, уклад жизни - носитель неповторимой русской ментальности.
Таким образом, духовная и светская культура при сохранении независимости, своеобразия каждой из них и одновременно их тесном сотрудничестве, имея богатейший опыт народной педагогики, являются необходимой основой, источником и условием разработки стратегии национального образования в современной России.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 624 с.
2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Свято-Владимирское братство, 1993. 244 с.
3. Иеромонах Серафим Роуз. Святое Православие - XX век. М.: Донской монастырь, 1992. 254 с.
4. Ильин И. А. Кризис безбожия. М.: ДАРЪ, 2005. 496 с.
5. Карпова Н. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. 2004. № 5. С. 53-57.
6. Каспаров Г. С. Иоанн Златоуст о воспитательной функции семьи // Страницы истории педагогики. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. Вып. 22. С. 79-85.
7. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. М.: Прогресс, 1990. 112 с.
8. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Кудрявая; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 544 с.
SPIRITUAL VALUES IN FAMILY UPBRINGING
Batsyna Yana Valer'evna, Ph. D. in Sociology Institute of Food Technologies and Design (Branch) of Nizhny Novgorod Engineering-Economic State University [email protected]
The article compares the values of the contemporary "consumer society" with traditional Orthodox values. The value guidelines alien for Russian mentality are criticized. Special attention is paid to family upbringing, which has traditionally been a key component of children's upbringing. The examples of children's upbringing on the basis of familiarization with Orthodox culture are given. The author suggests building up the system of upbringing using previous historical experience on the basis of Orthodox morality.
Key words and phrases: spiritual education; national self-consciousness; Christian ethics; Orthodox traditions; value orientations; moral process; family upbringing; value crisis.