УДК 159.972: 376.4
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Ю. В. Бобрик, Д. Э. Науменко
КафедраЛФКи спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинская академия имени С. И. Георгиевского
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Кафедра специального (дефектологического) образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» Адрес переписки: бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, 295006, Республика Крым, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье рассматривается вопрос об особенностях и специфике выделения группы детей с задержкой психического развития. Проводится анализ современной диагностики и распространенности среди учащихся начальной школы. Как особый препятствующий фактор в освоении образования рассматривается школьная тревожность. Приводятся данные комплексного психолого-педагогического изучения этого состояния у названной категории детей.
SCHOOL ANXIETY OF CHILDREN WITH LEARNING DISABILITIES SOMATIC ETIOLOGY IS PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM
Yu. V. Bobrik, D. E. Naumenko
SUMMARY
The question of the peculiarities and specific allocation of a group of children with learning disabilities is seen in the article. Analysis of the current diagnosis and prevalence of elementary school students held. School anxiety is seen as a particular obstacle factor in the development of education. The data complex psycho-pedagogical explore of the condition described.
Ключевые слова: задержка психического развития, соматические заболевания, школьная тревожность, диагностика.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья призван обеспечивать равные возможности для получения качественного и соответствующего образования детьми, с учетом их особых образовательных потребностей. При этом одним из факторов, который может в значительной степени препятствовать полноценному получению образования является школьная тревожность, которая в значительной степени свойственна названной категории детей.
Проблема отставания в развитии детей беспокоила человечество многие века. Однако наиболее остро она проявилась в начале ХХ века, когда значительно возросли требования к уровню знаний детей, в связи с бурным развитием экономического, политического, технического потенциала общества. На фоне тех детей, которые проявляли достаточные успехи в усвоении учебного материала, выделялись группы, которые по определенным причинам, были неспособны к успешному обучению. Если определенные методы (гуманные либо нет) работы с детьми с физическими недостатками и умственной отсталостью использовались и ранее, в этот период пе-
ред обществом возникла новая проблема - таких детей нельзя было отнести ни к категории интеллектуально неполноценных, ни к группе нормальных детей. У них отмечалось некоторое недоразвитие интеллекта, эмоционально-волевые особенности, невозможность справиться с определенными задачами, которые успешно выполняли их сверстники. Для обозначения этой категории детей на протяжении всего столетия использовались различные термины: «субнормальные», «псевдонормальные», «с низкой способностью к обучению», «малограмотные», «ненормальные», «умственно недоразвитые» и другие. Впоследствии в отечественной системе образования за этой категории детей закрепился термин «задержка психического развития», который указывал, прежде всего, что дети является не умственно отсталыми, а имеют определенные отставания в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Однако данный термин используется только на территории стран постсоветского пространства. Для обозначения этой же категории детей в других странах преимущественно используется понятие «дети с трудностями в обучении» (англ.: «children with difficulty learning», «children with learning disabilities» , нем.: «kindern
mit Lernstorungen und Lernbehinderungen»). На сегодняшний день отсутствует единая международная классификация этой категории детей. В Международной классификации болезней и поведенческих расстройств (9-й пересмотр) задержка психического развития определялась как «пограничная умственная отсталость» (IQ в пределах 70-80). При 10-м просмотре (1992) дети данной категории оказались распределены по разным рубрикам. Больше всего им соответствуют «нарушение психологического развития» (F8): «специфические расстройства развития речи» (F80.0-80.2, F80.8-80.9); «Специфические расстройства развития школьных навыков» (F81.0-81.1, 81.3, 81.8-81.9). Выделяется также особая группа: «поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F90-98). Однако самым распространенным диагнозом стал F83 - смешанные специфические расстройства развития [4].
Следует отметить, что МКБ-10 используется преимущественно в странах Европы, в то время, как в США, Канаде, Австралии аномалий данного типа используется DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) - руководство по диагностике и статистике психических расстройств. Классификация школьных расстройств, связанных с обучением в соответствии с МКБ-10 и DSM-IV выглядит следующим образом: шифр F81.0 (специфическое расстройство чтения) в МКБ-10 соответствует шифру 315.0 в DSM-IV; шифр F81.1 (специфическое расстройство спеллингования) - 315.2 (нарушение письменной речи); F81.2 (специфическое расстройство навыков счета) - 315.1 (дискалькулия); F81.3 и F81.9 (смешанное расстройство школьных навыков и не уточненное расстройство обучения) -315.9 (не уточненное расстройство обучения) [13].
Дефектологический словарь в 1970 году давал следующее определение задержки психического развития: «это нарушение нормального темпа психического развития, в связи с чем ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут настроиться на школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их» [1]. Но следует отметить, что за прошедшие 45 лет кардинальных изменений в названном определении не произошло. Лишь успехи развития ранней помощи и, в определенной мере, ужесточения диагностических критериев позволяют диагностировать данное нарушение уже в дошкольном возрасте. Однако преимущественно эта проблема касается именно учащихся начавших свое школьное обучение. [12]. Таким образом, дети с ЗПР - это неоднородная группа, объединенная по такому общему критерию,
как школьная дезадаптация, т.е. несоответствие возможностей ребенка уровню нормативных требований учебной программы общеобразовательной школы. Это несоответствие имеет различный характер, что и определяет пестроту этой группы учащихся. Но главное то, что у этих детей снижен уровень их учебных возможностей, то есть имеется школьная неуспеваемость.
Пошатанюк И.М. указывает, что задержка психического развития составляет почти 50% всех психических заболеваний детей и подростков [7]. По данным Шипулиной Т.Я. в Российской Федерации распространенность задержки психического развития составляет от 4% до 8.2% [11].
Клиническое изучение ЗПР представляет определенные сложности, поскольку в этих случаях речь идет о структурных признаки и закономерности динамики не болезненного состояния, а аномалии развития - нарушениях психического онтогенеза. Если болезнь является несомненной компетенцией медика, то аномалия психического развития в значительной степени является областью специальной психологии, изучающей деформацию нормальных психических функций и психического развития в условиях патологии. Тесная связь психопатологических болезненных симптомов с отклонениями психического развития способствует тому, что различные аномалии психического развития всегда были объектом изучения не только психологов и педагогов, но и психиатров. Особое место среди детей с ОВЗ занимают дети с задержкой психического развития с различными нозологиями. Так, ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного гене-за: хроническими инфекциями и аллергическими проявлениями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. В первую очередь это касается сердечнососудистой и дыхательной систем. В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, при которой снижается не только общий, но и психический тонус.
Целью нашей работы стало комплексное исследование уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития (ЗПР) соматогенного происхождения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено комплексное исследование уровня школьной тревожности у 63 детей младшего школьного возраста (7-9 лет) с диагнозом ЗПР соматогенного происхождения. Диагностическим инструментарием проведенного исследования были выбраны следующие диагностические методики: метод наблюдения; «Про-
ективная методика для диагностики школьной тревожности» (Прихожан А.М.) адаптированная; «Опросник школьной тревожности» Фил-липса Б. (School Anxiety Questionnaire by Beeman N. Phillips) адаптированный; проективная рисуночная методика «Я в школе». Каждая из названных методик имеет ряд достоинств и недостатков, краткое описание которых приведено ниже.
Метод наблюдения. Его цель - выявление детей с проявлениями общей и школьной тревожности, определение ее уровня с помощью анализа вербальных и невербальных показателей. Преимущества методики: позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; позволяет одновременно охватить поведение целой группы школьников; позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам -вербальными и невербальными. К недостаткам методики можно отнести: субъективность; усталость наблюдателя и наблюдаемого; однократность наблюдаемых реакций в отдельных ситуациях, что приводит к невозможности сделать обобщающий вывод; необходимость больших ресурсных затрат (человеко-часов); сложность соблюдения валидности. «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» (Прихожан А.М.). Цель метода: выявление общего уровня школьной тревожности у младших школьников [8]. Преимущества данной методики: позволяет получить информацию, которая не зависит от уровня развития рефлексии школьников, то есть от способности замечать состояние тревоги; позволяет полу-
чить информацию непосредственно от школьника. Недостатки методики: субъективность полученных данных; необходимость больших ресурсных затрат (человеко-часов). «Опросник школьной тревожности» Б. Филлипса (School Anxiety Questionnaire by Beeman N. Phillips) адаптированный. Цель данного метода - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста [9]. Преимущества методики состоят в том, что она позволяет выявить уровень тревожности младшего школьника в различных школьных ситуациях; позволяет определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает; позволяет получить информацию непосредственно от школьника; возможность статистической обработки. К недостаткам методики можно отнести субъективность полученных данных и необходимость больших ресурсных затрат. Проективная рисуночная методика «Я в школе» [5]. Перечисляя ее преимущества можно выделить такие аспекты, как простота проведения, отсутствие больших ресурсных затрат, естественность процесса рисования для детей. К недостаткам методики относится субъективность полученных данных, невозможность статистической обработки.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты диагностики школьной тревожности у младших школьников с ЗПР соматогенного происхождения можно представить в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1
Уровни школьной тревожности у младших школьников с ЗПР соматогенного происхождения (п = 63)
Уровень тревожности Методики, %
Наблюдения Прихожан А.М. Филлипса Б. Рисуночная
Высокий 14,3 61,9 52,4 33,3
Повышенный 28,6 38,1 33,3
Средний 38,1 38,1 9,5 20
Низкий 19 13,4
Анализируя данные, полученные в ходе исследования, мы можем констатировать, что большинство детей с ЗПР соматогенного происхождения имеют повышенный и высокий уровни школьной тревожности. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития -т.е. соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений, связанных с ощущением ребенком своей физической неполноценности, а иногда навязанным режимом определенных ограничений и запретов, в кото-
ром он находится. Следует подчеркнуть, что в целом это группа детей, которые осознают свою несостоятельность адекватно усваивать учебный материал и, поэтому, отличаются высоким и повышенным уровнем тревожности. Высокий уровень школьной тревожности в значительной степени затрудняет процесс обучения, препятствует получению практических навыков. Однако наиболее существенно этот фактор отражается на процессе социализации и межличностной коммуникации названной категории детей.
ВЫВОДЫ
Подводя краткие итоги исследования, считаем целесообразным подчеркнуть важность комплексного диагностического обследования младших школьников с ЗПР перед разработкой коррекционных мероприятий по снижению уровня тревожности и составлении адаптированных педагогических программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дефектологический словарь [Текст]: словарь / ред. А.Н. Оршанская; - М.: Педагогика, 1970. - С.111.
2. Иванов Е. С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе [Текст] // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Пев-знер. - М.: Педагогика, 1971. - С. 63-66
3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев; - М.: Медицина, 1995 - С. 357-358.
4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств [Текст]: Клинические описания и указания по диагностике / Перевод на русский язык под ред. Ю.Л. Нуллер, С.Ю. Циркин; - СПб.: Адис, 1994. - С. 247.
5. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Микляева А.В., Румянцева П.В. - СПб.: Речь, 2004. -248 с.
6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование [Текст] / В.В. Николаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 167 с.
7. Пошатанюк И.М. Гигиеническая оценка психофизического развития и успешности обучения учащихся специализированных школ [Текст]: автореф. дис. канд. биол. наук / И.М. Пошатнюк. - К: Институт гигиены и медицинской экологии им. Марзеева АМН Украины, 2002
- 24 с.
8. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан.
- 2-е изд. - Москва [др.] : Питер, 2007. - 191 с.
9. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 432 с.
10. Тютина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей, больных туберкулезом: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2005. - 184 с.
11. Шипулина Т. Я. Особенности психического развития детей коренного этноса Ямальского Севера: автореф. дис. канд. мед. наук / Т.Я. Шипулина. - М.: Учреждение Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН, 2010 - 25 с.
12. Esser G. Umschriebene Entwicklungs Störungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G.Esser, A.Wyschkon; - Gottingen: Hogrefe, 2000. - S. 410.