Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ ОРАНЖЕРЕЯ КАК НОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О ФЛОРЕ РОДНОГО РЕГИОНА'

ШКОЛЬНАЯ ОРАНЖЕРЕЯ КАК НОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О ФЛОРЕ РОДНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
339
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
оранжерея / школа / пришкольные участки.

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Попова Елена Владимировна

в статье рассматривается история создания оранжерей, с последующим использованием в школьном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Попова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ ОРАНЖЕРЕЯ КАК НОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О ФЛОРЕ РОДНОГО РЕГИОНА»

ШКОЛЬНАЯ ОРАНЖЕРЕЯ КАК НОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О ФЛОРЕ РОДНОГО

РЕГИОНА Е.В. Попова.

Попова Елена Владимировна - магистрант, направление: биолого-экологическое образование, кафедра: ботаники и зоологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматривается история создания оранжерей, с последующим использованием в школьном образовании.

Ключевые слова: оранжерея; школа; пришкольные участки.

УДК 58.084; 371.617

Введение.

Современная школа обращена к поиску все новых инструментов для использования в образовательном процессе. Одним из таких является школьная оранжерея. Идея школьных оранжерей не нова и попытки по созданию таких объектов предпринимались еще в советских школах, но опыт не прижился. Это, в первую очередь, было связано с ограниченным выбором растений и инвентаря. В настоящее время горизонты по разнообразию растений и сопутствующих материалов по их выращиванию и содержанию значительно расширены: (https://znanium.com/read?id=17690 ; http://myprofnastil.ru/blog/2021/12/14/chto-vyrashhivayut-v-oranzhereyax/; ).

Создание оранжереи решает множество задач, как в целом для образовательного процесса, так и для конкретного обучающегося. (https://www.greencross.by/ru/school-gardens-around-the-world;

https://bio.wikireading.ru/21854; ).

Одной из важных моментов школьной оранжереи является возможность использования в оранжереях растительных объектов региона. Это значительно облегчает необходимость подбора материала для оранжерей и расширяет горизонты познания флоры родного края.

Целью нашего исследования является показать перспективность современной оранжереи в образовании и воспитании обучающихся школ степного региона.

Материалы и методы.

Для достижения поставленных цели и задач, нами были проанализированы литературные источники по истории развития оранжерейного дела в образовательных учреждениях. Так же рассмотрены материалы по влиянию школьных цветников на воспитание и развитие детей. Были изучены документы САНПИН (https://sh-biryukovskaya-r38.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/SP_2.4.3648_20.pdf; ), исходя из которых, были подобраны растения для школьных оранжерей степных регионов.

Оранжерея — пристройка или строение для выращивания растений, искусственная экосистема. Сооружаются с использованием прозрачных материалов (стекла или аналогичного ему по светопроницаемости пластика) и обеспечивают необходимые для растений условия влажности, температуры и освещенности.

Первые оранжереи появились во Франции во второй половине XVI века, но использовали их в основном для сохранения растений в зимний период. В Нидерландах—в это же время появились стеклянные оранжереи с печным отоплением. В ХУП-ХК веках оранжереи стали востребованы в богатых европейских домах. Использовались они не только для выращивания апельсинов и экзотических растений, а также стали делать модные гостиные для светских встреч. Первая оранжерея, близкая к современному пониманию, появилась в Италии, здесь уже основная задача становится защита и поддержка тропических экзотических растений, которые были привезены из экспедиций для исследования.

В нашей стране предками оранжерей можно считать паровые гряды и русские парники, в XVII веке на них выращивались огурцы, арбузы и дыни для царского стола. «Оранжерейные палаты» стали появляться в конце этого же века, сначала сады раскинулись на территории Кремля в Москве, а позже и в Петербурге, по распоряжению Петра I. Оранжереи стали атрибутом загородных поместий и дворцовых ансамблей, в которых располагались теплицы, зимние сады, танцевальные площадки и гостиные. Особенно прогрессивно тепличное хозяйство стало развиваться в XIX веке в Подмосковье, где начали выращивать овощи в защищенном грунте.

В XX веке произошла перестройка в преподавании биологии, на основах мичуринского учения и решение XIX съезда КПСС (1952) об осуществлении политехнического обучения, а XX и XXI съезды КПСС (1956, 1959 гг.) определили пути дальнейшего развития политехнического обучения, осуществления принципов соединения обучения с производительным трудом, связи школы с жизнью. Таким образом, к

середине XX века в СССР практически в каждой школе - начальной, базовой или средней, были созданы пришкольные учебно-опытные участки. И надо сказать, что оранжерей при образовательных учреждениях и не было, в основном это были пришкольные участки, сады.

В основном при образовательных организациях устраивали пришкольные сады и участки. Еще в 1638 году Я.А. Коменский в «Великой дидактике» требовал наличие при школе небольшого сада «куда следует иногда пускать учеников и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав». Ж. Руссо (1761) считал садовые работы «важнейшим воспитательным средством). https://school3 semey.ucoz. ru/111/kamenskij .pdf;

В России одним из первых пришкольных садов был сад в Петербургском шляхетском корпусе в XVIII веке. В этом саду были представлены коллекции лекарственных и различных сортов культурных растений. Во времена А. С. Пушкина в Царскосельском лицее был ботанический садик по системе Линнея и также отдельные садики для каждого воспитанника.

С начала 60-х годов XIX крупные педагоги стали усиленно пропагандировать устройство школьных садов в учебных целях. В «Журнале Министерства просвещения» в своей статье Н. Варнека (1863 г.) пишет: «при каждой гимназии, мы полагаем, найдется несколько квадратных сажен незанятой земли, которую можно будет превратить в гряды, засадив их или засеять растениями».

К середине XX века в СССР практически в каждой школе - начальной, базовой или средней, были созданы пришкольные учебно-опытные участки. И надо сказать, что оранжерей, при образовательных учреждениях и не было, в основном это были пришкольные сады и участки.

Результаты обсуждения.

Все работы в Советском Союзе для создания и использовании в учебном процессе пришкольных участков потерпели регресс, так как открытые сады лишали обучающихся работать с зеленым материалом (растениями) в непосредственно учебное время, которое приходился на осенне-весенний период и не захватывает процесс активной вегетации растений. Приусадебные участки в таком случае выполняли лишь одну из своих основных функций - воспитательную.

Нами предлагается развитие школьной оранжереи, которая будет доступна обучающимся на протяжении всего учебного года. Несомненно, для создания оранжереи потребуются финансовые затраты, но в школе можно обустроить мини-оранжерею. В первую очередь потребуется отдельная школьная комната (класс) или кабинет с большой площадью, где можно сформировать, по всем требованиям САНПИНа (https://sh-biryukovskaya-r38.gosweb.gosuslugi.rU/netcat_files/32/315/SP_2.4.3648_20.pdf),

оранжерею. Рис. 1.

Выращивание растений в зимний период можно в горшках с последующим переносом на пришкольный участок декоративных, культурных и растений степного региона.

Оранжерея

Отдельная комната

Биологический кабинет

- высаживать тропические растения -декоративные и культурные растения -растения региона

Рис. 1. Выращивание растений в зимний период. Школьная оранжерея выполняет сразу несколько важнейших функций (Рис. 2).

Фунтгттии ттттт.тп-.ной оранжереи и о6разоиате.ттт-.ной деятельности

Образовательная Природоохранная

Производственная Пр осветительская

Опытническо -исследовательская Воспитательная

Рис. 2. Основные направления деятельности школьной оранжереи.

1. Образовательная функция - является важнейшим элементом при преподавании таких дисциплин как: биология, физика, география и трудовое обучение. Большой востребованностью оранжерейные растения станут при знакомстве обучающихся с такими темами по биологии как: «Клетка», «Морфология цветковых растений», «Разнообразие растительного мира», «Селекция» и «Экология», по физике тема «Виды теплопередачи. Теплопроводность конвекция, излучение», по географии «Растительный мир России» и т.д.

2. Производственная функция- связана с выращиванием растения из семени или отростка. Формированием подходящих для него условий и составлением композиций.

3. Опытническо-исследовательская функция. Растительные объекты оранжереи удобно использовать на лабораторных и практических работах. У обучающихся возникает возможность проведения факультативных исследований. Это поможет не только провести исследования, но и качественно подготовиться к научной работе, по результатам которой можно выступать на конференциях, участвовать в олимпиадах и научных школах, факультативных или кружковых занятиях по биологии, проведение работы по изучению уровня бактериального загрязнения воздуха различных школьных помещений, а также сравнительное определение фитонцидной активности комнатных растений. Такие опыты вызывают интерес у обучающихся к естественным наукам.

4. Природоохранная функция. Подбор растений в школьную оранжерею, уход за ними и изучение, позволит проводить мероприятия по охране природы и биологическому разнообразию родного края.

5. Просветительская функция. Используя школьную оранжерею, можно разработать многочисленные экскурсии, которые смогут проводить как сами преподаватели, так и обучающиеся разных классов.

6. Воспитательная функция. С помощью оранжереи можно решить и такие вопросы, как заинтересованность обучающихся к учебе, развить направления экологического воспитания, выработать трудолюбие и внимательность и многое другое.

Растительный материал, используемый для школьной оранжереи, может включать как дикорастущие растения, так и декоративные, культурные. Учитель биологии, при подготовке списка растений для школьной оранжереи, должен внимательно изучить требования САНПИНа, а также ознакомиться со списком разрешенных растительных материалов в образовательных учреждениях. Важным моментом, при подборе растений является тщательное изучение условий для высаживания саженцев и семян. Нельзя использовать кустарники с ядовитыми плодами, шипами, колючками. Запрещены растения, способные спровоцировать аллергические реакции, а также деревья и растения с большим содержанием эфирных масел. Требования САНПИН часто меняются, но неизменным остается безопасность использования материала.

Для школьных оранжерей Оренбургской области деревья конечно же не подойдут, необходимо опираться на удобство и простоту в использовании для обучающихся в первую очередь. Поэтому основой школьной оранжереи послужат травянистые растения, кустарники и полукустарники. Среди дикорастущих стоит взять растения, часто встречаемые в регионе. Для школ степных регионов можно использовать шалфей сухостепной, льнянку обыкновенную, ковыль Лессинга и многие другие. Необходимо помнить, что не стоит пытаться высаживать в оранжерее редкие и охраняемые виды растений. Во- первых, нет необходимости рисковать их и без того сложной ситуацией в природе, а именно отбирать семенной материал и вегетативные части растений. Во- вторых, это запрещено и преследуется законом (Красная книга Оренбургской области, 2019)

(https://drive.google.eom/file/d/1bsJGgg4Y4NqTt25Jfjv49OEaWj1PjIQI/view).

В оранжерее можно сделать и аптечный огород. Для этого в растительный ассортимент следует подобрать лекарственные травы, официально признанные медициной и растущие на территории региона.

Среди таких растений может быть зверобой продырявленный, душица обыкновенная, подорожник большой, мать и мачеха и другие. Не забываем, что среди лекарственных трав могут встречаться и ядовитые растения, они категорически запрещены на территориях общеобразовательных учреждениях. К таким относятся, например, белена черная, синяк обыкновенный, виды рода молочай и д.р.

Среди декоративных могут быть растения как выращиваемые на клумбе в открытом грунте, так и домашние цветы. Есть виды растений, которые хорошо себя чувствуют в тех и других условиях, например, многочисленные сорта пеларгонии, колеуса, примулы и д.р. Эти растения абсолютно не прихотливы к составу почвы, и хорошо себя чувствуют при высадки с одного грунта в другой.

Определенный интерес вызывают растения, которые являются для региона экзотическими, но часто используются в озеленении помещений. Несомненно, для некоторых из них придется создавать определенные условия, к примеру, циперус - влаголюбивое растение, эухарис- требователен к правильному освещению и режиму полива, сенсивьера, напротив, не притязательна. Тем не менее из них можно собрать декоративный уголок.

По выбору культурных растений имеется широкий ряд растений. Очень показательны бобовые, которые легко прорастить на уроках биологии и с последующим переносом на доращивание в оранжерею, или в летний период в приусадебный участок. Здесь можно просмотреть стадии развития моркови, укропа и других образцов, хорошо известны огородных культур. Еще одним интересным занятием может стать коллекция разных сортов пшеницы, фасоли или гороха. Вывод.

Создание школьных оранжерей несомненно открывает широкую перспективу в обучении учащихся, а также положительно скажется на эстетическом облике образовательного учреждения, показателях экологической среды в школе. Важным в развитии и использования оранжерей станет познание обучающихся о флоре родного края. Созданная зеленая зона, сможет стать ценной базой для проведения школьниками научно- исследовательских работ, которые в дальнейшим примут участие в районных и городских мероприятиях.

Список литературы

1. Верзилин Н. Путешествие с комнатными растениями. Н. Верзилин. - М.: Детская литература, 2001. 346 с.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. -М.: Просвещение, 2010, 223 с

3. Госсе Д. Комнатное цветоводство. Большая современная энциклопедия. Эксмо, 2013. 472 с

4. Н. Мельникова Школьная теплица. Детгиз,1950, -11 с.

5. Перелович, Н.В. Использование элементов ландшафтного дизайна в организации пришкольной территории, 2013, с. 11- 14.

6. Куликова А.Е. Эстетика природы и ее роль в формировании личности // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 209-212.

7. Хессайон Д.Г. Всё о декоративных деревьях и кустарников, 2006. 104 с.

8. Официальный интернет-портал правовой информации. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. 2019. URL: https://drive.google.eom/file/d/1bsJGgg4Y4NqTt25Jfjv49OEaWj1PjIQI/view.

9. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. 2020. URL: https://shbiryukovskayar38.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/SP_2.4.3648_20.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.