Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ОРАНЖЕРЕИ В КАРАКАЛПАКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ОРАНЖЕРЕИ В КАРАКАЛПАКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
коллекция / сохранения / тропическая / субтропическая / принцип / экосистема / collection / conservation / tropical / subtropical / principle / ecosystem

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетмуратова В. Б.

Статья посвящена перспективе создания оранжереи в Каракалпакском государственном университете. Основной функцией оранжереи является сохранения различных видов растений, а также работа по обеспечению учебного процесса в университете путем сбора и поддержания коллекции растений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетмуратова В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE OF CREATION OF ORANGE IN KARAKALPAK STATE UNIVERSITY

The article is devoted to the prospect of creating a greenhouse at Karakalpak State University. The main function of the greenhouse is the preservation of various plant species, as well as work to ensure the educational process at the university by collecting and maintaining a collection of plants.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ОРАНЖЕРЕИ В КАРАКАЛПАКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК: 58

Давлетмуратова В. Б., к.б.н. доцент кафедры «Общей биологии и физиологии» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

г. Нукус, Республика Узбекистан ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ОРАНЖЕРЕИ В КАРАКАЛПАКСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Аннотация: Статья посвящена перспективе создания оранжереи в Каракалпакском государственном университете. Основной функцией оранжереи является сохранения различных видов растений, а также работа по обеспечению учебного процесса в университете путем сбора и поддержания коллекции растений.

Ключевые слова: коллекция, сохранения, тропическая, субтропическая, принцип, экосистема.

Davletmuratova V. B.

Candidate of Biological Sciences

Associate Professor of the Department "General Biology and Physiology"

Karakalpak State University Berdah Nukus, Republic of Uzbekistan PERSPECTIVE OF CREATION OF ORANGE IN KARAKALPAK STATE

UNIVERSITY

Annotation: The article is devoted to the prospect of creating a greenhouse at Karakalpak State University. The main function of the greenhouse is the preservation of various plant species, as well as work to ensure the educational process at the university by collecting and maintaining a collection of plants.

Key words: collection, conservation, tropical, subtropical, principle, ecosystem.

Существует традиционный и консервативный взгляд на университетские теплицы и оранжереи как учебно-вспомогательные подразделения и коллекции растений, служащие исключительно для ботанических специальностей. Однако, в последнее десятилетие начало проявляться понимание, что, благодаря своим разнообразным природным и рукотворным ресурсам, они могут обеспечивать необычайно широкий спектр научно-образовательных потребностей студентов, преподавателей и научных работников высших учебных заведении [2].

Основной функцией оранжереи является сохранения различных видов растений, а также работа по обеспечению учебного процесса в университете путем сбора и поддержания коллекции растений. Для обеспечения учебного процесса надо целенаправленно представлять растительный мир тропической и субтропической зон во всем его систематическом разнообразии, показать максимум порядков, семейств, родов, т.е. воплотить в жизнь систематический принцип [3].

Оранжерея дает возможность создание условий для развития научных, образовательных и просветительских проектов в соответствии с принципами

устойчивого развития. Оранжерея — пристройка или строение для выращивания растений, искусственная экосистема. В 17-19 веках оранжереи были популярны в богатых европейских домах для выращивания апельсинов (orange) и других экзотических растений. Оранжереи строятся из стекла или пластика, на железном корпусе-основании. Внутри них исходящее от солнца (или световой лампы) инфракрасное излучение подогревает растения и почву. Воздух, нагретый от внутренней поверхности, удерживается внутри конструкции крышей и стенками [1]

При создании оранжереи надо подобрать коллекции растения, имеющие для науки и образования интересные жизненные формы, экологические, и, следовательно, морфологические особенности, например, лианы и эпифиты, кактусы аридных областей и лесные кактусы и т.д. Кроме того, важной задачей глобальной стратегии сохранения растений, поставленной перед оранжереи, является сохранение в коллекциях лекарственных растений, диких сородичей культурных растений, и других видов растений, имеющих важное социально-экономическое значение [2].

При создании оранжереи является целесообразным разделить всю коллекцию растений на две части и распределить ее в двух оранжерейных комплексах, а именно:

- фондовая оранжерея

- учебная оранжерея

В фондовой оранжерее могут продолжат свои научно-исследовательские проекты студенты и ученые биологических специальностей. В ней необходимо организовать отдел для размножения и демонстрации способов выращивания растений.

В учебной оранжерее растения могут быть расположены в соответствии с географическим принципом с выделением характерных экологических систем (болото), жизненных форм (эпифиты), групп особенно интересных растений (насекомоядные растения).

В учебной оранжерее основное внимание должно быть уделено организации рабочих мест и учебного класса. В таком оранжерейном классе занятия проходят более эффективно. Коллекция растений в учебной оранжерее круглый год должна обеспечивать занятия в учебном классе соответствующим материалом. Так же важно организовать рабочие места в учебной оранжерее, где могли бы работать дизайнеры, участники программ по садовой терапии, школьники и студенты [1,2].

Таким образом, создание оранжереи могут обеспечить учебный процесса в университете, создает условия для развития научных, образовательных и просветительских проектов, обеспечит повышение уровня экологической культуры студентов, укрепит чувство ответственности и гордости о природном наследии нашей республики. Можно с гордостью показывать оранжерею на выставках разного масштаба по пропаганде развития "зелёной экономики" страны.

Использованные источники:

1. Создание школьной оранжереи Эко-Юрта // https://revolution. а11Ьв81. ги.

2. Туринцева Е.А., Калюжный С.С., Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Общие принципы развития оранжерейных коллекций Ботанического сада ИГУ / Справочно-методическое пособие. - Иркутск: ПИФ Круг, 2009. - 32 с.

3. Фундаментальные и прикладные проблемы ботаники в начале XXI века: Материалы всероссийской конференции. - Петрозаводск, 22-27 сентября 2008 г. - Часть 6. - 2008. 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.