УДК 027.8;069
Абдуллина Е.Д.
магистрантка 3 курса исторического факультета Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь, Россия)
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА: КАК РЕСУРС ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные аспекты создания школьного историко-краеведческого музея на базе библиотечно-информационного центра.
Ключевые слова: школьная библиотека, школьный музей, исторические знания, подрастающее поколение, образовательная деятельность, музейное пространство.
В настоящее время одним из развивающихся направлений библиотечной и музейной работы, является образовательная деятельность. Она формируется как система взаимодействия с обучающимися, педагогами и родителями. Создание школьного музея на базе библиотечно-информационного центра позволяет выстроить систему коммуникации между всеми участниками образовательного процесса, отталкиваясь непосредственно от позиций и предпочтений посетителей, влиять на формирование у них ценностного отношения к чтению, историческому и культурному наследию.
Современный ребенок, активно требующий информации об окружающем мире, все чаще находит ее в сети Интернет, не задумываясь о первоисточниках. Чтобы доказать истинность информации, должен быть первоисточник, подлинный предмет, а не только его виртуальное отображение. То, что библиотека - источник информации - ни у кого не вызывает сомнения. А музей? Музей - это разновидность информационной системы с очень специфическими носителями информации. Это рассказ с помощью предметов. Именно музей преподносит ценность предмета как первоисточника знаний [2, с. 1].
Деятельность школьного музея на базе библиотечно-информационного центра направлена на развитие у подростков тактильного и визуального понимания подлинности информации. Работа школьного музея должна проходить параллельно с развитием познавательных, исследовательских и творческих способностей подрастающего поколения, где музей для детей, а не музей о чем-то. Из посетителя-потребителя школьник становится полноправным участником, соратником и партнером. Таким образом, школьная библиотека-музей становится необходимым элементом социума, к которому можно обратиться за удовлетворением потребности в знаниях, впечатлениях и общении.
Методологической основой построения системы дополнительного историко-краеведческого образования школьного музея в современных условиях является идея рассмотрения его как расширяющейся социокультурной среды, в которой осуществляется последовательная смена состоянии развития, воспитания, профессионального самоопределения, самоидентификации и духовно-нравственного оздоровления личности, становление ее интересов, морально-нравственных позиций, ее самоопределение в быстроизменяющемся мире в интересах самой личности, общества и государства [3, с. 184].
Материально-техническая составляющая библиотечно -
информационного центра позволяет выстроить работу школьного музея в разных форматах, от просмотра виртуальных выставок до создания собственных экспозиций. Но прежде, чем говорить о конкретных возможностях, следует определить наполняемость этого музейного пространства. Процесс информатизации музейного образования протекает, как правило, по двум векторам: или как результат стихийного, или как процесс целенаправленного взаимодействия трех функциональных пространств:
- информационного,
- образовательного,
- музейного [4, с. 26].
В нашем случае, мы рассматриваем процесс постепенного взаимодействия данных пространств. В свою очередь, каждое пространство и их
синергетическое поле выступают как отдельное социальное пространство, т. е. проявляют себя как фактор целенаправленного формирования личности. Уточним определения каждого из названных полей, пространств.
Образовательное пространство составляет часть социокультурной среды, специально созданной для реализации образовательного процесса: общеобразовательные школы, профессиональные училища, колледжи, вузы, организации дополнительного образования (центры творчества, станции, школьные музеи, клубы по месту жительства детей и подростков и т. д.).
Музейное пространство формируется на основе объектов и артефактов природного и культурного наследия, социальной памяти и существует как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей».
Информационное пространство - это информационная среда, включенная в Глобальную информационную сеть, в которой с помощью систем передачи данных объединены в единое целое источники, средства обработки и потребители информации [5, с.148].
Образовательное пространство школьного музея на базе информационно-библиотечного центра направлено на непосредственный контакт музейного педагога с детьми и организацию особой среды музейной и библиотечной коммуникации. Музейное пространство планируется выстраивать на значимой роли книги, как центрального объекта экспозиции, в основе которого будет год издания и события, происходящие в этот период. Умение находить эту информацию о книге, анализировать и сопоставлять полученный материал, с тем или иным периодом в истории своей страны, «малой родины», станет ключевым в создании информационного пространства школьного музея.
Создание школьного музея на базе библиотечно-информационного центра считаем перспективным, поскольку деятельность музея обеспечивает интеграцию содержания общего и дополнительного образования школьников, расширяя, углубляя и систематизируя знания по общеобразовательным предметам и фундаментальным наукам; обеспечивает межпредметную
интеграцию знаний, формирующую мировоззрение обучающегося и адекватное миропонимание; обеспечивает формирование предметных, межпредметных и ключевых компетенций обучающихся, позволяющих применять теоретические знания в практической деятельности [3, с.189].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева Е., Белкин П. Школьные музеи в новом информационном пространстве. Музей в школе: стимул к размышлению: сб. статей. - М., 2005. -64 с.
2. Балашова Ю. В. Школьная библиотека и школьный музей - общая территория, общая цель / Ю. В. Балашова [Электронный ресурс] // http://ifapcom.ru : [сайт]. — URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/balashova_sch_lib_mus.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
3. Смирнов Д. В. Проектирование социокультурной образовательной среды школьного музея в рамках реализации ФГОС общего полного образования (второго поколения) // Школьный музей в образовательной среде: инновации, формы и методы работы: материалы межрегиональной науч. -практ. конф. / под науч. ред. Д. В. Смирнова; отв. ред. А. В. Наумов. Н. Новгород: Изд-во ГБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области, 2015. - С. 182-191.
4. Шляхтина Л. М. Музейная педагогика: учебно-методическое / Л. М. Шляхтина; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры, фак. мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021. - 60 с.
5. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. - 223 с.
Abdullina E.D.
Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia)
SCHOOL LIBRARY: AS A RESOURCE FOR POPULARIZING HISTORICAL KNOWLEDGE
Abstract: this article discusses the current aspects of the creation of a school history and local lore museum on the basis of a library and information center.
Keywords: school library, school museum, historical knowledge, younger generation, educational activity, museum space.