Научная статья на тему 'Школа памяти и речи для бесписьменных народов'

Школа памяти и речи для бесписьменных народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИСЬМЕННЫЕ НАРОДЫ / НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОДНАЯ РЕЧЬ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов А. Н., Джамалова Б. Б.

В современных условиях демократических реформ стала актуальной проблема создания школы бесписьменных народов для сохранения и развития своей этнической культуры. Такой школой может стать национально ориентированная в составе общеобразовательной школы, имеющая целью формирование у молодежи этнической идентичности и способности к развитию своей культуры. Содержание и технологии такой школы строятся на основе родной устной речи и невербальных средств этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа памяти и речи для бесписьменных народов»

^ игровой элемент;

^ повышение информационной компетентности;

^ неформальное общение между преподавателем и студентами;

^ использование социальных сетей не только для развлечения, но и для

образовательных целей;

^ мультимедийность.

Таким образом, нужно отметить, что социальные сети несут в себе не только развлекательный характер, но и являются сегодня инструментом образовательного процесса.

Список литературы:

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2т. Т.2. М., 1974

2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988 с.75.

©Н.В.Наумова

УДК 376.7

А.Н. Нюдюрмагомедов, док. пед. наук, профессор Дагестанского государственного университета Б.Б.Джамалова, канд.юр. наук, доцент Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии

ШКОЛА ПАМЯТИ И РЕЧИ ДЛЯ БЕСПИСЬМЕННЫХ НАРОДОВ

Аннотация

В современных условиях демократических реформ стала актуальной проблема создания школы бесписьменных народов для сохранения и развития своей этнической культуры. Такой школой может стать национально ориентированная в составе общеобразовательной школы, имеющая целью формирование у молодежи этнической идентичности и способности к развитию своей культуры. Содержание и технологии такой школы строятся на основе родной устной речи и невербальных средств этнической культуры.

Ключевые слова: бесписьменные народы, национально ориентированное образование, этническая идентичность, родная речь, невербальные средства культуры

Проблема реализации образовательного права для народов, не имеющих письменность, в современных условиях демократизации общественных отношений приобретает особую значимость. А ее решение осложнено тем, что в школах основанием разработки содержания образования принято наличие у народа ценностей культуры, фиксированных в письменной форме. Соответственно, бесписьменные народы остаются без своей национальной школы, хотя бы аналогично иным народам России, уже создавшим свою письменность. Для решения этой проблемы необходимо обратиться к истории развития национальной школы. Проблему языка обучения в национальных школах предлагали решать с разных позиций: обучать на русском языке для слияния всех народов с русским народом [1], обучать параллельно на русском и родном языке [2], руководствоваться принципом родного языка [3], создавать этнокультурные школы для каждого народа, поскольку культура и образовательное право для всех народов одинаковы [4]. В сложившемся опыте развития национальных школ в Республике Дагестан сложились три типа учебных планов, определяющих место и роль родного языка в школах: с обучением с первого класса на русском языке, с изучением родного языка, как отдельного предмета и с обучением на родном языке в начальной школе. Но народы без письменности не попадают ни в один из этих типов учебных планов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

В связи с этим в нашем исследовании выявлены эффективные условия организации школы для бесписьменных народов на основе устной родной речи и невербальных ценностей этнической культуры. Устная речь становится основой школы для бесписьменных народов в связи с тем, что у них нет письменного языка. Значит, эта школа становится школой речи и памяти. В таком выборе основы школы нет сомнений, поскольку в своей многовековой истории каждый народ сумел сохранить родную речь даже без специально организованного его изучения с детьми. Кроме того, известно, что письменный язык является определённый кодом, системой знаков и правил их употребления в речи. Речь намного богаче языка, она всегда развёртывается во времени, отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения [5]. В речи содержится намного больше информации о ценностях культуры и традиционном образе жизни народа, чем в языке. Тем не менее, ее использование в обучении осложняется тем, что еще не разработаны соответствующие дискурсивные учебные средства. В школе для бесписьменных народов в качестве таких средств более продуктивны аудио и видеозаписи с образцами речи народных мастеров слова. В ходе прослушивания самой речи и наблюдения средств ее оформления и поддержки учащиеся, пользуясь приемами запоминания, усваивают содержание и структурные элементы культуры. В ходе дальнейших занятий, проводимых в форме тренингов, они отрабатывают технику родной речи и получают возможность выделять в ней уникальные элементы, отличающие ее от языка других народов. Содержанием родной речи становятся ценности этнической культуры и традиционного уклада жизни народа. При этом, необходимо отметить тщетность попыток лингвистов создавать письменность каждому народу. Это трудный и долгий процесс. Для организации полноценной этнокультурной школы на письменном языке потребуется не менее шестнадцати лет, даже при наличии письменности. Даже если и создадим письменность и школу на письменном языке, могут возникнуть проблемы. Этнокультурная школа может привести к замыканию народа в рамках своей культуры и традиционного образа жизни, изоляции среди других культур. А в современных условиях расширения международных и межкультурных контактов такой подход может стать целенаправленной помехой адаптации человека в поликультурном мире. Школа, в которой дети организованно приобщаются к родной речи, позволяет без особых трудностей и дополнительных помех обеспечить идентификацию молодежи со своей культурой можно назвать школой речевого освоения мира и культуры.

Другим составным компонентом содержания и процесса обучения в школе для бесписьменных народов становятся невербальные средства культуры и их самобытной жизни. В народной культуре эти средства чаще всего сохранились как продукты декоративно-прикладного искусства. Специалисты считают, что декоративно-прикладное искусство является более доступным для восприятия, поскольку в него включаются ценности искусства и традиционной самобытной жизни народа в вещной художественной форме. Народный мастер в нем является не индивидуальным художником, а выразителем представлений всего народа о мире [6]. Соответственно, в каждом индивидуальном проекте народного мастера можно увидеть этнические особенности культуры всего народа. Уникальность культуры народов Дагестана еще проявляется в том, что такие ценности культуры как продукты художественного творчества и декоративно-прикладного искусства не только сохранились, но постоянно создаются по разным направлениям народно-художественных промыслов. Каждый народ исторически приспособлен к одному виду народно-художественных промыслов, посредством которого обеспечивал себя работой В музеях, на выставках они представлены от более крупных народов: аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаранцев. Однако бесписьменные народы даже не имеют статуса малочисленного народа, изделия их материальной культуры отдельно не представлены, и при отборе экспонатов этнической культуры приходится советоваться и получать компетентные оценки от мастеров художественных изделий разных народов.

Возможность создания таких учебных средств дают полевые материалы, собираемые с помощью учеников, родителей, учителей, студентов и их фиксация через электронные технологии. В этих целях собирается полевой материал в форме видеосъемок социальных событий, природных объектов, фотографий, реальных предметов быта, интерьера, одежды, культуры питания и народной медицины. Вместо учебных пособий, которые используются в обычной школе, в бесписьменной школе будут электронные учебные пособия с видеоматериалами, комментируемыми родной устной речью. Эти средства доступны учителям

при подготовке к занятиям, они составляют технологии учебно-познавательного и воспитательного процесса, ими могут пользоваться ученики при самостоятельной подготовке к занятиям.

Но при этом остаются сомнения относительно типа такой школы. Она будет самостоятельной этнокультурной или в рамках общекультурной школы. Наше исследование привело к национально ориентированному образованию, которое является составной частью общего образования, цель, содержание и технологии которого позволяют формировать у молодежи этническую идентичность, национальный характер и способность к развитию этнокультуры и межкультурного диалога. В такой школе представитель каждого народа в сравнении разных культур может глубже понять уникальность своего народа, общность и различия культур разных народов.

Список использованной литературы: 1.О мерах с образованием населяющих Россию инородцев (1870 г.) // www. detskiysad. ru/ raznlit/ istped 012.

2.Ильминский Н.И. Об образовании инородцев // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х- начала ХХ в. - М.:Педагогика, 1990.- с.162-163

3.Тахо - Годи А.А. О языке преподавания в Дагестане // Партархив Даг. Обкома КПСС. Ф.1. Оп.8. Д.60. Л.64

4. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования // tatarstan.news.citiy.info/docs /systems /doc _oegbmz/index.htm

5. Язык и речь // www.Shpora07.narod.ru/all_q/longage. Htm

6. Лыкова И.А. Ребенок и культура: смысловое общение на языке художественного образования, знаков и символов // Педагогика искусства, 2013, №2 // http: //www.frt-edication.ru/AEmagazine

©АН. Нюдюрмагомедов , Б.Б.Джамалова, 2015

УДК 379.8

Н.А. Опарина

К. пед. н., доцент Кафедра социально-культурной деятельности Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация

ИГРОВОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Аннотация

В статье рассматривается роль народной педагогики игры в воспитании детей. Исследуются игровые технологии в контексте традиций народной педагогики. Акцентируется внимание на проблеме передачи игровых приемов и традиций народной педагогики новым поколениям.

Ключевые слова Фольклор; традиция; воспитание; творчество, игра; педагогика; народ.

Духовная культура народа во многом основывается на наследии народной педагогики. Известные ученые Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Волков Г.Н., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Круглов Ю.Г., Лазарев А.И., Лазарева Л.Н. и др. доказали неразрывное взаимовлияние официальной и народной педагогики. Мудрость народа, выраженная в правилах и постулатах народной педагогики, является непреходящей ценностью педагогической культуры человечества. «Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве высшая гармония на земле» [5, с. 75].

Основными компонентами народного воспитания всегда были игровые приемы, окружающая природа, творчество, религия, бытовое общение, труд, традиции и т.д. «Мудрость, свет и оптимизм народа представлен в образах русской культуры, в фольклорных произведениях и особенно в играх» [4, с. 7]. Без игры в том или ином виде полноценный детский досуг невозможен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.