8. Online Etymology Dictionary [Electronic re-sourse]. URL : http://www.etymonline.com/index. php?term=care&allowed_in_frame=0 (дата обращения: 16.10.2013).
* * *
1. Vernan Zh.-P. Proishozhdenie drevnegreche-skoy myisli / obsch. red. F.X. Kessidi, A.P. Yush-kevicha. M. : Progress, 1988.
2. Istoriko-etimologicheskiy slovar sovremennogo russkogo yazyika : v 2 t. / sost. P.Ya. Chernyih. 3-e izd., ispr., ster. M. : Rus. yaz., 1999. T. 1.
3. Lukatskiy M.A. Chelovek obuchayuschiysya (homo educandus): ot antichnosti do sovremennosti // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. 2008. №1. S. 6-35.
4. Pamyatniki pozdnego antichnogo oratorskogo i epistolyarnogo iskusstva II-V veka / otv. red. M.E. Grabar-Passek. M. : Nauka, 1964.
5. Platon. Zakonyi // Sochineniya v 4 t. / pod obsch. red. A.F. Loseva i V.F. Asmusa. SPb. : Izd-vo SPbU; Izd-vo O. Abyishko, 2007. T. 3. Ch. 2.
6. Slobodchikov V.I. Kontseptualnyie osnovyi antropologii sovremennogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2010. №1(69). S. 11-22.
7. Depew D., Poulakos T. Introduction // Isocrates and Civic Education / ed. by Takis Poulakos and David Depew. Austin: University of Texas Press, 2004.
8. Online Etymology Dictionary [Electronic resourse]. URL : http://www.etymonline.com/index. php?term=care&allowed_in_frame=0 (data obrascheniya: 16.10.2013).
Antique and modern anthropological and pedagogic project of a person who cares about him/herself
There are determined the pedagogic contents of the antique and modern notion "care about oneself" connected with person’s attitude to one’s own education in a particular historical and cultural context. There are revealed the origins of etymologic ambiguity of the notion "care ", the consequences of which are considerable differences in comprehension of "care about oneself" as anthropological and pedagogic project in the domestic and foreign pedagogic traditions.
Key words: antique pedagogy, anthropological and pedagogic project, pedagogy of "care about oneself’, "care about oneself".
(Статья поступила в редакцию 14.01.2014)
А.н. нюдюрмагомедов,
Б.Б. дЖАМАЛОВА (Махачкала)
материальные средства
обучения в школе
для бесписьменных народов
Приводятся некоторые результаты исследования организации национально ориентированного образования для народов, не имеющих возможности для открытия своей национальной школы из-за отсутствия письменного языка. Решить эту проблему предлагается через использование материальных средств этнической культуры, традиций самобытной жизни и ментальных особенностей этнического мировосприятия.
Ключевые слова: бесписьменные народы, этническая культура, этнокультурная школа, национально ориентированное образование, национальный характер, этническая идентичность
Основными целями образования во все времена развития общества остаются сохранение и развитие культуры, приобщение молодежи к способам объяснения мира и использования ресурсов природы в пользу человека. Однако реализация этой цели на разных этапах развития общества и в разных странах происходит с уклоном в сторону то рационализации, то культурологизации образования. В техногенной цивилизации образование подчинено развитию рационального, преимущественно логико-вербального мышления обучаемых, овладению знаниями, а воспитание и окультуривание человека идут параллельно с рациональным обучением [7]. В традиционных обществах образование больше направлено на развитие культуры душевных сил и эмоциональной сферы человека.
Образование по своей сущности является консервативным феноменом и требует значительных временных интервалов для модернизации или обновления. Современное образование в связи с этим, несмотря на ряд реформ и модернизаций, еще сохраняет классические традиции и не торопится реагировать на появившиеся в науке в последние годы новые представления о природе, обществе, человеке и о сущностных структурных механизмах самого образования.
© Нюдюрмагомедов А.Н., Джамалова Б.Б., 2014
Параллельно с этим в образование интенсивно проникают синергетические процессы в интеллектуальном развитии учащихся и раскрытии душевных и эмоциональных сил через воспитание человека в социокультурной среде. Однако анализ образовательных стандартов общего и профессионального образования, обновленных в последние годы, показывает, что приоритет отдается рационализации образования, а программа духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации предложена к реализации во внеурочной деятельности школы. Национально-региональный компонент, который был введен в предыдущие стандарты образования, заменен внеурочной деятельностью, а понятие «национальная школа» исчезло из всех официальных документов об образовании. Возникает закономерный вопрос о том, каким образом граждане России могут воспользоваться своим конституционным правом на образование на родном языке и развитие этнической культуры, если нормативные документы об образовании не дают такую возможность?
Чтобы получить объективный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно обратиться к истории развития школы для нерусских народов России. Как известно из истории педагогики в России, в правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1870 г.) конечной целью образования всех инородцев определено их обрусение и слияние с русским народом [1, с. 270]. Однако даже в этих правилах для народов, мало обрусевших, разрешалось начинать обучение на родном языке, с постепенным переходом в последующем к обучению на русском языке. Немного иной подход к народным школам предлагал известный русский педагог Н.И. Ильминский. Он считал, что учебники и обучение в народных школах должны быть «на чистом разговорном языке, не только в отдельных словах и грамматическом сочинении и расположении слов, но и в логической постановке мыслей, по возможности приближенной к простонародному складу» [2, с. 234]. Как видно, здесь речь идет не только о языке обучения, но и о народном менталитете, особенностях восприятия и объяснения явлений природы и общества, присущих тому или иному народу. А эти вещи выходят за рамки языка, что можно назвать началом становления культурологического подхода к образованию разных народов.
Параллельно с изменением отношения к языку как основе обучения в школах для раз-
ных народов российского государства у народов Дагестана наблюдались самостоятельные попытки создания своей письменности. Таким общим для всех народов Дагестана алфавитом в свое время стал «аджам» как приспособление арабского алфавита к фонетическим свойствам дагестанских языков [3]. Однако письменный язык является набором знаков и только одной из ценностей культуры народа. Своеобразие менталитета народа проявляется в культуре. Аджам помог решить проблему фиксации некоторых ценностей культуры, но не идентификации молодежи в культуре своего народа.
На следующем этапе становления национальной школы для народов Дагестана значимую роль сыграло исследование П.К. Усла-ром дагестанских языков на лингвистическом уровне. При этом ученый не мог не заметить неразрывную связь языков с культурным своеобразием народов и предлагал забрать эти «проводники» в свои руки, чтобы распорядиться ими для распространения среди горцев нового рода понятий [6], а не для развития их собственной культуры. Однако лингвистические исследования П.К. Услара помогли многим дагестанским педагогам создать письменность своего родного языка как одного из средств фиксации и сохранения ценностей культуры и приобщения молодежи к ним.
Нужно отметить, что в это время в Дагестане уже были разработаны единая письменность, приспособленная к языкам коренных народов, алфавиты и методики изучения языков в конфессиональных школах, только на основе арабской графики. П.К. Услара и его последователей из передовой интеллигенции Дагестана можно считать смелыми людьми и решительными учеными, сумевшими перевернуть устойчивую систему изучения родных языков с арабской на русскую графику в регионе с массовым распространением влияния мусульманской культуры. Однако в их идеологии еще не было даже идеи создания национальных школ и этнокультурного образования. П.К. Услар считал, что «горцы не могут создать даже литературу на своих родных языках». Это видно из рассмотрения основных положений, на которых предлагалось строить новые школы:
- первоначальное обучение проводить на родном языке и добровольно;
- сделать школы общеобразовательными;
- поставить цель по подготовке к специальному образованию;
- обучать чтению, письму и пробуждению умственных способностей;
- заменить обучение классических языков русским языком;
- организовать обучение по научно обоснованным методикам [6].
Как видно из этих положений, только «первоначальное обучение на местном языке» относится к культуре коренных народов. Добровольность выбора языка обучения самими народами была испытана в Дагестане в 1960-е гг., когда родителям разрешили определять своих детей с первого класса в группы с родным или русским языком обучения. Большинство родителей, посчитав важность русского языка в дальнейшей жизни своих детей неоспоримой, записывали их в соответствующие группы. Получилось так, что народы сами отказывались от сохранения и развития своей культуры. В числе веских причин отсутствия у многих народов письменности до сих пор является непонимание даже передовой интеллигенцией важности сохранения своего этноса, его языка, культуры, ментальности и этнической идентификации молодежи. Ведь культура каждого народа, ее отличие или сходство с другими этническими группами, причины процветания или гибели народов в программах ЮНЕСКО определены как факторы объяснения происхождения и перспектив развития всего человечества.
Именно такой позиции придерживался идеолог и организатор национальной школы в национальных окраинах России в 1920-е гг. A.A. Тахо-Годи. Он провозгласил как основу национальной школы принципы «родного языка» и связи школы с социокультурной средой. Однако в реализации этих принципов (как в их первоначальном виде, так и в дальнейшей модернизации) наблюдались явные противоречия.
так, на основе принципа родного языка была проделана огромная работа по созданию алфавитов родных языков, разработке учебников, подготовке учителей родного языка. Однако в итоге письменность приобрели только шесть коренных народов Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и табасаранцы), а остальные народы до сих пор не имеют ни письменности, ни национальной школы, ни возможности в письменной форме фиксировать ценности культуры, сохранять их и приобщать к ним молодежь. Мы считаем, что причиной этого является неправильное толкование самого «принципа родного языка» или пред-
намеренное изменение его на принцип письменного родного языка. Ведь у каждого народа есть родной, разговорный язык, культурные ценности имеют свои языковые названия, объяснение и понимание. В местах компактного проживания отдельного народа взрослые в семейной и социокультурной жизни приобщают к этим ценностям детей и молодежь, строя воспитание на нормах традиционной жизни. У такой школы жизни есть своя территория, образовательная среда, средства обучения в форме натуральной природы и атрибутов социальной жизни, есть педагоги в лице взрослых и методы познания в форме наблюдения и подражания. Иначе говоря, без официального признания у каждого народа существует «школа жизни», которая не требует письменного языка. A официальную школу для них нельзя организовать только потому, что у них нет письменного языка, принятого за основу создания школы. Возникает естественный вывод: а правильно ли письменный язык принят за основу создания школы и образования?
Кроме того, великое наследие A.A. Тахо-Годи искажено и по второму принципу - по «связи школы и социокультурной среды». Это искажение было и в самих взглядах известного педагога. Он утверждал, что «перед советской властью стоит трудная задача по вызволению горцев Дагестана из тысячелетнего культурного тупика» [5, с. 296]. Под связью школы с социокультурной средой он понимал «приобщение ранее отсталых национальностей к делу социалистического строительства» [Там же, с. 279], а развитие национальных культур предлагал использовать как средство приобщения народов к более высокой социалистической культуре. Связь языка и культуры в национальной школе ученый видел в том, что язык помогает развивать национальные культуры, чтобы они безболезненно влились в общий процесс социалистического строительства. Вследствие такого историко-педагогического парадокса до сих пор в одной только маленькой Республике Дагестан более двадцати малочисленных народов остались без возможности сохранения и развития своей культуры. Их культура как самоценный феномен, уникальная ментальность их жизни, возрождение и использование огромного нравственного потенциала культуры и приобщение к нему молодежи ни на региональном, ни на федеральном уровнях не становятся центром новых идей или конкретных социальных или педагогических проектов.
такой анализ истории становления и развития национальной школы позволил нам считать ее существенным признаком не письменный язык, а всю народную культуру и социальный уклад ментальной жизни народа. Соответственно, образование, цель, содержание и технологии которого направлены на формирование этнической идентичности и национального характера и которое готовит детей и молодежь к сохранению и развитию культуры своего народа, мы определили как национально ориентированное. такое образование может стать составной частью общего образования. Начальное его звено может быть организовано как этнокультурная школа для детей народов, компактно проживающих в отдельных районах и селах. В основной и средней школе оно охватывает некоторые гуманитарные дисциплины и внеурочную деятельность учащихся, определенную в образовательных стандартах как обязательная часть образования.
Создание такого образования для народов, имеющих письменность, не представляет особых проблем, поскольку ценности культуры народов фиксированы и остается только найти более эффективные и адекватные культуре средства и технологии. Для этого, помимо регламента работы общеобразовательной школы, необходимо определить:
- цель и идеологию нового типа образования;
- содержание, соответствующее культурным ценностям народа;
- потребность самого народа (этноса) в национально ориентированном образовании, сохранении и развитии своей культуры;
- организационные вопросы по регламенту такого образования и школы;
- условия подготовки педагогов к работе в этнокультурной школе;
- степень разработанности методов и форм работы такой школы с учетом особенностей этнического сознания и способов восприятия и объяснения мира;
- наличие объективных критериев для оценки уровня сформированности этнической идентичности и национального характера как конечной цели национально ориентированного образования.
Все эти аспекты соотносятся с атрибутами существующей школы, и для организации обучения имеется письменный родной язык этих народов.
Проблема возникает с народами без письменного языка, ценности культуры которых невозможно описать. Они лишены возможности использовать языковые средства для приобщения детей к своей культуре. В связи с этим мы предлагаем иное решение данной проблемы: организовать такую школу, которая аналогична «школе жизни», существующей в жизни каждого народа. Только средства обучения придется использовать в их натуральном материальном виде, в форме фотографий, аудио- и видеозаписей или имитаций ролевых игр и тренингов учащихся. Целью такой школы является формирование этнической идентичности и национального характера. В числе основных задач можно определить приобщение к ценностям этнической культуры, условиям традиционной ментальной жизни, овладение родным устным языком, подготовку детей к способности сохранять и развивать культуру своего народа, вывод на межкультурную коммуникацию. В качестве содержания национально ориентированного образования можно использовать фольклор и художественную культуру; культура традиций национальной кухни и образцов национальной одежды; народные игры; традиции народной медицины; природные и хозяйственные календари, инвентарь хозяйственной жизни народа; нравственные нормы поведения и взаимоотношений людей; народные песни, танцы, народные мелодии на музыкальных инструментах и др. Это содержание можно сосредоточить в центрах народной культуры (или аналогичных уголках), школьных музеях или выставках, тренинговых площадках и смотрах народной культуры. В нашем исследовании такой материал собирался в виде аудиозаписей рассказов старожилов о народных традициях на родном устном языке, коллекций трудового и бытового инвентаря, фотографий уникальных объектов природы, жилища или архитектурных проектов, сохранившихся на территории района, села, видеозаписей традиционных событий социальной жизни или их имитаций на народных праздниках, фестивалях, смотрах.
Технологии организации педагогического процесса в национально ориентированном образовании целесообразно строить на специфичных народных способах восприятия, объяснения и понимания мира и социальных отношений. Для самобытной жизни народов Дагестана специфичными являются целенаправленность, тщательная подго-
товка к предстоящему делу и рассудительность в его планировке, оценка своих возможностей, приложение максимальных усилий в любом деле, универсальный характер трудовых умений, готовность помочь и поддержать человека в трудном деле, понимание успеха как показателя собственного достоинства [4, с. 36-37]. В совокупности эти черты составляют то, что мы называем национальным характером, типичным для многих народов Дагестана, проживающих в трудных горных условиях. Наши наблюдения показывают: многие негативные явления и нежелание молодых людей упорно и настойчиво трудиться появляются в силу того, что потеряна связь их жизненных ориентиров с самобытностью своих народов, которая веками помогала выживать в трудных условиях горного ландшафта и быть самодостаточными.
Однако для работы в условиях школы жизни нужны педагоги, знакомые с атрибутами такой жизни и владеющие технологиями и умениями организации такой жизни. Поскольку в вузах не готовят таких педагогов, мы привлекали к этой работе владеющих опытом жизни старожилов. Для объективного представления приведем описание работы такой школы жизни, организованной нами у андийцев - одного из народов аварской группы в Дагестане. Обучение мы проводили аналогично урочному расписанию, только в форме приобщения детей к ценностям культуры и традиционной жизни своего народа по разным направлениям этой культуры.
Так, одно занятие проводит аксакал села в школьном культурном центре на предметах бытовой и хозяйственной утвари. Он знакомит детей с бытовыми и хозяйственными предметами, их назначением, способами изготовления и пользования, связью с местными условиями жизни народа. Там представлены: соха, сани, упряжка, самодельные глиняные кувшины, деревянные черпаки, миски и ложки, прибор для специй, керосиновая лампа. При ознакомлении с ними демонстрируются простота изготовления, доступность и экологическая чистота материалов, удобство пользования и здоровьесберегающий эффект.
Другое занятие посвящено рецептам и культуре питания. В первом варианте в реальной обстановке хозяйка дома (пожилая женщина) по народному рецепту готовит хинкали -традиционное блюдо народов Дагестана и
в настоящее время. Когда дети садятся за стол, хозяин дома делит голову барана сидящим за столом детям по народному обычаю. Он отрывает от уха куски и дает их девочкам, «чтобы они стали послушными». части глаз распределяет между мальчиками, «чтобы они были зоркими и бдительными». Части неба распределяет всем, чтобы «они сохранили память о предках, кормивших и воспитавших их». Части мозга предназначены тем, кто желает «отличиться сноровкой, сообразительностью и любознательностью». После этого хозяин дает разрешение приступить к еде, начиная трапезу с традиционного «бисмиллагь». Все это занятие мы записали на видеокамеру, и в тех местах, где не было старших с опытом народной жизни, занятие проводили с использованием видеозаписи.
Еще одно занятие проходило как прослушивание песен и народных шуток, исполняемых на родном разговорном языке одним из народных певцов-ашугов. Ашугское творчество уникально тем, что автор складывает стихи, подбирает к ним музыку и перекладывает на песню, сам на самодельном музыкальном инструменте аккомпанирует ее, сам исполняет, да еще выходит на спор с другими такими ашугами. Автор делится с детьми секретами своего мастерства и народной мудростью, которая помогает ему в этом деле.
Следующее занятие проходит как знакомство с традиционной одеждой, способами ее приготовления, назначением каждого элемента, удобством и эстетичностью ее использования. При этом демонстрируется сама одежда по старым, сохранившимся в сундуках образцам, дети знакомятся со способами ношения одежды, видят ее удобство и пользу для здоровья. При этом не остаются без внимания и постоянное обновление и модернизация национальной одежды и домашнего интерьера. Если таких образцов не находили, то по сохранившимся в устном языке описаниям готовили кукол с традиционной формой одежды и на куклах рассматривали специфику и красоту национальной одежды.
Еще одно занятие посвятили народной медицине и традиционным лечебным травам. Занятия такого рода проводили в поле, близком к селу, поскольку многие целебные травы обычно растут вблизи жилища человека. знаток народной медицины, который проводил такие занятия, делился известными ему или
услышанными в народных сказаниях и притчах способами народного лечения, знаниями об их общеукрепляющих и безвредных для человека свойствах. Он знакомил детей с лекарственными растениями, способами их нахождения, временем сбора, способами сушки и рецептами применения при той или иной болезни. После такого типа занятий в каждой семье оказывались многие лекарственные растения, и дети знали, зачем они нужны и как с ними обращаться.
Очень интересно, красочно и зрелищно проходили занятия, посвященные началу весеннего сева. Оно становилось составной частью общего праздника села «Праздник первой борозды». здесь дети становились соучастниками всего процесса подготовки и реализации весенних полевых работ по традициям народа и известным в народе инвентарем. Каждое трудовое действие здесь можно было наблюдать, пробовать и оценивать. Частью такого праздника становились скачки, силовые упражнения, национальные игры, конкурсы на лучшего пахаря, знатока сельскохозяйственного календаря.
Таким же образом проходили занятия и по другим направлениям народной культуры и традиционной социальной жизни. Если ребенок почувствовал в себе народный дух благодаря этим мероприятиям, то он уже станет считать себя представителем своего народа, что мы называем этнической идентификацией. Если он это делает умело, настойчиво, мастерски, старается презентовать свою культуру перед представителями иных народов и чувствует гордость за свой народ, то его можно считать патриотом. Если он чувствует свою причастность к традиционной социальной жизни и культуре своего народа и делает это атрибутами своей жизни, то такое его поведение можно назвать выражением национального характера. Если представитель каждого народа может достойно представлять свой народ перед другими и понимать такое же достоинство культуры другого народа, то это можно обозначить как толерантные взаимоотношения людей.
Национально ориентированное образование может дать каждому народу и без письменности возможность формирования этнической идентичности и национального характера, научить детей сохранять и развивать культуру своего народа и строить толерантные отношения с представителями других народов. Все эти функции оно может вы-
полнять в рамках единого образовательного пространства и единых образовательных стандартов.
литература
1. Доклад Министра просвещения Д.А. Толстого «О мерах с образованием населяющих Россию инородцев» (1870) [Электронный ресурс]. URL : tatpolit.ru/category/zvezda/2009-09-02/1784.
2. Ильминский Н.И. Об образовании инородцев // История педагогики в России : хрестоматия. М. : Академия, 1999. С. 231-232.
3. Исаев А.А., Магдиев С.Я. [и др.]. Каталог рукописей и фрагментарных записей на языках народов дагестана, хранящихся в рукописном фонде ДНЦ РАН [Электронный ресурс]. URL : opentextnn.ru/history/archeology/specification/? id=2996.
4. Нюдюрмагомедов А.Н. Национально ориентированное образование: сущность и перспективы развития // традиции и тенденции развития национально ориентированного образования. Махачкала : Изд-во ДГУ, 2010. С. 32-38.
5. Тахо-Годи А.А. В борьбе за советскую школу в Дагестане // Просвещение национальностей. 1931. № 1.
6. Услар П.к. О распространении грамотности между горцами // Педагогика. 1996. №1. С. 88-91.
7. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М. : Магистр, 1997.
* * *
1. Doklad Ministra prosvescheniya D.A. Tolstogo «O merah s obrazovaniem naselyayuschih Rossiyu in-orodtsev» (1870) [Elektronnyiy resurs]. URL : tatpolit. ru/category/zvezda/2009-09-02/1784.
2. Ilminskiy N.I. Ob obrazovanii inorodtsev // Isto-riya pedagogiki v Rossii : hrestomatiya. M. : Akademi-ya, 1999. s. 231-232.
3. Isaev A.A., Magdiev S.Ya. [i dr.]. Katalog ru-kopisey i fragmentarnyih zapisey na yazyikah nar-odov Dagestana, hranyaschihsya v rukopisnom fonde DNTs RAN [Elektronnyiy resurs]. URL : opentextnn.ru/history/archeology/specification/? id= 2996.
4. Nyudyurmagomedov A.N. Natsionalno orien-tirovannoe obrazovanie: suschnost i perspektivyi raz-vitiya // Traditsii i tendentsii razvitiya natsionalno ori-entirovannogo obrazovaniya. Mahachkala : Izd-vo DGU, 2010. S. 32-38.
5. Taho-Godi A.A. V borbe za sovetskuyu shko-lu v Dagestane // Prosveschenie natsionalnostey. 1931. № 1.
6. Uslar P.K. O rasprostranenii gramotnosti mezh-du gortsami // Pedagogika. 1996. №1. S. 88-91.
7. Sheveleva S.S. Otkryitaya model obrazovaniya (sinergeticheskiy podhod). M. : Magistr, 1997.
Material resources of education at schools for people who have no written language
There are described some research results concerning the organization of nationally oriented education for people who cannot open their national school because of the lack of written language. The solution of this problem is suggested by using the material resources of the ethnic culture, traditions of the original life and mental peculiarities of ethnic life perception.
Key words: people who have no written language, ethnic culture, ethnocultural school, nationally oriented education, national character, ethnic identity.
(Статья поступила в редакцию 25.01.2014)
А.А. дАВЬЩОВА (Волгоград)
архивные документы как источник патриотического воспитания молодого поколения
Рассмотрен вопрос качества использования архивных материалов, отражающих историю родного края, его традиции, героическое прошлое и являющихся одним из главных источников патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования высокого патриотического сознания, уважения к своей родине, гордости за боевые и трудовые подвиги предков.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, высокое сознание, архивные фонды, использование документов, памятные события.
На сегодняшний день одной из важных проблем является гражданско-патриотическое воспитание современной моло-
дежи, развитие в полной мере духовности, гражданственности и социальной активности личности. здесь патриотическое воспитание является основой стремления подрастающей личности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов родного края, гордости за героическое прошлое.
Одним из источников информационного обеспечения в области патриотического воспитания, формирования высокого сознания личности, чувства верности родному краю могут служить документальные материалы Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» (ЦДНИВО). В приобщении молодежи к героической истории родного края могут сыграть большую роль документы периода Великой Отечественной войны (19411945 гг.) о том перевернувшем миллионы судеб великом сражении, память о котором продолжает передаваться из поколения в поколение.
Сотрудники отдела использования документов, научно-исследовательской работы и социально-правовой информации Центра документации, как правило, к памятным датам регулярно приглашают учащихся школ, гимназий на выставки документов ЦДНИВО с проведением обзорных экскурсий, лекций, показом слайдов, презентаций по документам выставок, после чего школьники с большим интересом знакомятся с подлинниками документов тех лет. Попутно проводится экскурсия по архивохранилищу, где дети знакомятся с условиями хранения бесценных документальных материалов.
В ЦДНИВО всегда организуются выставки к памятным событиям Великой Отечественной войны на такие темы, как «Сталинград. 1941-й», «Тыл фронту», «Оружие фронту», «Орденоносный комсомол», «Дочери земли Сталинградской», «Мы отстоим тебя, родной Сталинград», «Никто не забыт, ничто не забыто» и др.
19 апреля 2013 г. была организована экскурсия по выставке документов «Памятники Волгограда» для воспитанников Волгоградского детско-юношеского центра, которые с большим интересом ознакомились с подлинными документами архив-
© Давыдова А.А., 2014