Научная статья на тему 'Школа и жизнь: Циркулярное предложение министра народного просвещения по вопросу о подготовке учителей для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения. Отзывы учреждений и лиц по поводу этого предложения'

Школа и жизнь: Циркулярное предложение министра народного просвещения по вопросу о подготовке учителей для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения. Отзывы учреждений и лиц по поводу этого предложения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
265
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа и жизнь: Циркулярное предложение министра народного просвещения по вопросу о подготовке учителей для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения. Отзывы учреждений и лиц по поводу этого предложения»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Школа и жизнь:

Циркулярное предложение министра народного просвещения по вопросу о подготовке учителей для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения. Отзывы учреждений и лиц по поводу этого предложения

Опубликовано:

Христианское чтение. 1900. N° 2. С. 319-338.

© Сканирование и создание элекгронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru'). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

ШКОЛА И ЖИЗНЬ,

Циркулярное предложеніе министра пароднаго просвѣщенія но вопросу о подготовкѣ учителей для среднихъ учебныхъ заведеній и объ улучшеніи матеріальнаго ихъ, положенія. Отзывы учрежденій и лицъ по поводу этого предложенія.

Въ циркулярномъ предложеніи отъ 16 ноября 1898 г. за № 27971, г. министръ народнаго просвѣщенія, указавъ, что „однимъ изъ главныхъ недостатковъ среднихъ учебныхъ заведеній министерства народнаго просвѣщенія призвано то, что начинающіе преподаватели ихъ приступаютъ къ своему трудному и отвѣствевному дѣлу безъ всякой спеціально-педагогической подготовки, вслѣдствіе чего они въ первые годы своей дѣятельности производятъ надъ своими учениками опыты, не всегда удачные, при чемъ пріобрѣтаемые такимъ путемъ пріемы пропадаютъ безъ пользы для послѣдующихъ за ними молодыхъ преподавателей1*; съ другой стороны, считая неудобнымъ то обстоятельство, что „учебное начальство лишено возможности, вслѣдствіе отсутствія подготовительной педагогической школы, выяснить своевременно, кто изъ кандитатовъ на учительскія должности не обладаетъ достаточными способйостями къ преподавательской дѣятельности", предложилъ начальствамъ учебныхъ округовъ „обсудить въ попечительскомъ совѣтѣ или въ иномъ совѣщаніи и представить въ министерство, не позже 1 апрѣля 1899 г., съ заключеніемъ гг. попечителей, отвѣты на нижеслѣдующіе вопросы:

1) Въ какой формѣ было бы желательно осуществить мысль о педагогической подготовкѣ преподавателей среднихъ учѳбвыхъ заведеній: въ формѣ ли одного или немногихъ центральныхъ учрежденій для всей Имперіи, или по

округамъ въ видѣ особыхъ семинарій шш курсовъ, самостоятельныхъ или при существующихъ учебныхъ заведеніяхъ и, въ послѣднемъ случаѣ,—при какихъ именно или въ какой либо еще иной формѣ?

2) Какимъ образомъ, по какимъ предметамъ и въ теченіе какого времени должна вестись педагогическая подготовка кандидатовъ на учительскія должности? При этомъ слѣдуетъ принять во внимавіѳ лишь существенно необходимыя требованія, не увлекаясь теоретическою полнотою и MHQrocTopoHHOCTbro выполненія задачи и сообразуясь оъ практическими условіями русской жизни, но во всякомъ случаѣ не забывая, что должно подготовлять не только учителей въ тѣономъ смыслѣ этого слова, но и воспитателей подрастающихъ поколѣній.

3) Какія матеріальныя средства могутъ быть изысканы на мѣстахъ для осуществленія намѣченныхъ предположеній?

Такъ какъ „забота объ улучшеніи педагогическаго персонала среднихъ учебныхъ заведеній налагаетъ на министерство обязанность озаботиться въ то же время и улучшеніемъ быта преподавателей, особенно же ихъ матеріальнаго положенія**, то необходимо также, 4) „обсудить вопросъ о томъ, въ какой мѣрѣ и формѣ желательно увеличить содержѳніе и пенсіи служащихъ въ орѳднихъ учебныхъ заведеніяхъ, чтобы обезпечить безбѣдное существованіе этихъ лицъ соотвѣтствующее ихъ общественному положенію“. „При обсужденіи даннаго вопроса, говорится въ циркулярѣ, слѣдуетъ, не выходя изъ предѣловъ благоразумной умѣренности, имѣть въ виду, что было бы желательно избавить преподавателей въ будущемъ отъ необходимости обременять себя непосильнымъ чиоломъ уроковъ, что такъ вредно отзывается на ходѣ учебнаго дѣла**.

Къ циркулярному предположенію приложены журналы ученаго комитета за №№ 1155 и 1262 по дѣлу о приготовленіи преподавателей гимназій и ихъ экзаменѣ и „Проэктъ устава педагогической семинаріи“, составленный однимъ изъ педагоговъ московскаго учебнаго округа, при чемъ ути приложенія, согласно указанію циркуляра, „предназначаются не для руководства или отзыва, а лишь для соображеній**.

Въ журналѣ ученаго комитета за № 1155 изложены главныя положенія относительно приготовленія учителей гимназіи, которыя, въ общихъ чертахъ, состоятъ въ слѣдующемъ:

1) Научное свое образованіе по предметамъ гимиазичѳ-

окаго преподаванія будущіе педагога должны подучать предварительно въ университетѣ. 2) Собственно-педагогическая ихъ подготовка, теоретическая и практическая должна быть начата уже по окончаніи ими университетскаго курса. 3) Подготовка эта должна быть ввѣрена оообому педагогическому институту, при какой-либо насколько возможно болѣе удовлетворительной во всѣхъ отношеніяхъ гимназіи, директоръ и преподаватели которой вмѣстѣ съ тѣмъ состоятъ руководителями кандидатовъ-пѳдагоговъ. 4) Курсъ предполагаемаго педагогическаго института долженъ быть не менѣе, какъ двухлѣтній. 5) Въ педагогическомъ институтѣ одновременно и по возможности одинаково и совмѣстно подготавливаются къ учительскому поприщу молодые люди по предметамъ какъ историко-словеснымъ, такъ и физико-математическимъ. Привлеченіе къ подготовкѣ по новымъ языкамъ зависитъ отъ степени научнаго образованія, кандидатовъ. 6) Впредь до указаній опыта и выработки на практикѣ надлежащихъ правилъ и пріемовъ,—подготовленіе будущихъ преподавателей должно быть сосредоточено лишь въ одномъ пунктѣ, на глазахъ, такъ сказать, министра народнаго просвѣщенія и въ непосредственномъ ему подчиненіи. 7) Главное завѣдываніе дѣломъ должно быть сосредоточено на одномъ лидѣ, а именно на директорѣ присоединенной къ институту гимназіи. 8) Подъ главнымъ наблюденіемъ означеннаго директора, при содѣйстіи инспектора и преподавателей этой гимназіи, съ привлеченіемъ для этой же дѣли и профессоровъ университета должна совершаться вся теоретическая и практическая подготовка кандидатовъ-пѳдагоговъ. Ѳ) Директору, инспектору и преподавателямъ гимназіи за труды ихъ могло бы быть назначено вознагражденіе первому до 6,000 р., а послѣднимъ дополнительное къ получаемому содержаніе до 1,000 р., профессорамъ же университета по 200 р. за годовой часъ. 10) Въ означенной гимназіи преподаватели-руководители не должны имѣть болѣе 18 недѣльныхъ уроковъ; при ней не должно быть параллельныхъ классовъ, ни въ одномъ изъ ея классовъ не должно быть болѣе 40 учениковъ, и въ старшіе ея классы не должно быть пріема учениковъ со стороны. 11) Число кандидатовъ-пѳдагоговъ ограничивается 24. 12) Пріемъ рѣшается директоромъ, при содѣйствіи инспектора и преподавателей, на оонованіи аттестатовъ, экзаменныхъ работъ и всѣхъ свѣдѣній, собираѳ-

21

мыхъ директоромъ о каждомъ кандидатѣ. 13) Пріемъ бываетъ разъ въ годъ, причемъ принимается не болѣе 12 человѣкъ. 14) Пріема удостаиваются лучшіе изъ просителей. 15) Нуждающимся предоставляются стипендіи по 600 р. въ годъ. 16) Окончившіе курсъ въ педагогическомъ институтѣ пользуются предпочтеніемъ при полученіи преподавательскихъ должностей. По прослушаніи курса въ педагогическомъ институтѣ никакихъ испытаніи не полагается.

Содержаніе такого института по проэкту журнала ученаго комитета № 1155 должно обойтись въ 30,000 рублей.

Въ журналѣ ученаго комитета за № 1262 указаны „лишь немногія изъятія“ изъ вышеупомянутыхъ 16 положеній, а именно: 1) чтобы логика и психологія были изучаемы въ университетѣ еще въ бытность кандидатовъ-пѳдагоговъ студентами; 2) чтобы всѣ педагогическія дисциплины (кромѣ подробной спеціальной методики предметовъ учебнаго курса среднихъ учебныхъ заведеній) были преподаваемы имъ уже по окончаніи университета, но въ университетѣ же, съ университетской каѳедры; 3) чтобы педагогическіе институты были открыты, кромѣ С.-Петербурга, одновременно и въ другихъ университетскихъ городахъ и центрахъ окружныхъ управленій; 4) чтобы къ предположеннымъ 24 кандидатамъ было прибавлено еще 2, собственно для приготовленія преподавателей естественной исторіи. Размѣръ расходовъ по содержанію института опредѣленъ въ 26,000 р. Въ этомъ же журналѣ изложены предложенія ученаго комитета объ улучшеніи матеріальнаго положенія учителей среднихъ учебныхъ заведеній. Улучшить матеріальное положеніе можно бы назначеніемъ первоначальнаго оклада за 12 —19 недѣльныхъ уроковъ въ 1,200 р., съ увеличеніемъ его пятилѣтними прибавками. по 20% сего оклада (такъ что преподаватели получали бы въ 1-е пятилѣтіе—1,200 р., во 2-е—1,440 р., въ 3-ѳ— 1,680 р.; въ 4-е—1,920 р. и въ 5-ѳ—2,160 р.) съ доведеніемъ вознагражденія класоныхъ наставниковъ до 1,000 р., уравненіемъ окладовъ инспекторовъ и директоровъ съ окладами дѣлопроизводителей департамента народнаго просвѣщенія ІУ и У классовъ, но также съ пятилѣтними прибавками 20%, и наконецъ назначеніемъ за 25 лѣтъ службы пенсіи въ размѣрѣ орѳдняго вывода изъ всѣхъ получавшихся окладовъ т. ѳ. до 1,680 руб.

„Проэктъ устава педагогическихъ семинарій“ московскаго педагога въ главныхъ чертахъ сходенъ съ проэктомъ устава педагогическаго института, предложеннымъ ученымъ комитетомъ. Распредѣленіе же занятій кандидатовъ ооотоитъ въ слѣдующемъ.—Въ 1-й годъ: а) научно-семинарскія занятія по избраннымъ каждымъ кандидатомъ предметамъ, подъ руководствомъ особыхъ руководителей, б) Слушаніе лекцій по педагогикѣ; и общей дидактикѣ и методикѣ избранныхъ предметовъ в) Посѣщеніе обыкновенныхъ и образцовыхъ уроковъ директора, семинарскихъ преподавателей и другихъ учителей гимназіи, г) Даваніе пробныхъ уроковъ и критика ихъ. д) Участіе въ еженедѣльныхъ засѣданіяхъ педагогической семинаріи, е) Временное исполненіе обязанностей классныхъ наставниковъ и ихъ помощниковъ. Во 2-й годъ: кромѣ занятій, упомянутыхъ въ п. а и д: 1) слушаніе лекцій по исторіи педагогики и школьной гигіенѣ; 2) систематическое преподаваніе подъ надзоромъ директора и наставниковъ, въ одномъ или нѣоколькихъ классахъ, не свыше 10 уроковъ въ недѣлю, и 3) къ началу послѣдней четверти года каждый кандидатъ обязанъ представить написанное имъ сочиненіе или по вопросу научному или по вопросу дидактико-педагогическому. Содержаніе педагогической семинаріи опредѣляется въ 24,000 р. На предложенные въ циркулярѣ г. министра народнаго просвѣщенія первые два вопроса большинство попечительскихъ ровѣтовъ учебныхъ округовъ высказалось за необходимость спеціальной подготовки будущихъ преподавателей средней школы, но, въ частности, въ какой формѣ она должца быть осуществлена, попечительскіе совѣты дали различные отвѣты, которые можно подраздѣлить на 5 группъ. Одни (московскій учебный округъ), не отрицая необходимость спеціальной подготовки,' не дали опредѣленнаго отвѣта. Другіе (с.-петербургскій, казанскій, кавказскій, западно-сибирскій, рижскій, варшавскій и историко-филологическій институтъ въ С.-Петербургѣ) предложили учрежденіе педагогическихъ семинарій, институтовъ, при среднемъ учебномъ заведеніи или при университетѣ, съ двухъ-годичнымъ или годичнымъ курсомъ. Четвертые (главное управленіе учебными заведеніями въ Туркестанскомъ краѣ и вилѳнскій учебный округъ) признали учрежденіе какихъ-либо спеціальныхъ заведеній преждевременнымъ или излишнимъ и предложили введеніе

21*

института кандидатовъ на учительскія должности, или расширеніе куроа историко-филологическихъ институтовъ. Наконецъ, пятые (главное управленіе учебными заведеніями Восточной Сибири), высказавшись за семинаріи, указали, что учрежденіе подобныхъ заведеній для мѣстнаго округа излишне.

По вопросу объ улучшеніи матеріальнаго положенія преподавателей, попечительскіе оовѣты всѣхъ округовъ единогласно признали, что разрѣшеніе его весьма желательно и безотлагательно необходимо. Сходны мвѣнія попечительскихъ совѣтовъ и въ частностяхъ этого вопроса, существенное же отличіе составляетъ размѣръ жалованья. Такъ, первоначальный окладъ жалованья преподавателей оренбургскій округъ и историко - филологическій институтъ въ С.-Петербургѣ установили нынѣ существующій т. е. 750 и 9Q0 р.; казанскій учебный округъ опредѣлилъ въ 1,000 р., московскій— въ 1,125 р., рижскій, одесскій, вилеискій, Восточной и Западной Сибири, управленіе учебными заведеніями въ Typ-кеотанскомъ краѣ и кавказскій — въ 1,200 р., с.-петербургскій и кіевскій—въ 1,800 р. и, наконецъ, варшавскій и харьковскій учебные укруга высказали желательныя улучшенія матеріальнаго положенія только для мѣстнаго округа, опредѣливъ первоначальный окладъ, первый—въ 1,200 р. и второй—въ 1,800 р.—Что касается послѣдующаго увеличенія оклада и преподавательской пенсіи, то, отличаясь лишь въ нѣкоторыхъ деталяхъ, предположенія попечительскихъ совѣтовъ, въ общемъ и главномъ примыкаютъ къ проэкту журнала учебнаго комитета за № 1262.

Экстракты изъ отзывовъ начапьствъ учебныхъ округовъ и отдѣльныхъ мнѣній преподавателей по предложеннымъ г. министромъ народнаго просвѣщенія вопросамъ были изложены въ „Современной лѣтописи" Журнала Министерства народнаго просвѣщенія за прошедшій годъ (октябрь, ноябрь и декабрь),—въ статьѣ подъ заглавіемъ: „Къ вопросу о педагогической подготовкѣ учителей для среднихъ учебныхъ заведеній и объ улучшеніи матеріальнаго ихъ положенія“,— откуда мы и заимствуемъ предлагаемыя свѣдѣнія, не бѳзъ-интересныя и для дѣятелей духовной школы.

Читатель отзывовъ по данному предмету, принадлежащихъ и отдѣльнымъ лицамъ и цѣлымъ учрежденіямъ ѳщѳразъ убѣждается въ справедливости той мысли, что въ обсужденіи

сложнаго жизненнаго вопроса участіе многихъ и многихъ лицъ, притомъ близко стоящихъ къ дѣлу столь же необходимо и полезно, сколь рискованно кабинетное и чуть не единоличное его разрѣшеніе. На самомъ дѣлѣ, возьмемъ прежде всего, подготовку прѳподаватѳлеЗ среднихъ учебныхъ заведеній. Какихъ среднихъ учебныхъ заведеній? Первая мысль является о мужскихъ гимназіяхъ и реальныхъ училищахъ, и большинство отзывовъ имѣетъ въ виду эти заведенія. Между тѣмъ это—явная односторонность, которую и исправляютъ другіе отзывы, указывающіе, чтонеменѣѳ, чѣмъ для классическихъ гимназій и реальныхъ училищъ, нужна педагогическая подготовка преподавателей .и для женскихъ гимназій (Отзывъ попечительскаго совѣта одесскаго учебн. округа).

Точно также мы находимъ цѣнное восполненіе однихъ соображеній другими и по другимъ пунктамъ, касающимся подготовки. Интересно, напр., отмѣтить рекомендуемую нѣкоторыми учрежденіями и лицами осторожность, при введеніи столь важной реформы. Уже въ журналѣ ученаго комитета М. Н. П. № 1155, рекомендуется на первое время до указаній опыта, подготовку преподавателей сосредоточить лишь въ одномъ пунктѣ. Спб. историко-филологическій институтъ также рекомендуетъ не задаваться пока широкими планами устройства новыхъ дорого стоящихъ учрежденій или пересадки на нашу почву готовыхъ иностранныхъ семинарій, а только положить начало устройству у насъ педагогической семинаріи на первый разъ при одной изъ гимназій въ каждомъ университетскомъ городѣ, выборъ которой представляется усмотрѣнію попечителя. Подобнымъ же образомъ и попечительный совѣтъ рижскаго учебнаго округа полагаетъ, что педагогическіе институты на первый разъ достаточно открыть въ С.-Петербургѣ, Москвѣ, Кіевѣ, а затѣмъ, по мѣрѣ указанія опыта, они могли бы быть основаны и въ другихъ университетскихъ городахъ. Варшавскій попечительскій совѣтъ ограничивается на первое время только двумя столицами. Еще большая осторожность обнаруживается въ нѣкоторыхъ мнѣніяхъ отдѣльныхъ лицъ. Директоръ московской прогимназіи Михайловскій признаетъ и затруднительнымъ и даже опаснымъ повсемѣстное проведеніе въ жизнь какого бы то ни было изъ представленныхъ проектовъ. По мнѣнію г. Михайловскаго: 1) прежде воего нужно создать руководителей, подготовку же новыхъ учителей нельзя пору-

нить старымъ учителямъ, которые, какъ чистые эмпирики, отличаются предразсудками и относятся враждебно ко вся* кой педагогической теоріи. Затѣмъ слѣдуетъ привести въ надлежащее нормальное состояніе хотя бы нѣсколько среднихъ школъ въ главныхъ центрахъ, такъ какъ наши среднія школы плохо организованы и не могутъ служить мѣстомъ подготовки для учителей. 2) Среди молодежи, обучающейся въ университетахъ нѣтъ никакого живого интереса къ учительству, кромѣ внѣшнихъ побужденій. 3) При наличности этнхъ условій нельзя сразу на широкихъ основаніяхъ организовать цѣлую систему приготовленія учителей, нужно, прежде всего, создать центры для развитія русской педагогики. 4) Для пробужденія интереса среди университетской молодежи необходимо учредить для двухъ факультетовъ общія каѳедры педагогики и исторіи педагогики, и облегчить доступъ къ слушанію лекцій по тѣмъ предметамъ, которые связаны съ учительствомъ. 5) Путемъ заграничной командировки и организаціи вполнѣ правильно поставленныхъ школъ можно будетъ образовать, сначала въ скромныхъ размѣрахъ, нѣсколько небольшихъ разсадниковъ, связанныхъ съ руководительствомъ вполнѣ пригодныхъ педагогическихъ дѣятелей. 6) При соблюденіи подобныхъ предосторожностей началу новаго дѣла не будетъ грозить судьба многихъ начинаній на этомъ поприщѣ. 7) Не ограничиваясь приготовленіемъ новыхъ учителей, необходимо поднять современныхъ старыхъ учителей, не совсѣмъ еще утратившихъ живость воспріятія. Для этого, кромѣ улучшенія матеріальнаго и общественнаго положенія учительства, слѣдуетъ оживить интересъ къ учебному дѣлу какъ путемъ съѣздовъ, такъ и путемъ мѣстныхъ курсовъ, путешествій, заграничныхъ командировокъ и т. д.—Проф. с.-петербургскаго университета Поссѳ выражаетъ мысль о необходимости отложить практическое осуществленіе устройства учительской семинаріи на нѣсколько лѣтъ, необходимыхъ для командировки будущихъ дѣятелей заграницу, съ цѣпью изученія дѣла на мѣстѣ, и съ другой стороны, о необходимости вопросъ о подготовкѣ учителей разработать параллельно съ вопросомъ объ измѣненіи всего строя учебнаго дѣла въ нашихъ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ, недостатки которыхъ въ настоящее время являютоя общепризнанными не только у насъ, но и на ихъ родинѣ,—въ Германіи... Неудовлетворительное состояніе со-

временнаго тира среднихъ школъ,—говоритъ онъ,—лежитъ не въ недостаткахъ учащаго персонала, а въ самой системѣ“. Проф. университета св. Владиміра, Кулаковскій, представилъ критическую оцѣнку проекта педагогической семинаріи при гимназіи, предложеннаго московскимъ педагогомъ. По мнѣнію проф. Куликовскаго, „проектъ этотъ составленъ по обравцу семинаріи въ Гиссенѣ, въ Германіи; но это учрежденіе, какъ результатъ единоличной дѣятельности ѳа учредителя, не прѳдотавляѳтъ собой разрѣшенія вопрооа о педагогической подготовкѣ преподавателей для средней школы, который до настоящаго времени не получилъ въ Германіи общаго разрѣшенія; въ примѣненіи къ русскимъ условіямъ семинарія означеннаго типа можетъ оказатьоя совершенно непригодной; поставленное въ основѣ семинарской организаціи теоретическое преподаваніе педагогики, дидактики и методики затрудняется тѣмъ, что въ Россіи нѣтъ представителей этихъ наукъ и соотвѣтствующей ученой литературы; условія русской школы, обращающія преподавателей въ лицъ, дающихъ уроки, и ограничивающія ихъ самодѣятельность подрЬбными объяснительными записками къ учебнымъ планамъ съ дополнительными циркулярными разъясненіями, не благопріятствуютъ выработкѣ спеціалистовъ педагоговъ и развитію литературы по дидактикѣ и методикѣ; внѣшнее же усвоеніе пріемовъ обученія подъ руководствомъ даже самыхъ выдающихся преподавателей можетъ лишь обратить живую личную дѣятельность въ рутину“.

Какъ видимъ, вопрооъ гг. Михайловскимъ, Посоѳ и Ку-лаковскимъ затрогивается въ корнѣ. Но если соображенія г. Михайловскаго нельзя не признать справедливымъ, то мнѣнія проф. Поссѳ и Кулаковскаго возбуждаютъ нѣкорыя недоумѣнія. Такъ, проф. Кулаковскій напрасно утверждаетъ, кто въ Роосіи нѣтъ представителей педагогическихъ наукъ: педагогики, дидактики и методики. Такіе представители есть, именно въ духовныхъ академіяхъ. Конечно, академіи не въ чести у нашего свѣтскаго общества и свѣтскихъ профеооровъ и игнорируются ими, когда идетъ рѣчь о русскомъ просвѣщеніи. Не такъ давно мы слышали изъ устъ извѣстнаго профессора, что и философія то въ Россіи начала свое прочное существованіе съ того времени, какъ обосновалась въ университетахъ, а академіи, въ коихъ она преподавалась искони, для русскаго общества въ этомъ смыслѣ ничего не дали... хромѣ

впрочемъ, профессоровъ, которые успѣшно учили университетскую молодежь философіи, какъ скромно сознался ораторъ. Не мудрено, что и теперь объ академіяхъ, въ которыхъ по штату существуетъ каѳедра педагогики, представители свѣтской интеллигенціи не заикаются. Между тѣмъ слышать голосъ академическихъ профессоровъ въ настоящемъ случаѣ было бы весьма важно и полезно. Во-вторыхъ, нельзя доводить осторожность въ проведеніи реформы до такой степени, чтобы отлагать ея осуществленіе, какъ рекомендуетъ проф. Поссѳ на нѣсколько лѣтъ. Совершенно справедливо, что подготовка учителей при господствующей учебно-воспитательной системѣ представляетъ немалыя трудности, такъ что нельзя сдѣлать твердыхъ шаговъ ни въ теоретическомъ, ни практическомъ ея осуществленіи. Для практики подготовляющихся учителей, напр., должно служить образцовое учебное заведеніе изъ разряда среднихъ. Но, какъ справедливо замѣчаетъ тотъ же проф. Поссѳ, типы существующихъ „школъ даютъ весьма плохую почву для примѣненія требованій здравой педагогики“. Поэтому профессоръ и проектируетъ школу новаго типа, которая, впрочемъ, не устраняетъ и не замѣняетъ теперь существующихъ типовъ, а представляетъ только подготовительное къ нимъ учрежденіе, состоящее изъ реформированныхъ пяти низшихъ классовъ гимназій и реальныхъ училищъ. Но соглашаясь съ этимъ, все же нужно сказать, что какъ ни трудна предполагаемая реформа, она необходима и, слѣдовательно, такъ или иначе въ возможномъ видѣ должна быть осуществлена. Поэтому и проф. Кулаковскій считаетъ необходимою, и при настоящемъ положеніи педагогическаго дѣла, все же какую-нибудь подготовку для учителей, прохожденіе которыми университетскаго курса является недостаточнымъ „въ виду различія задачъ и несоразмѣрности высшаго и средняго образованія“. „Необходимы, говоритъ онъ, дополнительныя теоретическія и практическія занятія, которыя оъ пользою могутъ быть организованы только при университетѣ, подъ руководствомъ профессора и при участіи университетскихъ и гимназическихъ преподавателей, но притомъ внѣ отдѣльныхъ факультетовъ. Оставаясь въ теченіе одного года при университетѣ въ качествѣ стипендіатовъ педагогической семинаріи, кандидаты на учительскія должности могли бы заниматься: а) пополненіемъ и округленіемъ

своихъ общихъ научныхъ познаній въ связи оъ требованіями преподавательской дѣятельности и б) вопросами педагогики, дидактики и методики, но не въ видѣ теоретическихъ курсовъ, а въ формѣ разбора существующихъ учебниковъ и руководствъ по различнымъ предметамъ гимназическаго преподаванія, обсужденія программъ по отдѣльнымъ предметамъ преподаванія и другихъ теоретическихъ вопросовъ; для практическихъ занятій стипендіатовъ можно было бы безъ ущерба для учебнаго дѣла допустить ихъ къ посѣщенію уроковъ въ гимназіяхъ и реальныхъ училищахъ подъ надзоромъ завѣдывающаго семинаріей и начальника учебнаго заведенія, поручать имъ замѣщеніе отсутствующихъ преподавателей и наблюденіе за приготовленіемъ уроковъ въ гимназическихъ пансіонахъ; при наличности денежныхъ средствъ можно было бы учредить при семинаріи безплатное училище въ составѣ двухъ или трехъ гимназическихъ классовъ".

Такова педагогическая оѳминарія по проекту проф. Ку-лаковскаго; по другимъ проектамъ она представляется въ иномъ видѣ. Точно также въ различной формѣ проектируются и другіе типы подготовительныхъ для учителей учрежденій т. ѳ. педагогическіе курсы или институты кандидатовъ на учительскія должности. Разница взглядовъ во всѣхъ этихъ случаяхъ для насъ интересна въ томъ опять отношеніи, что она устраняетъ односторонность при обсужденіи вопроса. Такѣ, когда рѣчь идетъ о теоретической подготовкѣ будущихъ учителей, то, конечно, вездѣ проводится мысль о необходимости изученія ими педагогики, дидактики и методики,—въ отсутствіи какового, а не въ однихъ только условіяхъ русской средней школы, какъ думаетъ проф. Кула-ковскій, заключается причина того, что у насъ нѣтъ спѳціа-листовъ-пѳдагоповъ и развитія литературы по дидактикѣ и методикѣ. Но, кромѣ того, обращаютъ на себя вниманіе и разнаго рода восполненія.—Нельзя, впрочемъ, не отмѣтить, прежде всего, страннаго взгляда представителей свѣтской интеллигенціи вообще на педагогику. По мнѣнію профессоровъ казанскаго университета Ѳ. Мищенко, А. Смирнова и А. Александрова, изложенному въ коллективной запискѣ, „спеціальная подготовка учителей необходима, для чего желательно учрежденіе каѳедръ педагогики въ университетахъ. Тогда кандидаты-учителя имѣли бы возможность познакомиться оъ иоторіѳй педагогическихъ теорій, съ общими, вы-

работанными опытомъ, положеніями дидактики и методики и благодаря этому пріобрѣли бы интерѳоъ къ педагогическимъ вопросамъ на все время своей педагогической дѣятельности“. Подобное же мы слышимъ отъ директора кіево-печерской гимназіи В. И. Петра. Такимъ образомъ, педагогика желательна въ университетѣ только потому, что изъ него выходятъ будущіе учителя. Въ проектѣ проф. казанскаго университета Д. Дубяго эта мысль высказывается еще рѣзче. „Студенты университета, имѣющіе въ виду избрать впослѣдствіи педагогическую карьеру, говорится здѣсь, ...слушаютъ въ теченіи двухъ пѣтъ (3 и 4 курсы) различные дополнительные предметы, какъ-то: педагогику, методику и т. п., для другихъ студентовъ вообще не обязательные11.

Итакъ, педагогика только одинъ изъ дополнительныхъ и не обязательныхъ для всѣхъ студентовъ предметовъ, принадлежащій къ категоріи „и т. п.“. Не потому пи, между прочимъ, у насъ такой разрывъ школы съ семьею и такіе дефекты семейнаго воспитанія, отражающіеся на взглядахъ, принципахъ, стремленіяхъ всего общества, что сами руководители послѣдняго съ легкимъ сердцемъ освобождаютъ будущихъ главъ семьи отъ изученія науки разумнаго воспитанія? „Для другихъ студентовъ вообще не обязательные".. Напротивъ, одни изъ самыхъ необходимыхъ. Мы привыкли винить во всемъ школу, дѣйствительно, нужно сознаться, не стоящую на высотѣ. Но если иногда школа портитъ поступившаго въ нее изъ семьи воспитанника, то не отплачиваетъ ли сторицею и семья школѣ? Въ школѣ практика плоха, но теорія, т. е. проповѣдуемые принципы мысли и жизни все же въ извѣстной мѣрѣ идеальны и хороши; въ семьѣ же бываетъ такъ, что и практика плоха, но взгляды, безъ стѣсненія развиваемые старшими предъ младшими, и съ моральной и логической точки зрѣнія уже совсѣмъ никуда не годятся. Отчего это бываетъ? Отъ того, что есть родители, но нѣтъ разумныхъ воспитателей. Люди прошли университетскій курсъ, обзавелись семьей, но о воспитаніи не слыхали; или же трлько случайно слышали кое-что, прочли кое-что и посему составили, пожалуй, себѣ теорію воспитанія, но эта теорія поражаетъ смѣшеніемъ гуманности съ безсердечіемъ, нравственнаго долга съ узкимъ своекорыстіемъ, внутренней разнузданности съ внѣшней корректностью. Нѣтъ, — и въ университетахъ и во всѣхъ не только высшихъ, но и орѳд-

нихъ учебныхъ заведеніяхъ педагогика должна занимать видное мѣсто и непремѣнно быть наукою общеобязательною,— независимо отъ того, выходятъ изъ этихъ школъ учителя или нѣтѣ. Какъ бы ни удаляли школу отъ жизни, она все же существуетъ для жизни, и должно, не вдаваясь въ узкоути-литарныя цѣли, давать просторъ этому ѳя благотворному вліянію на жизнь, особенно тамъ, гдѣ это безусловно необходимо.

Кромѣ педагогики, въ отзывахъ наотаиваѳтся на изученіи наукъ, ей вспомогательныхъ или неразрывно съ нею связанныхъ. Такъ, директоръ нѣжинскаго института Гельбкѳ возлагаетъ на будущихъ учителей обязанность прослушать курсъ философіи, педагогики и исторіи педагогики и сдать по этимъ предметамъ экзаменъ. Но проекту с.-петербургскаго учебнаго округа (большинство голосовъ) подготовляющіеся къ учительству изучаютъ „слѣдующія дисциплины: психологія, педагогика и ея исторія, дидактика, гигіена, методика отдѣльныхъ предметовъ и необязательно гимнастика. Изученіе психологіи обязательно лишь для бывшихъ слушателей университета по физико-математическому факультету. Знакомство съ исторіей философіи, за недостаткомъ времени, можно связать съ исторіей педагогики и рекомендовать при обозрѣніи философскихъ системъ останавливаться предпочтительно на изложеніи ученія тѣхъ философовъ и мыслителей, которые оказали вліяніе на развитіе педагогическихъ идей“. Для учившихся въ духовныхъ семинаріяхъ и академіяхъ можетъ показаться страннымъ, что люди знакомятся съ пои-хологіѳй и исторіей философіи только тогда, когда готовятся въ учителя, а не въ общеобразовательномъ курсѣ. Однако въ свѣтскихъ учебныхъ заведеніяхъ иначе и не можетъ быть, такъ какъ философскія науки проходятся на одномъ только историко-филологическомъ факультетѣ университета, да въ историко-филологическихъ институтахъ. Казанскій учебный округъ къ перечисленнымъ наукамъ прибавляетъ учипшцѳвѣдѣніѳ, рижскій—школьную гигіену, съ краткими свѣдѣніями по анатоміи и физіологіи, одесскій—французскій языкъ и естественную исторію. Изъ этихъ наукъ особенно нужно привѣтствовать школьную гигіену—эту полезнѣйшую, но совершенно отсутствующую въ нашихъ шкодахъ дисциплину. Наконецъ, въ одномъ изъ проектовъ не забыта и наша богословская наука. Отдѣленіе педагогическаго общества по вопросамъ религіозно-нравственнаго образованія и воопита-

вія признало желательнымъ и крайне необходимымъ ввести въ подготовку учителей свѣтской средней школы религіозно-нравственный элементъ. Для достиженія указанной дѣли прежде всего необходимы болѣе благопріятныя, нежели _ теперь, условія для преподаванія закона Божія и для веденія дѣла рѳлигіозно-нравотвѳннаго воспитанія въ среднихъ школахъ; далѣе, желательно поставить болѣе опредѣленно и прочно каѳедру богословія и вновь учредить каѳедру христіанской иѳикли въ университетахъ.

Въ циркулярномъ предложеніи г. министра народнаго просвѣщенія, какъ мы видѣли, рекомендуется не забывать, что должно подговлять не только учителей въ тѣсномъ смыслѣ слова, но и воспитателей подростающихъ поколѣній. Тѣмъ не менѣе почти во всѣхъ проектахъ идетъ рѣчь о подготовкѣ собственно учителей, а не воспитателей. Предполагается, конечно, что одно связано съ другимъ; однако обѣ функціи и въ теоріи и на практикѣ нерѣдко стоятъ и обособленно: можно готовиться .къ учительству, а можно готовиться къ воспитатѳльству, можно быть хорошимъ учителемъ, но плохимъ воспитапѳтѳмъ и наоборотъ. Желая устранить такую обособленность попечитель казанскаго округа настаиваетъ на томъ, чтобы педагогическія семинаріи подготовляли учитѳлѳй-воспитателей. А для этого „педагогическія семинаріи должны озаботиться тѣмъ, чтобы въ составъ воспитываемыхъ ими учителей попадали лица, вполнѣ соотвѣтствующія требованіямъ отъ будущаго педагога. Во избѣжаніе ошибокъ необходимо, чтобы принимались въ семинарію лишь кандидаты, рекомендованные, факультетомъ и тѣми профессорами университета, которые ближе руководили ихъ занятіями. Поступающій долженъ быть отличнаго поведенія, отличаться трезвымъ образомъ жизни, возможною воспитанностью и т. д. Въ семинаріи должно обращать на поступающихъ серьезное вниманіе. Человѣкъ, не носящій въ себѣ любви къ дѣтямъ, нетерпѣливый, раздражающійся отъ рѣзвости дѣтей, грубый, жестокій, не умѣющій владѣть собою въ сношеніяхъ съ равными или младшими, не долженъ бы быть желательнымъ кандидатомъ на должность учителя. Въ положительныхъ качествахъ готовящагося учителя прежде всего должны быть: трудолюбіе, любовь къ педагогическимъ занятіямъ и дѣтямъ, умѣнье организовать правильное теченіе занятій въ классѣ и т. д. Общими свойствами учителя, вліяющими уже не на однихъ учениковъ его класса, а на учащихся всего учебнаго заведенія, должны быть: правильно развитое религіозно-нравственное чувство, любовь и истинная преданность Монарху и отечеству въ проявленіяхъ живого патріотическаго чувства, способность къ положительно-плодотворнымъ дѣяніямъ, а не только къ отрицанію и порицанію дурного и слабаго. Въ виду характера нѣкоторыхъ изъ этихъ требованій, а полагалъ бы необходимымъ въ пѳдаго-

гичѳокія семинаріи принимать только лицъ русскихъ по про* похожденію и православныхъ. Пополненіе лишь такими учителями среднихъ общеобразовательныхъ учебныхъ заведеній признаю необходимымъ и для приданія большаго однообразія соотаву педагоговъ, членовъ педагогическаго совѣта: только русскій можетъ воспитать русскаго“. Послѣднее требованіе предъявляетъ и попечитель варшавскаго учебнаго округа, впрочемъ, мотивируя его другими, чисто мѣстными соображеніями. Заботы о воспитаніи будущихъ воспитателей, впрочемъ, не обходятся и безъ курьезовъ. Такъ, анонимный авторъ записки „кое-что о раціональномъ опоообѣ образованія опытнаго пѳдагога-воспитатепя—учителя для русской средней школы" полагаетъ, что для веденія дѣла по подготовленію преподавателей долженъ быть назначенъ новый, совершенно отдѣльный окружной инспекторъ изъ опытныхъ преподавателей изъ потомственныхъ дворянъ, по возможности преданный педагогическому дѣлу и дѣйствительно его любящій“. Непремѣнно „изъ потомственныхъ дворянъ“: у нихъ уже въ самой крови заложено все, что потребно для „раціональнаго способа образованія опытнаго пѳдагога-воспита -теля-учителя“!

Въ отвѣтахъ на послѣдній предложенный г. министромъ вопросъ—о матеріальномъ обезпеченіи преподавателей обращаетъ на себя вниманіе какъ общее желаніе поднять заработную плату учителей до возможнаго maximum’a, такъ и частныя заявленія о томъ, что въ наиболѣе крупныхъ центрахъ, въ виду дороговизны жизни, учителя должны быть лучше обезпечены, чѣмъ въ другихъ городахъ. Петербургскій учебный округъ предлагаетъ одѣлать нѣкоторую прибавку къ окладу для столицъ, рижскій, кромѣ того,—для Риги, Одессы, Варшавы, Кіева, Харькова, московскій,— кромѣ Москвы, и для губернскихъ городовъ округа, а также для торговыхъ (напр. Елецъ, Рыбинскъ и под.). Нельзя не признать справедливымъ и достойнымъ осуществленія такое стремленіе — урегулировать содержаніе соотвѣтственно условіямъ жизни въ различныхъ мѣстностяхъ. Въ нашемъ духовно-учебномъ вѣдомствѣ это стремленіе въ нѣкоторыхъ случаяхъ уже осуществлено. Такъ, преподаватели с.-петербургской духовной семинаріи и училища пользуются повышеннымъ, по сравненію съ другими городами, окладомъ и готовыми квартирами. Въ иныхъ впрочемъ условіяхъ живутъ наставники здѣшней духовной академіи, большая часть которыхъ получаетъ окладъ жалованья въ 1,200 и 2,000 рублей, но ни одинъ изъ которыхъ не имѣетъ казенной квартиры. Если взять содержаніе петербургскаго семинарскаго преподавателя, включая въ это содержаніе и окладъ жалованья и квартиру, и содержаніе экстра-ординарнаго профессора академіи, который получаетъ 2,000 р. жалованья, — не только безъ квартиры, но еще при „квартирномъ кризисѣ“, то ма-

теріальноѳ преимущество, конечно, останется на оторонѣ перваго. О доцентахъ же и говорить нечего. Стоя ниже всѣхъ въ іерархіи академической корпораціи, эти начинающіе дѣятели науки по этажу, въ которомъ ютится ихъ обиталище, обычно занимаютъ высшее предъ прочими сослуживцами мѣсто. Первые шаги при разработкѣ науки совершаются въ квартиркѣ изъ двухъ — трехъ небольшихъ комнатъ, помѣщающейся въ 5-мъ этажѣ. Ходъ въ нее одинъ, мрачный и грязный, излюбленный всѣми кошками громаднаго дома. Окна квартирки выходятъ на дворъ.—Видѣть изъ нихъ можно только крышу и клочокъ пасмурнаго петербургскаго неба, за то слышать можно многое: и разносчиковъ, и татаръ и шарманку—все это, благодаря превосходному резонансу кладѳзѳобразнаго двора, съ предупредительною отчетливостью врывается въ уши, даже сквозь двойныя рамы. Воздухъ, которымъ дышѳтъ квартирантъ, не оставляетъ желать ничего лучшаго: это смѣсь — кухоннаго чада и міаз-мовъ, врывающихся съ лѣстницы и поднимающихся изъ помойныхъ ямъ. И за всю эту благодать уплачивается рублей 30—35 съ дровами. А тутъ еще печки .съ причудами: дымъ въ нихъ идетъ не наружу, а въ комнату, а тепло не въ комнату, а въ корридоръ. Условія для занятій, какъ видимъ, самыя благопріятныя... И въ такомъ- положеніи доценту приходится жить minimum—пѣтъ 7—8 до освобожденія каѳедры экстра-ординарнаго.

Сопоставляя это съ проектомъ журнала ученаго комитета министерства народнаго просвѣщенія, по которому признается нормальнымъ первоначальный окладъ гимназическихъ преподавателей (1,200 р.) чрезъ каждые 5 лѣтъ увеличивать на 20°/о, можно, конечно, только удивляться неистощимости человѣческихъ желаній, каково напр., желаніе проф. с.-пѳтербургскаго историко-филологическаго института И. Жданова, чтобы преподавателемъ гимназій, въ видахъ улучшенія не только матеріальнаго, но и служебнаго положенія ихъ, было присвоено, если они имѣютъ степень магистра, званіе доцента, а — если доктора, — профессора гимназіи!..

За то неоднократно высказываемое въ проектахъ желаніе, чтобы всюду учреждены были эмеритальныя кассы и чтобы дѣти учащихъ были освобождены отъ платы за ученіе также въ женскихъ гимназіяхъ н высшихъ учебныхъ заведеніяхъ, не можетъ быть не признано справедливымъ. То же нужно сказать о предложеніи •— отмѣнить ограниченіе относительно службы въ одномъ учебномъ заведеніи для полученія высшихъ окладовъ и сравнять всѣ учебныя заведенія министерства народнаго просвѣщенія, не исключая и женскихъ гимназій, если переводъ будетъ признанъ начальствомъ состоявшимся въ интересахъ службы (оренбургскій уч. окр.),— предоставить преподавателямъ, прослужившимъ не менѣе

10 лѣтъ право на полученіе частичной пенсіи, а неизлѣчимо больнымъ и послѣ & лѣтъ (моои. уч. окр.), — предоставить право на полученіе старшихъ окладовъ не нѣкоторымъ пре-подателямъ, какъ теперь, а всѣмъ по выслугѣ ими извѣстнаго числа лѣтъ (главн. упр. учебн. зав. Вост. Сибири),— упрочить положеніе и преподавательницъ, обративъ занимаемыя ими должности въ штатныя, сравнявъ по жалованью, получившихъ высшее образованіе съ преподавателями мужскихъ гимназій и реальныхъ училищъ, увеличить содержаніе классныхъ дамъ и письмодителѳй до 600 р. (варю. уч. окр.) и, наконецъ, сравнять и законоучителей, занимающихъ штатныя мѣста, въ правахъ на оклады, эмеритуру и пенсію съ преподавателями другихъ предметовъ (варш. и орѳвб. уч. окр.). Послѣднее предложеніе заслуживаетъ особеннаго вниманія, потому что, по своему матеріальному положенію, законоучители среднихъ учебныхъ заведеній министерства народнаго просвѣщенія въ нѣкоторомъ отношеніи—„забытые и обиженные люди“, по выраженію одного изъ ихъ собратьевъ, приславшаго намъ свою замѣтку.

Они дѣйствительно, разъясняетъ онъ, являются забытыми и обиженными въ отношеніи пенсіи, какъ, по сравненію съ преподавателями духовныхъ семинарій, изъ которыхъ они, въ большинствѣ случаевъ, и поступаютъ въ законоучители, такъ и по сравненію съ преподавателями гимназіи и законоучителями другихъ вѣдомствъ, напр. Императрицы Маріи, военнаго, горнаго и пр. Сколько ни думаешь, но никакъ не можешь придумать тѣхъ основаній, по которымъ такъ скромно до скупости оцѣнена дѣятельность законоучителей на пользу церкви и государства. Служба за-коноучитѳпьская и серьезная и трудная. Такъ, невидимому, смотритъ, на законоучитѳпьство министерство народнаю просвѣщенія, когда законоучительскія мѣста въ гимназіяхъ мужскихъ предоставляетъ лишь только лицамъ, получившимъ высшее богословское образованіе и имѣющимъ ученую степень кандидата или магистра богословія. Но ни ученая степень законоучителей гимназіи, ви признаніе Закона Божія первенствующимъ предметомъ въ ряду другихъ предметовъ гимназическаго курса, ни добросовѣстное и плодотворное служеніе ихъ, признаваемое самимъ высшимъ свѣтскимъ начальствомъ, не даетъ имъ права на равенство по пенсіи ни съ преподавателями семинарій, ни съ преподавателями гимназій. Министерство народнаго просвѣщенія очевидно цѣнитъ труды преподавателей гимназіи и даетъ усерднымъ изъ нихъ высшіе оклады въ 1,250 и въ 1,500 р. за 12 уроковъ, а по выслугѣ 25 лѣтъ даетъ всѣмъ пенсію въ 700 р. Цѣнитъ преподавательскій трудъ и В. П. И., когда учредило высшіе оклады для преподавателей съ пенсіею въ 650 р. за выслугу 25 лѣтъ. Одни только законоучители не знаютъ правъ ни на высшіе оклады жалованья, ни на равную пѳн-

сію оо своими, сослуживцами. Что не существуетъ для законоучителей высшаго оклада,—не бѣда: Богъ съ нимъ. Лишеніе права, нужно правду сказать, уравновѣшивается хоть отчасти полученіемъ законоучителемъ непосредственно по поступленіи на службу старшаго оклада въ 900 р. вмѣсто 750, каковой окладъ преподаватели получаютъ въ теченіи первыхъ 5 лѣтъ своей службы. Бо лишеніе законоучителей пенсіи, равной пенсіи преподавательской, является обидною несправедливостію, которой не знаютъ законоучители другихъ вѣдомствъ. Особенно сознается законоучителями полученіе пенсіи въ 400 р. несправедливостію послѣ изданія указа Св. Синода, недопускающаго законоучителямъ соединять законоучительскую должность съ приходскою. Живя однимъ жалованьемъ, да получая убогую квартиру за служеніе.въ гимназической церкви, и не имѣя, вслѣдствіе исполненія священническихъ обязанностей, ни одного свободнаго дня въ теченіи 4 мѣсяцевъ подрядъ и имѣя въ виду получить за этотъ трудъ 400 р. пенсіи, невольно приходишь къ горькому признанію себя обиженнымъ. Какъ не обижаться?* Законоучитель по пенсіи почти приравненъ къ преподавателю чистописанія въ гимназіи, который, при всемъ скудномъ своемъ образованіи, получаетъ 300 р. пенсіи. Законоучитель получаетъ на 300 р: меньше, чѣмъ его сослуживецъ по гимназіи, напр. преподаватель французскаго иди нѣмецкаго языка,— какой-нибудь французскій или швейцарскій подданный, рижскій нѣмецъ. Ужель эти лица лучше и больше служатъ русскому дѣлу, чѣмъ законоучитель гимназіи, образованный пастырь, не пропускающій ни одного случая, ни одного важнаго ообытія въ жизни отечества, чтобы освѣтить его и съ религіозной и съ національной, согласно завѣтамъ руоской исторіи, точекъ зрѣнія? Ужель еще долгое время придется мириться съ такою несправедливостію“?

Изъ воего изложеннаго можно видѣть, что дѣло о подготовкѣ преподавателей среднихъ учебныхъ заведеній и о матеріальномъ ихъ обезпеченіи поставлено въ министерствѣ народнаго просвѣщенія на солидную почву. Вопросъ разсматривается всесторонне, сужденія выносятся изъ опыта самой жизни, интересы соблюдаются, по возможности, всеобщіе. Какъ практически осуществится предполагаемая реформа, покажетъ будущее. Йо позволительно надѣятьоя, что это будущее вполнѣ будетъ соотвѣтствовать подготовительному къ нему настоящему.

С. П.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.