Научная статья на тему 'Шихабетдин Марджани о Золотой Орде'

Шихабетдин Марджани о Золотой Орде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
625
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ш. МАРДЖАНИ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ТАТАРСКАЯ ИСТОРИЯ / ТАТАРСКИЕ ХАНСТВА / БОЛГАР / SH. MARJANI / GOLDEN HORDE / TATAR HISTORY / TATAR KHANATES / BOLGAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миргалеев Ильнур Мидхатович, Абызова Резеда Равиловна

Цель: публикация перевода на русский язык раздела об истории Золотой Орды из сочинения Шихабетдина Марджани «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара»). Материалы исследования : Вниманию специалистов предлагается перевод на русский язык раздела по золотоордынской истории из известного сочинения Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар». По идеологическим соображениям этот раздел был исключен из издания 1989 года. Представленный в русском издании 2005 года перевод первого тома этой книги оказался некачественным. На современном татарском языке данный раздел был опубликован еще в 2008 году. Учитывая, что в этом году будет отмечаться двухсотлетний юбилей Ш. Марджани, авторы решили опубликовать этот труд. Ш. Марджани является автором более тридцати сочинений по истории, мусульманскому праву, теологии, этнографии, археографии, педагогике и т.д. Он основоположник татарской академической историографии. Его работы были высоко оценены на всем мусульманском Востоке, а также известными учеными Казанского университета. В своем труде «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» Ш. Марджани использовал многие письменные источники таких авторов, как Рашид ад-дин, Ибн Халдун, Ибн Баттута, Мирхонд, Абулгази, Ибн Арабшах и др. Также он обращался к данным нумизматики, эпиграфики, письменным документам и историческим преданиям. По мнению Ш. Марджани, золотоордынское государство стало одним из величайших государств средневековья, а в качестве основных причин распада Золотой Орды он указал на упадок образования и культуры, внутренние раздоры и междоусобицы, нашествия внешних врагов. Результат и научная новизна : Введен в научный оборот труд основателя татарской историографии Ш. Марджани, посвященный золотоордынской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIHABUTDIN MARJANI ON THE GOLDEN HORDE

Research objectives : The publication of the Russian translation of the section on the history of the Golden Horde from the work of Shihabutdin Marjani, “Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar” (Information Related to the History of Kazan and Bulgar). Research materials : This Russian translation of the section on the Golden Horde history from the well-known work of Sh. Marjani “Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar” is presented to the attention of specialists. This section was earlier excluded from the 1989 edition for ideological reasons. A translation of the first volume of this book in the Russian edition of 2005 turned out to be substandard. This section was also published in 2008 in the modern Tatar language. The authors decided to publish this work now in consideration of the fact that the 200th anniversary of Sh. Marjani’s birth will be celebrated this year. In his work, Sh. Marjani used many written sources by such authors as Rashid al-Din, Ibn Khaldun, Ibn Battuta, Mirkhond, Abu al-Ghazi, Ibn Arabshah, and others. He also used numismatics and epigraphic data, written documents, and historical legends. According to Sh. Marjani, the Golden Horde state became one of the greatest states of the Middle Ages. He pointed to the decline of education and culture, internal strife and feuds, and invasions of external enemies as the main causes for the dissolution of the Golden Horde. Research results and novelty : This work which the founder of Tatar historiography, Sh.Marjani, dedicated to the Golden Horde history will now be introduced into the present scholarly discussions.

Текст научной работы на тему «Шихабетдин Марджани о Золотой Орде»

УДК 930.2 DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.181-198

ШИХАБЕТДИН МАРДЖАНИ О ЗОЛОТОЙ ОРДЕ

И.М. Миргалеев1, Р.Р. Абызова 2

1,2 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Казань, Российская Федерация 1 [email protected], 2 [email protected]

Цель: публикация перевода на русский язык раздела об истории Золотой Орды из сочинения Шихабетдина Марджани «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара»).

Материалы исследования: Вниманию специалистов предлагается перевод на русский язык раздела по золотоордынской истории из известного сочинения Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар». По идеологическим соображениям этот раздел был исключен из издания 1989 года. Представленный в русском издании 2005 года перевод первого тома этой книги оказался некачественным. На современном татарском языке данный раздел был опубликован еще в 2008 году. Учитывая, что в этом году будет отмечаться двухсотлетний юбилей Ш. Марджани, авторы решили опубликовать этот труд.

Ш. Марджани является автором более тридцати сочинений по истории, мусульманскому праву, теологии, этнографии, археографии, педагогике и т.д. Он - основоположник татарской академической историографии. Его работы были высоко оценены на всем мусульманском Востоке, а также известными учеными Казанского университета. В своем труде «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» Ш. Мард-жани использовал многие письменные источники таких авторов, как Рашид ад-дин, Ибн Халдун, Ибн Баттута, Мирхонд, Абулгази, Ибн Арабшах и др. Также он обращался к данным нумизматики, эпиграфики, письменным документам и историческим преданиям. По мнению Ш. Марджани, золотоордынское государство стало одним из величайших государств средневековья, а в качестве основных причин распада Золотой Орды он указал на упадок образования и культуры, внутренние раздоры и междоусобицы, нашествия внешних врагов.

Результат и научная новизна: Введен в научный оборот труд основателя татарской историографии Ш. Марджани, посвященный золотоордынской истории.

Ключевые слова: Ш. Марджани, Золотая Орда, татарская история, татарские ханства, Болгар

Для цитирования: Миргалеев И.М., Абызова Р.Р. Шихабетдин Марджани о Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6. № 1. С. 181-198. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.181-198

© Миргалеев И.М., Абызова Р.Р., 2018

SHIHABUTDIN MARJANI ON THE GOLDEN HORDE I.M. Mirgaleev 1, R.R. Abyzova 2

12 Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Kazan, Russian Federation 1 [email protected], [email protected]

Research objectives: The publication of the Russian translation of the section on the history of the Golden Horde from the work of Shihabutdin Marjani, "Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar" (Information Related to the History of Kazan and Bulgar).

Research materials: This Russian translation of the section on the Golden Horde history from the well-known work of Sh. Marjani "Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar" is presented to the attention of specialists. This section was earlier excluded from the 1989 edition for ideological reasons. A translation of the first volume of this book in the Russian edition of 2005 turned out to be substandard. This section was also published in 2008 in the modern Tatar language. The authors decided to publish this work now in consideration of the fact that the 200th anniversary of Sh. Marjani's birth will be celebrated this year.

In his work, Sh. Marjani used many written sources by such authors as Rashid al-Din, Ibn Khaldun, Ibn Battuta, Mirkhond, Abu al-Ghazi, Ibn Arabshah, and others. He also used numismatics and epigraphic data, written documents, and historical legends. According to Sh. Marjani, the Golden Horde state became one of the greatest states of the Middle Ages. He pointed to the decline of education and culture, internal strife and feuds, and invasions of external enemies as the main causes for the dissolution of the Golden Horde.

Research results and novelty: This work which the founder of Tatar historiography, Sh.Marjani, dedicated to the Golden Horde history will now be introduced into the present scholarly discussions.

Keywords: Sh. Marjani, Golden Horde, Tatar history, Tatar khanates, Bolgar

For citation: Mirgaleev I.M., Abyzova R.R. Shihabutdin Marjani on the Golden Horde. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2018. Vol. 6, no. 1, pp. 181198. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.181-198

16 января 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого ученого, религиозного деятеля, историка, философа и просветителя Шихабетдина Мард-жани (1818-1889). Он является автором более тридцати трудов, в которых освещены его научные взгляды, касающиеся вопросов истории, мусульманского права, теологии, этнографии, археографии, педагогики и т.д. Среди наиболее значимых произведений Ш. Марджани, принесших ему известность не только на его родине, но и на всем мусульманском Востоке и высоко оцененных известными учеными того времени, можно назвать такие его труды, как «Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам»), «Хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак» («Истина познания и красота ее постижения»), «Китаб ал-хикма ал-балига ал-джанния фи шарх ал-акаид ал-ханафия» («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить учения ханафитов»), «Би-т-тарикат ал-мусла ва-л-акидат ал-хусна» («Достойным подражания путем и наилучшим убеждением») и др. [10, с. 93-94]. И, конечно, главным историческим сочинением Шихабетдина Марджани является его двухтомный труд «Мустафад

ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара»).

Первый том данной книги был издан в 1897 году в Казани в типографии Б.Л. Домбровского [4], второй том - в 1900 году в издательстве Казанского университета [5]. В этом произведении Ш. Марджани описывает историю Булгара, Золотой Орды, а также татарских ханств. Воссоздавая историю татарских государств, он представляет свой труд как некую программу для последующих поколений историков, которые в дальнейшем смогут проследовать в том числе и по пути, проложенному этим ученым.

В своем труде Ш. Марджани не ограничивается цитированием отрывков из источников: он сравнивает и анализирует их. Наряду с письменными памятниками ученый приводит информацию, которая содержится на старых татарских монетах, надгробных эпитафиях, а также исторические сведения, сохранившиеся среди народа. Данный труд свидетельствует и о том, что Ш. Марджани был знаком с русскими источниками. К примеру, ученый описывает Куликовскую битву, стояние на реке Угре и другие события, которые непосредственно касались татарско-русских отношений. Однако эти данные были заимствованы исследователем не из русских летописей, а из трудов русских историков. Здесь чувствуется влияние Х. Фаезханова и В.В. Радлова, которое было оказано на формирование исторических взглядов и методов Ш. Марджани.

Ранее источники, использованные в труде «Мустафад ал-ахбар», были изучены исследователями, также был составлен их перечень [1, с. 17]. Среди работ, освещающих историю Золотой Орды, можно назвать сочинения Ибн Халдуна, Ибн Баттуты, Ибн Арабшаха. По сей день их труды остаются одними из самых важных и ценных источников, поскольку эти авторы жили в ту эпоху, а, кроме того, Ибн Баттута и Ибн Арабшах еще и лично посетили Золотую Орду.

Следует отметить, что Ш. Марджани в своем труде использует множество источников. Однако ученый не всегда озвучивает их названия. К примеру, иной раз при обозначении отдельных источников он может лишь упомянуть, что они взяты из «некоторых сборников». Ш. Марджани использует и татарские источники, например, он полностью приводит тексты ярлыков, которые относятся к периоду Золотой Орды: это ярлык Токтамыш-хана к Ягайлу и ярлык Тимур-Кутлука. Ш. Марджани отмечает, что они написаны на татарском языке уйгурской письменностью. Кроме этого, Ш. Марджани в своем труде искусно связывает события с реальной жизнью, используя пословицы и поговорки, широко распространенные среди народа. Так, в его труде можно встретить такие изречения, как «среди ордынского народа пал и Бердибек» или «у ногайского народа вера распространилась от хана Узбека». Ш. Марджани упоминает также о существовании пословицы «если Волгу покроет лед, всякий замерзшую перейдет, а от Идегея никто не уйдет». Эти же предания приведены и в труде Утемиша-хаджи [9], что может указывать на знакомство Ш. Марджани с данным сочинением.

Ш. Марджани в своем труде называет имена многих ученых той эпохи, среди которых Котбеддин ар-Рази, Ахмед бин Махмуд ал-Джунди, ас-Саид Джала-леддин, Гали бин Мухаммад бин Дихкан ал-Байканди, Тафтазани и многие другие. Ученый отзывается о них с большим уважением. Среди ученых, которые особо часто упоминаются среди его источников, можно перечислить следующих авторов: Мирхонд, Ибн ал-Варди, Набакти, Абулгази, Ибн Арабшах, Рашид ад-дин, Ибн Халдун, Ибн Баттута, Мухаммад Риза-эфенди, Мухаммад Шебанкараи, Гатаулла бин Яхъя Нугайзаде-эфенди и др.

Ш. Марджани, очень часто, обращаясь в своем труде к материалам нумизматики, рассказывает о ханских монетах. Ученый ведет речь о тех из них, которые чеканились в таких городах, как Сарай, Болгар, Крым, Орда, Гулистан, Хаджи-Тархан, Азак, Маджар, Хорезм. При описании двадцати трех ханов ученый говорит, что они чеканили свои собственные деньги, отмечает «нахождение множества монет». Вот имена золотоордынских ханов, которые приведены в его труде: Менгу Тимур, Туда Менгу, Токта, Кульна, Наурузбек, Килдебек, Хизр, Орда Мелик, Мюрид, Тулунбек, Токтамыш, Кадир Бирде, Борак, Дервиш, Чокре, П(Ф)улад Тимур, Тимур, Гияседдин Булек, Алыпхан Ходжа, Черкесбек, Гиясед-дин Агабек, Базарчы. О последних четырех Ш. Марджани справедливо замечает, что они «не были ханами всего Джучиева Улуса».

В те времена, когда только шел процесс становления нумизматики как науки, Шихабетдин Марджани весьма точно оперировал понятиями этой дисциплины; к примеру, в одном из его описаний говорится: «Фулад Тимур хан бин Тукан. Есть монета, отчеканенная в 768 году, на одной из сторон которой надпись -покойный Джанибек хан». Ученый сумел верно изложить свои мысли в этом вопросе, который в дальнейшем ввел в заблуждение многих исследователей. Здесь следует также заметить, что его слова, в которых говорится о хане Мамае и его монетах, отчеканенных в 763 году в Актубе и Азаке, нужно принимать лишь как повторение предшествующей историографической ошибки. На самом деле в городе Актубе не чеканились золотоордынские монеты, так же, как и Мамай не выпускал монеты со своим именем. Хотя до сих пор информация об этом появляется, и есть попытки все же приписать Мамаю чеканку монет.

Первый том произведения Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар» освещает историю татарского народа до XVI века. Второй том посвящен ХУ1-Х1Х вв. Основные труды Ш. Марджани были написаны на арабском языке, а «Мустафад ал-ахбар» - на татарском. И тем не менее, при создании своего труда Ш. Марджани использовал очень много арабских и персидских слов, а некоторые места и вовсе были написаны им на османском тюрки. Поскольку основные источники, процитированные в этом труде, были написаны на данных языках, и к тому же большие отрывки из них были даны без перевода, то в результате труд Ш. Марджани, и особенно первый том, получился на татарско-арабско-персидско-турецком языке.

Над изданием «Мустафад ал-ахбар», увидевшим свет в 1989 году и подготовленным к печати А.Н. Хайруллиным [3], была проделана большая работа, однако в соответствии с господствующей идеологией того времени труд Ш. Марджани претерпел значительные и серьезные сокращения. К примеру, если глава, посвященная Болгару, была приведена полностью, то период истории, который относился к Золотой Орде, был исключен. Несмотря на то что широким кругом исследователей высказывались мнения о том, что труд Ш. Марджани должен быть издан в полном объеме, тем не менее был подготовлен и издан лишь сокращенный вариант этой книги. К слову, следует заметить, все татарские ханства, помимо Казанского, также попали под ошибочные воззрения «инородной истории» и не были включены в данное издание.

Вышедший в 2005 году русский перевод первого тома «Мустафад ал-ахбар» [2] также изобилует ошибками. К подготовке перевода не были привлечены татарские филологи, историки, знатоки арабского, персидского и турецкого языков. Именно поэтому многие источники, приведенные в труде Ш. Марджани на языке оригинала, в большинстве своем (а особенно персидские) были попросту исключены. Кроме этого, по каким-то причинам перевод не был сопровожден комментариями. В данном переводе неправильно определены многие даты, приведенные

по летоисчислению по хиджре, а в иных случаях они и вовсе не указаны. Длинные и содержательные предложения первоисточника переведены кратко и односложно. Среди самого малого можно указать неправильное написание имен и понятий, наличие в переведенном тексте имен, которые отсутствуют в тексте Марджани; неправильно указаны годы по хиджре (вместо 708 года дали 758 год) [6, с. 239-241].

Ш. Марджани еще в самом начале первого тома «Мустафад ал-ахбар», на четвертой странице, пишет об этнониме татар; он объясняет, что нашему народу нельзя отказываться и отрекаться от этого имени, наоборот, необходимо гордиться им. После этого ученый повествует о происхождении современного татарского народа, указывая при этом на его корни: кыпчаков, булгар и непосредственно самих татар. Исследователь отмечает, что данные племена стали называться татарами в период Золотой Орды. А когда речь заходит о Чингиз-хане и его сыновьях, Ш. Марджани замечает, что «род их не татарский, а монгольский». Исследователь говорит о величии Золотой Орды, о ее покорении многих земель. Также Ш. Марджани ведет речь об известных ученых, ханах, а также других знаменитых личностях.

В произведении «Мустафад ал-ахбар» Ш. Марджани посвятил Золотой Орде 24 страницы [4, с. 93-117]1. По его мнению, это средневековое татарское государство стало одним из величайших государств в истории. Заслуживает и его оценка упадка Золотой Орды. Основными причинами разлада государственности он считал упадок образования и культуры, внутренние раздоры и междоусобицы, нашествия внешних врагов.

Ниже приводится перевод на русский язык отрывка о Золотой Орде из книги «Мустафад ал-ахбар» Ш. Марджани. Текст разделен на четыре раздела: «Раздел о саинских правителях», «Раздел о правителях Джучиева улуса из числа Шейбани-дов и других», «Раздел об Урусханидах» и «Раздел о потомках Токтамыша».

Шихабетдин Марджани. «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара»)2

Да пусть вознаградит их Всевышний

верой, достатком и властью.

Раздел о саинских правителях

Один из них Джучи хан бин Чингизхан бин Есугей бин Бортай бин Кабил бин Тумна бин Бай С.нт(к?).р3 - самый знатный и последний из этого рода. После смерти Джучи хана, который умер раньше своего отца, в 627 году, Чингизхан назначил его второго сына - Бату, правителем Улуса Джучи, однако он, приступивший к возведению столицы государства - города Сарая, скончался незадолго до окончания строительства, и тогда власть перешла его брату Берке. При правлении Берке завершилось становление Сарая. Он первым из Чингизидов принял ислам. Улус Джучи стал именоваться Орда Бату или Степь Берке.

Бату, или, как еще его называли, Саин-хан, приступил к отстройке своей ставки - города Сарая, однако умер в 651 году... После него Менгу хан назначил ханом сына Бату - Сартака, однако тот скончался перед тем, как сесть на ханский престол.

1 В 2008 г. данный текст был опубликован на адаптированном татарском языке [7].

2 Раздел, посвященный Золотой Орде.

3 Слово неразборчиво.

Князь Руси сын Ярославля, Александр Невский, прибыл к нему для принесения клятвы. Есть поверие, что город Казань был основан ханом Сартаком.

Вслед за ним ханом стал его родственник Улакчи4, однако спустя некоторое время он умер. Затем ханский престол занял его брат5 Насреддин Абу ал-Мугали Берке. По свидетельству Абу ал-Музаффара Гумара бин ал-Варди, Набакти и других, Берке хан был сыном Бату, однако Ибн Арабшах и Абулгази, а также авторы трудов «Равзат ас-сафа», «Миръат ал-алям» и «Джами ат-тарих» утверждают, что он являлся сыном Джучи. Всевышний, указав Берке истинный путь, облагородил его сердце благочестием и вознаградил его верой. Берке принял ислам, после него мусульманином стал и его брат - Тукай Тимур. Настоящее имя Берке - Бурка, став мусульманином, он изменил свое имя.

Берке хан отправил войско под предводительством Букая против иранского правителя Абага хана, сына Хулагу. Оно прошло через Дербент, но потерпело поражение. Абага хан смог переправиться через реку Куру, однако вынужден был развернуться, услышав о приближении Берке хана с трехсоттысячным войском. По указанию Абага хана были разрушены переправы, на протяжении четырех дней две армии отстреливались друг против друга, после чего Берке направился в Тифлис, однако в пути был сражен недугом. Как говорится в труде «Рав-зат ас-сафа», Берке хан был мусульманским правителем, он прислушивался к советам ученых и духовных лиц. Из всех Джучидов и Чингизидов, так же, как из всех татарских ханов, Берке был первым человеком, кто принял ислам.

Составитель комментария к сочинению «Ал-Кудури» и автор труда «Ал-Куная» Наджмеддин Абу ар-Раджа Мухтар бин Махмуд аз-Захиди написал книгу о мусульманской религии, сопроводив ее восхвалениями пророка Мухаммада и, назвав «Рисаляи Насырия», он подарил свое творение Берке хану. Берке правил на протяжении 25 лет, в 664 году после болезни он скончался и был похоронен в Сарае.

Сколько раз он сражался против правителя Азербайджана и Ирана - Хулагу бин Тулуя бин Чингизхана, который приходился ему родственником со стороны отца, и всегда оставался победителем, а Хулагу хан - побежденным. А после этого одерживал победу и над сыном Хулагу - Абагой-ханом. Впоследствии на ханский престол сел племянник Берке - Менгу Тимур бин Тукан бин Джучи. На монете, отчеканенной в городе Болгаре, написано: «Великий Менгу Тимур хан. Этот дирхем отчеканен в Болгаре в 673 году. В 678 году в месяц Мухаррам был предан вечному и славному Аллаху. Хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Он един и нет у него сотоварищей».

По утверждению Ибн ал-Варди, в 665 году одно из татарских войск, достигнув Константинополя, заняло близлежащие территории, добравшись до крепости, где находился пленный сельджукский правитель румского султаната Кей-Кавус бин Кей-Хосроф бин Кей-Кубад, освободило его из заключения и доставило, вместе с ближними и детьми, ко двору хана Менгу Тимура. Кей-Кавус бин Кей-Хосроф бин Кей-Кубад находился в плену с 620 года, Менгу Тимур хан принял его с большой честью и уважением и даже выдал за него замуж свою дочь. Кей-Кавус прожил здесь до своей смерти в 677 году и был похоронен в Сарае. После смерти Кей-Кавуса Менгу Тимур, следуя языческим обычаям, пожелал отдать в жены свою дочь, оставшуюся вдовой, его сыну - Султану Масгуту. Султан Масгут бежал и поселился на румских землях, однако вскоре был пойман и

4 В действительности Улакчи приходился сыном Сартаку.

5 То есть родной дядя со стороны отца.

доставлен к Абаге хану, сыну Хулагу. Абага хан проявил к нему уважение, отдав ему в дар города Сивас, Арзан ар-Рум и Эрзинджан, а также даровав ему титул султана. Султан Масгут, который прожил примерно до 708 года, стал последним султаном из сельджуков.

В 681 году Менгу Тимур хан отправляет против Аргун хана, сына Абаги, восьмидесятитысячное войско во главе с Ногаем и Тукаем, однако армия Менгу Тимура, столкнувшись с сераскиром6 Аргун хана - Тугачаром, близ Карабагды, терпит поражение. В этом же году умирает и сам Менгу Тимур.

После него ханом стал его брат - Туда Менгу хан бин Тукан. На монете, отчеканенной в Сарае, написано: «Туда Менгу хан ал-Адел. Отчеканена в 681 году в городе Сарае. Хвала Аллаху и его посланнику». Абулгази в своей истории пишет про него: «Совершил много злодеяний и несправедливостей. Туктагу хан бин Менгу Тимур хан бежал от его жестокости». Ибн ал-Варди в своей истории повествует: «В 686 году Менгу хан бин Тукан, будучи из правоверных, покинул ханский престол, оставив вместо себя своего племянника - Тула-Буга хана бин Менгу Тимура».

История Набакти гласит: «Сыновья Тарбу - Алгу и Тугрул, сыновья Туклан Тулабуги и Кунчек свергли с престола Туда Менгу под предлогом того, что он безумный и на протяжении пяти лет правили самостоятельно. Туктай бин Менгу Тимур при помощи Багизкая бин Татара бин Хардала убил его».

Затем ханский престол Сарая, после Туда Менгу хана, занял Тулабуга хан бин Менгу Тимур хан. По утверждению Ибн ал-Варди, в 690 году он был убит Нагбатом бин Моголом бин Татаром бин Джучи ханом. В дальнейшем ханом стал Туктуга бин Менгу Тимур хан, который взял себе в соратники своих братьев - Берлека и Сарая.

Далее - Казан хан. Есть предание, что город Казань был назван так по имени этого хана. Это имя среди потомков Джучи хана встречается у трех личностей. Первый - упомянутый выше Казан хан бин Туган бин Джучи хан; второй - Казан бин Баян бин Байтимур бин Туктимур бин Джучи хан; и, наконец, третий - Казан бин Аячи бин Тули бин Урда бин Джучи хан. Это имя носил и сын Чагатай хана в Мавераннахре - Казан Султан хан бин Ясур бин Урк-Тимур бин Тугайтимур бин Кудгай бин Бузай Мутукен бин Чагатай хан бин Чингизхан. И, кроме того, сын Тули хана бин Чингизхана - Казан хан бин Аргун хан бин Абага хан бин Хулагу хан бин Тули хан. Из числа потомков Тули хана этот правитель первым принял ислам.

Затем на ханский престол сел Гияседдин Туктагу хан бин Менгу Тимур хан бин Туган. Абулгази в своей истории пишет: «Он бежал от Туда Менгу хана, через некоторое время, прибыв с войском, победил его и стал ханом, следовал советам своего отца и брата, спустя шесть лет своего правления скончался и был похоронен в Сарае».

Ибн ал-Варди повествует: «В 712 году скончался кыпчакский правитель Туктагу в возрасте тридцати лет, ханский престол занял его семилетний сын. Умер неверный, поклонявшийся идолам, который был благосклонен к мудрецам и ученым разных народностей, он особо благоволил мусульманам, пожелал править на территориях, где проживали тюрки-мусульмане, скончался в возрасте, в котором умер его отец, своим наследником оставил сына, однако вскоре власть перешла сыну его брата Узбеку. У него была огромная армия. Между ним и его

6 Сераскир - главнокомандующий войсками.

врагами завязалась война. Он призвал каждого десятого, и таким образом численность его войска достигла 250 000 всадников».

По мнению же скромного автора данного труда7, сведение о том, что Тукта-гу хан поклонялся идолам, должно быть ошибочным. Набакти про него сообщает: «Банукай бин Татар бин Хардал и Нугай бин Татар бин Буал бин Джучи хан просили помощи, он их убил, затем Банукай снова победил». В труде «Равзат ас-сафа» говорится: «В 703 году на границе Саксина и Болгара между Тукаем и Нугаем состоялось кровопролитное сражение. Тукай одержал победу, убив своего предшественника, стал правителем, подчинил себе территории Азербайджана и Ирана. Он отправил Казан хану вестника с извещением о том, что эти области были наследованы им Чингизханом, а Хулагу и его сыновья когда-то незаконно завладели этими землями».

Помимо этого, «Равзат ас-сафа» гласит: «Он отправил посланников Казан хану. Суть послания заключалась в следующем: по решению Чингизхана Иран и Азербайджан должны были принадлежать Джучи хану и его сыновьям. На протяжении уже многих лет Хулагу и его сыновья вопреки Ясе пользуются благами этих земель. Казан хан уже на следующий день должен передать нам эти территории, иначе пусть готовится к войне, и пусть знает: начиная от границ Каракорума до Дербента выставлены наши непобедимые стражники, возведены десять тысяч шатров, воины находятся в состоянии готовности, такое же состояние должна принять и остальная часть войска».

Для того чтобы показать всё возрастающую мощь своей армии, посланники раскрыли небольшой мешок, который был полон просовых зернышек. А для того, чтобы донести ту жесткость, которая присутствовала в содержании письма Тукая, они старались быть как можно вежливей. От многочисленности послов Казан хан был вне себя от ярости, он заявил: «Власть этого правителя бесконечна, а выдвигаемые им требования - безумны. Поскольку начиная со времен Ху-лагу хана и до сегодняшнего дня Иран и Азербайджан являются завоеванными нами территориями, которые были присоединены к нашим обширным землям. И думается, что ваши настоящие требования возможно разрешить лишь с помощью меча. Этот спор не может быть решен без силы оружия. С такими вестями вам надо было прибыть не только с полным мешком проса, но и захватить с собой несколько куриц, они моментально бы это зерно склевали». И повелел он отбыть посланникам Тукая. Известно, что начиная с 690 года по 713 год с именем Тукай хана чеканились монеты.

Затем на престол взошел его племянник Гияседдин Узбек хан бин Тугрул бин Менгу Тимур хан. Это самый великий, гуманный и религиозный из всех татарских ханов. Ибн ал-Варди говорит: «Стал правителем после своего брата. Молодой, мусульманин, мужественный. Необходимо шесть месяцев, чтобы пройти его владения, но города там маленькие». Этот правитель знатный и мудрый человек, особое усердие и внимание он приложил для рапространения ислама, при его правлении большинство татар спокойным и мирным путем перешли в мусульманство, облагородившись исламом, они стали тверды в своей вере. Раньше некоторые татары, приняв ислам при мусульманском правителе, в дальнейшем отрекались от своей веры, если к власти приходил язычник.

Именно поэтому среди ногайцев широко распространено выражение, что «вера распространилась от хана Узбека». К нему с самых разных стран прибывали ученые, среди них были такие знаменитые, как автор комментария к труду

7 Т.е. сам Ш. Марджани.

«Ал-маталиг аш-Шамсия» Котбеддин ар-Рази, Ахмед бин Махмуд ал-Джунди, ас-Саид Джалаледдин - автор комментария к сочинению «Ал-Хаджибия», и многие другие ханафитские и шафиитские ученые. Гали бин Мухаммад бин Дихкан ал-Байканди, прокомментировав третью часть труда «Мифтах ал-гулум» и закончив свою книгу в 719 году в Хорезме в месяц Шагбан, подарил ее Узбек хану. Об этом упоминается в вводной части самой книги. Абулгази в своей истории пишет: «После смерти Туктагу хана на престол взошел тринадцатилетний Узбек хан, он правил по законам своих предков, оказывал уважение всем, кто заслуживал этого, при нем весь Улус принял ислам, благодаря этому великодушному человеку все население озарилось светом мусульманства, а Джучиев улус стал называться страной Узбека, он два раза выходил с войной против иранского правителя Абу Саид хана, однако не смог победить его».

Абу Абдулла бин Баттута в своей книге «Тухфат ан-назар» повествует: «Я прошел от Синопа до Крыма. В это время там правил эмир Телек-Тимур, назначенный султаном Мухаммад Узбек ханом. Эмир прислал мне коня вместе с имамом Сагъдеддином. Шейха государства звали Зада ал-Хорасани. Вместе с великим кади Шамседдином ас-Саили ал-Ханафи, кади аш-Шафигый Хизыром, хатипом мечети «Малик Насир» Абу Бакром, хакимом Музаффареддином, шейхом Музаффареддином ал-Факихом я посетил Телек-Тимура, в это время эмир был болен. Однако принял нас с великодушием. Я хотел посетить султана Му-хаммад Узбек хана в городе Сарае. В этом путешествии моими спутниками стали Гайса, Котлу Дамир, Сарубек, имам Сагъдеддин, хатип Абу Бакр, кади Шамсед-дин, факих Шарафеддин Муса и Галяведдин ал-Муарраф. Муарраф должен был громким голосом стоя приветствовать кадиев, факихов и других знатных людей, которые прибывали ко двору эмира... После чего кто-то из присутствующих должен был встать и уступить ему место».

Как повествует Ибн Халдун, сыновья Джучи хана и его братьев всегда находились в состоянии войн и конфликтов с сыновьями Хулагу хана, и были весьма дружелюбны с тюркскими правителями Египта, каждый раз отправляя к ним послов и одаривая подарками. В 713 году, после того как Узбек стал ханом, к нему с поздравлениями прибыло посольство от мамлюкских правителей, а в 720 году в Египет было отправлено посольство во главе имама Узбек хана - Борха-неддина, и татарских эмиров, где при свидетельстве кадиев, факихов и других знатных людей был официально заключен брачный союз мамлюкского султана ал-Малика ан-Насира с дочерью Тугачи бин Хинду бин Бакр бин Джучи хана -Толынбаш. Этот двустронний союз стал очень значимым событием. С давних времен между Узбек ханом и иранским правителем Абу Саидом, в связи с победой эмира Чупана, существовала вражда и ненависть. Узбек хан смог подчинить себе многие города Хорасана, он обратился к Малику Насиру с просьбой объединения и взаимопомощи против Абу Саида и Чупана, и хотя Малик Насир внял просьбе Узбека, в это же время к нему в Египет от имени иранского правителя Абу Саида прибыл Итмеш ал-Мухаммади, и в 722 году между ними в качестве перемирия был заключен союз, который предусматривал исполнение предписаний мусульманской религии и борьбу против иноверцев. Узбек хан, услыхав эту новость, был крайне возмущен и высказал египетским послам свое негодование действиями Малика Насира. На что последовал ответ мамлюкского султана: «Они призывают нас к единению и исполнению обычаев ислама, а это дозволено и не противоречит законам шариата». После этого Узбек хан и Абу Саид заключили перемирие, и Узбек вернул иранскому правителю завоеванные прежде хо-расанские города. Узбек хан скончался в 741 году в Сарае. В 718 году он посетил

через Дербент Азербайджан, а в 736 году совершил поездку в Иран. В 718 году князь Руси Юрий Данилович прибыл к Узбек хану для принесения клятвы и поздравления с его восшествием на престол.

После него ханом стал его сын Тинебек, но правление его, должно быть, было недолгим. Вслед за ним в 743 году ханский престол в Сарае занял его брат ас-султан Джалаледдин Абу ал-Музаффар Махмуд Джанибек. Московский князь Семен Иванович и митрополит явились к нему с клятвой и поздравлением. Великий ученый Сад ад-дин ат-Тафтазани, снабдив комментариями, подарил свою книгу Джанибек хану. Имя этого хана упоминается в этой книге, он предстает в ней как очень набожный, гуманный, справедливый, красивый и доброжелательный человек. Кади Мухеддин ал-Бардаги прибыл в город Сарай, он подробно описал самовластие и деспотизм правителя Ашрафа бин Тимурташа бин Чупана, своими жалобами расстрогав до слез всех людей, собравшихся в мечети. Впоследствии Джанибек хан с огромным войском двинулся на Азербайджан, ему удалось победить и убить Ашрафа, завладеть его землями и вместе с завоеванным добром и плененным сыном Ашрафа - Тимурташем, вернуться в Сарай. По этому поводу были даже сочинены стихотворные строки на фарси:

Знай, что творил мерзавец Ашраф,

Его злодеяния остановил Джанибек.

В Тебризе с пятидесятитысячным войском Джанибек поставил наместником сына Бердибека. В 758 году Джанибек хан скончался в городе Сарае. «Равзат ас-сафа» гласит: «Ашраф бин Тимурташ, крепко взяв власть в свои руки, учинял безграничные злодеяния. Кади Мухеддин ал-Бардаги от его бесконечной жестокости и деспотизма, как и другие, был вынужден отправиться в Сарай, где поведал о творящихся бесчинствах, на его проповеди присутствовал сам хан, Мухед-дин ал-Бардаги склонил его к войне против Ашрафа, и Джанибек хан одержал победу над ним, по наставлению кадия Ашраф был убит и обезглавлен, а голова его была доставлена в Тебриз и повешена над входом в мечеть «Мурагин», и были вознесены благодарности Аллаху.

Хан прибыл в Тебриз с двумя тысячами всадниками, поселился в государственном дворце, утреннюю молитву совершил в мечети «Галишах», а войско его дислоцировалось вдоль реки, хан был закрыт для всех, и никто из простого люда не мог переступить порог его жилища. Хан жаждал его8 крови и с пятидесятитысячным войском оставил наместником в Тебризе сына Бердибека, сам вернулся в Сарай, а через несколько дней из ставки Джанибека пришло известие о том, что хан сильно болен.

Узнав о болезни отца, Бердибек поспешно выехал в Сарай, Ахичук, услыхав об этом, со своими многочисленными соратниками прибыл в Тебриз, где к нему на службу примкнули и сподвижники Ашрафа; таким образом, Ахичук, пришедший к власти, продолжил жестокость и деспотизм, присущие правлению Малика Ашрафа.

Абулгази хан в своей истории пишет: «Кади Мухеддин сказал Джанибек хану: «Если ты не восстановишь справедливость над Ашрафом, в Судный день наши руки будут у твоих ног». Эти слова оказали влияние на Джанибек хана, он разбил Ашрафа и завладел его землями, а все драгоценности его раздал своим воинам. Джанибек вернулся домой с победой, однако вскоре был сражен недугом, так и не излечившись, решил оставить вместо себя сына Бердибека, с напут-

8 Ашрафа.

ствиями и наставлениями вызвал его из Азербайджана, однако, не дождавшись, его душа отошла к Всевышнему, он был похоронен в Сарае, правил 17 лет. После смерти отца Бердибек вернулся в Сарай, по прошествии трехдневного траура был торжественно возведен на престол».

Абулгази хан повествует: «Бердибек был крайне бесчеловечным, грозным и безнравственным. Он не считался со старшими, решился на убийство братьев, его правление продолжалось менее двух лет, и в 762 году он скончался. После этого никому из потомков Саин хана не суждено было прийти к власти, по этому поводу среди узбеков было широко распространено изречение, что именно на Бердибеке прервалась династия правителей».

В 760 году разбойники с русских земель взяли булгарский город Жукотин, булгарский эмир донес об этом событии хану, который в свою очередь отправил великому князю Дмитрию Константиновичу своих послов, и лишь суд над грабителями позволил избежать последствий для русской стороны. Затем ханом стал малолетний сын9 Кульна, которому суждено было носить титул хана шесть месяцев. Есть монеты с его именем, отчеканенные в Сарае и других городах, датированы они 761 годом. Затем брат по отцовской линии - Наурузбек хан бин Джанибек хан, пришел к власти, убив своего предшественника - хана Кульну, правил больше одного года, монеты его датированы (7)60, (7)61, (7)62 годами. Сначала жил на востоке от реки Яик, затем, объявив себя сыном Джанибека, прибыл в Сарай и провозгласил себя ханом.

Русские князья, понимая, что среди татар возникли разногласия, а государство их начало приходить в упадок, стали выражать свое желание о выходе из татарского подданства. Наурузбека убил Хизр хан. Затем ханом стал его брат -Килдебек. Есть монеты, отчеканенные в (7)60 и (7)62 году в Сарае, он тоже, как и Наурузбек, самозванец, говорят, что в действительности Килдебек не являлся сыном Джанибека. В итоге в скором времени был убит в Сарае. Таким образом, представители династии Бату хана потеряли контроль над государством, и к власти стали приходить совершенно другие люди.

В некоторых источниках отмечается, что после Казан хана к власти пришел сын его брата Кунжек бин Тарбу бин Тукан, затем - Алгу бин Менгу Тимур хан, а после - его брат Тугрул хан. Возможно, они правили во времена Туда Менгу хана, сменяя друг друга. Ибн ал-Варди повествует: «В 700 году Джака убил своего брата Таку бин Бугну, и между ним и его наместником Тайфуром случилась война. Тай-фур одержал победу, затем примкнул к Туктаге, а Джака, чтобы выиграть время, бежал в Улак. Правитель Улака обманом переманил Джаку в крепость Тарбу, где убил, а голову отправил его эмиру, и земли Бугны отошли Туктаге. В 709 году Баян бин Кайчы завоевал владения своего брата Кутлука, который вскоре скончался. Баян, полностью захватив власть Кутлука, изгнал с отцовских земель и его сына - Каштимера, а также убил своего сородича Мангутая бин Кайчы».

Кем были они? Быть может, правителями Белой или Синей Орды?

Раздел о правителях Джучиева улуса из числа Шейбанидов и других

После того как прервалась правящая династия Саин хана, к власти пришел, после убийства им Наурузбек хана, Хизр хан бин Ибрагим бин Фулад бин Мин-тимур бин Бадакол бин Джучи Бука бин Бахадир хан бин Шейбан хан бин Джучи хан - наследник пятого сына Джучи хана - Шейбана. Он стал правителем всего Джучиева улуса и находился у власти с 760 по 762 год. Есть многочисленные монеты, отчеканенные в Булгаре и Сарае. После него ханом стал его сын - Тимур

9 Бердибека.

Ходжа хан. Убив своего отца, он пришел к власти в 762 году и находился на ханском престоле на протяжении всего пяти недель.

Отцеубийца не достоин власти,

А если скажешь достоин: не пробудет он там и шести месяцев.

Мирзу Мамая пленили, вывезли из Сарая и убили. Затем ханом стал Урда Малик хан, есть монеты, датированные 762 годом и отчеканенные в Сарае, Хорезме и Гулистане. Вслед за ним ханский престол занял Мамай хан, его монеты датированы 763 годом, отчеканены в Актубе и Азаке. Далее - Мурид хан бин Хизр хан, монеты датированы 763 годом. В 763-764 годах - Мирфулад хан. Затем в 765 году - Фулад Ходжа хан. После - Джанибек хан, умер в 767 году. С 766 по 772 год - Газиз Шаех хан. Затем - Фулад Тимур хан бин Тукан. Есть монета, отчеканенная в 768 году, на обороте написано «Покойный Джанибек хан». Вслед за ним Тулунбек хан. Он племянник Мирзы Мамая, монеты датированы 773 годом. Далее Гияседдин Булек хан, который был везиром Мирзы Мамая, монеты с его именем чеканились с 770-771 по 787 год в Сарае, Хаджи-Тархане, Хорезме, Орде и Маджаре.

Во времена Булек хана в 780 году Московский князь Дмитрий Иванович Донской, объединившись с русскими князьями и сплотив огромную армию, в решающем сражении на берегу Дона разгромил войска Орды. Беклярбек Булек хана - Мамай Мирза, после поражения бежал с поля боя в Крым, где был убит. С этих времен русские князья вышли из подчинения мусульманского государства. Власть над Русью вновь была восстановлена во времена Токтамыш хана.

Затем в 775 году ханом стал Алыпхан Ходжа хан. В 776 году - Чиркесбек хан. Далее в 777 году - Гияседдин Агабек хан. Примерно в 779 году - Базарчы хан. Однако все они не были правителями всего Джучиева улуса, одни возглавляли лишь отдельную часть государства, другие в междоусобной борьбе за власть чеканили монеты.

Кроме того, наряду с этими ханами еще несколько татарских ханов считались правителями этого государства, и если даже одни из них были булгарскими эмирами, другие - ханами Белой или Синей Орды, тем не менее, мы сочли необходимым упомянуть их имена, например, Султан Мухаммад, эмир Хасан и эмир Абдулла - булгарские эмиры. Сает Раким и некоторые другие авторы считали, что Тимур хан бин Исан Буга хан и его сын Ильяс Ходжа хан являлись ханами Дешт-и-Кыпчака. Они, являясь потомками сыновей Чагатай хана, были правителями Кашгара и Мавераннахра.

Туклук (Кутлук) Тимур хан, воспользовавшись смутой и беспорядками в Мавераннахре, в 762 году в результате походов завоевал территории этого региона, а своего сына Ильяса Ходжу оставил наместником в Самарканде, назначив ему на службу Тамерлана. После смерти Туклук Тимур хана в 764 году Аксак Тимур обманом убил Ильяс Ходжу хана и захватил земли Мавераннахра. Мухаммад Риза в труде «Сабгъ Саяр» считает, что Казан хан бин Аргун хан, сын его брата Абу Саид хан, Каганбек хан, его сын Махмут Ходжа хан, а также Абулхаир хан являются ханами Дешт-и-Кыпчака. И это неверно, поскольку Казан хан и Абу Саид хан - правители Ирана. У них нет никакого отношения к Сараю, Булгару и другим кыпчакским городам. Напротив, они пребывали в страхе от наступлений Туктагу хана и Узбек хана на иранские города.

Каганбек хан и его сын Абулхаир хан были правителями Белой Орды. Гата-улла бин Яхъя Нугайзаде в своем труде «Хадаик ал-хакаикъ фи зайли аш-шикакъ» говорит: «В начале 970-х годов правитель города Кафы Касым паша

вместе с крымским ханом Мухаммад-Гиреем предполагали близ крепости Астрахань прорыть канал шириною в две мили вдоль великой реки, впадающей в Черное море, чтобы заставить две реки слиться, организовать здесь судоходство, и, словно великий завоеватель Искандер, покорить новые земли и озарить их светом ислама».

Раздел об Урусханидах

Многие потомки Урус хана были правителями в Сарае, именно поэтому мы сочли необходимым написать этот раздел. Согласно Абулгази хану, первый из них - Урусхан бин Бада Кул бин Туккол Ходжа бин Кунжек бин Сариджа бин Узтимур бин Тукайтимур бин Джучи хан. Об этом свидетельствует и труд «Сабгъ Саяр». Однако в некоторых источниках приводится имя хана Урусхан бин Джимтай бин Абисан бин Сашыйбуга бин Баян бин Кубенче бин Сартак бин Урда бин Джучи хан. Истину же знает лишь один Всевышний, а мне сожаления ни к чему. Он был правителем Белой Орды. В 763 году стал ханом всего Джучиева улуса, пробыл им до 781 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем ханом стал его сын Туктагу. Вслед за ним - его родственник Тимур Малик хан. После с 797 года по 799 год - его брат Куерджык хан, в это время русский князь Василий Дмитриевич возглавил поход на Казань, это было уже после эпохи Токтамыш хана. Далее престол занял сын брата Куерджык хана -Тимур Кутлуг хан бин Тимур Малик хан. Затем - его брат Бикбулат хан. Правил с 797 года по 802 год, когда он и скончался.

Сочли необходимым привести один его ярлык, написанный на тюркском языке уйгурской письменностью.

«Я, Темир-Кутлуг, говорю:

Огланам правого и левого крыла, бесчисленным добрым начальникам: тысячным, сотским и десятникам, казиям и муфтиям внутренних городов, их шай-хам и суфиям, писцам палат, сборщикам и таможникам, разъезжим и дорожникам, букавулам и туткавулам, почтовым и станционным, сокольникам, барсни-кам, ладейщикам, мостовщикам и базарным надзирателям. Так как предки Мех-мета, владеющего этим ярлыком, жили со времен прежнего, уже умершего Саин-Хана один после другого на правах истинного тарханства, основанного на ярлыке, а отца его, Хаджи Байрам Ходжу, пожаловал Хан, наш старший брат, и так как он (Мехмет) просил нас объявить об утверждении его тарханом, то мы принимаем благосклонно просьбу пожалованного нами Мехмета и объявляем ему быть тарханом. Отныне и впредь сыновья этого Мехмета, старший, Хаджи Мех-мет, и Махмуд из деревни и из известной крепости Индирчи, находящейся в окрестностях города, называемого Судаком, в области Крыма и Кырк-ера, в которой с давних времен были многочисленные тарханы, пусть будет, как это требуется законным обязательством, вместе с землями и водами своими вольными тарханами. Их землям и водам, виноградникам и садам, баням и мельницам, вла-деемым местам, свободным местам, которые им остались от прежних времен, их деревням, их земледельцам и паевщикам, кто бы ни был да не причиняет насилия, беззаконным образом да не отнимает у них их имущества. Повинность с виноградников, амбарной пошлины, плату за гумно, ясак с арыков, собираемый с подданных по раскладке, и подать и расходы, называемые каланом, да не взимают; если они приедут в Крым и в Каффу или опять выедут, и если они там что бы ни было купят или продадут, да не берут с них ни (гербовых) пошлин ни весовых, не требуют с них ни дорожной платы, должной от Тарханов и служителей, ни платы в караулы. Пусть со скота их не берут подвод, не назначают постоя и не требуют с них ни пойла, ни корма, да будут они свободны и защищены от всяко-

го притеснения, поборов и чрезвычайных налогов. Пусть живут они спокойно и в тишине пусть воссылают молитвы и благословения в их священное время утром и вечером за Нас и Наше потомство. Для того, чтобы это было исполнено, дан им этот ярлык с золотым знакомь и красной печатью. По летосчислению в восьмисотый год, в год барса, в шестой день месяца Шабана, когда мы были в Маджа-варане, на берегу Днепра, это написано»10.

Затем ханом стал его брат Шадибек, правил с 803 года по 810 год в Булгаре и других землях. После него - сын его брата Фулад Тимур хан бин Тимур Кутлуг хан, есть монеты, которые чеканились с 810 года по 814 год в Булгаре, и в 810 году - в Крыму. Вслед за ним с 813 года по 815 год у власти был Тимур хан, имеются многочисленные монеты, отчеканенные в Булгаре, умер в 816 году.

После эпохи Токтамыш хана Куерджык хан, так же, как все последующие ханы из династии Урус-хана, взойдя на трон при помощи Мирзы Идегея и его сыновей, довольствовались тем, что все государственные дела находились в управлении мурз, а сами они обладали номинальной властью, и от их имени чеканились монеты. Тем не менее известно, что Тимур хан, не желая подчиняться Мирзе Идегею, говорил: «лучше быть упрямым быком на привязи, чем покорной овцой». Поэтому между ними часто случались междоусобные войны и конфликты. Что наносило вред обеим сторонам. Поступки Тимур хана отличались доброжелательностью, смелостью, проницательностью и мудростью. Он не желал уступать власть Идегею. В дальнейшем престол занял его двоюрдный брат Борак хан бин Куерджык хан - предок казахских ханов. Затем - его сын Дервиш хан. После - его сын Чекре хан, есть монеты, отчеканенные в 817 году в Булгаре, Большой Орде, Хаджи-Тархане.

Вслед за ним к власти пришел его троюродный брат Мухаммад хан бин Тимур хан бин Тимур Кутлуг хан ал-Кабир. Более известный как Улуг Мухаммад. Сел на престол Саинидов в Сарае в 822 году, в 835 году после кончины русского князя Василия Дмитриевича, по причине юного возраста его сына Василия, на престол Руси претендовал дядя маленького Василия - Юрий Дмитриевич, для решения этого вопроса оба прибыли в Сарай к Улуг Мухаммаду, в результате спор решился в пользу Василия, сына Софии, происходившего из рода византийских правителей. Мухаммад хан ал-Кабир (Великий) отправил в Москву своего посла, который зачитал указ хана о княжении Василия, и тот был возведен на престол. А народ Руси закрепил свое обязательство о своевременной выплате дани ордынским ханам.

После Улуг Мухаммада престол занял Мухаммад хан ас-Сагир, более известный под именем Кичи Мухаммад хан. При помощи правителя Белой Орды -Ядкар хана бин Тимур Шаех хана аш-Шайбани напал на ставку хана - Сарай, одержав победу над Мухаммадом ал-Кабиром, изгнал его в 839 году и вплоть до 877 года пребывал на ханском престоле в Сарае.

Затем ханом стал его сын - Кече Ахмат. Правитель Хорасана Султан Хусейн Мирза бин Байкура выдал за него свою дочь Бика Бигем, у них было девять сыновей. В 877 году Ахмат выступает на Русь, совершает набег на крепость Алексин, однако, узнав, с одной стороны, что навстречу ему движутся многочисленные русские войска, а с другой - испугавшись нападения в свое отсутствие касимовского правителя Данияла бин Касим хана и родственника Муртазы на ханскую ставку - Сарай, вынужден был отступить и возвратиться обратно.

10 Приведен перевод В.В. Радлова [8].

Правление Сает Ахмата, который пришел к власти после отца Ахмата, было тревожным из-за распрей между его братьями. Ахмат хан был убит сибирским ханом Ибаком бин Махмуд ханом в 889 году.

Затем ханом стал Сает Мухаммад. После - его брат Шейх Ахмат хан бин Кече Ахмат хан. Он стал последним татарским правителем в Сарае. В дальнейшем татарское государство со столицей в Сарае окончательно распалось, а ханские ставки пришли в упадок. Упомянутый нами Ахмат хан в период правления государя всея Руси Ивана III отправил в Москву послов просить дань. Русский государь в порыве ярости растоптал ханскую грамоту, бросив ее наземь, казнил послов, оставив в живых и отправив обратно лишь одного из них. Впоследствии хан со своим войском, чтобы проучить непокорного князя, отправился с походами на Русь, он, разоряя и опустошая города, убивая и пленя население, дошел до реки Угры. Однако по воле Всевышнего, сюда стянулась многочисленная русская армия, и войска хана были побеждены, а сам Ахмат, которому и удалось обратиться в бегство, вскоре был нагнан и убит. Утратившее свою независмость государство со столицей в Сарае распалось на три части. Одна часть осталась в Казани, вторая - в Хаджи-Тархане, и третья - в Крыму. Это случилось в 908 году.

Наследники Урус-хана, начиная с Тимур Кутлуг хана, находились в контактах с потомками Токтамыш хана. Однако мы, разделив их, посвятили им отдельные главы. Все правители Руси начиная с 620 года и до этого времени находились под властью татарских ханов, а их государство считалось зависимой частью ордынского государства. Они были покорны и подневольны сарайским ханам в уплате дани. А если от ордынского хана в Москву прибывал посол, великий князь пешком выходил ему навстречу.

Раздел о потомках Токтамыша

Первый из них - Насреддин Токтамыш Бахадирхан бин Туйхуджа бин Тук-колхуджа бин Кунжек бин Сарайджа бин Узтимур бин Тукайтимур бин Джучи хан. Некоторые упоминают родословную Токтамыш хана: Токтамыш хан бин Туйхуджа бин Джимтай бин Абисан. Стало быть, он является потомком Урды бин Джучи хана. Однако истину знает только один Всевышний.

Токтамыш хан - самый знатный, могущественный и достославный из всех татарских ханов. В 778 году после завоевания Сыгнака стал правителем Белой Орды и стал именоваться как Насреддин Бахадир хан. Следуя повествованиям Ибн Арабшаха, в 771 году, после того как Тимуром был убит правитель Маве-раннахра - эмир Хусейн бин Фулад бин Кызгын ат-Тюрки, между Тимуром и Токтамышем случилось столкновение в Сыгнаке и Отраре. Об этом Аллах ведает лучше. Во времена правления Тимур Мелика, после гибели Урус-хана, Токта-мыш при поддержке Тимура взошел на ханский престол в Сарае и стал правителем всего Джучиева улуса. В 782 году начал чеканить монеты, он был очень деятельным, смелым, достославным правителем.

Совершив походы в Азербайджан и захватив Тебриз и его окрестности, вернулся в Сарай вместе с ученым Камаледдином ат-Тебризи. Покорив русские земли, подчинил их татарам, а во время походов Тимура взял Самарканд. Однажды, припомнив обиды от мирзы Идегея из племени кунгурат, за дружественной встречей сказал ему: «В один из дней, совершив несправедливость по отношению ко мне и тебе, он заманил тебя на другую сторону и отвернул от столов полных явств, а очи твои, обращенные в вечность, покрыл мраком тленности». На что Идегей ответил хану: «Защити, наш великий хакан, раба своего, который не предавал тебя, от ненависти». А сам, быстро покинув хана, вскочил на коня и бежал к Тимуру.

Идегей склонил Тимура совершить поход на земли Токтамыша. Тимур спешно подготовился к захвату земель Берке. Перед битвой один из эмиров Ток-тамыша из правого крыла хотел отомстить другому эмиру. Несмотря на уговоры Токтамыша о том, что сейчас не время для мести, когда пришел враг, этот эмир не уступал в своем требовании и со своим племенем отедлился и ушел. Этот эмир и Идегей в нужный момент «сломали крылья»11 Токтамышу. И так между Токтамышем и Тимуром случилась война. Токтамыш был разгромлен и бежал в Польшу. Мусульмане, проживающие сейчас в этом государстве, это татары из войска Токтамыша. Данное событие случилось в 793 году.

Идегей, обманув Тимура, бежал от него. Тимура также предал шейх Валид-дин Габдерахман бин Халдун ал-Магъриби ал-Малики ал-Казый. Тимур вконец разорил и сжег ордынские земли, пленил и истребил население, и татарское государство, окончательно прийдя в упадок, распалось на части. А мирза Идегей, объединив все племена и сформировав из них войско, воцарив на престол потомка Урус-хана - Тимур Кутлуг хана бин Тимур Малик хана, сражался с Токтамы-шем, каждый раз оказываясь побежденным, лишь на шестнадцатый раз он одержал над ним победу. В течение двух лет не знали вестей о Токтамыше, не было известно - жив ли он, либо мертвый, и лишь спустя два года, в течение которых Токтамыш считался умершим, он, пребывавший все это время в затишье, был убит. Идегей стал полновластным хозяином ордынских земель, а ханы, обладая лишь титулом, имели право только на речь и чеканку монеты. Так продолжалось до времен Тимур хана. Токтамыш хан умер в 798 году.

Вот ярлык, написанный Токтамыш ханом польскому правителю Ягайлу на тюркском языке и уйгурской письменностью:

Я, Токтамыш, говорю Ягайлу.

Для извещения о том, как Мы воссели на великое место, Мы посылали прежде послов под предводительством Кутлу Буги и Хасана, и ты тогда же посылал к Нам своих челобитников. Третьего года послали некоторые огланы, во главе которых стояли Бекбулат и Коджамедин, и беки, во главе которых стояли Бекиш, Турдучак-берди и Давуд, человека по имени Эдугу к Темиру, чтобы призвать его тайным образом. Он пришел на этот призыв и согласно их злонамерению послал им весть. Мы узнали об этом (только) тогда, когда он дошел до пределов (нашего) народа, собрались, и в то время, когда Мы хотели вступить в сражение, те злые люди с самого начала пошатнулись и вследствие этого в народе произошло смятение. Все это дело случилось таким образом. Но Бог милостив был и наказал враждебных нам огланов и беков, во главе которых стояли Бекбулат, Коджамедин, Бекиш, Турдучак-берди и Давуд.

Для извещения об этих делах мы теперь посылаем послов под предводительством Хасана и Туулу Ходжи. Теперь еще другое дело: Ты собирай дань с подвластных Нам народов и передай ее пришедшим к тебе послам; пусть они доставят ее в казну. Пусть по-прежнему опять твои купеческие артели разъезжают; это будет лучше для состояния великого народа.

Такой ярлык с золотым знаком мы издали.

В год курицы, по летосчислению в 795-й, в 8 день месяца Реджеба.

Когда орда была в Тане, мы (это) написали12.

11 Т.е. оставили без поддержки.

12 Приведен перевод В.В. Радлова [8].

У Токтамыша было восемь сыновей: Джалаледдин, Джаббар Бирде, Кибек, Керим Бирде, Искандер, Абу Саит, Кучек, Кадир Бирде Туккол Ходжа. Затем ханом стал его сын Джалаледдин. Все сыновья Токтамыша, пребывая в смятении после событий отца, покинули свою родину, разъехавшись в разные стороны. Джалаледдин бежал в русские земли. Он стал ханом в 815 году и был им 14 месяцев, после того как между мирзой Идегеем и Тимуром разгорелась война, и сыновья Токтамыша, воспользовавшись случаем, предъявили право на престол.

Затем ханом стал его брат Керим Бирде. После пяти месяцев правления был убит своим братом Джаббар Бирде, который после него стал ханом. Далее, примерно в 827 году, на престол взошел его брат - Кибек хан. Считался ханом на русских землях. Вслед за ним ханом стал его брат Кадир Бирде. Был правителем Крыма, Булгара и некоторых других областей. Есть монеты, отчеканенные в Булгаре и Крыму. В этой связи есть пословица: «Если Волгу покроет лед, всякий замерзшую перейдет, а от Идегея никто не уйдет». Крымские ханы являются потомками брата Токтамыш хана - Тулек Тимура.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Госманов М.А. Шиhабетдин Мэржани hэм тарихи чыганакларны ейрэну // Мэржани: тарих hэм хэзерге заман. Мэкалэлэр жыентыгы. Казан: Мастер Лайн, 1998. 17 б.

2. Марджани Ш. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). Ч. I. Казань: «Фэн» АН РТ, 2005. 255 с.

3. Мэрщани Ш. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар (Казан Иэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр). Кыскартылып тезелде / Тез. Э.Н.Хэй-руллин. Казан: Татар. кит. нэшр., 1989. 415 бит.

4. Мэрщани Ш. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. Т. 1. Казан: Домбровский табгыханэсе, 1897. 264 б.

5. Мэрщани Ш. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. Т. 2. Казан: Университет табгыханэсе, 1900. 368 б.

6. Миргалеев И.М. К вопросу о достоверности перевода на русский язык книги Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар» // Золотоордынская цивилизация. 2009. Вып. 2. С. 239-241.

7. Миргалеев И.М. Шиhабетдин Мэржани мирасыннан // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2008. № 1. С. 179-195.

8. Радлов В.В. Ярлыки Токтамыша и Темир-Кутлуга // Записки Восточного отделения Российского археологического общества. 1888. Т. 3. С. 1-40.

9. Утемиш-хаджи. Кара таварих / Транскрипция И.М. Миргалеева, Э.Г. Сай-фетдиновой, З.Т.Хафизова; перевод на русский язык И.М. Миргалеева, Э.Г. Сай-фетдиновой; общ. и науч. ред. И. М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.

10. Юзеев А.Н. Философская мысль татарского народа. Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. 214 с.

Сведения об авторах: Ильнур Мидхатович Миргалеев - кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6013-6944, Researcher ID: J-9533-2017 (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация). E-mail: [email protected]

Резеда Равиловна Абызова - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация). E-mail: [email protected]

Поступила 05.12.2017 Принята к публикации 06.03.2018

Опубликована 29.03.2018

REFERENCES

1. Gosmanov M.A. Shihabetdin Mardzhani Иат tarikhi chyganaklarny iyrenu [Sh. Marjani and the study of historical sources]. Mardzhani: tarikh ham khazerge zaman [Sh. Marjani: Heritage and Modernity]. Kazan, Master Layn, 1998. 196 p. (In Tatar)

2. Marjani Sh. Izvlechenie vestey o sostoyanii Kazani i Bulgara (Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar) [Extracting news on the status of Kazan and Bulgar]. Kazan, Fan Publ., 2005. 255 p. (In Russiаn)

3. Marjani Sh. Mestafadel-akhbar fi akhvali Kazan va Bolgar (Kazan ham Bolgar khallare turynda faydalanylgan khabarlar) [Extracting news on the status of Kazan and Bulgar]. Kazan, Tatar Book Publ., 1989. 415 p. (In Tatar)

4. Marjani Sh. Mоstаfаdel-аkhbаr fi аkhvali Kazan vа Bolgar [Extracting news on the status of Kazan and Bulgar]. Vol. I. Kazan, Dombrowski Publ., 1897. 264 p. (In Tatar)

5. Marjani Sh. Mоstаfadel-аkhbar fi аkhvali Kazan vа Bolgar [Extracting news on the status of Kazan and Bulgar]. Vol. II. Kazan, Kazan State University Publ., 1900. 368 p. (In Tatar)

6. Mirgaleev I.M. K voprosu o dostovernosti perevoda na russkiy yazyk knigi Sh. Mardzhani "Mustafad al-akhbar" [To the question of the reliability of the translation into Russian of the book by Sh. Marjani "Mustafad al-akhbar"]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya=Golden Horde Civilization. 2009. Is. 2, pp. 239-241. (In Russiаn)

7. Mirgaleev I.M. Shihabetdin Mardzhani mirasynnan [From the heritage of Shihabetdin Marjani]. The Echo of the Ages. 2008, no. 1, pp. 179-195. (In Tatar)

8. Radlov V.V. Yarlyki Toktamysha i Temir-Kutluga [The Yarliks of Toktamysh and Temir-Kutlug]. Zapiski Vostochnogo otdeleniya Rossiyskogo arkheologicheskogo obshchestva [Notes of the Eastern Branch of the Russian Archaeological Society]. 1888. Vol. III, pp. 1-40. (In Russiаn)

9. Otemish Hajji. Qara tavarikh [The Black History]. Kazan, Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2017. 312 p.

10. Yuzeev A.N. Filosofskaya mysl' tatarskogo naroda [Philosophical Thought of the Tatar People]. Kazan, Tatar Book Publ., 2007. 214 p. (In Russiаn)

About the author: Il'nur M. Mirgaleev - Cand. Sci. (History), Head of the Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6013-6944, Researcher ID: J-9533-2017 (7, Baturin Str., Kazan 420111, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Rezeda R. Abyzova - Cand. Sci. (Philology), Senior Research Fellow, Faezhanov Center of History and Theory of National Education, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7, Baturin Str., Kazan 420014, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Received December 5, 2017 Accepted for publication March 6, 2018

Published March 29, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.