НАСЛЕДИЕ
УМДЕТ АЛ-АХБАР ПРАВЛЕНИЕ БЕРКЕ ХАНА, ТУДА МЕНГУ ХАНА, МУНГЕ ТЕМУР ХАНА, ТОКТАГА ХАНА, УЗБЕК ХАНА
Абдулгаффар Кырыми (переведено и подготовлено к печати Ю.Н. Каримовой)
Резюме. В нижеследующем материале представлен фрагмент из сочинения «Умдет ал-ахбар» («Опора сообщений») Абдулгаффара Кырыми, крымско-татарского автора XVIII в. Сочинение написано на османском языке. Рукопись сочинения состоит из нескольких частей. В них представлена информация о всемирной истории, об истории пророков, об истории сельджуков и османов. Основная часть сочинения посвящена Золотой Орде (начиная с Чингиз-хана и его потомков), о Крымском ханстве, о Гиреидах и мурзах. В труде Абдулгаффара Кырыми представлена полная история Золотой Орды. Его сведения, касающиеся ханов Берке, Токта, Узбека, Токтамыша, Улуг Мухаммада, показывают «народную версию» и основаны, в том числе, и на устной истории татар.
Ключевые слова: рукописная книга, Абдулгаффар Кырыми, «Умдет ал-Ахбар», Крым, Джучиды, политическая история.
Для цитирования: Абдулгаффар Кырыми. Умдет ал-Ахбар. Правление Берке хана, Туда Менгу хана, Мунге Темур хана, Токтага хана, Узбек хана (переведено и подготовлено к печати Ю.Н. Каримовой). Тюркологические исследования. 2018; Т. 1, №3: 87-94.
[260] Берке хан
Берке Хан, так как был победителем и триумфатором, передал правительство Сарая Сайын Хану. Он обратил в ислам все могольские и татарские племена. Он правил 16 лет с перерывами, затем скончался. Но у него не было своего потомства.
Туда Менгу Хан
Тоган бин Сайын Хан после смерти своего отца остался маленьким ребенком. Затем Тоган умер. Остались двое других сыновей Мунге Темур и Туда Менги. Менгу Темур был еще маленьким. Туда Менги хоть и достиг совершеннолетия, но был близок к сумасшествию. Эмиры Дешта вынужденно присягнули ему. Его посадили на престол. Очень много говорится о печальном положении людей дивана хана. Однако мы расскажем о нескольких его
действий, описанных в истории. В то время прибыл посол от падишаха Мавераннахра Чагатая - Мамекан хана для поздравления с восшествием на престол. Эмиры посоветовались о том, что этот сумасшедший не сможет говорить должным образом. Будет стыдно за все государство и это будет позором среди правителей. Его предупредили, чтобы он перед послом не говорил ничего кроме трех слов. Но беи все равно переживали. Под трон посадили одного человека. Конец веревки завязали на палец ноги хана, а другой конец веревки дали этому человеку. Если хан начнет говорить что-либо неподобающее, тот человек должен был дернуть за веревку, чтобы хан опомнился и замолчал. Затем посла привели к хану. Хан для начала справился о здравии хана, затем о благоденствии их государства и о том есть ли у них враги. [261] Он держал себя как подобает падишаху, согласно предупреждениям эмиров, но не выдержал и совершил оплошность. И спросил: «В вашей стране есть мыши?» Затем добавил: «Господин посол у меня еще есть к вам вопросы, но тот, кто лежит под троном тянет». Беи тотчас поднялись с дивана. Посла отвели в гостевой дом и угостили. Через несколько дней, согласно обычаю, подарили подарки и проводили в свой вилайет. Когда он вернулся в свой вилайета, хан Турана Султан Мамекан спросил у посла о Дештском хане. Он рассказал о вопросах, которые были ему заданы. Они восхитились его умом и поведением. Однако они обсудили вопрос о мышах. И сочли вопрос допустимым, так как мыши являются животными-вредителями. Однако они не нашли объяснения для его слов «меня тут тянут, хотя у меня было еще много вопросов к вам». Они отнесли это к нерешительности характера, легкости и уму. Хоть упомянутый хан был помешанным или сумасшедшим, он прислушивался к словам умных людей. Так как он сам многого не понимал, то те, кто были сведущими, не позволяли ему сойти с пути. Есть известное выражение, «если кого-то прокляли, сам не знай и не слушай тех, кто знает». В итоге упомянутый хан, лишенный здравого рассудка, всегда слушался умных людей. Восемнадцать лет он был ханом на Поволжье. Есть тысячи историй о его сумасшествии, они широко известны и о них много преданий. Однако [я] сократил.
Мунге Темур Хан
В это время подрос его брат Мунге Темур. И мог претендовать на престол. Туда Менги Хан даже если был сумасшедшим, проявил милость. И сказал беям: «Вы столько времени мучились со мной. Назначьте ханом моего брата». И по своей воле отрекся от престола. Темур бин Тоган Хана возвели на престол согласно могольским обычаям. Он установил правосудие, реконструировал города и проявлял уважение к рабам Аллаха. Говорят, что он был очень хорошим ханом, ему дали прозвище «Кулик», что значит спокойный и справедливый. Его называли Мунге Темур Кулик Хан. Он правил в течение
тринадцати лет справедливо и милосердно. Он оставил двоих сыновей и сам скончался. Его сыновей звали Токтага Хан и Тугрул Хан. После своего отца ханом стал Токтага Хан.
[Приписка на полях:] Вот одна из историй о помешательстве Туда Менги Хана. Однажды вместе с большим войском на лошадях направились в Москву. Они все разрушали до вод реки Днепр, завоевали много трофеев. Затем войско вернулось. Во время возвращения в Поволжье, у него был приступ помешательства. Он бунтовал, ложился лицом в землю. Никто не мог к нему подойти. Затем нескольких здоровых парней одели в женскую одежду. Издалека показали их хану. Хан тотчас же вскочил на ноги. Позвал беев и говорит: «У нас есть женщины похожие на них». И сказали господину: «У нас есть еще лучше». И быстро вскочив на лошадь, помчались галопом. И так прошли Волгу. Дошли до места под названием Пускунджак (Ршкипсак). Там была гора, которую невозможно пройти за один день. Сумасшедший хан рассердился на гору, приговаривая «Почему не останешься позади нас». Пустил одну-две стрелы. Однако гора не остановилась. Он обиделся на это, сошел с лошади и, говоря «Ты иди», лег на землю. Войска мучились. Но как ни старались ничего не могли поделать. Затем...
[261 об] Среди всех ханов в Моголе1 это был исключительный величайший хан. В щедрости ему не было равных. Каждый день устраивал дорогое, подобающий шахам, пиршество для народа. Среди угощений для неверных кроме таких животных как овца, корова, лошадь, был также кабан, самец свиньи, было мясо 90 кабанов. Могольские кяфиры восхваляли его. У упомянутого хана и его брата Тугрула родилось много сыновей-ханзаде. Наследником сделал сына по имени Иль Бисйар [Ильбарс] от дочери Хытайского Хана. Он боялся, что после него ему будут докучать из-за титула хана. Поэтому убил всех сыновей и родственников. Затем, когда он состарился и остался без сил, его сын-наследник умер раньше него. Он очень сожалел по этому поводу и постоянно плакал в уединении. Истребление собственного потомства обернулось большим горем для него. Женой упомянутого его брата Тугрул Хана, была дочь султана Чагатая, невеста по имени Бейалим (Бигим). Через несколько лет после убийства брата женился на ней. Из-за того, что упомянутая женщина была умной и воспитанной, Токтага Хан относился к ней по-особенному, нежели чем к другим, и часто находился рядом с ней. Он правил 70 лет и его возраст достиг 90 лет. Он каялся из-за своего непристойного поступка. Он плакал и довел себя до больного состояния. Так как он по сей день раскаивался, невеста Бейалин, когда получше его узнала, в один день говорит: «О мой господин хан, ранее без вашего ведома я имела наглость кое-что сделать. Если вы простите мне мою ошибку, я вам расскажу». Токтага сказал: «Каким бы ни было твое слово, я тебя прощаю». Невеста Бейалин сказала:
1 Mogol
«В то время, когда был убит ваш брат Тугрул, я была его любимой наложницей. Когда он умер, я осталась беременной. Затем я родила мальчика. Назвала его Узбек. При помощи своих нескольких доброжелателей, боясь вас, отправила его в Черкесский вилайет в место под названием Кабартай человеку по имени Инал Бег. Сейчас он жив и ему 14 лет. Если вы разрешите, его привезут». Токтага Хан, как будто ожил, и вскочил с места. Отправил за Узбеком в Кабартай-Черкесию (КаЬаГау ^егк^О Истай Бега - сердефтера эмиров Кыйата, и Алатай Бега из племени Седжут - помощника по палате (шеМег) Нойан Карачана, с двухтысячным войском. Они с честью доставили наследника. Однако на этой стороне умер Токтага Хан.
[Приписка на полях:] один из подчиненных Инака пришел ночью. И тихо сказал хану: «Эта бесстыжая гора сейчас, наверное, уснула. Давайте тихо сбежим. А она останется спать». Это ему понравилось: «Правильно говоришь, быстро приведи лошадь». Они привели хорошую быструю лошадь. Он оседлал ее и до утра скакал галопом. Гора осталась позади, ее стало невидно. Почтенный хан в добром здравии добрался до своего дома. Он похвалил этого человека за его подсказку, и одарил множественными подарками.
[262] Бей, который являлся его аталыком, Баджар Токбога, был из уйгурского племени. Так как племя было большое и сильное, оно стремилось к ханствованию. Объединением глав племен был воздвигнут на ханский престол. Однако из рода Сайын Хана есть один юноша. С надеждой на то, что они смогут убрать его, захватили дворец-резиденцию хана и всю казну. Даже взял жен хана. Он женился на Бейалин - матери Узбека. На этой стороне Кыйат Истай и Седжут Алатай Беи взяли хазрети Нойана, то есть шехзаде Узбека, успели дойти до границы и услышали, что все изменилось. Кяфир по имени Баджар Токбога захватил ханский престол. Они посоветовались между собой: «Если мы сейчас уйдем, это будет поражением. Выход такой, нужно сделать вид, что мы подчинимся ему и покажем свою кротость. Когда хан дойдет до престола, найдем решение». И отправили одного человека со следующими словами: «Поздравляем Вас с тем, что Вы взошли на престол. Из рода Сайын Хана остался только этот Узбек, мы приведем и передадим его Вам. Если захотите сделайте его ханом, если захотите убьете. Из-за этого мы не будем отказываться от своих домов». Когда Токбога услышал эту радостную новость, был доволен. И отправил мудрый ответ: «Мое ханство -это всего лишь чиновничество (каймакам). Когда пребудет мой господин, престол достанется ему. У меня нет на то права». Однако в душе он хотел убить Нойан Узбека. Когда эта новость дошла до Истай Бега, то они очень обрадовались и отправились в путь. Известный богатырь по имени Сангуй-син из племени Конрат был доброжелателен к роду Чингиза и знал о намерении Токбоги. С целью указать им на эту ловушку, под видом поиска
табуна, взял в руки палку, так называемый «корык1 ». И пошел на встречу к ним, делая вид что ничего не знает. Когда Узбек Нойан подходил, упомянутый Сангуйсин, противореча татарскому обычаю, прошел перед хромой лошадью, напевая туркменскую турки «чу тигил таки че тигил (?и tigil 1аЫ tigil)», из-за траура по случаю ухода Токтага Хана, без слова «чу». Затем показал знак «что не говорите, ваше дело закончено». Могольские и татарские обычаи были таковы, что, когда умирал какой-либо великий человек, когда его родственники и близкие приходили для соболезнования, перед его воротами три раза говорили «чу, чу, чу» и плакали. Таким образом должны были объединиться с племени Токбоги. Когда Узбек Нойан должен был прийти на «чу», и когда он один раз скажет «чу», не дожидаясь второго раза, было решено убить его и его друзей. [262 об] Истай Бей засомневался исходя из того, что подготовил и показал под скрытым смыслом Сангуйсин Бахадыр. Заведя его в безлюдное место, расспросил у Сангуйсина о всех произошедших событиях. Оповестил об этом Узбека и других товарищей. Они посоветовались и объединились. [Решили] сначала перед ними произнеся один раз «чу», войти внутрь, и напасть на Токбогу. Остановившись на этой мысли, отправились. Там, вооружившись, осадили племя Токбоги, так как они пошутили над Узбек Ханом. Затем они, открыв головы, один раз произнесли «чу», и сразу же ворвались внутрь. Проклятый Токбога лежал на ханском ложе. Он даже не успел встать, на него напали и убили, отрубили голову. Алатай Бей всадил голову на большой нож и вынес на улицу. И сказал: «Если черный человек осмелится стать ханом, то будет убит». Затем два уважаемых эмира по закону Чингиза посадили хана на белый войлок, подняли и воздвигли на престол. Прибыли все племена и по порядку присягали. Эти события произошли в 780 году по хиджре. Затем Узбек Хан отблагодарил упомянутых беев. Как указывалось выше, упоминался сын Джучи Хана от наложницы. Наследникам и внукам Шибан Хана по завещанию отца Сайын Хана были переданы земли и нукеры. И каждого назначил на какую-либо должность. Позвал их, и сказал: «Какие вы отцы и сыновья, когда черный человек захватывает престол, становится ханом и вы этим довольны. Сейчас вы склонили головы перед черным человеком. Я всех вас передаю Истай Бею». И всех их передал Истай Бею в качестве рабов. Истай Бей был мудрым человеком. Выбрав среди них род Шибан Хана, взял у них нукеров, две области под названием Бирлак и Карлук. Тех же отправил в прежние места их проживания. Захватил других сыновей. Узбек Хан стал великим ханом. Затем он принял ислам. Причина в следующем. Как указывалось выше, усопший Берке Хан обратил в ислам весь Моголистан2. После его смерти они начали исполнять языческие ритуалы и стали неверными огнепоклонниками. [263] На четырех
1 копк
2 Мо§о^ап
благородных святых с чистыми, полным божественного света сердцами, снизошло божественное вдохновение. Они проповедуют религию Мухаммеда хану Поволжья и населению Улуса Джучи, то есть Дешти Кипчак. Затем эти четыре человека переселились. Пришли в столицу Сарай. Самый великий среди этих святых был Шейх Меджидуддин Ширвани из рода пророка, от сына Хазрет-и Али, известный ученый. Второй из сыновей Мухаммеда бин Абубакра ас-Сыддика - баба Токлас Шейх Неджибуддин. Третий - один из великих ханафитских ученых Шейх Ахмед. И четвертый был Шейх Хасан Гюргани. Баба Токлас был дедом ранее упомянутого Эдигю Бея. Эти шейхи сидели за пределами ханского дивана, вдали от скопления людей. Они помолились. В то время могольское племя соблюдало языческие ритуалы и поклонялись огню. Слушались проклятого шайтана. Сколько пагубных ритуалов они совершали, поклоняясь огню. Называли его Далайлаба. Для поддержания язычества у них был шейх - манджы1. В то время их проклятые шейхи гордо сидели напротив Узбек Хана. Хан прислушивался к их приказам. И их колдовство приводило к разным видениям. Хан даже подумав, что это меджлис, увидел разных воинов. Будто бы из грубых деревянных сосудов в разные стороны льется и бокалы - тустуганы сами наполнялись и сами оказывались в руках у хана и у других людей. Подобные этому видения были от колдовства проклятых шейхов. Затем упомянутые святые вышли из своего уединения, и вознося мольбы Аллаху и молясь за пророка, принялись за дело. После произнесения священного аята «кал джаиль-халк ве зехик эль-батыл ануль-батыл кан зехукан» все колдовство исчезло. Когда Узбек Хан спросил о причине ему ответили: «Возможно среди войска есть последователи распространённой религии Мухаммеда. Это из-за их все несчастья». Были назначены люди для их поиска. За пределами войск были найдены и приведены эти четыре благородных человека. Хан спросил у них: «Кто вы?». Они ответили: «Мы мусульмане, приверженцы религии Мухаммеда, верной религии. Мы прибыли призвать тебя к истинной религии». [263 об] Колдуны сказали: «Не позволительно считать их за людей и разговаривать с ними. Нужно немедленно их убить и похоронить их пустословие». Однако хан, находящийся в поисках правильного пути, не торопился. И сказал: «Падишахи не склоняются ни к какой стороне. Узнав правильность всех дел, уничтожить последнюю сторону является государственной обязанностью и того требует справедливость. Кто из вас выиграет в споре с ними, на сторону того я примкну». В обоих сторонах начались разговоры. И хан сказал: «Во вселенной нет ничего сильнее огня, поэтому мы выбрали его своим божеством. Если вы верны своей вере, войдите в огонь, он уладить ваше проповедование. Тот, кто окажется сильнее огня, значит у того истинная религия». Шейхи, последователи Мухаммеда, сказали: «Ради религии мы войдем в огонь,
1 шапс1
словно Хазрети Ибрахим Халиуллах. Хазрети Хабибуллаху Аллах дал все чудеса каждого пророка. По воле Аллаха, по великому чуду огонь станет холодным». Затем сделали два котла. Каждый из них нагрели деревом суксу-кул, который очень хорошо горит. Когда все было готово, сначала в котел отправили шейха хана против его воли. Его душа сразу же отправилась в ад. Затем, полагаясь на Аллаха, словно Халиуллах в доспехах, в огонь вошел мудрый и обладающий чудесами Хазрети Баба Токлас. Однако ему была оказана милость, и ни один волосок его не пострадал. И в этом месте он начал молиться. Он молился о том, чтобы религия ислам победила. Однако хан и его войска услышали голос святого. И поспешили увидеть его. Через некоторое время открыли дверь. Благородный шейх вспотел словно в бане и помолился в направлении киблы. И сказал: «Зачем поторопились? Я еще не закончил свою молитву». Однако, что поделать, таким было предопределение божье. И сказал: «Часть из могольского и татарского племен будут лишены света ислама». В самом деле среди татар называемых Таргавут, группа под названием Калмак не стали мусульманами. Затем уважаемый шейх, радостный мюршид вышел из котла. Почтенный Узбек Хан и другие эмиры и сипахи все приняли религию ислам. И эти шейхи обучали их канонам религии. И они распространяли ислам на востоке и на западе Татарстана. Его сын Эс-Сеййид Йахйа Ширвани все еще жив. Сын Баба Токласа стал беем. [264] Отважный и известный Эдигю Бей был из его рода. Вышеуказанное достоверно и описывается в Истории Озбекияна. По этой причине татар-мусульман называли народом Узбека. Упомянутый хан правил двадцать лет. Затем скончался, путь будет доволен им Аллах.
Сведения об авторе: переведено и подготовлено к печати соискателем Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Юлдус Назимовной Кари-мовой (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация), e-mail: [email protected]
Дата поступления материала 24.09.2018.
Принят к публикации 01.10.2018.
UMDAT UL-AKHBAR THE REIGN OF BERKE KHAN, THE KHAN TUDA MENGU, KHAN OF THE TEMUR MONGE, TOCTAGA KHAN, UZBEK KHAN
Abdulgaffar Qirimi (Translated andpreparedfor printing by Yuldus Karimova)
Abstract. In this material, a fragment of the manuscript book "Umdet ul-Ahbar" («The Support of Communications») by Abdulgaffar Qirimi, a Crimean-
ASgy^ra^ap I\'i>ipi>iMii
Tatar author of the 18th century,is presented. This work is written in Ottoman language according to the tradition of Ottoman historical writings. The manuscript book consists of several parts. It contains information about world history, the history of the prophets, the history of the Seljuks and Ottomans. The main part of the work is devoted to the Golden Horde (starting from Genghis Khan and his descendants), Crimean Khanate, Girayids and murzas. Abdulgaffar Qirimi sought to write a history of the descendants of Jochi khan. Abdulgaffar Qirimi work contains a complete history of the Golden Horde. His information concerning khans Berke, Tokhta, Uzbek, Tokhtamysh, and Ulugh Muhammad reflects the «popular version» and is based on oral historiology of the Tatars.
Keywords: manuscript book, «Umdet ul-Ahbar», Abdulgaffar Qirimi, Crimea, Juchids, political history.
For citation: Abdulgaffar Qirimi. Umdat ul-Akhbar. The Reign of Berke Khan, the Khan Tuda Mengu, Khan of the Temur Monge, Toctaga Khan, Uzbek Khan (Translated and prepared for printing by Yuldus Karimova). Tyurkologicheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2018; Vol. 1, no. 3: 87-94. (In Russ.)
About the author: translated and prepared for printing by Yuldus Karimova candidate of Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, (7, Baturin Str., Kazan 420111, Russian Federation), e-mail: [email protected]
Received September 24, 2018.
Accepted for publication October 01, 2018.