ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Семенова А.Н.
1 Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
Схема поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики по инвестиционным зонам
АННОТАЦИЯ:
В данной статье предложена схема развития инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства, которая предполагает создание недостающих элементов инфраструктуры на основе стратегических направлений развития инвестиционных зон Чувашской Республики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое предпринимательство, инвестиционные зоны, Чувашская Республика, стратегия социально-экономического развития
JEL: E22, L25, L26, R10
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Семенова А.Н. Схема поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики по инвестиционным зонам // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 5. — С. 609-620. — doi: 10.18334/rp.17.5.34966
Семенова Анна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 09.09.2013 / ОПУБЛИКОВАНО: 18.03.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.5.34966
(с) Семенова А.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В настоящее время существует значительное количество работ, посвященных вопросам поддержки малого предпринимательства на региональном уровне [1]. Так, в работе [2] рассмотрена инфраструктура инновационной поддержки в малом предпринимательстве. В работе [3] обозначены элементы действующей инфраструктуры поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства и предложены меры содействия развитию объектов данной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В работе [4] охарактеризовано инфраструктурное обеспечение развития малого инновационного предпринимательства в России на основе программно-целевого подхода. В работах [5, 6] учтены региональные особенности инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства. Большое внимание уделяется налоговому законодательству [7, 8]. Ряд авторов обращают внимание на более тонкие аспекты управления [9—11].
Сегодня наблюдается смещение мер поддержки малого предпринимательства с федерального на региональный и муниципальный уровни [12]. Вместе с тем вопросы, связанные с особенностями управления и развития инфраструктурной поддержки малого предпринимательства как стратегического ресурса укрепления экономики, остаются недостаточно разработанными. В частности, открытым остается вопрос о степени согласованности мероприятий, проводимых на региональном и муниципальном уровнях.
На рисунке 1 показана схема развития инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в Чувашской Республике (ЧР).
По самым разным причинам работа инфраструктурных элементов для обслуживания малых предприятий мало сказывается на результатах предпринимательской деятельности [13, 14]. В работе [15] систематизированы основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в ЧР. В наибольшей степени негативно сказываются на делах предпринимателей следующие факторы: уровень налогообложения и налоговая система; нормативно-правовое и административное регулирование малого бизнеса; уровень производственных затрат в регионе; коррупция и взяточничество чиновников; степень износа основных фондов. Большинство проблем могут быть эффективно решены только на муниципальном уровне. Тем самым решение этих задач требует координации региональных и
местных ресурсов в создании элементов инфраструктуры и формировании инвестиционных механизмов поддержки малого бизнеса.
Рисунок 1. Схема развития инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в Чувашской Республике [15]
В тоже время инвестиционные механизмы поддержки малого бизнеса не должны работать исключительно на муниципальном уровне, поскольку местные интересы могут не совпадать со стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики в целом. Причиной неэффективности инфраструктурного обеспечения может быть неверная оценка тенденций и темпов развития малого бизнеса на муниципальном уровне. В итоге, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые правительством республики, эффективность поддержки малого бизнеса остается низкой.
На наш взгляд, баланс местных ресурсов и региональных ресурсов может быть достигнут на базе учета стратегии развития инвестиционных зон ЧР. При таком подходе схема развития инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства, показанная на рисунке 1, должна быть модифицирована следующим образом. Мы будем исходить из того, что наибольший эффект от
инвестиций в развитие инфраструктурного обеспечения малого бизнеса будет иметь место тогда, когда темпы этих инвестиций сравнимы с темпами развития инвестиционных зон (хотя есть и другие значимые факторы, часть из которых перечислена выше). Группе по развитию и совершенствованию инфраструктуры рекомендуется проводить анализ темпов развития поддержки малого предпринимательства по инвестиционным зонам и корректировать темпы в случае необходимости, если намечается заметное отставание или опережение по сравнению с темпами социально-экономического развития. Далее более конкретно излагается методика такой корректировки.
Инвестиционные зоны ЧР
Основной документ, определяющий развитие Чувашской Республики на перспективу, - Стратегия социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года1.
Развитие Чувашской Республики предполагает максимальное использование потенциала четырех инвестиционных зон.
1. Северная зона - Ядринский, Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский, Аликовский, Красноармейский и Козловский районы, гг. Чебоксары и Новочебоксарск. В этой зоне проживают 66,5% населения Чувашии - 832,4 тыс. человек (по последним данным переписи населения).
2. Центральная зона - Урмарский, Канашский, Янтиковский, Ибресинский, Вурнарский районы и г. Канаш. Численность населения в данной зоне составила 189,3 тыс. человек, или 15,1% населения Чувашии.
3. Юго-Восточная зона - Комсомольский, Яльчикский, Батыревский, Шемуршинский районы. Численность населения в данной зоне составила 100,9 тыс. человек (8,1% населения Чувашии).
4. Юго-Западная зона - Красночетайский, Шумерлинский, Порецкий, Алатырский районы. Кроме того, к этой зоне относятся гг. Алатырь и Шумерля - крупные машиностроительные центры. В данной зоне, по данным последней переписи населения, проживало 129,3 тыс. человек, что составляет 10,3% от численности населения Чувашской Республики.
1 Стратегия социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года, утв. законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 8 (ред. от 05.12.2011).
Сравнительный анализ инвестиционных зон Чувашской Республики
Опираясь на данные официальных докладов2, мы провели анализ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в срезе инвестиционных зон Чувашской Республики за 2012-2013 гг. Результаты анализа приведены в таблице 1.
Согласно данным Чувашстат, по состоянию на 1 января 2014 г. в республике действовало 46,2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, увеличилось на 4,4% и составило 14,7 тыс. организаций. Количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 20,4% и составило 31,5 тыс. человек, что связано с увеличением в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. По последним данным 2014 г. эта ситуация стабилизировалась, и сейчас наблюдается рост вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий продолжает снижаться; причем это изменение относится только к г. Чебоксары. В сравнении с 2012 г. доли субъектов малого бизнеса не изменились, их значения приведены на рисунке 2.
Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдается в северной зоне, в которой в 2013 г. было сконцентрировано 74% малых и средних предприятий. Это вызвано тем, что в этой зоне находятся наиболее крупные города Чувашской Республики - Чебоксары и Новочебоксарск. Наименьшее число предприятий малого и среднего бизнеса имеет юго-восточная зона - всего 6% всех исследуемых предприятий.
2 1) Доклад о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике и мерах, направленных на их государственную поддержку в рамках Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы, за 2012 год.
2) Доклад о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике и мерах, направленных на их государственную поддержку в рамках Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 20102020 годы, за 2013 год.
Таблица 1
Количество субъектов предпринимательства в инвестиционных зонах
Чувашской Республики в 2012-2013 гг.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц
Наименование инвестиционной зоны Малые и микропредприятия, включая крестьянские (фермерские) хозяйства Индивидуальные предприниматели Средние предприятия Всего
в 2012 г.
Северная зона 11894 27864 149 39907
Центральная зона 993 4768 22 5783
Юго-Восточная зона 465 2639 13 3117
Юго-Западная зона 552 4330 12 4893
Всего 13904 39600 196 53700
в 2013 г.
Северная зона 12485 22198 112 34795
Центральная зона 1055 3843 22 4920
Юго-Восточная зона 457 2002 13 2472
Юго-Западная зона 544 3457 12 4013
Всего 14541 31500 159 46200
Юго-Восточная зона 6% Юго-Западная зона 9% |—^
1 Центральная зона 11% Северная зона 74%
Рисунок 2. Относительные доли малого бизнеса по инвестиционным зонам в Чувашской Республике в 2013 гг.
Показатели согласованности
Управление социально-экономической системой должно строиться на основе обратной связи с субъектом управления [16—20]. Введем показатели согласованности развития инфраструктуры малого предпринимательства в Чувашской Республики и выполнения задач Стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 года.
Инвестиции в развитие инфраструктуры малого бизнеса характеризуют темпы поддержки малого бизнеса. Инвестиции в развитие инфраструктуры малого предпринимательства коррелируют с количеством субъектов малого бизнеса по инвестиционным зонам. Обозначим общее количество инвестиций в развитие инфраструктуры малого предпринимательства в Чувашской Республики как В. Пусть далее к - доля малых предприятий в /-ой инвестиционной зоне (см. рис.1), а В./ - соответствующая доля инвестиций. Мы допустим, что выполняется соотношение:
В1 /В = к.
Заметим, что предлагаемый показатель к более точно отражает темпы поддержки малого бизнеса, нежели прямой подсчет отношения В./В, т.к. сами по себе инвестиции могут быть неэффективными.
Одним из показателей темпов социально-экономического развития республики является объем инвестиций в основной капитал. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил 50,7 млрд рублей. Введем еще один показатель, который обозначим как р/ и который определим формулой:
р/ = 1/1,
- общий годовой объем инвестиций в основной капитал в целом по республике, I - его часть в /-ой инвестиционной зоне (рассчитывается по зонам). Показатель р/ характеризует темпы социально-экономического развития /-ой инвестиционной зон.
На наш взгляд, это сравнимые показатели, и на основе этого сравнения можно делать выводы о соответствии развития малого предпринимательства стратегии развития республики. Результаты сравнения показаны в таблице 2. Исходные данные об объемах
инвестиций в основной капитал взяты из стратегии развития ЧР3 (с корректировкой на фактическое значение).
Таблица 2
Сравнительная таблица
Инвестиционная зона Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц Показатель к Объем инвестиций в основной капитал, I, млн руб. Показатель р, Темп инвестиций в развитие малого предпринимательства
Северная зона 34795 0,7531 24602991 0,8223 отстает
Центральная зона 4920 0,1065 1201378 0,0882 опережает
Юго-Восточная зона 2472 0,0535 659574 0,0449 несколько опережает
Юго-Западная зона 4013 0,0869 1558099 0,0446 опережает
Всего по ЧР 46200 28022043
Исходя из приведенных результатов, можно сделать вывод об определенной рассогласованности темпов социально-экономического развития инвестиционных зон и темпов поддержки малого предпринимательства. Особенно следует обратить внимание на северную зону, которая вносит основной вклад в экономику республики. Можно оценить экономическую эффективность предлагаемого нами подхода следующим образом. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике на 1 января 2014 г., в республиканский бюджет Чувашской Республики субъектами малого и среднего предпринимательства северной зоны было уплачено налогов на сумму 972,7 млн рублей, в местные бюджеты — 585,2 млн рублей. Если темп инвестиций в развитие малого предпринимательства в северной зоне повысить до 0,82, то эти показатели составят соответственно 1062,1 и 638,9271 млн рублей, что составляет почти 10%. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства вырос бы с 179799,0 до 196310,2 млн рублей.
Сравнение этих показателей с периодом 2010—2011 гг. показывает, что ситуация практически не меняется. Аналогичный анализ после 2013 года затруднен из-за влияния разнообразных
3 Стратегия социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года, утв. законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 8 (ред. от 05.12.2011).
экономических факторов, связанных с кризисными явлениями в экономике.
Заключение
1. Предложенная схема обеспечивает более тесную связь развития инфраструктуры малого предпринимательства и стратегии развития ЧР, определяемые документом «Стратегия социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года».
2. Исследование специфики системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства показало невозможность его функционирования без участия органов управления, финансового содействия и материально-технического обеспечения со стороны государства, поскольку элементы инфраструктуры поддержки должны быть согласованы со стратегией социально-экономического развития Чувашской республики и, тем самым, имеют длительный срок окупаемости, достаточно капиталоемкие и не всегда приносят прибыль
3. Выявлена некоторая рассогласованность темпов социально-экономического развития инвестиционных зон и темпов поддержки малого предпринимательства. Это, в первую очередь, относится к северной зоне, играющую определяющую роль в экономике республики. Ясно, что повышение темпов поддержки малого предпринимательства в северной зоне нельзя решить простым перераспределением средств из других зон, поскольку это даст ничтожный эффект.
На наш взгляд, одним из способов решения этой проблемы может стать поиск новых, еще не известных форм поддержки малого предпринимательства, оперативно и гибко улавливающих тенденции развития малого бизнеса. Существующие же формы поддержки малого предпринимательства по большей части таковыми не являются.
ИСТОЧНИКИ:
1. Квасова В.Д. Формирование региональных направлений поддержки предприятий
малого и среднего бизнеса // Транспортное дело России. - 2011. - № 11. - С. 187189.
2. Овсянников А.В. Пути повышения эффективности малого инновационного
предпринимательства // Экономика России: теория и практика возрождения: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2005. - С. 162-177.
3. Анненкова А.А., Поздняков А.В. Государственная политика содействия развитию
инфраструктурного обеспечения малого инновационного предпринимательства // Креативная экономика. - 2011. - № 7. - С. 58-62.
4. Николенко Ю.В. Инфраструктурное обеспечение развития малого инновационного
предпринимательства в России на основе программно-целевого подхода // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 7. - С. 1098-1103.
5. Малачева В.В. Направления развития модели инфраструктурного обеспечения
информационной поддержки малого среднего предпринимательства Санкт-Петербурга // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2. - С. 974-978.
6. Матвеева И.Г., Якушев А.А. Инфраструктурное обеспечение развития малого и
среднего предпринимательства Челябинской области // Наука и Мир. - 2013. - № 2. - С. 96-106.
7. Перекрестова Л.В., Иризепова М.Ш. Налоговое регулирование развития малого и
среднего предпринимательства в регионах // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2014. - № 4. - С. 125-134.
8. Гашенко И.В. Налоговое законодательства и его влияние на развитие малого и среднего
бизнеса // Экономические науки. - 2009. - № 54. - С. 204-211.
9. Сиземов И.Г. Формирование региональных ассоциативных форм предприятий малого
бизнеса как механизм достижения финансовой стабильности // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 12. - С. 59-61.
10. Александрин Ю. Н. Адаптация институтов развития малого предпринимательства к
инновационной экономике // Экономика: теория и практика. - 2011. - № 2. - С. 39-48.
11. Казыханов Р.Р. Дорожные карты как инструмент развития малого
предпринимательства и формирования новых предпринимательских ниш // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. -№ 2. - С. 46.
12. Грибанова Н.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование // Baikal
Research Journal. - 2014. - № 4. - С. 15..
13. Глисин Ф.А. Малый и средний бизнес // Вопросы экономики. - 2011. - № 4. - С. 16.
14. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на
современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 4. -С. 66-71.
15. Федотова О.В. Формирование модели управления развитием малого
предпринимательства в Чувашской Республике // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 5. - С. 456-459.
16. Реуто Е.А, Брусненская Р.А. Механизмы формирования обратной связи в
региональном и муниципальном управлении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. -2010. - Т. 7. - № 14. - С. 222-228.
17. Иванов А.В. Оценка эффективности деятельности институтов государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Динамика сложных систем - XXI век. - 2013. - Т. 7. - № 5. - С. 39-47.
18. Иванов А.В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности
региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-2. - С. 795-798.
19. Виленский А.Л. Оценка результативности в региональных программах поддержки
малого предпринимательства // Сборник трудов Института проблем малого предпринимательства ГУ-ВШЭ. - М.: ГУ-ВШЭ, 1998. - Вып. 2. - С 30.
20. Гущина Е.Г., Сергеева О.Е., Нурутдинов Р.Р. Методологические проблемы выбора
обоснованной стратегии развития региона // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т. 15. - № 5. - С. 70-75.
Anna N. Semenova, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University for Cooperation
The scheme for small business support in the investment zones of the
Chuvash Republic
ABSTRACT
The author proposes a scheme of developing infrastructural support for small enterprises, which implies creating the missing infrastructure elements based on strategic development directions of the investment zones of Chuvashia.
KEYWORDS: small enterprises, investment zones, Chuvash Republic, social and economic development strategy