Рассмотрение других моделей ценовой и количественной дуополии и олигополии с использованием логарифмической функции полезности является предметом дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Моделирование экономических процессов: учеб. для вузов / М.В. Грачева и др.; под ред. М.В. Грачевой и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 351 с.
2. Данилов Н.Н. Курс математической экономики: учеб. пос. для вузов. М.: Высшая школа, 2006. 407 с.
3. Колемаев В.А. Математическая экономика: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 399 с.
V.I. Nechaev, E.S. Nechaeva
The choice of organizational pricing strategy in a differentiated duopoly
To select the pricing strategy of the organization in a differentiated duopoly is considered using the Bertrand model with a logarithmic utility function.
Key words: strategy; strategic decisions; duopoly models; the utility function.
УДК 338.23
Ю.Г. Тарасова, аспирант экономического факультета, (917) 664 7488, [email protected], (Россия, Чебоксары, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия)
РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Обоснована необходимость совершенствования государственной поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова: государственная поддержка, совершенствования,
зонирование, анализ, территориально-производственный комплекс, стратегия.
Одной из ключевых проблем низких темпов становления и развития малого предпринимательства на муниципальном уровне является отсутствие у органов местного самоуправления понимания того, какие технологии управления данным сектором экономики использовать [1]. Это ведет к разногласиям между государством и бизнесом, что тормозит социально-экономическое развитие территории. Одной из наиболее часто используемых технологий управления малым предпринимательством является местная программа поддержки малого бизнеса. Однако анализ
120
этих программ свидетельствует о том, что в них присутствуют существенные недостатки [2].
Стратегию экономического развития Чувашской Республики можно определить следующим образом — содействие превращению Чувашии в инновационный, конкурентоспособный, процветающий регион, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни. Стратегия базируется на реализации совокупности взаимоувязанных стратегических целей и задач.
По мнению автора, необходимо выполнить следующую последовательность шагов для разработки стратегии становления и развития малого предпринимательства:
1. Формулирование стратегических целей.
2. Необходимо учитывать различия социально-экономического характера в различных муниципальных образованиях. По мнению автора, необходимо провести зонирование территории Чувашской Республики, позволяющее выявить различия на уровне районов по совокупности признаков.
3. Выявление баланса сильных и слабых сторон выделенных зон. Эта фаза представляет собой SWOT-aнaлиз.
4. Выработка конкретных мероприятий по становлению и развитию данного сектора экономики для каждой из выделенных зон.
В ходе разработки стратегического плана поддержки малого предпринимательства территория Чувашской Республики была поделена на экономические зоны, признаки которых позволяют однозначно отличить их друг от друга. В основу деления были положены следующие критерии: ресурсы (природные, финансовые, административные, людские и т. д.); наличие крупных и средних субъектов экономической деятельности; специализация экономики; потенциальные точки роста и восстановления территории (уникальные производства, дешевые ресурсы, наличие условий для привлечения инвестиций); уровень развития рыночной инфраструктуры; потенциальные потребители производимой продукции; развитость внешнеэкономических связей.
По мнению автора, целесообразно разделить территорию республики на четыре территориально-производственных комплексов (ТПК). Каждая из выделенных зон охватывает ряд районов, соседствующих друг с другом и имеющих сходство с точки зрения местной организации хозяйственной деятельности и условий жизни людей.
1. Северный ТПК с преимущественной ориентацией на развитие инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций, разработку эффективных инструментов поддержки малого предпринимательства республики. Северный зона состоит из следующих районов: Ядринский, Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский, Аликовский, Красноармейский и Козловский. В этой зоне
проживают 68 % населения Чувашии, из них доля городского населения составляет 88,6 % (табл. 1).
Таблица 1
SWOT-aнaлuз Северной зоны
Сильные стороны: - развита транспортная сеть (ж. д., аэропорт, речной порт, дорога федерального значения); - в Северном ТПК сконцентрирован экономический, производственный, технический, торговый, финансовый и научный капитал; - более высокий по сравнению с другими зонами платежеспособный спрос населения; - существует бизнес-инкубатор; - развитая инфраструктура организаций, содействующих развитию МП; - есть возможность для подготовки и переподготовки кадров для бизнеса и для инфраструктуры поддержки МП; - существуют устойчивые связи с другими регионами и зарубежными странами. Возможности: - стабильная экономическая ситуация в зоне способствует развитию МП; - благоприятные условия для развития логистического бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности; - существующие взаимоотношения с зарубежными партнерами позволяют развивать взаимовыгодное сотрудничество и привлекать иностранные инвестиции; - Северный ТПК — место, куда направляются наиболее мобильные и работоспособные кадры со всей республики, следовательно, в зоне наблюдается достаточное количество относительно дешевой рабочей силы для малого бизнеса.
Слабые стороны: - усилия отдельных организаций системы поддержки МП не согласованы друг с другом и с действиями властей; - в государственных и муниципальных органах власти, ответственных за развитие МП, отсутствует активная деятельность в данном направлении; - отсутствие профессиональной подготовки ведения бизнеса у самих предпринимателей; - ограниченные возможности кредитования по бизнесу; - отсутствие у значительной части предпринимателей информации об инфраструктуре поддержки МП (куда обратиться за помощью с конкретным вопросом). Угрозы: - усиление дифференциации местного населения по уровню жизни; падение платежеспособности местного населения; - опережающий рост цен по сравнению с заработной платой; - бюрократия и коррупция; - слабая внешняя и внутренняя инвестиционная активность в Северном ТПК, обусловленная в значительной мере отсутствием у потенциальных инвесторов информации о Чувашской Республике; - административные барьеры.
Зона имеет развитый по производственной структуре промышленный комплекс в гг. Чебоксары и Новочебоксарске. Здесь сосредоточены основные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые электростанции), самые крупные промышленные предприятия Чувашии (ОАО «Промтрактор»,
ОАО «Химпром», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» и др.). Сельское хозяйство имеет пригородную специализацию, достаточно мощный перерабатывающий комплекс, развита инфраструктура.
В Северном ТПК четко выражена полярность на уровне развития малого предпринимательства. С одной стороны, два города (Чебоксары и Новочебоксарск), концентрирующие основной массив малых предприятий республики, являющиеся центром торговли, услуг, производства и рабочей силы, а с другой стороны, сельские районы, в которых малый бизнес практически отсутствует.
Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Северном ТПК [6]:
1. Создание малых предприятий в сфере торговли и услуг для развития рынков товаров и услуг. Это обеспечит нужды текущего потребления населения на местах.
2. Создание институциональной системы поддержки малого предпринимательства.
3. Усиление инновационной направленности малого бизнеса.
4. Поддержка проектов малого предпринимательства, имеющих высокую бюджетную отдачу.
5. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для северной зоны и республики в целом.
Для реализации поставленных задач, по мнению автора, необходимо выполнить следующие мероприятия, направленные на поддержку малого бизнеса в Северном ТПК.
Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса:
1. Развитие транспортно-инфраструктурных условий для обслуживания международных и российских транспортных коридоров, снижения транспортных издержек бизнеса, повышения трудовой мобильности населения. Предпосылкой для развития данного направления является наличие в г. Чебоксары портов и вокзалов для всех видов транспорта, соответствующих потребностям малых предприятий Северной зоны.
2. Создание на территории ТПК бизнес-инкубаторов, технопарков, муниципальных фондов поддержки МП и других элементов поддержки МП.
3. Содействие в поиске партнеров по бизнесу.
4. Создание единого информационного портала в сети Интернет «Малый бизнес Чувашской Республики».
5. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Северном ТПК.
6. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственных за развитие сферы малого предпринимательства.
7. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
8. Стимулирование лизинговых компаний на работу с субъектами
МП.
9. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
10. Пониженная ставка арендной платы для начинающих предпринимателей.
11. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
12. Правовая поддержка (защита) со стороны государственных органов.
13. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
14. Предоставление государственных гарантий под эффективные предпринимательские проекты.
15. Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.
2. Центральная зона с преимущественной ориентацией на развитие сельского хозяйства. Зона богата природными ресурсами (глиной кирпичной, известняком, лесом, лекарственными травами, ягодами, грибами), здесь имеются предприятия по их переработке. Центральная зона состоит из следующих районов: Урмарский, Канашский,
Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский. В Центральном ТПК находятся важнейший транспортный центр — г. Канаш с предприятиями машиностроения и металлообработки и пгт Вурнары — с ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов» — инновационным центром разработки и внедрения новых технологий в области агрохимии, что способствует размещению и развитию на территории этой зоны центра логистики и транспортного обслуживания (табл. 2).
Сильные стороны: - удобное географическое положение: имеется крупнейший железнодорожный и транспортный узел в г. Канаше; - наличие предприятий по переработке продукции сельского хозяйства; - наличие богатых природных ресурсов; - наличие образовательных учреждений профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей. Возможности: - благоприятные условия для развития малого бизнеса, ориентированного на производство и переработку сельскохозяйственной продукции; - благоприятные условия для развития логистического бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности; - развитие современных альтернативных энергоресурсов, на основе низкокачественных древесных ресурсов.
Слабые стороны: - отсутствие системы логистики и неполное использование потенциала Канашского железнодорожного узла; - низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства; - миграция населения трудоспособного возраста; - ограниченные возможности кредитования по бизнесу; - отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Угрозы: - падение платежеспособности местного населения; - высокая конкуренция с товаропроизводителями из других регионов; - бюрократия и коррупция; - дефицит трудовых ресурсов необходимой квалификации; - административные барьеры.
Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Центральном ТПК:
1. Создание малых предприятий, ориентированных на производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
2. Создание институциональной системы поддержки малого предпринимательства.
3. Усиление инновационной направленности малого бизнеса.
4. Сокращение оттока трудовых ресурсов и обеспечение занятости на предприятиях малого бизнеса.
5. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для центральной зоны.
6. Развитие логистического потенциала Канашского транспортного
узла.
Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса [5]:
1. Развитие транспортно-инфраструктурных условий для обслуживания российских транспортных коридоров, снижения транспортных издержек бизнеса.
2. Создание на территории ТПК бизнес-инкубаторов и технопарков.
3. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Центральном ТПК.
4. Создание и развитие новых отраслей и технологий.
5. Государственная поддержка проектов, предусматривающих производство видов продукции, ранее не производившихся в республике.
6. Создание интегрированных учебных заведений, осуществляющих подготовку профессиональных кадров.
7. Создание сельскохозяйственных рынков.
8. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственных за развитие сферы малого предпринимательства.
9. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
10. Стимулирование лизинговых компаний на работу с субъектами
МП.
11. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
12. Пониженная ставка арендной платы для начинающих предпринимателей.
13. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
14. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
15. Предоставление государственных гарантий под эффективные предпринимательские проекты.
16. Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.
3. Юго-Восточная зона состоит из районов: Комсомольский, Яльчикский, Батыревский и Шемуршинский. Сельскохозяйственная зона с наивысшей кадастровой оценкой земли в Чувашии [4]. Батыревский район — лидер по эффективному использованию сельхозугодий в республике. Объемы переработки незначительны в сравнении с объемами производимой продукции. Зона специализируется на
сельскохозяйственном производстве, продуктивность которого выше общереспубликанского уровня. Культивируется коневодство.
Все население района проживает в сельской местности. Район привлекателен для организации выпуска экологически чистой продукции сельского хозяйства (табл. 3).
Сильные стороны: - наличие дорог федерального и республиканского значения; - наличие сырьевых ресурсов (месторождения глины и песка); - высокий уровень плодородия земель; - благоприятная демографическая ситуация. Возможности: - производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания; - развитие рынка современных услуг связи; - благоприятные условия для развития малого бизнеса в сфере услуг и трудозатратных производств (швейное и обувное). - использование природных ресурсов.
Слабые стороны: - отдаленность от столицы Чувашской Республики; - отсутствие железной дороги; - дефицит водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных угодий; - отсутствие научных и образовательных центров; - низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства; - ограниченные возможности кредитования по бизнесу; - отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Угрозы: - падение платежеспособности местного населения; - низкие темпы роста заработной платы; - бюрократия и коррупция; - дефицит трудовых ресурсов необходимой квалификации; - административные барьеры.
Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Юго-Восточном ТПК:
1. Г осударственная поддержка проектов малого
предпринимательства, ориентированных на производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
2. Создание малых предприятий в сфере придорожного сервиса.
3. Развитие малого предпринимательства в сельской местности, сфере услуг и трудозатратных областях.
4. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для Юго-Восточной зоны.
Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса:
1. Проведение активной маркетинговой кампании для
позиционирования на рынке выращиваемой сельскохозяйственной продукции.
2. Создание бизнес-инкубаторов в каждом муниципальном районе.
3. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Юго-Восточном ТПК.
4. Формирование инвестиционных площадок для размещения объектов придорожного сервиса.
5. Оказание консультационно-правовой поддержке
предпринимателей.
6. Создание сельскохозяйственных рынков.
7. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственных за развитие сферы малого предпринимательства.
8. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
9. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
10. Пониженная ставка арендной платы для начинающих предпринимателей.
11. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
12. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
13. Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.
4. Юго-Западная зона включает в себя Красночетайский, Шумерлинский, Порецкий и Алатырский районы. Кроме того, на юго-западе расположены гг. Алатырь и Шумерля — крупные машиностроительные центры с производством электрооборудования и транспортных средств, готовых металлических изделий.
Преимуществом данной зоны являются ее разнообразные природные ресурсы (добыча полезных ископаемых), наличие транзитной железнодорожной магистрали, крупных многопрофильных организаций в городах (табл. 4).
Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Юго-Западном ТПК:
1. Создание новых инновационных производств.
2. Создание кластера по производству строительных материалов.
3. Развитие малого предпринимательства в сфере производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
4. Создание малых предприятий в сфере туризма.
5. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для Юго-Западной зоны.
Сильные стороны: - удобное географическое положение, равноудаленность от гг. Чебоксары, Саранск, Ульяновск; - наличие природных ресурсов (залежи глины, известняка, гипса, торфа); - близость к важнейшим автомобильным магистралям; - развитая сеть учебных заведений, ориентированных на подготовку рабочих кадров; - благоприятные условия для отдыха и оздоровления жителей республики и туристов; - большие площади необрабатываемых земель, которые могут быть использованы для организации малых предприятий в сфере сельского хозяйства. Возможности: - производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания; - развитие высокотехнологичных производств; - конкурентоспособность выпускаемой продукции; - создание кластера по производству строительных материалов; - развитие туристической зоны, ориентированной на въездной туризм.
Слабые стороны: - отдаленность от столицы Чувашской Республики; - низкая плотность автомобильных дорог; - низкая предпринимательская активность населения; - ограниченные возможности кредитования по бизнесу; - отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; - низкая обеспеченность объектами инженерной инфраструктуры. Угрозы: - падение платежеспособности местного населения; - демографическая проблема; - бюрократия и коррупция; - административные барьеры.
Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса:
1. Проведение активной маркетинговой кампании для
позиционирования на рынке выращиваемой сельскохозяйственной продукции.
2. Создание бизнес-инкубаторов в каждом муниципальном районе и городском округе.
3. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Юго-Западном ТПК.
4. Развитие услуг спортивно-охотничьих хозяйств.
5. Оказание консультационно-правовой поддержке
предпринимателей.
6. Реконструкция исторической части г. Алатырь.
7. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственных за развитие сферы малого предпринимательства.
8. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
9. Развитие туризма любителей флористики, рыбного спорта;
10. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
11. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
12. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
13. Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.
Анализ выделенных зон Чувашской Республики показал, что важнейшее место в экономики региона занимает сельское хозяйство.
В сфере агропромышленного комплекса основными стратегическими целями являются формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения, активное продвижение товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на местный, межрегиональный и зарубежный рынки [3].
Поскольку Чувашия является сельскохозяйственным регионом, по мнению автора, необходимо разработать отдельную программу для развития интеграции научно-технологического потенциала с социальноэкономическим развитием сельской местности.
Целями программы являются:
1. Повышение квалификации сельских работников путем предоставления научно-технологической экспертной поддержки фермерам в оздоровлении сельской экономики.
2. Стимулирование предприятий, расположенных в городах сельской местности, к уходу от устаревших способов производства и переходу к современным методам управления и производства.
3. Установление моделей научно-технологически ориентированных
предприятий, наиболее полным образом использующих
сельскохозяйственные ресурсы.
4. Развитие комплекса технологий и оборудования, подходящего для использования в сельской местности.
Российские ученые отмечают серьезный дисбаланс в действующих формах государственной поддержки АПК, который не в состоянии устранить даже приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Основной акцент при реализации мер государственной поддержки
сельхозтоваропроизводителей сделан на субсидирование затрат. Проблемам регулирования цен, к сожалению, стабилизации конъюнктуры аграрного рынка уделяется гораздо меньше внимания.
Библиографический список
1. Анимица Е.Г. Малый бизнес в России. М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика (уч. для вузов). М.: Дашков и Ко, 2003.
3. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика: уч. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: РАГС, 2005.
6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2005.
J.G. Tarasova
Development of the basic directions of perfection of system of the state support of small business
In article necessity perfection of the state support of small-scale business is proved.
Key words: the state support, perfection, zoning, the analysis, the territorial-industrial complex, strategy.
УДК 339.137:338.242.2
И.А. Смарагдов, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, ТулГУ);
А.М. Мотохин, аспирант, 8-910-165-31-76 (Россия, Тула, ТулГУ)
КРИТЕРИИ СЕПАРАЦИИ УЧАСТНИКОВ РЕАЛЬНОГО РЫНКА И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Предложены два непротиворечивых и имеющих логический и «физический» смысл критерия сепарации участников реального рынка на монополистов, олигополистов, доминаторов и рядовых участников, позволяющие оцениватърыночную конкуренцию нареалъномрынке.
Ключевые слова: монополист, олигополисты, доминаторы, идеальная конкуренция, индексрыночной конкуренции.
Вопросы, связанные с анализом рыночной конкуренции, не могут не быть одним из важных направлений развития теории рыночной экономики. Естественно, что в этом направлении достигнуты