главу о советской литературе 20-х годов. Нужно отметить, что таких глав недостает в учебнике (например, «Советская литература 30-х годов», «...40-50-х годов»). Они помогли бы восстановить более полную картину литературного процесса в России, а также дали бы возможность обратиться к «потаенной» литературе и литературе русского зарубежья, что, в свою очередь, позволило бы представить советскую литературу в целостной системе развития русской литературы в XX веке.
Забвение таких советских писателей и поэтов, как А.Н. Толстой, А. Твардовский,
Н. Островский, Ф. Гладков, М. Шагинян, Э. Багрицкий, М. Светлов, Н. Тихонов и других препятствует полноте освещения истории советской литературы. Этот пробел вполне мог быть восполнен в обзорных главах.
В учебнике дан подробный анализ - с учетом современного прочтения - романов Горького, Фадеева, Шолохова, Леонова, поэзии Маяковского и Есенина. С тонкими и точными наблюдениями авторов, с их мнением нельзя не согласиться. Предложенный анализ произведений актуален и формирует новое представление о художниках, их творчестве, судьбах и позволяет пересмотреть их влияние на литературный процесс XX века.
Вопросы и задания к главам помогают сконцентрировать внимание на центральных проблемах излагаемого материала, активизируют мыслительную деятельность. Предлагаемая обширная библиография к творчеству названных художников дает возможность обратиться к мнению других ученых, критиков, углубить знания и закрепить интерес к литературе данного периода. Критические работы последних лет также должны быть включены в библиографию. Например: Голубков М. М. Горький. М., 1997; Солнцева Н. С. Есенин. М., 1997. За последние годы появилось немало публикаций, посвященных философскому роману Л. Леонова «Пирамида». Их также нужно включить в учебное издание.
Несомненно, учебник Л.П. Егоровой и П.К. Чекалова и его методическое оснащение помогают студентам разобраться в одном из самых сложных направлений русской литературы. Студенты-филологи нашего вуза проявили к учебнику искренний интерес. Они используют его в подготовке к практическим и семинарским занятиям, при выполнении контрольных, курсовых и дипломных работ. Их постоянное обращение к учебнику -лучшее свидетельство его своевременности и необходимости.
А.И. Иванов
(Тамбов)
ШАГ К МНОГОГРАННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ИСТОРИИ
Обсуждаемый нами учебник профессора
В.И. Кулешова - это еще один шаг к более многогранному, многостороннему освещению истории русской литературы XIX века. Поскольку меня больше интересовала вторая половина XIX столетия, свои краткие замечания высказываю именно об этом периоде, сопоставляя учебник В.И. Кулешова с хорошо известными историко-литературными трудами в трех и четырех томах.
1. На мой взгляд, в учебнике В.И. Кулешова довольно ощутимо стремление представить художественный мир того или иного писателя в соотношении с основным руслом
литературы XIX столетия. В связи с этим заметно желание автора показать непрерывность, текучесть, а не дискретность литературного процесса. Мне показалось, что В.И. Кулешов отходит от выпрямления литературного процесса в одну линию «от хорошего к более лучшему», отходит от показа развития литературы как движения к прогрессу, понимаемому как только положительное.
2. Значительно расширен круг писательских имен, хотя при настоящем объеме учебника это очень и очень нелегко было сделать. В истории русской литературы последнего десятилетия XIX века не остались забытыми
А.И. Эртель, П.Д. Боборыкин, А.Н. Апухтин, И.Ф. Анненский и другие. Им посвящены отдельные главки. Отрадно отметить, что в учебнике нет излишнего преклонения перед «генералами в литературе» (выражение А.П. Чехова) за счет так называемых второстепенных писателей. Повторю, именно за счет литературы «второго эшелона».
3. Заслуживает одобрения, привлекательна манера повествования, язык учебника. Он достаточно выразителен, эмоционален, хотя жанр работы не представляет особых возможностей для этого. Автор рассчитывает на знания читателя и в то же время не считает зазорным кратко пояснить отдельные факты из истории литературы, в творческой биографии писателя.
И все же автором больше заявлено, чем исполнено.
1. «Чистый социологизм» в подходе к историко-литературным фактам, скорее всего, преодолен. Но стремление втиснуть их в какую-либо раму определения, классифицировать прежде, чем аргументировать или объяснять - это осталось. В этом отношении учебник В.И. Кулешова, увы, наследует традиции многих и многих предшествующих учебников. По-прежнему также основное внимание уделяется идейно-тематическому анализу произведений, о которых говорится на его страницах. Лишь в отдельных главках, далеко не о каждом художнике слова автор
учебника может сказать что-либо об отличительных особенностях повествования.
2. Вызывает недоумение желание автора учебника посмотреть на судьбу отдельных творений или художественного наследия того или иного писателя «из современности». Перед нами то, что в старых школьных учебниках называлось «Классика и современность». Для примера воспроизвожу концовку главы о Н.А. Некрасове (с. 286):
«Главная причина спада интереса к Некрасову - в последствиях сталинского террора. Ликвидированы наследники Некрасова: Клюев, Есенин, едва уцелел Твардовский. Ликвидирован сам «предмет» поэзии Некрасова - крестьянство как сословие. Коллективизация, раскулачивание уничтожили землероба, поильца и кормильца земли русской. Исчезла поэзия земледельческого труда. Размеры ужасов террора никогда не могли даже присниться Некрасову. Обессмысливался его вопрос: кому на Руси жить хорошо? Никому, всем плохо, кроме правившей верхушки командно-бюрократической системы».
Подражая пассажам В.И. Кулешова, можно «поразмышлять» и о судьбе пушкинско-тургеневского дворянства, о купечестве А Н. Островского и так далее.
3. На мой взгляд, следовало бы учесть исследования других ученых, то, что пользуется признанием в современной научной литературе, расширить библиографические сведения.
Г.А. Водопьянова
(Тамбов)
ДАЖЕ ХОРОШИЙ УЧЕБНИК - НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Учебное пособие Василия Ивановича Кулешова «История русской литературы XIX века» впервые излагает весь курс русской литературы XIX века в одном томе.
Чтобы иметь некоторое представление об учебном пособии, познакомимся с его композицией.
Учебник состоит из семи глав:
Глава 1-я. Трансформация переходных явлений на рубеже ХУШ-Х1Х веков.
Прослеживаются коренные изменения в русской литературе на границе ХУШ-Х1Х веков. Речь идет о творчестве Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И И. Дмитриева, И.А. Крылова, которых автор считает неотъемлемой частью и литературы XIX века. В этой же главе дается классификация писателей по литературным группировкам (имеется в виду «Арзамас» и «Беседа любителей русского слова»). Будущее, по мнению автора, было как у «Арзамаса», так и у «Беседы».