МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК: 339.56 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10039
Современные тенденции взаимодействия России с партнерами по БРИКС в торгово-промышленной сфере
Статья нацелена на выявление современных тенденций торгового и промышленного сотрудничества России с партнерами по БРИКС: исследованию темпов роста двустороннего товарооборота, анализу отраслевой структуры двусторонней торговли и направлений сотрудничества в промышленной сфере, в том числе практических аспектов реализации промышленного сотрудничества в рамках Дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС на период до 2020 года. По итогам исследования была выявлена постепенная трансформация импортного спроса стран-партнеров по БРИКС и отраслевой заинтересованности партнеров в области промышленного сотрудничества, что в долгосрочной перспективе может способствовать отраслевой диверсификации взаимной торговли, повышению в структуре российского экспорта доли товаров с более высокой добавленной стоимостью, в том числе высокотехнологичной продукции, а также стимулировать торговлю услугами.
Ключевые слова: Россия, БРИКС, внешняя торговля, торгово-промышленное сотрудничество, структура экспорта, импортный спрос
Е. Я. Арапова
Динамика торговых потоков
Интенсивное экономическое развитие стран БРИКС, рост доходов населения и трансформация стратегий экономического роста открывают для России новые возможности в наращивании объемов и диверсификации отраслевой структуры экспорта в страны-партнеры в соответствии со стратегическими интересами государства [8; 10].
Доля стран-партнеров России по формату БРИКС в структуре внешнеторгового оборота стремительно растет, с 2001 года соответствующий показатель увеличился более чем в 2 раза: с 7,13% до 17,49% в 2017 году [18]. Аналогичная тенденция была характерная и для отдельных партнеров: в наибольшей степени выросла доля Китая (с 5,11% до 14,86% за аналогичный период), который более чем на 80% формирует долю всех стран БРИКС во внешней торговле России. Доля Индии увеличилась с 1,18% до 1,59%, доля Бразилии и ЮАР [18], несмотря на общий восходящий тренд, остается незначительной — 0,89% и 0,14% по состоянию на 2017 год соответственно (рисунок 1).
© Е. Я. Арапова, 2018
Китай —■—Бразилия Индия
ЮАР БРИКС, всего -Линейная (БРИКС, всего)
Рисунок 1
Динамика доли стран-партнеров по БРИКС во внешнеторговом оборотеРоссии,2001—2017 годы,в% Источник: данные International Trade Center Database. URL: http://www.trademap.org/ Index.aspx
ВысокаядолястранБРИКСв структуре российского внешнеторгового оборота обусловленав первую очередьзначительнойдолейв импорте: посостояниюна 2017 год доля стран БРИКС в структуре российского импорта составляла 24,42% против 13,25%поэкспорту[18](таблицы 1,2).
Преобладаниеимпортанадэкспортомхарактернодлявсехстран заисклю-чением Индии, доля которой в российском импорте в 2017 году составила 1,27% против 1,8% по экспорту [18].
С тремя из четырех партнеров по БРИКС: Китаем, Бразилией и ЮАР — у России складывается отрицательное сальдо двусторонних торговых балансов (таблица 3).
В период с 2014 года по 2016 год по всем трем странам было зафиксировано сокращение в абсолютном выражении дефицита двустороннего торгового баланса, что однако объясняется в большей степени общим замедлением темпов роста взаимной торговли. Общее сокращение российского импорта из стран-партнеров по БРИКС составило 3,07% в 2014 году и рекордные 29,05% в 2015 году; по экспорту — 1,1% и 20,96% соответственно [5; 18]. 2016—2017 годы ознаменовались оживлением торговли на трансрегиональном уровне, в первую очередь благодаря положительному приросту внешнеторговых потоков с Китаем и Индией. Превышение темпов прироста российского экспорта в Индию по сравнению с приростом импорта трансформировалось в резкое увеличение профицита двустороннего баланса [14; 18].
Таблица 1
Доля стран БРИКС в структуре российского импорта, 2007-2017 годы, в%
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
БРИКС 15,07 15,58 16,52 19,94 18,18 18,61 19,22 20,47 22,78 23,88 24,42
Китай 12,22 13,02 13,38 17,02 15,69 16,37 16,88 17,74 19,26 20,90 21,20
Бразилия 2,06 1,75 2,05 1,78 1,43 1,06 1,11 1,38 1,60 1,38 1,40
Индия 0,66 0,64 0,89 0,94 0,90 0,96 0,98 1,11 1,24 1,32 1,27
ЮАР 0,13 0,17 0,19 0,21 0,15 0,22 0,25 0,24 0,32 0,29 0,28
Источник: рассчитано на основе данных International trade Center Database. URL: http://www.trademap.org/Index.aspx
Таблица 2
Доля стран БРИКС в структуре российского экспорта, 2007-2017 годы, в%
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
БРИКС 5,49 6,08 7,91 6,79 8,04 8,75 8,51 8,92 10,20 12,37 13,25
Китай 4,31 4,52 5,52 4,98 6,71 6,82 6,76 7,52 8,24 9,82 10,83
Бразилия 0,32 0,44 0,36 0,43 0,41 0,44 0,38 0,46 0,56 0,63 0,57
Индия 0,86 1,12 1,97 1,36 0,90 1,44 1,32 0,88 1,32 1,86 1,80
ЮАР 0,00 0,01 0,06 0,01 0,02 0,05 0,05 0,06 0,08 0,07 0,06
Источник: рассчитано на основе данных International trade Center Database. URL: http://www.trademap.org/Index.aspx
Таблица 3
Сальдо двусторонней торговли России с партнерами по БРИКС, 2011-2017 годы, млн долларов США
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
БРИКС -14065,5 -12936,1 -15659,8 -14297,119 -6554,18 -8212,53 -8142,522
Китай -13346 -16000,9 -17547,7 -13438,406 -6864,31 -10065,7 -9471,374
Бразилия -2275,45 -1053,9 -1508,19 -1679,424 -1005,37 -737,888 -1167,721
Индия 1905,15 4525,375 3891,48 1224,99 2286,888 2915,565 3559,447
ЮАР -349,144 -406,669 -495,465 -404,279 -310,822 -324,489 -434,591
Источник: рассчитано на основе данных International trade Center Database. URL: http://www.trademap.org/Index.aspx
Отраслевая структура торговли
Основным торговым партнером России среди стран БРИКС является Китай. На него в 2017 году приходилось 21,2% российского импорта и 10,83% экспорта. Начиная с 2007 года в двусторонних торговых отношениях с Китаем у России сформировался отрицательный баланс, при этом ежегодно размер дефицита двустороннего торгового баланса увеличивается, что связано с превышением темпов прироста импорта над среднегодовыми темпами прироста экспорта. Снижение товарооборота в 2014 году и особенно в 2015 году способствовало сокращению дефицита до 6,86 млрд долларов, за которым последовал рост дефицита до 10 млрд долларов в 2016 году [18]. При этом динамика внешнеторговых связей остается относительно неблагоприятной для России, в том числе и по отраслевой структуре внешней торговли.
Основу российского экспорта в Китай составляет минеральное топливо (нефть и нефтепродукты), на которое приходилось 49,58% в 2010 году и 58,96% в 2016 году. При этом растет доля древесины и изделий из нее: с 10,64% в 2010 году до 11,41% в 2016 году, а также никеля и изделий из него — с 5,84% до 6,59% за аналогичный период [17; 18].
Основу российского импорта из Китая продолжает составлять продукция машиностроения: на долю электронного и электрооборудования в 2016 году приходилось 23,82%. Стабильно высокой и устойчиво растущей остается и доля ядерных реакторов и котлов — 29,14% и 22,87% в 2016 году и 2010 году соответственно. В результате, данная товарная категория к 2016 году вышла на первую позицию. Постепенно растет и импорт транспортных средств (отличных от трамвайного и железнодорожного).
При этом отраслевая структура импорта значительно не изменится: на две товарные категории: ядерные реакторы и котлы, а также электрические машины и оборудование — будет приходиться более 50% импорта. В случае успешного импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественной продукции Россия может снизить импортный спрос на низкотехнологичные категории товаров: обувь, одежду и текстиль. Для этих товарных групп было характерно снижение доли на протяжение последних лет, хотя прогнозные значения в рамках линейного тренда демонстрируют рост.
Таким образом, в рамках «инерционного сценария» отраслевая структура российского импорта из Китая остается весьма устойчивой, без каких-либо серьезных изменений, которые соответствовали бы стратегическим долгосрочным приоритетам российской экономики. При этом меняющаяся структура экспорта в последние годы только способствует закреплению за Россией статуса «сырьевой державы» [2; 6].
Несмотря на сохранение сырьевой направленности российского экспорта в Китай, структурная перестройка экономики этой страны способствует постепенной трансформации внутреннего спроса, в том числе импортного. Эта тенденция способна расширить существующие ниши и создать новые, которые могут потенциально быть заняты российскими экспортерами. Вероятно, это позволит
расширить присутствие российских товаров на китайском рынке.
В посткризисный период (2010—2017 годы) интенсивно растет импортный спрос на летательные и космические аппараты, а также их части (ТН ВЭД 88); фармацевтическую продукцию (ТН ВЭД 30); топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (ТН ВЭД 27); руду, шлак и золу (ТН ВЭД 26); древесину и изделия из нее; древесный уголь (ТН ВЭД 44); масличные и прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солому и фураж (ТН ВЭД 12); средства наземного транспорта кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава и их части и принадлежности (ТН ВЭД 87); инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности (ТН ВЭД 90); массу из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемую бумагу или картон (макулатура и отходы) (ТН ВЭД 47) [17; 18]. В долгосрочной перспективе с учетом отмены политики «одного ребенка» и курса на стимулирование внутреннего потребления ожидается рост импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Уже сейчас наметилась тенденция роста потребления овощей и фруктов, а также мяса, птицы и прочих продуктов. При этом последняя товарная группа — мясо, птица — имеет высокую эластичность спроса по уровню доходов и на данный момент относится к категории «luxury» (англ. роскошный, элитный), что в условиях потенциального роста доходов населения, на который направлена нынешняя государственная политика, может привести к ускоренному росту потребления и, как следствие, импортного спроса [4].
Среди всех стран-партнеров России по формату БРИКС Индия является единственным государством, с которым у России сложился устойчивый положительный двусторонний баланс торговли. При этом отношения с Индией характеризуются относительно более благоприятной отраслевой структурой внешнеторговых потоков.
Отношения между Индией и Россией имеют статус привилегированного партнерства [16], хотя доля взаимной торговли в общей структуре внешнеторгового оборота двух стран остается достаточно низкой. В 2016 году доля Индии в структуре российского внешнеторгового товарооборота составила лишь 1,27% по импорту и 1,8% по экспорту.
За последнее десятилетие российский импорт из Индии стал более разнообразным. Если в 2006 году наполовину он состоял всего из четырех товаров (лекарства, кофе, чай, табак) [19], то в настоящее время в нем значительно выросла доля машин, оборудования, транспортных средств.
Основу индийского импорта из России составляют фармацевтические товары, на которые приходится почти 19% импорта, хотя доля соответствующей товарной группы в последние годы значительно снизилась (примерно на 10 процентных пунктов с 2010 года). Вторую позицию занимают кофе, чай и специи (около 7% по данным на 2016 год). При этом был зафиксирован рост поставок
органических химических соединений (с 2,8% в 2010 году до 5,8% в 2016 году) и продукции машиностроения — ядерных реакторов и котлов с 4,9% в 2010 году до 6,71% в 2016 году.
Индийским товарам также принадлежит довольно большая доля в российском импорте изделий из кожи (16%), табака (11%), полудрагоценных камней (14%), бриллиантов (8%). Относительно низкий процент индийских поставок в структуре российского импорта во многом объясняется их вытеснением относительно более конкурентоспособными товарами из третьих стран. В частности, доля Индии на российском рынке лекарств сократилась за счет роста поставок из стран Европейского Союза (Германии, Франции, Швейцарии, Италии), а на рынке органических химикатов — из-за десятикратного увеличения импорта этого товара из Китая, индийские ткани уступают позиции на российском рынке товарам из Бангладеш и Вьетнама.
Самой крупной статьей российского экспорта в Индию остаются драгоценные камни и металлы (бриллианты и серебро) — 42,3% в 2016 году по сравнению с 15,3% в 2010 году, на втором месте — минеральное топливо (12,2% в 2016 году).
Однако помимо этого Индия традиционно является импортером вооружений и авиационной техники, разных видов оборудования, удобрений, продовольственных товаров. Именно традиционные каналы поставок из России продукции тяжелого машиностроения — энергетического машиностроения, авиакосмической и военной промышленности — и повышенный спрос на соответствующие товарные позиции позволяют говорить об Индии как о стратегическом партнере России. Однако стоит отметить важную особенность статистики отраслевой структуры двусторонней торговли между Россией и Индией: по данным международной статистики на 2014 год вооружение занимало устойчивые позиции в тройке основных экспортных категорий России [12; 18]. При этом к 2016 году данные были полностью пересмотрены, а вооружение вытеснено даже из десятки ключевых товарных позиций. Теперь в индийском импорте вооружения такие страны, как Эстония, Япония и Турция стоят выше России. В качестве причин подобных расхождений можно назвать как неточность статистики, так и резкое сокращение объемов контрактов на поставки соответствующих товаров. Значительный потенциал имеет торговля продукцией авиастроительной отрасли. В 2015 году импорт летательных, космических аппаратов и их комплектующих из России вырос до рекордных 130 млн долларов США по сравнению с 38,6 млн долларов 2013 года и резким падением поставок в 2014 году.
Важной статьей российского экспорта в Индию остаются черные металлы (5,14% в 2016 году), хотя их доля за последние годы резко упала (с 15,2% в 2010 году). Резко снизился и экспорт удобрений (с 23,2% до 8,1% за аналогичный период).
Высокий потенциал торговли с Индией (несмотря на низкие доли во взаимном товарообороте) во многом объясняется современными тенденциями импортного спроса. Индийский спрос на внутреннем рынке растет быстрее, чем мировое предложение на продукцию органической химии, на алюминий и изделия из него, руду, шлаки и золу, а также пластик и изделия из пластика, животные и растительные
жиры и масла. Отдельно необходимо остановиться на таких категориях товаров, как продукты неорганической химии, драгоценные металлы и изотопы, а также товары судостроительной отрасли. Для этих позиций характерны высокие темпы роста индийского импорта (для неорганической химии на уровне 10%, продукции судостроения — 24%), сопровождаемые сокращением мирового предложения (—3% и —7,5% соответственно). В Индии продолжает расти спрос на продукцию военной промышленности, судостроения, авиакосмического и энергетического машиностроения, а также продукцию деревообработки.
Таким образом, среди участниц формата БРИКС именно Индия является тем партнером, торговля с которым в наибольшей степени соответствует стратегическим интересам России на сегодняшний день. Торговля с этой страной позволяет реализовать возможности в наращивании экспортоориентированного производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, древесины (переработанной, с более высокой долей добавленной стоимости), а также продукции машиностроения, в производстве которых Россия обладает конкурентными преимуществами, в первую очередь, технологическими (речь идет, прежде всего, о судостроении, авиастроении и космическом машиностроении).
Основу импорта Бразилии из России составляют главным образом сырьевые товары: минеральное топливо, железо и сталь, алюминий и изделия из него, а также удобрения, каучук и изделия из него. Доля удобрений, занимающих первую позицию в структуре российского экспорта в Бразилию в 2016 году, составила 48,7%; доля минерального топлива — 20,3%. За последние годы резко выросла доля алюминия и изделий из него (с 0,4% в 2010 году до 14,5% в 2016 году), что позволило этой товарной категории занять третью позицию. Доля же черных металлов, напротив, за аналогичный период сократилась с 18,4% до 2,4%.
Проведенный количественный анализ показал, что в случае сохранения «инерционного» сценария двусторонней торговли сырьевой компонент российского экспорта в Бразилию будет постепенно сокращаться: доля минерального топлива к 2020 году может снизиться до 15,7%, алюминия — до 9,6%. При этом доля удобрений вырастет до 55,3% (прогноз на основе линейного тренда).
Из Бразилии Россия импортирует, в основном, сельскохозяйственную продукцию: мясо и мясные продукты (45% в 2016 году), растительные семена и фрукты (18,3%).
Бразилия является крупным импортером минерального топлива и нефти, хотя спрос на эту товарную группу внутри страны растет меньшими темпами по сравнению с темпами роста мирового предложения. Соответственно, потенциал расширения поставок этих товаров в Бразилию весьма ограничен. При этом сравнительно более быстрыми темпами (по сравнению с ростом мирового предложения) увеличивается импортный спрос Бразилии на удобрения (в свете относительно более высокого уровня развития и конкурентных преимуществ Бразилии в сельском хозяйстве), а также продукцию органической химии и другие разнообразные категории товаров химической промышленности. Кроме того, с опережающей интенсивностью по сравнению с мировым предложением увеличивается импорт
алюминия и изделий из него. Спрос на транспортные средства падает, несмотря на динамичный рост предложения, а темпы подъема бразильского импорта электрической и электронной техники существенно отстают от скорости роста мирового предложения.
В случае активного развития в России сельского хозяйства и успешного импортозамещения снижение импорта из Бразилии сельхозкультур и продукции животного происхождения на фоне наращивания поставок удобрений и химикатов может способствовать преодолению отрицательного баланса двусторонней торговли. В свою очередь, характерная для Бразилии структура импортного спроса может способствовать диверсификации «сырьевого» компонента российского экспорта в пользу увеличения доли металлов и снижения доли минерального топлива.
Хотя основную позицию российского импорта из ЮАР составляют фрукты и орехи, их доля за последние годы сократилась с 41,4% в 2010 году до 30,5% в 2016 году. При этом выросла доля руд, шлака и зол (с 18% до 26%), а также транспортных средств — с 3,1% до 10% за аналогичный период. Россия также в последние годы активно импортировала черные металлы и продукцию неорганической химии (9,2% и 5,2% по состоянию на 2016 год соответственно).
Экспортирует Россия в ЮАР в основном злаковые культуры: их доля в структуре российского экспорта в 2016 году превысила 50%. Вторую позицию в том же году занимают удобрения (11,4%), третью — медь и изделия из нее (8%).
Доля партнеров по БРИКС в структуре российской внешней торговли услугами значительно ниже по сравнению с торговлей товарами: доля в российском импорте услуг в 2015 году достигала лишь 2,31%, в структуре российского экспорта услуг — 4,47%. При этом вследствие некоторой географической переориентации торговли услугами в 2015 году произошло увеличение доли партнеров по БРИКС в структуре внешней торговли услугами, в результате которого у России сложился положительный баланс торговли услугами с партнерами по БРИКС в целом (рисунок 2).
Для России характерен хронический дефицит в торговле услугами с Китаем при устойчивом положительном сальдо в торговле с Индией. В 2015 году произошло резкое сокращение дефицита в торговле с Китаем — с 556,78 млн долларов до 217,64 млн долларов США на фоне существенного роста положительного баланса в торговле с Индией — с 205,86 млн долларов до 488,12 млн долларов США, что и позволило несмотря на дефицит в торговле с Бразилией и ЮАР достичь положительного общего баланса торговли услугами.
Тенденции торгово-промышленного сотрудничества
Наиболее крупные проекты торгово-промышленного сотрудничества с Китаем традиционно реализуются в области энергетики (договоры между ПАО «Газпром» и китайской СМРС о поставке российского газа в Китай, сопряженный с совместной разработкой Чаяндинского и Ковыктинского газовых месторождений в Восточной Сибири и ПАО «НОВАТЭК» и СКРС о поставках сжиженного газа
в рамках проекта «Ямал СПГ»; совместная разработка НК «Роснефть» и 8торес месторождений в рамках проекта «Сахалин-3»; проекты ПАО «РусГидро» иро\сег СошСгисСюп СогрогаКоп оГ СВдпа ДЛс!. а срвмчссном использовеиии малых аидро-электростанций на территории России; проекты ПАО «РусГидро» и 8апх1а по строительству противопаводковых ГЭС). В последние годы активизировалось двустороинеа сотрудничество и о°инртв (аевмеетное создание
широнефюзележносо д ааснемагио'дэальеотв лайдерс ОАО «Обведен е тдасрвиа -строительная корпорация» с Китайской корпорацией коммерческих самолетов).
800000 -
-800000
Бразилия Китай Индия ЮАР -БРИКС
Рисунок 2
Динамика сальдо торговли услугами России с партнерами по БРИКС, 2009—2015годы,тысячи долларовСША Источник: данные International Trade Center Database. URL: http://www.trademap.org/ Index.aspx
СИндиейнаиболеекрупные проекты торгово-промышленного сотрудничества реализуются в сфере атомной энергетики (проекты строительства энергоблоков в Индии, реализуемыесовместно ГК«Росатомом» и Государственнойкорпорацией по атомной энергии (КАЭ) Индии), и нефтегазовой отрасли (участие ONGC — Oil and Natural GasCorporationLtd.—в проекте «Сахалин-1»;контракт напоставку сжиженногоприродногогаза,заключенныймеждуПАО«Газпром»и индийской компаниейGAIL;контракт на поставку нефти между компанией «Роснефть» и индийской корпорацией Essar). Развивается сотрудничество в добывающей промышленности (многосторонниепроектыосвоенияарктическогошельфа) и строительстве (проект строительства и электрификации железных дорог Индии с участием ОАО «РЖД»). Особенностью торгово-промышленного сотрудничества с Индией является наличие высокотехнологичных совместных проектов (совместная работа российской акционерной финансовой корпорацией «Система» и индийской компании-оператора мобильной связи Sistema Shyam Teleservices Ltd., SSTL).
Основу торгово-промышленного сотрудничества с Бразилией также составляет энергетика (участие НК «Роснефть» в проекте Солимойнс через дочернее общество Rosneft Brasil E&A LTDA).
Новые возможности открывает перед российскими экспортерами расширение сотрудничества на платформе БРИКС-ЮНИДО. Отраслевые направления, составляющие основу промышленного сотрудничества в рамках Промышленного инновационного клуба и Консолидированной технологической платформы БРИКС, в полной мере соответствуют стратегическим интересам стран-участниц формата, в первую очередь, России, а также тенденциям импортного спроса, что может обеспечить высокую эффективность реализации двусторонних и многосторонних проектов на базе платформы БРИКС-ЮНИДО [15]. К числу основных направлений промышленного сотрудничества относятся: горно-пере-рабатывающая промышленность (металлургия); энергетика, агропромышлен-ность; инфраструктура и строительство; «зеленая экономика» [13]. Практические аспекты реализации промышленного сотрудничества содержатся в Дорожной карте торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС на период до 2020 года [7].
Важной тенденцией последних лет в области промышленного сотрудничества стран БРИКС является постепенное смещение акцентов с расширения партнерства в области геологоразведки и совместного освоения месторождений полезных ископаемых в направлении реализации проектов в обрабатывающей, добывающей промышленности и машиностроении.
К числу совместных многосторонних проектов, закрепленных в Дорожной карте, в рамках которых определены партнеры из стран БРИКС, относятся следующие.
Энергетика
1. Проект строительства завода по сжижению природного газа (совместно группа «Уралмаш-Ижора»-ОАО «Криогенмаш» и Doma Energy Services Private, Индия).
2. Проект совместного производства и разработки энергетических и газоперекачивающих установок на базе промышленных газотурбинных двигателей (совместно ГК «Ростех»-АО «ОДК» и китайские компании China Automation Group и Shenyang Blower Works).
Обрабатывающая и добывающая промышленность
1. Проект строительства завода по разделению воздуха для металлургических комбинатов (совместно группа «Уралмаш-Ижора»-ОАО «Криогенмаш» и Bushan Power & Steel Company Limited, Индия).
2. Проект создания международной организации «Союз литейной промышленности БРИКС» (на базе промышленного инновационного клуба Центра ЮНИДО с участием Российской ассоциации литейщиков, Литейной ассоциации Бразилии, Института литейщиков Индии, Литейной ассоциации КНР, Института литейщиков Южной Африки и Национальной сети литейных технологий, ЮАР).
3. Проект организации производства глифосата (ГК Ренова-ЗАО «Группа Оргсинтез», ООО «Глифосат» и Hualu Engeneering&Technology, КНР).
Машиностроение
1. Многосторонний проект поставок вертолетной техники и авиационно-технического имущества, сопряженный с развитием системы сервиса вертолетной техники российского производства (совместно ГК «Ростех» — ОАО «Вертолеты России» и корпорация AVIC, Китай; Atlas Taxi Aero, Бразилия; Denel Aviation, ЮАР).
2. Проект создания совместных сборочных предприятий по выпуску автобусов (совместно ГК «Ростех»-ОАО «Камаз» и «Маркополо», Бразилия).
3. Проект организации поставок пассажирских и грузовых самолетов, авиационных комплексов специального назначения (совместно ПАО «Туполев» Colt Aviation Cargo, Бразилия; AVIC, КОТ; COMAC, КОТ).
4. Проект развития промышленного и технологического сотрудничества по проекту МС-21 (ОАО «Корпорация Иркут» совместно с HAL, Индия; Denel Aviation, ЮАР; Embraer, Бразилия).
5. Проект совместных разработок и поставок диагностического оборудования, радиоэлектронной продукции и программного обеспечения для диагностики и инспекционного контроля железнодорожной инфраструктуры (АО «Фирма TВEMА» совместно с CSR Qishuyan Locomotive Co., Ltd., КИР; AVIC, КИР; HAL, Индия; Star Track Fasteners Pvt. Ltd., Индия; Denel Aviation, ЮАР).
Сельское хозяйство
Проект строительства завода по производству пектина (на базе промышленного инновационного клуба Центра ЮHИДО совместно ОАО «Проект пищестрой», Корпорация развития Восточного Кейпа, ЮАР; Корпорация развития промышленной зоны Куга, ЮАР);
Высокотехнологичное производство, информационные и телекоммуникационные технологии
1. Проект системы идентификации граждан по отпечаткам пальцев в реальном времени (совместно ООО «Сонда Tехнолоджи»; NeoTech Ltd., Бразилия и Sanepar Ltd., Бразилия).
2. Пилотный проект создания международного коммерческого консорциума по развитию спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛО-ПАСС (совместно Федеральное космическое агентство Роскосмос, Китайская канцелярия по спутниковой навигации, Индийская организация космических исследований, Министерство науки и техники ЮАР, Hациональное космическое агентство ЮАР).
В случае успешной реализации Дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС на период до 2020 года (разработанной в 2015 году) и развития сотрудничества в рамках Tехнологической платформы БРИКС проекта ЮHИДО/БРИКС с учетом современных тенденций импортного спроса стран-партнеров по БРИКС Россия имеет хорошие шансы диверсифицировать отраслевую структуру экспорта, существенно повысив долю более технологичных товарных категорий, что относится к числу приоритетов развития российской экономики [8; 10; 11].
***
Темпы роста внешнеторгового товарооборота России со странами-партнерами по БРИКС в целом опережают соответствующие показатели для остальных стран, в результате чего доля партнеров по диалоговому формату устойчиво растет.
Важно обратить внимание на сравнительно большую устойчивость российского экспорта в страны-партнеры по БРИКС по сравнению с динамикой импорта: даже в кризисные 2014—2015 годы темпы падения экспорта были значительно ниже темпов сокращения импорта, что позволило России сократить общий дефицит торговли с партнерами по БРИКС.
К числу новых факторов, способствующих стратегически важному наращиванию взаимной торговли России с партнерами по БРИКС и развития промышленного сотрудничества, относятся следующие.
Постепенная трансформация импортного спроса стран-партнеров. В Китае растет спрос на летательные аппараты, космические аппараты и их части, средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности, широкий спектр сельскохозяйственных товаров (растительного и животного происхождения). В Индии сохраняется рост спроса на продукцию военной промышленности, судостроения, авиакосмического и энергетического машиностроения, а также продукцию деревообработки. Растет импортный спрос Бразилии на удобрения, продукцию органической химии и другие разнообразные категории товаров химической промышленности. Опережающими темпами по сравнению с мировым предложением растет импорт алюминия и изделий из него. Эти тенденции могут способствовать: (1) наращиванию взаимной торговли (российского экспорта) в абсолютном выражении; (2) увеличению доли продукции с более высокой добавленной стоимостью; (3) диверсификации «сырьевого» компонента российского экспорта в пользу увеличения доли металлов и снижения доли минерального топлива.
Трансформация отраслевой заинтересованности партнеров в области промышленного сотрудничества. В области промышленного сотрудничества стран БРИКС происходит постепенное смещение акцентов с расширения партнерства в области геологоразведки и совместного освоения месторождений полезных ископаемых в направлении реализации проектов в обрабатывающей и добывающей промышленности и машиностроении. Расширение многостороннего и двустороннего партнерства в рамках Консолидированной технологической платформы БРИКС и Промышленного инновационного клуба БРИКС, а также реализация проектов Дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС на период до 2020 года могут в долгосрочной перспективе способствовать отраслевой диверсификации взаимной торговли, повышению в структуре российского экспорта доли товаров с более высокой добавленной стоимостью, в том числе высокотехнологичной продукции, а также стимулировать торговлю услугами.
Литература
1. VII саммит БРИКС. Уфимская декларация. Уфа, Российская Федерация. 9 июля 2015 года. URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-declaration-ru.pdf (дата обращения: 20 июля 2018 года).
2. Арапова Е. Я. Морской шелковый путь 21 века против Северного морского пути: угрозы и возможности // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 4. С. 84-93.
3. Арапова Е. Я. Перспективы экономической интеграции в формате БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 32-47.
4. Арапова Е. Я. Китай: международное взаимодействие в условиях внутренних вызовов // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 6. С. 1-9.
5. БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/Росстат. M.: ИИЦ «Статистика России», 2015. 235 с.
6. Ваутерс Я., Ван К. С. «Группа двадцати» и БРИКС: тенденции и политика в области торговли и инвестиций // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 3. С. 7-31.
7. Дорожная карта торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС на период до 2020 г. Проект. UNIDO. URL: http://www.unido.rU/upload/files/d/dorohznaja_karta_briks.pdf (дата обращения: 20 июля 2018 года).
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
9. Ларионова М. В. «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС в системе международных институтов. Хорошие новости для глобального управления // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 1. С. 7-33.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"».
11. Пресс-конференция Владимира Путина по итогам саммита БРИКС. 5 сентября 2017 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55535 (дата обращения: 20 июля 2018 года).
12. Редакционная. БРИКС на мировой арене: новации современного этапа // Сравнительная политика. 2017. 8(4). С. 147-157.
13. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей. / Под ред. В. А. Никонова, Г. Д. Толорая. М.: РУДН, 2013. 429 с.
14. Шарова Е. А. Взаимная торговля стран БРИКС на современном этапе // Проблемы национальной стратегии. № 2(35). 2016. С. 150-174.
15. BRICS trade policies, institutions and areas of deepening cooperation
// Centre for WTO Studies, Indian Institute of Foreign Trade. 2013. March. URL: http://wtocentre.iift.ac.in/FA/Brics.pdf (дата обращения: 20 июля 2018 года).
16. ChatterjeeB, Jena P. and Singh S. 2014. Intra-BRICS trade and its implications for India. Discussion Paper CUTS CITEE. 30 p.
17. Global Trade Alert Database. URL: http://www.globaltradealert.org/ (дата обращения: 20 июля 2018 года).
18. International Trade Centre Database. Trade Map. URL: https://www.tode-map.org/Index.aspx? AspxAutoDetectCookieSupport=1 (дата обращения: 20 июля 2018 года).
19. Report of the India-Russia Joint Study Group. Moscow — New Delhi, 2007.
References
1. VII sammit BRIKS. Ufimskaya deklaratsiya [VII BRICS Summit. Ufa declaration]. Ufa, Rossiyskaya Federatsiya — Ufa, Russian Federation. 9.07.2015. Available at: http://www.brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-declaration-ru. pdf (accessed 20 July 2018) (in Russian).
2. Arapova E. Y. 21st Century Maritime Silk Road vs Northern Sea Route Threats and Opportunities. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2014, no.4, p.84—93 (in Russian).
3. Arapova E. Y. Prospects for Economic Integration in BRICS. Rossiyskiy vnesh-neekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin], 2016, no.2, pp.32-47 (in Russian).
4. Arapova E. Y. China: international interaction in conditions of internal challenges. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World economy and international relations], 2018, vol.62, no.6, p.1-9 (in Russian).
5. BRIKS. Sovmestnaya statisticheskayapublikatsiya. 2015; Braziliya, Rossiya, In-diya, Kitay, YUAR [BRICS. Joint statistical publication. 2015; Brazil, Russia, India, China, South Africa], Rosstat, M.: IITS «Statistika Rossii», 2015, p.235 (in Russian).
6. Vauters Y. A., Van K. S. « Group of Twenty» and BRICS: Trends and Policies in the Field of Trade and Investment. Vestnik mezhdunarodnykh organi-zatsiy [Bulletin of International Organizations], 2017, vol. 12, no.3, pp. 7-31 (in Russian).
7. Dorozhnaya karta torgovo-ekonomicheskogo i investitsionnogo sotrudnichestva BRIKS na period do 2020g. [BRICS Roadmap for Trade, Economic and Investment Cooperation until 2020]. Draft. UNIDO. Available at: http://www. unido.ru/upload/files/d/dorohznaja_karta_briks.pdf (accessed 20 July 2018) (in Russian).
8. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020]. Utverzh-
dena rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 goda № 1662-r. [Approved by the RF Government Decree No. 1662-r of November 17, 2008] (in Russian).
9. Larionova M. V. «Group of Twenty», BRICS and APEC in the system of international institutions. Good news for global governance. Vestnik mezhdunarod-nykh organizatsiy [Bulletin of International Organizations], 2018, vol. 13, no.1, pp. 7-33 (in Russian).
10. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N330 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federat-sii "Razvitiye vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti"». [Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 330 «On approval of the state program of the Russian Federation" Development of foreign economic activity"»] (in Russian).
11. Press-konferentsiya Vladimira Putina po itogam sammita BRIKS [Press conference of Vladimir Putin on the results of the BRICS summit]. September 5, 2017. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/55535 (accessed 20 July 2018) (in Russian).
12. Editorial. BRIKSna mirovoy arene: novatsiisovremennogo etapa [BRICS on the world stage: innovations of the modern stage]. Sravnitel'naya politika [Comparative politics], 2017, no.8(4), pp. 147-157 (in Russian).
13. Strategiya Rossii v BRIKS: tseli i instrumenty [Russia's strategy in BRICS: goals and tools] Edit.by V. A. Nikonova, G. D. Toloraya. M.: RUDN, 2013, p. 429 (in Russian).
14. Sharova E. A. Mutual trade of the BRICS countries at the present stage. Prob-lemy natsionalnoy strategii [Problems of the national strategy], 2016, no. 2(35), p.150-174 (in Russian).
15. BRICS trade policies, institutions and areas of deepening cooperation // Centre for WTO Studies, Indian Institute of Foreign Trade. 2013. March. Available at: http://wtocentre.iift.ac.in/FA/Brics.pdf (accessed 20 July 2018).
16. Chatterjee B., Jena P. and Singh S. 2014. Intra-BRICS trade and its implications for India. Discussion Paper CUTS CITEE. 30 p.
17. Global Trade Alert Database. Available at: http://www.globaltradealert.org/ (accessed 20 July 2018).
18. International Trade Centre Database. Trade Map. Available at: https://www. trademap.org/Index.aspx? AspxAutoDetectCookieSupport=1 (accessed 20 July 2018).
19. Report of the India-Russia Joint Study Group. Moscow — New Delhi, 2007.