Научная статья на тему 'Сферы межэтнического взаимодействия в республике Башкортостан на современном этапе'

Сферы межэтнического взаимодействия в республике Башкортостан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
269
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОЯЗЫКОВАЯ СФЕРА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хабибуллина Айгуль Рафкатовна

Башкортостан один из поликультурных регионов России. Вопрос этнической идентичности всегда был актуален для поликультурных регионов, где уровень межэтнических контактов достаточно высок. Межэтническое взаимодействие основывается на понимании особенностей этнической идентичности и толерантности к ее проявлениям. Проблема этнических границ должна рассматриваться через призму целого комплекса маркеров: политическая ситуация и социальный статус, идеология и культура, этнопсихологические стереотипы, языковая сфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сферы межэтнического взаимодействия в республике Башкортостан на современном этапе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 15 (196). История. Вып. 40. С. 103-111.

современная история россии

А. р. Хабибуллина

сферы межэтнического взаимодействия в республике Башкортостан на современном этапе

Башкортостан - один из поликультурных регионов России. Вопрос этнической идентичности всегда был актуален для поликультурных регионов, где уровень межэтнических контактов достаточно высок. Межэтническое взаимодействие основывается на понимании особенностей этнической идентичности и толерантности к ее проявлениям. Проблема этнических границ должна рассматриваться через призму целого комплекса маркеров: политическая ситуация и социальный статус, идеология и культура, этнопсихологические стереотипы, языковая сфера.

Ключевые слова: межэтническое взаимодействие, этническая идентичность, этноязыковая сфера, межкультурное взаимодействие.

Республика Башкортостан - это один из Поскольку межэтническое взаимодей-

полиэтничных регионов РФ. В связи с этим ствие должно основываться на понимании

фактом, необходимо учитывать сложности особенностей этнической идентичности

межэтнического взаимодействия в различных и толерантности к ее проявлениям, то воз-

сферах в регионе. никает актуальность исследований объек-

Таблица 1

Национальный состав Республики Башкортостан

Народ Численность в 2002 году,

человек (% от всего населения)

Русские 1490715 (36,3)

Башкиры 1221302 (29,76)

Татары 990702 (24,14)

Чуваши 117317 (2,86)

Марийцы 105829 (2,6)

Украинцы 55249 (1,3)

Мордва 26020 (0,6)

Удмурты 22625 (0,6)

Белорусы 17117 (0,4)

Армяне 8784

Немцы 8250

Узбеки 5145

Азербайджанцы 5026

Кряшены 4510

Лица, не указавшие национальность 4366

Казахи 4092

Таджики 2939

Евреи 2367

Латыши 1508

Грузины 1341

Вьетнамцы 1204

Чеченцы 1195

Молдаване 1069

Греки 1038

тивных этнодифференцирующих признаков: общности языка, общих черт материальной и духовной культуры, особенностей политического взаимодействия.

В этой связи нами были исследованы различные сферы межэтнического взаимодействия в Республике Башкортостан: язык, политика и нациестроительство, культура.

Состояние и динамика межэтнических отношений в Башкортостане.

Согласно Всероссийской переписи населения 20021, национальный состав населения Республики Башкортостан был следующим -см. табл. 1.

Суммарно по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., численность населения Российской Федерации составила 145167 тыс. чел., Республики Башкортостан - 4104 тыс. чел. (в 1989 г. - 3943,1 тыс. чел.), что составило 2,8 % от численности страны, в том числе 2,3 % городского и почти вдвое больше сельского (4,2 %). В 2008 г. по численности населения Республика Башкортостан занимала первое место в Приволжском федеральном округе и седьмое место в Российской Федерации.

При этом наблюдался высокий удельный вес башкир, проживающих в республике -73,0 %, за пределами - 27,0 %. За последний межпереписной период 1989-2002 гг. последний показатель имел тенденцию к сокраще-

Динамика изменения национ

нию, этому способствовала возвратная этническая миграция населения в республику.

Для понимания динамики межэтнических отношений в Башкортостане немаловажно то, что формирование мультикультурной и полиэтнической структуры населения республики началось в XVI в., после вхождения башкирских племен в состав Российского государства, и продолжается до сих пор. Миграционные процессы отдельных этносов способствовали формированию этнически смешанных зон, на которых складывались новые этнографические группы с присущими им культурными особенностями (см. табл. 2.).

С момента переписи 1989 г. население Республики Башкортостан увеличилось на 161,2 тыс. чел., или на 4,1 %, из них по городским поселениям - на 110 тыс. чел., по сельским — на 51,2 тыс. чел. В целом по Российской Федерации за этот же период численность населения сократилась на 1,8 млн чел., или на 1,3 %.

Главная особенность в распределении населения по региону - различие в составе городской и сельской местности. В 70-х гг. ХХ в. городское население стало превышать численность сельского. В 1979 г. удельный вес городского населения республики составил 56,8 %, сельского - 43,2 %; в 2002 г. это соотношение составило 64,0 и 36,0 %.

Таблица 2

1ьного состава Башкортостана*

Годы Всего Башкиры Русские Татары Чуваши Марийцы Украинцы Мордва Удмурты Белорусы

1897 г. (на 9 февраля) 1991438 899910 834135 184817 60616 4996 505

1926 г. (на 17 декабря) 2665836 625845 1064707 621121 84886 79298 76710 49813 23256 18281

1939 г. (на 17 января) 3158969 671188 1281347 777230 106892 90163 92289 57826 25103 23761

1959 г. (на 15 января) 3336289 737711 1418147 768566 109970 93902 83594 43582 25388 20792

1970 г. (на 15 января) 3814926 892248 1546304 944505 126638 109638 76005 40745 27918 17985

1979 г. (на 17 января) 3844280 935880 1547893 940436 122344 106793 75571 35900 25906 17393

1989 г. (на 12 января) 3943113 863808 1548291 1120702 118509 105768 74990 31923 23696 17038

2002 г. (на 9 октября) 4104336 1221302 1490715 990702 117317 105829 55249 26020 22625 17117

* человек, на момент переписи, 1939 - 2002 гг. в территориальных границах соответствующих лет, 1897 г. в современных границах, за 1897-1926 гг. приведены данные по наличному населению, 19392002 гг. - по постоянному населению.

Рассматривая особенности расселения этносов на территории республики, можно отметить, что более урбанизированными этносами являются представители восточнославянских народов (русские, украинцы, белорусы), а также мордва и татары, более половины населения башкир (57,6 %), чувашей (54,9 %), марийцев (65,0 %), удмуртов (72,5 %) проживают в сельской местности.

Если сопоставлять представленность и взаимодействие национальностей по Российской Федерации и Республике Башкортостан, то необходимо отметить следующее: в России по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. зафиксированы 140 национальностей, но преобладает одна этническая группа

- русские (79,8 %), вторая по численности населения - татары - составляют 3,8 %, третья

- украинцы - 2 %, по 1,1 % - башкиры и чуваши, 12,2 % - другие национальности.

За последний межпереписной период в республике численность башкир увеличилась на 358 тыс. чел. (на 41 %), русских уменьшилось на 58 тыс. чел. (на 3,8 %), татар уменьшилось на 130 тыс. чел. (на 11,6 %).

Содержание демографических процессов в Республике Башкортостан определяется факторами этнокультурного развития и межэтнического взаимодействия трех этносов: башкир (29,8 %), русских (36,3 %) и татар (24,1 %), составляющих доминанту этнического состава республики. Эти национальности находятся в состоянии активного взаимодействия со всеми другими народами республики.

Показатель этнической мозаичности в Республике Башкортостан значительно выше, чем по Российской Федерации в целом. Низкий коэффициент мозаичности по России связан с преобладанием одной этнической группы - русских (79,8 %) и малым удельным весом этносов, занимающих последующие позиции. Индекс этнической мозаичности в России по итогам переписи населения составил в 1979 г. - 0,3144; в 1989 г. - 0,3316; а в 2002 г. - 0,3 6 002. Одной из основных причин, повлиявших на увеличение коэффициента мозаичности, по нашему мнению, кроется в уменьшении численности и доли русских в общей численности населения России.

Республика Башкортостан отличается от общероссийского показателя постоянством значения коэффициента мозаичности: 1989 г.

- 0,7147; 2002 г. - 0,7184.

Особенности расселения национальностей Башкортостана отразились на величине коэффициента по городам и районам Башкортостана. Ранжирование индекса этнической мозаично-сти по городам и районам республики варьируется. Эти изменения обусловлены действием трех факторов. Первый фактор связан с различиями в естественном движении населения, второй фактор - с миграционными процессами. Третий фактор определен сменой этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений.

Столица Башкортостана входит в число городов с миллионным населением. Расположенный в самом центре республики, с хорошо развитой инфрастуктурой, промышленностью, культурой, мегаполис притягивает значительную долю мигрантов из сельской местности. По переписи населения 2002 г. численность населения столицы3 составила 1042,4 тыс. человек, это значит, что почти 40 % горожан республики, или каждый четвертый житель проживает в Уфе.

Уфа выступает как классический урбанизированный город со свойственным крупному российскому городу ритмом и стилем жизни. Этнический состав населения города неоднороден. Половину жителей столицы составляет русское население (50,4 % от численности населения города), башкиры - 14,8, татары - 28,1, прочие национальности - 6,7 %. В городе представлены практически все народы, населяющие республику и Волго-Уральский регион: украинцы, белорусы, чуваши, марийцы, мордва, удмурты и т. д. Основу национального состава столицы, как и Республики Башкортостан, составляют три наиболее многочисленные национальности: русские, башкиры, татары, которые в совокупности дают 93,3 % от всей численности города.

Развитие социально-демографических процессов предполагает перспективным дальнейшее сосуществование представителей различных национальностей на территории республики.

В целом, итоги переписи населения 2002 г. показали, что республика относится к немногочисленным российским регионам, где за межпереписной период наблюдалась положительная динамика численности населения. Это произошло за счет естественного прироста (1989-1992 гг.) и притока мигрантов (1990-2002 гг.)4. Изменения этнического состава населения страны были обусловле-

ны различием естественного движения национальностей, прежде всего в соотношении рождаемости и смертности.

Из трех наиболее крупных этнических групп республики (русских, татар и башкир) русские имеют на протяжении последнего десятилетия наименее благоприятные показатели рождаемости и смертности. Так, составляя 39,3 % от общей численности населения региона, в доле родившихся за период с 1989 по 2002 гг. русские составили только 30 %. Напротив, среди умерших их доля была заметно выше - 41 %. По этой причине русские дают самую значительную долю естественной убыли населения.

Башкиры, наоборот, имели относительно благоприятные показатели естественного движения, главным образом, благодаря более высокой рождаемости. При переписи населения 1989 г. удельный вес башкир от численности республики составил 21,9 %, доля башкир среди родившихся за указанный период была 29 %. Эта единственная этническая группа республики, которая продолжает сохранять положительный естественный прирост.

По показателям естественного движения промежуточное положение между русскими и башкирами занимают татары. Смертность среди татар остается примерно на одном уровне с башкирами, но у них заметно ниже уровень рождаемости. Поэтому в последние годы для татар также характерна возрастающая тенденция к естественной убыли населения.

Рассматривая этническую сторону миграции населения, можно определить, что наиболее «мигрирующим», «подвижным этносом», является башкирский этнос, наименьшим -русский, промежуточное положение между ними занимают татарский. На основе статистических данных, нами рассчитан коэффициент интенсивности миграции5 и коэффициент интенсивности миграционного оборота6. Сравнительный анализ коэффициента интенсивности миграционного оборота за 1990 и 2001 гг. показал, что величина данного показателя в 1990 г. (79) была выше, чем в 2001 г. (47), по национальностям - в 1989 г.: русские - 55, башкиры - 108, татары - 83; в 2001 г. соответственно, 35; 63; 48.

Взаимодействие в этноязыковой сфере.

Для анализа этноязыкового состояния в республике целесообразно разделение районов на башкироязычные, татароязычные, русскоязычные ареалы и на районы, в кото-

рых преобладают или в значительной степени представлены носители других языков. В местах компактного проживания национальностей, особенно в сельских районах республики, населением наиболее часто употребляется язык той национальности, которое составляет численное большинство в данном регионе. В городской местности, где преимущественно проживают русские, чаще употребление русского языка.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. были получены данные о владении языками в Республике Башкортостан. Каждый четвертый житель республики указал на владение башкирским языком, татарским - каждый третий. Почти все население республики (96,4 %) показало знание русского языка. Среди 1056,9 тыс. чел., владеющих башкирским языком, 86,3 % составляют башкиры, 1,4 % - русские, 10,4 % - татары, 1,9 %

- прочие национальности. Татарским языком владеют 1396,9 тыс. чел., из них башкир 32,2 %, 1,5 % - русских, 61,5 % - татар, 4,8 %

- представители других национальностей.

Для понимания особенностей взаимодействия в этноязыковой сфере на территории республики было проведено социологическое исследование, в рамках которого аналитическому осмыслению были подвергнуты массовые, обыденные представления самих носителей языка - членов башкирской этнической общности - о связи башкирского языка и этнической идентичности, этноинтегрирующих и этнодифференцирующих факторах, мотивировках выбора башкирского или русского языка, соотношении языковой и культурной компетенции у современных башкир.

Как показало исследование, подавляющее большинство респондентов считают, во-первых, происхождение и историю (67,3 %), во-вторых, культуру, обычаи и традиции (63,3 %) основными этноинтегрирующими признаками. Третьим по важности этноинте-грирующим признаком более чем половиной респондентов (56,8 %) признан язык. Далее следуют религия (48,2 %), родная земля, природа, территория (43,5 %). Менее популярными оказались такие этноопределители, как традиционная материальная культура (национальная кухня, одежда и т. д.), внешность и свойства национального характера, особенности поведения.

Тем не менее, по мнению большинства опрошенных (78 %), наибольшей угрозой

самому существованию башкирского этноса вплоть до его исчезновения является именно потеря языка.

Поиск причин этого дисбаланса, возможно, в некоторой степени объясняет ситуацию с башкирским языком на протяжении последних десятилетий.

Во-первых, башкиры не могут не признавать тот факт, что многие из них не знают своего языка, и вполне закономерно, что, задавая себе вопрос о том, что же в первую очередь делает башкирский народ единым, интегрирует его, они находят адекватные нынешней ситуации ответы. Расхождение ответов на вышеназванные вопросы - также яркое свидетельство расхождения между реальным и символическим ипостасями языка: как символ он возносится на щит, а как реальное средство общения и объединения членов этнической общности - пропускает вперед более подходящие для этой роли происхождение и историю, а также культуру, обычаи и традиции.

Во-вторых, частично утраченный язык уже не может служить универсальным этноинте-гратором, поскольку это означало бы исключение из этнической общности не владеющих языком членов общности, чего последняя не может допустить, поэтому он замещается другими, вышеназванными этноинтеграторами.

По нашему исследованию, современные башкиры имеют следующее представление о том, что отличает башкирский народ от других этносов. Здесь уже на первом плане фигурируют культура, обычаи и традиции (47,1 %), с небольшим отрывом идет язык (46,6 %), и затем происхождение и история (42,6 %). Примечательно, что одна треть респондентов (30,3 %) считает, что ничто не отличает башкир от других этносов. Религия рассматривается в качестве этнодифференци-рующего признака только четвертью опрошенных, внешность - одной пятой опрошенных, и наименее релевантной признана родная земля, природа, территория.

Материалы исследования свидетельствуют о достаточно высоком уровне этноаффи-лиативной потребности у башкир. При этом, однако, на втором месте после такого индикатора высокой потребности, как «Я никогда не забываю о том, что я башкир» (66 %) стоит, хоть и с большим отрывом, ответ «Для меня не имеет значения моя национальность и национальность окружающих» (14,6 %). Для

сравнения - в исследовании по выяснению связи языка и национального самосознания татарского этноса были получены следующие результаты: более 69 % татар никогда не забывают о своей национальности, а 15,6 % помнят об этом в определенной ситуации (данные 2001 г.)7, т. е. в целом у татар уровень этноаффилиативной потребности выше, чем у башкир.

Это может говорить об особой соборности, открытости и космополитизме башкир.

Кроме того, в рамках исследования на основе обобщения личностных дискурсивных самоопределений была получена групповая структура идентификационных предпочтений башкир. По нашим данным, для 92,7 % респондентов быть башкиром - значит «знать национальные традиции», «знать, приумножать культуру своего народа», «чувствовать себя представителем этноса, носителем определенных культурных традиций, обычаев, знаний», «жить в контексте башкирской культуры», «уважать культуру, обычаи, традиции», «для меня значит, что я чту обычаи своего народа», «сохранять национальные традиции», «быть сопричастным своему народу, его культуре».

Для несколько меньшего количества -85,7% - дискурсивным основанием этнической самокатегоризации является (в первую очередь) язык: «знать свой язык», «человек, знающий башкирский язык», «знать и любить свой язык и нацию», «думать, говорить по-башкирски, чтить традиции и обычаи своего народа, гордиться, что я башкир», «знать язык, поддерживать традиции».

В нашем исследовании представляется необходимым проанализировать взаимосвязь языковой компетенции представителей башкирского этноса с их культуроведческой компетенцией8, диалектику процессов языкового и национально-культурного развития в этническом Башкортостане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение культуроведческой и языковой компетенции выявляется при помощи корреляционного анализа данных о степени владения языком современными башкирами и данных, касающихся соблюдаемых ими национально-религиозных обычаев и обрядов и отмечаемых традиционных народных праздников. Главное, что бросается в глаза при анализе ответов на вопрос о национально-религиозных обычаях и обрядах - то, что в сознании респондентов не разделяются

национально-религиозные обряды и народные праздники.

Таким образом, в отношении современных башкир необходимо различать, с одной стороны, владение языком и его использование, а с другой стороны - лингвистическую идентичность: если первое постепенно утрачивается, то второе практически полностью сохранено. Наименьший разрыв между этими двумя сферами зафиксирован в сельских районах Башкортостана, которые дали наибольший процент признавших башкирский язык родным по той причине, что это язык их национальности.

Кроме того, анализ полученных данных в генерационном аспекте подтвердил значимость возрастного фактора при рассмотрении того или иного языка в качестве культурного маркера: старшее поколение тяготеет к прошлому, к этнически специфическим формам культуры, включая этнический язык, причем скорее в символическом, чем в реальном аспекте, в то время как молодое поколение предпочитает игнорировать проблему статуса языка как ситуационно нерелевантную.

В целом выявлен разрыв между идеалистическим представлением о престижности и необходимости башкирского языка, с одной стороны, и индивидуальным речевым поведением, с другой стороны. Этот разрыв также может быть интерпретирован в терминах символического и реального отношения к языку. Связь языка и этнической идентичности у башкир в практическом, утилитарном аспекте носит скорее инструментальный характер: знание башкирского языка часто актуализируется только тогда, когда члены этнической группы считают это необходимым или выгодным для себя.

Этническая самокатегоризация у современных башкир осуществляется в первую очередь на основании культурно-языковых характеристик. Язык не занимает лидирующего положения среди этнодифференцирую-щих признаков, однако его эмоционально-психологическая ценность в глазах респондентов чрезвычайно высока. Достаточно высокий уровень этноаффилиативной потребности у башкир, особенно у башкир-сельчан, соседствует с космополитизмом и этническим нигилизмом. Помимо этого, национальному характеру современных башкир присущи такие свойства, как миролюбие, неконфликтность, терпимость. В коллективном сознании

современных башкир репрезентация общероссийской, гражданской идентичности доминирует над собственной.

В целом полученные данные позволяют сделать вывод, во-первых, о решающем значении регионально-локального фактора, включающего дифференциацию «город

- село», для выбора языка и его значимости в структуре этнической идентичности, во-вторых, о наличии определенного конфликта идентичности у современных башкир, противоречивости ее характера, в-третьих, о том, что этнические общности нельзя рассматривать как гомогенные образования, и релевантность культурных маркеров может варьироваться внутри группы, в частности среди разных поколений, и в-четвертых, что в целом язык не может считаться диакритиком в отношении башкирской этничности, а связь «язык - культура» в отношении башкирского этноса может быть выражена - и выражается

- посредством русского языка.

Взаимодействие в политической сфере и нациестроительство в Башкортостане.

История убедительно показала, что каждая этническая общность, большая или малая, проживающая на своей этнической территории, неизбежно стремится к политическому оформлению своей идентичности. Она нуждается в формировании в духе бережного обращения и сохранения своих ценностей и традиций национальной государственной политики. Утеря своей государственности, политической самостоятельности всегда является началом упадка и деградации этноса, приводящим, в конечном счете, к ассимиляции и утере своей самобытности. И, наоборот, формирование своей государственности, даже в форме ограниченной политической автономии, является началом возрождения, ростом этнического и политического самосознания. Отсюда возникают возможности формирования собственной политики, национального, духовного, нравственного, социально-экономического возрождения и процветания.

В этом смысле национально-территориальные образования народов выступают в качестве своего рода гарантом сохранения и развития их культурно-языковой целостности.

В течение последних 19 лет национальная политика в Республике Башкортостан осуществляется через реализацию ряда про-

грамм и планов мероприятий. В первую очередь, сформирована серьезная законодательная база. Среди наиболее важных в этом отношении законы: «Об образовании», «О культуре», «О свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятий в РБ», «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан», «О библиотечном деле», «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Республике Башкортостан» и другие.

Приняты и успешно реализуются государственные программы «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков Республики Башкортостан на 2000-2005 гг.», «Народы Башкортостана», «Башкиры Российской Федерации», «Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан». Все эти программы содействуют сохранению и дальнейшему развитию культуры и искусства народов, проживающих в республике, стабилизации межнациональных отношений в Башкортостане. Ежегодное финансирование со стороны Правительства Республики Башкортостан мероприятий программ, способствует повышению качества проводимых мероприятий, улучшению материальной базы национально-культурных организаций, историко-культурных центров и учреждений культуры.

Помимо этого, пристальное внимание в республике уделяется развитию национального образования. При этом национальная печать объективно призвана нести двойную нагрузку. Кроме информационных задач, она выступает своеобразным гарантом сохранения языка, расширения его коммуникативных функций. Следует помнить, что данная сфера напрямую связана со статусно-ролевыми основами этнонациональной идентичности, иначе говоря - с представлениями народов о самих себе и своих соседях, своем статусе в Федерации, поэтому нарушение этого хрупкого баланса воспринимается именно в качестве ущемления прав нерусских народов России.

Отмена понятия «национально-региональный компонент» в республике мо-

жет иметь негативные последствия для предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». Эти предметы в школах преподаются с 1989 г. и органично вписались в процесс преподавания истории в целом. Самое большое количество исследовательских работ учащимися выполняется именно по предмету «Культура Башкортостана». Сегодня Министерством образования республики принимаются меры по сохранению этих предметов в учебных планах школ. Ведется подготовка новых учебников и учебно-методических комплексов, учителей к работе в условиях новых стандартов.

Стоит также отметить, что в последнее время наблюдается весьма скептическое, негативное отношение к суверенитету республик, входящих в состав Российской Федерации. На наш взгляд, это не совсем верная позиция. В данном случае происходит абсолютизация этого понятия, поскольку суверенитет республик, находящихся в составе России, по своей природе носит относительный (ограниченный) характер. Необходимо отметить, что ограничение суверенитета субъектов федерации - это не столько устоявшаяся практика, сколько одно из необходимых и закономерных требований к статусу субъекта, которое отличает федеративный тип государственно-правовых отношений от иных. В ряде зарубежных стран также признается право ограниченного суверенитета (Швейцария, Мексика и др.). Подобный компромиссный вариант понятия 'суверенитет' предложен современной политико-правовой действительностью в ответ на две крайности: с одной стороны, ряд политиков и ученых считают государственный суверенитет республик в составе России не подлежащим сомнению, другие категорически отрицают возможность и необходимость суверенитета частей единого государства. Действительно, признание неограниченного суверенитета субъектов Российской Федерации привело бы к игнорированию существования Российской Федерации как самостоятельного целостного государства и могло бы кончиться распадом страны.

На рубеже тысячелетий в разработке новой модели будущего Российской Федерации видится необходимость в преодолении сложившихся догм мышления о суверенности и федеративном устройстве, поиска нетрадиционных подходов. Не в последнюю очередь это

касается и существующего на сегодняшний день положения в законодательстве России. Нынешний президент уже с первых месяцев своего руководства государством повел, как это обозначили средства массовой информации, решительную борьбу с законодательным хаосом. Конституции, уставы и другие законодательные акты субъектов федерации были объявлены вместилищем антиконституционных положений. В законодательных органах республик и областей начался процесс приведения местных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Действительно, нельзя не отметить, что имеются некоторые расхождения между федеральными законами и нормативными правовыми актами регионов. Этим нарушается одно из главных правил подлинного федерализма - приоритет федерального закона над региональным. Однако при принятии федеральных законов невозможно не учесть уже имеющийся опыт региональных нормативных правовых актов в соответствующей сфере. Вполне может оказаться, что принятый в регионе вариант лучше федерального. Например, много положительных моментов имеется в системе законодательства Республики Башкортостан. Следует отметить, что принимаемые законы в какой либо сфере не должны противоречить подлинному смыслу федеративного устройства страны, должны учитывать религиозные, этнические и иные традиции территорий. Не является, да и не должно быть одинаковым, отношение жителей Нечерноземья и жителей Северо-Кавказских республик к законам, регламентирующим развитие культуры, семейных отношений и т. д. В этом плане необходимо отбросить формалистский подход к государственному устройству страны.

Помимо прочего, причиной расхождений нормативных правовых актов разных уровней может явиться и запаздывание федерального законодательства относительно регионального. Поэтому, на наш взгляд, правильнее было бы вести речь о постепенном сближении законов разного уровня, а не о нынешнем «приведении в соответствие».

Межкультурное взаимодействие: образование.

Как известно, от уровня образования населения зависит настоящее и будущее современного общества, так как в нем отражается развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала России и

Республики Башкортостан. Итоги последней переписи показывают продолжение роста и уровня профессионального образования населения республики.

При переписи населения 2002 г. по Республике Башкортостан было учтено 3317 тыс. чел.9, ответивших на вопрос об уровне образования. Из них 2 млн 973 тыс. чел. указали образование основное общее и выше, что составляет 90 % этой возрастной группы. В 1989 г. жителей республики в этом возрасте было 2 млн 947 тыс. чел., основное общее образование и выше имели 2 млн 334 тыс. чел., или 79 %. В разрезе основных национальностей на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше имеют профессиональное образование: башкиры - 574, в том числе с высшим и послевузовским образованием - 100 чел., русских

- соответственно 625 и 128 чел., татары - 635 и 130 чел.

Образованность этноса является объективным показателем его развитости, приспособленности к изменчивым современным реалиям. Число лиц с высшим образованием на 1000 чел. в 1959 г. в селе было в 4,8 раза меньше, чем в городе, а в 1989 г. этот разрыв составил 2,3 раза. Если на 1000 чел. городского населения башкир в возрасте 15 лет и старше приходится 145 с высшим образованием10, то в сельской местности только 64 чел. У русских соответственно 143 и 54, у татар - 150 и 88 чел.

За межпереписной период наблюдается тенденция увеличения специалистов с высшим, неполным высшим и средним образованием. На 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше с высшим образованием стало больше на 41 чел., неполным высшим - 124. Значительно увеличилось число лиц с высшим образованием: у татар - 58 чел., русских

- на 41 чел., башкир - на 31 чел. С неполным высшим и средним образованием выше рейтинг у татар, затем у русских и башкиры.

Таким образом, проведенный анализ сфер межэтнического взаимодействия в Республике Башкортостан позволяет выделить этнические границы как социально-организационный феномен. Этническая граница - это характеристика, которая описывает этническую группу не как территориально-административное образование, а как культурную и социальную общность людей11. В отечественной литературе понятие этническая граница заменялась понятием социальная и культурная дис-

танции, поскольку считалось, что в каком то смысле эти понятия имеют сходное содержание12. Мы согласны с обоснованностью такого подхода к изучению этнической границы. Действительно, исследование социальных и культурных дистанций является основой определения этнической границы.

При этом проблема этнических границ должна рассматриваться через призму целого комплекса маркеров: политическая ситуация и социальный статус, идеология и культура, этнопсихологические стереотипы, языковая сфера. Изучение указанных маркеров в этнической группе башкир помогает объяснить сущность и содержание этнических границ этого и специфику его внутреннего и внешнего взаимодействия с представителями других национальностей.

В конечном итоге, теоретические исследования формируют ориентиры национальной политики России, которые должны быть направлены на формирование подлинно демократической системы, где каждый народ, независимо от его численности, будет иметь права и возможности всестороннего творческого развития, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения на благо всей страны.

Примечания

1 Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. : стат. бюл. / Ком. гос. статистики Республики Башкортостан. Уфа, 2006.

2 Рассчитывается по формуле Б. М. Эккеля (см.: Эккель, Б. М. Определение индекса мо-заичности национального состава республик, краев и областей СССР // СЭ. 1976. № 2): P = ^ p j ( - p , где Pj- индекс мозаичности национального состава j-го района, m - число национальностей в j-ом районе; pj - доля (частота) j-й национальности во всем населении j-го района; pj(-pj) - теоретическая вероятность в межэтнические контакты j-й национальности в j-м районе (все возможные контакты в j-м районе принимаем за 1.

3 Без подчиненных пунктов.

4 Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.... С. 10.

5 Показатели интенсивности характеризуют частоту миграционных событий в совокупности населения за определенный период. Общие коэффициенты могут быть рассчитаны по прибытию, выбытию, миграционному приросту и миграционному обороту на 1000 человек населения в расчете на год.

6 Миграционный оборот - объем миграции (сумма прибывших и выбывших) к среднегодовой численности населения.

7 Язык и этнос на рубеже веков : (Этносо-циологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан). Казань : Магариф, 2002.

8 Под культуроведческой компетенцией понимается знание башкирского речевого этикета, народных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества, наименований предметов и явлений традиционного быта, а также невербальных средств общения.

9 В возрасте 15 лет и старше.

10 Включая послевузовское образование.

11 См.: Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Ин-т этнологии и антропологии РАН. М. : Изд-во Инта социологии РАН, 1998.

12 Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / под ред. Л. М. Дробижевой ; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.