Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 16 (154). История. Вып. 32. С. 160-164.
А. Р. Хабибуллина
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ТРАДИЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ БРАКОВ
Башкортостан - один из поликультурных регионов России. Вопрос этнической идентичности всегда был актуален для поликультурных регионов, где уровень межэтнических контактов достаточно высок. Межнациональные браки являются одним из показателей уровня культуры межнациональных отношений, способствуют ускорению консолидации этнических общностей, ускоряют процессы двуязычия, приводят к изменениям бытового уклада, поддерживают интенсивный взаимообмен культурными ценностями.
Ключевые слова: межэтнические отношения, национальная политика, этническая идентичность, этнически смешанные контакты в семейно-брачной сфере, генеалогическое древо семьи, этническое взаимодействие в Республике Башкортостан.
Для России XXI в. наряду с множеством проблем социально-экономического характера чрезвычайно актуальными остаются вопросы межэтнического взаимодействия. В этой связи особое значение приобретает поиск возможностей для сбалансированной интеграции российского общества. Среди ученых и политиков не прекращаются споры
о том, какой путь оптимален для достижения согласия и гармонизации общественных отношений - нивелирование этнокультурных различий или сохранение социального и этнического разнообразия при разделяемых всеми единых системных целях. Рассмотрение интеграционных процессов, разворачивающихся в российском обществе, предполагает их анализ на разных уровнях - уровне складывания общероссийской идентичности, ступени формирования региональных общностей, уровне проявлений внутри- и межэтнической консолидации и др.
История межэтнических отношений народов Башкортостана насчитывает не одно столетие. За это время сформировались различные каналы взаимодействия, среди которых в отдельные исторические периоды нашлось место и для немирных форм. Однако, несмотря на большие различия в языке, религии, этнической культуре и психологии народов Поволжья и Приуралья, имевшиеся противоречия никогда не носили характера этнических войн.
Башкортостан является одним из поли-культурных регионов, исторически сложившихся на территории современной России. Население республики отличается чрезвычайной мозаичностью этнического состава, причем чересполосное проживание представите-
лей разных этнических групп является скорее правилом, чем исключением. Такая картина расселения сформировалась исторически в результате различных процессов: миграции представителей разных народов на территорию края в течение последних четырёх столетий, урбанизационных процессов XX в. и др1. Интенсивность межэтнических контактов в данном регионе очень высока, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, взаимосвязанные с межэтническими отношениями.
Вопрос этнической идентичности всегда был актуален для поликультурных регионов, где уровень межэтнических контактов достаточно высок.
В советский период осуществлявшаяся национальная политика при своих плюсах (стимулирование развития профессиональной культуры, всеобщее образование, социальный рост, урбанизация и др.) заложила немало мин замедленного действия в фундамент уже сложившихся межэтнических взаимоотношений. К этим негативным явлениям можно отнести принципы национально-государственного строительства с ранжированием субъектов государства на союзные, автономные республики, края, национальные округа по некорректным признакам; произвольное проведение границ; насаждение идеологии тотального интернационализма; волюнтаристское вмешательство в этнокультурные и этноязыковые процессы и целый ряд других. Последствия незамедлительно проявились в перестроечный и постперестроечный периоды по всей России, но имели специфические региональные особенности.
В настоящее время ситуация изменилась. Башкиры являются титульным этносом, и это заметно во многих сферах жизни. Значительно расширилась сфера использования башкирского языка. «Закон Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан», принятый в 1999 г., не только закрепил государственный статус двух языков
- башкирского и русского, но и декларировал гарантии социальной, экономической и юридической защиты других языков на территории республики. Фактически наблюдается одностороннее соблюдение Закона. Достаточно отметить тот факт, что учеными-лингвистами разрабатываются положения о единых требованиях к знанию государственных языков для получения квалификационной характеристики, и при этом речь идет лишь об одном из них
- башкирском, в то время как для отдельных групп населения Башкортостана проблемы со знанием русского языка тоже существуют.
Важным индикатором межэтнических отношений является ориентация респондентов на этнически смешанные контакты в семейнобрачной сфере. Нарушение этнической эндогамии означает выход личности за рамки этноцентристского «мы» и психологическую готовность к восприятию иноэтнического - «они». Как правило, положительная ориентация на этническое смешение в брачной сфере сопрягается с толерантностью в других сферах жизни и может, таким образом, замерять уровень межэтнической напряженности в обществе.
Межнациональные браки являются одним из показателей уровня культуры межнациональных отношений. Вступление в брак с лицом другой национальности, с одной стороны, неизбежно вызывает усиление собственного этнического самосознания, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, отличной от той, к которой принадлежит брачный партнер. С другой стороны, совместное проживание супругов и всесторонние контакты на уровне семейной микросреды могут привести к разным результатам: взаимодополнению, нивелировке, ассимиляции отдельных элементов этнических культур. Следствием взаимовлияния могут быть изменения в этническом самосознании разнонациональных супругов.
Межнациональные браки и семьи относятся к числу наиболее активных факторов, определяющих развитие этносоциальных процессов в обществе. Они способствуют
ускорению консолидации этнических общностей, ускоряют процессы двуязычия, приводят к изменениям бытового уклада, поддерживают интенсивный взаимообмен культурными ценностями2.
Заключение браков между представителями разных народов - явление не новое, а имеющее историческое прошлое. Межнациональная семья - феномен, порожденный социально-экономическим, политическим и культурным развитием разных народов и человечества в целом. Формирование межнациональных браков на разных этапах развития общества - процесс, в котором прослеживаются как подъемы, так и спады. Количественное и качественное состояние межнациональных браков, характер взаимоотношений между разнонациональными членами семьи во многом обусловлен социально-экономическим положением, политической обстановкой в стране и регионе, характером межнациональных отношений в них.
Республика Башкортостан, будучи регионом компактного проживания различных этносов, всегда характеризовалась высоким уровнем национально-смешанных браков. Это связано, с одной стороны, с этнической мозаичностью населения, и, с другой, отсутствием каких-либо ярко выраженных фобий, в том числе межэтнической нетерпимости.
На сравнительно небольшой территории Башкортостана проживают представители более 130 наций и народностей (по материалам Всероссийской переписи 2002 г.). Все они имеют свой традиционный уклад жизни, историю, культуру, традиции, особенности быта, архитектуры, самобытные духовнонравственные корни. Дружба народов для Башкортостана является не абстрактным понятием, но она может превратиться в таковую без дружбы между отдельными людьми
- близкими и дальними. Как справедливо отмечает Рамазан Абдулатипов, «...видеть в другом человеке - человека, в другом народе
- народ, в другом государстве - государство с атрибутами достоинства, индивидуальности и самобытности, любить и уважать других,
- тем самым умножая любовь и уважение к себе - вот основа гуманистической культуры межнациональных отношений»3.
Межнациональные семьи создаются в настоящее время людьми, имеющими родителей разных национальностей. Причем таких больше среди представителей старшего по-
коления, более 50 % «пестрых» родословных семей начинаются с третьего поколения - бабушек и дедушек. Далее процесс национального смешения словно фиксируется на одной отметке. В следующем поколении количество межнациональных браков даже уменьшается: если в предыдущем неоднородных браков было больше половины, то в поколении родителей (втором) - только 15 %. В следующем примерно столько же. Как видим, вступившие в межнациональный брак имеют родителей разной национальности. Однако к моменту создания семьи они сформировали определенные установки, обладали национальной самоидентификацией, в соответствии с которой чаще всего и выбирали спутника жизни. Таким образом, семьи, учтенные официальной статистикой как межнациональные. не являются таковыми, поскольку супруги, скорее всего, имеют одинаковую этническую ориентацию. В то же время документально «однонациональная» семья может оказаться межнациональной, особенно если один из супругов воспитан в подобной семье4.
Трудно сказать, когда именно появилась первая межнациональная семья. В условиях первобытно-общинного строя действовало правило экзогамии, что можно считать своего рода принуждением к смешанным бракам. Смешанные семьи на Руси складывались по мере освоения славянами территорий за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Казахстане, Средней Азии, Закавказье, Прибалтике. В 1593 г. казанский митрополит Гермоген отмечал, что «.многие-де русские полонянники и неполонянники живут у татар и у черемисов, и у чувашей, и пьют с ними и едят с одного и женятся у них». В XVII в. было принято несколько постановлений о церковных браках между русскими служивыми людьми и крещенными инородческими женщинами. Но браки между представителями разных рас и наций в царской России были допустимы лишь в пределах одного социального круга или одной религии и представляли собой исключительное явление. Например, в Своде законов Российской империи прямо указывалось, что лицам православного и римско-католического исповеданий запрещается вступать в брак с нехристианами. Ислам, бывший до революции основным источником брачно-семейных традиций у восточных народов России, также резко отрицательно относился к бракам мусульман с людьми, при-
надлежащими к другим религиям. Точных данных о количестве таких браков не было и нет, однако статистика подтверждает, что в России количество межнациональных браков стало расти уже после Октябрьской революции, превратившись со временем в широко распространенное социальное явление. В 1950-е гг. в СССР каждый десятый брак был межнациональным, в 80-е - уже каждый седьмой, а в некоторых республиках - каждый пятый. Башкортостан, согласно материалам переписи населения, становится вторым в Волго-Уральском регионе по численности межнациональных браков. Каждый третий ребенок рождается в межнациональной семье (на 1050,3 тыс. семей, учтенных переписью, пришлось 262,4 тыс. межнациональных)5.
Не вызывает сомнений, что подобный рост был обусловлен прежде всего отменой частной собственности - главной основы экономической и моральной зависимости молодых людей от воли родителей при вступлении в брак. Советская власть упразднила самое действенное наказание за нарушение семейного кодекса, и результат не замедлил сказаться: молодые семьи, скрепленные одобряемым родителями браком и не одобряемым, оказались в равном экономическом, политическом и социальном положении, что в свою очередь спровоцировало свободу самостоятельного выбора брачного партнера. Помимо указанных доводов, весомую роль в расширении национально-смешанной брачности сыграло ослабленное положение института религии, утрата им регламентирующего влияния в сфере межличностных отношений людей разной этнической принадлежности.
Изменилась и позиция государства. При царизме правительство, боясь сближения и совместной борьбы народов, запрещало смешанные браки (сильному стеснению подвергал браки башкир с казанскими татарами-переселенцами указ от 11 февраля 1736 г., брак разрешался лишь с позволения казанского губернатора). При советской власти межнациональные браки призваны были способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми различных национальностей. После распада Союза отношение к ним стало несколько меняться, что связано с процессами пробуждения национального и религиозного самосознания. Тем не менее, данный феномен - распространенное явление, и число таких семей увеличивается.
Основная проблема, на наш взгляд, имманентна самому определению межнациональной семьи, упрощенно понимаемой как семьи, в которой супруги имеют разную национальность. Официальная статистика ориентировалась до недавнего времени (до 2002 г.) на национальность, указанную в документах. Между тем она не всегда совпадает с национальной самоидентификацией супругов, с тем, к какой этнической культуре они себя относят. Если учесть, что родители вступивших в межнациональный брак во многих случаях также имеют разное национальное составляющее в генеалогическом древе, то сегодня можно говорить о довольно многочисленной группе людей, чья национальная принадлежность, определенная документально, са-моидентифицируется по-иному. Это явление характеризуется как «вторичный эффект» межнациональных браков. Процесс формирования и проявления чувства национальной самобытности во втором (третьем) поколении представляет не только теоретический, но и практический интерес. Исследования, позволяющие оценить масштабы данного явления, могли бы дать более точное представление о национальном составе территориальных общностей (прежде всего крупных городов), проблемах межнационального взаимодействия, а также оптимизировать стратегию национальной политики на уровне города, республики, государства в целом.
Вот почему одним из методов нашего исследования выбран метод изучения генеалогического древа семьи. Материалы отбирались в течение пяти лет (в 2002, 2005, 2006 и 2007 гг.). За этот период получено более 1000 описаний. В качестве респондентов выступили уфимцы в возрасте от 18 до 35 лет. Если считать, что опрошенные юноши и девушки, рожденные в конце 70 - начале 90-х гг. XX в., были первым поколением, то второе поколение - их родители - преимущественно дети послевоенных лет, периода «хрущевской оттепели». Третье поколение - дедушки и бабушки - дети военных и предвоенных лет, периода индустриализации и репрессий, наконец, четвертое по удаленности поколение
- прадеды и прабабушки - дети конца XIX в., брачный возраст которых совпал с периодом революционных преобразований. Длина социальной памяти респондентов оказалась небольшой - описывалось, за редким исключением, до пяти поколений. Нас интересовала
национальная принадлежность каждого члена семьи. Анализ показал, что третья часть любой группы имела «неоднородное» генеалогическое древо, родословных, в которых встречается хотя бы один представитель другой национальности - 33 %. Из них представителей более двух национальностей - 12 %, в том числе, 4 % - четырех национальностей. Есть семьи, вобравшие пять, шесть и более национальностей. Если в 2002 г. респонденты указывали собственную национальность, то в 2005-2007 гг. несколько респондентов назвали себя «метис», затрудняясь определить ее.
Среди родословных, где были обозначены две национальности, выделяются преимущественно союзы между башкирами и татарами (76 %), русскими и татарами (13 %), русскими и украинцами (8 %), русскими и марийцами, а также башкирами, чувашами, цыганами. Там, где обозначены представители более двух национальностей, наиболее часто встречались: башкиры-татары-русские, русские-украинцы-немцы, русские-украинцы-евреи, башкиры-татары-узбеки. «Пестрые» родословные состояли, например, из русских-татар-башкир-чувашей-немцев или русских-башкир-татар-казахов-латышей. Вот один из примеров. В первом (по описанию) поколе -нии все начинается с башкира и башкирки. В следующем поколении добавляется татарин. Далее - русский, украинец, еврей. Все заканчивается в пятом поколении двумя родными братьями, один из которых считает себя татарином, другой - русским. И такая родословная не единственная.
В целом можно говорить о благоприятном фоне этнического взаимодействия в Башкортостане. Основа такого толерантного межэтнического взаимодействия носит, безусловно, исторический характер, и на данном этапе можно констатировать, что, преодолев суровые испытания политическими и социально-экономическими изменениями и кризисами, происходившими в нашей стране в течение последних десятилетий, межэтническое взаимодействие не утратило своей толерантности.
В заключение следует сказать, что без научного изучения проблем такого рода мы не можем надеяться на мирное и достойное существование нашей многонациональной страны и всех народов, ее населяющих.
Примечания
1 Кузеев, Р. Г. Этнографические процессы и этнические группы в новое и новейшее время / Р. Г. Кузеев, В. Я. Бабенко, Н. Н. Моисеева // Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. Уфа, 1987. С. 19-20; Кузеев, Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992. 344 с.
2 Козлов, В. И. Национальности СССР : эт-нодемогр. обзор. М. : Финансы и статистика, 1982. С. 261.
3 Абдулатипов, Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». М. : Мысль, 1991. С. 4.
4 Сизоненко, З. Л. Межнациональная семья в крупном городе. иЯЬ : www.narodru.ru.
5 Выскочил, А. А. Этническая идентичность и межэтническое взаимодействие в северной Башкирии : дис. ... канд. ист. наук. М., 2005. С. 6-7.