СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
И.Н. Бобышева, О.А. Фролова, Е.А. Бессонова
Аннотация. В данной статье определена сущность форм хозяйствования, их отличительные особенности. Определены проблемы развития малых форм хозяйствования. Разграничено понятие «инфраструктура», как малых, так и крупных сельскохозяйственных организаций.
Ключевые слова: личные подсобные хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, инфраструктура, сельскохозяйственная организация.
В сельскохозяйственном производстве функционируют три формы хозяйствования - сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения [8. - С. 25]. Малые формы хозяйствования, в том числе личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, в процессе своего становления и развития сталкиваются с общим рядом проблем: неразвитость сельскохозяйственной потребительской кооперации; нерешенность земельного вопроса; несовершенство нормативно-правовой среды деятельности малых форм хозяйствования; слабое информационно-консультационное обслуживание; несовершенство системы кредитования, налогового законодательства; социальная незащищенность, основной проблемой развития малых форм хозяйствования является неразвитая инфраструктура [6. - С. 88-89]. Среди факторов, препятствующих развитию фермерства, следует указать неблагоприятную экономическую конъюнктуру, связанную с продолжительным отсутствием социально-экономической стабильности и высокой степенью риска хозяйственной деятельности, незавершенностью формирования рыночной инфраструктуры.
Одна из наиболее значимых проблем для рассматриваемых категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей - это невозможность реализовать свою продукцию. Условия реализации продукции малых форм хозяйствования нельзя назвать благоприятными: монополизм заготовительных и торговых организаций, недостаток собственного грузового транспорта, недоступность рынков сбыта сельхозпродукции, отсутствие прочного партнерства между формами хозяйствования, торговлей, потребителями не позволяют российскому фермеру реализовать произведенную продукцию на выгодных условиях. Реализация мероприятий развития инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства, позволит оказать бюджетную поддержку субъектам инфраструктуры и хозяйствам, более эффективно использовать пашню, имеющиеся производственные помещения и трудовые ресурсы, что положительно скажется на росте объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Осуществление мероприятий также создаст благоприятные условия в личных подсобных хозяйствах для строительства производственных помещений, обеспечения сельскохозяйственной техникой, племенным скотом, расширения посевных площадей, что позволит увеличить поголовье скота и доходность в хозяйствах населения.
На развитие производства в малых формах хозяйствования значительное влияние оказывает наличие сельскохозяйственных, перерабатывающих, заготовительных предприятий и организаций, степень их развития, виды и объемы оказываемых услуг для данных форм. Кроме того, большое значение для повышения товарности продукции ЛПХ особое место занимают местные органы власти, их интерес к проблемам личных подсобных хозяйств.
Владельцы малых хозяйств обменивают продукцию, тем самым не компенсируют затраты на корма. Многие владельцы отмечают трудности ведения хозяйства с недостатком сенокосов и пастбищ, отсутствием ветеринарных и транспортных услуг, отсутствием рынка сбыта, в приобретении органических удобрений, отсутствием хорошей дороги к участку и дороговизну огородного инвентаря и семян.
Хозяйства, относящиеся к группе товарных, в большей степени, чем хозяйства потребительской и товарно-потребительской групп ощущают на себе внимание со стороны сельскохозяйственных предприятий, кооперативов и органов власти, однако, этой помощи явно недостаточно. Владельцы хозяйств, расположенных в городах и специализирующихся на выращивании огородной продукции, испытывают трудности по приобретению органических удобрений; владельцы личных подсобных хозяйств, расположенных в сельской местности, нуждаются в пастбищах и помощи по приобретению кормов. Недостаточный спектр услуг и отсутствие отдельных видов отрицательно сказываются на планах относительно размеров и перспективы хозяйства.
В настоящих условиях владельцам этих хозяйств не остается выбора, кроме как производить продукты питания в своем хозяйстве, используя труд своей семьи, в том числе детей и пожилых родственников.
В течение длительного времени закупками продукции у населения занималась потребительская кооперация на основе договоров. Интерес населения поддерживался встречной торговлей комбикормами, инвентарем, удобрениями, семенами, оказанием различных услуг [4. - С. 96-99].
Многие ученые считают, что роль дынных хозяйств проявляется, главным образом, в двух направлениях: первое направление - социальное. В рамках данного направления предприятия создают новые рабочие места, особенно в периоды экономических спадов, их владельцы представляют собой широкий слой мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Второе направление - хозяйство выступает в качестве катализатора инновационного развития территорий, опираясь на специфические национальные черты и особую инновационную структуру [6. - С. 35-45].
В современной России устойчивость малого бизнеса к различным отклонениям от обычных условий производства сельхозпродуктов является важным условием выживаемости всего агропромышленного комплекса страны.
В условиях кризисной ситуации, взаимных неплатежей, низкой заработной платы, повышения цен, развитие личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств становится объективной необходимостью в целях самообеспечения населения продуктами питания, получения дополнительного дохода в бюджет семьи.
Малые формы хозяйствования имеют весьма значительную роль в отечественном сельскохозяйственном производстве. В стране насчитывается чуть более 300 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей), количество личных подсобных хозяйств - свыше 22 млн. единиц. На долю личных подсобных хозяйств приходится около 48,4% всей произведенной сельскохозяйственной продукции; предприятия агропромышленного комплекса
обеспечивают 44,5%, а крестьянские (фермерские) хозяйства - 7,1%.
Малые формы хозяйствования имеют некоторые преимущества перед крупными предприятиями сельского хозяйства. Мотивация труда в личном подсобном хозяйстве традиционно более высока, чем мотивация в общественном производстве. Продукция, выращенная на своем подворье, является основой продовольственного жизнеобеспечения сельской семьи; излишки продукции, проданные на рынке, дают чистый денежный доход или служат предметом прямого обмена.
В современной российской экономике они являются самостоятельными субъектами собственности и хозяйствования, выступают одновременно как производители и как потребители материальных благ и играют все возрастающую роль в продовольственном обеспечении страны. Сельские домохозяйства постепенно приобретают мелкотоварный характер посредством трансформации потребительского домохозяйства в хозяйства с высокой долей самообеспечения продуктами питания, а затем в мелкотоварное производство, близкое по экономической сущности к фермерскому.
Также необходимо выработать научно - обоснованный прогноз развития ситуации, обозначить направления, имеющие перспективу, оградить население от «путей, ведущих в тупик».
Обеспечить проведение организационно - обучающих совещаний, встреч с представителями бизнеса, заинтересованных в продукции хозяйств (молзаводы, мясоперерабатывающие предприятия, консервные заводы и др.).
Малый сельский товаропроизводитель должен быть объединен неким предпринимателем, который выстроит бизнес, заработает сам и обеспечит получение стабильного дохода.
Таблица 1 - Отличительные особенности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных организаций
Признаки Малые формы хозяйствования Сельскохозяйственные организации
КФХ ЛПХ ООО ОАО ЗАО
Осуществление деятельности осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции Является коммерческой организацией, целью которой является привлечение прибыли с последующем распределением между участниками
Требование регистрации Требуют Не требуют Требуют Требуют Требуют
Членство Членами КФХ могут быть: 1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. 2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек Не предусматривает членства Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников ООО превысит указанный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив Неограниченное число акционеров Для ЗАО не более 50, если превысит, то ЗАО должно преобразоваться в ОАО
Нами был проведен анализ отличительных особенностей разных форм хозяйствования, который представлен в таблице 1.
При анализе данной таблицы можно сделать выводы:
-малые формы хозяйствования осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т. к. сельскохозяйственные организации являются коммерческими, и цель их деятельности -извлечение прибыли;
- участниками малых форм хозяйствования могут стать члены семьи, а сельскохозяйственной организации - акционеры, владеющие определенным количеством акций данной организации (прибыль распределяется между всеми членами);
- сельскохозяйственные организации носят статус юридического лица.
Все организации должны иметь инфраструктуру обслуживания, для их эффективной деятельности и конкурентоспособности в сфере АПК.
На основании изучения мнений различных ученых о понятии «инфраструктура» нами было уточнено данное определение.
В результате приведенного анализа нами был сделан вывод, что инфраструктура крупных сельскохозяйственных организаций - это деятельность, совокупность сооружений, зданий, систем и служб, комплекс условий, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества, которые должны обеспечивать благоприятное развитие в АПК малых форм хозяйствования, включающие в себя станции технического обслуживания, МТС и другие услуги.
Если рассматривать инфраструктуру обслуживания малых форм хозяйствования, то можно сделать вывод, что инфраструктура такой организации - это также деятельность, комплекс условий, институтов необходимых для благоприятного развития в АПК: техническое обеспечение хозяйства, социальная инфраструктура и т. д.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика понятия «инфраструктура»__
Автор Определение Примечание
Якубенко М.Н. Это деятельность, направ- Инфраструктура
ленная на оптимизацию взаимоотношений потребителей производителей, что позволяет обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса является обобщающим критерием, которая направлена на улучшение условий производственного процесса
Розейштейн-Родан П. Это комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетво- Комплекс услуг, который должен обеспечивать развитие малых форм хозяйствования во всех отраслях агро-
ряющих потребности населения промышленного комплекса и удовлетворять потребности населения
Иохимсен Р. Это совокупность материальных, институциональных, индивидуальных сооружений и условий, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц и способствующих выравнивание вознаграждений и доходов, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обеспечить полную интеграцию, высокий уровень хозяйственной деятельности
Отличительными особенностями малых и крупных хозяйств являются:
- обеспечение населения средствами и предметами труда, которые необходимы для осуществления процесса воспроизводства; оказание всесторонних производственных и рыночных услуг;
- проведение организованной торговли сельскохозяйственной продукции; ускорение и удешевление процесса продвижения продовольствия и сырья;
- создание новых рабочих мест;
- обеспечение формирования рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию; предоставление объективной информации о спросе и предложении на рынке;
- создание эффективной системы льготного кредитования и др. [7. - С. 76-86].
Инфраструктура, является одной из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений подсобных хозяйств с другими формами хозяйствования. Элементы этой подсистемы связаны как между собой, так и со всеми субъектами региона. Она включает следующие составляющие:
1) производственная и научно-техническая инфраструктура - совокупность отраслей и подотраслей, основные функции которых - предоставление производственных услуг и обеспечение экономического оборота;
2) торговая инфраструктура - совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы;
3) финансово-кредитная и страховая инфраструктура - предприятия и организации, предоставляющие финансовые ресурсы в виде кредитов и займов, оказывающие консультационное облуживание населения по получению кредитов и субсидий, а также страховые услуги;
4) информационная инфраструктура - комплекс предприятий и организаций, осуществляющих информационное обслуживание участников рынка: о ценах на продукцию и услуги, рынках сбыта продукции и др., а также осуществляющих консультирование;
5) правовая инфраструктура и местное самоуправление - институты данной инфраструктуры оказывают юридическую помощь, совершают нотариальные действия, организуют процесс местного самоуправления и администрирования;
6) кадровая инфраструктура и социальная защита населения - комплекс, включающий специалистов, необходимой квалификации для комплектования институтов рыночной инфраструктуры, организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров, служ-
бы по трудоустройству, службы социальной защиты населения [ 7. - С. 76-86];
7) социальная инфраструктура - жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские и дошкольные детские учреждения, организации общественного питания, учреждения культуры и образования, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы.
Все перечисленные отрасли социальной инфраструктуры имеют материально-вещественное воплощение в виде системы зданий, сооружений, специальных зон и участков, коммуникаций, сетей и т.п., сооружений для бесперебойной реализации своей основной социальной функции.
Данный вид инфраструктуры не развит, многие объекты жилищно-коммунального хозяйства находятся в плачевном состоянии, практически прекратила свое существование на селе сфера бытового обслуживания населения, параллельно процессу сокращения сети учреждений культуры и образования на селе идет процесс свертывания числа медицинских учреждений. Одной из острых проблем в социально-экономическом развитии села является отсутствие постоянной транспортной связи. Сокращается объем ввода в сельской местности автомобильных дорог с твердым покрытием и дорог общего пользования.
К обслуживающей инфраструктуре сельскохозяйственных организаций можно отнести:
- технологические операции в полеводстве и животноводстве (весь комплекс операций по той или иной культуре, группе животных, или отдельные их виды);
- агрохимические, землеустроительные, культуро-технические, мелиоративные мероприятия (в комплексе или отдельные их виды); переработку сельскохозяйственной продукции; завоз производственных ресурсов и стройматериалов, вывоз продукции, внутрихозяйственные транспортные работы;
- диагностику, ремонт, техническое обслуживание тракторов, автомобилей, сельхозмашин и оборудования;
- сдачу в аренду или напрокат техники, оборудования, производственных и складских помещений;
- ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных энерго-, тепло- и водопроводных сетей, а также соответствующего оборудования;
- прокладку и ремонт внутрихозяйственных дорог, подъездных путей, производственных и складских помещений.
В каждой из сфер обслуживания малых форм хозяйствования существуют проблемные области развития, среди которых можно выделить, во-первых, отсутствие комплексных целевых программ развития инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства. Разработка программ решит часть проблем развития инфраструктуры региона: недостаточный уровень эффективности работы хозяйств и кредитования через кредитные организации; низкий уровень технической оснащенности, занятости и доходов сельского населения; недостаточность информационно-консультационного обслуживания; ограниченность рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, ограничения в снабжении производственного процесса и сбыте продукции (работ, услуг), связанные с недостаточным количеством субъектов инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства. Увеличение количества предоставляемых услуг населению сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, наличие в каждом районе станций технического обслуживания, МТС, транспортных и строительных предприятий позволит удовлетворить спрос и сократить
трансакционные издержки, связанные с поиском поставщиков услуг.
В-третьих, недостаточный уровень кооперации и интеграции личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными и другими предприятиями и хозяйствами. Интегрирование личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий в целях обслуживания процесса производства и реализации продукции целесообразно осуществлять на основе договоров. Сельскохозяйственные предприятия могут предоставлять необходимые материальные ресурсы (молодняк скота, сельскохозяйственную технику, транспорт, животноводческие помещения и др.) и различные услуги (агросервисные, транспортные, ветеринарные, по забою скота, заготовке кормов и др.) как в виде товарного кредита, так на платной основе.
В-четвертых, недоступность финансовых ресурсов. Субсидирование процентных ставок по целевым кредитам, получаемым гражданами, на развитие ЛПХ и инфраструктурных объектов, возмещение части затрат на ведение личного подсобного хозяйства позволит увеличить объемы производства в секторе личных подсобных хозяйств и положительно скажется на инфраструктуре.
В-пятых, неразвитая система мониторинга развития инфраструктуры. Создание региональной системы мониторинга функционирования инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства сельского населения.
Исходя из современного состояния, на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в социальном развитии села необходима государственная поддержка. Поддержка и развитие социальной инфраструктуры на селе в широком смысле - это развитие сельского самоуправления и институтов гражданского общества, в узком - развитие сети предприятий и организаций.
В современных социально-экономических условиях собственными силами и ресурсами сельские товаропроизводители развивать социальную сферу на селе не могут. Финансовое положение сельского хозяйства характеризуется увеличением неплатежеспособности, возрастающими признаками банкротства [3. - С. 82-85].
Главными задачами в области развития инфраструктуры, малых и крупных сельхозтоваропроизводителей являются:
- развитие субъектов инфраструктуры в целях формирования конкурентной среды в экономике региона;
- обеспечение благоприятных условий для развития инфраструктуры;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов инфраструктуры;
- оказание содействия субъектам обслуживающей инфраструктуры и личным подсобным хозяйствам в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональный рынок;
- увеличение количества субъектов инфраструктуры;
- обеспечение занятости сельского населения.
Список использованных источников
1 Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07. 2003г. (ред. от 21.06.2011г.).
2 Федеральный закон «О крестьянском фермерском хозяйстве» № 74-ФЗ от 11.06.2003г (ред. от 28.12.2013г.).
3 Забелина Н.В. Необходимость государственной поддержки и социальной инфраструктуры села // Вестник АПК Верхневолжья. - 2010. - №1 (9). - С. 82-85.
4 Зубренкова О.А. Повышение эффективности функционирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в агропромышленном комплексе: дис. канд. эконом. наук. - Княгинино, 2010.
5 Попова И.В. Личное подсобные хозяйства населения: особенности функционирования и развития: дис. канд. эконом. наук. - Иркутск, 2006.
6 Плотников В.Н. Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств// Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -2013. - С. 7-9.
7 Соклакова А.В. Государственное регулирование инфраструктуры малого предпринимательства: дис. канд. эконом. наук. - Ижевск, 2006. - С.35-45.
8 Стукач В.Ф. Инфраструктура обслуживания личных подсобных хозяйств сельскохозяйственного населения // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №6. - С. 76-86.
9 Фролова О.А. Развитие форм хозяйствования в многоукладной аграрной экономике: Монография. - Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2011. - 260 с.
Информация об авторах
Бобышева Ирина Николаевна, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» .
Фролова Ольга Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» .
Бессонова Елена Анатольевна, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».
THE SERVICE SECTOR OF SMALL FARMS I.N. Bobysheva, O.A. Frolova, E.A. Bessonova
Abstract. This article defined the essence of the entities, their distinctive features. Identified problems of development of small forms of management. Delineated the concept of "infrastructure", both small and large agricultural organizations. Key words: personal subsidiary plots, peasant (farmer) economy, infrastructure, agriculture organization.