УДК 629.114.2.004.54 В.Н. Хабардин
СЕЗОННО-ЦИКЛИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Современная планово-предупредительная система технического обслуживания машин недостаточно ориентирована на сезонность и природно-климатические условия использования машиннотракторного парка в сельском хозяйстве Сибири. Предлагаемые в работе сезонно-цикличные технологии содержат совмещение номерных операций технического обслуживания, хранения и сезонного обслуживания. Применение разработанных методов позволит улучшить следующие показатели использования машинно-тракторного парка: сократить трудоемкость технического обслуживания при использовании и хранении тракторов; уменьшить расход моторного масла; снизить расход топлива на механизированные полевые работы; повысить экологическую безопасность использования и самой технологии обслуживания машин.
Ключевые слова: технология, техническое обслуживание, диагностика, тракторы, операция, периодичность, сезонность, наработка, использование, хранение, обкатка.
V.N. Khabardin
SEASONAL AND CYCLIC TECHNOLOGIES OF CAR SERVICING IN AGRICULTURE
Modern planning and preventive system of car servicing is not enough oriented towards seasons and climatic conditions for car and tractor park use in agriculture of Siberia. Seasonal and cyclic technologies which are offered in the article contain the combination of operations number of servicing, keeping and seasonal service. The developed techniques application afford to improve the following indices of car and tractor park use: to reduce labor intensity of servicing while using and keeping tractors; to reduce motor oil consumption; to reduce oil consumption during mechanized field works; to increase ecological safety of car servicing technologies application itself.
Key word: technology, servicing, diagnosis, tractors, operation, regularity, seasons, accrued operating time, use, keeping, running in.
Сезонно-цикличные технологии технического обслуживания (ТО) разработаны в соответствии с сезонно-цикличным характером использования машин в сельскохозяйственном производстве. При этом в их основу положена подготовка машин к природно-производственным периодам использования. Такая подготовка осуществляется в результате совмещения операций ТО, в том числе и диагностирования, при использовании машин с операциями по их хранению и сезонных обслуживаний.
В соответствии с установленными моделями машиноиспользования (А и Б) в сельскохозяйственном производстве возможны следующие сезонно-цикличные технологии ТО (рис. 1):
А - для односезонной модели использования машин с включением в состав технологии базовых ТО при подготовке машин к хранению БТО-ПХ и использованию БТО-СХ;
Б - для ежесезонной модели использования машин с включением в состав технологии базовых ТО при подготовке машин к осенне-зимнему БТО-ОЗ и весенне-летнему БТО-ВЛ периодам использования.
При этом для каждой модели использования (А и Б) предусмотрено в зависимости от сезонной наработки т - три варианта соответствующей технологии (А1, А2, АЗ и Б1, Б2, БЗ):
- первый при г - < г ,2;
- второй при г з > г > г )2;
- третий при г > г з,
где г ,2, г з - периодичность ТО-2 и ТО-3.
Таким образом, при разработке базовых технологий обслуживания машин учтено, что фактическая периодичность выполнения операций по предлагаемой технологии не должна превышать регламентированной периодичности или верхнего предела допустимого отклонения периодичности согласно ГОСТ 20793-86.
Практически сезонно-цикличные технологии ТО машин могут быть реализованы следующим образом (рис. 2).
При подготовке к осенне-зимнему периоду эксплуатации, когда заканчиваются полевые работы, на первом этапе определяют необходимость проведения ресурсного диагностирования Ав. Для сокращения ненужных диагностических работ его не назначают новым и капитально отремонтированным машинам в гарантийный период. Всем другим тракторам ресурсное диагностирование Ав проводят. При этом определяют техническое состояние цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма дизеля. Если их ремонт не требуется и трактор по плану будет использоваться в односезонном режиме (например, только в весеннелетний период), то ему выполняют весь комплекс последующих операций базового диагностирования ЛА_ д и ТО при подготовке к длительному хранению БТО-ПХ согласно ГОСТ 7751-85. При этом в картер-ные полости машины заливают летние марки масел, то есть подготовку к хранению проводят с перспективой использования машины в весенне-летний период. Если трактор используется ежесезонно и ему также не требуется ремонт, то такому трактору проводят все последующие диагностические операции ЛА_ ., по результатам которых затем выполняют операции базового ТО при подготовке к осенне-зимнему периоду БТО-ОЗ. Если по результатам диагностирования Ав выявлена потребность в ремонте или необходимость утилизации, то обслуживание прекращают и машину направляют на ремонт или готовят к утилизации.
Рис. 1. Сезонно-цикличные технологии ТО в соответствии с сезонной наработкой машин:
(А і —— ТО-2) - ТО-2 по результатам проверки состояния моторного масла (другие обозначения в тексте)
Месяцы:
Х XI XII I II III IV V VI VII VIII IX
Осенне-зимний период Весенне-летний период
л
Ремонт
Ввод в эксплуатацию
Р
Л
л
Использование _□ • • • •
■
Хранение х х х х
л;
1
Цикл ТО повторяется
а
Месяцы:
X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX
Осенне-зимний период Весенне-летний период
л
Р
0
Ремонт
Ввод в эксплуатацию
Использование
Лг
_о • • • •
Использование
• • •
\
Цикл ТО повторяется
б
Рис. 2.. Технологические схемы ТО машин по сезонно-цикличной технологии: а, б - при односезонном и
ежесезонном использовании машин; я, □ - базовые ТО при подготовке машин к хранению БТО-ПХи при их снятии с хранения БТО-СХ; х - ТО во время хранения; Э, О - базовые ТО при подготовке к осенне-зимнему БТО-ОЗ
/
и весенне-летнему БТО-ВЛ периодам; ▲, • - ТО после обкатки и ТО-1 (другие обозначения в тексте)
Качественное проведение ресурсного (предремонтного) диагностирования позволяет избежать преждевременных ремонтов машин, сократить расход запасных частей и продлить межремонтную наработку тракторов не менее чем на 30 % [1]. Кроме того, ресурсное диагностирование исключает возможность ненужного выполнения предстоящего сложного обслуживания, после которого трактор может быть остановлен на ремонт либо отправлен на утилизацию.
Для организованного проведения работ по подготовке машин к осенне-зимнему периоду эксплуатации предварительно составляется соответствующий план. Машины поступают на ресурсное диагностирование, на ремонт и хранение или обслуживаются по мере освобождения от полевых работ.
После проведения БТО-ОЗ при достижении установленной наработки выполняют периодические обслуживания ТО-1 по результатам проведения диагностических операций А1 данного вида ТО. При их планировании за точку отсчета, соответствующую началу цикла ТО, принимают дату проведения БТО-ОЗ.
При наступлении весенне-летнего периода тракторам ежесезонного и односезонного использования выполняют диагностирование соответственно в объеме Аа_ ё и Аа_ й, после чего необходимые операции БТО-ВЛ и БТО-СХ. Диагностирование ЛА_ -Ё отличается от ЛА_ . тем, что ресурсное диагностирование Ав не проводят, а определяют эколого-энергетические параметры (операции диагностирования А у) и при необходимости восстанавливают их. Операции А^ также выполняют при БТО-СХ - машинам односезонного использования, например, комбайнам. К ним относятся проверка дымности отработавших газов, мощности и расхода топлива. При этом обслуживают все тракторы, используемые зимой, отремонтированные и находящиеся на хранении, если их эксплуатация запланирована.
Очередность проведения БТО-СХ и БТО-ВЛ определяется потребностью в использовании машин. В первую очередь обслуживают тракторы, которые будут использоваться в ближайшее время. После базовых ТО проводят операции А и соответственно ТО-1 в том же порядке, что и после БТО-ОЗ.
Диагностические операции ТО-2 А2, а также ТО-3 А3, кроме ресурсных Ав и экологоэнергетических А?, выполняют как при БТО-ОЗ, так и при БТО-ВЛ, БТО-СХ.
Смену масла в двигателе производят в обязательном порядке: при односезонном использовании машин только при подготовке к длительному хранению при БТО-ПХ, при ежесезонном использовании при подготовке машин к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам эксплуатации - при БТО-ОЗ и БТО-ВЛ. В промежутке использования машины от одного БТО до другого моторное масло заменяют при необходимости по результатам проверки его качества А . В случае необходимости замены масла выполняют диагностирование А 2, а по его результатам операции ТО-2. При наступлении осенне-зимнего периода вновь проводят ресурсное диагностирование А цикл ТО повторяется.
Теперь покажем особенности обслуживания новых и капитально отремонтированных машин. При вводе в эксплуатацию они также проходят обкатку - ТО после обкатки. После чего при достижении установленной наработки этим машинам выполняют периодические ТО, а при наступлении момента подготовки к одному из периодов эксплуатации соответствующее базовое ТО по результатам диагностирования.
В совокупности базовые обслуживания - это два комплекса операций ТО, проводимых по результатам диагностирования. Причем, один из них выполняется при подготовке машин к осенне-зимнему периоду эксплуатации, а другой - к весенне-летнему. Дополнительно проверка качества масла в двигателе, по результатам которой принимается решение о необходимости проведения ТО-2 в течение того или другого периода эксплуатации. Практически базовые ТО получены на основе совмещения операций ТО-2 и ТО-3 с ТО при подготовке и снятии машин с хранения для односезонной модели и с сезонными обслуживаниями - для ежесезонной модели машиноиспользования. В результате совмещения получены два «капитальных» (базовых или основных - наиболее крупных по объему выполняемых операций ТО) обслуживания: для односезонной модели использования - БТО-ПХ и БТО-СХ, для ежесезонной модели - БТО-ОЗ и БТО-ВЛ. Разумеется, их операции также выполняются по результатам диагностирования.
Таким образом, сезонно-цикличные технологии ТО, как и базовая технология, основаны на диагностировании. Они вполне «вписываются» в систему ТО, ремонта и хранения машин. Однако в отличие от базо-
вой технологии, функция управления техническим состоянием машин осуществляется с учетом сезонноцикличного характера сельскохозяйственного производства и природно-климатических условий использования машин. При этом управление техническим состоянием конкретной машины включает: измерение параметров состояния ее составных частей, сравнение установленных значений с допускаемыми или предельными, определение остаточного ресурса составных частей, назначение вида и объема ремонтнообслуживающих воздействий [2].
Предложенные технологии ТО могут быть приемлемы не только для тракторов, но и для других типов машин, эксплуатация которых осуществляется круглогодично и ограничена природно-климатическими (например, осенне-зимним или весенне-летним и т. п.) или другими (напряженным, менее напряженным, ненапряженным и т. д.) периодами, а также для машин с краткосрочным использованием в течение периода (разового использования). Стратегия ТО в этих случаях, также как и по сезонно-цикличной технологии, заключается в максимально возможном обеспечении надежности техники на предстоящий период, продолжительность которого может быть определена природно-климатическими или другими условиями машиноиспользо-вания, либо назначением машин. Это необходимо с целью обеспечения безотказной работы машины в предстоящий период эксплуатации и обусловлено предотвращением отказов и неисправностей, в том числе и работ по ТО, возможных в этот период. При этом объем работ по ТО при подготовке машины к тому или иному периоду (календарному сроку) эксплуатации может быть получен вовсе и не в результате совмещения операций или видов ТО (это частные случаи, возможные при определенных условиях), а найден в соответствии с требуемым уровнем надежности, который необходимо иметь во время предстоящего использования.
Кроме того, как замена масла в двигателе (основная операция ТО), так и периодичность простых видов ТО (ТО-1), могут быть дифференцированы в зависимости от природно-производственных условий использования машин в сельском хозяйстве, а также их срока службы. Все это возможно и в организационном плане, поскольку планирование ТО производится не сначала эксплуатации машины, а с момента проведения одного из базовых обслуживаний.
Практика показывает, что внедрение сезонно-цикличных технологий ТО в производство позволяет:
• сократить трудоемкость ТО при использовании и хранении тракторов на 5-7% за счет исключения повторяющихся операций при совмещении ТО-3, сезонных обслуживаний и ТО при подготовке тракторов к хранению и при их снятии с хранения;
• повысить коэффициент готовности тракторов в весенне-летний период на 8-10% вследствие сокращения объема ремонтно-обслуживающих работ при проведении ресурсного диагностирования после окончания летнего напряженного периода, а также в результате снижения объема работ по ТО в напряженный период использования;
• уменьшить расход моторного масла на 10-12 л на один трактор в год в результате наиболее полного использования его ресурса;
• улучшить экологическую безопасность использования машин и сократить расход топлива на полевые механизированные работы на 5-7% за счет восстановления мощности к началу весенне-летнего периода;
• улучшить экологическую безопасность самой технологии обслуживания, поскольку сокращается, а при сезонной наработке исключается число сложных ТО, проведенных в поле, в том числе со сменой масла в двигателе.
При этом основной объем ремонтно-обслуживающих работ проводится в ненапряженный осеннезимний период и в стационарных условиях, что, безусловно, способствует повышению их качества выполнения, а также снижает дефицит механизаторских кадров и техники.
Литература
1. Справочник по эксплуатации, ремонту и хранению сельскохозяйственной техники: основные положения / М.П. Жуков, А.Э. Северный. - М.: Россельхозиздат, 1982. - 318 с.
2. Извозчикова, В.В. Совершенствование технического сервиса сельскохозяйственных машин на основе
информационного обеспечения / В.В. Извозчикова, И.В. Матвейкин, П.И. Огородников // Техника в
сельском хозяйстве. - 2008. - № 3.