СЭЗ В КАЗАХСТАНЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТС
Рапиев А.А., аспирант РУДН Кравчук В.И., аспирант РУДН
Аннотация
В статье критически осмысливаются теоретические и практические возможности использования свободных экономических зон как инструмента развития интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, используются преимущества методологии разных научных направлений применительно к исследованию создания свободных экономических зон в рыночной экономике. Авторы анализируют современный уровень развития СЭЗ в Казахстане, их сильные и слабые стороны, их результаты. В статье предложены некоторые направления развития интеграционных процессов в ТС и межблокового сотрудничества посредством развития СЭЗ.
Ключевые слова: свободные (особые) экономические зоны, региональная экономическая интеграция, Казахстан, таможенный союз.
SEZ IN KAZAKHSTAN AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN THE CUSTOMS UNION
Rajev A. A., postgraduate student of PFUR Kravchuk V. I., postgraduate student of PFUR
Abstract
The article critically reflects upon new theoretical and practical possibilities of the use of free economic zones as an instrument of development of integration processes within the Customs Union, it takes advantage of the methodology in different scientific fields relating to the study of creating free economic zones in the market economy. The authors analyze the current level of development of SEZ in Kazakhstan, their strengths and weaknesses, their results. The article suggests some directions of development of integration processes in the customs Union and inter-bloc cooperation through the development of SEZ.
Keywords: free (special) economic zones, regional economic integration, Kazakhstan, the customs Union.
Теоретические аспекты формирования СЭЗ и использования их для развития региональной экономической интеграции
В условиях глобализации мировой экономики для большинства стран все более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, и, одновременно, защиты национальной экономики от вызовов глобализации. Страны стремятся как извлечь экономические выгоды от участия в международном разделении труда, включая социально-экономический рост, так и, одновременно, сохранить национальных производителей, усилить их
конкурентоспособность и роль не только в национальной, но и в мировой экономике, сформировать новые эффективные кластеры.
Этим задачам соответствуют такие формы международного взаимодействия, как свободные экономические зоны и интеграционные блоки. Первые, как показывают научные исследования и результаты мировой практики, способствуют способствуют углублению процесса интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, вторые - ограничению разрушительного воздействия глобализации, защите регионального рынка созданию мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики [1].
Концепция данной работы заключается в том, что можно и нужно соединить эти два фактора и использовать развитие СЭЗ не только как инструмент интеграции в мировую экономику, но и как возможность развития интеграционных процессов в регионе, особенно для стран с развивающимися рынками, к которым относится Казахстан.
Одним из эффективных инструментов, стали зоны совместного предпринимательства, насчитывающие несколько видов. Среди них выделяются свободные экономические зоны (СЭЗ), которые позволяют
странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении.
За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон стало одним из заметных явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах - как развитых, так и развивающихся. Достаточно сказать, что в начале 2000-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. По мнению экспертов, к 2020 г. через свободные экономические зоны будет проходить до 1/3 мирового товарооборота.
Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует, что они способствуют достижению разнообразных целей.
Главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечения таким путем роста валютных поступлений. Эта логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии, то она в состоянии это сделать в рамках свободных экономических зон.
Свободные экономические зоны нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь, импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели на выделенной территории с помощью иностранного капитала создается импортозаменяющее производство.
Организация свободных экономических зон предусматривает более глубокое включение во внешнеэкономические отношения не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-культурной сферы, что также ведет к увеличению валютных поступлений.
Свободные экономические зоны призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во все национальной экономике страны.
Одной из целей создания свободных экономических зон для стран с развивающимися рынками является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров. И, наконец, создание зон рассматривается как метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.
На наш взгляд, СЭЗ могут содействовать также развитию интеграционных процессов, особенно при создании их со странами -партнерами по региональному интеграционному блоку.
Необходимо, чтобы при создании свободных экономических зон цели были четко обозначены, так как они предопределяют выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности.
Свободные экономические зоны образованы и успешно действуют во многих странах мира. Они функционируют как в промышленно развитых странах, таких, как США, Япония, Германия, Англия, Канада и других, так и в развивающихся странах. Многолетняя позитивная мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности применения подобного метода оздоровления экономики и проведения в жизнь новых экономических идей на изолированных участках территории принимающих их стран.
Учитывая, что перед Казахстаном на современном этапе стоят сходные проблемы в экономической сфере, решаемые иностранными государствами в том числе с помощью образования свободных экономических зон, такие как модификация национальной техники и технологии , повышение экспортного потенциала, пополнение валютных резервов, компенсация дефицита
собственных финансовых ресурсов, Казахстан также пошел по пути учреждения на своей территории свободных экономических зон.
СЭЗ в Республике Казахстан
Специальные экономические зоны Казахстана создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, развития одной или нескольких отраслей современных технологий, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем. Это связано с тем, что главным вопросом ускоренного развития Казахстана на настоящем этапе является гармоничное сочетание экономических, социальных и демократических преобразований с учетом интересов народа и безопасности страны. На ближайшее будущее главными задачами Казахстана являются диверсификация экономики, развитие несырьевых отраслей, поддержка малого и среднего предпринимательства и вступление в ВТО.
В Казахстане деятельность СЭЗ регулируется следующими нормативными правовыми актами:
• Налоговый кодекс - в части налогообложения участников СЭЗ;
• Закон «О специальных экономических зонах в РК» от 21 июля 2011 года
[2];
• Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны - в части таможенного регулировани в СЭЗ (применяется временно до 1 января 2017 г.).
Первые свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 г.: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области, Алакульская и
Жаркентская в Талдыкорганской области, субзона на базе предприятия «Талдыкорганвнештранс» в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая зона «Атакент» в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными экономическими зонами.
В стране созданы 10 СЭЗ (рис. 1):
1. «Астана - новый город» в городе Астана (легкая промышленность, автомобилестроение, авиационная, химическая). Создана Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2001 г. № 645 «О создании специальной экономической зоны «Астана - новый город» и начала функционировать с 2002 г. Срок функционирования СЭЗ определен до 2027 г.;
2. «Морпорт Актау» в Мангистауской области (легкая промышленность, химическая, металлургическая промышленность), создана Указом Президента Республики Казахстан «О создании специальной экономической зоны «Морпорт Актау» от 26 апреля 2002 г. сроком до 2028 г.;
3. «Парк информационных технологий» в городе Алматы (приборостроение), создана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №1166 от 18 августа 2003 г., действует до 1 января 2028 г. С момента создания на территорию СЭЗ привлечено около 5,3 млрд. долл. инвестиций. Сегодня в СЭЗ действуют 47 участника, которые обеспечивают рабочие места около 1100 человек;
4. «ОнтYCтiк» в Южно-Казахстанской области (легкая и текстильная промышленность), создана указом Президента от 6 июля 2005 г. № 1605 и действует до 1 июля 2030 г.;
5. «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области (нефтехимическая промышленность), основана постановлением Правительства РК 5 декабря 2007 г. № 1178, действует до 31 декабря 2032 г.;
6. «Бурабай» в Акмолинской области (туризм), основана указом Президента Республики Казахстан № 512 от 15 января 2008 г. до 1 декабря 2017 г. С момента создания на территорию СЭЗ привлечено около 8,5 млн. долл. Сегодня в СЭЗ за счет частных инвесторов идет строительство туристических объектов;
7. «Павлодар» в г.Павлодар (химическая и нефтехимическая промышленность). Действует до 1 декабря 2036 г.;
8. «Сарыарка» в Карагандинской области (металлургия и машиностроение, производство химических и строительных материалов), создана указом Президента РК «Об организации Специальной экономической зоны «Сарыарка» 24 ноября 2011 г. и действует до 1 декабря 2036 г.;
9. «Хоргос - Восточные ворота» в Алматинской области (логистика). СЭЗ создана Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 г. №187, в рамках реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан;
10. «Химический парк Тараз» в г. Тараз (химическая промышленность). ХимПаркТараз основан по инициативе АО «Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» и в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №426 от 13 ноября 2012 г. «О создании «Специальной экономической зоны «Химический парк Тараз» (далее «СЭЗ «ХимПаркТараз»), основной задачей которой является развитие химической отрасли (кластера) стратегической программы Государства «Казахстан 2050». Срок функционирования определен до 1 января 2037 г. Ожидаемый результат: доход от реализации - 510 млн. долл.; рабочие места в период эксплуатации заводов в СЭЗ - более 2400 чел.
СЭЗ «создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных
экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов
продукции, привлечения инвестиций. отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем». [2]
Рис. 1. Свободные экономические зоны в Республике Казахстан.
Источник: http://www.anaHtika.kz/tamozhnya/9-specialnyh-ekonomicheskih-zon-kazahstana
К концу 2011 г. уже зарегистрировано более 300 участников СЭЗ, рост -в 3 раза, а в соответствии с Программой по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010-2014 гг. количество участников было запланировано в количестве 159 на 2014 г., т.е. имеет место перевыполнение плана, что говорит об эффективности данной деятельности в РК.
В настоящее время в Казахстане создается еще 4 СЭЗ. [3]
В частности, в г. Астана создается индустриальная СЭЗ, в которую уже отобраны 34 компании-резиденты. Первоначальные инвестиции в ее производство составляют около 300 млрд. тенге (1,6 млрд. долл.). Индустриальная зона, площадью 490 гектаров, разделена на 7 секторов:
химической, строительной, мебельной промышленности, машиностроения, пищевой промышленности, легкой промышленности и фармацевтики которые коррелируют с имеющимися в настоящее время в городе отраслями. На сегодняшний момент в Астане работает около 60 тысяч активных субъектов малого и среднего бизнеса. В этих сферах занято более 233 тысяч человек, что составляет почти 1/2 работоспособных жителей столицы. На территории индустриального парка реализуются и запланированы к реализации 54 проекта с объемом инвестиций 147 млрд. тенге, из которых 21 уже запущен, на 17 объектах ведутся работы и 16 - на стадии проектирования. По плану, деятельность в промышленной зоне начнется к концу 2015 г. как сопутствующие строительные работы уже ведутся. [4]
Если говорить о количественных показателях СЭЗ в Казахстане, то можно отметить следующее. На начало 2014 г. в регионах, где расположены особые экономические зоны РК, было реализовано 85 проектов, 72 проекта были готовы к завершению, было создано 6 тыс. рабочих мест и выпущено продукции на сумму 300 млрд. тенге. Кроме того, государству возвращено около 60% средств, выделенных для создания СЭЗ из бюджета. Более 27 млрд. тенге инвестиций освоил СЭЗ Астаны с начала 2014 г. [5]
Если говорить о качественном аспекте деятельности СЭЗ в Казахстане, то они были отмечены на прошедшем в Астане II (20 мая 2014 г.) и на III (20 мая 2015 г.) Съездах участников специальных экономических зон РК. Съезды организовывала Ассоциация предпринимателей экономических зон Казахстана - общественная организация, созданная в целях защиты интересов участников СЭЗ. [5] Основные индикаторы работы СЭЗ и ИЗ в 2010-2014 гг. представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Целевые индикаторы работы СЭЗ и ИЗ в 2010-2014 гг.
Наименование мероприятия Отчет План
2009 2010 2011 2012 2013 2014
1 Создание до конца 2011 г. 2-х СЭЗ в г. Караганде на базе Индустриального парка (для развития металлургии и 2
металлообработки) и «Хоргос - Восточные ворота» (для развития различных видов обрабатывающих производств и транспортно-логистических услуг)
2 Создание до конца 2014 г. 3-х ИЗ в Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях с различной отраслевой направленностью 3
3 Увеличение количества участников на ИЗ до 42 к 2015 г., шт. 1 1 10 20 30 42
4 Увеличение инвестиций в несырьевое экспортоориентированное и высокотехнологичное производство со среднегодовым темпом роста объемов освоенных инвестиций в основной капитал предприятий за период с 2008 по 2014 гг. на территориях СЭЗ составит не менее 40% 100% 140%
5 Увеличение инвестиций в производство со среднегодовым темпом роста объемов освоенных инвестиций в основной капитал предприятий на территориях ИЗ за период с 2008 по 2014 гг. составит не менее 20% 100% 120%
6 Рост объема производства товаров и услуг (работ) на территориях СЭЗ в 2014 г. по отношению к 2008 г. составит 80% 100% 134 148 163 180%
7 Ежегодный рост объемов производства товаров и услуг (работ) на территориях ИЗ в 2014 г. по отношению к 2008 г. составит не менее 20% 100% 120%
8 Ежегодный рост количества рабочих мест на территории СЭЗ составит не менее 15% 100% - - - - 115%
Показатели результатов реализации программы: Д ,о конца 2014 г. будут созданы:
9 3 новых СЭЗ - - 2 - - 1
3 ИЗ с различной отраслевой направленностью - - - - - 3
Основные показатели эффективности деятельности СЭЗ Республики Казахстан представлены на рис. 2.
Рис. 2. Основные показатели эффективности деятельности СЭЗ Казахстана в 2001-2009 и 2010-2014 гг.
Источник: http://www.kaznexinvest.kz/en/SEZ/analytics.php
Как видно из анализа представленных данных, развитие СЭЗ в республике Казахстан в целом идет достаточно успешно благодаря государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. В свою очередь это положительно сказалось на активности инвесторов: в проекты были привлечены почти 380 млрд. тенге, что в 7,5 раз больше, чем в 2001-2009 гг., объем выпуска вырос в 5,5 раза и составил почти 760 млрд. тенге, количество рабочих мест возросло в 5 раз, обеспечивая рабочими местами 8 300 человек.
Однако мы полагаем, что важным направлением повышения эффективности деятельности СЭЗ в Казахстане и резервом их развития является активизация использования СЭЗ в интеграционных процессах в рамках ТС и рассматриваем СЭЗ как направление развития экономической интеграции.
СЭЗ как направление развития экономической интеграции в рамках ТС
Территория СЭЗ является частью таможенной территории таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, где функционирует таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ). То есть товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Кроме того, товары, изготовленные в СЭЗ с использованием иностранных товаров и признанные товарами таможенного союза в соответствии с критериями достаточно переработки, освобождаются от уплаты пошлин и налогов при вывозе на таможенную территорию таможенного союза. Критерии достаточной переработки утверждаются Комиссией Таможенного союза. В рамках данного Соглашения был установлен переходный период по таможенным льготам для свободных экономических зон. Так, для резидентов СЭЗ РК, зарегистрированных до 1 мая 2010 г., сохраняются все действующие тарифные льготы до 1 января 2017 г. [6]
Эти правила установлены ныне действующим Законом РК о СЭЗ, и в этой части Закон содействует повышению эффективности как деятельности СЭЗ, так и ТС.
Более того, на основе SWOT-анализа развития СЭЗ в Казахстане можно говорить о том, что эти зоны можно рассматривать как открывающие новые возможности для развития как СЭЗ, так и интеграционных процессов в рамках ТС и в целом ЕАЭС (табл. 2).
Таблица 2.
SWOT-анализа развития СЭЗ в Казахстане
Сильные стороны Слабые стороны
1. Благоприятный бизнес-климат страны, поддерживаемый экономической и политической стабильностью. 2. Наличие богатых природных и 1. Неэффективность регулирования и управления. 2. Привлечение инвесторов в инфраструктуру.
минеральных ресурсов в стране. 3. Выгодное географическое расположение Казахстана к крупным потребительским рынкам Центральной Азии и России. 3. Отсутствие учета индивидуальных особенностей зон. 4. Бюрократизация. 5. Низкая эффективность бюджетных затрат.
Возможности Угрозы
1. Выход на рынки Таможенного союза и других стран. 2. Достижение индикаторов ГПФИИР к 2015 г. Утрата инвестиционной привлекательности СЭЗ в результате неэффективной государственной политики.
Источник: Об утверждении Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010-2014 гг. //
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1000001145
Нами предлагается шире использовать механизм СЭЗ для развития интеграционных процессов в рамках ТС. Это сотрудничество, в частности, может предусматривать создание постоянно действующего инвестиционного форума стран Таможенного союза и ЕАЭС для участия в реализации государственных программ в области развития СЭЗ стран-членов ТС, налаживания конструктивного диалога между предпринимателями и государственными структурами и представление интересов участников СЭЗ в каждой из стран ТС и за его пределами и для информационных целей. Такой форум поддержал бы и возможности участия в СЭЗ стран ТС предприятий малого и среднего бизнеса стран ТС и содействовал бы их развитию.
Кроме того, можно развивать межблоковое взаимодействие по направлению: ТС - ССАГПЗ. Это направление фактически уже стартовало. Так, 3 мая 2015 г. состоялась встреча между представителями Индустриальной СЭЗ Алма-Аты и Промышленной СЭЗ ОАЭ (KIZAD) состоялись переговоры в направлении изучения опыта эмиратских коллег, представления инвестиционных возможностей проекта СЭЗ и, возможно, договориться по вопросам развития двустороннего сотрудничества. [7] При этом мы полагаем интересным и перспективным, а главное - возможным развитие сотрудничества в этом направлении не только между двумя зонами рассматриваемых стран, но охват всех зон обеих стран, а также выход
данного сотрудничества на уровень ТС и ССАГПЗ. Как представляется, данный уровень может содействовать росту эффективности экономики всех стран-участниц.
Этот опыт может быть интересен не только потому, что страны Персидского залива - Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ, составляющие интеграционную группировку Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - на сегодня являются быстрорастущими государствами мира, осуществляющими диверсификацию национальной экономики на основе развития инновационной составляющей [8, 9], но и в связи со значительным и положительным опытом развития странами Залива, и, в частности Объединенными Арабскими Эмиратами свободных (особых) экономических зон на протяжении длительного времени. [10] Также считаем важным развитие торгово-экономических отношений между странами ТС и государствами Залива [11], в рамках которого как фактор их развития может быть использован механизм СЭЗ на территории как стран ТС и ССАГПЗ, так и третьих государств.
Кроме того, считаем, что развитие сотрудничества в сфере СЭЗ между Казахстаном, а также другими странами ТС, может содействовать укреплению торгово-экономического сотрудничества стран ТС и государств ССАГПЗ на средне- и долгосрочную перспективу.
Если говорить о положительном опыте использования СЭЗ, то можно остановиться на примере Казахстанской СЭЗ, действующей в Таллине (Эстония, ЕС).
9 декабря 2014 г. в рамках визита в Таллиннский порт (Эстония) «Ассоциация предпринимателей экономических зон Республики Казахстан» подписала Меморандум о намерениях. На территории Таллиннского порта Мууга для казахстанских предпринимателей создается специальная экономическая зона, которая будет специализироваться на перевалке, хранении транзитных грузов с возможностью размещения обрабатывающих терминалов.
Главные преимущества открытия Казахстанской СЭЗ в Таллиннском порту:
1. Приобретение в лице Евросоюза политического стратегического партнера (экономическая безопасность);
2. Строительство нефтеперерабатывающего завода нового поколения в СЭЗ с обеспечением Евросоюза конкурентоспособной, с более низкой стоимостью, нефтепродуктов. Казахстан имеет возможность открытия биржи для реализации таких товаров, как (нефть, металл, уголь, зерно).
3. Обмен опытом и внедрения новых экологически чистых «зеленых» технологий и инноваций для EXPO -2017 .
4. Открытие недорогой кредитной линии для участников СЭЗ (по европейским ставкам).
Таким образом, мы полагаем, что СЭЗ можно и необходимо рассматривать в качестве фактора развития интеграционных процессов в рамках ТС, ЕАЭС и СНГ в целом, причем как точечные (отраслевые), так и региональные.
Литература
1. Шкваря Л.В. Некоторые аспекты теоретического анализа международной экономической интеграции. / Россия в постиндустриальном мире. Материалы научного семинара 22 июня 2012 г. - М.: Экон-информ, 2012. - С. 3-8.
2. Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в РК» от 21 июля 2011 года № 469-IV.
3. В Казахстане создаются еще 4 специальные экономические зоны // http://news.headline.kz/society/v_kazahstane_sozdayutsya_esche_4_spetsial nyie_ekonomiche skie_zonyi. html
4. А. Джаксыбеков: До конца 2015 года в Индустриальном парке Астаны запустят еще 6 проектов // http://radiotochka.kz/9491-a-dzhaksybekov-do-konca-2015-goda-v-industrialnom-parke-astany-zapustyat-esche-6-proektov.html
5. http://www.sezunion.kz/ http://sezunion.kz/ru/o-sez.html
6. Кайгородцева Т.Ф. Специальные экономические зоны Казахстана // http:// old. group-global.org/ru/publication/view/1759
7. Sarybay Yelden. Almaty Industrial Zone Seeks Expertise from Similar Abu Dhabi Zone // Business. - 18 May 2015.
8. Шкваря Л.В. Страны Персидского залива: возможности инновационного развития. / Междисциплинарные исследования Арабского Востока: Ежегодник Научно-образовательного центра исследований Арабского Востока РУДН - 2013. - С.103-123.
9. Шкваря Л.В. Особенности современного развития стран ССАГПЗ и современные тренды. / Междисциплинарные исследования Арабского Востока: Ежегодник Научно-образовательного центра исследований Арабского Востока РУДН - 2014. - М., 2014.
10.Шкваря Л.В., Русакович В.И. Взаимная торговля России и ОАЭ: необходимость и возможность развития. // Управление экономическими системами. - № 3. - 2015. // http://www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/3412-2015-03-24-12-27-40
11.Русакович В.И., Кравчук В.И. Свободные экономические зоны в ОАЭ как инструмент защиты национальных интересов. / Мировая экономика в условиях «управляемого хаоса» и позиции России / Отв. редакторы проф. Л.В. Шкваря, доц. И.А.З.Айдрус. - М.: Экон-Информ, 2014. - С. 48-54.
http://www.eaeunion.org/