Научная статья на тему 'Северо-восточная Азия: некоторые проблемы международных отношений'

Северо-восточная Азия: некоторые проблемы международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3145
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / INTERNATIONAL ATTITUDES / NORTH-EASTERN ASIA / CONSTITUTIONAL POLICY / NATIONAL POLITICAL SYSTEMS / TERRITORIAL DISPUTES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрковский Алексей Владимирович

Представленная статья создана на основе обобщения российских и зарубежных материалов по проблемам формирования конституционной политики государств Северо-Восточного азиатского региона. Основной акцент поставлен на проблемы влияния международных отношений на практику развития и функционирования национальных политических систем таких стран как Япония, КНР, Тайвань, Республика Корея, КНДР, Монголия и Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North-Eastern Asia: Some Problems of International Relations

The presented work is a generalization of some Russian and foreign materials on existing problems of the formation of the constitutional policy of North-Eastern Asian states. The article concentrates on the problems of how international relations influence development and functioning of the national political systems of such countries as Japan, the People's Republic of China, Taiwan, the Republic of Korea, the Korean People's Democratic Republic, Mongolia and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Северо-восточная Азия: некоторые проблемы международных отношений»

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Юрковский А. В., 2006

Юрковский А. В. — кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории

государства и права Юридического института ИГУ

1. Следует четко обозначить региональный фактор исследования. Регион

— это сложное искусственно-техническое образование, которое складывается намеренно посредством сознания исследователя, а процесс формирования, развития, функционирования и последующего преобразования данного образования можно контролировать особым образом.

2. Северо-Восточный азиатский регион составляют следующие политикогеографические образования: государства — Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), Республика Корея (РК), Япония, Монголия, Российская Федерация (РФ), государственно-подобное образование — Китайская Республика (Тайвань). Применительно к контексту компаративистских исследований приоритет отдается зарубежным по отношению к Российской Федерации государствам и государственно-подобному образованию.

3. Следует учитывать, что в состав региона входят две разделенные нации

— это народы Китая и Кореи. Данная предпосылка, сама по себе, является основанием для возникновения ряда внутринациональных противоречий, которые выходят за рамки двусторонних отношений между КНР и Тайванем, с одной стороны, и КНДР и Республикой Кореей, с другой стороны.

4. Указанный объект исследований принципиально отличает понятие регион от чисто географического или историко-культурного ландшафта, который складывается в некоторых естественных процессах.

5. Северо-Восточный азиатский регион целесообразно отличать от азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Последнее понятие является более обширным и предполагает рассмотрение большей группы государств. Некоторые эксперты говорят об азиатско-тихоокеанском регионе как о регионе, который состоит из стран Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Океании (всего около 20) и стран Южной Азии. Другие включают в него только азиатские страны, выходящие на Тихий океан. Третьи учитывают еще и страны Тихоокеанской Латинской Америки, а также Центральной Америки и т. д. и т. п. В итоге одни исследователи называют 12 стран, а другие — 61 государство, из которых состоит АТР. Чтобы препарировать региональные нормативные основы политических систем, необходимо, как минимум, знать границы региона, поскольку каждый из них обладает своей спецификой и своеобразием. Очевидно, к примеру, что проблемы американо-мексиканских отношений вряд ли очень сильно волнуют Монголию или Республику Корею. Думается, что столь же толерантно Чили или Никарагуа относятся к проблеме безопасности на Корейском полуострове. Также можно считать, что конфликты между Индией и Шри-Ланка не являются актуальной темой для внешней политики Австралии или Новой Зеландии. Несмотря на это, все они включены в регион, названный азиатско-тихоокеанским. Однако проблема безъядерных зон в Южной части Тихого океана или в районе стран АСЕАН, наоборот, является сферой стратегического беспокойства Тайваня или Корейской Народной Демократической Республики. Одним словом, расплывчатость представлений о регионе воплощается в итоге в размы-

той политике с соответствующими результатами. Изучение конституционных основ развития политических систем северо-восточного азиатского региона необходимо не только для удовлетворения интересов отечественной государственно-правовой науки, но и с точки зрения обеспечения интересов государственной безопасности Российской Федерации, сопоставимые по размерам ВВП (3,4 трлн долл.) с США и ЕЭС1.

6. В зависимости от уровня социальноэкономического развития КНР, КНДР, Тайвань, Южная Корея, Монголия и Япония — это государства, существенно отличающиеся друг от друга. Их отношения к экономике, так или иначе, предопределяют условия формирования государственно-политических режимов. Экономический уклад жизни общества — это, по нашему мнению, первопричина политических противоречий

и, одновременно, результат сложившейся системы политических отношений. Одна группа из перечисленных стран достигла высокого уровня капиталистического развития (Япония, Тайвань, Южная Корея). Вторая группа — это страны среднего уровня развития капитализма (КНР, Монголия). К третьей группе в рамках северо-восточного Азиатского региона можно отнести только одно государство, которое по общему признанию является наиболее экономически отсталым — это КНДР.

7. В настоящее время в СВ А принято включать российский Дальний Восток, КНР, Японию, КНДР и Республику Корея с общей площадью суши 8,28 млн. км2 (19 % всей площади суши в Азии) и общей численностью населения 290 млн чел. (10 % численности населения Азии). Как показывает анализ возможностей стран этого региона, наиболее богатыми природными ресурсами располагает Дальний Восток (уголь, лес, водные ресурсы, цветные металлы и др.), затем идут КНР (сельскохозяйственные ресурсы, нефть, лес) и КНДР (уголь и черные металлы). В то же время Япония и Южная Корея располагают высокоразвитой тяжелой промышленностью и техноемкими отраслями производства, КНР и КНДР — легкой промышленностью и сельским хозяйством. При этом Япония и Республика Корея обладают капиталами и высококвалифицированными интеллектуально трудовыми ресурсами, специалистами в сфере управления, а КНР — избытком рабочей силы. Кроме того, следует особо

отметить, что российский Дальний Восток имеет мощный научный потенциал. Не следует также забывать, что за территориями, входящими в состав СВА, стоят государства с численностью населения более 1,5 млрд чел.

8. Авторитет Китая как центра азиатской цивилизации был практически непоколебим до нового времени, до середины XIX в. Современный Китай (КНР) вновь обретает уверенность в своих силах и ощущает собственный потенциал, что позволяет ему занимать особое место в системе международных отношений.

9. В Китае и половине Кореи (КНДР) идеи научного социализма до сих пор являются государственной идеологией, которая предопределяет формы социальной организации и организации производства.

10. Важно учитывать, что большинство стран региона относятся к государствам восточно-азиатской цивилизации, которая сформировалась вокруг государства-центра (Чжун го) — Китая. К У11—У111 вв. н. э. Китай за 2500 лет своей предшествующей истории создал идеологическую, религиозную, политическую и правовую базы для появления такой цивилизации. Идеологической базой стали философские учения в Китае и прежде всего конфуцианство, религиозной — буддизм, политической — концепция власти государя, дарованной Небом, власти (личности) императора, способного своим благим влиянием (дэ) цивилизовать (хуа) соседние народы. К середине VII в. сложилось китайское право, ставшее ядром восточно-азиатской семьи права.

11. Помимо буддизма, даосизма и конфуцианства в Китае существует еще несколько сотен других религий и религиозных течений. Определенное сходство между ними позволяет отнести их к одной религиозно-культурной традиции, однако разница между этими течениями порой значительно больше, к примеру, чем между старообрядцами и мормонами. По установившейся традиции эти вероучения часто именуют «тайными религиями»2.

В свою очередь многие отечественные и зарубежные синологи3 настаивают именно на влиянии «тайных китайских вероучений» на Японию, Корею и Монголию.

12. Корея и Япония заимствовали из Китая китайскую идеографическую письменность и вместе с ней значительные пласты

китайской культуры (вэнь), в том числе буддизм и конфуцианство как идеологию управления.

13. Несмотря на наличие цивилизационных предпосылок между рассматриваемыми странами региона существуют противоречия, столкновения совершенно разных экономических, политических и гуманитарных логик. Например, Япония, Южная Корея и Тайвань во многом ориентированы на США и Западную Европу, поэтому требуют оттуда определенного типа инфраструктур, чтобы их обеспечивали определенными инвестициями и технологиями. Данные страны находятся на разломе восточноазиатских цивилизационных тенденций.

14. КНР, КНДР, Монголия, наравне с Россией имеют собственные ориентиры в системе международных отношений. Причем названные государства не объединены в группу, их интересы можно назвать самодостаточными. Это другой способ регионооб-разования. Сталкиваются группы интересов внутри этих стран, а также за их пределами.

15. Существует комплекс разноплановых противоречий, как между отдельными институтами северо-восточного Азиатского региона, так и разнонаправленные противоречия между группами государств, образующих перманентные союзы в той или иной сфере международных отношений. Возникает реальная региональная политика. Она осуществляется как по поводу реализации в регионе определенных проектов и принятия отдельных решений, так и по поводу разрешения совокупных региональных противоречий которые существуют по отношению ко всем территориям, когда формируются различные региональные преставления и складываются различные конфигурации субрегионов.

16. Следует дифференцировать противоречия между странами северо-восточной Азии по различным основаниям. Например, две Кореи и два Китая демонстрируют намерения объединиться. Вероятность соответствующего объединения может обусловливать круг самостоятельных проблем. В частности, эскалацию территориальных претензий к другим участникам региона, обострение территориальных споров. Одни самые опасные «горячие точки» в регионе могут исчезнуть, но взамен может появиться ряд других. Китай имеет все возможности стать самой богатой и развитой страной,

проводящей более агрессивную политику в стремлении занять в Азии и в мире подобающее ему место. Объединенная Корея, безусловно, попытается остаться нейтральным связующим звеном между основными игроками региона, но, скорее всего, сохранит ориентацию на поддержку США. Япония имеет ряд неудачных географических условий и демонстрирует тенденции сокращения населения, ее политический потенциал в международных отношениях сокращается и более чем когда бы то ни было, зависит от США, по крайней мере, по вопросам обеспечения безопасности.

17. Необходимо учитывать политическую составляющую образования как отдельных государств региона, так и обобщения всех государств исследуемого геополитического пространства. Причем целесообразно отметить, что вопрос о взаимосвязи, политических и правовых процессов их единстве, взаимодействии, взаимном влиянии друг на друга и противоречиях является самостоятельным направлением исследования динамики конституционных основ политических систем стран северо-восточного азиатского региона и должен рассматриваться отдельно, как особый объект.

18. Основной акцент целесообразно делать на конституционно-правовой базе каждого из государств региона. Именно конституционное право, являясь фундаментом, национальной правовой системы устанавливает нормативный компонент политических отношений, обозначает границы и формы поведения политически заинтересованных социальных групп. В конституционном праве формулируются общенациональные идеи и направления развития общегосударственной внутренней и внешней политики. Конституционное право может рассматриваться фактором, определяющим вероятность прогнозов тактических и стратегических изменений конкретного геополитического пространства, и их потенциального влияния на соседние участки политической географии. Конституционное право обозначенных государств северо-восточного азиатского региона позволяет создавать сценарии развития политической обстановки в регионе. Конституционное право — это базовое основание для различных сценариев, которые могут развернуться на этой территории.

19. Прогностические сценарии развития политических систем северо-восточного азиатского региона могут иметь различное

предназначение в зависимости от интересов исследования. Если рассматривать регион как герметичное, внутри себя идентифицирующее, сообщество, получится один сценарий. Если рассматривать регион с точки зрения деления отношения к глобализации стран участниц, то можно выделить доминирующие участки (составляющие) региона

— столица, провинция, граница и так далее, получится другой сценарий. Если рассматривать регион по типодеятельностному основанию, то можно идентифицировать те или иные интересующие социополитические, либо правовые участки, образовательный, инновационный, культурологический, идеолого-ценностный, экономический, естественно-географический и т. п., получится третий сценарий. И так далее. В последствии, можно исследовать политико-правовые инфраструктуры, которые в равной степени учитывают возможности разворачивания каждого из сценариев.

20. При исследовании развития конституционных основ политических систем стран северо-восточного азиатского региона, параллельно, необходимо учитывать, и динамику межгосударственных интеграционных процессов. Слово integratio в переводе с латинского языка означает восстановление, восполнение, integrare — превращать в целое, integer — целое. Видно, что само слово генетически связано с системным подходом. В этом смысле обозначенное понятие наиболее удачно у российского ученого А. Д. Бородаевского4. В обобщенном виде оно определяется так: экономическая интеграция — это высшая форма интернационализации хозяйственной жизни, достигаемая в процессе соединения различных национальных экономик в единый хозяйственный комплекс, отличающийся своей специфической институциональной структурой и функционирующий на базе согласованной экономической политики как на межгосударственной, так и на наднациональной основе. Интеграционное «соединение» имеет различные фазы развития: растущая экономическая взаимозависимость государств перерастает во взаимопроникновение их экономик, что ведет к переплетению и, наконец, к сращиванию национальных воспроизводственных процессов. Причем их сращивание должно доходить до такой степени взаимозависимости и взаимодополняемости, что ущерб для одной части этого комплекса означал бы ущерб для все-

го комплекса. На практике такая интеграция реализована только в рамках Общего рынка и во взаимоотношениях между США и Канадой, в какой-то степени, между США и Японией. Однако экстраполяция отношений подобного рода может рассматриваться и в северо-восточном азиатском регионе.

21. При производстве исследований конституционных основ политических систем северо-восточного азиатского региона немаловажное значение имеет проблема территориальных споров.

Можно выделить следующие группы споров:

А) Спор России с Японией по Южным Курилам. Это единственный спор в северовосточном азиатском регионе, в котором Россия является непосредственным участником. Россия в свое время дала завышенное обязательство заключить мирный договор с Токио до 2000 года. Теперь задача заключается в том, чтобы продвигать российско-японские отношения вперед в обход территориальной проблемы. В среднесрочной перспективе такое возможно с учетом нынешней заинтересованности японцев в добрососедстве с Россией.

Б) Корейский вопрос. Обстановка на Корейском полуострове остается взрывоопасной. Единственный путь удержания ее под контролем — преодоление Северной Кореей глубокого социально-экономического кризиса, выход Пхеньяна из изоляции, налаживание нормальных отношений между Севером и Югом. В этой связи важное значение имеет подключение к процессу урегулирования России, а также Японии. Настала пора энергичнее продвигать идею переговоров по формуле 4 (КНДР, РК, США, Китай) + 2 (Россия, Япония). Приемлема, очевидно, и инициатива Сеула об учреждении консультативного форума шести упомянутых стран по проблемам обеспечения безопасности в северо-восточной Азии. При этом нет смысла торопить фактическое объединение двух частей Кореи, поскольку оно способно на продолжительный срок дестабилизировать обстановку вблизи российских границ и, в любом случае, приведет к отвлечению финансовых ресурсов РК, Японии и США на Корею в ущерб Российским потребностям. Необходимо, кроме того, выработать линию поведения России на случай неконтролируемого развала КНДР.

В) Тайваньская проблема. В последнее время наблюдаются обострение дипломатического соперничества между Пекином и Тайбэем на международной арене, нарастание гонки вооружений в районе Тайваньского пролива. Одновременно КНР нажимает на Тайвань, требуя форсировать переговоры с Тайванем о воссоединении. Представляется целесообразным, чтобы Россия, соблюдая такт и осторожность, удерживала конфликтующие стороны (КНР, Тайвань, США) от экстремистских действий.

Г) Спор из-за островов в Южно-Китайском море, другие территориальные вопросы. Территориальные споры между третьими странами точно также, в конечном счете, не способствуют обеспечению интересов России в области безопасности и экономического сотрудничества в северо-восточном азиатском регионе.

Если принять во внимание выше названные аспекты, то в отношении северо-восточного азиатского региона и различных его содержательных наполнений необходимо наблюдать за множественностью фаз его развития, отказавшись при этом обеспечивать чьи-либо группы интересов. Хотя для

полноты исследования выделять определенные группы интересов и знать об их существовании необходимо. Так как такие позиции, влияют на проявление определенной региональной конфигурации и логику эволюции представлений о регионе (развитие мышления о регионе). ^

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский Дальний Восток и Северо-Восточная Азия / под ред. Титаренко М. Л. М., 1998. 248 с.

2 Тертицкий К. М. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000. С. 6.

3 Например: Зинин С. В. Современные западные исследования религиозной культуры Китая // Культурные традиции и современность. М., 1989; Малявин В. В. Синкретические религии в Китае в ХХ в. : традиционное и посттрадиционное // Религии мира. Ежегодник. 1987. М., 1989; Ли Юйцзе. Тяньдицзяо. Новое понимание космоса и жизни: Постулаты Учения Небесного государя. М., 1996; Мартынов А. С. Государство и религии на Дальнем Востоке. М., 1987 и др.

4 Абрамишвили Г. Г., Бородаевский А. Д., Евтихиев М. П. и др. Кризис мирового капиталистического хозяйства, 80-е годы / под ред. Бородаевского А. Д. и др. М., 1986. 430 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.