СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
© Юрковский А. В., 2006
Юрковский А. В. — кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории и истории
государства и права Юридического института ИГУ
1. Следует четко обозначить региональный фактор исследования. Регион
— это сложное искусственно-техническое образование, которое складывается намеренно посредством сознания исследователя, а процесс формирования, развития, функционирования и последующего преобразования данного образования можно контролировать особым образом.
2. Северо-Восточный азиатский регион составляют следующие политикогеографические образования: государства — Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), Республика Корея (РК), Япония, Монголия, Российская Федерация (РФ), государственно-подобное образование — Китайская Республика (Тайвань). Применительно к контексту компаративистских исследований приоритет отдается зарубежным по отношению к Российской Федерации государствам и государственно-подобному образованию.
3. Следует учитывать, что в состав региона входят две разделенные нации
— это народы Китая и Кореи. Данная предпосылка, сама по себе, является основанием для возникновения ряда внутринациональных противоречий, которые выходят за рамки двусторонних отношений между КНР и Тайванем, с одной стороны, и КНДР и Республикой Кореей, с другой стороны.
4. Указанный объект исследований принципиально отличает понятие регион от чисто географического или историко-культурного ландшафта, который складывается в некоторых естественных процессах.
5. Северо-Восточный азиатский регион целесообразно отличать от азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Последнее понятие является более обширным и предполагает рассмотрение большей группы государств. Некоторые эксперты говорят об азиатско-тихоокеанском регионе как о регионе, который состоит из стран Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Океании (всего около 20) и стран Южной Азии. Другие включают в него только азиатские страны, выходящие на Тихий океан. Третьи учитывают еще и страны Тихоокеанской Латинской Америки, а также Центральной Америки и т. д. и т. п. В итоге одни исследователи называют 12 стран, а другие — 61 государство, из которых состоит АТР. Чтобы препарировать региональные нормативные основы политических систем, необходимо, как минимум, знать границы региона, поскольку каждый из них обладает своей спецификой и своеобразием. Очевидно, к примеру, что проблемы американо-мексиканских отношений вряд ли очень сильно волнуют Монголию или Республику Корею. Думается, что столь же толерантно Чили или Никарагуа относятся к проблеме безопасности на Корейском полуострове. Также можно считать, что конфликты между Индией и Шри-Ланка не являются актуальной темой для внешней политики Австралии или Новой Зеландии. Несмотря на это, все они включены в регион, названный азиатско-тихоокеанским. Однако проблема безъядерных зон в Южной части Тихого океана или в районе стран АСЕАН, наоборот, является сферой стратегического беспокойства Тайваня или Корейской Народной Демократической Республики. Одним словом, расплывчатость представлений о регионе воплощается в итоге в размы-
той политике с соответствующими результатами. Изучение конституционных основ развития политических систем северо-восточного азиатского региона необходимо не только для удовлетворения интересов отечественной государственно-правовой науки, но и с точки зрения обеспечения интересов государственной безопасности Российской Федерации, сопоставимые по размерам ВВП (3,4 трлн долл.) с США и ЕЭС1.
6. В зависимости от уровня социальноэкономического развития КНР, КНДР, Тайвань, Южная Корея, Монголия и Япония — это государства, существенно отличающиеся друг от друга. Их отношения к экономике, так или иначе, предопределяют условия формирования государственно-политических режимов. Экономический уклад жизни общества — это, по нашему мнению, первопричина политических противоречий
и, одновременно, результат сложившейся системы политических отношений. Одна группа из перечисленных стран достигла высокого уровня капиталистического развития (Япония, Тайвань, Южная Корея). Вторая группа — это страны среднего уровня развития капитализма (КНР, Монголия). К третьей группе в рамках северо-восточного Азиатского региона можно отнести только одно государство, которое по общему признанию является наиболее экономически отсталым — это КНДР.
7. В настоящее время в СВ А принято включать российский Дальний Восток, КНР, Японию, КНДР и Республику Корея с общей площадью суши 8,28 млн. км2 (19 % всей площади суши в Азии) и общей численностью населения 290 млн чел. (10 % численности населения Азии). Как показывает анализ возможностей стран этого региона, наиболее богатыми природными ресурсами располагает Дальний Восток (уголь, лес, водные ресурсы, цветные металлы и др.), затем идут КНР (сельскохозяйственные ресурсы, нефть, лес) и КНДР (уголь и черные металлы). В то же время Япония и Южная Корея располагают высокоразвитой тяжелой промышленностью и техноемкими отраслями производства, КНР и КНДР — легкой промышленностью и сельским хозяйством. При этом Япония и Республика Корея обладают капиталами и высококвалифицированными интеллектуально трудовыми ресурсами, специалистами в сфере управления, а КНР — избытком рабочей силы. Кроме того, следует особо
отметить, что российский Дальний Восток имеет мощный научный потенциал. Не следует также забывать, что за территориями, входящими в состав СВА, стоят государства с численностью населения более 1,5 млрд чел.
8. Авторитет Китая как центра азиатской цивилизации был практически непоколебим до нового времени, до середины XIX в. Современный Китай (КНР) вновь обретает уверенность в своих силах и ощущает собственный потенциал, что позволяет ему занимать особое место в системе международных отношений.
9. В Китае и половине Кореи (КНДР) идеи научного социализма до сих пор являются государственной идеологией, которая предопределяет формы социальной организации и организации производства.
10. Важно учитывать, что большинство стран региона относятся к государствам восточно-азиатской цивилизации, которая сформировалась вокруг государства-центра (Чжун го) — Китая. К У11—У111 вв. н. э. Китай за 2500 лет своей предшествующей истории создал идеологическую, религиозную, политическую и правовую базы для появления такой цивилизации. Идеологической базой стали философские учения в Китае и прежде всего конфуцианство, религиозной — буддизм, политической — концепция власти государя, дарованной Небом, власти (личности) императора, способного своим благим влиянием (дэ) цивилизовать (хуа) соседние народы. К середине VII в. сложилось китайское право, ставшее ядром восточно-азиатской семьи права.
11. Помимо буддизма, даосизма и конфуцианства в Китае существует еще несколько сотен других религий и религиозных течений. Определенное сходство между ними позволяет отнести их к одной религиозно-культурной традиции, однако разница между этими течениями порой значительно больше, к примеру, чем между старообрядцами и мормонами. По установившейся традиции эти вероучения часто именуют «тайными религиями»2.
В свою очередь многие отечественные и зарубежные синологи3 настаивают именно на влиянии «тайных китайских вероучений» на Японию, Корею и Монголию.
12. Корея и Япония заимствовали из Китая китайскую идеографическую письменность и вместе с ней значительные пласты
китайской культуры (вэнь), в том числе буддизм и конфуцианство как идеологию управления.
13. Несмотря на наличие цивилизационных предпосылок между рассматриваемыми странами региона существуют противоречия, столкновения совершенно разных экономических, политических и гуманитарных логик. Например, Япония, Южная Корея и Тайвань во многом ориентированы на США и Западную Европу, поэтому требуют оттуда определенного типа инфраструктур, чтобы их обеспечивали определенными инвестициями и технологиями. Данные страны находятся на разломе восточноазиатских цивилизационных тенденций.
14. КНР, КНДР, Монголия, наравне с Россией имеют собственные ориентиры в системе международных отношений. Причем названные государства не объединены в группу, их интересы можно назвать самодостаточными. Это другой способ регионооб-разования. Сталкиваются группы интересов внутри этих стран, а также за их пределами.
15. Существует комплекс разноплановых противоречий, как между отдельными институтами северо-восточного Азиатского региона, так и разнонаправленные противоречия между группами государств, образующих перманентные союзы в той или иной сфере международных отношений. Возникает реальная региональная политика. Она осуществляется как по поводу реализации в регионе определенных проектов и принятия отдельных решений, так и по поводу разрешения совокупных региональных противоречий которые существуют по отношению ко всем территориям, когда формируются различные региональные преставления и складываются различные конфигурации субрегионов.
16. Следует дифференцировать противоречия между странами северо-восточной Азии по различным основаниям. Например, две Кореи и два Китая демонстрируют намерения объединиться. Вероятность соответствующего объединения может обусловливать круг самостоятельных проблем. В частности, эскалацию территориальных претензий к другим участникам региона, обострение территориальных споров. Одни самые опасные «горячие точки» в регионе могут исчезнуть, но взамен может появиться ряд других. Китай имеет все возможности стать самой богатой и развитой страной,
проводящей более агрессивную политику в стремлении занять в Азии и в мире подобающее ему место. Объединенная Корея, безусловно, попытается остаться нейтральным связующим звеном между основными игроками региона, но, скорее всего, сохранит ориентацию на поддержку США. Япония имеет ряд неудачных географических условий и демонстрирует тенденции сокращения населения, ее политический потенциал в международных отношениях сокращается и более чем когда бы то ни было, зависит от США, по крайней мере, по вопросам обеспечения безопасности.
17. Необходимо учитывать политическую составляющую образования как отдельных государств региона, так и обобщения всех государств исследуемого геополитического пространства. Причем целесообразно отметить, что вопрос о взаимосвязи, политических и правовых процессов их единстве, взаимодействии, взаимном влиянии друг на друга и противоречиях является самостоятельным направлением исследования динамики конституционных основ политических систем стран северо-восточного азиатского региона и должен рассматриваться отдельно, как особый объект.
18. Основной акцент целесообразно делать на конституционно-правовой базе каждого из государств региона. Именно конституционное право, являясь фундаментом, национальной правовой системы устанавливает нормативный компонент политических отношений, обозначает границы и формы поведения политически заинтересованных социальных групп. В конституционном праве формулируются общенациональные идеи и направления развития общегосударственной внутренней и внешней политики. Конституционное право может рассматриваться фактором, определяющим вероятность прогнозов тактических и стратегических изменений конкретного геополитического пространства, и их потенциального влияния на соседние участки политической географии. Конституционное право обозначенных государств северо-восточного азиатского региона позволяет создавать сценарии развития политической обстановки в регионе. Конституционное право — это базовое основание для различных сценариев, которые могут развернуться на этой территории.
19. Прогностические сценарии развития политических систем северо-восточного азиатского региона могут иметь различное
предназначение в зависимости от интересов исследования. Если рассматривать регион как герметичное, внутри себя идентифицирующее, сообщество, получится один сценарий. Если рассматривать регион с точки зрения деления отношения к глобализации стран участниц, то можно выделить доминирующие участки (составляющие) региона
— столица, провинция, граница и так далее, получится другой сценарий. Если рассматривать регион по типодеятельностному основанию, то можно идентифицировать те или иные интересующие социополитические, либо правовые участки, образовательный, инновационный, культурологический, идеолого-ценностный, экономический, естественно-географический и т. п., получится третий сценарий. И так далее. В последствии, можно исследовать политико-правовые инфраструктуры, которые в равной степени учитывают возможности разворачивания каждого из сценариев.
20. При исследовании развития конституционных основ политических систем стран северо-восточного азиатского региона, параллельно, необходимо учитывать, и динамику межгосударственных интеграционных процессов. Слово integratio в переводе с латинского языка означает восстановление, восполнение, integrare — превращать в целое, integer — целое. Видно, что само слово генетически связано с системным подходом. В этом смысле обозначенное понятие наиболее удачно у российского ученого А. Д. Бородаевского4. В обобщенном виде оно определяется так: экономическая интеграция — это высшая форма интернационализации хозяйственной жизни, достигаемая в процессе соединения различных национальных экономик в единый хозяйственный комплекс, отличающийся своей специфической институциональной структурой и функционирующий на базе согласованной экономической политики как на межгосударственной, так и на наднациональной основе. Интеграционное «соединение» имеет различные фазы развития: растущая экономическая взаимозависимость государств перерастает во взаимопроникновение их экономик, что ведет к переплетению и, наконец, к сращиванию национальных воспроизводственных процессов. Причем их сращивание должно доходить до такой степени взаимозависимости и взаимодополняемости, что ущерб для одной части этого комплекса означал бы ущерб для все-
го комплекса. На практике такая интеграция реализована только в рамках Общего рынка и во взаимоотношениях между США и Канадой, в какой-то степени, между США и Японией. Однако экстраполяция отношений подобного рода может рассматриваться и в северо-восточном азиатском регионе.
21. При производстве исследований конституционных основ политических систем северо-восточного азиатского региона немаловажное значение имеет проблема территориальных споров.
Можно выделить следующие группы споров:
А) Спор России с Японией по Южным Курилам. Это единственный спор в северовосточном азиатском регионе, в котором Россия является непосредственным участником. Россия в свое время дала завышенное обязательство заключить мирный договор с Токио до 2000 года. Теперь задача заключается в том, чтобы продвигать российско-японские отношения вперед в обход территориальной проблемы. В среднесрочной перспективе такое возможно с учетом нынешней заинтересованности японцев в добрососедстве с Россией.
Б) Корейский вопрос. Обстановка на Корейском полуострове остается взрывоопасной. Единственный путь удержания ее под контролем — преодоление Северной Кореей глубокого социально-экономического кризиса, выход Пхеньяна из изоляции, налаживание нормальных отношений между Севером и Югом. В этой связи важное значение имеет подключение к процессу урегулирования России, а также Японии. Настала пора энергичнее продвигать идею переговоров по формуле 4 (КНДР, РК, США, Китай) + 2 (Россия, Япония). Приемлема, очевидно, и инициатива Сеула об учреждении консультативного форума шести упомянутых стран по проблемам обеспечения безопасности в северо-восточной Азии. При этом нет смысла торопить фактическое объединение двух частей Кореи, поскольку оно способно на продолжительный срок дестабилизировать обстановку вблизи российских границ и, в любом случае, приведет к отвлечению финансовых ресурсов РК, Японии и США на Корею в ущерб Российским потребностям. Необходимо, кроме того, выработать линию поведения России на случай неконтролируемого развала КНДР.
В) Тайваньская проблема. В последнее время наблюдаются обострение дипломатического соперничества между Пекином и Тайбэем на международной арене, нарастание гонки вооружений в районе Тайваньского пролива. Одновременно КНР нажимает на Тайвань, требуя форсировать переговоры с Тайванем о воссоединении. Представляется целесообразным, чтобы Россия, соблюдая такт и осторожность, удерживала конфликтующие стороны (КНР, Тайвань, США) от экстремистских действий.
Г) Спор из-за островов в Южно-Китайском море, другие территориальные вопросы. Территориальные споры между третьими странами точно также, в конечном счете, не способствуют обеспечению интересов России в области безопасности и экономического сотрудничества в северо-восточном азиатском регионе.
Если принять во внимание выше названные аспекты, то в отношении северо-восточного азиатского региона и различных его содержательных наполнений необходимо наблюдать за множественностью фаз его развития, отказавшись при этом обеспечивать чьи-либо группы интересов. Хотя для
полноты исследования выделять определенные группы интересов и знать об их существовании необходимо. Так как такие позиции, влияют на проявление определенной региональной конфигурации и логику эволюции представлений о регионе (развитие мышления о регионе). ^
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский Дальний Восток и Северо-Восточная Азия / под ред. Титаренко М. Л. М., 1998. 248 с.
2 Тертицкий К. М. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000. С. 6.
3 Например: Зинин С. В. Современные западные исследования религиозной культуры Китая // Культурные традиции и современность. М., 1989; Малявин В. В. Синкретические религии в Китае в ХХ в. : традиционное и посттрадиционное // Религии мира. Ежегодник. 1987. М., 1989; Ли Юйцзе. Тяньдицзяо. Новое понимание космоса и жизни: Постулаты Учения Небесного государя. М., 1996; Мартынов А. С. Государство и религии на Дальнем Востоке. М., 1987 и др.
4 Абрамишвили Г. Г., Бородаевский А. Д., Евтихиев М. П. и др. Кризис мирового капиталистического хозяйства, 80-е годы / под ред. Бородаевского А. Д. и др. М., 1986. 430 с.