5. См.: Романченко Н.Е. Институционализация современных радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе // Южнороссийское обозрение. Ростов н/Дону: Социально-гуманитарные знания, 2011. Вып. № 68. 184 с. С 97.
6. Боброва О. Имарат Кавказ. Государство, которого нет // Новая газета. 2010. № 22. 3 марта.
7. Как заткнуть за пояс шахида? // Московский Комсомолец. 2010. 24 февраля.
8. Личный архив автора.
9. Аргументы и факты. 2000. № 4, 5.
10. Силантьев Р.А. Распространение ваххабизма в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2009. № 16 (154). С. 168-169.
11. Сулейманов Р. Исламский терроризм в современном Татарстане: ваххабизм на практике // Агентство политических новостей. 2012. 25 июля.
12. Сулейманов Р.Р. Ваххабизм в Татарстане в постсоветский период в свете влияния внешних факторов // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 1 (16). С. 177. С. 25-35.
13. Руководитель МВД Татарстана признал опасность ваххабизма в республике // ИА Regnum. [Электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/ news/1357240.html.
14. Моджахеды Татарстана признали своим лидером Доку Умарова // Тема Казань: интернет-сайт.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.temakazan. ru/news/crime/item/4819/.
15. Гордеев Я. На пороховой бочке: откуда в Поволжье террористы // Новое время: [Электронный ресурс]. URL: http://newtimes.ru/articles/detail/43421.
16. Гарсиа Р. Волга впадает в Аравийское море: маленький оплот религиозного экстремизма в Татарстане // Эксперт. 2012. 15 октября.
17. Мурклинская Г.А. Сетевая война против России на Северном Кавказе: реальность и перспективы // Исламский фактор на Юге России / Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2012. Вып. № 72. 211 с. С. 22-33.
18. Мальцев В. Ислам зачищают от нелегалов. Государство расширяет силовую поддержку официального духовенства // НГ-Религии. 2013. 20 февраля.
19. Омарова X. Республика Дагестан: системный кризис разрастается? // [Электронный ресурс]. URL: http://www.bs-kavkaz.
20. См. об этом: В Татарстане признали, что на акциях в Казани были флаги "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" // Regnum: Информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL: http://www. regnum.ru/news/polit/1616981.html.
21. См. об этом: Добаев И.П. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 50-56.
7 июня 2013 г.
УДК 39(4/9)
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
(Размышления над монографией: Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2012. 734 с. с прилож.)
В.В. Черноус
Хроническая нестабильность, колебания социальной напряженности практически во всех субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе в контексте нарастающих волн политической турбулентности на Ближнем Востоке формируют новые контуры вызовов
Черноус Виктор Владимирович - кандидат политических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной регионалистики, заместитель директора по науке ИППК ЮФУ, 344006, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected], т. 8(863)2643466.
национальной безопасности России, делая безальтернативными серьезные преобразования в регионе.
Механическая смена лидеров, бессистемные отдельные управленческие решения оказываются неэффективными из-за того, что не опираются в достаточной мере на научную
Victor Chernous - Ph.D. in Politology, the professor of the Department of Theoretical and Applied Regionalistic of IRIPS of SFU, the Deputy Director for Science of IRIPS of SFU, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006.
картину мира Северного Кавказа, относятся к региону и местным народам скорее как к объекту, чем субъекту федеративных отношений, особенно не вникая в настроение населения.
Между тем социологи немало сделали для основательного изучения отдельных регионов Юга России [1]. Среди этих работ выделяется масштабная монография Х.В. Дзуцева, которая опирается на многолетние социологические исследования региона, проводимые под руководством этого крупнейшего и авторитетного социолога Юга России*.
Основу монографии составило социологическое исследование при поддержке РГНФ, проведенное в Республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика. Выборка составила 3 500 респондентов, а также интервью с 35 экспертами. Предметом исследования стали этносоциальные установки жителей республик на Северном Кавказе в разрезе демографических признаков, состава семьи, образования, национальности (включая су-бэтничность), конфессиональности, рода занятий, источников дохода, типа населения, стиля жизни. Исследователь поставил целью изучить этносоциальные установки различных групп населения Северного Кавказа в контексте специфики региона для выявления путей преодоления конфликтогенности региона, урегулирования этнополитической ситуации. В связи с этим автор исследует шесть укрупненных параметров, характеризующих этносоциальные установки (социально-демографические, социальная адаптация, российская идентичность и отношение к федеральной власти, восприятие проблем региона и отношение к региональным властям, политическая идеология и личностные установки, включая религиозные, потребление и стиль жизни). Они были операционализированы на подгруппы (всего 21), которые в свою очередь составили блок конкретных характеристик (вопрос или группа вопросов в анкете). В этой логике выдержана и сама монография.
* Дзуцев Хасан Владимирович - директор СевероОсетинского центра социальных исследований ИСПИ РАН, заведующий кафедрой социологии политических и социальных процессов Северо-Осетинского госуниверситета, заведующий отделом социологических исследований и политологического мониторинга СОИГСИ (Владикавказ), доктор социологических наук, профессор, автор более 300 научных работ, включая 29 монографий.
В ней дается общая характеристика политической и социально-экономической ситуации в республиках СКФО в восприятии общественного мнения и экспертных оценках. Созданные по национально-территориальному принципу, республики интегрированы в состав России, подавляющее большинство респондентов считает себя гражданами России, но скорее, по мнению экспертов, символически, не вкладывая в гражданственность политическое понимание (не знают своих гражданских прав, не знакомы с содержанием Конституции и т.д.). Автор связывает это с традиционной культурой, включая советское наследие и неразвитостью гражданских институтов, привычкой апелляции к авторитету власти, принуждению и т.п. Другой аргумент - "вошли в состав России всего несколько веков назад" (с. 21) представляется менее убедительным, так как речь идет, по крайней мере, о семи-восьми поколениях. К тому же в других регионах России правовая грамотность населения, знание Конституции (исключая период изучения соответствующих курсов в школе или вузе) не намного выше.
Индикатором кризисности ситуации на Северном Кавказе является то, что большая часть жителей независимо от национальной принадлежности в разной степени недовольны политической ситуаций - особенно в Северной Осетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии (меньше всего в Чеченской Республике, что объясняется успехами в реконструкции после окончания военных действий).
Несмотря на контроль над СМИ, активную деятельность по созданию позитивного имиджа СКФО, ситуация, если и меняется, то очень медленно. Она определяется, по мнению респондентов, высоким уровнем коррупции, значительной безработицей, низкой заработной платой и ростом численности бюрократического аппарата, что в конечном счете тормозит процесс формирования гражданского общества и ведет к продолжению паразитирования на федеральном бюджете местных кланов, безконтрольных со стороны федерального центра и безответственных перед местными социумами. Автор делает вывод, что "дотационность республик Северного Кавказа скорее всего можно объяснить бездеятельностью властей и иждивенческим настроением, которое присуще властям этих
республик" (с. 52). Все это не может не отражаться на политическом поведении людей, в том числе на экстримизации настроений части молодежи.
Как показывают материалы исследования, население полагает, что ситуация в республиках в большей степени (хотя и незначительно) зависит от федеральных органов власти, чем от региональных (соответственно: 38-30 и 34-25 % с существенным разбросом по регионам). Деятельность глав республик безусловно эффективной считает не более 2 % населения, что делает, как следует из книги, совершенно оправданной жесткую связку "центральная власть-республиканская власть", без которой, без активного участия федеральных структур в социально-экономическом и политическом процессе ситуация может стать неконтролируемой. Более того, считает Х.В. Дзуцев, федеральная власть должна доминировать, чтобы не допустить дезинтеграции с ее неизбежными трагическими последствиями. С этим созвучны и ожидания большинства респондентов, но в увязке с позитивными преобразованиями, так как нынешнее положение дел население не устраивает: многое из управленческих решений они воспринимают как имитацию, ориентированы на ротацию элит, совершенствование всей политической системы в республиках, механизмов формирования региональных ветвей власти.
Федеральная власть, осуществляя политику на Кавказе, опирается на местные элиты, которые в свою очередь на основе идеологии этноэтатизма консервируют архаизированную социально-экономическую систему республик и воспроизводят социальные условия существования этнократий, обособления регионов. Исследование Х.В. Дзуцева подводит к выводу, что модернизация Северного Кавказа, укрепление целостности России может получить гораздо большую социальную поддержку, если центр будет опираться в своей политике не только на региональные элиты, но на местные социумы в целом, усилит воздействие на формирование российской идентичности и региональных институтов гражданского общества. Для этого потребуется реиндустриализация Северного Кавказа, развитие инновационного малого и среднего бизнеса, преодоление всепроникающей коррупции.
Исследование еще раз доказывает системный характер социально-экономических и этнополитических проблем Северного Кавказа, решение которых невозможно ситуативными "кавалерийскими" наскоками и кадровой чехардой.
Потребуется изменить всю систему социально-экономических отношений и на этой базе социально-психологическую обстановку в республиках на Северном Кавказе. В отличие от многих экономистов, которые полагают приоритетным развитие на Северном Кавказе туристическо-рекреационного кластера и мелкого семейного бизнеса, Х.В. Дзуцев доказывает необходимость и возможность развития на Северном Кавказе высокотехнологических производств. На наш взгляд, такая позиция более убедительна и обоснована. Если первый подход фактически ведет к консервации этноклановых структур и теневых механизмов реализации социальных услуг низкого качества, то второй постепенно сформирует модернизированные отношения между работником и работодателем, разовьет социальную ответственность местного бизнеса, сделает более выгодным выход его из "не наблюдаемого состояния". Необходимым потенциалом для этого Северный Кавказ обладает, а опыт Советского Союза свидетельствует о возможности реализации сценария инновационного развития экономики и науки в регионе.
Изменения социально-экономической ситуации трансформирует и установки управленческого персонала и правоохранителей, значительная часть которых, по мнению респондентов и экспертов, поступает на работу изначально думая не о выполнении своих функций, эффективном управлении, борьбе с преступностью, а о том как "заработать" на них, сколько на этом месте можно иметь дополнительного "дохода".
Пока же население почти всех республик на Северном Кавказе крайне низко оценивает эффективность деятельности региональных правящих элит, их некомпетентность, отмечая ориентированность в основном на реализацию своих интересов в карьерном росте и личном обогащении. Такие стереотипы не всегда являются справедливыми, но их устойчивость постоянно подпитывается фактами из реальной жизни, которые в относительно небольших регионах утаить практически невозможно.
Северный Кавказ в этнокультурном и этнополитическом отношении один из самых сложных регионов России, поэтому в монографии значительное место занимают вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений, формирования российской гражданской идентичности.
Не отрицая наличие в республиках Северного Кавказа межэтнических проблем, исследователь показывает, опираясь на результаты массового опроса и оценки экспертов, что они уходят корнями в социальную сферу и не являются более острыми, чем в других регионах России. По его мнению, политический и экономический национализм на Северном Кавказе не является ни определяющим, ни массовым, охватывая лишь малочисленные группы, которыми манипулируют политические деятели и криминальные сообщества. По мере социально-экономического развития межэтнические проблемы должны в значительной степени ослабеть. Особняком стоит отток русского населения (и вообще модернизированных слоев) из республик, резко усилившийся в период правления Б.Н. Ельцина (90е гг. ХХ в.). Следствием стал процесс моноэтнизации республик и ухудшение условий для реиндустриализации Северного Кавказа и укрепления гражданской идентичности.
Влияет на становление гражданской идентичности неоднозначный процесс религиозного возрождения, в ходе которого активизировались радикальные, нетрадиционные для региона конфессии, в частности "северокавказский ваххабизм" (салафизм). В связи с этим важно, что в ходе исследования учитывалась не только манифестация религиозной идентичности, но и практика проявления ее в жизни людей, знание религиозной догматики и обрядности. В результате сделан вывод о том, что степень религиозности населения Северного Кавказа в значительной степени преувеличена. Тем более, догматические расхождения между салафитами и традиционными для Северного Кавказа версиями ислама практически не понятны рядовым верующим, что далеко не всегда учитывается при проведении идеологической профилактики экстремизма и терроризма на псевдоисламистской основе. Сепарация социально-политического и религиозного содержания в экстремистских движениях сделает, с одной стороны, более эффективной борьбу с ними, с другой стороны - появятся пути интеграции в исламскую
умму Северного Кавказа верующих нетрадиционных течений в исламе, не преследующих политических целей, ограничит возможности некоторых лидеров региона использовать ислам в собственных политических интересах, подменив религиозную политику в светском государстве лукавым заигрыванием с конфессиями, что в равной степени дискредитирует и власть, и религиозные общины.
Исследование фиксирует противоречивый и неравномерный по республикам процесс взаимодействия традиционных и мо-дернизационных ценностей, радикально меняющий облик Северного Кавказа.
В ХХ в. для модернизации и трансформации этносоциумов Северного Кавказа большое значение имела система образования, которая обеспечивала также формирование и воспроизводство советской идентичности. Как показывают исследования Х.В. Дзуцева, отмечается устойчивое стремление населения республик Северного Кавказа, особенно молодежи к получению профессионального, высшего и дополнительного образования. Несмотря на не очень высокую эффективность, переживающей кризис системы образования, она сохраняет важнейшую социализирующую функцию. Это, к сожалению, не учитывает идущая реформа высшего образования в России, направленная на сокращение вузов и количества студентов в них. Упрощенные и формализованные критерии эффективности вузов, бюрократические методы реформирования могут иметь крайне отрицательные последствия для социальной сферы Северного Кавказа, в частности обострения межэтнических отношений и молодежного экстремизма.
Автор приходит к выводу, что в условиях неэффективности региональных властей низкого авторитета их у населения, резкого имущественного расслоения и бедности основной части народов Северного Кавказа социальная напряженность нарастает, и сценарий развития событий по модели Северной Африки и Ближнего Востока при внешнем катализаторе дестабилизации ситуации сбрасывать со счета нельзя.
Объемная, насыщенная эмпирическими данными и глубокой аналитикой, монография поднимает множество вопросов, которые не могут быть достаточно полно рассмотрены в одной статье. В монографии даны не только усредненные данные по отдельным респу-
бликам и Северному Кавказу в целом, общественное мнение характеризуется с учетом возрастных, гендерных, профессиональных и других признаков, установлена корреляция между ними. Они свидетельствуют о том, что, с одной стороны, сохраняется несомненная региональная общность, северокавказская идентичность, а, с другой стороны, - в каждом из субъектов Российской Федерации существует свой набор и иерархия проблем, их отражение в общественном мнении. В связи с этим становится еще более очевидной поверхностность и упрощенность проектов по очередному административно-территориальному переустройству Юга России, которые появились на рубеже 2012-2013 г. Их суть в создании на базе ЮФО и СКФО трех новых федеральных округов - Прикаспийского, или Северо-Восточного кавказского (Дагестан, Ингушетия, Чечня), Западно-Кавказского (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия) и Азово-Черноморского (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Адыгея), с передачей Астраханской, Волгоградской областей и Калмыкии в состав Нижнего Поволжья. Ущербность подобных проектов - в игнорировании мнения местных социумов, неспособности комплексно диагностировать ситуацию в регионе и предвидеть стратегические последствия предлагаемых решений. Ситуация на Северном Кавказе не предполагает простых и быстрых решений. Современный экономический, социальный и этнополитический менеджмент может быть профессиональным и эффективным, если опирается на постоянный мониторинг, детальный анализ получаемых данных и понимание динамики противоречивых процессов.
Сформировавшийся научный кадровый потенциал на Северном Кавказе, имеющийся во всех субъектах Российской Федерации и опирающийся на сеть классических университетов и научных центров РАН, вполне может обеспечить решение этой задачи, несмотря на некоторый снобизм в отношении к ним со стороны значительной части федеральных чиновников и политиков.
Об этом свидетельствует монография Х.В. Дзуцева - объемный и многогранный взгляд на современные общества Северного Кавказа, серьезный вклад в этносоциологию и кавказоведение. Основное внимание автора
сосредоточено на проблемных аспектах современного социально-политического развития Северного Кавказа, барьерах с которыми сталкивается модернизация СКФО. Работы этнографов (Ю.Ю. Карпов) [2], культурологов (В.Х. Акаев, Х.Г. Тхагапсоев, Р.А. Ханаху, Р. Д. Хунагов, А.Ю. Шадже и др.) [3], вышедшие в последние годы, дополняют социологический портрет Северного Кавказа, созданный Х.В. Дзуцевым. В них прослеживаются изменения в мировоззрении народов Северного Кавказа, противоречия в идентификационных процессах титульного и нетитульного населения, проблемы культурной безопасности народов региона и др., что не всегда фиксируется социологическими методами исследования. Но они не меняют стержневую идею книги - на основе модернизации экономики трансформировать социальные отношения, преобразовать этнократии в современные региональные элиты и дать толчок развитию гражданского общества, что станет гарантией ограничения коррупции и укрепления российской идентичности в одном из самых сложных и нестабильных макрорегионов России.
Книга Х.В. Дзуцева станет настольной для экспертов по Северному Кавказу, хочется надеться, что таковой она будет для чиновников и политиков региона и федерального центра. Во всяком случае научное обеспечение политики на Северном Кавказе получило фундаментальную основу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ханаху Р.А. Цветков. Республика Адыгея: социально-демографический портрет. Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство 2010. 88 с.; ХХ лет реформ в России глазами жителей Ростовской области / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Антей, 2012. 172 с.; Казачество как этносоциологический феномен современной России (по результатам социологического исследования казачества Дона) / Отв. ред. Ю.Г Волков. Ростов н/Д: Антей. 2011. 168 с.; и др.
2. Карпов Ю.Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. Спб.: Петербургское востоковедение, 2007. 656 с.; и др.
3. См.: Акаев В.Х. Суфийская культура на Северном Кавказе: Теоретические и практические аспекты / Отв. редактор Г.В. Драч. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 211 с.; Культура Юга России / Отв. ред. Х.Г Тхагапсоев. СПб.: Изд. дом "Петрополис", 2012. 275 с.; Северный Кавказ в фокусе российской идентичности / Под ред. А.Ю. Шадже. М. - Майкоп, 2011. 150 с.; и др.
10 июля 2013 г.