Научная статья на тему 'Северное измерение инновационного развития: опыт Финляндии'

Северное измерение инновационного развития: опыт Финляндии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Северная Европа / научная политика / инновационное развитие / национальная инновационная система / Arctic / Northern Europe / scientific policy / innovation development / national innovation system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Светлана Николаевна

В статье проанализирован опыт Финляндии по формированию национальной инновационной системы (НИС). Выделены ключевые особенности, позволившие небольшой северной стране занять позиции одного из мировых лидеров по темпам экономического роста. Детально рассмотрено значение отдельных компонентов НИС Финляндии, в том числе Академии наук и образовательного сектора на примере Лапландского научно-образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORDIC DIMENSION OF INNOVATION DEVELOPMENT: EXPIRIENCE OF FINLAND

The article is devoted to analysis of Finland’s experience for the national innovation system (NIS) forming. The key features allowed for small Nordic country to take a position as one of the global leaders in economic growth are indicated. Some units of Finland’s NIS, including Academy of Science and educational sector (case of Lapland Science and Education cluster) are described in details.

Текст научной работы на тему «Северное измерение инновационного развития: опыт Финляндии»

Список литературы

Бычков И. Йодная проблема в СССР // Бюллетень Народного Комиссариата здравоохранения РСФСР. 1927. № 12. С. 19-22.

Вольф Н.И., Розенцвейг П.Э. Аптечное дело в Петербурге-Петрограде-Ленинграде // Тр. Ленингр. Хим.-Фарм. ин-та. 1960. Вып. 10: История фармацевтического дела в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. С. 55.

О добывании йода на Мурмане // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1916. № 9. С. 380-381.

Сенов П. Л. Учебник фармацевтической химии. М.: Медгиз, 1960. 460 с.

Фамильный сайт Шаскольских. Аптеки Шаскольских [Эл. Ресурс]. URL: http:// shaskolsky.far. ru/apteka. shtml.

Сведения об авторе

Шабалина Ольга Вячеславовна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Shabalina Olga Vyacheslavovna,

PhD (History), Senior Research Fellow of Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre, RAS

УДК 338.2(480)

С.Н. Виноградова

СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ

ФИНЛЯНДИИ

Аннотация

В статье проанализирован опыт Финляндии по формированию национальной инновационной системы (НИС). Выделены ключевые особенности, позволившие небольшой северной стране занять позиции одного из мировых лидеров по темпам экономического роста. Детально рассмотрено значение отдельных компонентов НИС Финляндии, в том числе Академии наук и образовательного сектора на примере Лапландского научно-образовательного кластера.

Ключевые слова:

Арктика, Северная Европа, научная политика, инновационное развитие, национальная инновационная система.

Vinogradova S.

THE NORDIC DIMENSION OF INNOVATION DEVELOPMENT: EXPIRIENCE OF FINLAND

Abstracts

The article is devoted to analysis of Finland’s experience for the national innovation system (NIS) forming. The key features allowed for small Nordic country to take a

54

position as one of the global leaders in economic growth are indicated. Some units of Finland’s NIS, including Academy of Science and educational sector (case of Lapland Science and Education cluster) are described in details.

Key words:

Arctic, Northern Europe, scientific policy, innovation development, national innovation system.

В настоящее время общепризнанным считается, что конкурентоспособность и эффективность современной экономики может быть достигнута лишь на основе инновационного развития. Так, например, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года говорится, что единственным возможным способом достижения амбициозных целей долгосрочного развития России, состоящих в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня, является переход экономики страны на инновационную социальноориентированную модель развития [Стратегия..., 2011].

Понятием «инновация» как экономической категорией одним из первых стал пользоваться американский экономист австрийского происхождения Й. Шумпетер, который исходил из того, что двигателем экономического развития выступает предприимчивость, выражающаяся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства. Согласно его теории, которая была сформулирована еще в середине XX в., инновация - это нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности функционирования системы и являющееся результатом интеллектуальной деятельности человека. Характерно, что Й. Шумпетер понимал инновацию в широком смысле, то есть не как некое усовершенствование, а существенную смену функции производимого, состоящую в новом соединении между собой средств производства. Таким образом, инновация выступает в качестве явного фактора перемены. Предметно сфера инновации всеобъемлюща: она включает перемены в продукте, процессах, организации и т.д. [Шумпетер, 1982].

К началу 1980-х годов и специалисты в области экономической теории, и практикующие политики большинства европейских государств сошлись на том, что без инновационной ориентации нельзя достичь качественного развития экономики. На практике это означало признание необходимости создания и развития национальных инновационных систем (НИС). Необходимость и целесообразность такого подхода была теоретически обоснована в работах профессора Орхусского университета Б.О. Лундвалля (Швеция). В самом общем виде теория НИС обосновывает необходимость формирования эффективных национальных институтов инновационно-технологического развития экономики. При этом во главу угла ставиться сетевой принцип, т.е. утверждается, что эффективность инноваций проявляется лишь в сетевых структурах, объединяющих их разработчиков, внедренцев, потребителей и т.д. Ключевое значение придается формированию адекватного человеческого капитала - высокому уровню человеческих ресурсов во всех сферах жизни. Ядро НИС - научно-образовательный комплекс страны, который требует особой государственной поддержки [Лундвалль, 2003].

Теория НИС легла в основу научно-технической и инновационной политики всех стран Севера Европы. Наиболее показателен в этой связи пример Финляндии, которая за последние 30 лет сделала огромный рывок в своем экономическом развитии и превратилась из периферийной, преимущественно аграрной, страны в одного из европейских лидеров инновационного развития.

В конце 1970-х гг. Финским национальным фондом исследования и развития «Sitra» был подготовлен доклад «Оценка технологий», который положил начало дискуссии о научно-техническом развитии страны. Ее итогом стало принятие ряда

55

правительственных решений, направленных на формирование новой научно-технической политики. В 1993 г. Финляндия официально принимает Концепцию национальной инновационной системы [Смелова, 2011].

Подход Финляндии к формированию инновационно ориентированной экономики содержит ряд принципиальных моментов. Во-первых, была создана система государственного регулирования в области научно-технической и инновационной политики. Основным направлением инновационно-технологического развития страны были выбраны информационные технологии и телекоммуникационные системы. Для координации всех процессов был учрежден правительственный Совет по научной и технологической политике. Во-вторых, уже с первых лет реализации новой политики были значительно увеличены ассигнования на НИОКР. Если в 1982 году они составляли 1,2 % ВВП, то к 1992 году были увеличены до 2,2 %, а к 2000 году - до 3,37 % ВВП при среднем значении соответствующего показателя по странам ЕС в 1,88 % [Северная Европа..., 2008: 200]. В настоящее время Финляндия является одним из мировых лидеров по затратам на НИОКР. В 2013 году они составили 3,8% ВВП (по ЕС в целом - 2,0%) [Nordic., 2013].

И, в-третьих, акцент был сделан на формирование внутри страны общественного заказа на инновации. Инновационный продукт должен быть востребован, только тогда он становится фактором экономического развития. Финская модель предполагает, что только высокий уровень жизни и низкая дифференциация социально-экономического положения населения могут обеспечить формирование внутринациональных рынков инноваций [Орешников, 2006]. Именно благополучные люди и компании наиболее восприимчивы к новым продуктам и нововведениям. При таких условиях инновации становятся всеобъемлющими, т.е. проникают во все сферы жизни человека. Поэтому социальноэкономическое благополучие населения рассматривается в Финляндии как фактор эффективного инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В результате целенаправленной государственной политики и реализации выбранных приоритетов в Финляндии за короткий срок на базе наукоемкой промышленности была создана динамично развивающаяся экономика. По данным Всемирного экономического форума в 2001 году Финляндия вышла на 1-ое место в мире по глобальной конкурентоспособности. В период 1996-2000 годов рост ВВП Финляндии составлял в среднем 5,1 % в год, в то время как в США - 4,3 %, Японии - 1,3 %, ЕС - 2,6 % [Химанен, 2002: 20]. Наибольшего прироста ВВП Финляндии достиг в 2006 году и составил 5,5% к предыдущему году. После кризиса 2007-2009 годов экономика Финляндии - одна из наиболее динамично восстанавливающихся; уже к 2010 году прирост ВВП практически восстановился на докризисном уровне и составил около 5% [Nordic., 2013]. Финляндия - страна, где показатель уровня бедности один из самых низких в мире. Если в среднем по развитым странам доля живущих за чертой бедности составляет 10,6 %, а в США - 14,1%, то в Финляндии этот показатель равен 3,8% [Северная Европа., 2008: 199].

Поразительный экономический рывок небольшой северной страны с населением немногим более 5 млн чел., не обладающей сколько-нибудь значительными ресурсами, кроме леса, объясняется исключительно сбалансированной и продуманной инновационной политикой, основой которой служат научные исследования и разработки. Финляндия - признанный мировой лидер в развитии национальной инновационной системы, основанной на объединении в единое целое производителей и потребителей знаний. В этой связи представляется целесообразным детальное изучение отдельных компонентов рассматриваемой системы. В данной статье анализируются особенности функционирования в Финляндии Академии наук и образовательного сектора, который рассмотрен на примере Лапландского научно-образовательного кластера.

56

Академия наук Финляндии

Финская Академия наук и литературы (Finish Academy of Sciences and Letter) была основана в 1908 году с целью объединения и поддержки финоязычных ученых, в противовес функционировавшему с 1838 года Финскому обществу наук и литературы. Создание Академии было одним из событий, обусловленных подъемом финского национального движения в ответ на политику русификации, проводимую Российской Империей в отношении Великого княжества Финляндского. На первом этапе акцент в деятельности Академии был сделан на гуманитарные науки, в частности те дисциплины, которые соответствовали национальным интересам. Естественнонаучное направление сформировалось значительно позже, по мере развития соответствующих научных исследований. Такой подход определил состав Академии на долгосрочный период. Современная Финская Академия наук и литературы состоит из двух отделений, общенаучного, включающего 7 секций, и отделения гуманитарных наук, в составе которого 8 секций [Finish Academy..., 2013]:

Общенаучное отделение

• Математика и компьютерные исследования

• Физика и астрономия

• Науки о земле

• Химия

• Биология

• Сельское и лесное хозяйство

• Медицина

Отделение гуманитарных наук

• Теология и религия

• Философия и эстетика

• Психология и педагогика

• История и археология

• Финно-угорские исследования

• Лингвистика

• Юриспруденция

• Социальные исследования

В настоящее время Финская Академия наук и литературы является центральной научной организацией в стране, одним из ключевых звеньев национальной инновационной системы. Академия - это высшее научное сообщество, объединяющее ведущих исследователей по всем областям науки с целью продвижения научных и академических исследований.

Финская Академия наук и литературы функционирует в качестве высшего научного общества. В состав Академии не входят научные организации. Основные задачи, которые решает Академия в Финляндии:

1) координация деятельности по формированию государственной научной

политики;

2) финансирование наиболее актуальных исследований;

3) экспертиза деятельности научных организаций;

4) распространение научных знаний.

В 2000 г. Финская Академия приняла стратегическую программу, в которой обозначено 8 приоритетных пунктов развития научных исследований в Финляндии:

• развитие творческой научной среды;

• обеспечение достаточного притока научных кадров;

• увеличение финансирования и сотрудничества между исследователями;

• использование возможностей общеевропейской кооперации исследователей;

• усиление глобализации и международной кооперации финских исследований;

57

• обеспечение качества и эффективности исследований;

• поддержание этики исследований и успешной научной практики;

• ответственность перед обществом и гражданами.

Структура Академии соответствует ее задачам и включает в себя Академиков, объединенных по научным секциям, профильные Исследовательские советы и аппарат управления. Численность членов Академии ограничена, а новые избираются из числа ведущих исследователей на основании оценки их научных заслуг. Кроме того выдающиеся люди, внесшие существенный вклад в развитие науки или искусств могут быть избраны в почетные члены Академии. Начиная с 1924 года в Финскую Академию избираются иностранные члены, хотя ее основу составляют все-таки финские исследователи, в том числе ученые финского происхождения, работающие за рубежом. Все вопросы относительно членства решаются на ежегодном собрании Академии. На конец 2013 года в состав Финской Академии наук и литературы входили 686 финских членов и 179 - внешних [Annual report..., 2013].

Деятельность членов Академии направлена на достижение заявленных целей путем организации лекций и дискуссионных встреч, публикации научных работ, выработки рекомендаций и заявлений по вопросам, связанным с научными исследованиями. Академия имеет представительства во многих научных комитетах, различных организациях и фондах.

С 2009 года под эгидой Финской Академии наук и литературы начал функционировать «Академический клуб молодых ученых». Цель организации -предоставить молодым ученым площадку для дискуссий, проходящих на высоком научном уровне, и возможность выразить свои научные взгляды. Членство в клубе предоставляется на год, что позволяет охватить этой деятельностью наибольшее число молодых исследователей [Finish Academy., 2013].

Задача академических исследовательских советов - обеспечить дальнейшее развитие передовых исследований, выполняемых на высоком профессиональном уровне. Качество исследования определяется при помощи научных критериев и сопоставления с международным уровнем. Исследователи и научные группы (ядром таких групп являются Академики и специализированные научные центры), показавшие хорошие результаты, получают средства для организации высококвалифицированной исследовательской команды. Исследовательские советы назначаются на Государственном уровне сроком на 3 года. В своей работе исследовательские советы, как и Академия в целом, подчиняются Министерству образования.

Миссией АН Финляндии является поддержка высококвалифицированных исследований через предоставление долгосрочного финансирования, выделяемого на основе экспертных оценок качества научных разработок. Академия тратит значительные усилия на оценку исследований, которые проводятся экспертами со стороны, как правило из-за рубежа. Академия Наук обеспечивает финансирование грантовых проектов, научных программ, научных «центров превосходства» (Centres of Excellence in research), а так же специальных программ повышения квалификации исследователей и развития международного сотрудничества. Активно финансируется работа или обучение исследователей за рубежом (эти гранты даются в первую очередь в тех областях, в которых уровень обучения в Финляндии не достаточно высок). Отдельно финансируются обучение и работа в США по промышленным инновациям. Грант может также получить финский ученый, нанятый иностранным учреждением для работы за границей и не имеющий контракта на родине. Специальная поддержка оказывается молодым ученым, только что получившим докторскую степень. Научно-исследовательские институты, как в Финляндии, так и за рубежом, могут получить грант Финской Академии наук и литературы для приглашения высококвалифицированного специалиста со стороны. При этом средства поступают в организацию, в которой специалист будет вести свои исследования. Только в 2013 году общая сумма инвестиций, сделанных Академией через

58

ее различные фонды увеличилась почти на 20 млн евро в течение года, и достигла в общей сложности 92,5 млн евро [Annual report..., 2013].

Аппарат управления Академии отвечает за претворение в жизнь решений, принятых Исследовательскими советами и осуществляет всю организационную работу. Его штат состоит из 150 человек. Аппарат управления возглавляется Президентом и двумя вице-президентами: по вопросам управления, который отвечает за функционирование администрации АН; и по исследовательской работе - отвечает за планирование научной политики и финансирование исследований. Аппарат управления также является посредником между ведущими исследователями, научными организациями и бизнесом [Finish Academy., 2013].

Таким образом, Академия наук Финляндии выступает в основном как высший экспертный орган в определении приоритетных направлений развития науки и одновременно как грантовое агентство, подкрепляющее эти приоритеты

финансированием. Необходимо отметить, что Академия наук и литературы Финляндии не имеет собственных институтов и финансирует исключительно университеты и исследовательские институты министерств. Значительная часть финансирования распределяется среди «центров превосходства», проводящих исследования на высочайшем мировом уровне.

Лапландский научно-образовательный кластер

В настоящее время в Финляндии функционирует 36 высших учебных заведений. Среди них:

- 9 классических мультидисциплинарных университетов;

- 10 специализированных Вузов (в том числе 3 политехнических института, 3 высших экономических Вуза и 4 учебных заведения в области искусства).

Самый многочисленный сектор составляют так называемые университеты прикладных наук, ориентированные на подготовку специалистов для решения задач конкретного региона. Все университеты Финляндии являются не только образовательными центрами, но и исследовательскими площадками. Образование в Финляндии бесплатное.

Высшие учебные заведения самой северной финской губернии Лапландии представлены Политехническим университетом, расположенным на двух площадках (Кеми-Торнио и Рованиеми), и Лапландским Университетом, высшее образование в которых получает около 10 тыс студентов [Образование., 2013]. Сегодня Лапландский научно-образовательный кластер является одним из лидеров в области подготовки специалистов, с учетом специфики жизнедеятельности в экстремальны условиях Крайнего Севера, и изучения арктических социальных и природных ландшафтов.

Политехнический университет

Политехнический университет был создан слиянием в 2014 году двух университетов прикладных наук Кеми-Торнио и Рованиеми.

Он специализируется в четырех областях знаний:

• Социальные услуги, здоровье и спорт,

• Бизнес и культура,

• Туризм,

• Промышленность и природные ресурсы.

Годовой оборот университета около 43 млн евро, при этом объем выполняемых исследований и инновационных разработок 5-8 млн евро/год. Общее число обучающихся студентов более 5600 чел; количество сотрудников - 560 чел [Lapland University., 2013].

Миссия университета состоит в обеспечении профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на работу в специфических природно-климатических и социально-экономических условиях Лапландии. При этом декларируется приверженность

59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общенациональным принципам качественного образования, сформулированным в документах Финского Совета по развитию высшего образования (FINHEEC). Политика в области качества Политехнического университета Лапландии включает в себя общее представление о целях образования, наиболее эффективное распределение обязанностей между участниками процесса, документирование деятельности и данных, а также доброжелательность и прозрачность. Культура качественного образования активно внедряется в повседневную жизнь университета. Она основывается на активном и открытом взаимодействии сотрудников, студентов и партнеров университета, а также на признании общих ценностей. Культура качества формируется из индивидуального и общего стремления к поддержанию высокого уровня образования, и в значительной степени определяется общеуниверситетской атмосферой [Lapland University..., 2013].

Лапландский университет

Лапландский университет является самым северным не только в Финляндии, но и в Европейском Союзе в целом. Он расположен в столице Лапландии г. Рованиеми, на широте Полярного круга. Университет был основан в 1979 году.

В настоящее время структура Лапландского университета представлена следующими подразделениями:

• 4 факультета - искусство и дизайн, педагогический, юридический и социальных исследований;

• Научные и научно-образовательные подразделения - Центр исследований Арктики «Арктик Центр», Центр языковой подготовки, Центр непрерывного образования «Открытый Университет»;

• Вспомогательные подразделения - Администрация, Сервисный центр, ИТ-Центр, Библиотеки.

По состоянию на 2013 год в университете обучалось 4 240 студентов и 338 аспирантов, в том числе 132 - иностранца. Кроме того проходили временное обучение (в рамках межуниверситетского обмена или стажировки) 268 студентов из Финляндии и 153 - из университетов других стран. В университете обучалась около 5 тыс человек по различным программам непрерывного образования в рамках проекта «Открытый университет». Главным образом это люди, которые проходят переподготовку, получают дополнительное образование или повышают квалификацию. Однако существует и ряд образовательных программ для студентов так называемого «третьего возраста» - пожилых людей. Штат университета составил 652 человека, включая научный и административный персонал, в том числе 63 профессора. Общий объем финансирования в 2013 году составил 52,4 млн евро [University., 2013].

Как Финляндия в целом, так и Лапландский университет занимают ключевую позицию в развитии международного сотрудничества Арктического региона. В 1991 году по инициативе Финляндии в Рованиеми была подписана Стратегия охраны окружающей среды Арктики (AEPS), которая положила начало основанию Арктического Совета. В 1997 году в Рованиеми состоялась презентация инициативы Северного Измерения ЕС. В 2001 году в Рованиеми состоялось официальное открытие Университета Арктики (University of Arctic), который представляет собой обширную сеть сотрудничества университетов и высших учебных заведений Арктического региона. Секретариат этой международной сетевой организации располагается в Лапландском университете.

Арктический Центр Лапландского университета

Арктический Центр был основан в 1989 году как самостоятельное подразделение Лапландского университета. Он представляет собой международный центр государственного масштаба, осуществляющий междисциплинарные научные исследования, а также выполняющий ключевую роль в формировании информационных

60

потоков и распространении научно обоснованной информации о происходящих в Арктике процессах и их воздействии на окружающую среду и арктические сообщества.

Отличительной чертой Арктического Центра является объединение целого ряда различных функций. Его деятельность складывается из научных исследований, выработки и распространения информации, образовательной деятельности, выставочных мероприятий и организации различных событий. Основным направлением исследований, осуществляемых в Арктик Центре, является изучение жизни человека, сообществ и природного окружения в условиях Крайнего Севера, а также научное обоснование устойчивого развития Арктики.

Арктический Центр занимается созданием и сопровождением открытых баз данных, интернет-сайтов и визуальной продукции по Арктическому и Баренцевому регионам, организует общественные лекции, а также обучение и учебные консультации по проблемам Арктики. Важная часть деятельности Арктического Центра заключается в организации научных экспозиций по различной тематике. Результаты деятельности Центра признаны как на государственном уровне, так и в Арктическом регионе в целом, что подтверждается уровнем научных публикаций и мероприятий, проводимых в Рованиеми [Arctic Centre..., 2013].

Численность штата Арктического Центра составляет около шестидесяти человек, причем это интернациональный динамичный рабочий коллектив, включающий не только профессоров и исследователей, но и профессионалов в сфере коммуникаций, дизайнеров, деятелей искусства и т.д. Годовой бюджет 2013 года составил более 4 млн евро, причем базовое бюджетное финансирование составляет лишь половину, около 2 млн евро - это средства грантов и контрактов [Arctic Centre. Annual., 2013].

Научные исследования в Арктик Центре осуществляются тремя основными исследовательскими группами по приоритетным направлениям [Arctic Centre., 2013]:

1. Группа по глобальным изменениям занимается вопросами усиливающегося влияния хозяйственной деятельности на экологию, окружающую среду и население арктического региона; также анализируются вопросы изменения климата посредством исследования ледников и математического моделирования. В Лапландии предметами изучения являются оленеводство, природные ландшафты и биологическое многообразие.

2. Группа по устойчивому развитию занимается изучением экологической политики и экономики, а также вопросами адаптации и уязвимости местных сообществ. В ориентированной на общественные науки исследовательской группе проводятся исследования традиций и идентичности коренных народов, а также саамской политики.

3. Институт экологии и прав национальных меньшинств Севера занимается проработкой правовых вопросов, касающихся международных соглашений и положений по арктическому региону, реализации процессов оценки воздействия на окружающую среду, а также земельного и экологического права коренных народов. Совместно с различными факультетами Университета Лапландии Арктический

Центр занимается реализацией учебной программы «Arctic Studies», участникам которой предоставляются базовые знания по общественным, экологическим и юридическим вопросам Арктического региона. К участию в программе приглашаются студенты всех стран мира. Обучение по программе ведется на английском языке.

Арктический Центр координирует программу докторантуры «Арктис», финансируемую Министерством образования и Академией наук и литературы Финляндии Кроме Университета Лапландии, в программе участвуют университеты Хельсинки и Оулу, а также целый ряд научно-исследовательских учреждений. Обучение предназначено для соискателей ученой степени и аспирантов. Основное направление исследований «Социальное и экологическое воздействие модернизации и глобальных изменений на арктические регионы» [Arctic Centre., 2013].

61

При Арктическом Центре действует Научный центр «Арктикум». Его основная задача заключается в популяризации результатов исследований Арктического Центра и распространении арктической научной информации посредством организации тематических выставок, экскурсий и лекций. Научный центр «Арктикум» предлагает различные программы школам, а также организует различного рода мероприятия как для широкой публики, так и для туристов.

Постоянная экспозиция «Меняющаяся Арктика», развернутая в залах Центра, предлагает посетителям путешествие по прекрасному и захватывающему Арктическому региону, рассказывает о его суровой природе, богатой культуре и происходящих в нём переменах. Ежегодно «Арктикум» посещает около 80 тысяч гостей, более половины из которых приезжает из-за рубежа [Museum..., 2013].

Важнейшим принципом деятельности Арктического Центра является международная кооперация, которая осуществляется по всем направлениям работы. Обширный спектр научных проектов, реализуемых Арктическим Центром в сотрудничестве с зарубежными партнерами, охватывает все области арктических исследований. География партнерства распространяется не только на традиционные арктические страны, но и на новых игроков на арене глобальной Арктики, таких как Китай или Австралия. Арктический Центр является площадкой для международных научных и политических дискуссий по вопросам развития финского Севера и Арктики в целом, которые проходят как в рамках различных международных мероприятий, так и с использованием интернет-ресурсов, поддерживаемых Центром. Профильные отделы Центра предоставляют информацию об Арктике широкой общественности, общественным лидерам и средствам массовой информации по всему миру, а также оказывают помощь Баренцеву\Евро-Арктическому Совету по предоставлению официальной информации. Библиотека Арктического Центра предлагает широкий выбор литературы и источников информации по северным регионам на английском языке. В Арктическом Центре регулярно проводятся международные арктические конференции, семинары, публичные лекции и другие мероприятия [Arctic Centre., 2013].

Выводы

Основным трендом успешного экономического развития во всем мире сегодня признается переход к инновационно ориентированной экономике. Лидерами в данных процессах являются страны Северной Европы, выбравшие путь формирования национальных инновационных систем, интегрированных в глобальные инновационные процессы. Наиболее показателен в этой связи опыт Финляндии, которой собственная периферийность и отсутствие мощной ресурсной базы не помешали в короткие сроки занять одно из лидирующих положений по темпам экономического роста в мире. Ключевым фактором успеха в данном случае послужила выверенная и сбалансированная государственная научно-техническая и инновационная политика.

Основные составляющие финского феномена - значительное увеличение финансирования сферы НИОКР и образования; создание государственной инновационной системы, позволившей объединить производителей и потребителей инноваций на внутреннем рынке; и активные усилия по наращиванию человеческого капитала.

Важнейшая роль в национальной инновационной системе Финляндии отводится Академии наук, выступающей в качестве важнейшей экспертной организации и распределителя финансовых ресурсов. Академия играет ключевую роль в формировании государственной научно-технической политики и является гарантом высокого качества поддерживаемых НИОКР.

Анализ отдельных элементов финской инновационной системы показывает, что в условиях сбалансированной и последовательной государственной политики, ресурсы развития территорий могут быть найдены на локальном уровне. Так, например, Лапландский научно-образовательный кластер обеспечил лидирующее положение самой

62

северной, и слабо развитой в прошлом, губернии Финляндии в общемировых процессах формирования арктической политики и культуры освоения северных регионов.

Список литературы

Annual report of the Finnish Academy of Science and Letters for 2013. URL: http://www.acadsci.fi/vuosikirja/2013/annual_report2013.pdf.

Arctic Centre. Annual Report 2013. Rovaniemi. Finland. 2013. 23 p.

Arctic Centre of the Lapland University. URL: http://www.arcticcentre.org.

Finish Academy of Science and Letters. Official portal. URL: http://www.acadsci.fi. Lapland University of Applied Sciences. URL: http://www.lapinamk.fi/en.

Museum and Science Centre Arctikum. URL: http://www.arktikum.fi/EN/home.html. Nordic Statistical Yearbook 2013. Ed. by Klaus Munch Haagensen. Copenhagen, Denmark: Nordic Council of Ministers. 2013. 156 p.

University of Lapland. URL: http://www.ulapland.fi.

Лундвалль Б.О. Вступление к статье К. Фримена «Technological Infrastructure and International Competitiveness». Репринт для конференции ГЛОБЕЛИКС, 2003. URL: http://www.redesist.ie.ufrj.br/globelics pdfs/GL0BELICS_0079_Freeman.pdf.

Образование в Финляндии. URL: http://e-finland.ru/travel/general/obrazovanie-v-finlyandii.html.

Орешников А. Институциональные аспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем стран Европейского союза // Журнал международного права и международных отношений. 2006. № 1.

Северная Европа регион нового развития / Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюхиной. М.: Весь мир, 2008. 514 с.

Смелова О. К истории формирования и развития концепции национальных инновационных систем // Проблемы современной экономики. Вып. № 2. 2011. С. 40-43.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011. №2227-р. Информационноправовая система Консультант Плюс. URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=123444&req=doc.

Химанен, П., Кастелс, М. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель. М.: Логос, 2002.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Сведения об авторах

Виноградова Светлана Николаевна,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Vinogradova Svetlana Nikolaevna,

Ph.D. (economy), Chief Research Fellow of Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre, RAS

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.