Вика Курага
SETI и сновидения: близкие контакты иной степени в «Таинственной стене»
Денис Сивков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия, sivkov-dy@ranepa.ru.
Ключевые слова: «Таинственная стена»; SETI; инопланетяне; контакт; сновидение; антропология; Эдуардо Кон.
В фильме «Таинственная стена» (1967) представлен контакт между инопланетной цивилизацией и землянами. Герои фильма пытаются взаимодействовать со «стеной» с помощью простых символов универсального языка, который, как им кажется, должен быть понятен всем разумным существам. Однако инопланетяне обща-
ются с землянами через сновидения. В статье представлена антропологическая перспектива контакта иной степени с инопланетной цивилизацией. Вслед за Эдуардо Коном предлагается рассматривать сновидение как sui generis средство коммуникации между земными и внеземными акторами.
В 1967 ГОДУ в СССР на экраны вышел научно-фантастический фильм «Таинственная стена», снятый режиссерами Ириной Поволоцкой и Михаилом Садковичем. Научным консультантом картины выступил Николай Кардашев — астрофизик и радиоастроном, один из основателей советской программы поиска внеземных цивилизаций SETI. Исследователи внеземного разума прослушивали излучения и волны с помощью радиотелескопов, а затем выявляли сигналы, которые свидетельствовали бы о разумности источника. Кроме того, SETI активно отправляли во Вселенную сообщения, которые содержали разного рода послания о Земле и землянах.
«Таинственная стена» — предшественник «Соляриса» (1972) и «Сталкера» (1979) Андрея Тарковского. В «Стене» даже сыграл Александр Кайдановский, известный своей ролью сталкера в одноименном фильме. Все три картины рассказывают про контакт с инопланетной цивилизацией. В «Солярисе» внеземным субъектом является мыслящий океан, порождающий человекоподобные сущности на станции из воспоминаний землян, в «Сталкере» после визита могущественных инопланетян остается Зона с таинственными артефактами, нарушающими законы физики. В «Таинственной стене» появляется что-то вроде непроницаемого купола, который периодически накрывает одно и тоже место.
По сюжету где-то в тайге геологов окружает таинственная стена из клубящегося тумана. Преграда регулярно появляется на двое суток, а потом исчезает на несколько часов. Она непроницаема для людей, для любых физических объектов и даже для электромагнитных волн. При этом стена притягивает к себе землян и вызывает у них странные видения. На время появления стены внутри нее становится светло как днем.
Место контакта окружают военные, рядом со стеной строят поселок со спецобслуживанием, его наводняют различного рода
Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-326).
бюрократы, которые контролируют выполнение правил техники безопасности: они проводят инструктаж, выдают датчики и средства связи, следят за работой системы предупреждения. Внутри стены ученые организуют научную станцию, пытаясь изучить загадочное явление. Кроме того, вокруг таинственного места много простых людей с разной степенью притяжения или безразличия к «марсианам».
Экспедицией геологов руководит Егор Ломов, хоть ученые-начальники в Москве считают, что он слишком устал и его нужно заменить. Дело в том, что Ломов, находясь за стеной, предположил, что стена — это инопланетный разум, который ищет контакта с землянами. За стену отправляется новый руководитель и друг Ломова — Григорий Эрдели, более осторожный и скептически настроенный по поводу внеземного разума. К Эрдели присоединяются еще двое. Леночка—невеста Ломова, обеспокоенная состоянием ученого. Лена работает в планетарии и читает детям лекции о звездных системах. Также в зону едет старший сержант Валентин Карпухин. Он должен подготовить к транспортировке сломанный Ломовым локатор, который ученым дали военные. До армии Карпухин служил в торговом флоте и объездил полмира. Сержант увлекается всякими историями о пришельцах.
После того как герои попадают на территорию станции, у них по очереди появляются странные сновидения. Герои вдруг оказываются в ситуациях из прошлого, где все выглядит очень реально. При этом земляне удивляются ирреальности собственного присутствия и задают вопросы персонажам из сновидений. Они пытаются пойти на контакт, но безуспешно — не могут расшифровать послания стены. Сержант Карпухин попадает на флот в ситуацию, когда на его корабле спасли одинокого канадского мореплавателя. Эрдели возвращается в Грузию и в винограднике беседует с дядюшкой Георгием. Ломов оказывается в кибернетическом НИИ, где задает вопросы ЭВМ и работникам института. Наконец, Леночка находит себя читающей лекцию в планетарии, где она не может ответить на вопрос школьника о таинственной стене.
Ломов и Карпухин пытаются с помощью радиолокатора направить в стену простые рисунки: круг, линию, дом, человечка. Каждый раз попытка контакта заканчивается неудачей — оборудование ломается и сгорает, как будто стена воздействует на технику и игнорирует сигналы землян.
Фильм задает важный антропологический вопрос специалистам SETI: откуда берется допущение, что представите-
ли внеземного разума захотят «разговаривать» с землянами на языке чисел и абстрактных рисунков, передаваемых радиоволнами? Ученые думают, что из-за того, что эти сообщения являются элементарными, «марсиане» с легкостью расшифруют и поймут эти земные сообщения. Николай Кардашев и другие специалисты SETI считали, что технология является критерием развития цивилизации. В этом смысле все без исключения при определенном уровне развития должны передавать радиоволны. Вопрос только в том, сколько энергии может задействовать та или иная цивилизация для передачи сообщений1.
Однако в фильме инопланетная цивилизация выбирает другой медиум. Средство коммуникации здесь не радиоволна, а сновидение с их неявными для «твердых» ученых смыслами и намеками. Кажется, что вариативные значения этих символов далеки от квадратика и человечка ученых. Земляне, к сожалению, видят в контакте только свою техноутопическую перспективу и не замечают перспективу Другого.
Но на что рассчитывают инопланетяне, общаясь с землянами через сновидения? Возможно, адресат инопланетян не ученые, а, например, представители местных индигенных групп. В одном из эпизодов охотник или оленевод — представитель коренного населения — просит одного из ответственных лиц отпустить его родственников — мальчиков, которые пытались проникнуть на запретную территорию. Их отец просит одного из бюрократов отпустить сыновей: «Товарищ начальника, отпусти мальчика. Зачем учителя вызвал? Мальчика хороший — пионера!» Бюрократ парирует: «Вы нам спасибо должны сказать, мы ваших детей, можно сказать, от гибели спасли». В итоге другой чиновник отпускает детей, занявшись более важным делом — инструктажем героев. Представители критического направления в социальных исследованиях SETI подмечают, что поиск внеземного разума, как правило, является колониальным предприятием2. Так, для связи с внеземными цивилизациями западная наука обычно выбирает труднодо-
1. Кардашев Н. С. Передача информации внеземными цивилизациями // Астрономический журнал. 1964. Т. 41. № 2. С. 282-287.
2. Lempert W. From Interstellar Imperialism to Celestial Wayfinding: Prime Directives and Colonial Time-Knots in SETI // American Indian Culture and Research Journal. 2021. Vol. 45. № 1. P. 45-70.
ступные районы, в которых исключает из контакта представителей местных сообществ3.
Более того, антропологи оспаривают универсальность любого языка. Ученые из фильма отправляют внутрь стены сообщения, похожие на визуальные послания с аппаратов «Вояджер», которые в 1977 отправились за пределы Солнечной системы. Но также на «Вояджерах» находились аудио записи — так называемые золотые пластинки. Эти записи должны были дать инопланетной культуре через собрание звуков и музыки представление о планете Земля и о ее разнообразии4. Астрофизики и популяризаторы «твердой» науки, которые руководили проектом, в частности Карл Саган, исходили из универсальности физики и физиологии. Если где-то есть разум, то у него должно быть хотя бы одно ухо и музыка, которая этим ухом должна восприниматься.
Специалист по коммуникации в искусстве и науке Стефани Нельсон и композитор Ларри Полански воспроизводят антропологический аргумент: то, что для одних является музыкой с гармоничным порядком, то для других — какофония или просто набор звуков. Исследователи пересказывают историю про шамана яномами, который, услышав квартет Моцарта, спросил: «На каком языке они говорят?» Нельсон и Полански заключают следующее:
Хотя мужчины яномами напевают мелодичные и ритмичные интонации в рамках духовных ритуалов, у них нет культурной категории музыки, и они не используют инструменты. Они разделяют наш интеллект, окружающую среду, когнитивные способности и речевые возможности, однако их культурная мысль не находит музыкальной информации или смысла в звуковом воспроизведении исполнения струнного квартета. Насколько вероятно, что существа, имеющие еще меньше общего с создателями записи «Вояджера», смогут отобразить музыку в ее весьма разнообразных социальных контекстах?5
3. Charbonneau R. Imaginative Cosmos: The Impact of Colonial Heritage in Radio Astronomy and the Search for Extraterrestrial Intelligence // American Indian Culture and Research Journal. 2021. Vol. 45. № 1. P. 71-93.
4. Scott J. The Vinyl Frontier: The Story of NASA's Interstellar Mixtape. L.; N.Y.: Bloomsbury, 2019.
5. Nelson S., Polansky L. The Music of the Voyager Interstellar Record // Journal of Applied Communication Research. 1993. Vol. 21. № 4. P. 368.
Возможно, если бы в экспедиции был антрополог, то он увидел бы в сновидениях контакты иной степени. «Твердые» ученые пытались привлекать антропологов в проекты SETI, но ограничивали их деятельность позитивистскими рамками:
Уже в начале 1960-х годов антропологам были приписаны две роли в контексте SETI: исследование моделей человеческой эволюции как аналогий внеземного контакта и исследование влияния такого контакта6.
Очевидно, что такие научные темы, как эволюция человечества и последствия контакта исключают социальных ученых из анализа и продюсирования контента сообщений.
Однако таинственная стена является вызовом и для самой антропологии. Возможно, антрополог под куполом смог бы распознать сновидение как послание другой цивилизации, но включить любого антрополога в команду специалистов по поиску внеземного разума недостаточно. Дело в том, что сновидения для антропологов не являются такими же данными, как данные включенного наблюдения. Как правило, наряду с духами, колдовством и одержимостью сновидения могут служить вспомогательным средством, указывающим на что-то более важное для дисциплины: социальную структуру, политическую дифференциацию или практики адаптации к экономическому кризису7. То есть в подавляющем большинстве антропологических описаний сновидения не анализируются, а если и анализируются, то не считаются самодостаточной реальностью. Максимум, сны — это вымысел, своего рода превращенная форма, которая должна отсылать к «твердой» антропологической реальности.
В этом смысле антрополог Эдуардо Кон в книге «Как мыслят леса» совершил переворот. Он предложил рассматривать сновидения — не только сны собеседников, но и свои собственные — как этнографические данные. Сны в Авиле — деревне индейцев руна в Эквадоре — тесно переплетаются с бодрствованием и считаются реальностью духов. Кон считал, что
6. Dick S. J. Anthropology and the Search for Extraterrestrial Intelligence: A Historical View // Anthropology Today. 2006. Vol. 22. № 2. P. 3.
7. Snodgrass J. G. A Tale of Goddesses, Money, and Other Terribly Wonderful Things: Spirit Possession, Commodity Fetishism, and the Narrative of Capitalism in Rajasthan, India // American Ethnologist. 2002. Vol. 29. № 3.
...сновидения — это тоже эмпирический материал, они в своём роде реальны. Они происходят из мира и воздействуют на него, и умение почувствовать их особую логику и хрупкие формы воздействия помогает нам понять что-то о мире по ту сторону человека8.
Кон показал, что сновидение — это такая особая реальность, в которой происходит контакт людей и духов — существ, изначально находящихся на разных уровнях иерархии.
Что если в «Таинственной стене» в сновидении изображен неудавшийся контакт совсем иной степени? Американский астроном Джозеф Хайнек предложил классификацию близких контактов с внеземной цивилизацией: первая степень — это когда очевидцы видят тарелку, вторая — ощущают на себе воздействие физической силы, третья — вступают в непосредственные взаимодействия face-to-face9. Третий тип был представлен в одноименном фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977). Все три типа так или иначе основаны на наблюдении, на непосредственном присутствии инопланетян или на чувственном восприятии следов и воздействий этого присутствия. Эта классификация, как и другие универсалистские допущения SETI, оказываются не у дел в случае радикального различия контактеров. Особенно тогда, когда один из них для поиска общего предлагает сновидения в качестве средства сообщения.
8. Кон Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ad Marginem, 2018. С. 44.
9. Hynek J. A. The UFO Experience: A Scientific Inquiry. Chicago: Henry Regnery Company, 1972.
Библиография
Кардашев Н. С. Передача информации внеземными цивилизациями // Астрономический журнал. 1964. Т. 41. № 2. С. 282-287.
Кон Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ad Marginem, 2018.
Charbonneau R. Imaginative Cosmos: The Impact of Colonial Heritage in Radio
Astronomy and the Search for Extraterrestrial Intelligence // American Indian Culture and Research Journal. 2021. Vol. 45. № 1. P. 71-93.
Dick S. J. Anthropology and the Search for Extraterrestrial Intelligence: A Historical View // Anthropology Today. 2006. Vol. 22. № 2. P. 3-7.
Hynek J. A. The UFO Experience: A Scientific Inquiry. Chicago: Henry Regnery Company, 1972.
Lempert W. From Interstellar Imperialism to Celestial Wayfinding: Prime Directives and Colonial Time-Knots in SETI // American Indian Culture and Research Journal. 2021. Vol. 45. № 1. P. 45-70.
Nelson S., Polansky L. The Music of the Voyager Interstellar Record // Journal of Applied Communication Research. 1993. Vol. 21. № 4. P. 358-376.
Scott J. The Vinyl Frontier: The Story of NASA's Interstellar Mixtape. L.; N.Y.: Bloomsbury, 2019.
Snodgrass J. G. A Tale of Goddesses, Money, and Other Terribly Wonderful Things: Spirit Possession, Commodity Fetishism, and the Narrative of Capitalism in Rajasthan, India // American Ethnologist. 2002. Vol. 29. № 3. P. 602-636.
SETI AND DREAMS: CLOSE ENCOUNTERS OF OTHER KIND IN THE MYSTERIOUS WALL
Denis Sivkov. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia, sivkov-dy@ranepa.ru.
Keywords: The Mysterious Wall; SETI; anthropology; extraterrestrials; contact; dreaming; Eduardo Kohn.
The Mysterious Wall film presents a contact between an alien civilization and earth-lings. The heroes of the film try to interact with the "wall" using simple symbols of a universal language, which, as it seems to them, should be understandable to all sentient beings. However, aliens communicate with earthlings through dreams. The article presents an anthropological perspective on contact of a different degree with an alien civilization. Following Eduardo Kohn, we consider dreams as a unique means of communication between terrestrial and extraterrestrial actors.
DOI: 10.17323/0869-5377-2024-4-82-90 References
Charbonneau R. Imaginative Cosmos: The Impact of Colonial Heritage in Radio
Astronomy and the Search for Extraterrestrial Intelligence. American Indian Culture and Research Journal, 2021, vol. 45, no. 1, pp. 71-93. Dick S. J. Anthropology and the Search for Extraterrestrial Intelligence: A Historical
View. Anthropology Today, 2006, vol. 22, no. 2, pp. 3-7. Hynek J. A. The UFO Experience: A Scientific Inquiry, Chicago, Henry Regnery Company, 1972.
Kardashev N. Peredacha informatsii vnezemnymi tsivilizatsiiami [Transmission of Information by Extraterrestrial Civilizations]. Astronomy Reports, 1967, vol. 41, no. 2, pp. 282-287. Kohn E. Kak mysliat lesa: k antropologii po tu storonu cheloveka [How Forests Think: Toward an Anthropology Beyond the Human], Moscow, Ad Marginem, 2018. Lempert W. From Interstellar Imperialism to Celestial Wayfinding: Prime Directives and Colonial Time-Knots in SETI. American Indian Culture and Research Journal, 2021, vol. 45, no. 1, pp. 45-70. Nelson S., Polansky L. The Music of the Voyager Interstellar Record. Journal of
Applied Communication Research, 1993, vol. 21, no. 4, pp. 358-376. Scott J. The Vinyl Frontier: The Story of NASA's Interstellar Mixtape, London, New
York, Bloomsbury, 2019. Snodgrass J. G. A Tale of Goddesses, Money, and Other Terribly Wonderful Things: Spirit Possession, Commodity Fetishism, and the Narrative of Capitalism in Rajasthan, India. American Ethnologist, 2002, vol. 29, no. 3, pp. 602-636.