Научная статья на тему 'Сетевые отношения в системе конкурентных преимуществ экономики'

Сетевые отношения в системе конкурентных преимуществ экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотов В. Н.

Исследуется процесс формирования конкурентных преимуществ в регионе для наиболее эффективного управления региональной экономической политикой. Делается вывод, что уровень конкурентоспособности региона формируется качественной рыночной инфраструктурой, которая определяется через социально-экономические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network relations in the system of competitive advantages of economy

The paper investigates the process of forming competitive advantages in a region for the most efficient management of regional economic policy. It is concluded that the level of the region's competitiveness is formed by a high-quality market infrastructure gauged by social and economic factor, that is, by the degree of meeting physiological, social and spiritual needs of the population.

Текст научной работы на тему «Сетевые отношения в системе конкурентных преимуществ экономики»

УДК 330.34

СЕТЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИКИ

© 2005 В. Н. Федотов Российская академии государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

Исследуется процесс формирования конкурентных преимуществ в регионе для наиболее эффективного управления региональной экономической политикой. Делается вывод, что уровень конкурентоспособности региона формируется качественной рыночной инфраструктурой, которая определяется через социально-экономические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения.

Конкурентные преимущества являются важнейшим фактором привлечения инвестиций, роста экономики региона, решения социальных проблем и повышения качества жизни населения. Однако эффективных путей формирования конкурентных преимуществ регионов, учитывающих их различия, особые возможности и составляющих в целом значительный потенциал экономического роста территорий, до сих пор не найдено. Об этом свидетельствует низкий уровень инвестиций в субъектах Российской Федерации, слабое развитие реального сектора экономики и, как следствие, невысокий жизненный уровень подавляющей части городского и особенно сельского населения страны.

В конце XX и начале XXI в. сформировались новые взгляды на тенденции развития человечества. Актуальными стали проблемы глобализации, перехода к информационному обществу, развитие сетевых отношений. В этих условиях необходима оценка влияния новых факторов на экономику субъектов хозяйствования и территорий.

Поскольку процесс глобализации носит объективный характер, большинство населения, ощущая его напор и понимая предоставляемые ему выгоды, относится к нему толерантно. Социальные практики подобного типа обнаруживали себя на самых ранних этапах цивилизации и усложнялись вместе с развитием общества. В философско-методологической литературе они нередко именовались процессами интернационализации и унификации социально-экономической жизни. В наше время подобного рода глобализа-

ционные процессы наиболее четко прослеживаются между индустриально развитыми странами с высоким уровнем жизни и остальным миром. В случаях, когда имеет место сближение стран со сходными социальнополитическими, экономическими и другими параметрами, можно было бы говорить не столько о глобализации, сколько об интеграции стран в некие взаимовыгодные сообщества. Для подобных сообществ и стран в исторически конкретные периоды могут быть целесообразны неодинаковые типы государственного регулирования экономики.

Глобализация явно или неявно ориентирует на осуществление во всех таких сообществах такой экономической политики, которая выгодна западным экономическим центрам. По отношению к отдельным национальным государствам она носит однотипный характер и, как правило, приводит к максимальной либерализации национальной экономики. Во внешнеэкономическом конкурен -тном противостоянии такая либерализация неизбежно ведет к разъединению, разукрупнению хозяйствующих субъектов каждого отдельного государства.

В общем, как феномен, глобализация не только размывает межнациональные границы, но и порождает множество проблем, не существовавших прежде. Проблема взаимного приспособления разных народов, цивилизаций, культур пока еще не осмыслена как потенциальный источник межэтнических конфликтов. Но уже сегодня она, несомненно, становится источником самых непредсказуемых социально-культурных столкновений.

Для того, чтобы возможности глобали -зации эффективно использовать для развития национального хозяйства, необходимо обладать соответствующими конкурентными преимуществами, усиленными сетевыми отношениями - продуктом информационных гло -бальных систем.

Формирование конкурентных преимуществ и развитие конкурентоспособности субъектов хозяйствования и территорий, способных противостоять негативным факторам глобализации, являются важнейшими предпосылками структурных преобразований в промышленности, аграрном секторе, в финансовой сфере. Они играют серьезную роль в выработке региональной экономической политики, ориентированной на интересы граждан, способных создать достойные условия жизни на региональном пространстве страны при восстановлении регулирующих функций государства, опирающихся на конкурентные преимущества многонационального российского народа, живущего на самой богатой ресурсами территории в мире, имеющего многовековые культурные традиции, позволяющие не только выживать в сложных условиях жизнедеятельности, но и формировать инновационные направления развития для всего мирового сообщества.

Для идеологов глобализации сфера экономических отношений - важнейшая арена соперничества между цивилизациями, странами и людьми. Прогрессивные трансформации экономической основы могут обеспечить необходимые условия для повышения качества жизни людей, социально-культурного продвижения того или иного общества и человечества в целом. Именно поэтому наиболее жесткие отношения господства и подчинения между национальными государствами складываются прежде всего в области товарообмена и финансов. Финансовые заимствования национальных государств, обладающих отсталым реальным сектором экономики, делает их уже в среднесрочном периоде еще более зависимыми от замыкающихся в себе индустриально развитых центров. Кроме того, воздействие на национальные государства осуществляется и посредством финансовых спекуляций. Финансовый капитал

все активнее используется для биржевых спекуляций на разнице рисков в отдельных сферах мировой фондовой конъюнктуры. Такой капитал делается все более “коротким”, а становясь “коротким”, он не видит смысла в инвестициях в материальное производство, в расширении технологических нововведений. Капитал подобного типа ориентирован прежде всего на поиск рыночных регионов с более высокой и краткосрочной доходностью.

По этой причине в намерения стратегии глобализации не входит реальная экономическая интеграция со странами третьего мира. Более того, финансисты индустриально развитых стран мира стремятся к последовательному углублению различий в уровне производства между национальными государствами. Стратегия “догоняющего развития”, как показывает практика, оказывается не в состоянии изменить ситуацию. Стремление к гомогенному, то есть равномерно развитому единому экономическому пространству и синхронизированному экономическому росту, декларируемое идеологами глоба-лизаторства, не находит отражения в реальных тенденциях. За соблазняющими концепциями “догоняющего развития” все более явно просматривается “теория зависимости”.

Для подталкивания в глобалистский порядок тех стран, которые воздерживаются от вступления в него, применяются внутренние и внешние пропагандистские, политикоэкономические и силовые рычаги давления и устрашения со стороны современных “постиндустриальных” центров глобализации. Нередко выявляется, что наиболее масштабные и благотворные перемены в истории национальных государств, ускорение темпов развития достигались под воздействием скорее внутренних, нежели внешних факторов.

Идеология так называемого “открытого общества”, о котором грезят европейские и американские глобализаторы, на деле не выходит за рамки призывов к открытости рынков национальных государств для иностранной интервенции.

Серьезное значение в формировании конкурентных преимуществ отводится сетевым отношениям, которые снижают трансакционные издержки экономического взаимо-

действия регионов при вхождении России в общемировое пространство, а также при интеграции конкурентных преимуществ субъектов хозяйственных отношений и создании на этой основе рациональной модели поведения участников данного процесса, позволяющей эффективно использовать природные ресурсы и накопленный потенциал развития.

В основу решения вышеизложенных проблем должны быть заложены современные механизмы и инструменты формирования конкурентных преимуществ региона. Предстоит разобраться с содержанием и формированием долгосрочных конкурентных преимуществ региона, а также с наиболее эффективными методами их достижения в конкретных рыночных сегментах. Важное значение имеет определение таких качеств регионов, которые позволяют им стать лидерами в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ. Особое значение приобретает выделение показателей, влияющих на инвестиционную привлекательность региона, использование которых на практике позволяет определить конкретную меру такого влияния и использовать ее для управления данными процессами.

Важным методологическим аспектом анализа конкурентных преимуществ экономики региона является их классификация, определение ведущих субъективных, объективных, внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс развития конкурентос -пособности региона. Управление системой формирования долгосрочных конкурентных преимуществ региона обуславливает необходимость исследования их сущности, структуры, тенденций развития с целью выявления особенностей и методов целенаправленного воздействия на процессы, предопределяющие решение данной задачи.

В связи с тем, что в мировой экономике происходят крупные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами, а рынок получает признание в качестве основной ценности, сила и мощь любого государства в большей степени определяются его конкурентоспособностью. Именно обеспечение кон-

курентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития региона и страны в целом. Для Российской Федерации с ее огромными пространствами, разнообразием природных и социально-экономических условий, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства, многонациональностью обеспечение конкурентоспособности регионов является необходимым условием преодоления социальноэкономического кризиса упрочения территориальной целостности страны.

Многие ученые подчеркивают, что регион не может быть конкурентоспособен во всех секторах экономики. Богатство его зависит от способности привлечь или создать достаточно прибыльные виды экономической деятельности. Однако регион не может быть наиболее привлекательным для всех видов экономической деятельности, и успех в кон -куренции связан с развитием тех из них, в которых у конкретного региона есть конкурентное преимущество. Это говорит о необходимости определенной специализации регионов на некоторых экономических функциях и возможности их взаимодополняемости. Все это может быть реализовано благодаря глубокому изучению конкурентных преимуществ конкретного региона и правильной экономической политики государственных и региональных органов власти.

В свою очередь, регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для динамично развивающейся конкурентос -пособности региона и формирования долгосрочных конкурентных преимуществ - ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Региональная конкурентоспособность прямым образом влияет на конкурентоспособность страны. Национальная экономика в свою очередь является результатом комплекса социально-экономических мероприятий по оценке и обеспечению конкурентоспособности микро- и макроэкономических моделей (предприятия, отрасли, региона, страны). Стратегия конкурентоспособности национальной экономики в наибольшей степени зависит от механизма реализации путей по-

вышения уровня региональной конкурентос -пособности за счет качественного использования конкурентных преимуществ, обеспечивающих наиболее эффективный экономический рост, развитие инновационных и инвестиционных экономических отношений.

Исследование формирования конкурен -тных преимуществ в регионе имеет огромное значение для наиболее эффективного управления региональной экономической политикой. Для того, чтобы иметь возможность наиболее глубоко разобраться в проблеме формирования долгосрочных конкурентных преимуществ, необходимо определиться в понятийном аппарате и разграничить такие категории, как конкуренция, конкурен -тоспособность, а также разделить понятия конкурентоспособность продукции, отрасли, региона, страны.

Конкурентоспособность региона является составляющей конкурентоспособности страны, которая в свою очередь определяется как способность национальной экономики участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам, и определяется технико-экономическим уровнем производства в стране. Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов. В рамках задачи формирования конкурентоспособности региона это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития региона. Конкурентоспособность зависит также от конкурентоспособности фирм, расположенных в нем, и привлекательность становится синонимом конкурентоспособности как места размещения различных видов деятельности.

Конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - объективные условия к конкуренции.

Свойство конкурентоспособности проявляется независимо от поведения субъекта экономической деятельности и определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах.

Уровень конкурентоспособности региона формируется качественной рыночной инфраструктурой, которая определяется через социально-экономические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения.

Социально-экономическое развитие региона - основной показатель уровня конкурентоспособности субъекта Российской Федерации, который определяется эффективностью использования потенциала рыночных механизмов саморегулирования в преодолении кризиса и вывода регионов на траекторию устойчивого экономического роста.

Изначально конкурентные преимущества определялись природным богатством, затем уровнем промышленности, а сейчас важен уровень экономической инфраструктуры, квалификации людей информационных и управленческих технологий. В современных условиях необходимо делать ставку на развитие технологических конкурентных преимуществ, в основе которых лежат такие факторы, как ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционные ресурсы и др., обеспечивающие весь спектр современных конкурентных преимуществ от технологического опережения в одной или нескольких отраслях до технологического лидерства региона и страны в целом.

Региональные конкурентные преимущества - совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих его от других регионов и определяющих долгосрочные перспективы производства товаров и услуг. Они становятся конкурентными позициями регионов в условиях рыночных отношений, когда размещение и функционирование сфер хозяйственной деятельности зависит от того, насколько велики региональные преимущества.

В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «напол-

ненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.

Уровень конкурентоспособности отражает эффективность функционирования не только хозяйственной системы, но и многих других блоков - правового, политического, социального и др., то есть эффективность всей целостной хозяйственной системы страны. Таким образом, анализ конкурентоспособности - это междисциплинарная проблема.

Конкурентоспособность является основным условием осуществления интеграции региона в мировое хозяйство и должна лежать в основе разработки долгосрочной стратегии его развития. В основе решения проблемы развития региональной конкурентоспособности должна лежать задача создания и поддержки индивидуальных региональных факторов - конкурентных преимуществ, благоприятно влияющих на устойчивое социальноэкономическое развитие региона, уровень жизни населения, инвестиционную привлекательность.

Уровень конкурентоспособности является относительным показателем, и его расчет основан на сравнении по ключевым параметрам оцениваемого объекта и базы сравнения. Из-за недостаточного учета условий, связанных с выбором района размещения предприятий и объединений, эффективных систем территориально-производственных комплексов и выгодной территориальной специализации и интеграции хозяйства, регионы и государство несут большие потери. Возрастают издержки производства, падает конкурентоспособность, ухудшается финансовое положение субъектов хозяйствования, нарушаются приоритетные направления регионального развития, сокращается налоговая база, подрывается экономическая и национальная безопасность страны.

Взятый государством курс на повышение конкурентоспособности национальной экономики и реформу административной системы диктует необходимость нового виде-

ния системы управления как на региональном уровне, так и на уровне Российской Федерации в целом. Для эффективного управления региональными структурами необходима адекватная региональная политика, состоящая из нескольких аспектов: политических отношений в отношении регионов; меж-бюджетных отношений; общих социальноэкономических и отраслевых экономических действий, непосредственно связанных с интересами регионов.

В свою очередь деятельность государства является неотъемлемым элементом региональной политики в целом, направленной на снижение пространственных, экономических и социальных диспропорций. Осуществляя региональную политику, государство решает проблемы повышения конкурентоспособности экономики, стимулирования использования собственных ресурсов и конкурентных преимуществ.

Развитие конкурентоспособности должно базироваться на культуре, жизненном укладе, на традициях народов, населяющих конкретный регион, так как каждый регион специфичен и как хозяйствующий субъект имеет необходимые условия для проявления конкурентоспособности и развития индивидуальных конкурентных преимуществ. В этом случае необходимо стремиться не к стиранию веками заложенных институциональных различий и слиянию культурных традиций, а наоборот приоритетными должны быть те факторы - конкурентные преимущества, которые являются эксклюзивными, возможно, даже неповторимыми, выгодно отличающими один регион от другого.

Каждый регион занимает свое место в объективно обусловленной и достаточно устойчивой системе факторов регионального развития - от экономико-географического положения до уровня социально-экономического развития. Каждый регион сочетает в себе как позитивные, так и негативные, с точки развития конкурентоспособности, черты, оценка которых к тому же может меняться в зависимости от развития общей ситуации в стране. Следовательно, не стоит делить российские регионы на группы с однозначно неблагоприятными и благоприятными пред-

посылками для преодоления кризисных процессов переходного периода.

Основной проблемой отечественной региональной экономической политики является то, что она базируется главным образом на использовании объективных - ресурсных конкурентных преимуществ, тогда как наиболее эффективный путь развития региональной конкурентоспособности обеспечивают конкурентные преимущества, связанные с использованием новейших инновационных технологий, с развитием интеллектуального потенциала, и чья роль в настоящее время все больше усиливается. В этой связи подчеркнем, что конкурентоспособность региона определяется не только наличием исходных конкурентных преимуществ, но и умеренностью и правильностью их использования, а также качеством управления их формирования и развития.

Основной задачей региональных властей является формирование модели управления, основанной на эффективном использовании региональных особенностей, имеющихся и потенциальных факторов производства - труда, капитала, природных ресурсов, что является залогом конкурентоспособности и материальным результатом экономической деятельности. Региональные власти должны стимулировать и подталкивать местные компании к постоянному повышению качества, внедрению новых ресурсосберегающих технологий, новых методов управления и созданию долговременного конкурентного преимущества на этой основе.

В контексте позиционирования региона не только в стране, но и в мире достаточно важным является такой инструмент, как идеологии. Сейчас экономическое развитие страны сложилось так, что основные обеспеченные регионы - либо нефтяные районы нового освоения, либо столицы крупных регионов. В то же время у территорий, «обделённых» нынешним экономическим развитием, имеется огромный исторический ресурс, мобилизация которого может позволить изменить текущую картину в пользу качественного развития конкурентоспособности данных регионов и, возможно, перераспределения или умножения количества экономичес-

ки развитых центров. Неучтенность идеологического аспекта, в том числе региональной идеологии, в вопросе формирования конкурентных преимуществ может негативно сказываться на результатах управленческой деятельности. Без серьезной разработки региональных идеологий при наличии только федеральной идеологии экономического перехода Россия рискует вписаться в глобаль -ную экономику однобоко, главным образом в виде Московской агломерации.

В процессе формирования долгосрочных конкурентных преимуществ необходимо большее внимание уделять развитию инновационности, которая должна пронизывать и преобразовывать все составляющие региональной экономики - совокупность производительных сил, производственных отношений общества и господствующий способ производства в нем.

Для становления инновационной экономики в России и выравнивания ее развития по сравнению с другими государствами целесообразно создание системы предпосылок формирования национальной стратегии развития инновационной экономики. Производство инноваций постепенно выделяется в отдельную отрасль, от которой зависит развитие остальных видов деятельности.

В качестве важнейших элементов производительных сил инновационной экономики должны выступать нестандартные знания, воплощенные в высокодоходных технологиях. Знания представляют собой глобальный ресурс, в который входят человеческий капи -тал и технологии. Существенным становится не только создание новых знаний, но и их передача, трансформация, тиражирование, использование. В современном мире действуют новые тенденции, одна из которых - превращение знания в ключевой ресурс развития и глобализация конкуренции, основанной на создании наукоемких продуктов и услуг. Инновационные знания дают возможность лидировать. Однако знания не статичны, и то, что сегодня является инновационным знанием, завтра неотвратимо станет коренным. Таким образом, защита и улучшение конкурентной позиции требуют постоянного обучения и восприятия знаний. Знания все ме-

нее становятся продуктом абстрактного исследовательского процесса, осуществляемого за общественный счет. Поэтому взаимосвязь “интеллектуального капитала” и “технологических ресурсов” принимает решающее значение для успеха инновационной деятельности. Если регион может идентифицировать те области деятельности, где его знания делают ему преимущество в конкуренции, и если эти уникальные знания способны обеспечить прибыль, то может возникнуть мощное и существенное конкурентное преимущество региона в выделенных областях.

Становление инновационной экономики - длительный и сложный процесс, требующий целенаправленного управления и регулирования, огромных капитальных вложений. Для этого необходимы активные действия со стороны государства. Региональная инновационная политика представляется важным первым шагом на пути к созданию национальной инновационной системы в России. Национальная экономическая стратегия, о необходимости разработки и реализации которой заявляют практически все политики и экономисты страны, и должна состоять в создании мощной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала регионов в целом и с учетом особенностей каждого.

Государственная региональная политика России должна стимулировать переход к инновационной модели развития и придать новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам. Ее основная задача - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях и создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. В настоящее время инновационная деятельность пока еще не стала стратегическим локомотивом. Причиной невысокой инновационной активности является недостаток финансовых средств, невысокое качество менеджмента, потеря части квалифицированных научных и инженерно-технических кадров, а также отсутствие достаточных условий

для развития малого бизнеса. Следовательно, необходимо сформировать новые инновационные технологии управления развитием территорий, работающие на повышение конкурентоспособности российских регионов и страны в целом.

Еще одним индикатором качества кон -курентоспособности региона в целом и наличия у него сформированных или имеющих перспективу развития конкурентных преимуществ является инвестиционная привлекательность, которая учитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Однако следует отметить, что регион может стать привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей нахождение оптимальных стратегий экономической деятельности, целенаправленное распределение ресурсов и надежность системы управления и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам, - все это и может явиться управлением инвестиционной привлекательностью экономики региона.

Сущность региональной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития региона, перестройки российской промышленности, преодоления спада производства, улучшения качества и уровня жизни населения.

Можно выделить основные принципы формирования региональной инвестиционной политики: применение метода точечного инвестирования, четкость выбора сфер деятельности, в которых у региона есть преимущества по издержкам производства; пре-

образование в регионально-отраслевых хо -зяйственных комплексах; инвестиции в реструктуризацию экономики региона, в формирование инфраструктуры; приоритетные вложения в инновационные технологии, а также в человеческий капитал. Регионы обладают конкурентным превосходством, если уро -вень использования им маркетинга во внешнеэкономической деятельности является более высоким, чем у конкурентов, и если они в состоянии противостоять воздействию основных конкурентных сил.

Инвестиционная привлекательность региона базируется на следующих положениях: отраслевая специализация хозяйственных комплексов регионов, связанная с особенностями их природно-ресурсного потенциала; существуют преимущества у регионов с экспортной ориентацией их отраслей специализации, большинство российских сырьевых регионов привлекательны лишь для “узко -ориентированных” инвесторов, осуществляющих вложения в уже действующую добывающую промышленность с целью вывоза тех видов сырьевых ресурсов, которые пользуются устойчивым спросом на мировом рынке; возрастает роль ряда регионов с высоким удельным весом отраслей машиностроения и металлообработки в структуре хозяйственного комплекса и важнейших сельскохозяйственных регионов.

Предпочтения инвесторов - субъективная категория, и поэтому на ее основе невозможно создать единую технологию управления инвестиционной привлекательностью: то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим. В частности, достаточно сильно различаются предпочтения отечественных и зарубежных инвесторов. Так, в самом общем плане Россия привлекательна для иностранных инвесторов с точки зрения производственных и человеческих ресурсов, рынков сбыта и уровня цен на производимую продукцию. Наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономи-

ческий потенциал региона. Следовательно, технологию управления инвестиционной привлекательностью необходимо формировать с учетом объективных интересов, вытекающих из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная с учетом этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. Управление в масштабах региона - это создание нормативной базы; формирование структурных механизмов; запуск процессов, функционирование которых дает устойчивый результат масштаба, позволяющего говорить о наличии определенной тенденции инвестиционной привлекательности.

Таким образом, развитие сетевых отношений в региональной экономической системе обусловливает: установление специфических черт конкурентных преимуществ территории и выбор методов их формирования; выявление долгосрочных конкурентных рыночных сегментов и разработку стратегий их завоевания; формирование условий осуществления интеграции региона в мировое хо -зяйство и способность создавать индивидуальные региональные конкурентные преимущества.

При этом под долгосрочными конкурен -тными преимуществами следует понимать наличие у региона уникальных возможностей, особых активов, знаний или природных ресурсов, обеспечивающих субъектам хозяйствования, работающим на его территории, получение прибыли в течение длительного времени. Наиболее устойчивыми и долгосрочными являются структурные преимущества региональной экономики, которые базируются на сетевых отношениях и самоуправлении. Эффективным инструментом достижения устойчивых конкурентных преимуществ являются стратегии, с помощью кото -рых регион может изменить существующие условия функционирования субъектов хозяйствования и правила игры с целью достижения превосходства над сложившимися условиями других территорий. Превосходства должны быть таковыми, чтобы инвесторы

были убеждены в целесообразности долговременных вложений именно в эти, а не в другие регионы. Только тогда отличительные особенности субъектов хозяйствования, функционирующих на территории, получат стратегическую ценность.

Конкурентоспособность региона становится привлекательным фактором для инвестиций, если она имеет инновационную направленность, характеризующуюся значительным удельным весом высокоэффективных интеллектуальных технологий в общем их количестве, высоким уровнем развития институциональных структур рыночной экономики и подготовленными для сетевых отношений кадрами управления.

Конкурентные преимущества, основанные на культуре народа, его традициях и жизненном укладе, являются мощным противодействием глобальным процессам, разруша-

ющим по сути самобытность государств и сформированных ими обществ. Аналитики, у которых негативные тенденции глобально -го развития возбуждают неприятие, справедливо обвиняют международные финансовые институты и транснациональные корпорации в злых умыслах или, по меньшей мере, в неадекватности предлагаемых ими решений глобальных проблем. Спонтанно разрастающаяся сеть негативных последствий глобали -зации побуждает антиглобалистов заявлять, что сегодня человечество превратило себя в главный источник глобальных угроз. Формирование конкурентных преимуществ, способных обеспечить выживаемость и развитие территорий, является важнейшей задачей современной цивилизации, способной сохранить и преумножить ее культурно-духовное наследие, являющееся воспроизводственным базисом народа.

NETWORK RELATIONS IN THE SYSTEM OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF ECONOMY

© 2005 V. N. Fedotov Russian Academy of Public Service Supervised by the President of Russia, Moscow

The paper investigates the process of forming competitive advantages in a region for the most efficient management of regional economic policy. It is concluded that the level of the region’s competitiveness is formed by a high-quality market infrastructure gauged by social and economic factor, that is, by the degree of meeting physiological, social and spiritual needs of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.