С.В. Володенков, В.В. Митева
СЕТЕВЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСНОВНЫЕ АКТОРЫ И СТРАТЕГИИ
Аннотация
Статья посвящена вопросам, связанным с национальной информационной безопасностью в современных условиях. В работе показано, как при помощи современных информационно-
коммуникационных интернет-
технологий ведущие технологически развитые акторы осуществляют информационную агрессию в национальные пространства стран-мишеней. В результате подобной интервенции осуществляется перекодировка традиционных ценностно-смысловых пространств, происходит подрыв доверия к действующим государственным органам власти и национальным элитам, что в дальнейшем приводит к дестабилизации суверенных политических режимов. В целом сетевая информационная борьба становится одной их ключевых составляющих современного политического управления в рамках глобальных процессов удержания, завоевания и перераспределения политической власти. В связи с этим активное участие государства в развитии и функционировании национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры в онлайн-пространстве, а также системное использование государственными органами власти имеющихся в распоряжении информационных ресурсов и коммуникационных технологий становятся ключевыми условиями сохранения стабильности политической системы в современном государстве.
По результатам исследования сделан вывод о том, что эффективная конкуренция в современном глобальном ин-
S. Volodenkov, V. Miteva
NETWORK INFORMATION WAR IN CONTEMPORARY CONDITIONS: THE BASIC ACTORS AND STRATEGIES
Abstract
This article focuses on issues related to national information security in contemporary conditions. The paper shows how to use modern information and communication technologies leading online technologically advanced actors carry information aggression in the national space of the target countries. As a result of this intervention is carried out re-coding of traditional values and meanings of spaces, there is the undermining of confidence in the current government authorities and national elites, which further leads to the destabilization of sovereign political regimes. In general, network information warfare is becoming one of the key components of modern political management within the global processes of retention and re-conquest of political power. In this regard, the active participation of the state in the development and functioning of the national information and communication infrastructure in the online space, as well as the systematic use of the public authorities of available information resources and communication technologies are key conditions for maintaining stability of the political system in a modern state. The study concludes that effective competition in today's global information space, as well as efficient opposition political opponents in the information war today is impossible without an adequate system of work in the Internet space and development of the online tools arsenal. To minimize the risks in the aspect of saving manageability and sovereignty of the national information space is also required to create its own
формационном пространстве, а также результативное противостояние политическим оппонентам в информационной борьбе на сегодняшний день невозможны без адекватной системной работы в интернет-пространстве и разработки соответствующего арсенала онлайн-инструментов со стороны государства. Для минимизации рисков в аспекте сохранения управляемости и суверенности национального информационного пространства также требуется создание собственной управленческой и аналитической инфраструктуры с целью обеспечения противодействия внешним политическим оппонентам, рассматривающим интернет как инструмент коммуникационной агрессии.
management and analytic infrastructure to provide counter external political opponents, considering the Internet as a tool of communication aggression.
Ключевые слова:
информационная война, сетевая война, информационная интервенция, интернет-технологии, «умная» кибервойна, кибер-симулякр.
Key words :
information warfare, network warfare, information intervention, internet technologies, political regime, "smart" cyberwar.
Как показывает анализ актуальной политической практики, современные интернет-коммуникации активно используются для внешнего влияния на национальные политические пространства, а также формирования необходимых инициаторам информационного воздействия политических ценностей, символов, кодов и мифов, что, в конечном счете, самым непосредственным образом оказывает влияние на всю политическую систему государства в целом.
В связи с этим обеспечение информационной безопасности становится одной из важнейших задач современного политического управления на государственном уровне с целью сохранения суверенитета национального пространства политических коммуникаций, включая национальные сегменты интернета.
Современная политическая практика демонстрирует наличие активности значительного числа субъектов глобальной политики, связанной с попытками доминирования в сетевом пространстве и монополизации информационно-коммуникационной инфраструктуры в интернете на глобальном уровне.
С этой целью политическими акторами ряда технологически развитых держав, в первую очередь США, проводятся интенсивные работы по разработке стратегий информационно-коммуникационной борьбы на территории
других государства в условиях развития конкурентного публичного онлайн-пространства политики.
В последние годы специалисты наблюдают интенсивное внедрение со стороны ведущих западных стран в глобальную информационно-коммуникационную инфраструктуру интернета, а также в национальные сегменты онлайн-пространства государств-мишеней собственных доминирующих ресурсов, ограничение доступа к информационным ресурсам оппонентов для собственного населения, развертывание сетевых площадок влияния на сознание населения стран, подвергающихся своего рода информационной агрессии в интернет-пространстве.
Сетевая информационная борьба становится одной их ключевых составляющих современного политического управления в рамках глобальных процессов удержания, завоевания и перераспределения политической власти.
В процессе информационного противостояния в интернете политические акторы используют для достижения собственных целей широкий арсенал технологий информационно-коммуникационного влияния, в том числе методы пропаганды и манипуляции общественным сознанием, формируя и защищая в информационном онлайн-пространстве управляемые социально-политические псевдореальности как для собственного населения, так и для населения стран-противников.
Ввиду этого проблема безопасности национальных сегментов глобального сетевого информационного пространства становится для современных государств крайне актуальной.
Западные государства интенсивно разрабатывают доктрины ведения информационной борьбы в сетевом пространстве, а также технологический инструментарий для участия в информационных войнах и осуществления информационно-коммуникационного влияния на население стран-противников.
Как демонстрирует современная политическая практика, на протяжении последних лет интернет-пространство уже активно используется для осуществления влияния на общественное сознание в глобальных масштабах.
Основными задачами при этом, как правило, являются: разрушение традиционного символического, ценностного и культурного пространства в национальных сегментах информационного пространства, дезориентация населения стран-мишеней; внедрение новых символов, ценностей, культур-
ных кодов, необходимых для формирования выгодных моделей мировосприятия, а также моделей массового поведения; дискредитация существующих национальных политических режимов, подрыв доверия к институтам власти со стороны населения стран-мишеней, а также мирового сообщества; организация и проведение широкомасштабных информационных кампаний по нагнетанию политической напряженности и формированию виртуальных революционных ситуаций; мобилизация масс для протестной оппозиционной деятельности в оффлайн-пространстве; раскрутка и популяризация оппозиционных политических лидеров и организаций; формирование системы контроля за поведением интернет-пользователей для последующего таргетиро-ванного влияния на них; формирование глобальной и национальной информационной повестки дня и перефокусировка внимания пользователей на выгодные темы; формирование в общественном сознании политической пвсевдореальности, отвечающей интересам субъектов коммуникационного воздействия; лишение государств способности проводить самостоятельную независимую информационную политику в собственных национальных сегментах интернет-пространства.
Реализация данных направлений работы во многом определяет возможности воздействия на общественное сознание и ведения информационной борьбы с политическими режимами извне, подрыва стабильности и разрушения национальных политических систем.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что активное участие государства в развитии и функционировании национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры в онлайн-пространстве, а также системное использование государственными органами власти имеющихся в распоряжении информационных ресурсов и коммуникационных технологий становятся ключевыми условиями сохранения стабильности политической системы в современном государстве, так как технологически развитые государства, стремящиеся к доминированию в системе глобальных политических отношений, системно используют сетевую инфраструктуру, оказывая информационно-коммуникационное воздействие на активные группы населения стран-мишеней с целью ослабления действующих в них политических режимов.
В связи с этим вопросы, связанные с обеспечением национальной информационной безопасности, становятся одними из важнейших в процессе современного политического управления.
О серьезности проблемы информационной безопасности в интернет-пространстве свидетельствует тот факт, что наиболее интенсивно технологии интернет-коммуникации развиваются на сегодняшний день в военной сфере.
Помимо создания структур, ориентированных на защиту собственного информационного пространства, США интенсивно разворачивают соответствующую инфраструктуру для ведения информационных войн в онлайн-пространстве и получению контроля над глобальной сетевой инфраструктурой с целью получения возможности тотального управления общественным мнением на территории любого государства.
В рамках данной деятельности государственный департамент США с 2006 года осуществляет реализацию в сетевом пространстве проекта Digital Outreach Team [3], целью которого является так называемая «война идей», заключающаяся в анализе общественно-политических дискуссий в социальных медиа, включая социальные сети и блогосферу, и последующем конструировании и широкомасштабном распространении в интернет-пространстве смыслов, ценностей и идей, необходимых для формирования альтернативных сложившимся моделей восприятия социально-политической реальности. Для этого используются технологии вброса, «посева», вирусного распространения по горизонтальным каналам сетевой коммуникации, а также ком-ментарийного сопровождения от лица «простых пользователей» выгодных представлений о США, их политике, политике государств-оппонентов.
Кроме того Центральное разведывательное управление США создало структурное подразделение Open Source Center [7], в задачи которого вошло отслеживание национальных сегментов интернет-пространства на предмет выявление негативных реакций на американскую политику и формирование соответствующих реакций в социальных сетях, блогах, форумах, чатах в форме вброса и распространения позитивного контента о США.
С учетом новых реалий и высокой роли интернета в процессе глобального политического управления в США была разработана стратегия новой публичной дипломатии, ориентированная на информационно-коммуникационное противостояние в интернет-пространстве с идеологическими противниками американцев, и в первую очередь - на противодействие пропагандистской деятельности в сети России, Китая и Ирана [8].
В дальнейшем концепция публичной дипломатии в интернет-пространстве получила свое развитие, и в 2010 году Государственным Де-
партаментом США был разработан стратегический план развития информационных технологий на 2011-2013 гг., в рамках которого предусматривался переход к новому формату внешнеполитической деятельности, который был обозначен как «цифровая дипломатия» [4]. В рамках данной концепции основной акцент при осуществлении пропагандистского и идеологического воздействия на общественное сознание за рубежом был сделан на переносе информационно-коммуникационных процессов из традиционного медиапро-странства в интернет.
В целом реализуемая США концепция публичной цифровой дипломатии ориентирована на активное внешнее вмешательство в национальные сегменты интернет-пространства и формирование сетевой информационно-коммуникационной инфраструктуры для борьбы с политическими режимами стран-оппонентов.
В рамках осуществления цифровой дипломатии реализуется целый комплекс мер по внешнему влиянию на население других государств, среди которых в первую очередь необходимо выделить специальные образовательные программы по подготовке оппозиционных сетевых активистов для последующей подрывной работы в интернет-пространстве [2], разработку специального программного обеспечения для обхода блокировки западных информационных интернет-ресурсов, а также программных комплексов защиты данных, которыми обмениваются оппозиционеры в сети, от контроля национальными спецслужбами.
Кроме того, к данному комплексу мер следует отнести создание в национальных сегментах интернет-пространства протестных сетевых сообществ, используемых в дальнейшем для организации общественного давления на политические режимы государств-противников, организацию управляемых информационных потоков через социальные медиа, формирующих альтернативные ценностно-смысловые модели и представления о социально-политической реальности для интернет-аудитории, в первую очередь -молодежи, обладающей наиболее высоким протестным потенциалом и существенной политической активностью.
Наряду с интенсивной поддержкой программ по расширению доступа к интернету под видом «демократизации» современного общества подобного рода сетевая активность является, по сути, новой формой информационных войн, реализуемой США.
При этом Россия является одним из основных противников в подобного рода войне, о чем можно сделать вывод из заявления Дж. Глассмана - заместителя государственного секретаря США по вопросам публичной дипломатии, который обозначил в 2008 году в качестве одного из приоритетов в процессе реализации стратегии цифровой дипломатии распространение «войны идей» на российский сегмент сетевого пространства [10].
С весны 2011 года Объединенным Центральным командованием США (Сексот) используется специальный программный комплекс, функционал которого направлен на осуществление информационно-коммуникационного влияния в сетевом пространстве и распространение пропаганды через социальные сети и блоги [18].
При помощи данного программного комплекса специалисты - операторы получили возможность автоматизированного создания и управления большим числом виртуальных киберсимулякров, симулирующих реальных пользователей из различных государств.
При этом программно для каждого из создаваемых киберсимулякров создается собственная индивидуальная история, симулируется сетевая активность, прописываются следы присутствия в интернете за несколько лет, максимально адаптированные к менталитету тех стран, от лица которых выступает в дальнейшем такого рода киберсимулякр. В результате такая виртуальная личность становится максимально правдоподобной и ее реальное существование не вызывает сомнений со стороны обычных сетевых пользователей. С учетом использования технологии подмены 1Р-адресов, позволяющей привязать активность пользователя в интернет-пространстве к конкретной территории, различить реально существующего пользователя и киберсимулякр практически невозможно [17].
По заявлениям американских военных данная технология позволит Центральному командованию пресекать распространение экстремистской и иной вражеской пропаганды. Однако нужно заметить, что потенциал данной технологии намного превосходит заявленные границы.
С учетом уровня популярности ведущих социальных медиа созданные киберсимулякры способны обеспечивать массовое воздействие на общественное сознание в глобальном масштабе.
Используя данную технику можно не только противодействовать экстремистским течениям в Интернете, но и создавать выгодные когнитивные схемы переосмысления общественно-политических процессов и
транслировать их в общественное сознание населения большинства современных государств.
Кроме того, использование в сетевых информационных кампаниях управляемых киберсимулякров позволяет осуществлять пропагандистское и идеологическое воздействие на интернет-пользователей, а также реа-лизовывать проекты по манипуляции общественным сознанием в любой точке мира, где есть доступ населения к интернету.
С учетом широких возможностей по геотаргетингу в социальных медиа технологически возможно при помощи искусственно созданных сетевых псевдоличностей осуществлять в интернет-пространстве как крупномасштабные, так и максимально адаптированные к любой целевой аудитории политические проекты в форме информационных ударов по конкретной территории противника.
Такой формат информационно-коммуникационной деятельности в интернет-пространстве мы можем определить термином «умная кибервой-на». В рамках такого рода «умных войн» киберсимулякры могут быть использованы для решения значительного числа задач в сфере управления общественным сознанием.
К числу такого рода задач мы относим следующие:
- симуляция общественно-политических псевдособытий, не происходивших в действительности;
- конструирование и внедрение в общественное сознание специфических поведенческих моделей протестной активности;
- управление массовыми стереотипами восприятия и оценки социально-политической реальности;
- мобилизация политически активных общественных групп из сетевого пространства в традиционное оффлайн-пространство для осуществления деятельности, оппозиционной действующей власти;
- разрушение либо трансформация традиционных национальных ценностно-смысловых и символических пространств, конструирование и внедрение в общественное сознание альтернативных ценностных и смысловых моделей;
- подрыв общественного доверия к действующим органам государственной власти, компрометация национальных лидеров и представителей политических элит;
- конструирование выгодной информационной повестки дня для сетевых пользователей, вброс искусственных общественно значимых информационных поводов в интернет-пространство;
- организация общественного давления со стороны симулированного большинства на национальные государственные и политические институты;
- симуляция ситуации политической нестабильности, нагнетание социальной напряженности и общественного недовольства политической ситуацией в стране;
- имитация общественной поддержки либо неприятия со стороны большинства населения ключевых участников национального политического процесса.
Как показывает современная практика, симулирование псевдоличностей в интернете предоставляет субъектам информационной агрессии широкие возможности реализации масштабных проектов по информационно-коммуникационному воздействию на население стран-мишеней, не обладающих адекватными инструментами противодействия внешним информационным атакам, в результате чего подрывается стабильность национальных политических режимов и теряется контроль над собственным национальным политическим пространством.
События последнего времени наглядно демонстрируют последствия использования таких технологических проектов в странах Восточной Европы и Африки. Россия также является на сегодняшний день мишенью для такого рода информационного воздействия.
Таким образом, суверенитет значительного числа стран может оказаться под угрозой в случае осуществления внешнего информационно-коммуникационного влияния на их население. И использоваться в ходе вторжения будет не классическая военная техника, а информационно-коммуникационные технологии умной силы (smart power), нацеленные на формирование и внедрение в сознание населения государств-противников необходимой социально-политической псевдореальности.
При этом важно заметить, что Министерство обороны США относит к числу основных потенциальных киберпротивников помимо Ирана и Китая также и Россию, что актуализирует рассматриваемую проблему для нашего государства.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации, важно и необходимо проанализировать существующие угрозы и риски для совре-
менных государств в интернет-пространстве и рассмотреть такой вопрос, как реализация посредством применения интернет-технологий политической коммуникации стратегий формирования моделей массового миропредставления и массового поведения, что является одной из целей современного политического управления в целом, позволяя в дальнейшем осуществлять так называемые «цветные революции» и сопутствующую им смену политических режимов.
Говоря о проблеме формирования моделей мировосприятия и поведения масс, следует констатировать, что интернет сегодня выступает в качестве мощного фильтра и оказывает существенное влияние на то, какая информация, в каком виде и в какой форме транслируется для представителей политически активных групп населения в глобальных масштабах.
В качестве инструментов, обеспечивающих такую глобальную трансляцию контента, особо следует выделить социальные медиа - видеохостинг YouTube, социальные сети, в первую очередь Facebook, поисковик Google, системы блоггинга и микроблоггинга (Twitter, Instagram, Pinterest, всемирную онлайн-энциклопедию знаний Wikipedia, - которые выступают в качестве инструментов информационно-коммуникационного влияния на население стран-мишеней, подвергающихся высокотехнологичным информационным атакам извне.
Неслучайно не только США, но и другие технологически развитые западные государства активно разрабатывают технологический арсенал по управлению информационно-коммуникационными процессами в социальных медиа.
Так, например, в Великобритании действует объединенная группа исследования угроз (JTRIG), занимающаяся разработкой технологий воздействия на сетевое пространство, включая технологии создания фальшивых блогов и виртуальных личностей-киберсимулякров, посева дезинформации и компромата в социальных медиа, фальсификации результатов общественных голосований на сайтах (технология UNDERPASS), искусственного увеличения числа просмотров web-страниц и страниц конкретных пользователей блогосферы и социальных сетей (технология SLIPSTREAM), управления рейтингами комментариев на видеохостинге YouTube, продвижения и повышения популярности в пространстве социальных медиа общественно-политических постов (технология GESTATOR) [5].
В начале 2015 года в Великобритании также была создана 77 военная бригада численностью в 1500 человек, являющаяся специальным армейским подразделением, деятельность которого направлена на использование нелетальных методов ведения боевых действий в социальных медиа с целью влияния на действия противника в условиях современной войны [1].
Следствиями такого информационного вторжения в формате «мягкой силы» становятся дестабилизация национальных политических систем и разрушение существующих политических режимов посредством революционных переворотов, интерпретируемых в сетевом пространстве как мирные протесты граждан, инициированные самим гражданским обществом.
Одними из ключевых инструментов, используемых для мобилизации и последующей координации протестных групп, при этом стали в первую очередь американские информационно-коммуникационные ресурсы Facebook, Twitter и Youtube. С учетом глобального характера их функционирования можно предположить, что применение данных социальных сервисов при осуществлении информационных операций в национальных сегментах информационного пространства осуществляется в рамках единой универсальной модели.
Так, массовые акции протеста на Украине осенью 2013 года были инициированы, а в дальнейшем координировались посредством использования социальной сети Facebook. Именно с призыва журналиста Муста-фы Найема в этой социальной сети начался первый митинг в Киеве.
Кроме того, важно отметить, что социальные медиа используются в качестве инструмента разрушения национальной идеологии, как основы государственной политической системы, посредством дискредитации ключевых представителей национальной элиты, находящихся у руля власти, в результате чего политические режимы становятся нелегитимными, а между государственной властью и гражданским обществом возникают серьезные масштабные конфликты. Как писал в своих трудах А. Грамши [11], происходит «молекулярная агрессия в культурное ядро» национальных политических режимов [13].
При этом следует обозначить, что главной характеристикой в деятельности сетевых интернет-структур является отсутствие единого управляющего органа и распределенный характер функционирования, что не позволяет подвергшемуся агрессии государству эффективно подавлять протестную сетевую активность. Кроме того, основные интернет-
площадки, используемые для мобилизации и координации оппозиционных сил, находятся вне юрисдикции страны-мишени, и в большинстве случаев зарегистрированы в доменных зонах США, что делает их недоступными для регулирования со стороны «жертвы».
Таким образом, мы можем констатировать принципиальную трансформацию характера и содержания информационно-коммуникационных процессов в интернет-пространстве, осуществляемых в процессе современного политического управления.
Если в рамках традиционных моделей политического управления субъектами идеологического и пропагандистского воздействия выступали национальные государственные институты власти, представители национальных элит, контролировавшие информационно-коммуникационную инфраструктуру, то на сегодняшний день в качестве субъектов политической пропаганды и идеологического влияния выступает значительное число распределенных сетевых структур, способных формировать представления интернет-пользователей о социально-политической реальности на уровне горизонтальных коммуникаций.
Имея высокий уровень доверия как «независимые» источники информации, данные структуры обладают возможностями широкого и эффективного влияния на общественное сознание, а горизонтальность коммуникаций позволяет добиваться вирусного эффекта при распространении пропагандистского и манипуляционного контента, в связи с чем традиционные подходы к блокированию распространения информации становятся нерезультативными.
В результате процесс формирования политических идей и смыслов, включая альтернативные традиционным, направленных на подрыв стабильности действующих политических режимов, в интернет-пространстве в значительной мере выходит из-под контроля государства как классического доминирующего субъекта политических коммуникаций в собственном информационном пространстве ввиду разрушения традиционной монополии на использование каналов массовой коммуникации
Информационная открытость и экстерриториальность интернета превращает его в глобальный инструмент разрушения традиционных ценностно-смысловых пространств и подмены представлений о социально-политической реальности для значительного числа интернет-пользователей, обладающих высокой политической активностью.
Формирование альтернативных и, как правило, протестных, моделей мировоззрения и поведения, подмена культурных кодов и ценностей позволяют оказывать давление на действующие в государствах политические режимы, подрывая стабильность их функционирования, что является одним из главных вызовов всей системе современного политического управления.
Особую актуальность данный вызов приобретает в настоящее время в России, которая подвергается информационной экспансии в интернет пространстве со стороны внешних политических акторов, деятельность которых направлена на перекодировку национального ценностно-смыслового пространства и подрыв социально-политической стабильности в государстве с целью последующей смены суверенного политического режима.
На сегодняшний день мы можем констатировать интенсивное вхождение в российское интернет-пространство глобальных информационно-коммуникационных площадок, большинство из которых являются американскими. Так, одними из наиболее популярных и массовых в России интернет-ресурсов являются поисковый сервис Google, социальная сеть Facebook, сервис микроблогов Twitter, онлайн-энциклопедия Wikipedia, фотопортал Instagram, а также крупнейший в мире видеохостинг YouTube. Все они являются американскими по происхождению [19].
Функционирование российского национального сегмента интернет-пространства на сегодняшний день помимо крайне высокого влияния на него глобальных иностранных информационных сервисов характеризуется и иными тенденциями, представляющими определенные угрозы информационной безопасности государства.
Данная проблема актуализируется по мере роста доверия россиян к интернету как основному и главному источнику получения общественно-политической информации.. Если тенденция роста уровня доверия граждан к интернету как основному источнику информации продолжится, то с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что выборы Президента России в 2018 году могут пройти в условиях доминирования информационных интернет-ресурсов в качестве значимого и формирующего общественное мнение медиа-инструмента.
Неслучайно российские институты государственной власти активно предпринимают попытки противодействия политическим рискам, связанным со значительным потенциалом технологий интернет-коммуникации в аспекте управления общественным мнением, противодействуя внешнему
информационно-коммуникационному воздействию на национальный политический режим и политическую систему государства в целом.
Эффективная конкуренция в современном глобальном информационном пространстве, а также результативное противостояние политическим оппонентам в информационной борьбе на сегодняшний день невозможны без адекватной системной работы в интернет-пространстве и разработки соответствующего арсенала онлайн-инструментов.
В связи с этим особую актуальность в аспекте обеспечения национальной информационной безопасности и защиты национальных интересов приобретает необходимость разработки адекватной и эффективной государственной информационной политики, способной результативно отвечать новым вызовам и угрозам, сложившимся в глобальном коммуникационном пространстве.
В условиях сетевого информационного противоборства необходима выработка инициативной политической доктрины по обеспечению безопасного функционирования российского сегмента интернет-пространства, с использованием превентивных мер по противодействию внешней информационной агрессии.
Интернет как пространство политических коммуникаций, по нашему мнению, будет оказывать все большее влияние на современный российский политический процесс, определяя параметры функционирования национального политического режима, в связи с чем минимизация рисков в аспекте сохранения управляемости и суверенности национального информационного пространства требует также создания собственной организационно-управленческой и аналитической инфраструктуры для обеспечения эффективного противодействия информационно-коммуникационной активности внешних политических оппонентов, рассматривающих интернет как инструмент внешней агрессии.
Литература
1. Госдеп США открыл «сезон промывания мозгов» Рунета // РИА Новый Регион. 30.10.2008. URL: http://www.nr2.ru/203903.html (дата обращения 29.04.2016).
2. Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. I / Пер. с ит. M.: Политиздат,
1991.
3. Иванов В. Пентагон создает кибервойска // Независимое военное обозрение. 11.12.2009. URL: http://nvo.ng.ru/forces/2009-12-11/14_kibervoiska.html (дата обращения 29.04.2016).
4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М.: Эксмос, 2007.
5. Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных сил РФ в информационном пространстве // Сайт министерства обороны РФ. URL: http://ens.mil.ru/sdence/pubNcations/more.htm?id = 10845074@cmsArtide (дата обращения 29.05.2016).
6. Минобороны может создать отдельный род войск по борьбе с кибе-ругрозами // РИА Новости. 05.07.2013. URL: http://ria.ru/defense_safety/20130705/947802340.html (дата обращения 29.04.2016).
7. ОДКБ будет активно бороться с киберпреступностью // Сайт Организации Договора о коллективной безопасности. 21.12.2011. URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=558 (дата обращения 29.04.2016).
8. Пентагон тренирует армию ботов для «войны» в блогах .. Vesti.ru. 18.03.2011. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=437409&cid=780 (дата обращения 29.04.2016).
9. Рудакова Д. США готовят операцию по манипулированию социальными сетями. // РБК Daily. 21.03.2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/03/21/world/562949979906266 (дата обращения 29.05.2016).
10. Рунет и выборы // Интерфакс. 25.09.2012. URL: http://www.interfax.ru/russia/267340 (дата обращения 29.04.2016).
11. Рунет становится иностранным // Рамблер. 25.09.2012. URL: http://news.rambler.ru/15671623/ (дата обращения 29.04.2016).
12. В США созданы кибервойска // Dni.ru. URL: http://www.dni.ru/news/2010/1/27/184248.html (дата обращения 29.04.2016).
13. British army creates team of Facebook warriors // TheGuardian. URL: http://www.theguardian.com/uk-news/2015/jan/31/british-army-facebook-warriors-77th-brigade (дата обращения 10.02.2015).
14. Civil Society 2.0. URL: http://www.state.gov/statecraft/cs20/ (дата обращения 29.04.2016).
15. D&CP-International information programs. URL: http://www.state.gov/documents/organization/123580.pdf (дата обращения 29.04.2016).
16. IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013-Digital Diplomacy. Department of State. 01.09.2010. URL: http://www.state.gov/rn/irm/rls/148572.htm (дата обращения 29.04.2016).
17. JTRIG tools and techniques URL: http://www.documentcloud.org/documents/1217406-jtrigall.html#document/p2 (дата обращения 10.05.2014).
18. Public Diplomacy: Strengthening U.S. Engagement with the World. A Strategic Approach for the 21st Century, 2010. URL: http://mountainrunner.us/files/2014/12/PD_US_World_Engagement.pdf (дата обращения 29.04.2016).
19. U.S. Public Diplomacy Actions Needed to Improve Strategic Use and Coordination of Research. GAO Report to the Ranking Member, Committee on Foreign Relations, U.S. Senate. 2007. URL: http://www.gao.gov/new.items/d07904.pdf (дата обращения 29.04.2016).
20. Wallin M.Public Diplomacy: A New Strategic Imperative, 2012. URL: http://americansecurityproject.org/ASP%20Reports/Ref%200071%20-%20The%20New%20Public%20Diplomacy%20Imperative.pdf (дата обращения 29.04.2016).
References
1. V SShA sozdany kibervoiska. Dni.ru. URL: http://www.dni.rU/news/2010/1/27/184248.html (data obrashcheniya 29.04.2016).
2. Gosdep SShA otkryl «sezon promyvaniya mozgov» Runeta. RIA Novyi Region. 30.10.2008. URL: http://www.nr2.ru/203903.html (data obrashcheniya 29.04.2016).
3. Gramshi A. Tyuremnye tetradi. V 3 ch. Ch. I. Per. s it. M.: Politizdat,
1991.
4. Ivanov V. Pentagon sozdaet kibervoiska. Nezavisimoe voennoe oboz-renie. 11.12.2009. URL: http://nvo.ng.ru/forces/2009-12-11/14_kibervoiska.html (data obrashcheniya 29.04.2016).
5. Kara-Murza S.G. Manipulyatsii soznaniem. M.: Eksmos, 2007.
6. Kontseptual'nye vzglyady na deyatel'nost' Vooruzhennykh sil RF v in-formatsionnom prostranstve. Sait ministerstva oborony RF. URL: http://ens.mil.ru/science/publications/more.htm?id = 10845074@cmsArticle (data obrashcheniya 29.05.2016).
7. Minoborony mozhet sozdat' otdel'nyi rod voisk po bor'be s kiberugroza-mi. RIA Novosti. 05.07.2013. URL: http://ria.ru/defense_safety/20130705/947802340.html (data obrashcheniya 29.04.2016).
8. ODKB budet aktivno borot'sya s kiberprestupnost'yu. Sait Organizatsii Dogovora o kollektivnoi bezopasnosti. 21.12.2011. URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=558 (data obrashcheniya 29.04.2016).
9. Pentagon treniruet armiyu botov dlya «voiny» v blogakh. Vesti.ru. 18.03.2011. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=437409&cid=780 (data obrashcheniya 29.04.2016).
10. Rudakova D. SShA gotovyat operatsiyu po manipulirovaniyu sot-sial'nymi setyami.. RBK Daily. 21.03.2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/03/21/world/562949979906266 (data obrashcheniya 29.05.2016).
11. Runet i vybory. Interfaks. 25.09.2012. URL: http://www.interfax.ru/russia/267340 (data obrashcheniya 29.04.2016).
12. Runet stanovitsya inostrannym. Rambler. 25.09.2012. URL: http://news.rambler.ru/15671623/ (data obrashcheniya 29.04.2016).
13. British army creates team of Facebook warriors. TheGuardian. URL: http://www.theguardian.com/uk-news/2015/jan/31/british-army-facebook-warriors-77th-brigade (data obrashcheniya 10.02.2015).
14. Civil Society 2.0. URL: http://www.state.gov/statecraft/cs20/ (data obrashcheniya 29.04.2016).
15. D&CP-International information programs. URL: http://www.state.gov/documents/organization/123580.pdf (data obrashcheniya 29.04.2016).
16. IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013-Digital Diplomacy. Department of State. 01.09.2010. URL: http://www.state.gov/rn/irm/rls/148572.htm (data obrashcheniya 29.04.2016).
17. JTRIG tools and techniques URL: http://www.documentcloud.org/documents/1217406-jtrigall.html#document/p2 (data obrashcheniya 10.05.2014).
18. Public Diplomacy: Strengthening U.S. Engagement with the World. A Strategic Approach for the 21st Century, 2010. URL: http://mountainrunner.us/files/2014/12/PD_US_World_Engagement.pdf (data obrashcheniya 29.04.2016).
19. U.S. Public Diplomacy Actions Needed to Improve Strategic Use and Coordination of Research. GAO Report to the Ranking Member, Committee on Foreign Relations, U.S. Senate. 2007. URL: http://www.gao.gov/new.items/d07904.pdf (data obrashcheniya 29.04.2016).
20. Wallin M.Public Diplomacy: A New Strategic Imperative, 2012. URL: http://americansecurityproject.org/ASP%20Reports/Ref%200071%20-%20The%20New%20Public%20Diplomacy%20Imperative.pdf (data obrashcheniya 29.04.2016).