КООПЕРАЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ СНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЕДИНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Г.А. Краснова, Н.В. Сюлькова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/1, Москва, Россия, 117198
В статье рассмотрены результаты реализации проекта «Создание сетевого университета СНГ (2008—2010 годы)», направленного на создание совместных магистерских программ в рамках содружества, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации, уточнены задачи по дальнейшей его реализации в 2010 г.
Ключевые слова: сетевой университет СНГ, Декларация о сотрудничестве ведущих вузов государств — участников СНГ, международная конференция «Создание сетевого университета СНГ», консорциум по созданию сетевого университета СНГ.
В целях дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств Российским университетом дружбы народов в 2008 г. был инициирован проект «Создание сетевого университета СНГ (2008—2010 годы)» (СУ СНГ). Проект реализуется при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ.
Основная задача проекта — повышение качества и привлекательности высшего образования, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств — участников СНГ.
Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований, в том числе с целью подготовки диссертаций, что, в свою очередь, определяет основные формы подготовки в сетевом университете СНГ: магистратура и послевузовское образование.
В процессе реализации проекта «Создание сетевого университета СНГ (2008— 2010 годы)» (СУ СНГ) можно выделить три этапа.
На I этапе (2008 г.) были достигнуты следующие результаты:
— разработана концепция университета СУ СНГ;
— разработана нормативно-правовая база функционирования СУ СНГ;
— разработана схема организации учебного процесса СУ СНГ;
— согласованы основные направления подготовки в СУ СНГ: «Юриспруденция» (специализация «Международное право»), «Менеджмент» (специализации «Международный менеджмент» и «Управление международными проектами»), «Филология» (специализация «Русский язык»). Учебные планы по перечисленным направлениям прошли первый этап согласования;
— разосланы приглашения об участии в проекте ведущим вузам государств — участников СНГ.
В результате большой работы, проведенной в 2008 г. Российским университетом дружбы народов, участие в проекте подтвердили следующие одиннадцать национальных вузов государств — участников Содружества, подписавших Декларацию о сотрудничестве ведущих вузов государств — участников СНГ по созданию сетевого университета СНГ: Белорусский государственный университет, Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Донецкий национальный университет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Кыргызско-Российский Славянский университет, Российско-Таджикский Славянский университет, Российский университет дружбы народов, Таджикский национальный университет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова.
На II этапе (2009 г.) необходимо было решить следующие задачи:
— проведение международной конференции «Создание сетевого университета СНГ» на базе Российского университета дружбы народов;
— подписание Соглашения о консорциуме по созданию СУ СНГ;
— подписание Соглашений участников консорциума по созданию СУ СНГ о совместной подготовке магистров по направлениям;
— согласование и утверждение учебных планов в области юриспруденции («Международное право»), менеджмента («Управление международными проектами», «Международный менеджмент»), филологии («Русский язык»);
— согласование схемы управляющих и административных структур СУ СНГ;
— утверждение логотипа, слогана и дизайна сайта СУ СНГ;
— привлечение к участию в проекте новых вузов из государств — участников СНГ, включая Российскую Федерацию.
В настоящее время большая часть поставленных задач уже решена. Большую роль в этом сыграла проведенная в июне 2009 г. международная конференция «Создание сетевого университета СНГ», в работе которой приняли участие делегации одиннадцати национальных вузов государств — участников СНГ: Белорусского государственного университета, Днепропетровского национального университета им. О. Гончара, Донецкого национального университета, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Казахского национального университета им. аль-Фараби, Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, Кыргызско-Российского Славянского университета, Российско-Таджикского Сла-
вянского университета, Таджикского национального университета, Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, Российского университета дружбы народов.
Результатом работы конференции стало подписание 11 июня 2009 г. руководителями делегаций национальных вузов государств — участников СНГ Соглашения о консорциуме по созданию сетевого университета Содружества Независимых Государств и Соглашений участников консорциума по созданию сетевого университета Содружества Независимых Государств о совместной подготовке магистров в области международного права, по направлениям «Менеджмент» (специализации «Международный менеджмент», «Управление международными проектами»), «Экономика» (специализация «Международная торговля»), «Филология» (специализация «Русский язык и литература»).
В соответствии с подписанным Соглашением о консорциуме по созданию сетевого университета Содружества Независимых Государств (далее Соглашение) созданный Консорциум не является юридическим лицом и открыт для вступления других организаций в порядке, установленным данным Соглашением. При этом образовательные организации, желающие вступить в Консорциум, должны соответствовать перечисленным ниже критериям присоединения высших учебных заведений к Соглашению, утвержденным участниками Консорциума 11 июня 2009 г.:
— наличие не менее 10 направлений (специальностей) естественно-научного, гуманитарного и социально-экономического профиля;
— отношение числа профессоров и докторов наук (штатные сотрудники) к численности студентов на дневной форме обучения не менее 1/100;
— наличие не менее пяти советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по направлениям сотрудничества Консорциума;
— количество единиц хранения библиотечного фонда высшего учебного заведения — не менее 500 тыс.
В Соглашении акцентируется внимание на основной цели Консорциума — учреждении СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества, направленной на создание единого (общего) образовательного пространства вузов государств — участников Содружества Независимых Государств путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества; создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках Содружества Независимых Государств; содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов государств — участников Содружества Независимых Государств.
В связи с этим основными задачами Консорциума являются следующие:
— подготовка магистров, аспирантов и докторантов по естественно-научным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям;
— развитие академической мобильности магистров, аспирантов и докторантов на территории государств — участников СНГ;
— реализация участниками совместных магистерских программ;
— проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями.
В Соглашении затрагиваются также вопросы о вкладах участников Консорциума (материально-технические ресурсы, учебно-методические материалы, результаты интеллектуальной деятельности, профессиональные знания, умения и навыки, деловая репутация, деловые связи, опыт участников Консорциума в образовательной, научной и инновационной деятельности), об источниках финансирования деятельности Консорциума (бюджетные и внебюджетные средства участников, средства, предоставленные международными организациями, добровольные взносы от предпринимательских структур, средства, полученные за обучение на условиях, определенных участниками, иные источники в соответствии с действующим законодательством стран местонахождения участников).
В соответствии с Соглашением руководство совместной деятельностью участников Консорциума возлагается на Координационный совет (КС) Консорциума, в состав которого входят руководители всех организаций — участников Консорциума либо назначенные ими представители, действующие на основании доверенностей, оформленных в порядке, установленном действующим законодательством стран местонахождения участников. Координационный совет действует на основании утвержденного участниками Консорциума положения о КС. Полномочия КС включают в себя:
— рассмотрение вопросов организации совместной деятельности участников Консорциума;
— утверждение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов деятельности Консорциума;
— заслушивание проектов совместных программ, разработок, исследований, иных мероприятий, в которых имеется заинтересованность участников, рекомендация их для реализации участниками, заслушивание отчетов об их выполнении;
— согласие на присоединении к этому Соглашению новых участников из числа вузов государств — участников СНГ.
В соответствии с подписанным Соглашением для принятия оперативных решений, координации деятельности всех его участников, контроля за выполнением решений КС, представления интересов Консорциума перед третьими лицами Российский университет дружбы народов избран на три года Головной организацией. Руководитель Головной организации возглавляет КС, обеспечивает его деятельность, созывает КС и председательствует на его заседаниях
Головная организация в лице ее руководителя представляет интересы Консорциума во взаимоотношениях с государственными органами государств — участников СНГ, международными организациями, с физическими и юридическими лицами, с правом подписания при этом договоров, соглашений, доверенностей, иных документов от имени Консорциума по вопросам, связанным с деятельностью СУ СНГ.
В связи с вышесказанным участники Консорциума одобрили следующую схему управляющих и административных структур сетевого университета СНГ (СУ СНГ) (рис. 1).
Рабочие группы по направлениям совместных программ
Организация. Координация Контроль качества
Рабочие группы в университетах-партнерах
Белорусский государственный университет Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара Донецкий национальный университет
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Казахский национальный университет им. аль-Фараби Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына Кыргызско-Российский Славянский университет Российско-Таджикский Славянский университет Российский университет дружбы народов Таджикский национальный университет
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
Рис. 1. Схема управляющих и административных структур СУ СНГ
Разработка и реализация конкретных совместных проектов, программ, мероприятий, отвечающих интересам участников и целям создания Консорциума, осуществляется специально создаваемыми участниками на основании отдельных договоров рабочими группами, состоящими из представителей участников и возглавляемыми представителем Головной организации.
Участниками международной конференции «Создание сетевого университета СНГ» также были приняты соглашения участников Консорциума по созданию сетевого университета Содружества Независимых Государств о совместной подготовке магистров по указанным выше направлениям магистратуры. Соглашения регулируют общие вопросы сотрудничества университетов-партнеров при создании и реализации совместной образовательной программы в рамках реализации проекта по созданию сетевого университета Содружества Независимых Государств и рассматривают следующие вопросы:
— название, содержание и структура совместной образовательной программы (учебный план, продолжительность обучения, трудоемкость и программы изучаемых дисциплин, требования к выпускникам);
— порядок (критерии) отбора и приема абитуриентов на обучение по совместной программе;
— перечень документов для приема абитуриентов на обучение по совместной программе;
Группы контроля
качества реализации
совместных программ
Разработка системы
обеспечения качества
и мониторинг реализации
программы
Секретариат СУ СНГ
Организация. Координация. Контроль исполнения
— перечень документов для ознакомления абитуриента при поступлении на совместную программу;
— языки обучения на совместной программе в каждом из университетов-партнеров;
— порядок организации учебного процесса в вузах-партнерах;
— шкала переводов национальных оценок университетов-партнеров;
— разработка и согласование мер по мониторингу и обеспечению качества обучения в вузах-партнерах по конкретному направлению магистратуры;
— управление совместной программой;
— организация и проведение итоговой аттестации студентов совместной программы;
— наименование степеней (квалификаций), присуждаемых каждым из уни-верситетов-партнеров;
— состав рабочей группы совместной программы.
Участниками конференции был расширен спектр направлений магистратуры в рамках создания совместных программ. Так, было подписано Соглашение по направлению «Экономика» (специализация «Международная торговля»). Указанная специализация привлекла внимание основной части национальных делегаций, представляющей экономические специальности и направления обучения национальных вузов государств — участников СНГ.
Участники конференции «Создание сетевого университета Содружества Независимых Государств» утвердили слоган СУ СНГ «ЕДИНСТВО, МОБИЛЬНОСТЬ, УСПЕХ» и логотип сетевого университета, выбранный из более чем 15 предложенных вариантов (рис. 2).
Рис. 2. Логотип сетевого университета
Первое заседание Координационного Совета Консорциума состоялось 23 ноября 2009 г. На нем были рассмотрены вопросы вхождения высших учебных заведений государств — участников СНГ в состав сетевого университета, существу-
ющих квот в стране местонахождения вуза-партнера для иностранных студентов и по грантам для граждан страны местонахождения вуза-партнера с целью их обучения за рубежом.
По итогам голосования членами Консорциума принято единогласное положительное решение о присоединении к Консорциуму сетевого университета СНГ следующих высших учебных заведений: Санкт-Петербургского государственного университета и Славянского университета (Республика Молдова) по направлению «Филология» (специализация «Русский язык и литература»), Московской государственной юридической академии — по международному праву, Новосибирского государственного университета — по направлениям «Менеджмент» (специализации «Международный менеджмент», «Управление международными проектами»), «Экономика» (специализация «Международная торговля»).
В ходе заседания Координационного Совета были уточнены задачи III этапа (2010 г.):
— осуществление набора абитуриентов на совместные магистерские программы СУ СНГ на 2010—2011 учебный год;
— разработку схемы сотрудничества в области совместного научного руководства диссертационными исследованиями по направлениям подготовки в СУ СНГ;
— создание совместных магистерских программ в развитие уже разрабатываемых — это международные отношения и программы МВА в области дополнительного профессионального образования.
Члены Консорциума СУ СНГ единогласно поддержали предложение Российского университета дружбы народов об обращении в национальные министерства образования (и науки) о рассмотрении возможности выделения бюджетных мест в 2010—2011 учебном году для обучения в сетевом университете Содружества и с целью проработки и окончательного согласования правил приемной кампании в новом учебном году принято решение провести следующее заседание Координационного Совета в апреле 2010 г.
Очевидно, что реализация этого проекта будет способствовать дальнейшему сближению молодежи и академической общественности государств — участников Содружества путем усиления их академической мобильности, позволит русскому языку не потерять статус языка межнационального общения в рамках СНГ, предоставит студентам различных стран право свободного выбора времени и места обучения, позволит им за один и тот же период времени получить два диплома магистра, что в свою очередь обеспечит усиление их конкурентоспособности не только на рынке труда стран Содружества, но и на мировом рынке труда.
NETWORK UNIVERSITY OF THE CIS AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF ACADEMIC MOBILITY WITHIN A UNIFIED (COMMON) EDUCATIONAL SPACE OF THE CIS MEMBER STATES
G.E. Krasnova, N.V. Syulkova
Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya str., 10/1, Moscow, Russia, 117198
The article presents the results of the project «Establishment of a network University of the CIS (2008—2010 years)» realization, aimed to establish a joint master's programs in the commonwealth, to strengthen international cooperation in the training of highly qualified specialists, specified tasks to further its implementation in 2010.
Key words: Network University of the CIS, Declaration on cooperation of the leading universities of the CIS, International conference «Creating a network University of the CIS, consortium to establish a network University of the CIS.