РАЗДЕЛ VI
ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.072
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ПРОФИЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
А. П. Жигадло, Т. П. Хохлова
Аннотация. В статье определены направления сетевого взаимодействия, организованного ФГБОУ ВПО СибАДИ в сотрудничестве с профильными колледжами, а также сформулированы основные этапы и стратегии организации взаимодействия образовательных учреждений в рамках реализации программ прикладного бакалавриата.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, колледж, квалификация, образование.
Введение
Быстрое развитие современных технологий обуславливает повышенные требования, предъявляемые руководством предприятий к своим сотрудникам. Многие специальности, в том числе и в автотранспортной отрасли, требуют в современных условиях значительно более высокого уровня квалификации, чем ранее. Современный специалист должен уметь использовать высокотехнологичное оборудование, разбираться в чертежах и схемах и работать с использованием средств информатизации. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего [1].
Образовательные программы системы среднего профессионального образования, направленные преимущественно на освоение практических навыков, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Создание качественно нового уровня высшего образования - прикладного бакалавриата, является попыткой решить проблему подготовку кадров, ориентированных на решение практических производственных задач с использованием новейшего оборудования и передовых технологий.
Основная часть
В основе формирования программ прикладного бакалавриата - программы, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, что характерно для образования в системе СПО, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серь-
ёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы прикладного бакалавриата, ориентированный на освоение компетенций, необходимых рынку труда и заложенных в профессиональных стандартах, включая лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование, все виды практик, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Для сравнения: на практическое обучение программами академического бакалавриата (ВПО) предусмотрено 45 % учебного времени [4], программами СПО - 60 % [5].
Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительной «доводки» в условия реального производства, начать работать по специальности.
Совершенно очевидно, что при организации подготовки кадров по программам прикладного бакалавриата целесообразно объединить усилия в этом направлении с учреждениями СПО, имеющими богатый опыт подготовки практикоориентированных специалистов и рабочих кадров. Колледжи, в свою очередь, весьма заинтересованы в сотрудничестве с вузами, в первую очередь, как звеном системы непрерывного образования. Кроме того, материально-техническая база и кадровый потенциал вуза могут оказаться незаменимыми для колледжей, реализующих программы углубленной подготовки.
В отношении СибАДИ такое взаимодействие исторически сложилось с 1998 года с введением системы непрерывного образова-
ния, организованного вузом для выпускников пяти профильных колледжей: Омского автотранспортного колледжа, Омского колледжа транспортного строительства, Омского колледжа профессиональных технологий Сибирского профессионального колледжа и Омского колледжа профессиональных технологий строительства и транспорта.
В данной статье мы рассматриваем организацию подготовки кадров по программам прикладного бакалавриата в рамках сетевого взаимодействия вуза с профильными колледжами по направлениям: 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Профили: Автомобили и автомобильное хозяйство, Автомобильный сервис); 190700.62 Технология транспортных процессов (Профили: Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, Организация и безопасность движения); 051000.62 Профессиональное обучение (Профиль: Транспорт).
Рассмотрим те аспекты взаимодействия образовательных учреждений различного уровня, которые отвечают теме реализации программ прикладного бакалавриата, а именно:
1. Реализации программ профессионального обучения и повышения квалификации студентов и работников образования в рамках проектирования и реализации программ прикладного бакалавриата.
2. Параллельное обучение студентов с применением интегрированных образовательных программ «колледж (углубленная подготовка) -вуз (прикладной бакалавриат)».
1. Стандартами прикладного бакалавриата «ФГОС 3+» выпускник вуза с квалификацией «прикладной бакалавр» должен владеть рабочей профессией в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата.
Образовательная среда колледжей традиционно сложилась как функциональная модель подготовки квалифицированных рабочих кадров. Студенты факультета Автомобильный транспорт СибАДИ ежегодно проходят профессиональное обучение на базе колледжей - парнеров и после итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена получают свидетельство об уровне квалификации по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». В приложение к свидетельству вносятся специальные дисциплины учебного плана вуза, перезачтенные в рамках профессионального обучения в колледже, и
этапы квалификационной практики (монтаж-но-демонтажная, сварочная, станочная и пр.).
Взаимодействие между колледжем и вузом при организации профессионального обучения студентов вуза регулируется договорами о сотрудничестве и об организации практики студентов.
Выпускник вуза с квалификацией «прикладной бакалавр» должен не просто владеть рабочей профессией, он должен быть высококвалифицированным специалистом в соответствующей области. Для реализации указанных требований осуществляется повышение квалификации студентов вуза по рабочей профессии, приобретенной на начальном этапе обучения. Для этих целей студенты проходят стажировку в автомобильном центре европейских образовательных технологий «МОТОР МАСТЕР» на базе СибАДИ, который взаимодействует с французской Национальной Автомобильной Образовательной Ассоциацией (GNFA). Цель создания Центра - подготовка высококвалифицированных кадров для автомобильного сервиса, ремонта и обслуживания автомобильной техники ведущих мировых производителей с использованием инновационных продуктов компании GNFA в научно-образовательном процессе.
Определяющей точкой роста является повышение квалификации педагогических кадров [3]. Сеть колледжей, с которыми Си-бАДи связан договорами о сотрудничестве, выразили готовность осуществлять стажировку своих преподавателей и студентов на базе Центра с целью повышения качества подготовки специалистов автотранспортного профиля. Занятия в центре проводят преподаватели СибАДИ, прошедшие подготовку и аккредитацию во французской Национальной Автомобильной Образовательной Ассоциации (GNFA). СибАДИ в данном случае предоставляет свои материально-технические и кадровые ресурсы для организации стажировок преподавателей и практических занятий для студентов колледжей - партнеров.
По окончании обучения выпускникам Центра выдается документ об образовании европейского образца.
2. Одним из способов сочетания фундаментальности и практикоориентированности образовательной программы прикладного бакалавриата является интеграция программ СПО и ВПО.
Для студентов колледжей предусмотрено освоение программ СПО углубленной подготовки и ВПО на основе интегрированных образовательных программ в системе непрерывно-
го образования «колледж - вуз» по индивидуальным учебным планам. При этом производится согласование содержания отдельных элементов учебного плана (дисциплин, модулей, программ практик и др.) на уровне кафедр вуза и предметно-цикловых комиссий колледжа. В вариативную часть учебного плана СПО углубленной подготовки вносятся дисциплины учебного плана программы прикладного бакалавриата соответствующего профиля. Для ведения занятий по дисциплинам учебного плана подготовки прикладных бакалавров привлекаются профессорско-преподавательские кадры вуза. При этом результаты освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана СПО программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ являются действительными для вуза.
Параллельное обучение студентов колледжа в вузе начинается со 2 курса после прохождения вступительных испытаний в вуз в форме ЕГЭ. К этому моменту пройден адаптационный период в системе профессионального образования, и молодой человек уже может определиться со своими профессиональными планами и имеет представление о своих образовательных возможностях. В течение 3 лет продолжается обучение в двух учебных заведениях (колледже и вузе) по интегрированным учебным планам. Дополнительная недельная учебная нагрузка составляет 8-10 часов.
По окончании колледжа по углубленной программе СПО студенты получают диплом о сред-
нем профессиональном образовании углубленной подготовки и продолжают обучение в вузе в течение 1 года. По окончании вуза после успешного прохождения государственной итоговой аттестации им вручается диплом прикладного бакалавра по соответствующему направлению.
Реализация программ прикладного бакалавриата на основе интегрированных учебных планов СПО-ВПО предполагает следующую последовательность действий:
1-ый год (КОЛЛЕДЖ)
Набор студентов в колледж с перспективой освоения программы ВПО. Обучение студентов в колледже по программам СПО базового и повышенного уровня (с возможностью перехода с одного уровня на другой). Освоение программ профессионального обучения.
2-ой год (КОЛЛЕДЖ - ВУЗ) параллельное обучение. Зачисление обучающихся в вуз на основе вступительных испытаний (ЕГЭ). Параллельное обучение в образовательном учреждении СПО и ВПО.
3-ий год (КОЛЛЕДЖ - ВУЗ) параллельное обучение. Параллельное обучение образовательном учреждении СПО и ВПО.
4-ый год (КОЛЛЕДЖ - ВУЗ) параллельное обучение. Завершение образования по программе СПО (повышенный уровень).
5-ый год (ВУЗ). Завершение образования по программе ВПО (прикладной бакалавриат).
В целом направления сетевого взаимодействия образовательных учреждений по реализации программ прикладного бакалавриата может быть представлено в виде таблицы 1.
Таблица 1 — Направления сетевого взаимодействия СибАДИ и профильных колледжей
Направления деятельности в рамках сетевого взаимодействия Образовательные программы Контингент обучающихся
1. Параллельное обучение студентов по интегрированным образовательным программам «колледж -вуз» (на базе вуза и профильных колледжей) Направления подготовки: 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Профили: Автомобили и автомобильное хозяйство, Автомобильный сервис); 190700.62 Технология транспортных процессов (Профили: Организация перевозок на автомобильном транспорте, Организация и безопасность движения);051000.62 Профессиональное обучение (Профиль: Транспорт) - студенты СПО, (углубленная подготовка), ВПО;
2. Программы профессионального обучения в рамках реализации программ академического прикладного бакалавриата (на базе профильных колледжей) Перечень программ профессионального обучения: 1. Слесарь по ремонту автомобилей (2-3 разряд); 2. Машинист бульдозера 3-4 разряд; 3. Машинист экскаватора одноковшового 3-4 разряд; 4. Машинист крана автомобильного 3-4 разряд; 5. Оператор диспетчерской и производственно-диспетчерской службы; 6. Агент по заказам населения на перевозки; 7. Экспедитор по перевозке грузов; 8. Оператор ЭВ и ВМ. - студенты вузов и профильных колледжей; - все желающие, имеющие достаточный уровень базовой подготовки.
Продолжение Таблицы 1
3. Программы дополнительного образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации (на базе Центра МОТОР -МАСТЕР вуза)
1. Системы электронного управления современных дизельных двигателей;
2. Системы электронного управления современных бензиновых двигателей;
3. Диагностирование автомобилей оснащённых дизельными двигателями;
4. Диагностирование автомобилей оснащённых бензиновыми двигателями;
5. Электрические цепи и электронные системы современных автомобилей. Мультиплексаж.
6. Международные перевозки;
7. Контролер технического состояния автотранспортных средств;
8. Руководитель пункта контроля технического состояния автотранспортных средств.
- руководящий состав предприятий реального сектора экономики;
- работники образования;
- студенты колледжей и вузов;
- все желающие, имеющие достаточный уровень базовой подготовки.
Заключение
Предлагаемая система полностью отвечает идее непрерывности профессионального образования. При этом содержание непрерывного профессионального образования является эффективным, если будут соблюдены основные критерии его функционирования и развития: проектируемость, возможность конструирования образовательной системы, отвечающей целям и задачам личности, экономики, общества и системы профессионального образования в настоящее время и на перспективу; результативность; корректируемость, предполагающая наличие многоступенчатости обучения, позволяющая на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе индивидуальной образовательной траектории; управляемость, обеспечивающаяся за счет поставленных целей обучения в соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона [2].
В процессе совместной реализации системы непрерывного образования СПО - ВПО (прикладной бакалавриат) создаются условия для формирования эффективного механизма трансферта современных образовательных технологий на участников образовательной сети и налаживания механизма отбора и подготовки элитных специалистов на базе центра Мотор Мастер СибАДИ и последующего их распределения в регионы. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений ВПО и СПО способствует активизации процессов внедрения инновационных методов обучения и внедрению многоуровневой системы профессиональной ориентации и подготовки, позволяют создать в рамках сети центр концентрации интеллектуальных, методических и технологических ресурсов профессионального обучения.
Библиографический список
1. Выступление Дмитрия Медведева на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации экономики России. URL: http://duma.tomsk.ru/page
2. Герасимова Л. А., Колотова О. М. Организация учебного процесса в системе непрерывного образования // Вестник ТГПУ. - 2011. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/
3. Грибанова Н. А. Сетевое взаимодействие как фактор развития учреждений среднего профессионального образования в республике Карелия. URL: http://labormarket/ru
4. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list. plx?substr=&g r=1&st=all
5. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/sred/list. plx?substr
NETWORKING OF UNIVERSITY AND
PROFESSIONAL COLLEGES OF APPLIED UNDERGRADUATE PROGRAMMES
A. P. Zhigadlo, T. P. Khokhlova
The article determines the direction of networking, organized by Federal State Budget Educational Institution of Higher Vocational Training «The Siberian Automobile and Highway Academy (SibADI)» in cooperation with specialized colleges. The authors formulated the basic stages and strategies of organization of cooperation of educational institutions with programmes of applied undergraduate.
Keywords: application undergraduate, College, skills, education
Bibliographic list
1. Dmitri Medvedev in a joint meeting of the State Council and the Commission on the modernization of the Russian economy. URL: http://duma.tomsk.ru/page
2. Gerasimova L. A., O. M. Kolotova. Organization of educational process in continuing education //
Vestnik.TSPU. - 2011.
URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/
3. Gribanova N. А. Networking as a factor in the development of institutions of secondary vocational education in the Republic of Karelia. uRL: http:// la-bormarket/ru
4. State educational standards of higher vocational education. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=&gr=1&st=all
5. State educational standards of secondary vocational education. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/sred/list.plx?substr
Жигадло Александр Петрович - доктор педагогических наук, кандидат технических наук, декан факультета Автомобильный транспорт, заведующий кафедрой Инженерная педагогика ФГБОУ ВПО Сибирская государственная авто-
мобильно-дорожная академия (СибАДИ). Основное направление научных исследований - Управление воспитательной системой развития профессионально важных личностных качеств обучающихся в модели непрерывного профессионального образования «колледж - вуз». Общее количество научных публикаций - 72 ед. Е[email protected]
Хохлова Тамара Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Инженерная педагогика ФГБОУ ВПО Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибА-ДИ). Основное направление научных исследований - непрерывное профессиональное образование. Общее количество научных публикаций - 14 ед. [email protected]
УДК 514.18: 378.147.88 МОБИЛЬНЫЕ ВИДЕОЛЕКЦИИ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Н. В. Кайгородцева, В. Я. Волков
Аннотация. Рассмотрены возможности, целесообразность и эффективность разработки и применения мобильного контента в самостоятельной работе студентов по изучению начертательной геометрии для реализации инновационной технологии мобильного обучении(M-learning).
Ключевые слова: информатизация образования, самостоятельная работа студентов, дистанционное обучение, мобильный телефон, M-leaming.
Введение
Мобильные телефоны становятся основной частью цифровой жизни человека. На данный момент в России активно развивается применение мобильных технологий в образовательном процессе с выделением потенциальных преимуществ технологии мобильного обучения (mobile learning). M-learning - это прежде всего технология, дающая возможность студентам и преподавателям варьировать процесс обучения по интенсивности, способу и месту получения информации и другим аспектам. Другими словами мобильное обучение снижает ограничения для получения образования, так как M-learning сфокусирован на мобильности обучаемого, использующего портативные технологии [1]. Поддержка и развитие M-learning гармонично сочетается с растущей мобильностью современного общества.
Дидактические особенности видеолекций по начертательной геометрии
Прогрессивное развитие мультимедийных технологий позволяет создавать электронные учебные пособия все более высокого качества, отвечающие требованиям дидактики, удовлетворяющие личностным особенностям каждого обучаемого и реализующимися на
последних новинках цифровых и коммуникационных средств [2].
В целях поддержки дистанционного образования и развития мобильного обучения был разработан цикл видеолекций по дисциплине «Начертательная геометрия», адаптированный под мобильныеустройства [3]. Известно, что данная дисциплина, в силу своей объемности (пространственности) учебной информации, является одной из наиболее сложных для понимания базовых дисциплин инженерного образования. Поэтому весьма актуально и целесообразно изыскивать средства и возможности применения современных технологий и техники для создания прогрессивного учебного курса нового поколения [4].
После анализа особенностей реализации студентами своей самостоятельной работы при изучении начертательной геометрии, был сделан вывод, что наиболее эффективной формой подачи теоретического материала по данной дисциплине станет набор коротких тематических видеолекций. Пришлось категорически отказаться от видеоформата традиционной лекции продолжительностью 1,5 часа, так как это отрицательно сказывается на качестве усвоения учебного материала, так как вызывает отторжение у аудитории,