Научная статья на тему 'Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?'

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1197
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / APPLIED BACHELOR / APPLIED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугунов Дмитрий Юрьевич, Васильев Кирилл Борисович, Фрумин Исак Давидович

Внедрение новых технологий в производство вызвало изме нения на рынке труда: возникновение и рост спроса на одни про фессии и исчезновение других. Существующая система среднего профессионального образования не справляется с задачей подго товки кадров по специальностям, объединяющим освоение прак тических навыков и теоретическое обучение. Рассматривается опыт зарубежных стран по созданию практикоориентированных программ профессионального обучения, обосновывается необхо димость введения аналогичных программ в российскую систему образования и анализируются варианты их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чугунов Дмитрий Юрьевич, Васильев Кирилл Борисович, Фрумин Исак Давидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of applied bachelor programs in Russian education system: how and what for?

Introduction of new technologies into production process has provoked various changes on the labor market: creation and demand increase for one professions and destruction of another jobs. Such situation issues the challenges for the education system in a whole and for professional education in particular. The paper looks how foreign countries solved problems concerning creation of applied programs of professional education, reasons the necessity for introduction of similar programs in Russian practice and analyzes possible options for its introduction.

Текст научной работы на тему «Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?»

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

ВВЕДЕНИЕ ПРОГРАММ

ПРИКЛАДНОГО

БАКАЛАВРИАТА

в российскую СИСТЕМУ

ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАчЕМ И КАК?

Внедрение новых технологий в производство вызвало изменения на рынке труда: возникновение и рост спроса на одни профессии и исчезновение других. Существующая система среднего профессионального образования не справляется с задачей подготовки кадров по специальностям, объединяющим освоение практических навыков и теоретическое обучение. Рассматривается опыт зарубежных стран по созданию практикоориентированных программ профессионального обучения, обосновывается необходимость введения аналогичных программ в российскую систему образования и анализируются варианты их внедрения.

Ключевые слова: профессиональное образование, высшее образование, прикладной бакалавриат, практикоориентированное обучение.

На локальных и региональных рынках труда в России сегодня происходят значительные изменения. В процессе перехода от плановой к открытой рыночной экономике заметно изменились спрос на труд и структура занятости населения. Более того, эти изменения продолжают происходить сегодня практически во всех секторах экономики. Ключевые изменения в занятости — это (a) реструктуризация индустрий и создание новых профессий; (б) существенное расширение сектора услуг при сокращении занятости в промышленности и сельском хозяйстве; (в) перераспределение труда от низкоквалифицированных профессий в пользу высококвалифицированных с заметным увеличением заработной платы в последних; (г) увеличение мобильности трудовых ресурсов [Tan et al., 2007; Гимпельсон, Капелюшников, Лукьянова, 2007].

Навыки, необходимые в рамках новых профессий, заметно отличаются от тех, которые были востребованы в старых, уничтоженных. Во всех сферах экономики механический ручной труд вытесняется автоматизированным. Так, в последние годы заметно

Статья поступила в редакцию в ноябре 2010 г.

Аннотация

1. Система образования и рынок труда в России

1.1. Изменяющийся спрос на труд

247

Размышления о...

Рис. 1 Изменение структуры занятости в России

в 1995-2006 гг. (процентные пункты)

снизился спрос на ручной труд в сельском хозяйстве, и как следствие, произошел спад занятости в этом секторе [Rutkowski, 2009]. Интенсивное развитие и расширение обслуживающего (сервисного) сектора в стране повлекло за собой перераспределение трудовых ресурсов в пользу этой сферы (рис. 1). Таким образом, перераспределение труда в стране было вызвано увеличением спроса на определенные навыки и снижением спроса на другие. Сегодня востребованы новые навыки, а точнее их набор, включающий базовые знания и практикоориентированные профессиональные умения — специфические/технические знания.

Базовые знания — это письменная и математическая грамотность, социальные и коммуникативные возможности. Спе-цифические/технические знания — это набор умений, которые позволяют индивиду успешно выполнять профессиональные задачи. В зарубежной литературе часто прослеживают связь между профессиональными навыками и индивидуальной производительностью. В таком ракурсе навыки — это способность трансформировать свои знания и умения в профессиональный результат.

Определение базовых и профессиональных/технических навыков

Базовые

Врезка 1

Социальные: способность общаться, работать в составе групп, стимулировать усилия и проявлять качества лидера, управлять отношениями с клиентами.

Передача информации: способность читать и писать, обрабатывать информацию, т. е. понимать графики и диаграммы, собирать информацию, общаться; умение работать на компьютере, знание языков.

Личные поведенческие/морально-этические: соответствующие личные и профессиональные позиции и ценности, способность высказывать обоснованное мнение и принимать решения.

248

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

Обучение: способность приобретать новые знания, учиться на опыте, восприимчивость к новым решениям и новшествам.

Способности к познанию/решению проблем: способность анализировать и решать технические и (или) связанные с бизнесом проблемы эффективным образом на основе использования высокоразвитых способностей к мышлению и применять методологии.

Профессиональные/технические навыки: обладание соответствующими техническими, профессиональными знаниями и (или) знаниями основ бизнеса и способность применять их на практике, включая планирование задач.

Источник: ILO, 2007.

Рис. 2. Структура безработицы в России в зависимости от уровня образования: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное и высшее (доля безработных с данным уровнем образования в общей численности безработных)

Источник: данные Росстата.

Результаты международных исследований подтверждают, что заработные платы высококвалифицированных работников растут быстрее, чем оплата труда менее квалифицированного персонала [Rutkowski, 2009]. К тому же более квалифицированные работники меньше других подвержены риску безработицы [Brunello, 2009]. Тем не менее структура безработицы в России продолжает изменяться без определенного тренда (рис. 2). Наибольшие изменения в структуре безработицы характерны для лиц со средним профессиональным образованием, что, в частности, объясняется их желанием получить более высокий уровень образования: доля выпускников учреждений среднего профессионального образования в общем приеме в российские вузы продолжает расти и составила, по данным Росстата, 35 % в 2008 г. против 12 % в 2000 г.

У более квалифицированных работников, в особенности у обладающих продвинутыми техническими навыками, перспективы трудоустройства, естественно, лучше, однако работодатели сегодня ожидают от своих подчиненных не только технических компетенций, но также и soft skills, таких как самомотивация, внутренняя дисциплина, самоуправление, коммуникативность [Rutkowski, 2009].

В ситуации стремительной смены технологий, обусловленной внедрением ИКТ практически во всех сферах человеческой деятельности, особое значение имеет способность к самообучению,

249

Размышления о...

совершенствованию навыков. Так, по результатам исследования, проведенного в Нидерландах на выборке 9000 предприятий, инновационная деятельность страны лишь на 25 % определяется внедрением технологических новшеств, в то время как остальные 75 % обеспечиваются за счет социальных инноваций, таких как управленческие знания, а также методы приобретения этих знаний и внедрения их с целью обеспечения функционирования предприятий [Volberda, van den Bosch, 2004].

В среде с высокой мобильностью труда работникам необходимо иметь адаптивные компетенции широкого профиля, а не только узкие, специальные навыки. В современных условиях квалифицированные рабочие должны не просто уметь выполнять набор операций, но и адекватно воспринимать изменения, быть готовыми к инновациям, понимать, как меняются технологии.

1.2. Предложение труда и система образования: востребованность специальных навыков

Система третичного образования в Российской Федерации включает начальноепрофессиональное (НПО), среднее профессиональное (СПО) и высшее профессиональное образование (ВПО). Навыки и компетенции выпускников программ профессиональной подготовки определяются образовательными стандартами каждого из трех уровней образования. При этом разрыв между образовательными программами, который выражается в разнице наборов навыков и компетенций у выпускников разных уровней, становится все более ощутимым. Программы НПО направлены на подготовку квалифицированных рабочих, СПО — узких специалистов среднего звена, а система ВПО ведет подготовку специалистов высшей категории, как правило, ориентированных на руководящую или теоретическую работу («белые воротнички»1).

Таким образом, в российской системе третичного образования сформировался квалификационный пробел: на практике не хватает провайдеров образовательных услуг, производящих подготовку по специальностям, объединяющим освоение практических навыков и теоретическое обучение. Формально эта ниша занята СПО. На самом деле она остается свободной, так как система СПО не справляется со своей задачей. На российском рынке труда за последние годы образовался серьезный недостаток высококвалифицированных специалистов технических профессий (рис. 3). Так, уровень занятости превышает уровень безработицы только среди работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Следовательно, само наличие профобразования снижает вероятность попадания в категорию безработных.

Зарубежные страны начали решать аналогичную проблему во второй половине прошлого столетия. В настоящее время

«Белые воротнички» — служащие, чиновники, работники аппарата управления, менеджеры, инженерно-технические работники, входящие в состав непроизводственного персонала предприятий. В развитых странах они составляют основную массу работников, превосходящую по численности производственных рабочих.

250

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

Рис. 3. Востребованность работников на рынке труда

в России в зависимости от уровня образования, 2008 г.

(разница между долями занятых и безработных в общей численности экономически активного населения в зависимости от уровня образования, в процентных пунктах)

подготовка по таким специальностям там осуществляется в рамках программ прикладного бакалавриата (ПБ). Исходя из зарубежного опыта существующую в российской системе профессионального образования квалификационную нишу можно заполнить путем внедрения схожих с ПБ программ профессиональной подготовки. Для начала необходимо рассмотреть, как зарубежные страны решали задачу создания практикоориентированных программ профессионального обучения и подготовки специалистов высокой квалификации.

Программы прикладного бакалавриата в странах Западной Европы относятся к системе высшего неакадемического образования. Они реализуются как в университетах наряду с программами академического бакалавриата, так и в специальных учреждениях профессионального образования. По Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО программы прикладного бакалавриата соответствуют уровню 5 В, который описан в МСКО как практикоориентированные программы первого этапа третичного образования со сроком обучения от двух до четырех лет.

Подготовка на программах ПБ во многих европейских странах началась в конце прошлого века. Для реализации программ в некоторых случаях были даже созданы учебные заведения нового типа, в которых теоретические курсы тесно увязывались с развитием профессиональных навыков. Так, были сформированы:

• колледжи профессионального образования (further education colleges) в Великобритании (из прикладных институтов и технологических школ) в 1960-е годы2;

• специализированные высшие учебные заведения (Fachhoch-schulen) в Германии в 1970-1971 гг.;

2 Further education. URL: http://au.encarta.msn.com/encyclopedia_781538887/

Further_Education.html

2. Международная практика: что такое прикладной бакалавриат

251

Размышления о...

• государственные колледжи в Норвегии в 1994 г. (в результате слияния 98 профессиональных колледжей);

• политехникумы в Финляндии в 1991 г. (в результате объединения 250 учреждений среднего профессионального образования);

• специализированные высшие учебные заведения (Fachhoch-schulen) в Австрии в 1993 г. и т. д.

Таким образом система третичного образования за рубежом стала трехуровневой: первый уровень — университеты, значительная часть которых ориентирована на научно-исследовательскую деятельность; второй уровень — образовательные учреждения прикладных наук (практикоориентированный бакалавриат); третий уровень — профессиональные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку по техническим специальностям.

Финляндия

Врезка 2

Для осуществления программ прикладного бакалавриата в Финляндии в конце прошлого столетия были созданы новые учебные заведения. Система среднего профессионального образования была коренным образом реформирована: все 250 учреждений СПО были реорганизованы путем слияний в политехникумы. Реформа началась с разработки законодательства, регулирующего деятельность политехникумов. Затем с 1991 г. был запущен экспериментальный проект по созданию 22 «временных» политехникумов из учреждений СПО. Когда в 1996 г. программа эксперимента успешно завершилась, система СПО прекратила свое существование3.

Сегодня все 28 политехникумов находятся в подчинении Министерства образования4. В органы управления политехникумов входят представители предприятий, которые обеспечивают учет интересов компаний при разработке программ прикладного бакалавриата и сотрудничество между системой образования и рынком труда.

Нидерланды

Высшее образование в Нидерландах состоит из двух параллельных направлений: высшее профессиональное и высшее академическое (университетское). Главное отличие образовательных программ университетов заключается в том, что существенную их часть составляют научные исследования и разработки. Программы прикладного бакалавриата осуществляются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Эти учреждения ответственны за качество обучения, которое они предоставляют. Они тесно сотрудничают с организациями и предприятиями, которые нанимают их выпускников.

Франция

Программы прикладного бакалавриата реализуются в учреждениях высшего профессионального образования (grande ecoles) и технологических образовательных учреждениях (university institutes of technology, IUT), тогда как программы академического (классического) бакалавриата — в университетах5.

3

4

5

Polytechnic education in Finland. Background report.

Statistics Finland. URL: http://www.stat.fi/

LMD (Bachelor’s — Master’s — Doctorate) System. URL: http://www.aunege.org/ etudiants-en/becoming-a-student/lmd-bachelor2019s-master2019s-doctorate-system

252

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

Австралия

Как и в большинстве других стран, программы прикладного бакалавриата в Австралии действуют в рамках системы высшего образования — как в университетах параллельно с программами академического бакалавриата, так и в специальных учебных заведениях прикладных наук (institutes of applied sciences).

Канада

Программы прикладного бакалавриата осуществляются как в университетах и университетских колледжах параллельно с программами академического бакалавриата, так и в политехникумах. Политехникумы Канады — это альянс международно признанных образовательных учреждений поствторичного образования, которые готовят специалистов, обладающих теоретическими знаниями из области прикладных наук, аналитическим мышлением и навыками применять свои знания в реальных жизненных ситуациях6.

Разработка и внедрение программ ПБ полностью соответствуют основным задачам Брюгге-Копенгагенского процесса, начатого в Европе в 2002 г. Несмотря на то что внедрение ПБ не выделено в качестве специальной составляющей программы развития профессионального образования и обучения в Европе, многие аспекты этих программ совпадают, так как они преследуют одни и те же цели.

Врезка 3

Справка

Что такое Брюгге-Копенгагенский процесс

С целью укрепления сотрудничества в области профессионального образования и обучения (начальное и среднее профессиональное образование) в 2002 г. в Копенгагене на заседании Европейского совета была принята декларация, положившая начало так называемому Копенгагенскому процессу. Его основные задачи, отраженные в документе, заключаются:

• в повышении качества профессионального образования и обучения;

• усилении привлекательности профессионального образования и обучения в странах европейской зоны;

• развитии мобильности7 студентов и выпускников системы профессионального образования и обучения европейских стран.

Приоритетными направлениями развития сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе являются обеспечение прозрачности профессиональных квалификаций и компетенций, признание профессиональных квалификаций (профессии и специальности, подлежащие и не подлежащие регламентации и регулированию) и компетенций, а также расширение доступа к непрерывному профессиональному образованию8.

6

7

8

Polytechnics Canada. URL: http://www.polytechnicscanada.ca/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мобильность (по методологии ЕС) — это способность человека адаптироваться к новой профессиональной среде; способность и возможность менять место работы (трудовая мобильность), учебы (образовательная, или академическая, мобильность) или сферу деятельности для наиболее полного удовлетворения потребностей экономики и собственных профессиональных и образовательных потребностей и интересов.

Непрерывное профессиональное образование/обучение (по методологии ЕС) — это все формы профессионального образования/обучения, следующие за начальным профессиональным образованием. Охватывает повышение квалификации, переобучение действующих работников и безработных граждан, образование/обучение взрослого населения.

253

Размышления о...

В ходе реализации достигнутых соглашений на территории ЕС была создана и успешно функционирует единая рамка профессиональных квалификаций (для обеспечения прозрачности), а также внедрена система перевода и накопления кредитов для учреждений профессионального образования (для обеспечения мобильности).

Россия официально не вступила в Брюгге-Копенгагенский процесс, хотя с 2003 г. участвует в аналогичном процессе, касающемся развития высшего образования, — в Болонском. Цели и задачи этих двух программ во многом совпадают.

Источник: Copenhagen Process, European Commission data. URL: http://ec.europa. eu/index_en.htm

Одна из главных особенностей программы ПБ заключается в способе ее разработки, основанном на сотрудничестве между университетами, другими образовательными учреждениями, предприятиями и профессиональными сообществами. Программы обучения составляются совместно образовательными учреждениями и представителями реального сектора экономики, они регулярно пересматриваются и адаптируются к изменяющимся потребностям рынка труда в тех или иных навыках и умениях.

Программа ПБ дает возможность учащимся быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда. Прикладной бакалавриат — это конечная квалификация, которая позволяет осуществить прямой выход на рынок труда и редко подразумевает дальнейшее обучение, хотя и не исключает его. Программы ПБ идеально подходят для тех, кто хочет сразу после получения степени бакалавра начать работать.

Врезка 4

Финляндия

Программы прикладного бакалавриата политехникумы разрабатывают самостоятельно. Они ориентированы на определенную отрасль промышленности, осуществляются в рамках конкретных направлений обучения. Разработанные предложения по различным программам политехникумы подают для утверждения в Министерство образования. Министерство принимает решение о названии программы, ее продолжительности, эквиваленте в кредитах, присваиваемой квалификации9.

Специализация программ обучения в политехникумах разрабатывается с учетом прогноза спроса на рабочую силу того или иного уровня квалификации на рынке труда. Студент, получающий образование в политехникуме, может быть уверен в том, что он найдет себе работу по специальности.

Канада

Расположенные в ведущих экономических регионах Канады политехникумы работают в сотрудничестве с промышленным сектором и позволяют приобрести новые навыки и повысить собственную эффективность более чем полумиллиону канадцев ежегодно10. Политехникумы играют ключевую роль в повышении продуктивности и инновационности производства в Канаде, поскольку напрямую сотрудничают с индустриальным сектором.

Программы прикладного бакалавриата предназначены для подготовки специалистов по профессиям, которые требуют как научных

9 VAMK, University of Applied Science. URL: http://www.puv.fi/en/

10 University of New Brunswick, Canada. URL: http://www.unb.ca/

254

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

знаний, так и практических навыков применения этих знаний. Они охватывают широкий спектр профессиональных областей: сельское хозяйство, промышленность, сферу общественных и бытовых услуг и т. д.

Врезка 5

Франция

Французскими вузами разработаны 1438 специальностей прикладного бакалавриата. Они объединены в 46 государственных направлений, соответствующих профессиям, востребованным на производстве, в перерабатывающей промышленности и в сфере услуг. С момента введения степени количество выпускников в этом виде третичного образования выросло более чем в 6 раз — с 3620 человек в 2001 г. до 23 874 человек в 2005 г.11

Нидерланды

Подготовка специалистов осуществляется по 250 различным квалификациям в рамках следующих семи направлений11 12:

• образование (педагогическая подготовка);

• наука и техника;

• здравоохранение;

• экономика и бизнес-администрирование;

• социология;

• языки и культура;

• сельское хозяйство и естественная среда.

Финляндия

Все политехникумы являются многодисциплинарными, т. е. реализуют программы обучения сразу по нескольким из семи основных направлений:

• технологии, коммуникации (ИКТ) и транспорт;

• бизнес и администрирование;

• здравоохранение и социальные науки;

• культура;

• туризм, предпринимательство, общественное питание;

• природные ресурсы;

• гуманитарные науки и образование.

Поступить на программы ПБ можно после окончания полной средней школы, учреждений начального и среднего профессионального образования13. Они позволяют молодым людям, имеющим различное образование, получить одинаковую квалификацию. Обладатели сертификатов о техническом образовании могут повысить таким образом квалификационный уровень, продолжив уже частично пройденный курс обучения, лица, имеющие общее университетское неспециализированное образование (курсы общей подготовки, реализуемые при университетах), могут в короткие сроки получить диплом, позволяющий начать профессиональную деятельность. Специалистам, уже начавшим профессиональную деятельность, степень ПБ дает возможность развивать карьеру.

11 Vocational education and training in France. Short description. CEDEFOP, 2008.

12 Education, culture and science in the Netherlands. Key figures 2002-2006. Ministry of education, culture and science in the Netherlands. URL: http://education.stateuniversity. com/

13 Некоторые страны при внедрении программ прикладного бакалавриата оставили систему СПО неизменной.

255

Размышления о...

Врезка 6

Финляндия

В политехникумы принимают лиц с полным средним образованием. Набор абитуриентов проводится два раза в год — в сентябре и апреле. В случае неаттестации по результатам выпускных экзаменов студент вправе повторно пройти курс в следующем семестре.

Австралия

Для приема на программы прикладного бакалавриата необходимы аттестат о среднем (полном) образовании, эквивалентный австралийскому сертификату о двенадцатилетнем школьном образовании14, и знание английского языка, подтвержденное международными тестами (IELTS, TOEFL).

Обучение на программах ПБ включает теоретические и практические занятия, освоение методов профессиональной деятельности и приемов работы с инструментами, стажировку в профессиональной среде сроком от 12 до 16 недель и выполнение проекта под руководством специалиста, научного руководителя. Оно дает широкие возможности для развития инициативы студента и его самостоятельной работы, способствует применению приобретенных знаний и компетенций. По итогам стажировки и подготовки проекта предполагается написание доклада и его защита. часть занятий проводят представители предприятий.

Врезка 7

Франция

Студент сам составляет индивидуальный учебный план, дополняя обязательные дисциплины предметами по выбору15. Экзамены проводятся сразу после завершения курса лекций, в основном в письменной форме. Оценка знаний, как правило, производится по 20-балльной системе16.

Финляндия

Программы обучения состоят из базовых, профессиональных и дополнительных дисциплин (модулей), практических занятий и дипломного проекта, связанного с НИОКР конкретных предприятий.

Нидерланды

Программа прикладного бакалавриата состоит из нескольких уровней. На начальном уровне учащиеся получают общие знания, на последующих осуществляется специализация. На этапе специализации учащиеся могут комбинировать курсы по своему усмотрению17.

Кроме программ прикладного бакалавриата, других практикоориентированных курсов в высшем образовании нет. Программы ПБ включают лекции, семинары, проекты, самостоятельную подготовку, стажировку и систему обмена студентами. Значимая часть обучения — производственная практика (интернатура). Благодаря ей учащиеся приобретают необходимые навыки, практический опыт в реальных производственных условиях. Прак-

14 Australian Education Network. URL: http://www.australian-universities.com/

15 Особенности системы высшего образования. URL: http://is.znanie.info/rus/ education/28.html, www.campusfrance.com

16 Система высшего образования во Франции. URL: http://www.ambafrance-by. org/spip.php?article1280

17 URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_the_Netherlands#Havo

256

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

тике отводится большая часть третьего года обучения, на четвертом году учащиеся выполняют проект и готовят доклад под руководством специалиста, эти формы обучения также предполагают решение профессиональных задач в реальных производственных условиях.

Австралия

Программы прикладного бакалавриата направлены на развитие у учащихся навыков и умений, позволяющих в дальнейшем работать в качестве независимого исследователя в определенной сфере деятельности. Обучение на программе обычно проходит в небольших группах в интерактивном режиме. Главный акцент сделан на практическом обучении. Курс включает производственную практику.

Продолжительность обучения на программах ПБ составляет в среднем четыре года. В большинстве стран она зависит от направления подготовки.

Врезка 8

Нидерланды

Средняя продолжительность обучения по программам прикладного бакалавриата в Нидерландах составляет 4,5 года (рис. 4). Самая длинная программа обучения — по направлению «Экономика» (4,6 года). Самые короткие программы подготовки — по направлениям «Здравоохранение» (3,9 года) и «Сельское хозяйство» (3,7 года).

Рис. 4 Продолжительность обучения на программах (лет)

Финляндия

Программы прикладного бакалавриата рассчитаны на 3,5-4,5 года обучения (7-9 семестров). Не менее одного семестра длится обязательная практика или стажировка на предприятии.

Австралия

Продолжительность программ прикладного бакалавриата составляет 3-4 года по очной или вечерней форме обучения. Производственная практика обычно занимает один семестр, это 400-500 часов работы на предприятии.

В результате успешного прохождения программы учащиеся получают техническое образование с глубоким знанием прикладных наук. Диплом прикладного бакалавра позволяет выйти на рынок труда. Выпускники программ ПБ способны эффективно работать

257

Размышления о...

с людьми, мыслить аналитически, применять теоретические и прикладные знания в реальных жизненных ситуациях. Они также имеют право поступить в магистратуру.

Сегодня качество практикоориентированного профессионального образования в странах Европы признано во всем мире. Учащиеся выезжают по программам обмена за границу. Их квалификация по окончании обучения соответствует общемировым стандартам, что помогает им найти работу как в родной стране, так и за рубежом.

Врезка 9

Финляндия

Студенты, которые учатся на программах прикладного бакалавриата (в политехникумах), нередко трудоустраиваются уже во время обучения (табл. 1). Примерно 60 % учащихся начинают трудовую деятельность во время прохождения производственной практики, работают до конца обучения и после него.

Таблица 1 Доля учащихся, трудоустроившихся

во время обучения, в общем числе учащихся ( %)18

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Политехникумы 49,5 51,0 50,0 50,8 52,7 53,6 55,8 58,5

Университеты 57,6 57,8 55,9 55,7 56,9 57,5 59,1 60,9

3. Возможные пути создания практикоориентированного образования в России

Необходимость внедрения программ ПБ диктует увеличивающийся спрос со стороны работодателей на комбинацию практических навыков и теоретических знаний у выпускников учреждений профобразования. Именно прикладные бакалавры обладают достаточной технологической культурой и достаточной мотивацией к работе на тех рабочих местах квалифицированных исполнителей, которые предприятия сегодня частично заполняют выпускниками вузов [Добрякова, Кузьминов, 2009].

Для того чтобы организовать подготовку по программам ПБ в Российской Федерации, необходимо определить их место в национальной системе третичного образования (рис. 5).

Сегодня возможны как минимум два подхода к реализации программ по подготовке прикладных бакалавров в России: осуществление ее в вузах или в учреждениях среднего профессионального образования.

3.1. Реализация программ прикладного бакалавриата в вузах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российские программы бакалавриата могут быть трансформированы в прикладной бакалавриат. Опираясь при этом на зарубежный опыт, нужно иметь в виду, что системы бакалавриата в России имеют как сходство, так и отличия от аналогичных программ в странах Запада.

18 Education Statistics, Statistics Finland. URL: http://www.stat.fi/til/opty/2007/ opty_2007_2009-04-01_tie_001_en.html

258

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

Рис. 5 Система третичного образования в Российской Федерации

НПО*

СПО*

(2 года обучения)

Базовый уровень (2 года обучения или более)

Повышенный уровень (3 года обучения)

ВПО

Бакалавриат (4 года обучения)

Магистратура (1,5-2 года обучения, следующие после получения степени бакалавра/специалиста) Аспирантура Докторантура

Прикладной

бакалавриат

*На базе среднего (полного) общего образования.

Производственная практика на программах бакалавриата осуществляется как в России, так и за рубежом.

Длительность производственной практики на программах ПБ за рубежом составляет 12-16 недель, она организуется на 3-м (предпоследнем) курсе обучения. Таким образом, обучающиеся после прохождения практики, получив профессиональный опыт, имеют реальное представление о сущности своей специальности, предмете профессиональной деятельности. Они имеют возможность выбрать актуальную, применимую на практике тему дипломной работы.

В России государственные образовательные стандарты предусматривают обязательную производственную практику сроком две-три недели на последнем курсе, но вузы организуют такую практику далеко не всегда.

Навыки и компетенции выпускника программ ПБ за рубежом дают ему возможность заниматься эксплуатационной деятельностью непосредственно на производстве. Российский же бакалавриат обучает больше организаторским, управленческим и научноисследовательским компетенциям. В этих программах очень мало внимания уделяется развитию практических профессиональных навыков и умений.

Врезка 10

Компетенции выпускника-бакалавра в России:

• готовность к участию во всех фазах проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;

• готовность к участию в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

• способность использовать современные методы, средства и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

• готовность к участию в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

• способность изучать специальную литературу и другую научно-

259

Размышления о...

техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности;

• взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

• готовность к кооперации с коллегами и к работе в коллективе при разработке объектов профессиональной деятельности;

• умение на научной основе организовать свой труд, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

• способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

• методическая и психологическая готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами19.

Для того чтобы российские программы бакалавриата стали базой для реализации программ ПБ, требуется коренным образом изменить их содержание, сделать их практикоориентированными. Современные российские программы бакалавриата подспудно предполагают дальнейшее обучение в специалитете или магистратуре. Они рассчитаны на подготовку будущих исследователей и практически не дают прикладных навыков и знаний. Большую часть программы составляют теоретические курсы. эти программы рассчитаны на подготовку бакалавра, основным содержанием деятельности которого является решение эвристических задач, выполнение работы проблемного, творческого характера (сразу после получения степени бакалавра или после продолжения обучения в вузе)20.

Тем не менее мы полагаем, что прикладной бакалавриат может осуществляться в российских вузах. Главная проблема — необходимость значительных затрат на создание материальнотехнической базы практикоориентированного обучения, которой вузы в большинстве своем не имеют.

3.2. Реализация программ прикладного бакалавриата в учреждениях СПО

Второй возможный вариант реализации ПБ в России — это создание соответствующих курсов на базе образовательных программ СПО.

Существующие в России программы среднего профессионального образования, по сути, являются аналогом европейских программ прикладного бакалавриата. Они имеют практикоориентированный характер и позволяют выпускникам

19 Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.

plx?substr=&gr=1&st=all

20 Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.

plx?substr=&gr=1&st=all

260

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

непосредственно после обучения выходить на рынок труда (не требуют и не предполагают дальнейшего обучения). Однако российские программы СПО имеют слабые (неявные) связи с рынком труда: после выпуска учащимся приходится самим трудоустраиваться, обращаться в службы занятости. Кроме того, рассматриваемые программы отличаются от европейских программ ПБ по составу компетенций, которые осваиваются в процессе обучения. Программы ПБ помимо исполнительских навыков предполагают обучение организаторским и управленческим компетенциям. Выпускники программ прикладного бакалавриата — это высококвалифицированные специалисты, которые могут не только выполнять инструкции, следовать нормативным

Рис . 6 Характеристики программ СПО21

Базовый уровень Повышенный уровень

Квалификация предполагает выполнение Квалификация предполагает большую

выпускником профессиональных задач, а также самостоятельность выпускников в принятии

умение: профессиональных решений, а именно умение:

— оформлять документацию в соответствии — разрабатывать мероприятия

с действующими нормативными документами; по совершенствованию технологических процессов;

— пользоваться нормативной и справочной — оформлять документации по управлению

литературой для выполнения профессиональных качеством продукции, внедрению аппаратно-

задач; программных систем;

— осуществлять: — разрабатывать, комплектовать, конфигурировать,

• сборку, наладку, комплектование, настраивать, эксплуатировать, производить

конфигурирование, настройку аппаратно- техническое обслуживание и восстановление

программных систем; работоспособности аппаратно-программных систем

• техническое обслуживание, контроль и компьютерных сетей;

и диагностику функционирования — составлять технические задания

микропроцессорных систем; на проектирование встроенных приложений

• восстановление работоспособности аппаратно- на базе микроконтроллеров;

программных систем; — использовать средства и методы

— производить выбор и подключение автоматизированного проектирования при

периферийных устройств; разработке аппаратно-программных систем;

— программировать микропроцессорные системы ; — осуществлять технический контроль соответствия

— обеспечивать функционирование аппаратно- качества производимой продукции и услуг

программных систем на базе микроконтроллеров; установленным нормам;

— комплектовать, конфигурировать, настраивать — определять показатели технического уровня

компьютерные сети, обеспечивать их работоспособность; — рассчитывать основные технико-экономические показатели производственной деятельности и оценивать ее эффективность; — анализировать и оценивать состояние техники безопасности проектируемых систем и устройств управления

21 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; направление 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» базового и повышенного уровня.

261

Размышления о...

документам, но и брать инициативу в свои руки, придумывать новые пути решения задач, созидать что-то принципиально новое.

Рассмотрим сходство и различия зарубежных программ ПБ и российского среднего профессионального образования более детально.

Существующие сегодня в России программы среднего профессионального образования по уровню подготовки делятся на программы базового и повышенного уровня (рис. 6).

Образовательные стандарты базового и повышенного уровня СПО предполагают выполнение выпускниками программ одинаковых видов деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой, конструкторско-технологической, опытно-экспериментальной22. Однако повышенный уровень СПО является более продвинутым и обеспечивает учащихся более широким спектром компетенций: от исполнительских до управленческих.

Таким образом, программы СПО повышенного уровня фактически являются прямым аналогом зарубежных программ прикладного бакалавриата. Как уже было сказано ранее, и те и другие имеют практикоориентированный характер и позволяют выпускникам осуществить прямой выход на рынок труда, дают законченные специальности, т. е. не требуют и не предполагают дальнейшего обучения. Несущественные корректировки программ СПО повышенного уровня преобразуют их в программы ПБ. Однако, к сожалению, программы СПО повышенного уровня не реализуются по ключевым техническим направлениям, таким как машиностроение, сельское и рыбное хозяйство, строительство и архитектура, сервис, автоматика и управление, приборостроение и электротехника, машиностроение, металлургия, энергетика и т. д.

В отношении производственной практики. Программами СПО базового и повышенного уровня предусмотрена производственная практика, однако согласно государственным образовательным стандартам ее продолжительность составляет всего четыре недели. Исходя из зарубежного опыта такой срок производственной практики следует признать недостаточным: учащиеся успевают только вникнуть в суть дела, освоиться на рабочем месте, и у них не остается времени для приобретения профессиональных навыков, новых знаний и умений. Также в российской практике не урегулированы механизмы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями, система трудоустройства учащихся. Мы полагаем необходимым увеличить продолжительность производственной практики на имеющихся программах СПО до 12-16 недель.

В отношении узкой направленности обучения. Подготовка по специальности СПО ориентирована на более конкретную

22 Государственные образовательные стандарты среднего профессионального

образования. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/sred/list.plx?substr=

262

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

по сравнению с подготовкой по программам ПБ область профессиональной деятельности, т. е. образовательная программа включает меньше общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В отношении «тупиковости» программ обучения. Обучение на программах СПО в России не предполагает дальнейшего поступления на программы более высокого уровня. Однако при наличии разрыва между спросом на навыки и умения на рынке труда и предложением кадров образовательными учреждениями появляется необходимость в переучивании и повышении квалификации. Выпускники учреждений СПО могут поступить в вуз и пройти программу подготовки с самого начала (в некоторых случаях обучение продолжается с третьего курса, чаще удается лишь перезачесть несколько курсов) или пойти на курсы повышения квалификации. Необходимость доучивания подтверждают статистические данные: за последние годы в Российской Федерации увеличилась доля выпускников СПО в общем приеме в высшие учебные заведения — до 35 % в 2008 г. против 11,7 % в 2000 г.23

Система СПО не имеет второй ступени в отличие от высшего образования (бакалавриат — магистратура). Как показывает мировая практика, двухступенчатая система позволяет сократить «производственный цикл» образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную (преимущественно платную) на последующем. Такая организация учебного процесса способствуют повышению гибкости и конкурентоспособности образования24. В зарубежной практике существуют примеры удачных моделей связей СПО — ВПО. Один из них — система образования США.

Врезка 11

Система третичного образования в США

Гибкость системы образования. Университеты и колледжи предлагают большой выбор курсов и образовательных программ. Значимым плюсом системы является предоставленная студентам возможность переходить с одной программы на другую, а также на программы других учебных заведений. Практика перевода учащегося, окончившего один или два первых года обучения в одном учебном заведении (обычно это общинные колледжи, community colleges), в другой университет довольно широко распространена.

Программы прикладного бакалавриата. В США под прикладным бакалавриатом понимают образовательные программы более узкие, чем программы академического бакалавриата, ориентированные на освоение конкретных практических методов и методик работы в определенной профессиональной области. Большую часть этих программ осуществляют общинные колледжи — государственные образовательные учреждения

23 Данные Росстата.

24 Зарубежный опыт реформ в образовании. Аналитический обзор. URL: http:// www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2001/02/opyt_reform.pdf

263

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размышления о...

с программами подготовки по техническим специальностям. Они реализуют программы общего послешкольного образования (двухлетние), а также прикладного бакалавриата (четырехлетние) по ряду направлений, сочетая обучение техническим навыкам с академическими курсами. Первоочередной целью общинных колледжей в США является удовлетворение спроса на кадры на местных рынках труда. В них учится половина студентов, выбравших программы бакалавриата. Будучи государственными образовательными учреждениями, т. е. предоставляя образовательные услуги бесплатно, эти колледжи являются отличной стартовой площадкой для начала профессиональной карьеры. Чтобы поступить в такой колледж, абитуриенту необходимо предоставить лишь диплом об окончании полной средней школы (high school diploma). Наиболее распространенными программами в общинных колледжах являются курсы бизнеса, менеджмента, маркетинга и медицины. Примерно 80 % всех пожарных, стражей порядка и работников скорой помощи в США проходят профессиональную подготовку в общинных колледжах25. Большая часть учащихся в этих колледжах посещают занятия в режиме частичной занятости, т. е. совмещают учебу с работой.

Дистанционное и непрерывное образование. Многие общинные колледжи реализуют программы дополнительного образования. Среди наиболее популярных — «английский как второй язык» и программы повышения грамотности для иммигрантов.

Развитию дистанционного и непрерывного обучения придается большое значение как средству обеспечения доступности образования на протяжении всей жизни. В первую очередь это относится к последипломным формам подготовки, которые предполагается в самые короткие сроки сделать доступными в любое время и в любой точке страны. Внедряются новые формы организации высшего образования. Так, накопительный переводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной учебной нагрузки.

Программы СПО могут быть модифицированы в программы прикладного бакалавриата путем изменения их содержания и формата. Главная сложность в модификации программ СПО на территории России в программы прикладного бакалавриата заключается в необходимости изменения Государственных образовательных стандартов СПО и признания программ СПО программами высшего образования (уровня прикладного бакалавриата). эксперимент по разработке соответствующих программ запланирован на 2009-2012 гг.

Представляется возможным как внедрять программы ПБ в существующих учреждениях СПО, так и интегрировать образовательные программы СПО и ВПО в вузах, имеющих в качестве своих подразделений учреждения СПО.

В случае реализации программ ПБ в существующих учреждениях СПО программы среднего профессионального образования обновятся в соответствии с требованиями к программам ПБ, однако по окончании обучения выпускники будут получать диплом о СПО. Такое обновление предполагает привлечение работодателей для совместной разработки программ подготовки

25 Schools in the USA. URL: http://www.schoolsintheusa.com/CommunityCoNegeFacts.

cfm

264

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

специалистов, введение адекватной производственной практики учащихся в образовательный процесс, в том числе увеличение срока прохождения производственной практики, налаживание связей с предприятиями и т. д. Рассматриваемые изменения способны повлиять на качество подготовки специалистов и формирование сбалансированного регионального рынка труда.

Интеграция образовательных программ СПО и ВПО в вузах, в состав которых входят учреждения СПО, предполагает создание программ ПБ вузами на базе программ академического бакалавриата и СПО путем корректировки их содержания. Осуществление программы ПБ в данном случае возможно в рамках высшего профессионального образования, т. е. фактически происходит перевод программ СПО на уровень ВПО, что позволит повысить престиж данного вида образования и привлечь абитуриентов. Выпускники новых программ будут получать диплом о ВПО. В рамках подобной инициативы можно целенаправленно перевести ряд учреждений СПО в состав вузов.

Для включения учреждения среднего профессионального образования в состав вуза необходимо выполнение ряда требований. Учреждение СПО должно, во-первых, представить весомые основания для интеграции в структуру вуза, обосновать тип и формат интеграции; во-вторых, предложить перечень основных и дополнительных профессиональных образовательных программ СПО, планируемых для реализации в вузе, а также объем подготовки по специальностям и целевые группы потребителей; в-третьих, обосновать востребованность специалистов данных направлений в экономике региона (которая может быть подтверждена данными программ социально-экономического развития субъекта, перспективных инвестиционных проектов, материалами государственной службы занятости населения и т. д.); в-четвертых, описать резервы повышения качества профессионального образования по сопряженным специальностям и специализациям СПО/ВПО для различных целевых групп потребителей услуг среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; в-пятых, обосновать преимущества и ограничения (риски) интеграции в состав вуза.

Сама по себе идея перевода вузовских отделений СПО в режим прикладного бакалавриата не предполагает создания принципиально новых программ обучения и подготовки кадров, принципиально отличных от специалистов со средним профессиональным образованием, а предусматривает лишь корректировку содержания имеющихся программ СПО и перевод их на институциональный уровень ВПО.

265

Размышления о...

Литература

1. Брюгге-Копенгагенский процесс. URL: http://official-europass. narod.ru/

2. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком. Препринт WP3/2007/03. М.: ГУ ВШэ, 2007.

3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/

portal/spe/list.plx?substr=&gr=1&st=all

4. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/ portal/sred/list.plx?substr

5. Добрякова М., Кузьминов Я. ЕГэ и прием в вузы. Средний балл абитуриентов, поступивших в московские вузы по результатам ЕГЭ, август 2009 г. Доклад ГУ-ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/ data/965/062/1228/pr2009_18.pdf

6. Зарубежный опыт реформ в образовании. Аналитический обзор. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2001/02/opyt_reform.pdf

7. Образование в Российской Федерации: 2007: стат. ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

8. Особенности системы высшего образования. URL: http://is.znanie. info/rus/education/28.html

9. Российский статистический ежегодник. URL: www.gks.ru

10. Система высшего образования во Франции. URL: http://www. ambafrance-by.org/spip.php?article1280

11. Australian Education Network. URL: http://www.australian-universities. com/

12. Brunello G. (2009) The effect of economic downturns on apprenticeships and initial workplace training: A review of the evidence//Journal of Empirical Research in Vocational Education and Training. OECD. 2009. No. 1.

13. Copenhagen process. European Commission data. URL: http:// ec.europa.eu/education/vocational-education/doc1143_en.htm

14. Education statistics, Statistics Finland. URL: http://www.stat.fi/til/ opty/2007/opty_2007_2009-04-01_tie_001_en.html

15. Education, culture and science in the Netherlands. Key figures 20022006. Ministry of education, culture and science in the netherlands. URL: http://education.stateuniversity.com/

16. Further education. URL: http://au.encarta.msn.com/ encyclopedia_781538887/Further_Education.html

17. LMD (Bachelor’s — Master’s — Doctorate) System. URL: http://www. aunege.org/etudiants-en/becoming-a-student/lmd-bachelor2019s-master2019s-doctorate-system

18. Polytechnics Canada. URL: http://www.polytechnicscanada.ca/

19. Polytechnic education in Finland. Background report. URL: http:// www.oecd.org/dataoecd/51/35/2088360.pdf

20. Rutkowski J. (2009) Demand for skills in ECA: Main trends and patterns. Human Development Unit, Europe and Central Asia Region, World Bank, Washington, DC.

266

Д. Ю. Чугунов, К. Б. Васильев, И. Д. Фрумин

Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?

21. Schools in the USA URL: http://www.schoolsintheusa.com/ CommunityCollegeFacts.cfm

22. Statistics Finland. URL: http://www.stat.fi/

23. Tan H., Savchenko Y., Gimpelson V., Kapelyushnikov R., Lukyanova A. (2007) Skills shortages and training in Russian enterprises / Working paper WP3/2007/04. Moscow: SU — HSE.

24. VAMK, University of Applied Science. URL: http://www.puv.fi/en/

25. Vocational education and training in France. Short description. CEDEFOP, 2008.

26. Vocational training in higher education and labor market outcomes: evidence from the «new vocational bachelor degree» in France. GIRET Jean-Frangois Cereq, PPT presentation, 2006.

27. Volberda H.W., van den Bosch F. A. J. (2004) Rethinking the Dutch innovation agenda: Management and organization matter most. Essay for the Ministry of economic affairs’ innovation lecture 2004, Erasmus Strategic Renewal Centre, Rotterdam School of Management.

28. University of New Brunswick, CANADA. URL: http://www.unb.ca/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.