ББК 65.2/4
М. К. Давыдова
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
M. K. Davydova
NETWORK ORGANIZATION OF LOGISTICS OF HOTEL BUSINESS
Описывается научно-методический подход к сетевой организации логистики гостиничного бизнеса с перспективой создания сервисных кластеров. Разрабатываются рекомендации по принятию оптимальных решений при обосновании состава участников сети, конфигурировании ее структуры и установлении связей между бизнес-процессами.
Ключевые слова: сетевая организация логистики, логистика гостиничного бизнеса, сервисный поток, участник сети, размерность сети, связи бизнес-процессов, управляемость сети.
The scientific and methodical approach to the network organization of logistics of hotel business with prospect of service clusters’ creation is described. Recommendations about acceptance of optimum decisions are developed at a substantiation of a structure of participants of a network, a configuration of its structure and an establishment of communications between business processes.
Key words: network organization of logistics, logistics of hotel business, service stream, the participant of a network, dimension of a network, communication of business processes, controllability of a network.
Сетевая организация логистики предполагает реализацию двуединого подхода при проектировании организационных решений в бизнесе. Первый предусматривает территориальное (региональное и межрегиональное) размещение бизнес-структур - производителей товаров и услуг - в ответ на предъявление спроса и с учетом его характеристик, таких как масштабы, интенсивность, регулярность во времени и пр. Второй подход обеспечивает сетевую организацию производства товаров и услуг на основе горизонтальной интеграции бизнес-структур -производителей и субъектов логистической инфраструктуры.
Следствием реализации двуединого подхода объективно становится создание кластеров по товарному или сервисному признаку. С учетом этих обоснований для гостиничного бизнеса перспективным должно оказаться создание сервисных кластеров в районах с историческими и культурными традициями, привлекательными для туризма, и районах активного развития бизнеса.
В свете оценки этих перспектив можно отметить, что сетевая организация гостиничного бизнеса - это достаточно отработанная в мире практика, которая успешно осваивается отечественными бизнес-структурами. При этом опыт реализации интеграционных решений остается весьма фрагментарным и обусловливает потребность в разработке соответствующих научнометодических рекомендаций. Между тем оба подхода к сетевой организации основываются на использовании инструментария логистики с элементами маркетинга [1, с. 542].
Специалисты доказывают, что логистика и ее основной принцип «точно в срок» априорно пригодны для применения в сфере услуг. Логистика гостиничного бизнеса имеет дело с сервисным потоком. Этот поток, организуемый в целях достижения наиболее полной загрузки гостиничных мощностей и наиболее полного удовлетворения предъявляемого дифференцированного спроса на гостиничное обслуживание, должен быть непрерывным во времени и неоднородным по составу и качеству, что обусловливает приоритетную ориентацию управления на применение распределительной логистики. В сфере гостиничных услуг она аккумулирует в себе элементы производственной и сбытовой логистики. Заготовительная логистика становится при этом важнейшим условием реализации функций распределительной логистики и при организации работы общей системы управления «на конечный результат» должна стать частью интегрированной логистики предприятий гостиничного хозяйства. Вместе заготовительная и распределительная логистики должны обеспечивать взаимодействие этих предприятий с потребителями услуг и партнерами по бизнесу, в том числе путем организации логистических цепей как основы
построения сетевой структуры гостиничного бизнеса. Аргументом служит мнение о том, что «интегрированные цепи отличает устойчивый характер кооперации, не ограниченный рамками региона, отрасли или государства... Способ регулирования отношений в сети отличается от чисто рыночного. Широкое использование организационно-плановых методов управления специфическими активами позволяет резко снизить трансакционные издержки, гибко приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры, распределив соответствующие риски между участниками... цепи.» [2, с. 77].
В соответствии с концепцией «Supply Chain Management» (SCM), создание сетевой структуры бизнеса предполагает решение трех ключевых вопросов [3, с. 58-62]: определение состава участников, обоснование структурных координат сети, выбор типов связей между бизнес-процессами. Решение этих вопросов обусловливает необходимость руководствоваться инвариантно принципом оптимальности.
Согласно действию принципа, на этапе определения состава участников требуется разграничить так называемых основных и вспомогательных участников - это требование должно быть продиктовано стремлением обеспечить управляемость сети со стороны фокусной компании, которой, по логике, в гостиничном бизнесе должна выступать специализированная сервисная компания - предприятие гостиничного хозяйства. По общим правилам, к категории основных участников относятся независимые бизнес-субъекты, выполняющие операционные и управленческие виды деятельности в бизнес-процессах, обеспечивающих производство и реализацию товаров и услуг; к категории вспомогательных - бизнес-субъекты, участие которых ограничивается предоставлением отдельных видов ресурсов, в том числе информации, в адрес основных участников. С позиции оценки степени участия в производстве гостиничных услуг основными участниками сети могут рассматриваться производители и торговые посредники - поставщики мебели, хозяйственно-бытовых товаров повседневного пользования, продуктов питания и т. п., транспортные организации, туристические фирмы и пр., вспомогательными - рекламные агентства, страховые компании и пр. Вспомогательными участниками сети, таким образом, предстают бизнес-структуры, которые поддерживают бизнес-процессы, связанные с «добавлением ценности» гостиничной услуги, но при всей своей значимости они непосредственно не занимаются логистической деятельностью.
Реализация принципа оптимальности на этапе обоснования структурных координат сети соотносится с ее конфигурированием. Решением этого вопроса предполагается обоснование трех структурных размерностей: вертикальная структура; горизонтальная структура и горизонтальное позиционирование фокусной компании относительно других участников сети. В общем случае вертикальная структура формируется числом организационных уровней, при этом в сфере гостиничного бизнеса ее аналогом предстает схема территориального размещения предприятия гостиничного хозяйства, включая его филиальную сеть. Горизонтальная структура определяется схемой подключения основных и вспомогательных участников при выстраивании логистических цепей с обоснованием местоположения предприятия гостиничного хозяйства как фокусной компании.
На практике допускаются разнообразные варианты комбинирования структурных размерностей: узкая вертикальная структура с широкой горизонтальной, развитая вертикальная с ограниченной горизонтальной структурой и т. д. Результаты конфигурирования зависят от форм организации бизнеса основных и вспомогательных участников, в том числе глубины специализации, пользования приемами аутсорсинга, характера кооперирования и других факторов. В рамках этого вопроса в общем случае принципиально важной оказывается проработка аспекта, связанного с обоснованием возможности и целесообразности расширения горизонтальных границ сети до масштаба, обусловленного включением в логистическую цепь конечных пользователей. Для предприятий гостиничного хозяйства этот аспект приобретает особый содержательный смысл, поскольку допускает подключение маркетинговых агентов по продвижению гостиничных услуг и логистических посредников, в роли которых могут выступать туристические компании, научные общества и прочие организации, специализирующиеся на проведении массовых публичных мероприятий, бизнес-структуры различных сфер хозяйственной деятельности, практикующие регулярный прием и командирование специалистов, пользование приемами инстаффинга.
Стремление к достижению управляемости сетевой структуры пролонгируется на этапе конфигурирования сети. Логистические цепи с большим числом участников, отмеченные присутствием фокусной компании, ограничивают состав бизнес-процессов, которые она может интегрировать за пределами своего уровня и реально управлять ими. В гостиничном бизнесе эта трудность может быть разрешена передачей управленческих компетенций по уровням вертикальной структуры.
Практика доказывает, что интеграция бизнес-процессов по всем логистическим цепям не наступает в полном объеме - факторы интегрирования являются ситуационными, в связи с чем остается некоторая степень свободы действий для участников сети. Как следствие, для фокусной компании открывается перспектива организации управления, обусловленная типами связей между бизнес-процессами с подразделением их на управляемые, отслеживаемые, неуправляемые и связи с объектами, не входящими в цепи поставок, т. е. внешними.
Управляемые связи между бизнес-процессами фокусная компания выделяет как необходимые для интегрирования в сетевую структуру. Как правило, это «прилегающие» участки логистической цепи, определяющие взаимодействие предприятия гостиничного хозяйства с поставщиками и потребителями в режиме оказания гостиничных услуг. К категории управляемых должны быть также отнесены «удаленные» участки, определяющие, например, поставки товаров для производства товаров повседневного спроса с фирменными товарными знаками сети. Отслеживаемые связи отделены от управляемых по причине того, что они могут быть делегированы в управлении другим участникам сети, для которых они являются достаточно критичными, например поставки сырья для производства товаров хозяйственно-бытового назначения. Неуправляемые связи выходят за рамки интересов фокусной компании, и, более того, они могут быть интерпретированы как отслеживаемые связи для непосредственных партнеров фокусной компании, например хозяйственные связи с поставщиками тарных и упаковочных материалов. За пределами компетенций фокусной компании остаются связи, в частности входящие не только в ее логистические цепи, но и цепи конкурентов. Следует понимать, что решения, принимаемые в цепях конкурентов, так или иначе могут влиять на параметры поставок в адрес фокусной компании и нарушать ее интересы в расширении и (или) диверсификации гостиничного бизнеса, дифференциации услуг. В целом решение вопроса о различении связей бизнес-процессов сетевых структур гостиничного бизнеса выводит на постановку задачи управления поставщиками [4, с. 330-347; 5, с. 607-623 и др.] в свете традиционной концепции маркетинга услуг и концепции маркетинга взаимоотношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дойл П. Менеджмент. Стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.
2. Загорский А. Л. Конкурентоспособность интегрированных бизнес-групп. - СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2004. - 342 c.
3. Сток Дж. Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой. - М.: ИНФРА-М, 2005. -
XXXII. - 797 c.
4. Гарисон А. Логистика. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок: учеб. -М.: Дело и сервис, 2010. - 368 c.
5. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / под ред. Дж. Гатторны. -М.: ИНФРА-М, 2008. - XXXIV. - 670 с.
Статья поступила в редакцию 17.10.2011
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Давыдова Мария Константиновна - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; соискатель кафедры «Коммерция и логистика»; [email protected].
Davydova Maria Konstantinovna - Saint-Petersburg State University of Economy and the Finance; Postgraduate Student of the Department "Commerce and Logistics"; [email protected].