Н. А. Клитина
СЕРВИСЫ ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКИ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СКВОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ В ОНЛАЙН-РИТЕЙЛЕ
Аннотация
В статье авторами представлено обоснование основных направлений и особенностей сквозной перестройки интернет-логистики на основе эмпирического анализа и оценки проблемных аспектов операционного сопряжения сервисов экспресс-доставки и магистральной логистики на потребительском рынке.
Ключевые слова
Экспресс-доставка, онлайн-ритейл, интернет-логистика, цепь поставок, магистральная логистика, интернет-магазин.
N. A. Klitina
SERVICE EXPRESS-DELIVERY AND PROBLEM ASPECTS OF LOGISTICS THROUGH ONLINE-RETAIL
Annotation
Author presented the main directions of study and adjustment features through the Internet-logistics based on empirical analysis and evaluation of the problematic aspects of operational interface Service Express-delivery and logistics backbone of the consumer market.
Keywords
Express-shipping, online-retail, Internet-logistics, supply chain, logistics backbone, Internet-shop.
2016 № 3 (55) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Развитие интернет-торговли в России выступает в качестве центрального драйвера роста рынка экспресс-доставки, который не только количественно развивается, но и претерпевает качественные изменения.
«Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J'son & Partners Consulting, в 2015 г. рынок вырос на 5 %; CAGR 2012-2015 составил 15,6 %.
По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков. В индустрии наблюдается стагнация в В2В-сегменте и замедление темпов роста В2С-сегмента» [6]. В значительной степени развитие рынка стимулировано ростом интернет-торговли в России, особенно трансграничной. Рост рынка усиливает конкуренцию, одним из следствий которой становится укрупнение операторов рынка. Одним из таких примеров является поглощение дочерним предприятием финской группы Posti в России отечественной компании «Макси-Пост» — одного из ведущих игроков рынка услуг экспресс-доставки.
«Поглощение «МаксиПост» демонстрирует, что рынок услуг экспресс-доставки постепенно переходит в фазу консолидации. Выживет тот, кто сможет постоянно совершенствовать качество своих услуг и наращивать число заказчиков» [1, с. 23].
В настоящее время рынок экспресс-доставки выглядит достаточно фрагментированным. «Если согласно данным J'son & Partners Consulting, 80 % мирового рынка сконцентрировано у трех компаний (Deutsche Post DHL, UPSFedEx), то в России ситуация иная: число компаний, активно занимающихся услугами курьерский доставки, исчисляется сотнями, но основной объем рынка делят лишь десятки из них: это, в частности, DHL, Pony Express, «EMS Почта России», Major Express, SPRS, CDEK, Top Delivery и др.» [1, с. 23].
Рост крупных операторов повышает барьеры входа и затрудняет конкуренцию. Однако, как показывает практика, это стимулирует возникновение новых стартап-проектов и компаний, которые используя различные технологические решения, инновации и IT-платформы выходят на рынок и постепенно завоевывают рыночное пространство. Так, несмотря на значительные инвестиции в развитие и модернизацию логистической инфраструктуры «EMS Почта России», на рынке появляются новые компании, готовые составить ей конкуренцию и активно развивающиеся свою сеть пунктов выдачи заказа по всей России. В частности, QIWI инвестировала в систему курьерской доставки (непрофессиональной почты) Box2Box, цепь звеньев которой стыкует облачная платформа. Особенностью запускаемой бизнес-модели является использование непрофессиональных агентов: посылка проходит по логистической магистрали, а последняя миля обслуживается таксистами, владельцами небольших магазинов, которые должны захватить посылку по пути.
По мере развития крупных операторов на рынке, возрастания барьеров входа фактором конкурентного роста все больше выступают инновационные и технологические решения. Конкуренция усиливается, прибыльность бизнеса постепенно снижается, что заставляет операторов повышать эффективность работы, запускать новые сервисы, активизировать продажи [8]. На фоне происходящих изменений, можно предположить, что стремление интернет-магазинов к повышению качества сервиса и снижению издержек будет усиливать конкурентное напряжение на рынке экспресс-доставки, способствуя совершенствованию посылочного бизнеса.
Основные тенденции развития рынка экспресс-доставки:
- «на рынке наблюдается высокий уровень конкуренции, что способствует
улучшению качества сервиса. Значимую роль играет также ценовой фактор;
- в 2011-2015 гг. российский рынок экспресс-доставки показывает увеличение, однако темпы роста сокращаются. В 2016 г. ожидается небольшое падение рынка вследствие текущей экономической неопределенности;
- основной движущей силой роста рынка является развитие интернет-торговли в России; основной барьер — экономическая ситуация в стране. Важным следствием позитивного роста интернет-торговли стало развитие сегмента постаматов, способного снизить издержки игроков рынка экспресс-доставки» [6].
Анализ общих проблем развития сквозной логистики для онлайн-ритейла показывает, что в настоящее время ни один оператор не в состоянии самостоятельно качественно удовлетворить потребности интернет-магазинов. На рынке образуется микс компаний, в каждой из которых логистика остается недостроенной: имея широкую сеть терминалов,
компания имеет слабый клиенто-ориентированный сервис доставки заказов для интернет-магазинов; хорошая магистральная логистика может контрастировать с отсутствием компетенций в части терминалов и курьерской доставки; при развитии региональной сети курьерской доставки компания выставляет высокую цену, имея при этом узкую сеть пунктов выдачи заказов; и др. Наличие такого рода проблем оставляет широкое поле для будущих решений и появления стартапов и качественных 1Т-платформ, которые могли бы выступить в качестве консолидатора курьерских служб на базе собственного склада, который обеспечит для последних два основных сервиса (табл. 1): обмен трафиком; оптимизацию магистральной региональной логистики. Развитие таких платформ (например, a1.express) позволит консолидировать мелкие сервисы небольших интернет — магазинов, которые сегодня в сумме занимают не менее 1/5 части рынка.
Таблица 1 — Локализация инновационных решений логистических проблем на отдельных участках цепи поставок
Проблема Логистическое решение Достигаемый эффект
Органичная интеграция сторонних сервисов в систему магистральной логистики, которая в крупных компаниях (DHL, SPSR) имеет сложную инфраструктуру Поиск эффективных интеграционных решений с курьерскими службами, а также грамотной юридической модели Перераспределение 20 % рынка экспресс-доставки в пользу курьерского краудсорсинга к 2020 г.
Трудности роста и расширения географии покрытия Специализированные IT-решения: управление транспортом, курьерами, маршрутизация, управление складом Повышение эффективности работы служб доставки
Выход на рынок новых продуктов, которые доставлять классическим образом будет неудобно Более направленная специализация технологий в доставочных сервисах. Повышение эффективности работы служб доставки
Расширение числа логистических партнеров интернет-магазина, которые выполняют доставку по городу / в регионы / за рубеж Создание логистических агрегато-ров, взаимодействующих с онлайн-магазинами в режиме «одного окна» (Примеры: Checkout, Delivery, Din Vio, PostWay, Teleport, Sendit, Vee Route, «Заказово», «Аурама» и др.) Упрощение механизма товарных отправок и их доставки
Продолжение табл. 1
Проблема Логистическое решение Достигаемый эффект
Невысокий уровень курьерского сервиса Создание сервисов, позволяющих интернет-магазинам оценивать реальное состояние и качество доставки, проводить сравнение сервисов доставки по качественным параметрам Повышение уровня курьерского обслуживания в экосистеме интернет-торговли
Использование big data в логистике Разработка и внедрение систем планирования и прогнозирования продаж на основе анализа больших данных Оптимизация ресурсов; повышение уровня клиентского обслуживания; улучшение управляемости бизнеса
Замедление и удорожание магистральной доставки Дилемма: перевозка за приемлемую цену, но без точного соблюдения сроков /быстрая и качественная доставка, но дорогая Нахождение решения, разрешающего дилемму крайне затруднительно, но эффект от него колоссален и приведет к переделу рынка транс-портно-логистических услуг
Недостаточно прозрачная и эффективная организация возвратной логистики Отправка возвратов в рамках основного канала («Почта России») сопряжена с долгими сроками и низким процентом доставки, отсутствием гарантии сохранности товара при перевозке Запуск модели удобного и прозрачного возврата товаров, который включает: удобный онлайн-сервис по расчету стоимости возврата, предоставление информации о вариантах возврата (курьер/пункт выдачи заказа), трекинг возвращаемого заказа
Дефицит автономных решений и IT-продуктов для логистики e-commerce Разработка программного обеспечения для интернет-логистики Эффективная интеграция с магистральной логистикой
Фрагментарное использование онлайн-трекинга заказа для клиента Внедрение дифференцированного трекинга товара/заказа, обеспечивающего в том числе возможность онлайн-контроля его перемещения Возможность планирования времени для клиента с учетом удаленности курьера. Дополнительные удобства в работе курьерских служб. Возможность снижения доли возврата не доставленных вовремя товаров для ритейлеров
Такого рода решения позволят усилить позиции мелких операторов и сбалансировать рынок, на котором сегодня достаточно агрессивно развивается Почта России. «Объем экспресс-доставки почтовых отправлений постоянно растет, а с ним и доля «Почты Рос-
сии» на этом рынке. Общий объем почтовых отправлений в 2015 г. составил 379 млн, из которых 195 млн пришлось на долю Почты России. В I квартале 2016 г. общий объем почтовых отправлений достиг 104 млн шт., при этом доля Почты России составила 61 % от этого
числа» [5]. Заметим, что в стратегическом плане Почта России занимает про-активную позицию и пытается сработать на опережение рынка. «Для динамичного, поступательного развития в ближайшее время Почта России планирует построить в 50 крупных городах России порядка 100 центров выдачи и приема посылок. Во многих почтовых отделениях будут открыты выделенные окна для приема и выдачи посылок.
В планах также расширение количества курьерских групп, поскольку услуга курьерской доставки посылок сейчас очень востребована. Курьерские группы Почты появятся во всех крупных городах РФ. Будет изменена продуктовая линейка, которая станет доступна и понятна как рядовым клиентам, так и крупным интернет-магазинам, что позволит вернуть утраченную долю рынка в городах в самое ближайшее время» [3, с. 16].
Кризис 2014-2015 гг. вызвал существенные подвижки в модели поведения покупателя, который сместился в более низкую ценовую нишу, стал меньше заказывать или выбирать вещи подешевле.
«В итоге, рынок станет менее раздробленным и более монополизированным: слабые игроки уйдут с рынка. «Новая кровь», которая вольется в крупный бизнес в ходе поглощений средних, но сильных игроков, позволит ему улучшить качество услуг в отдельных регионах, расширить зону покрытия, предоставить дополнительные сервисы. Путь остальных средних компаний — сокращение издержек, площадей, персонала и постоянная оптимизация процессов. Будущее мелких игроков рисуется в мрачных красках: им предстоит либо укрупняться, либо уходить с рынка» [7, с. 51].
Таким образом, можно констатировать, что современный рынок экспресс-доставки активно развивается. Однако анализ развития сквозной логистики по-
казывает, что онлайн-ритейл как основной поставщик товара в экспресс-доставку не получает комплексного решения возникающих у него задач, поскольку отдельные компании не в состоянии предложить весь комплекс услуг по логистическому сопровождению заказа. Вместе с тем на уже насыщенном рынке интернет-логистики появляются новые операторы, которые выходят с инновационными решениями и теснят действующие компании. Примером такого конкурентного давления является сервис Today Delivery (вышел на рынок в ноябре 2015 г.), единственный актив которого — краудсорсинговая курьерская IT-платформа для приема и распределения заказов, позволяющая консолидировать покупки от крупных онлайн-торговцев для последующей передачи курьерам.
Интернет-магазины передают Al.express товары, которые развозятся по пунктам выдачи заказов, ближайшим к клиентам Today Delivery, после чего доставка клиентам осуществляется курьерами Today Delivery. В настоящее время 90 % доставок по такой схеме приходится на крупные интернет-магазины, такие как Lamoda.
Сервис Today Delivery организует перевозку 900 отправлений в день, что составляет почти половину объема Bringo, который немногим ранее по-новому связал клиентов и заказчика на рынке экспресс-логистики. До выхода на рынок логистики этой компании он был насыщен, однако хаотичен, на что указывало в частности отсутствие консолидирующего оператора.
Bringo обеспечил рынку фонд курьерского времени за счет использования свободных исполнителей заказов.
Таким образом, на рынке экспресс-логистики развиваются все новые сервисы, задача которых решить конкретную задачу на первой или последней миле и органично интегрироваться в систему магистральной логистики. Последнее также представляет собой непростую задачу,
так как некоторые крупные логистические компании (DHL, SPSR) имеют сложную инфраструктуру, встроить сторонний сервис в которую, крайне непросто. Можно заключить, что операционное совершенствование экспресс-доставки должно обеспечить отыскание эффективных интеграционных решений с курьерскими службами, а также грамотной юридической модели. В этом случае в пользу курьерского краудсорсинга может отойти пятая часть рынка экспресс-доставки на последней миле уже к 2020 г.
По мере дальнейшего развития онлайн-продаж интернет будет проникать все дальше — даже в самые удаленные малые города РФ. Однако такое расширение географии покрытия ухудшает экономику пунктов выдачи заказа, на которые будет приходиться малый объем отправлений. Прорывные возможности и перспективы развития на рынке в результате решения этой проблемы получат компании, которые смогут построить эффективную и доступную для масштабирования бизнес-модель. Уже сегодня по всему периметру цепи поставок происходит активное совершенствование отдельных звеньев, которые будут предъявлять повышенные требования к сопряженным с ними логистическим сервисам. При этом как показывает практика, значительный пласт логистических проблем в работе интернет-магазинов остается нерешенным: обработка возвратов; последняя миля; магистральная доставка; отгрузка и доставка от поставщика; комплектация заказа. Разрешение данных проблем позволит ускорить доставку заказа через единый агрегатор, увеличит охват и улучшит работу с поставщиками, в том числе за счет дисциплинирования курьерских служб (штрафы для курьерских компаний за невыполнение согласованных KPI).
В настоящее время рынок логистики входит в фазу своего операционного совершенствования, которое обусловле-
но усложнением кооперации звеньев в цепях поставок потребительского рынка, особенно когда они формируются в рамках более сложных OMNI-канальных моделей построения сбыта. Все это сформирует новые вызовы на рынке экспресс-доставки, которые потребуют поиска более адекватных логистических решений и моделей многоступенчатого построения товаропроводящих цепей.
Библиографический список
1. Грамматчиков, А. Курьерский экспресс // Эксперт. — 2016. — № 14.
2. Инновационные технологии в логистике и управлении цепями поставок : сб. науч. статей. — М. : Эс-Си-Эм Консалтинг, 2015.
3. Малышев, С. Основная задача почты — работа на опережение рынка // Почта России. — 2014. — № 3 (116).
4. Миротин, М., Саркиев, В. Тренды и инновации в логистике и управлении цепями поставок // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2014. — № 1 (1).
5. Почта России намерена в ближайшие годы занять 85 % рынка экспресс-доставки [Электронный ресурс] // Retail & Loyalty. — 2015. — Режим доступа : http://www.retail-loyalty.org/news/ pochta-rossii-namerena-v-blizhayshie-gody-zanyat-85-rynka-ekspress-dostavki.
6. Рынок экспресс-доставки в России, итоги 2015 г. [Электронный ресурс] // По результатам исследований J'son & Partners Consulting. Апрель 2016 г. — Режим доступа : http://json.tv/ i ct_telecom_analytics_vi ew/rynok-ekspress-dostavki-v-rossiyskoy-federatsii-itogi-2015-goda-20160406050627.
7. Югринова, Н. Экспресс на тихом ходу // Бизнес-журнал. — 2015. — № 4.
8. DPD: онлайн-торговля — основной драйвер роста российского рынка экспресс-доставки // Retail&Loyalty. — 2015. — № 5.
Bibliographie list
1. Grammatchikov, A. Courier Express // Expert. — 2016. — № 14.
2. Innovative technologies in logis-tics and supply chain management: Collection of scientific articles. — M. : Es-Em-C Consulting, 2015.
3. Malyshev, S. Main objective of Post — work to outperform the market // Russian Post. — 2014. — № 3 (116).
4 Mirotin, M., Sarkiev, B. Trends and innovation in logistics and supply chain management // Car. Road. Infrastructure. — 2014. — № 1 (1).
5. Russian Post intends in the coming years to take a 85 % market share of express-delivery [Electronic resource] // Retail & Loyalty. — 2015. — Mode of ac-
cess: http://www.retail-loyalty.org/news/
pochta-rossii-namerena-v-blizhayshie-
gody-zanyat-85-rynka-ekspress-dostavki.
6. Market Express — delivery in Russia, the results of 2015. According to the results [Electronic resource] // J'son & Partners Consulting research. April 2016. — Mode of access: http://json.tv/ict_tele comanalyti csvi ew/ rynok-ekspres s-dostavki-v-rossiyskoy-federatsii-itogi-
2015-goda-20160406050627.
7. Yugrinova, N. Express on a quiet course // Business-magazine. — 2015. — №4.
8. DPD: Online-trade — the main driver of growth of Russian market of express — delivery // Retail & Loyalty. — 2015. — № 5.