о
SCIENCE TIME
СЕРВИСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТРАССЫ М60 «УССУРИ»: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Петрова Екатерина Алексеевна, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
___________________ E-mail: [email protected]
Аннотация. Главная транспортная артерия Дальнего Востока - это федеральная трасса М60 «Уссури». Она связывает самый отдаленный,
6 восточный край нашей страны с остальными регионами. Автомагистраль М60 - 9 это важная составная часть самого длинного пути Владивосток - Москва -Санкт-Петербург, протяженностью более 10000 км. В данной статье рассматривается анализ состояния и проблемы развития сервисной инфраструктуры федеральной трассы М60 «Уссури».
Ключевые слова: придорожный сервис, придорожная
инфраструктура, объекты придорожного сервиса.
Сфера услуг - важнейшая составляющая современной экономики, развивающаяся все более высокими темпами и испытывающая значительные структурные изменения. Одним из основных элементов структуры сферы услуг является придорожный сервис.
Придорожный сервис рассматривается, как сложное и комплексное понятие и может быть определен в широком и узком смысле.
В первом случае, придорожный сервис - это сфера деятельности, обеспечивающая удовлетворение потребностей человека и транспортного средства в пути (дороге) независимо от способа передвижения и вида транспорта.
В другом - придорожный сервис - это система, состоящая из различных взаимосвязанных элементов, позволяющих наиболее эффективно осуществлять деятельность по удовлетворению различных потребностей человека и поддержания и восстановления потребительной стоимости транспортного средства в пути (дороге).
Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения,
447
о
SCIENCE TIME
расположенные на придорожной полосе автомобильных дорог и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования.
Цель придорожного сервиса состоит в обеспечении социальноэкономической эффективности транспортных средств, то есть в эффективном обслуживании самих транспортных средств и в удовлетворении потребностей лиц, пользующихся ими. Большое значение имеет именно вторая часть поставленной цели, она дает тот социальный эффект, который можно получить, создав систему придорожного сервиса.
Проблемами, возникающими в сфере придорожного сервиса, занимаются многие научные институты, а именно МАДИ, МГУ сервиса, Владивостокский ГУ и многие другие. Однако до настоящего времени отсутствует научно обоснованное определение придорожного сервиса и его услуг, нет единого мнения относительно классификации объектов придорожного сервиса, практически не поднимался вопрос территориального размещения объектов придорожного сервиса, не выработана концепция придорожного сервиса.
Участниками рынка придорожного сервиса являются многие хозяйственные субъекты, относящиеся к различным отраслям и видам деятельности.
Особое значение на развитие инфраструктуры дорожного сервиса оказывает туристская освоенность региона, на которую существенное влияние оказывает географическое и культурно-историческое значение региона. В свою очередь, наличие инфраструктуры определяет выбор того или иного туристского маршрута. Таким образом, прослеживается взаимозависимость между туристским потоком, развитием инфраструктуры и, как следствие, комплексом оказываемых услуг.
Наиболее развитыми являются услуги общественного питания и торговли, хотя в большинстве случаев они сосредоточены вокруг крупных городов. Этот факт обусловлен тем, что в большом населенном пункте спрос на данные услуги значительно выше. Остальные услуги: гостиничные, информационные услуги, услуги связи и другие представлены слабее.
С точки зрения пользователей автомобильных дорог, придорожный сервис может быть классифицирован по типам потребностей:
- потребности при совершении поездок;
- дорожная информационная служба;
- розничное обслуживание;
- отдых и туризм;
- общественный транспорт;
- услуги для грузового транспорта.
По функциональному назначению предприятия придорожного сервиса
448
о
SCIENCE TIME
можно разделить группы:
- сооружения для обслуживания пассажирских перевозок: автобусные и пассажирские автостанции, автопавильоны, мотели, кемпинги, предприятия торговли и общественного питания, площадки отдыха;
- сооружения для обслуживания подвижного состава: пункты технической помощи, автозаправочные станции, моечные пункты;
- сооружения для обслуживания грузовых перевозок: грузовые автостанции, диспетчерско-контрольные пункты.
Главная транспортная артерия Дальнего Востока - это федеральная трасса М60 «Уссури». Она связывает самый отдаленный, восточный край нашей страны с остальными регионами. Автомагистраль М60 - это важная составная часть самого длинного пути Владивосток - Москва - Санкт-Петербург,
протяженностью более 10000 км.
Трасса М60 отличается обилием сервисной инфраструктуры: мотели, кафе, закусочные, АЗС есть в достаточном количестве, однако, в настоящее время большинство объектов инфраструктуры не могут быть признаны комфортными для использования пользователями автомобильной дороги.
Также существует серьезная проблема в бессистемном создании пунктов торговли, питания и отдыха, что негативно сказывается на эффективности функционирования транспортных процессов. Пользователь федеральной дороги должен иметь возможность воспользоваться всеми необходимыми услугами независимо от того, по территории какого региона он едет. При этом плотность обустройства объектами сервиса не может зависеть только от количества населения. Не должно быть участков протяженностью несколько сотен километров, на которых отсутствуют сервисные центры даже с минимальным набором услуг.
Таблица 1
Нормативы размещения объектов придорожного сервиса на магистральных автодорогах
Придорожный объект Норматив размещения (км)
Пункт постоя 100-200
АЗС 20-50
СТО 50-100
Пункт питания 30-50
Охраняемая стоянка 15-50
Площадка отдыха 15-50
Общественные уборные 15-50
449
а
о
SCIENCE TIME
В то время европейские стандарты предполагают, что на каждые 40 км автотрассы приходится не менее одного объекта придорожного сервиса с ожидаемым комплексом услуг (АЗС, автосервис, стоянка, розничная торговля, кафе, санитарные комнаты или мотель). По такому критерию, как комплексность предлагаемых услуг, мы довольно сильно отстаем от Европы.
Возникающие вдоль федеральной трассы М60 «Уссури» объекты
придорожного сервиса зачастую не только не отвечают запросам потребителей в части удобства размещения, и предоставляемого качества обслуживания, но и не приносят достаточного эффекта с позиции экономической целесообразности даже для самих предпринимателей.
Автомагистраль «Уссури», которая стала основным объектом исследования с точки зрения размещения предприятий придорожного сервиса, имеет длину 760 км. Развитие придорожного сервиса может служить одной из составляющих комплекса мероприятий по трудовой занятости сельского населения.
Всего вдоль автомагистрали насчитывается 255 объектов придорожного сервиса, 21 объект находится в стадии разработки проектной документации и строительства. Всего на трассе М-60 имеется 14 крупных комплексов придорожного сервиса, включающих объекты по обслуживанию, как транспортных средств, так и водителей и пассажиров.
Прежде всего, были исследованы объекты придорожного сервиса, обеспечивающих эксплуатацию транспортных средств. К ним относятся АЗС, СТО, торговые точки по продаже сопутствующих товаров (запчасти, масла и пр.), мойки для автомобилей и т.п. На протяжении автомагистрали М-60 «Уссури» на территории области находится более 90 подобных объектов. В основном они сосредоточены при въезде на территорию населенных пунктов. Вдоль рассматриваемой автомагистрали эти объекты расположены как в комплексе с другими объектами придорожного сервиса, так и одиночно.
Количество объектов придорожного сервиса обеспечивающих обслуживание человека, находящегося в пути также имеет огромное социальноэкономическое значение. К ним относятся продовольственные магазины, предприятия общественного питания, мотели, кемпинги и пр.
Вдоль автомагистрали М-60 расположено 74 пунктов общественного питания, более 77 объектов розничной торговли - киосков, торговых павильонов, магазинов и пр. Часть объектов представлена в комплексах придорожного сервиса.
По данным Российского дорожного агентства, наибольший рост среди сервисных объектов за последние годы наблюдался в строительстве АЗС (рост 16,4%), организации пунктов питания (рост 13,3%) и площадок отдыха (рост 12,5%).
Придорожный сервис сегодня должен рассматриваться не только как
450
о
SCIENCE TIME
сфера, обеспечивающая решение социальных задач, но и как важный сектор экономики, гарантирующий рост занятости, значительный приток доходов и новых налоговых платежей в федеральный и региональные бюджеты.
Роль органов управления дорожного хозяйства в вопросах развития придорожного сервиса на сегодняшний день состоит в согласовании строительства объектов. Это осуществляется путем определения технических условий на соответствующие виды работ. В случае несоответствия объектов придорожного сервиса нормативным правовым документам, прежде всего условиям безопасности - применяются меры административной гражданскоправовой ответственности к лицам, допустившим нарушения.
Наличие устойчиво функционирующей транспортной системы является необходимым условием экономической стабильности края и показателем, косвенно определяющим уровень жизни. В то же время этот фактор является предопределяющим в развитии придорожного сервиса.
Анализ современного состояния придорожного обслуживания показал отсутствие системы контроля состояния придорожного сервиса и необходимость его совершенствования с учетом современных требований и стандартов качества. Придорожное обслуживание и его качество непосредственно влияют на безопасность дорожного движения. Установлена обратная линейная зависимость между уровнем аварийности и уровнем качества системы обслуживания водителей и пассажиров.
Сфера услуг может быть весьма разнообразной по своей структуре, характеру, способу взаимодействия. Но приоритетом в ней является улучшение качества жизни людей, так как она ориентирована именно на удовлетворение их нужд. Одним из направлений сферы услуг является придорожный сервис, нацеленный на удовлетворение потребностей, как автолюбителей, так и туристов. Также мы выяснили, что придорожный сервис также может делиться на различные виды услуг.
Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- наиболее распространенные виды услуг - это торговля, общественное питание, АЗС, СТО;
- практически неразвитые виды услуг - бытовые услуги и услуги связи;
- расположение предприятий вдоль трассы М-60 неравномерно, без учета факторов, влияющих на спрос;
- основными зонами концентрации предприятий придорожного сервиса являются территории, расположенные в непосредственной близости к АЗС и СТО, а также к населенным пунктам;
- с точки зрения формы организации бизнеса низкую долю составляют придорожные комплексы.
451
о
SCIENCE TIME
Автомагистраль «Уссури» должна уделить больше внимания вопросам о размещении объектов сервиса в непосредственной близости, улучшению качества облуживания, комплексному увеличению услуг на одном объекте, поощрении частных владельцев в хорошем развитии принадлежащих к ним объектов, тем самым вызвать стимул к строительству новых объектов.
Как известно, придорожный сервис - это облик любого региона, а уровень придорожного сервиса всегда диктует уровень автомобильных дорог, на которых этот сервис находится. Данные правила актуальны и поныне. Из года в год количество автомобилей на наших дорогах стабильно увеличивается, а вместе с ними пропорционально увеличивается и потребности в качественном придорожном сервисе.
Литература:
1. Азар В.И., Биржаков М.Б. и др. Предложения к концепции развития туризма в России. В справ. "Туристские Фирмы", вып. 22. — СПб.: "Невский фонд", 2000.
2. Ахполов И., Геронимус Б. Научные исследования экономических проблем // 0 Автомобильный транспорт. 1979.-X28.-C. 15-16.
3. Виноградова М.В. Менеджмент придорожного сервиса как условие его развития. «Методические проблемы формирования эффективного менеджмента в социальной сфере»: сборник научных статей аспирантов, соискателей и докторантов / Под ред. Д.э.н, проф.
4. Виноградова М.В. Системный подход к исследованию элементов придорожного сервиса. Сборник статей преподавателей, аспирантов/под ред. проф. Л.Б.Сульповара. М.: МГУ сервиса, 2002 г. 0,5 п.л.
5. Виноградова М.В. Сущность и основные направления развития придорожного сервиса в России. Сборник тезисов 11 Международной конференции «Индустрия сервиса в XXI веке», М.: МГУ сервиса, 2000 г., 0,1 п.л.
6. Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации. Минтранс России. ФДП. М., 1994.
7. Пухкал Г.Б., Колик A.B. Некоторые аспекты зарубежного опыта автотранспортного обслуживания грузоотправителей // Комплексное ТЭО народного хозяйства грузовыми перевозками: Материалы семин. / МДНТП. М., 1990.
452