5. Ермошин Н. А., Егошин А.М., Лазарев Ю.Г., Змеев А.Т. Проблемы и методологические аспекты организации дорожной деятельности в интересах военной безопасности государства. //Монография, С.-Пб.: ВА МТО- : ООО «Р-КОПИ», 2017. 164 стр.
6. Брайла Н.В., Лазарев Ю.Г., Романович М.А., Симанкина Т.Л., Улыбин А.В. Современные проблемы строительной науки, техники и технологии. Учебное пособие / Санкт- Петербург, 2017. 141 стр.
7. Лазарев Ю.Г., Формирование методики оценки точности (надежности) проектирования дорожных одежд нежесткого типа. / Ю.Г. Лазарев, П.А. Петухов, М.В. Широких/ Вестник
гражданских инженеров. 2016. № 2 (55). С. 3846.
8. Лааксонен Р., Методика расчета деформации дорожной конструкции в различных климатических условиях Финляндии/ Райнер Лааксонен, Гарри Кивикоски, Маркку Пинеймяки, Леена Коркияла- Тантту де Йоко Тортквист// Tiehallinnon selvityksia 57/2004. Сокращенный отчет - Юха Ряту, редакторы-консультанты -Яри Пихлаямяки и Маркку Пиенимяки, редактирование, русский язык - Ольга Довгулевич. Компания ФИННМАП Инфра, 2016. 25 с.
9. Морозов А.Г., Лазарев Ю.Г., Логистика придорожного сервиса / А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 4(34). С.77-82.
УДК 625.7
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА НА СЕТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Ю.Г. Лазарев1, К.Э. Зянкина2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
Данная статья посвящена анализу международного опыта развития придорожного сервиса и поиску инновационных решений развития придорожного сервиса с целью их внедрения в РФ.
Ключевые слова: придорожный сервис, логистический подход, сервисное обслуживание, инновационные решения развития придорожного сервиса
ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF ROADSIDE SERVICE ON THE NETWORK OF FEDERAL ROADS
Yu.G. Lazarev, C.E. Ziancina
Saint-Petersburg state economic University (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, st. Sadovaya, 21.
This article is devoted to analysis of international experience of development of roadside service and innovative solutions for the development of roadside service with the purpose of their introduction in Russia.
Keywords: roadside service, logistic approach, customer service, innovative solutions development of roadside service.
Введение
Придорожный сервис за рубежом, в отличие от РФ, развивался и развивается уже много десятков лет и является участником национальных экономик. Основными его показателями являются хорошо налаженная сеть придорожных объектов, низкая удаленность
объектов сервиса друг от друга, качественный сервис.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что одним из наиболее важных приоритетов для РФ в этих условиях является обеспечение устойчивости и предсказуемости работы объектов придорожного сервиса.
1Лазарев Юрий Георгиевич - кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры «Автосервис» СПбГЭУ, тел: +7 (812) 758-44-29, e-mail: [email protected];
2Зянкина Кристина Эдуардовна - магистр кафедры «Автосервис» СПбГЭУ, тел: +7 921-379-42-23; email: [email protected]
Это предусматривает создание технологических и инфраструктурных резервов, при помощи которых в условиях естественного колебания и роста прогнозируемого спроса на услуги придорожного сервиса в соответствии с потребностями социально-экономического развития страны транспортная система будет способна предоставить населению и бизнесу безопасные, доступные по цене и предсказуемые услуги надлежащего качества в нужное время и в нужном месте с минимальным негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека [1,2,3].
Наиболее показательным примером того как должны развиваться инновационные технологии придорожного сервиса в России, являются такие страны, как США, Германия, Польша, Словакия, Швейцария, Франция и Белоруссия.
Опыт развития системы объектов
придорожного сервиса в США
Придорожная структура США имеет довольно продолжительную историю развития. Америка является самой преуспевающей страной в мире, благодаря многофункциональности и насыщенности предприятий сервиса. Огромное значение в дорожном комплексе США занимают коммерческие дороги. Также реализуется принцип концессий. То есть те или иные проекты появляются путем сдачи в аренду участков вдоль дороги частным лицам, а не муниципальным органам.
В разрез с российским опытом строительства придорожных объектов, которые представлены отдельно стоящими объектами, в США создаются многофункциональные комплексы (МФК), организованные на съездах с крупных шоссе. В комплексе собран широкий спектр услуг для автомобилистов и путешественников. МФК включает: автозаправочные станции, станции технического обслуживания, кафе, пункты розничной торговли, мотели и другие объекты [3,4,5].
Дороги США делятся на 4 вида:
1. Межштатные
2. Федеральные
3. Штатные
4. Местные.
Часть скоростных магистралей (хайвэев) платные. Они имеют название Toll Roads. Магистрали оплачиваются при выезде и имеют разную стоимость. Стоимость зависит от участка въезда на такую магистраль, если въезжать не вначале, то при въезде выдается чек с номером въезда, а на съезде он оплачивается, в зависимости от пройденного расстояния.
В Оклахоме есть две таких магистрали от начала и до конца по стоимости 4 доллара каждая.
На горных трассах в Северной Каролине расположены отдельные, специализированные съезды вправо, вверх с дороги в горы. Они предназначены для безопасности передвижения по дороге фур, если вдруг у них отказали тормоза или они набрали большую скорость, съезда помогут остановиться.
По периметру дорог, иногда в центре (для подъезда с двух сторон) оборудованы «Зоны отдыха». Они имеют названия: Rest Area или Welcome Center. Такие зоны включают в себя:
- беседки (зоны для пикника);
- места выгула собак;
- парковки (для легковых и грузовых авто);
- бесплатные туалеты;
- маленькие ресторанчики;
- информационные центры.
На въезде, в такие зоны, всегда установлены высокие флагштоки с государственным флагом и флагом штата.
Наиболее преуспевающим является придорожный бизнес на съездах с магистралей. Здесь размещено все необходимое для автотуристов: АЗС, СТО, кафе, мотели, магазины, туалеты. Вдоль дороги расположены информационные указатели, благодаря которым, можно получить информацию об услугах, имеющихся на данном выезде.
В Америке существует две самые распространенные сети придорожных мотелей. Они имеют название «Motel 6» и «Super 8», мотели являются бюджетными и расположены по всей стране. Стоимость номеров варьируется от 6 до 8 долларов. Еще один плюсом мотелей является допустимость размещения в двухместных номерах по 4 человека.
Также на дорогах США нередко можно встретить мотели следующих брендов: Best Western, Comfort Inn, Sleep Inn, Quality Inn, Days Inn и другие. Все они входят в отдельные крупные сети.
Наиболее масштабная из таких сетей, сеть Choice Hotels International, Inc, ее общая численность более семи тысяч отелей. Мотели данной сети соответствуют российским гостиницам - 4 звезды. Номера оснащены всем необходимым:
- двуспальная кровать;
- рабочий стол;
- холодильник;
- телевизор;
- фен;
- утюг и гладильная доска;
78
СПбГЭУ
Анализ международного опыта развития придорожного сервиса..
- микроволновая печь;
- кофеварка;
- интернет;
- парковка.
Еще одним распространенным видом отдыха в пути является остановка в кемпингах со своими палатками. В США их насчитывается огромное количество. Все кемпинги имеют различную ценовую политику и оснащены по-разному. Благодаря новым технологиям, чтобы получить место в кемпинге, достаточно заблаговременно забронировать его через интер-нет[1,3,4].
Что касается питания, то вдоль трассы расположена масса ресторанчиков быстрого питания: Burger King, McDonald's, Wendy's, Arby's. В сети ресторанчиков Subway значительный ассортимент: диетические блюда, супа, сэндвичи и свежие салаты. В таких кафе удобно покупать напитки: при приобретении стакана для любого лимонада, можно бесплатно повторно наполнить стакан и взять с собой.
Анализ европейской системы
инновационных технологий
придорожного сервиса
В странах Западной и Восточной Европы прослеживается комплексный подход к формированию придорожного сервиса. Зоны придорожного сервиса включают в себя АЗС и мотели, а также ресторанные комплексы с сегментом развлекательных услуг.
Самый высокий уровень развития придорожного сервиса наблюдается в Западной Европе, а именно в Бельгии, Германии, Голландии. Безупречно оборудованы АЗС и парковки. Широкий ассортимент мотелей, пунктов розничной торговли, кафе, ресторанов на любой бюджет. Все заправки оснащены санитарными блоками, а также пунктами питания, что немало важно для автотуристов и дальнобойщиков. Вдоль трасс размещены указатели с основной информацией, в том числе о въездах в придорожные зоны. На придорожных объектах работает квалифицированный контактный персонал, говорящий на нескольких языках, включая русский.
Отличительной особенностью в Германии является наличие более 3800 специализированных стоянок для фур, что не идет в сравнение с Россией. Причем общая протяженность автомобильных дорог в Германии составляет примерно 260 тысяч километров, при этом средняя плотность составляет около 700 километров на каждую тысячу квадратных километров территории страны. Данные показатели превосходят российские более чем в 20 раз.
Важным показателем является финансирование строительства и содержание автомобильных дорог в Германии, который имеет строгую зависимость от их классификации. Все имеющиеся на территории Германии автобаны, «скоростные автотрассы» обслуживаются за счет средств федерального бюджета, а дороги регионального или местного значения, обслуживаются за счет бюджетов самих федеральных земель или местных коммун. Основным источником поступления средств является автомобильный налог, ставки которого устанавливает федеральный закон, и все собранные средства поступают в региональные бюджеты, по месту, где зарегистрирован автомобиль. Всего на федеральных автодорогах открыто около 3,5 тысяч пунктов общепита, чуть больше 500 кемпингов и мотелей, почти четыре тысячи автозаправок. [3,6] Количество объектов придорожного сервиса в Германии представлено на рисунке 2. Так же в Германии расположено большое количество многофункциональных комплексов, особенностью которых является ландшафтный дизайн в виде альпийских гор и одинаковая стилистика зданий, на территории оборудованы фонтаны, аллеи и места для выгула животных.
В популярных для путешественников странах, таких как Италия, Швейцария и Франция, зоны отдыха размещены каждые 20-30 км. Все здания и прилегающие территории выстроены по однотипному плану и имеют стандартный ассортимент услуг.
714
339
АЗС
Пунткы питания
Мотели и кемпинги
Магазины
540
Рисунок 2 - Объекты придорожного сервиса в Германии
В Швейцарии, придорожный сервис широко развит и на автомагистралях, проходящих высоко над восточным побережьем Женевского озера. Автотуристы проявляют большой интерес к зонам отдыха тех мест, так как они выполняют функции смотровых площадок. На разных уровнях дороги можно найти небольшие зоны среди виноградников, которые вмещают не более двух машин. На набережных
тоже предусмотрены парковочные места. На всех заправках и вдоль трасс, имеются бесплатные биотуалеты, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.
Страны Восточной Европы достаточно быстро нагоняют уровень развития западной стороны. В Польше на основных автомагистралях придорожный сервис имеет достаточно обширный ассортимент, сюда входят:
- заправки;
- кафе;
- мотели;
- туалеты;
- душевые;
- мойки для большегрузных авто;
- охраняемые стоянки.
Кроме того, в Польше объекты придорожного сервиса расположены достаточно близко друг от друга, что устанавливается польскими нормативами. Так по данным нормативам, пункты питания и автозаправочные станции должны размещаться на расстоянии 40 километров друг от друга, при высокой интенсивности движения, которая составляет более 15 тыс. автомобилей в сутки, и через 80 километров - при низкой интенсивности движения, которая составляет от шести до двенадцати тысяч автомобилей в сутки [1,3].
Преимуществом, придорожных зон Польши, является их ценообразование. В мотелях и кафе можно недорого и сытно поесть, средний чек за обед выходит около восьми ев-р°.
Политика цен в странах Восточной Европы гораздо доступнее, чем, например, в Германии. В придорожном кафе Словакии, заказав фирменные блюда - салат, бифштекс и пиво, чек выйдет не более 5 долларов.
я АЗС
й Газозаправочн ый пункт
и Гостиница «Мойка
Рисунок 3 - Диаграмма объекты придорожного сервиса Республики Беларусь
В Беларуси, как и в других странах, в систему придорожного обслуживания входят объекты, расположенные на придорожной полосе функционирующих дорог и предназначен-
ные для оказания услуг участникам дорожного движения в пути следования. Основными организациями, занимающимися придорожным обслуживанием путешественников в Республике Беларусь, являются: мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания (СТО) и автозаправочные станции (АЗС), мойки, объекты торговли и общественного питания. Особенностью функционирования придорожного сервиса в республике является регулирование его деятельности со стороны государства. Это связано с пониманием его важной роли в развитии национального туризма и с необходимостью улучшения его состояния [7,8,9].
Количество объектов придорожного сервиса Республики Беларусь, представлено на рисунке 3.
Тем не менее, современное состояние системы придорожного обслуживания в Республике Беларусь нельзя признать удовлетворительным. Так, потребность в АЗС покрыта на 60%, в объектах, осуществляющих продажу продуктов питания, - 55%; в охраняемых стоянках - на 50%. Большинство объектов придорожного сервиса страны оказывают потребителям, как правило, всего одну-две услуги, в то время как в Западной Европе - от семи до десяти [7,10,11].
В развитии придорожного сервиса Республика Беларусь всегда была на шаг впереди России. В Беларуси первыми создали документ по размещению объектов придорожного сервиса с утверждением нового кодекса. Кодекс «Автомобильные дороги. Размещение и обустройство сервиса» является нормативным актов, регулирующим особенности и принципы размещения объектов придорожного сервис на автомагистралях. В России подобный документ появился на год позже.
Выводы
Учет наиболее инновационных решений развития придорожного сервиса за рубежом и внедрение их в РФ очевидно позволит уменьшить вероятность появления нежелательных событий и исключить основные недостатки в развитии придорожной инфраструктуры такие как:
- неравномерность размещения придорожных объектов вдоль трасс;
- узкий спектр предоставляемых услуг;
- отсутствие продуманной концепции и единых стандартов работы, низкий уровень обслуживания;
- неразвитость системы информационного обеспечения участников транспортного процесса об объектах придорожного сервиса.
59
84
80
СПбГЭУ
Литература
1. Амосова Д.В. Придорожный сервис России и мировой опыт / Д.В. Амосова, М.И. Ша-ров//Современные технологии и научно- технический прогресс. - 2014.- Т.1, № 1 - с. 38.
2. Морозов А.Г., Лазарев Ю.Г., Логистика придорожного сервиса / А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 4(34). C.77-82.
3. Валиев В.Х. Стратегический взгляд по развитию придорожного сервиса в регионах России / В.Х. Валиев, Н.М. Блаженкова //Современные проблемы науки и образования. - : 2015.- № 1 - С. 821.
4. Евсеева А. А., Бунтина Д. К. Стратегический аспект развития придорожного сервиса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - с. 2816-2820;
5. Лазарев Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия: 2015.С. 173.
6. Федоров В.П. Стратегия долгосрочного развития магистральных автомобильных дорог / В.П. Федоров, Н.В. Шаталова // Транспорт Российской федерации. - 2009. - № 2 (21), - с. 20-22.
7. Трацевская Л. Ф. Придорожный сервис в Беларуси: национальный и региональный аспект // Электронная библиотека студента - 2014.
8. Лазарев Ю.Г., Анализ правовых и экономических аспектов применения опытно- экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог. Технико-технологические проблемы сервиса. 2016. № 2 (36). С. 52-56.
9. Ермошин Н. А., Егошин А.М., Лазарев Ю.Г., Змеев А.Т. Проблемы и методологические аспекты организации дорожной деятельности в интересах военной безопасности государства. //Монография, С.-Пб.: ВА МТО- : ООО «Р-КОПИ», 2017. 164 стр.
10. Морозов А.Г. Математическая модель оказания технической помощи на основе логистики сервиса ассистанс / А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев, С.В. Уголков // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2015. № 2 (41). С. 85-92.
11. Брайла Н.В., Лазарев Ю.Г., Романович М.А., Си-манкина Т.Л., Улыбин А.В. Современные проблемы строительной науки, техники и технологии. Учебное пособие / Санкт- Петербург, 2017. 141 стр.
УДК 625.7
ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В АВТОБУСАХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
С.В.Кириллов1, Н.Н.Романов2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21; 2Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований МТО ВС РФ),
191123, Санкт-Петербург, Воскресенская наб., 10А
Данная статья посвящена анализу существующих обоснований рациональной потребности в автобусах для организации международных автобусных перевозок в регионе и описывается методика определения этой потребности с достаточной точностью, используя экономические показатели.
Ключевые слова: критерии эффективности, рациональная потребность, международный автобусный маршрут, численность пассажиропотока, провозная способность, транспортное направление.
RATIONALE NEED BUSES FOR INTERNATIONAL BUS TRANSPORTATION
S. V. Kirillov, N. N. Romanov
St. Petersburg state University of Economics (SPbGEU), 191023, St.Petersburg,st. Sadovaya, 21
Research Institute (military system researches MTO the armed forces);
191123, St. Petersburg, st. Voskresenskaya, 10A This article is devoted to analysis of existing justifications of the rational requirements on buses for international bus transport in the region and describes the method of determining this need with sufficient accuracy using economic indicators.
Keywords: criteria of efficiency, rational need, the international bus route, number of passengers, the carrying capacity of the transport direction.
1Кириллов Сергей Васильевич - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой инженерных дисциплин, СПбГЭУ, тел.: 8(812)368-40-64, e-mail: [email protected];
2Романов Николай Николаевич - доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований МТО ВС РФ), тел. 8 (812)578-82-22, email: [email protected].