Раздел III ИСКУССТВОЗНАНИЕ
В. Ф. Кочеков
СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ САДАКОВ - ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПЕРВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРУННИКА-НАРОДНИКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье освещаются основные вехи биографии С. Я. Садакова, организатора профессионального музыкального образования на струнных народных инструментах Челябинской области. Сергей Яковлевич принимал самое активное участие в становлении и развитии струнных народных инструментов на Южном Урале, он является первым педагогом-профессионалом в области струнных народных инструментов, воспитавшим в нашем регионе целый ряд исполнителей и педагогов в этой сфере.
Ключевые слова: ансамбль, оркестр русских народных инструментов, струнные народные инструменты, народноинструментальное искусство, исполнительство, педагогика
The article highlights the major stages of S. Ya. Sadakov’s life, the founder of the music vocational education of stringed folk instrument players in the Chelyabinsk Oblast. Sergey Yakovlevich took the most active part in the origination and development of the stringed folk instruments in the South Urals; he is the first professional teacher in the field of stringed folk instruments, who has developed a number ofperformers and teachers in the field of stringed folk instruments in our region.
Keywords: ensemble, the orchestra of Russian native instruments, stringed folk instruments, folk and instrumental art, performance, pedagogy
Сохранение национальной исторической памяти всегда актуально, так как, к сожалению, по прошествии времени забываются события, явления, люди, внесшие неоценимый вклад в формирование и развитие русской национальной культуры и искусства. Сегодня все больше исследователей обращаются к вопросам, связанным с национальной культурой, чтобы «... пробудить интерес к русскому народному искусству, восполнить застойные пробелы в истории, попытаться заново осмыслить проблемы развития русского народного исполнительства.» [7, с. 6].
С именем Сергея Яковлевича Садакова неразрывно связано народно-инструментальное искусство Южного Урала. Благодаря этому блестящему музыканту и замечательному педагогу струнные народные инструменты получили широкое признание в нашем регионе, сформировались как оркестровые, так и сольные ансамбли. С. Я. Садаков заложил основу профессионального искусства в нашем регионе. Становление его как музыканта - это отражение одного из этапов формирования профессионального народноинструментального искусства Южного Урала.
Сергей Яковлевич родился в 1905 г. в крестьянской семье в деревне Идяш Бирского уезда Уфимской губернии. Неизгладимый след оставили детские впечатления от ярких деревенских праздников, определившие любовь к народной песне, струнным народным инструментам, коллективному музицированию.
Сергей рано начал свою трудовую деятельность. Из-за непосильной арендной платы семье пришлось переехать в Челябинск. В 1919 г. Садаков-старший,
работавший почтальоном, в числе других почтовиков был мобилизован в Сибирь. Служебная командировка растянулась на год. Чтобы как-то поддержать семью в голодное время Сергей поступил учеником в типографию, а затем рассыльным на телеграф. Вскоре рассыльный был назначен телеграфистом и в течение короткого промежутка времени в совершенстве освоил незнакомую до этого специальность. Блестящий музыкальный слух (на телеграфном аппарате «Клопфер» работали как раз на слух) и высокие профессиональные навыки позволили Сергею занять первое место в городском конкурсе телеграфистов, прошедшем в апреле 1927 г. За победу конкурсанту была вручена денежная премия в размере 25 рублей и командировка на областной этап конкурса. Там Сергею «... постановлением Жюри Телеграфистов выдана денежная премия в сумме ста двадцати (120) рублей за лучшую работу на аппарате “Клопфер” на происходившем в мае 1927 г. в Свердловске Первом Уральском Конкурсе Телеграфистов» [2]. В этом же году победитель был командирован в Москву на Всесоюзный конкурс телеграфистов. На нем челябинский телеграфист также одержал блестящую победу.
Уже тогда начали проявляться организаторские способности юноши. Он принимает самое активное участие в общественной деятельности, «. имеет ряд выборных должностей» [Там же].
К музыке Сергея влекло непреодолимо, он самостоятельно осваивает балалайку, гитару, мандолину. Так же самостоятельно изучает нотную грамоту, знакомится с классическими произведениями.
75
1920-1930-е гг. в нашей стране характеризуются массовым привлечением самых широких слоев населения к народным инструментам. Властные структуры, отвечающие за развитие культуры, нашли один из самых коротких путей в этом направлении - посредством приобщения к игре на гармони, балалайке, домре и гитаре. Поэтому в те годы отмечается появление огромного числа ансамблей струнных народных инструментов, кружков при различных организациях и учреждениях. «... Создание и интенсивное развитие коллективных форм музицирования стало своего рода социальным заказом нового государства» [1, с. 168]. Любительские коллективы активно привлекались к концертной деятельности в самых различных формах. «Читался доклад под тихие звуки струнного оркестра. Замечалось внимательное отношение к докладу, объясняемое игрой музыки» [5].
Организация ансамблей, оркестров струнных народных инструментов всячески поощрялась, поэтому, когда молодой телеграфист решил организовать в 1923 г. струнный ансамбль при челябинском телеграфе, администрация не препятствовала.
Инструменты являлись дефицитом, вследствие этого сами будущие оркестранты приобретали балалайки, домры, мандолины, гитары. Репертуар ансамбля состоял из русских народных, революционных песен. Первое выступление перед коллегами-телеграфистами прошло успешно. Ансамбль заметили и начали приглашать на городские мероприятия. Постепенно в репертуаре появились классические произведения композиторов П. И. Чайковского, Ф. Шуберта. Все переложения и инструментовки делал сам руководитель. Росло исполнительское мастерство коллектива. В городской газете отмечалось: «.в отношении музыки в клубе Нарсвязи есть настоящие виртуозы» [6].
К 1924 г. в ансамбле было уже 17 участников, среди них Н. Федоров, М. Антипов, А. Шангин, Н. Артемьев и др.
Параллельно с ансамблем Нарсвязи Сергей Сада-кова руководил струнным ансамблем медицинских работников, в репертуар которого входили старинные вальсы («В старом лесу», «Грусть», «Осенний сон», «Амурские волны»), русские народные песни («Утушка луговая», «Светит месяц» и др.), музыка композиторов
Э. Вальдтейфеля, Е. Меццакапо, классика (музыка из оперетты И. Кальмана «Баядерка», увертюра из оперы Р. Вагнера «Тангейзер», увертюра к оперетте В. Валентинова «Жрицы огня»). Это говорит не только о хорошем музыкальном вкусе руководителя, но и о его достаточно серьезном профессиональном музыкальном багаже, с одной стороны, а с другой - о значительном исполнительском уровне участников любительского коллектива медиков. В составе ансамбля были: А. Валеев - мандолина, Л. Кутикова - балалайка, З. Черепанова - домра, Н. Топорков - мандолина, С. Дробис -контрабас и др.
С 1929 г. радиоузел Челябинска начал стабильно проводить местные радиопередачи. Своих музыкантов на радиоузле не было, для выступлений приглашались коллективы и солисты. Предложили сыграть и ансамблю медиков. После первого выхода в эфир Садакову выдали гонорар на всех, и в последующем каждый выход в эфир также оплачивался. Достаточно высокий исполнительский уровень, мобильность коллектива позволили выходить в эфир по 2-3 раза в неделю. Такая интенсивная деятельность требовала постоянного обновления репертуара, систематической репетиционной работы. Музыка сразу шла в «живой» эфир, поэтому качество исполнения должно было быть достаточно высоким, ошибки, остановки не допускались. Таким образом, начиная с 1929 г. жители Челябинска по радио могли регулярно слушать в качественном исполнении ансамбля струнных народных инструментов русскую народную музыку, произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Сергей Садаков руководил ансамблями до 1929 г., а после по комсомольской путевке направился для учебы в Свердловский музыкальный техникум.
Для обучения в музыкальном техникуме, получения профессионального музыкального образования со всего Урала направлялись юноши и девушки. Дни занятий заполнялись до предела: это и большой цикл теоретических дисциплин, практика, самоподготовка, экскурсии в театр. Сергей Садаков благодаря своим прекрасным организаторским способностям, энергии сразу попал в гущу общественной работы. Он принял самое активное участие в комсомольской деятельности, избирался председателем профкома. Заводила всех студенческих вечеров и «капустников», настоящий товарищ, постоянно помогающий отстающим, Сергей никогда не забывал своих основных обязанностей - учился только на «хорошо» и «отлично». Первый в учебе и на субботнике, будущий специалист был удостоен почетного звания ударника 1-й и 2-й Пятилеток. Квинтет домр, куда кроме Сергея входили учащиеся Шуплецов, Башкирцев, Подковыров, Глотов, постоянно привлекался к концертным выступлениям. На призыв: «Поднимем пролетарскую культуру!» С. Садаков отозвался одним из первых и несмотря на большую загруженность взялся вести самодеятельный струнный оркестр в клубе им. А. М. Горького. На своем коллективе руководитель уже практически применял осваиваемую в техникуме теорию. Руководство этим оркестром явилось хорошей школой для будущего специалиста в области народного музыкального инструментария.
После завершения учебы по распределению Сергей Садаков направляется в культсектор облоно инспектором музыки и эстрады, затем назначается уполномоченным по контролю зрелищ Свердловской области. С этой должности С. Садаков ушел по собственному желанию в 1938 г., так как его зрение было сильно подорвано постоянным просмотром несколь-
Тб
ких кинофильмов в день, что входило в его обязанности уполномоченного по контролю зрелищ.
В 1938 г. С. Садаков приезжает в Челябинск и начинает работать руководителем струнного оркестра в клубе Тракторостроителей. Челябинск тех лет испытывал большую нужду в специалистах-струнниках. Официально занимая только одну должность руководителя оркестра, С. Я. Садаков работал с различными кружками. Занятия с детьми проводились каждый день. После приобретения определенных исполнительских навыков очередной подросток переходил в основной состав оркестра. Детей обучалось очень много: осваивали игру на народных инструментах, играли в детском домровом и неаполитанском оркестрах, занимались в подготовительных группах. По вечерам в клубе становилось тесно от рабочих тракторного завода - участников художественной самодеятельности. До поздней ночи продолжались занятия кружковцев, репетиции оркестра русских народных инструментов. Хотя коллектив должен был собираться несколько раз в неделю, самодеятельные музыканты приходили каждый день: музицировали, устраивали по поводу важных событий диспуты, выпускали стенгазету, просто общались. Этому процессу социализации, объединению кружковцев содействовали и коллективные выезды на природу. Таким образом, руководитель оркестра разработал целый воспитательный комплекс для своих учеников. Концерты всегда проходили с большим успехом. Часто выступали в заводских цехах.
С именем С. Я. Садакова также связана попытка организации класса народных струнных инструментов в Челябинском музыкальном училище. Он «...действительно работал в Челябинском музыкальном училище в качестве педагога по классу народных инструментов с
1 сентября 1940 по 1 декабря 1940 г. Выбыл в связи с ликвидацией данного отделения» [2].
В августе 1941 г. в звании техника-интенданта
2 ранга С. Я. Садаков направлен военкоматом для сопровождения эшелона в Ленинград. В мае 1942 г. музыкант был мобилизован в Красную армию и направлен в 215-ю стрелковую дивизию. Вначале служил в должности библиотекаря, затем - капельмейстера организованного им дивизионного духового оркестра. Параллельно с оркестром Сергей Яковлевич создал при дивизии концертную бригаду. После подготовки репертуара начали выступать перед красноармейцами. Концертная бригада никогда не простаивала. Часто выступать приходилось в экстремальных условиях, на передовой, но концерты давали большой положительный эффект, поднимали боевой дух красноармейцев.
В силу объективных причин, обусловленных с военным временем, интенсивность деятельности оркестра тракторостроителей значительно снизилась, но он продолжал функционировать. О прекрасном музыкальном «наследстве», оставленном Сергеем Яковлевичем можно судить по следующему факту. В годы войны в Челя-
бинске находился эвакуированный из Москвы Малый театр. Театр активно работал на новом месте жительства. В одном из спектаклей по ходу действия в оркестровом сопровождении понадобилось звучание струнных русских народных инструментов. Руководство театра обратилось за помощью в клуб тракторостроителей. Квартет домр (именно такой требовался состав) из числа оркестрантов бывшего коллектива С. Я. Садакова после прослушивания сразу же приняли. Самодеятельные музыканты В. Бобров, Е. Прилепский, Т. Шабурова, В. Яковлев обеспечивали музыкальное сопровождение спектакля вечерами, после своей основной работы.
Демобилизовавшись в 1946 г., Сергей Яковлевич вернулся в Челябинск и начал работать директором и вторым дирижером в профессиональном коллективе -филармоническом хоре «Южный Урал».
Хор организовался при Челябинской филармонии 22 марта 1942 г. Аккомпанирующая группа состояла из музыкантов, играющих на русских народных инструментах. Это были в основном бывшие участники оркестра клуба тракторного завода «.Бобров В. В., Яковлев А. А., Покровский Е. Ф., Кутикова Л. М., Крылова А. Ф., Быков Д. Т., Шабурова Т.» [3]. Кроме струнных инструментов в состав ансамбля входил баян (баянист П. В. Тацин). Работа в коллективе в военные годы приравнивалась к службе в армии, только на культурном фронте. Все функции по музыкальной деятельности коллектива осуществлял Д. А. Коломейцев, «.опытный хоровик и культурный музыкант» [4, с. 47]. В 1944 г. на Всероссийском смотре хоровых коллективов и со-листов-исполнителей в Москве хор «Южный Урал» завоевал третье место.
После отъезда Д. А. Коломейцева Садаков стал художественным руководителем и дирижером коллектива. Эта была профессиональная работа, требующая качественного уровня подготовки, но для Сергея Яковлевича, имеющего к тому времени большой практический опыт, она не являлась достаточно сложной. Выступления хора всегда проходили с успехом. Мастерски выполненные инструментовки органично сливались с хоровым пением. Музыканты-струнники к тому времени уже имели достаточно высокий исполнительский уровень. Ансамбль в обязательном порядке выступал в концертах и с сольными инструментальными произведениями. В хоре «Южный Урал» в полной мере проявился талант Сергея Яковлевича и как грамотного музыканта, и как прекрасного руководителя.
В 1949 г. хор расформировали без всяких видимых на то причин. Ансамбль народных инструментов преобразовался в квинтет домр и функционировал одно время как самостоятельная концертная единица. Сергей Яковлевич вернулся в клуб ЧТЗ на руководство оркестром русских народных инструментов и неаполитанским оркестром. Это были годы активнейшей работы по пропаганде народных музыкальных инструментов, подготовке струнников-народников, созда-
ТТ
нию струнных коллективов. В неаполитанском оркестре Сергей Яковлевич осуществил инновацию - ввел в струнный состав два аккордеона. Клубные оркестры под руководством С. Я. Садакова постоянно участвовали в многочисленных концертах - праздничных, отчетных, шефских и т. д., выполняя очень важные пропагандистскую и воспитательную функции.
В 1951 г. в Челябинском музыкальном училище им. П. И. Чайковского открылся класс домры. Сергей Яковлевич Садаков перешел работать в штат училища, где сразу же организовал оркестр русских народных инструментов. Единственной струнницей оркестра, как и всего отделения народных инструментов, была Тамара Шабурова (ее приняли сразу на 3 курс), остальными оркестрантами (первоначальный состав -12 человек) стали баянисты, на время оркестровых занятий «переквалифицировавшиеся» в балалаечников, домристов. Несмотря на скромное число начинающих музыкантов оркестр вскоре заявил о себе как о достаточно подготовленном коллективе, о чем говорит его постоянное привлечение к участию в концертах на городских и областных мероприятиях. Через два года оркестр предстал перед Государственной экзаменационной комиссией, которая на «отлично» оценила дирижерскую подготовку первой выпускницы-домристки Т. Шабуровой.
Именно с 1950-х гг. в Челябинском музыкальном училище началась подготовка профессиональных кадров музыкантов-струнников. С. Я. Садаков создал для этого прекрасную базу: оркестр Дворца культуры ЧТЗ не одно десятилетие являлся коллективом, в котором воспитывались будущие учащиеся отделения народных инструментов Челябинского музыкального училища.
Помимо руководства оркестром ДК ЧТЗ, работы в музыкальном училище С. Я. Садаков являлся постоянным консультантом и помощником (от Дома народного творчества) оркестровых коллективов в самых отдаленных уголках Челябинской области. Он
вел курсы для руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, был членом жюри многочисленных смотров художественной самодеятельности самого разного уровня, активно занимался шефской работой, безоговорочно считался самым авторитетным специалистом в сфере струнных народных музыкальных инструментов, ансамблевого и оркестрового исполнительства.
Сергей Яковлевич Садаков, беззаветно преданный русским народным музыкальным инструментам, проделал работу, значение которой трудно переоценить. Он заложил основу ансамблевого, оркестрового и сольного исполнительства в Уральском регионе, определил пути развития струнных русских народных инструментов, организовал систему музыкального образования и воспитания народников. О педагогическом таланте Сергея Яковлевича можно судить по его ученикам. Для многих из них музыкальное училище стало лишь одним из этапов в большую музыкальную жизнь - консерваторию, институт искусств. Учениками Сергея Яковлевича были Г. Пулькин, Т. Лихачева (первый педагог-домрист с высшим образованием),
О. Власов (также окончивший Уральскую консерваторию), А. Лоскутов (композитор, дирижер, музыкант) и мн. др. Неимоверное количество детей и взрослых прошло через оркестры и ансамбли, возглавляемые С. Я. Садаковым, приобщаясь к русской музыкальной культуре, к коллективному музицированию посредством русских народных инструментов.
«Люди, своим титаническим трудом возрождающие нашу музыкальную историю, сами вошли в историю. Дела и творения их. становятся памятниками, представляющими собой уникальную ценность, составляющими национальное богатство» [4, с. 7]. Эти слова в полной мере можно отнести к результатам деятельности Сергея Яковлевича Садакова - пропагандиста, исполнителя, педагога и общественного деятеля в сфере русских народных инструментов Челябинской области.
1. Имханицкий, М. И., История исполнительства на русских народных инструментах / М. И. Имханицкий. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.
2. Личный архив С. Я. Садакова.
3. Объединенный государственный архив Челябинской области. Р-94. Оп. 01. Д 244. Л. 10.
4. Синецкая, Т. М. Челябинская филармония: люди и время (1937-2007) / Т. М. Синецкая. - Челябинск, 2007. - 501 с.
5. Советская Правда. - 1922. - 17 дек.
6. Советская Правда. - 1923. - 10 нояб.
7. Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства / [науч. ред. Ю. Б. Богданов]. - Л.: ЛГИК, 1988. - 172 с.
ТВ