Научная статья на тему 'Сепаратизм и его последствия в условиях этнополитического конфликта'

Сепаратизм и его последствия в условиях этнополитического конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3943
826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / СЕПАРАТИЗМ / СЕЦЕССИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА / ETHNOPOLITICAL CONFLICT / SEPARATISM / SECESSION / NATIONALISM / ETHNIC MINORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуджатуллаев Руслан Арзуманович

Статья посвящена изучению сущности сепаратизма, его истоков, движущих сил. Устанавливаются взаимосвязи между этничностью и этнополитическими конфликтами, а также выявляется влияние сепаратизма на развитие политического процесса и международной ситуации. На основе исторических феноменов сепаратизма с помощью метода моделирования автором были сформулированы потенциальные последствия сепаратизма в условиях этнополитического конфликта, которые носят универсальный характер и применимы к большинству случаев проявления сепаратизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper reveals the essence of separatism, as well as its sources, driving forces, and historical background. The relationship between ethnicity and ethnic conflicts was established. The influence of separatism on the development of both political process and international situation was described. Based on the historical phenomena of separatism, its potential consequences under conditions of ethnopolitical conflict were formulated using the modeling method. These effects are universal and apply to most cases of separatism. It seems appropriate to take into account the identified potential impacts of separatism in order to achieve reliable results during policy analysis and forecasting.

Текст научной работы на тему «Сепаратизм и его последствия в условиях этнополитического конфликта»

Том 157, кн. 1

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2015

УДК 323.173

СЕПАРАТИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Р.А. Гуджатуллаев Аннотация

Статья посвящена изучению сущности сепаратизма, его истоков, движущих сил. Устанавливаются взаимосвязи между этничностью и этнополитическими конфликтами, а также выявляется влияние сепаратизма на развитие политического процесса и международной ситуации. На основе исторических феноменов сепаратизма с помощью метода моделирования автором были сформулированы потенциальные последствия сепаратизма в условиях этнополитического конфликта, которые носят универсальный характер и применимы к большинству случаев проявления сепаратизма.

Ключевые слова: этнополитический конфликт, сепаратизм, сецессия, национализм, этнические меньшинства.

Сепаратизм в политической жизни возник вместе с появлением государства как основного политического института общества. Существование огромного количества этнических групп, которые могут рассчитывать на политический контроль своей территории, региональные диспропорции развития в экономическом и социальном планах и недовольство различных слоёв населения политикой, проводимой центральным правительством, приводят к стремлению региона или области к политическому обособлению от государства или к повышению своего правового статуса в нём, а порой и к присоединению к другому государству. Всё это представляет собой суть сепаратизма. Сепаратизм - многогранное явление, так как возможна его интерпретация в историческом, социальном, философском, правовом и психологическом смысле [1, с. 8].

Термин сепаратизм (от лат. separatus 'отдельный') означает теорию, политику или практику отделения части территории государства для создания нового самостоятельного государства или получения статуса широкой автономии. Этот факт свидетельствует о нарушении «суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов» [2]. По своей сути политический сепаратизм представляет собой наиболее радикальную форму этнического национализма, который основывается на принципе национального самоопределения для этнических сообществ.

Сепаратизм широко изучается в исторической науке, политологии, этнологии, конфликтологии, социологии, философии, так как в своём проявлении он затрагивает важнейшие человеческие ценности и огромные массы людей.

Сепаратизм имеет глобальную географию проявления и широкую историческую базу. Он связан с модификацией или упразднением государства - наиболее сложной формы консолидации и структуризации человеческого социума [3, с. 18]. В предмете спора между центральным правительством и сепаратистами невозможно найти компромисс интересов, кроме как в исключительных случаях.

Наиболее важной проблемой сепаратизма являются взаимоотношения государства и этнической группы, претендующей на политическое самоопределение. Происходит конфликт при совмещении двух основополагающих норм международного права: принципа нерушимости границ и территориальной целостности государств, с одной стороны, и права народов на самоопределение - с другой. Однако необходимо более точное понимание понятия самоопределение народа. В большинстве случаев идеологи сепаратизма вкладывают в это понятие возможность каждой этнической общности иметь собственное независимое государственное оформление при полном отторжении доминирующего политического режима и культурного сожительства. Эта модель самоопределения расходится с правовой теорией и международно-правовыми документами и практически невыполнима в сложной структуре и взаимосвязанности современного мира. С точки зрения международного права самоопределение народа трактуется как право осуществления этническими сообществами политического управления и участия согласно демократически выраженной воле и не в ущерб остальному населению области и государства.1

Вместе с тем нельзя не заметить, что причины сепаратизма часто кроются в грубом нарушении прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп (меньшинств). В качестве примера можно привести курдские территории Ирака времён правления Саддама Хусейна, регионы Судана - Дарфур и Южный Судан. Сепаратизм сегодня создаёт немало острых проблем как для развитых (Канада, Испания и др.), так и для развивающихся (Индия, Пакистан, Ирак, многие африканские государства) стран. Негативную роль сепаратизм сыграл в распаде СССР и продолжает сказываться на политическом процессе в Российской Федерации, бывшей Югославии (например, боестолкновения хорватов, сербов и боснийцев).

Сепаратизм невозможно рассматривать в отрыве от сферы морали. Часто сепаратистские движения обосновываются страданиями этнического сообщества, приниженным статусом меньшинства, а также дискриминацией, колониальным угнетением, этноцидом и сверхэксплуатацией центральным правительством. В свою очередь, этнические сообщества желают сохранить и развивать свою исключительную культуру, которая подвергается ассимиляции. Примерами могут служить СССР и Югославия, где этническая идентичность заменялась на идеологическую, что впоследствии привело к «взрыву этничности». Так, в Югославии в 1992 г. 86% избирателей проголосовали за этнические партии, хотя в недавнем прошлом подобный вопрос не актуализировался [4, с. 258]. Кроме того, известны случаи, когда моральные аргументы в пользу распада государств были скомпрометированы политическими акторами в целях национальных

1 См.: Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств Совета Европы. Страсбург, 1 февраля 1995 г. - URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/157.htm, свободный.

интересов третьих государств. Так, например, во время Ирано-иракской войны иранское правительство оказывало поддержку курдским повстанцам на территории Ирака.

Подчеркнём, что основным способом борьбы с сепаратизмом является «уважение и реальное обеспечение прав и свобод человека и народов, гарантирование им достойных условий жизни и развития». Хотя это «не исключает возможность правового ограничения и даже подавления незаконных действий воинствующих сил, пытающихся использовать популистские лозунги сепаратизма в своих корыстных, антидемократических целях» [2]. Однако до настоящего момента в политике урегулирования сепаратистских конфликтов преобладают принципы политической целесообразности и силового доминирования.

Источниками возникновения и развития сепаратизма могут быть различные обстоятельства, а именно: существующая национальная дискриминация и нетерпимость, диспропорция регионального развития, отсутствие перспектив для развития у различных слоёв населения, демографические изменения, труднодоступ-ность к рычагам власти у политической элиты региона, историческая память об утраченной независимости. Для возникновения сепаратизма в государстве необходимы рост самосознания народа и понимание им невозможности дальнейшего пребывания в господствующем государстве. Однако важно отметить, что этнические различия не являются причинами конфликтов: происходит умышленная экстраполяция экономических, социокультурных, политических противоречий и прагматических интересов небольшой группы на этническую почву [5, с. 23-25].

Движущими силами сепаратизма могут выступать различные группы общества, имеющие на то различные причины. Так, для политической элиты региона или области причинами сепаратистских настроений может служить недостаток политической и экономической власти. Средние слои населения наиболее восприимчивы к национальной дискриминации и к опасности потери этносом своих характерных черт и культурных традиций. Низшие слои чаще всего обеспокоены экономическими факторами, как, например, безработица, которая является наиболее важным детерминантом для рабочего класса. В методах этих групп также можно проследить различия. Элиты и средние слои населения в основном используют легальные и ненасильственные средства для достижения своих интересов. При доминировании в сепаратистских движениях низших слоёв высока вероятность использования ими насильственных и неинституциональных методов ведения борьбы, когда отвергается идея конструктивного диалога с политическим центром. Характерными чертами сепаратистских движений в развивающихся странах являются подверженность междоусобицам среди сепаратистов и ведение боевых действий в партизанской форме, осуществляемое из труднодоступных районов [1, с. 14-15, 18].

Важной проблемой в области этнополитических конфликтов и сепаратизма является ситуация, при которой этнические меньшинства представляют собой большинство в определённом регионе или области. Это даёт повод данному меньшинству, при достаточном уровне самосознания, к созданию автономии.

Проблематика, связанная с явлениями сепаратизма, и в XXI столетии остаётся актуальной для национальных государств и международной общественности. В 80-е годы XX в. сепаратизм считался бесперспективной формой политического

процесса, так как относительно небольшое количество сепаратистских движений привело к созданию независимых государств. Однако последующие события в 90-е и 2000-е годы - развал СССР и Югославии, признание независимости Косово, Восточного Тимора, Южного Судана, Восточного Пакистана (Бангладеш) - породили совершенно противоположные тенденции. Достижение рядом государств независимости вызвало так называемую вторую волну сепаратизма и позволило по-иному взглянуть на политические процессы подобного рода. Важно отметить, что существуют десятки стран, которые за период своего исторического развития переживали один или несколько внутренних вооружённых конфликтов сепаратистского характера [3, с. 13-14].

В настоящее время сепаратизм характерен для различных стран с разными политическими системами и режимами, что, в свою очередь, в эпоху глобализации и взаимосвязанности государств ведёт к усилению политической и экономической напряжённости в мире. Зачастую сепаратизм является причиной экстремизма, терроризма, насилия и экономических потерь. В мировой истории случаи вооружённого сепаратизма без адекватного диалога с центральным правительством почти никогда не достигали своих целей, а вели лишь к кровопролитию и материальных потерям. Часто политические и в то же время вооружённые группировки начинали от имени этнической группы вести борьбу за независимость и автономию, что заканчивалось массовыми жертвами и последующими насильственными реакционными действиями. Однако, с другой стороны, мирный политический сепаратизм на протяжении десятков лет не может достичь финальной стадии своего процесса, сталкиваясь с бюрократическими препятствиями и бездействием политического центра. Это может привести к стремлению использовать более решительные и радикальные методы, а также к партикуляризму среди сепаратистов [6, с. 45].

Сепаратизм как политический конфликт может обладать функциональными (позитивными) и дисфункциональными (негативными) последствиями. К числу функциональных относятся переоценка ценностей, необходимость изменения политической системы и нормативно-правовой базы, консолидация общества, осознание ситуации. Однако в политической практике позитивные последствия крайне редкое явление, преобладают дисфункциональные последствия. Среди них: угроза целостности государства и общества, вооружённые столкновения, принудительная депортация и переселение, этноцид, геноцид, экономический кризис, материальные потери и человеческие жертвы.

Зачастую сепаратизм сопровождается этнополитическим конфликтом, поскольку компактно проживающее этническое меньшинство имеет больший потенциал и уровень самосознания для формирования автономии и государства, чем какая-либо другая консолидированная группа. Этническая группа, ставящая перед собой цель частичного или полного отделения от государственного образования, способна опираться на такие явления, как национализм, право народов на самоопределение, этнополитическая мобилизация. Важным аспектом появления этнонационализма явилось то, что именно различные этносы становились базисом для формирования национальных государств. Этот факт является прецедентным для каждой компактно проживающей этнической группы с достаточным уровнем самосознания и самоорганизации.

Важно отметить, что этнополитические конфликты в условиях сепаратистских движений отличаются особой сложностью урегулирования и радикальностью применяемых методов ведения борьбы. Стороны конфликта стремятся действовать решительно и до победного конца, так как сепаратизм подразумевает значительное перераспределение властных и экономических ресурсов. В случае требования этнической группой автономии в пределах государства острота борьбы между сторонами конфликта значительно меньше, чем при условии полной се-цессии. Стоит отметить, что этническое меньшинство будет стремиться к наиболее объёмной совокупности прав и властных полномочий.

Особую значимость приобретает территориальный вопрос в условиях полного отделения этнической группы и формирования своего собственного независимого государства на территории компактного проживания. Подобные явления сопровождаются последствиями, усложняющими этнополитический конфликт .

1. Отделение этнической группы от государства А и формирование государства Б создаёт правовой прецедент для других этносов, стремящихся к подобным явлениям, что, в свою очередь, может дестабилизировать ситуацию в ряде полиэтничных государств, среди которых находится и Российская Федерация. Провозглашение независимости республики Косово вызвало череду требований по созданию независимых государств от этнических меньшинств из различных государств. Среди данных этносов были, к примеру, баски и курды.

2. Формирование государства Б вызывает вопросы о его будущей экономической состоятельности, а также подразумевает экономические потери для государства А, на территории которого происходит сецессия. Это осложняет отношения между субъектами конфликта. Сложным представляется и процесс распределения государственной собственности на территории государства Б.

3. Государство А, скорее всего, будет озабочено возможной геополитической угрозой со стороны государства Б. Формирование на его территории очага нестабильности, возможные дружественные отношения государства Б с враждебными государству А странами и организациями, а также вероятное появление канала для транспортировки в государство А запрещённых средств и проникновения нежелательных элементов заставит государство А пересмотреть целесообразность создания государства Б. Более того, в условиях этнополити-ческого конфликта вооружённого характера государство А будет волновать вопрос о судьбе соотечественников, которые оказались в государстве Б. Гарантии их безопасности и отсутствия преследований со стороны этнического большинства, движимого реваншистскими побуждениями, сводятся к нулю.

4. С учётом того, что государственные границы зачастую не совпадают с границами этнического расселения, представляются затруднительными процессы демаркации границ между государствами. Это вызовет ожесточённый торг между двумя государственными образованиями.

5. Создание государства Б может подорвать международный авторитет и мировой имидж государства А, а также сформировать мнение о недееспособности и нелегитимности власти в государстве А. Это способно вызвать кризис

1 Для доступности изложения государство, на территории которого происходит или произошла сецессия, именуется государство А, а новое государственное образование, продукт сепаратизма - государство Б.

политической и государственной системы в данном государстве, а также привести к активизации радикально настроенных групп как в отношении властвующей политической элиты государства А, так и в отношении государства Б.

6. В условиях нестабильности политических и социально-экономических систем государств вызывают озабоченность вопросы дееспособности и легитимности государства Б, а также признание его другими странами и международными организациями.

В случае процесса автономизации этнического региона в границах государства А названные возможные последствия имеют гораздо менее тяжёлый характер, однако вероятность формирования и эскалации конфликта остаётся.

Государство А и государство Б в состоянии преодолеть или смягчить последствия сепаратистского и конфликтного процессов с помощью использования эффективных демократических процедур урегулирования, посредничества, переговоров в целях достижения консенсуса.

Summary

R.A. Gudzhatullaev. Potential Consequences of Separatism under Conditions of Ethno-political Conflict.

This paper reveals the essence of separatism, as well as its sources, driving forces, and historical background. The relationship between ethnicity and ethnic conflicts was established. The influence of separatism on the development of both political process and international situation was described. Based on the historical phenomena of separatism, its potential consequences under conditions of ethnopolitical conflict were formulated using the modeling method. These effects are universal and apply to most cases of separatism. It seems appropriate to take into account the identified potential impacts of separatism in order to achieve reliable results during policy analysis and forecasting.

Keywords: ethnopolitical conflict, separatism, secession, nationalism, ethnic minorities.

Литература

1. Авраменко А.В. Сепаратизм: сущность и проблемы: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1997. - 15 с.

2. Сепаратизм // Болдонов А., Башинова Т., Тармаханов Е. Краткий словарь-глоссарий по политологии. - URL: http://politike.ru/dictionary/437/word/separatizm, свободный.

3. Белова К.А. Особенности развития сепаратизма в Испании (на примере Страны Басков, Каталонии и Галисии): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2004. - 213 c.

4. Фарукшин М.Х. Этничность и федерализм. - Казань: Центр инновац. технологий, 2013. - 348 с.

5. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозр. - 1994. - № 6. - С. 22-34.

6. Крылов А.Б. Сепаратизм: истоки и тенденции развития (из опыта политического развития некоторых зарубежных стран). - М.: Знание, 1990. - 63 с.

Поступила в редакцию 24.09.14

Гуджатуллаев Руслан Арзуманович - аспирант кафедры политологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.