Научная статья на тему 'Семья как ценность Российского государства (историко-правовой аспект)'

Семья как ценность Российского государства (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / семейное право / семья / материнство / отцовство / детство / опека / брак / традиционные семейные ценности / конституция / state / family law / family / motherhood / fatherhood / childhood / guardianship / marriage / traditional family values / constitution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктория Анатольевна Мун

Изучение российского опыта законодательной защиты института семьи через призму исторического анализа и осмысления его влияния на современные социально-экономические процессы и нормы общества на фоне мировой тенденции развала института семьи приобретает особое значение. Работа автора направлена на изучение изменений в законодательстве, касающихся института семьи в России с момента установления советской власти до конституционных реформ 2020 г. Несмотря на трансформацию права в разные исторические периоды, неизменным оставалось стремление законодателя к укреплению семьи, социальной поддержке нуждавшихся членов семьи. Сегодня конституционный принцип государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет приоритетное значение. Однако для того, чтобы положения, закрепленные в Основном Законе, находили повсеместное и эффективное применение, необходимо стремление каждого индивида в отдельности и общества в целом к осознанному выбору в пользу самоидентификации, основанной на глубинных истоках прошлого, культурном единстве нашей страны, уважении к традициям, ценностям предшествовавших поколений. Ключевым фактором при этом должно стать формирование данных ценностей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family as a value of the Russian State (Historical and Legal Aspect)

The study of the Russian experience of legislative protection of the institution of family through the prism of historical analysis and understanding of its influence on modern socio-economic processes and norms of society against the background of the global trend of the collapse of the institution of family is of particular importance. The author’s work is aimed at studying changes in legislation concerning the institution of family in Russia from the establishment of Soviet power to the constitutional reforms of 2020. Despite the transformation of law in different historical periods, the desire of the legislator to strengthen the family, social support for family members in need remained unchanged. Today, the constitutional principle of state protection of family, motherhood, fatherhood and childhood is of priority importance. However, in order for the provisions enshrined in the Basic Law to be widely and effectively applied, it is necessary for each individual and society as a whole to strive for a conscious choice in favor of self-identification based on the deep origins of the past, the cultural unity of our country, respect for traditions, and the values of previous generations. The key factor in this should be the formation of these values in the family.

Текст научной работы на тему «Семья как ценность Российского государства (историко-правовой аспект)»

в

ЕСТНИК Мун В. А.

УНИВЕРСИТЕТА Семья как ценность Российского государства |J/

имени O.E. Кугафина(МГЮА) (историко-правовой аспект)

Семья как ценность Российского государства (историко-правовой аспект)

Аннотация. Изучение российского опыта законодательной защиты института семьи через призму исторического анализа и осмысления его влияния на современные социально-экономические процессы и нормы общества на фоне мировой тенденции развала института семьи приобретает особое значение. Работа автора направлена на изучение изменений в законодательстве, касающихся института семьи в России с момента установления советской власти до конституционных реформ 2020 г. Несмотря на трансформацию права в разные исторические периоды, неизменным оставалось стремление законодателя к укреплению семьи, социальной поддержке нуждавшихся членов семьи. Сегодня конституционный принцип государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет приоритетное значение. Однако для того, чтобы положения, закрепленные в Основном Законе, находили повсеместное и эффективное применение, необходимо стремление каждого индивида в отдельности и общества в целом к осознанному выбору в пользу самоидентификации, основанной на глубинных истоках прошлого, культурном единстве нашей страны, уважении к традициям, ценностям предшествовавших поколений. Ключевым фактором при этом должно стать формирование данных ценностей в семье. Ключевые слова: государство, семейное право, семья, материнство, отцовство, детство, опека, брак, традиционные семейные ценности, конституция

Виктория Анатольевна МУН,

доцент кафедры истории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2024.124.12.137-144

Victoria А. MUN, Associate Professor, Department of History of State and Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Family as a value of the Russian State (Historical and Legal Aspect) Abstract. The study of the Russian experience of legislative protection of the institution of family through the prism of historical analysis and understanding of its influence on modern socio-economic processes and norms of society against the background of the global trend of the collapse of the institution of family is of particular importance. The author's work is aimed at studying changes in legislation concerning the institution of family in Russia from the establishment of Soviet power to the constitutional reforms of 2020. Despite the transformation of law in different historical periods, the desire of

© Мун В. А., 2024

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

the legislator to strengthen the family, social support for family members in need remained unchanged. Today, the constitutional principle of state protection of family, motherhood, fatherhood and childhood is of priority importance. However, in order for the provisions enshrined in the Basic Law to be widely and effectively applied, it is necessary for each individual and society as a whole to strive for a conscious choice in favor of self-identification based on the deep origins of the past, the cultural unity of our country, respect for traditions, and the values of previous generations. The key factor in this should be the formation of these values in the family. Keywords: state, family law, family, motherhood, fatherhood, childhood, guardianship, marriage, traditional family values, constitution

Брачно-семейное законодательство воплощает в себе богатое культурное наследие и традиции многонационального народа России, учитывает его вековой опыт и ценности. Важность обращения: внимания на конституционно-правовое закрепление института семьи обусловлена тем, что Основной закон отражает фундаментальные принципы самоорганизации общества, сформированные под влиянием социально-экономических, политических и культурных факторов, развивавшихся на протяжении длительного времени. Изучение этапов конституционно-правового закрепления института семьи в Российском государстве позволяет выявить и проанализировать особенности и реалии общественного устройства в конкретные исторические периоды.

Конституция РСФСР, утвержденная в 1918 г.1, отличалась инновационным подходом к конституционным правам и свободам граждан. Вместо провозглашения прав и свобод граждан Основной закон устанавливал общие принципы, в рамках которых они предоставлялись, включая права, имеющие классовую специфику. Например, только рабочим предоставлялось право участвовать в выборах и избираться в органы власти, а также участвовать в защите революции. Несмотря на отсутствие в тексте Конституции соответствующих положений

0 реформировании института семьи, значительное влияние на провозглашение новой политики в этой сфере оказали декреты ВЦИК и СНК.

Так, Декретом 1917 г. была провозглашена возможность расторжения брака по желанию одного или обоих супругов в местных судах или по взаимному согласию в отделах регистрации браков. Одновременно с расторжением брака решался вопрос, с кем останется проживать ребенок. В случае недостижения согласия по данному вопросу сторонам надлежало обратиться в местный суд. Все семейные споры, находившиеся на рассмотрении у церковных чинов, подлежали передаче в местные окружные суды2, что во многом предопределило негативное отношение церкви к преобразованиям советской власти.

1 Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом советов в заседании 10.07.1918) // СУ РСФСР 20.07.1918. № 51.

2 Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака от 16 (29) декабря 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. I : 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М. : Гос. издат-во политической литературы, 1957. С. 237—238.

УНИВЕРСИТЕТА Семья как ценность Российского государства имени O.E. Кутафина(МГЮА) (историко-правовой аспект]

Согласно другому Декрету 1917 г. только гражданские браки, т.е. те, которые были зарегистрированы в уполномоченном учреждении, признавались официально. Был введен принцип свободного выбора партнера для заключения брака. Церковная церемония стала необязательной и считалась личным делом участников брака. Права незаконнорожденных детей были приравнены к правам законнорожденных. Установление отцовства могло производиться только через судебное разбирательство3. Брак официально вступал в силу только после выполнения необходимых юридических формальностей и внесения соответствующей записи в специальную реестровую книгу.

Принципы упомянутых декретов отражены в первом советском кодифицированном акте — Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.4 (далее — Кодекс 1918 г.).

Кодекс 1918 г. укрепил и развил такие принципы, как гражданский (светский) брак, моногамия, свобода развода, равенство прав детей, родившихся как в браке, так и вне его, равноправие супругов, свобода выбора партнера, приоритет интересов детей, а также взаимные алиментные обязательства между родителями, детьми и другими родственниками.

Развитие судебной практики после принятия Кодекса 1918 г. стало отражением результатов внедрения в жизнь первых норм семейного права. Суды защищали, наряду с зарегистрированным браком, и права женщин, состоявших в фактических отношениях. Труд женщин по ведению домашнего хозяйства приравнивался к труду мужчины по добыванию средств к жизни5. Суды на практике защищали интересы женщин, состоящих в фактических брачных отношениях, словно предопределив нормы нового семейного кодекса. Это было особенно необходимо с учетом того, что в те годы женщина не имела самостоятельных средств к существованию и еще не была массово вовлечена в общественное производство.

Двумя вехами, определившими новый этап в развитии конституционного строя Советского Союза, стали принятие Конституции СССР 31.01.19246 и последующее введение Конституции РСФСР 11.05.19257. Но в указанных актах не упоминалось об институте семьи.

Принятие Кодекса о браке, семье и опеке в 1926 г.8 ознаменовало собой новую

I К А К

эпоху в регулировании семейных отношений в СССР. Этот нормативный акт внес

3

Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния от 18 (31) декабря 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. I. С. 247.

П

пО

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве

(принят ВЦИК 16.09.1918) // СУ РСФСР. 1918. № 76—77. Ст. 818. Ц4

Бошко В. И. Очерки советского семейного права. Киев : Госполитиздат УССР, 1952. С. 60. □ П

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверж- □ А

дена II Съездом советов Союза ССР 31.01.1924) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924.

№ 2. Ст. 24. Т М

И ^

Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Совет- ЧЧ

"0

ской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925) // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218. ИА

Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, йи

семье и опеке» (вместе с Кодексом) // СУ РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612. РЕСУРС

>

4

3

7

3

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ряд принципиальных новаций в существующую систему брачно-семейных правоотношений. Одним из ключевых нововведений стало признание так называемого фактического брака, что радикально изменило правовое положение детей, рожденных как в официально зарегистрированных браках, так и вне их, уравнивая их права в соответствии с законом9.

Примечательно, что в семейных кодексах других союзных республик, изданных в 1926—1927 гг. и в последующие годы, вопрос об охране фактических браков решался по-разному. В республиках, где необходимо было усиленно бороться с влиянием религии и с многоженством, фактический брак не пользовался правовой защитой (Кодексы Азербайджанской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР)10.

Впервые институт материнства и детства нашел свое отражение в Конституции СССР 1936 г.11, которая обеспечила равноправие мужчин и женщин во всех общественных сферах. Основной закон включал положения о государственной защите интересов матери и ребенка. Эти нормы были заимствованы Конституцией РСФСР 1937 г.12, что подчеркивало важность и значимость данного института для советского общества.

В 1936 г. в рамках политики поощрения роста населения и укрепления основ советской семьи, были введены значительные ограничения на проведение абортов, допускаемое исключительно по медицинским показаниям. Параллельно Советское государство утвердило систему поддержки многодетных семей, включая введение специальных пособий, расширение инфраструктуры учреждений для ухода за детьми, таких как родильные дома и детские ясли.

Кроме того, были увеличены размеры алиментных выплат и усилены меры ответственности за уклонение от их уплаты. В целях противодействия небрежному отношению к браку и семейным обязательствам процедура развода была усложнена13. Вопреки стремлению законодателя поставить заслон «легким отношениям», введение постановления 1936 г привело к временному снижению числа абортов и увеличению рождаемости в РСФСР Гораздо тяжелее были негативные последствия: рост нелегальных самопроизвольных и неоконченных абортов, проводимых вне медицинских учреждений, материнская и младенческая смертность.

9 Кудряшов Н. А. Конституционное закрепление института семейных отношений // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 4. С. 134—137.

10 Бошко В. И. Очерки советского семейного права. Киев : Госполитиздат УССР, 1952. С. 62.

11 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936. № 283.

12 Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией) // СУ РСФСР 1937. № 2. Ст. 11.

13 Постановление ЦИК СССР № 65, СНК СССР № 1134 от 27.06.1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // Собрание законов и распоряждений Рабоче-крестьянского правительства СССР 1936. № 34. Ст. 309.

"7^ЕСТНИК Мун В. А. я УНИВЕРСИТЕТА Семья как ценность Российского государства имени O.E. Кутафина(МГЮА) (историко-правовой аспект)

В годы Великой Отечественной войны демографическая ситуация в стране резко ухудшилась, снизилось количество браков и рождений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 был направлен на «укрепление советской семьи и брака»14. В результате расторгнуть брак стало гораздо сложнее. Фактический брак не признавался юридически. Отцовство устанавливалось только в случае официального заключения брака с матерью ребенка. Государство не было обязано выплачивать пенсию детям тех военнослужащих, кто находился в фактических брачных отношениях перед призывом на фронт и не успел официально оформить их. С другой стороны, государство призывало к примирению сторон и сохранению семьи, отмечая общественно-воспитательное значение решений судов по делам о расторжении брака.

В контексте реалий военного времени, когда смерть или исчезновение одного из супругов на фронте делали невозможным официальное оформление брачных уз, Указ от 10.11.1944 вводил правовую норму, позволяющую решать вопросы, связанные с фактическими брачными отношениями, через обращение в народный суд. Это решение облегчало процесс признания брака в условиях, когда стандартные процедуры регистрации были недоступны, тем самым защищая права и интересы оставшихся членов семьи15.

Конституция СССР 1936 г. предусматривала разработку союзного законодательства о браке и семье, но к 1968 г. такой закон не был принят. Очевидной была необходимость в скорейшей разработке Основ законодательства о браке и семье. Широкие круги трудящихся СССР, люди самых разных профессий обращались к вопросам семейного права, разрешение которых имело важное значение. Помимо необходимости закрепления важнейших принципов советского семейного права, юристами отмечалась важность актуализации норм, введенных в годы Великой Отечественной войны.

Массовое поступление ходатайств и обращений граждан с просьбой о расторжении брака стало предметом обширных дискуссий в контексте действия Указа от 08.07.1944. Данный Указ строго регламентировал процедуру развода, предусматривая ее осуществление исключительно через судебные инстанции. В ответ на возникшие сложности предлагались законодательные инициативы, направленные на изменение существующих норм. Эти изменения предусматривали возможность расторжения брака в особых обстоятельствах, включая случаи, когда один из супругов признавался безвозвратно отсутствующим, пропавшим без вести во время боевых действий, осужденным на длительные сроки (от трех лет С

и выше) или страдающим от хронических психических расстройств16.

14

Верховного Совета СССР 1944. № 37.

П

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государ- Л^

ственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиле- °С

нии охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» // Ведомости

И>

15 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1944 «О порядке признания фак-

1? П г—

из супругов» // Ведомости Верховного Совета ССР 15.11.1944. № 60. ЛА

тических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного

И >

16 Аниянц М. Кодификация советского законодательства о браке и семье // Социалистическая законность. 1958. № 6. С. 49—53. РЕСУРС

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

В феврале 1957 г. было принято постановление о разграничении законодательных полномочий между СССР и союзными республиками. В понимании единства основ семейного законодательства всех союзных республик присутствовали неизбежные совпадения в основных принципах. Установленные нормы в Основах правового регулирования брака и семьи были включены в республиканские кодексы. Однако, учитывая, что семейное законодательство тесно связано с бытом, обычаями и национальными особенностями населения каждой союзной республики, допускались некоторые различия в правовых актах некоторых республик.

Нравственную основу советской семьи составляли требования Морального кодекса строительства коммунизма, принятого в 1961 г. и закреплявшего такие черты взаимоотношений между людьми, как «гуманность, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение», которые были неотъемлемыми атрибутами межличностных отношений. Эти принципы не только способствовали укреплению семейных уз, но и определяли воспитание подрастающего поколения в духе социалистических идеалов. Кодекс подчеркивал важность личных качеств, таких как «честность, правдивость и скромность», как в общественной, так и в частной жизни, осуждая несправедливость и бездействие17; он оказывал влияние на поведение граждан во всех сферах жизни, от производства до домашнего очага.

1968 год стал знаковым в истории советского законодательства: Верховный Совет СССР после многолетних обсуждений принял фундаментальный документ — Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье18. Принципы, установленные в Основах, были развиты в Кодексе РСФСР о браке и семье, принятом 30.07.196919 (далее — Кодекс 1969 г.).

Кодекс 1969 г. представлял собой прогрессивный шаг в развитии семейного законодательства СССР и отличался повышенной демократичностью, обеспечивая более широкое признание и защиту прав и обязанностей супругов. Важным нововведением стало введение четко определенных алиментных обязательств, регулирующих материальную поддержку между членами семьи.

Наконец, Конституция СССР 1977 г. впервые закрепила норму о государственной защите семьи (ст. 53)20, подчеркивая тем самым значимость семьи как фундаментальной единицы общества и обязанность государства по ее поддержке. Государственная защита семьи выражалась в постоянном улучшении условий жизни людей; повышении различных выплат и льгот населению, среднемесячной заработной платы; улучшении жилищных условий; оказании помощи в содержании ребенка; выплатах пособий многодетным и одиноким матерям, пособий на детей в малообеспеченных семьях; предоставлении условий для получения

17 Моральный кодекс строителя коммунизма. Душанбе : Таджикгосиздат, 1962. С. 1—15.

18 Закон СССР от 27.06.1968 № 2834-УМ «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (с изм. и доп.) // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 138.

19 Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 30.07.1969) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397.

20 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята Верховным Советом СССР 07.10.1977) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

"7^ЕСТНИК мун В. а.

У) УНИВЕРСИТЕТА Семья как ценность Российского государства имени O.E. Кутафина(МГЮА) (историко-правовой аспект]

бесплатного обучения детей; расширении сети детских дошкольных учреждений; проведении мероприятий по улучшению условий быта и условий труда женщин.

Конституция РФ 1993 г. закрепила статус России как социального государства, провозглашающего государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, что подчеркивает важность защиты этих ценностей.

Вступившие в силу 04.07.2020 изменения в Конституцию РФ утвердили новую правовую доктрину, в соответствии с которой дети признаются центральным элементом государственных стратегий. Российское государство принимает на себя ответственность за создание благоприятных условий, которые обеспечивают многоаспектное развитие детей в духовной, моральной, умственной и физической сферах, что включает формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности, а также уважения к старшему поколению. Особое внимание уделяется поддержке семейного воспитания, в то же время государство берет на себя роль родителя для тех детей, которые оказались без попечения родителей (ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ).

Сегодня, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что мировой тенденцией является развал института семьи. Можно наблюдать сложности у современного поколения в формировании модели традиционной семьи и, наоборот возрастающую популярность моделей familyfree, ^№гее. Разворачивающийся кризис отмечен ростом числа разводов, при этом почти половина новых браков заканчиваются распадом, растущим преобладанием неполных семей и нисходящей траекторией рождаемости, которая значительно ниже порога, необходимого для естественного воспроизводства населения. Одновременно устойчивость новых браков ставится под сомнение21.

Верным является утверждение о том, что «верховная власть ценна тогда, когда несет благо народу»22. В настоящее время Российская Федерация реализует комплексную стратегию, направленную на социальное развитие, которая охватывает широкий спектр сфер общественной жизни. Основой стратегии является гармонизация интересов индивида и общества в таких ключевых областях, как культура, научное знание, образовательный процесс, медицинское обслужива-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние, социальная поддержка и защита. Особое внимание уделяется укреплению

I

института семьи, пропаганде и сохранению традиционных семейных ценностей, к

а также поддержанию экологического благополучия.

Конституция является определенным идеалом, к которому необходимо стремиться. Как справедливо отметил П. В. Крашенинников, «только терпеливая законотворческая, правоприменительная и просветительская работа, а также ПР

настойчивая пропаганда ценностей правового государства могут сократить, а то и свести на нет тот разрыв между тем, что написано в Конституции, и реалиями нашей жизни»23. ПК

__Л I

И?

Yanovskiy M. K. Welfare state war on Family and Free Society Decline // Официальный сайт ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/380600001_welfare_state_

22

23

war_on_family_and_free_society_decline (дата обращения: 20.12.2024).

Румянцева В. Г. Государственный интерес: власть суверена по умолчанию // Вестник И-А

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 11. С. 165—170. Й I

Крашенинников П. В. История отечественных конституций. М. : Эксмо, 2021. С. 223. РЕСУРС

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Для того, чтобы закрепленные в Основном законе положения о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства находили повсеместное и эффективное применение, недостаточно одного их провозглашения. Какие бы верные решения ни принимались законодателем, для их эффективного функционирования необходимо стремление каждого индивида в отдельности и общества в целом к осознанному выбору в пользу самоидентификации, основанной на глубинных истоках прошлого, культурном единстве нашей страны, уважении к традициям, ценностям предшествовавших поколений. Однако ключевым фактором при этом должно стать формирование данных ценностей в семье. В противном случае практика будет расходиться с идеализированным законом, а правоприменительные инстанции станут единственным инструментом, призванным обеспечить заботу о будущем поколении.

В конечном счете, как показывает история, какие бы социально-экономические факторы ни оказывали влияние на трансформацию права, важным является сохранение неразрывной нити, отражающей ценности не только одного поколения, но и народа в целом. Исключительно подобное взаимодействие государства и общества будет иметь шанс не только на борьбу за выживание и продолжение рода, но и накопление знаний и опыта для передачи будущему поколению.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аниянц М. Кодификация советского законодательства о браке и семье // Социалистическая законность. — 1958. — № 6. — С. 49—53.

2. Бошко В. И. Очерки советского семейного права. — Киев : Госполитиздат УССР, 1952. — 372 с.

3. Крашенинников П. В. История отечественных конституций. — М. : Эксмо, 2021. — 224 с.

4. Кудряшов Н. А. Конституционное закрепление института семейных отношений // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 4. — С. 134—137.

5. Румянцева В. Г. Государственный интерес: власть суверена по умолчанию // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2023. — № 11. — С. 165—170.

6. Yanovskiy M. K. Welfare state war on Family and Free Society Decline // Официальный сайт ResearchGate. — URL: https://www.researchgate.net/ publication/380600001_welfare_state_war_on_family_and_free_society_decline (дата обращения: 20.12.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.