Научная статья на тему 'Эволюция отечественного законодательства о несовершеннолетних: дореволюционный и советский периоды'

Эволюция отечественного законодательства о несовершеннолетних: дореволюционный и советский периоды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1597
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА / MARITAL AND FAMILY RELATIONSHIP / THE INSTITUTION OF FAMILY / LEGAL POSITION OF A CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ростовская Ирина Валерьевна

Рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием брачно-семейных отношений в национальном законодательстве, особое внимание уделяется эволюции правового положения ребенка в конституционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of domestic laws of under-aged: pre-revolutionary and soviet periods

The issues of legal regulation of marital and family relationship in the national legislation are considered in this article. The special attention is paid to the evolution of legal position of a child in the constitutional format.

Текст научной работы на тему «Эволюция отечественного законодательства о несовершеннолетних: дореволюционный и советский периоды»

98

2012. Вып. 2

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 347;342 И.В. Ростовская

ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием брачно-семейных отношений в национальном законодательстве, особое внимание уделяется эволюции правового положения ребенка в конституционном формате.

Ключевые слова: брачно-семейные отношения, институт семьи, правовое положение ребенка.

Развитие национального законодательства о детях нельзя рассматривать в отрыве от правового регулирования брачно-семейных отношений, которое на Руси основывалось на нормах обычного права, подвергавшегося сильному воздействию канонического права1. Проведенный ретроспективный анализ позволил выделить следующие наиболее важные «вехи» в развитии положений, касающихся несовершеннолетних.

Поддерживая принципы домостроя, Соборное уложение 1649 г. обязывало родителей обучать своих детей. Эти обязанности распространялись на представителей дворянства и купечества. Нововведения Петра I в сфере регулирования семейно-брачных отношений, безусловно, носили позитивный характер, их целью было не только экономическое укрепление института семьи, но и забота о физическом и нравственном здоровье будущих детей. Петр I пытался покончить с ранними браками и специальным указом повысил брачный возраст: для мужчин - до 20 лет, для женщин - до 17 лет.

Следующий этап государственно-правового регулирования семейно-брачных отношений наступил после введения в 1832 г. Свода законов Российской империи, а именно, книги первой Свода «О правах и обязанностях семейственных». Устанавливался брачный возраст для мужчин - 18 лет, для женщин - 16 лет.

Реформы в 60-70-х гг. XIX в. в Российском государстве, при всей их важности и значении для преобразования феодального права в буржуазное, по сути, сохранили существовавшее своеобразное разграничение функций церкви и государства в регулировании брачно-семейных отношений. Церковные правила о семье и браке почти полностью совпадали с государственными законами. Так, церковь осуждала браки без согласия родителей; государство не только запрещало такие браки, но по жалобе родителей подвергало непослушных детей тюремному заключению, лишало их права наследования и т.д.

До конца XIX в. особенно тяжелым, почти бесправным было положение «незаконнорожденных» детей2.

Что касается опеки, то она осуществлялась на сословных принципах и сословными органами. Дворянская опека обладала значительными средствами и использовала их для поддержания ослабевших дворянских семей.

В конце ХК-начале XX в. изменилось законодательство об усыновлении. Усыновителю необходимо было получить согласие не только супруга, родителей усыновляемого, но и самого усыновляемого, если он был старше 14 лет. С 1902 г. было разрешено усыновлять своих незаконнорожденных детей. Усыновление производил окружной суд. Усыновленные приобретали права родных детей, за исключением права наследовать родовое имущество, которое переходило только к кровным родственникам.

Победа Октябрьской революции 1917 г. ознаменовала начало коренных реформ института семьи. Декреты «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»

1Подробнее об этом см.: Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / под общ.ред. О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1985. С. 258; Там же. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 433; Свод законов Российской империи: Законы гражданские. Т^чЛ. СПб., 1916. Ст. 201; Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1910. Т. 3. С. 713; Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М., 1995. С. 46.

2 Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 426.

Эволюция отечественного законодательства о несовершеннолетних... 99

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2012. Вып. 2

от 18 декабря 1917 г.3, носившие учредительный, конституционный характер, принципиально по-новому решали наиболее существенные вопросы правового регулирования отношений, связанных с браком и семьей. Российская республика впредь признавала лишь гражданские браки. Советское государство провозгласило важным принципом равноправие мужчины и женщины; а также равенство внебрачных детей, что являлось одним из основных положений советского законодательства.

В принятом в 1918 г. Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве4 довольно подробно был разработан вопрос о личных, имущественных правах детей и родителей. К достоинствам этого Кодекса можно отнести то, что в нем впервые воспитание детей рассматривалось не как «частное дело» родителей, а как их долг и обязанность перед обществом и государством. Имущественные отношения между родителями и детьми строились на принципе раздельности: дети не имели права на имущество родителей, родители не имели права на имущество детей. Кодекс обязывал родителей предоставлять нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитание и содержание. Совершеннолетние и трудоспособные дети в свою очередь были обязаны доставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям. Усыновление временно запрещалось из-за опасности использования этого института для эксплуатации сирот, беспризорных, детей батраков и т.д.

Очередной Семейный кодекс РСФСР вступил в силу 1 января 1927 г.5 В отличие от Кодекса 1918 г. новый Кодекс признавал фактический брак. Существенных изменений в правовое положение несовершеннолетних Кодекс не привнес.

В целом можно заключить, что до второй половины 30-х гг. Россия не имела четко выраженной семейной политики и специальных нормативных актов, посвященных детям. Затем начинается период, ориентированный на поощрение высокой рождаемости и многодетности. Он характеризуется запрещением абортов, введением пособий на детей, начиная с четвертого ребенка, ужесточением процедуры развода и алиментарных обязательств.

Изданный в 1944 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"6 запретил установление отцовства, и единственным доказательством происхождения ребенка становилась запись о браке его отца и матери. Отмена существовавшего права обращения матери в суд с иском об установлении отцовства противоречила сложившимся моральным представлениям большинства населения о том, что оба родителя должны нести моральную и правовую ответственность за своего ребенка независимо от того, зарегистрирован их брак или нет. Практика показала, что запрещение доказывать отцовство имело отрицательные результаты. Непризнание за «внебрачными» детьми каких-либо прав привело к резкому ущемлению прав «внебрачного» ребенка, лишив его отцовской заботы и поддержки7, и никак не повлияло на укрепление отношений в «зарегистрированной семье».

После Великой Отечественной войны основной задачей государственной семейной политики стало преодоление малообеспеченности семей с детьми. Были введены пособия на детей конкретным категориям семей. Наиболее значимым аспектом государственной семейной политики стала организация фондов общественного потребления, посредством которых значительные ресурсы направлялись на поддержку материнства и детства.

Изменения в социально-экономической и культурной жизни общества привели к необходимости обновления брачно-семейного законодательства, выразившегося в обсуждении и одобрении в декабре 1961 г. проекта Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Однако принятие Основ и вступление их в силу произошло лишь в 1968 г., а с 1 ноября 1969 г. был введен в действие новый Кодекс о браке и семье РСФСР8, одной из основных целей которого являлось способствование охране интересов матери и детей.

3 Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 11. Ст.160.

4 Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 г. // СУиР РСФСР. 1918. № 76-77. Ст.818.

5 СУ РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.

6См.: ВВС СССР. 1944. № 37.

7 История государства и права СССР. М., 1985. С.144.

8 Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. №32. Ст. 1086.

100 И.В. Ростовская

2012. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Основы законодательства о браке и семье устанавливали брачный возраст в 18 лет. Законодательством союзных республик - субъектов Федерации, предусматривалась возможность снижения брачного возраста, но не более чем на 2 года. В интересах матери и ребенка был восстановлен порядок и определены условия, необходимые для установления отцовства в судебном порядке. Был предусмотрен добровольный порядок исполнения алиментных обязательств, что не исключало права обращения в суд с иском об их принудительном взыскании.

В Конституции СССР 1977 г. (ст. 53) впервые конституционное закрепление получило положение о том, что семья находится под защитой государства9. Большое место отводилось также установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей и обязанностей детей по содержанию родителей; подчеркивалось, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (ст. 66). Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Но Конституция СССР не содержала конкретно сформулированного понятия защиты семьи, хотя в ней и были представлены составляющие элементы семьи (ст. 53, 35, 66), а также признавалась необходимость защиты семьи как важнейшей социальной ячейки.

По оценке В.В. Елизарова, вплоть до начала 80-х гг. в СССР «семейная политика сводилась, по сути дела, к экономической и моральной поддержке и даже поощрению многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 г.) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.)»10.

В дальнейшем целью государственной политики в отношении семьи стало создание благоприятных условий не только для роста населения, но и воспитания подрастающего поколения. Предусматривались принципиально новые меры поддержки семьи, в частности, более эффективная система семейных пособий, основанная на расширении возможности предприятий по материальному стимулированию рождаемости (льготные кредиты семьям после рождения первого, второго и третьего ребенка; льготы работающим матерям). Законотворческая деятельность в отношении семьи того периода носила в целом позитивный характер и сыграла важную роль в усилении социальной защиты материнства и детства, и недооценивать ее было бы необъективно11. К недостаткам этой системы можно отнести некоторую забюрократизированность процесса оформления пособий, да и размеры пособий на детей уже тогда были явно недостаточны.

В советский период законодательство, касающееся прав несовершеннолетних, претерпело значительные изменения. Прежде всего, упомянем Кодекс законов об «Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве»12 1918 г., полностью повторявшем текст Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состоя-ния»13, где отсутствовало понятие «родительская власть» и признавалось равенство всех детей. В 1926 г. принят Кодекс законов о браке, семье и опеке14, который, несмотря на ряд негативных моментов, был прогрессивным для своего времени. Первые декреты, принятые в доконституционный период (10 июля 1918 г.), по существу, были конституционными, носили учредительный характер.

Считается, что в XX в. возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства15. Однако трудности начала века в России - Первая мировая война, война гражданская, голод, разруха - повлекли за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, происходивших на фоне новых идеологических установок на приоритет общест-

9 Конституция СССР (Основной закон) 1977 г., ст. 53 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г. №41.Ст. 617.

10 Елизаров В.В. Семейная политика в СССР и России // Семья в России. 1995. №1. С. 95.

11См.: Постановление Верховного Совета СССС от 10 апреля 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №16. Ст. 269; Постановление Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1992 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1992. №12. Ст. 621.

12 СУ РСФСР 1918. №76-77. Ст. 818.

13 СУ РСФСР. 1917. №11. Ст. 160.

14 Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. // СУ 1926. №82. Ст. 612.

15 Люблинский П.И., Копелянская С.Е. Охрана детства и борьба с беспризорностью. Л., 1924. С. 5; Нечаева А.М. Россия и ее дети: ребенок, закон, государство. М., 2000. С. 88.

Эволюция отечественного законодательства о несовершеннолетних.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

101

2012. Вып. 2

венного воспитания в ущерб семье. Все это не способствовало формированию ребенка как самостоятельного субъекта права в сегодняшнем понимании.

Посмотрим внимательно на эволюцию правового положения ребенка в конституционном формате. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 г.16 в гл. 11 «Основные права и обязанности граждан» определяла право на государственную охрану интересов матери и ребенка; широкую сеть родильных домов, детских ясель и садов; всеобщее обязательное начальное образование; бесплатность образования, включая высшее, то есть фактически определила универсальный «маршрут» взросления ребенка: роддом-ясли-детский сад-школа-вуз (ст. 125, 126). Однако, являясь прогрессивным шагом в конституционном обеспечении прав ребенка, государственная охрана интересов матери и ребенка выступает здесь только в качестве гарантии, способа обеспечения женщине равных прав с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 г.17 говорится уже о правовой защите, материальной и моральной поддержке материнства и детства, но опять-таки в качестве мер обеспечения равных прав женщинам и мужчинам в РСФСР (ст. 33). Новациями явились: ст. 51, провозглашающая, что «семья находится под защитой государства», и ст. 64, обязывающая граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества и, главное, обязывающая детей, причем независимо от возраста, заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Появление ст. 53 Конституции СССР 1977 г., где нашли свое отражение наиболее существенные перемены в жизни российского общества того времени, сказалось и на законах, имеющих прямое отношение к детям.

Поступила в редакцию 07.02.12

I. V. Rostovskaya

The evolution of domestic laws of under-aged: pre-revolutionary and soviet periods

The issues of legal regulation of marital and family relationship in the national legislation are considered in this article. The special attention is paid to the evolution of legal position of a child in the constitutional format.

Keywords: marital and family relationship, the institution of family, legal position of a child.

Ростовская Ирина Валерьевна, аспирантка Всероссийская государственная налоговая академия 109456, Россия, г. Москва, 4-й Вешняковский проезд, 4 E-mail: Rostovskaya.tamara@mail.ru

Rostovskaya I.V., postgraduate

Tax Academy of the Russian Federation

109465, Russia, Moscow, 4th Veshniakovskiy passage, 4

E-mail: Rostovskaya.tamara@mail.ru

16 Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы ХУШ-ХХ веков: хрестоматия / сост. А.П. Угроватов. Новосибирск: ЮКЭА, 2000. С.538-555.

17 Там же. С.556-586.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.