УДК 159.923.2 : 316.356.2
В. Н. Александровская
Семья как культурный источник имагинального развития личности
Данная статья исследует сущность идеального образа как психического отражения, который имеет культурно-историческую детерминанту. Автор утверждает, что семья является культурным источником идеального образа. В рамках семьи формируется представление человека о жизни, реальности, обществе. Основные аспекты статьи систематизированы и расположены в таблицах.
The article reseachers an essence of the ideal image as a psychic reflect, which has cultural - historic determinante. Author maintains, that family is a cultural source of ideal image. Ideal of a man about life, reality, society forms in the family frame works. Main aspects of article are syctemated and placed in the tables.
Ключевые слова: идеальный образ, культура образа, образ сознания, ценности, семья как культурный источник.
Key words: ideal image, culture of image, image of consciousness, values, family as a cultural source.
Актуальность. В научной теории познания есть замечание Э.В. Ильенкова о том, что идеальное - это слишком важная категория, чтобы с нею обращаться бездумно [1, с. 232]. Идеальное - это отражение действительности в формах духовной деятельности, а идеальный образ - это способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить окружающий мир. Кроме того, духовно-мысленное состояние сознания - это сфера культуры сознания. Сознание и культура взаимообусловливают друг друга на всех уровнях их взаимодействия. В научной литературе исследователи оперируют термином «культура образа», что подразумевает «детерминированные культурой способы организации и построения образа, интериоризируемые и усваиваемые посредством общения и совместной деятельности с носителями культуры и освоения в ходе этой совместной деятельности культурных кодов». И далее: «в норме для структуры и динамики образа сознания культурная принадлежность субъекта имеет решающее значение» [2, с. 173]. Однако «культурная принадлежность» начинается с семьи, именно там формируется «духовно-мысленное наполнение» идеального образа личности, ее имагинальное развитие. То есть измерение идеального образа задается культурой, которая изначально формируется в се-
© Александровская В. Н., 2013
мье. Там же формируются и личностные особенности как формы измерения образа сознания (идеального образа). В связи с этим цель нашего исследования - показать, что идеальный образ - это упорядоченная структура, отражающая степень целостности «Я-концепции» личности, препятствующая развитию «психической энтропии», формирующая «личностное начало» («Единое»), «реальность в себе». Задача работы - доказать, что все эти качественно-смысловые характеристики закладываются и формируются в семье и в дальнейшем обусловливают место и положение человека в обществе.
Историография исследуемого вопроса. Идеальный образ - это полифункциональный и полиструктурный феномен, рассматриваемый не только разными видами знаний, но и разными психологическими направлениями. Кроме классиков (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов) в наше время идеальный образ рассматривается с самых разных сторон: Ф.Е. Василюк (структура образа); А.А. Гостев (образная сфера человека); М. Коул (культурно-историческая психология); Д.А. Леонтьев (личностный смысл и трансформация психического образа); А.Д. Малахова (диалектика образных и вербальных компонентов мышления); М. Мид (культура и мир детства); Е.А. Петрова (визуальная психосемиотика общения); В.М. Розин (визуальная культура восприятия); В.В. Сидорова (культура образа сознания) и др.
Исследуя с самых разных сторон идеальный образ, все авторы детерминируют его культурно-исторически. Кроме того, культура образа указывает и ни культуру сознания, в рамках которой идеальный образ и формируется. В свою очередь, культура сознания формируется социально-гуманитарными знаниями и технологиями и находит свое выражение в мировоззрении как в комплексной своей форме. Комплексная форма сознания представлена системой ценностей личности, системой ее взглядов, системой норм и принципов поведения, мотиваций поступков и за каждой этой системой стоит идеальный образ.
Несмотря на субъективный характер наших ценностей, они придают нашей жизни объективность существования, «направленность и смысл» (В. Франкл). Ценности формируются в детстве и на их основе человек входит в общество и живет в нем сообразно сформированным представлениям.
И. Госковец структурировал систему ценностей и дал им определение. Так, он пишет: «Ценностная ориентация формируется в процессе приобретения социального опыта и проявляется в виде целей, идеалов, убеждений, интересов и других проявлений личности. Ценностную ориентацию может сформировать как отдельный человек, так и группа. Как правило, она служит для сплочения груп-
пы людей. Классические ценности - это доброта, красота, правда и справедливость» [3, с. 83].
В своих исследованиях мы использовали разработанную им систему ценностей, которая закладывается еще в детские годы и формирует в сознании ребенка образ жизненного смысла. Это ценностные детерминанты, которые лежат в основе культуры образа и культуры сознания. Приводим ее в табл. 1 в соответствии с авторской версией И. Госковец [3, с. 83-84].
Таблица 1
Перечень ценностей
Ценность Определение
Альтруизм Поддержка людей, попавших в сложную ситуацию
Автономия Самостоятельное (независимое) принятие решений, достижение целей, согласно собственным представлениям и суждениям
Авторитет Влияние на других людей и управление ими
Экономическое Прибыль, богатство
вознаграждение
Эстетика Любовь к красивым вещам и к природе
Физический тонус Развитие (тренировка) своего тела и приобретение навыков
Культурная Чувство принадлежности к определенной культуре
идентичность (к группе ее представителей)
Религия Духовная тяга к трансцендентному
Личностные качества Личностное развитие, саморазвитие, личностный рост
Социальные Брак, партнерство, дружба
отношения
Окружающий мир Приемлемые условия дома и на работе
Развитие и карьера Профессиональный и карьерный рост, повышение уровня жизни
Потомство Забота о детях
Престиж Общественное положение, гарантирующее признание
Предки Интерес к своим корням, к традиции
Риск Волнение, острые ощущения из-за принятия рискованных решений, поведения, поступков
Семья Совместная жизнь и забота о семье
Творчество Придумывание или создание чего-то оригинального
Образование Накопление знаний
Стиль жизни Организация жизни, согласно собственным представлениям
Как отмечает И. Госковец, представленная им система ценностей формирует и базовые критерии оценки личности, образ личности в социуме. Представляем и этот вопрос в разработке И. Госковец в табл. 2 [3, с. 77-78].
Таблица 2
Базовые критерии оценки личности (по И. Госковец)
Высокие показатели Общая характеристика Низкие показатели
Любознательный Имеет разносторонние интересы Оригинальный С богатым воображением Креативный Либеральный Умный Установки по отношению к познанию: интеллект. Определяют, насколько интенсивно человек ищет новые переживания, стремится открыть неизвестное, насколько он «терпим» к неопределенности Индифферентный Ограниченный Равнодушный Поверхностный Нетворческий Консервативный Глупый
Надежный Старательный, усердный Дисциплинированный Добросовестный Точный Порядочный, аккуратный Высокие требования к самому себе Терпеливый, упорный Добросовестность, Работоспособность Определяет уровень самоорганизации человека, его мотивации, целеустремленности. Определяет надежных людей, которые ставят по отношению к себе высокие требования, и отличает их от равнодушных и небрежных Не имеющий четких целей Ненадежный Ленивый Медлительный Не способный к воодушевлению Слабовольный, податливый Ориентированный на удовольствие, потребительское мышление
Контактный Активный Разговорчивый Оптимист Жизнерадостный Ориентация на личность Экстраверсия Определяет вид и частоту межличностной коммуникации, уровень активности, потребность в стимуляции Замкнутый, скрытный Серьезный Молчаливый Ориентированный на задачи Тихий
Добродушный Любезный Достойный доверия Готовый помочь Искренний/откровенный Доверчивый Уживчивость Определяет качество склонности человека к участию (вплоть до враждебности в мыслях, чувствах и действиях.) Циничный Озлобленный Недоверчивый, подозрительный Не склонен к сотрудничеству Мстительный Бессовестный
Спокойный Эмоциональная Напряженный
Невозмутимый стабильность. Слишком чувствительный
Уравновешенный Определяет степень Раздражительный
Постоянный, адаптивности или Неуверенный
Стрессо-устойчивый эмоциональной Нервный
Уверенный стабильности. Выделяет Неуравновешенный
Удовлетворенный людей, склонны к Жалостливый
Расслабленный психическому
истощению, нереальным
идеалам,
противопоставляя им
уравновешенных людей,
которые резистентны к
психическому истощению
Как еще раньше отмечали Л.С. Выготский, В.П. Зинченко и др., для изучения идеального образа необходимо изучить ту культурно-историческую среду, где он формировался изначально. Таким культурно-историческим источником формирующегося идеального образа является семья. Именно в семье формирующийся идеальный образ воспитывает восприятие реальности и окружающего мира в имагинальном формате, образ участвует в самосоздании индивида, личности. Как отмечает В.В. Сидорова, «образ - молекула сознания», «единица психического отражения» с «невероятно сложной организованностью» [2, с. 9,].
В семье формируются навыки общения в социуме, модели взаимоотношений в семье и за её пределами, пути развития внутреннего образа семьи и окружающего мира, представления членов семьи о своей семье, развиваются профили личности каждого члена семьи, а также этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования, а вместе с ним и пути семейно обусловленных психотравмирующих состояний, нарушения семейной интеграции.
Указывая на базовое значение образа семьи в развитии личности Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис отмечают что идеальный образ воспитывается, как и всё остальное. «И эта задача, - считают они, - не простая: способность продуцировать развернутые картины возникает при наличии благоприятных для этого условий, и не «само собой», и не сразу, без усилий - люди учатся этому так же, как и многим другим вещам. Общее развитие представлений происходит на протяжении всей жизни семьи: когда человек учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных сторон ее жизни, взаимоотношения, чувства всех ее членов. Происходит это, во-первых, благодаря социализации (ребенок учится этому у родителей в ходе повседневного общения и переносит полученные
67
навыки в семью, которую создает сам); во-вторых, благодаря культуре и средствам массовой информации (о том, как «по-разному несчастливы» несчастливые семьи, человек узнает из художественной литературы и кинофильмов; в последние годы все большую популярность приобретают литература о семье и публицистика, в которой поднимаются и обсуждаются самые различные семейные проблемы); в-третьих, благодаря межличностному общению, «межличностной сети», в которую включена семья ... Все это на протяжении многих лет жизни семьи питает представления семьи о себе самой, делает их все более емкими, многосторонними, конкретными» [4, с. 98].
Авторы считают, что немалую роль в развитии представлений семьи о себе играют и особенности самой семьи. Они указывают на четыре вектора в развитии семьи, которые и формируют идеальный образ у каждого ее члена:
1. Развитие процессов коммуникации. Чем интенсивнее и эффективнее члены семьи обсуждают жизнь своей семьи, чем интенсивнее обмениваются эмоциональным опытом, тем более многосторонни их представления о своей семье. В случае интернального локуса контроля члены семьи верят, что от их усилий зависит дальнейшая жизнь семьи, они стараются понимать ее и направлять. Семья с экстернальным локусом контроля, напротив, «плывет по течению». В обоих случаях имеет место своеобразный замкнутый круг: чем более развито представление о семье, тем эффективнее коммуникация (члены семьи лучше понимают друг друга, шире круг тем, которые они могут обсуждать), тем вероятнее интернальный локус контроля, тем лучше воспринимаются сведения о жизни различных семей, идущие через средства массовой информации. И наоборот, чем менее развито представление о семье, тем менее эффективны коммуникации в ней, тем скорее локус контроля приобретает характер экстернального. В этом случае меньше предпосылок для развития представления о себе.
2. Чрезмерно выраженная «нормативность» жизни семьи и взаимоотношений в ней. Отношения в такой семье построены на словах «должен», «обязан». Не важно, что тот или иной член семьи чувствует или думает, - важно, как он обязан поступить в данной ситуации. Ответ на вопрос «Как решить проблему?» члены такой семьи ищут не в осознании своих потребностей, а в морали или в религии, и он автоматически заменяется вопросом «Как мы обязаны решить проблему?». В этом случае ни у кого нет стимула представлять себе будущие обстоятельства, чувства и мысли членов семьи.
3. Устойчивость уклада семьи. Речь может идти о семье с неизменным образом жизни в небольшом городе, где сегодня происходит то же, что вчера, а завтра будет то же, что сегодня.
4. Низкий уровень семейной и психологической культуры. Семья формировалась в таких условиях, что просто негде было учиться думать о семейных взаимоотношениях и чувствах друг друга, так как отношения построены на соотношении сил между членами семьи и всегда «прав сильнейший» [4, с. 98-99].
Иными словами, представление семьи о себе - это сложное образование, формирующееся на протяжении длительного времени под влиянием самых различных факторов.
Основное содержание исследования. Мы также исследовали культурную матрицу семьи, лежащую в основе формирования идеального образа как психического отражения реальности. По нашим данным, культурный уровень семьи лежит в основе культурных качеств личности и формирует то, что Л.С. Выготский в свое время назвал «культуральной психикой». Эта «культуральная психика» в концентрированном виде (в идеальном образе) воспитывает и представляет личность обществу с ее соответствующим когнитивно-поведенческим уровнем развития. То есть культура образа сознания, культура образа восприятия окружающего мира, культура образа представления о людях и своем месте в социуме развивается на базе культурного образа семьи. Используя подход к данному вопросу российского ученого А.Б. Холмогоровой, мы составили систему условий благоприятного влияния семейной культуры на становление образа личности подростка (см. табл. 3.)
Таблица 3
Условия благоприятного влияния семейной культуры на становление идеального образа личности ребенка
№ Социально-психологические условия Характеристика и обоснование значимости
1 Наличие позитивного эмоционального фона Развитие ребенка в среде радости формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым
2 Личность значимого взрослого Биофильная ориентация (Э. Фромм) у взрослых, окружающих ребенка, способствует формированию у него ориентации на жизнь. «Самое лучшее, что могут сделать родители для своих детей - быть счастливым»
3 Выдвижение требований к воспитанию с учетом возрастных и индивидуальных изменений Не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям требования значимых взрослых «погружают» ребенка в ситуацию неуспеха, которая при длительном хранении приводит к деформации личности
4 Равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением Ситуация «напряжение» побуждает к преодолению действия, формируя активную жизненную позицию, веру в свои силы, накопления успешных стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации « расслабления » создают возможности для отдыха, постановки новых целей
5 Строго продуманная и соблюдаемая система поощрения и наказания Прогнозируемость ситуации - отсутствие оснований для возникновения неврозов. Кроме того, соблюдение системы поощрений формирует мотивацию достижения
Именно семейная культура формирует идеальные образы у детей с девиантными отклонениями, с трудными характерами, с иррациональным мышлением.
Наши исследования показывают, что проблемные подростки -это педагогически запущенные дети, это системный социокультурный, педагогический и медико-психологический феномен с неразвитой ценностно-смысловой структурой личности и отличительными особенностями образа жизни и социально-психологической адапти-рованности.
Само понятие «проблемный» подросток - это социокультурный образ, стереотип. Исследования показали, что в основе когнитивно-поведенческой системы проблемных подростков лежат и определенные идеальные образы, формирующиеся семейной социокультурной идеологией. В гештальт-психологии идеальные образы - это сконструированная психикой целостность (или гештальт). Ссылаясь на Х. Эренфельса, Е.Е. Соколова отмечает, что он сформулировал «Гештальт-качество» или «качество целостности», которое представляет собой еще один смысл сознания. По его мнению «целостность психического образа - это, пожалуй, результат работы самого сознания». В свою очередь А. Мейнонг считал гештальт-качество результатом специального, «продуктивного» духовного акта... Таким
образом, восприятие не является зеркальным отражением физической реальности; восприятие есть результат специальной «целостно создаваемой духовной деятельности» [5, с. 205]. В контексте нашего исследования очень важно дополнение Е.Е. Соколовой по свойствам образа-гештальта. Она пишет, что «целое дано в восприятии испытуемого раньше, чем любая его часть» [5, с. 205]. Это подтверждает наши предположения о том, что целостность психического образа личности формируется в семье и обществе. Состояние семейной социокультурной идеологии и инфраструктуры детерминирует количество и качество идеальных образов проблемных подростков.
Наши исследования коррелируют с этими выводами, и мы можем указать на то, что идеальный образ - это упорядоченная структура, иначе - это образное содержание психики, которое представлено в воображении и соответствует количеству наших органов чувств, формирующих образы - визуальные, звуковые, тактильные, моторные, вкусовые и обонятельные.
Кроме того, идеальный образ - это на функциональном уровне уход от энтропии, обеспечивающий целостность «Я-концепции» личности. То есть вместе и на базе системы чувств идеальный образ поддерживает целостную конструкцию психики личности с ее процессами, состояниями и свойствами. Этот механизм работает и на уровне целостности социума, культуры, нации и т. д. По нашему мнению, идеальный образ - это то самое «Единое», «реальность в себе», «точка отсчета» всего онтогенеза личности, а учитывая «стрелу времени» и подражание идеальным образам из поколения в поколение, это еще и филогенетическое подражание человечеству. Психический образ попадает под власть субъекта, под власть человеческого «Я». Этот уровень саморегуляции и является высшим проявлением психосемантический регуляции, уровнем, на котором основную регулятивную функцию выполняет субъект, человеческое «Я», как наиболее сложное психосемантическое образование.
Человеческое «Я» управляет «образными выражениями», становясь образами, моделями, знаками в «психосемантическом поле субъекта». То есть, и образ, и модель, и знак оказываются субстратом гносеологического порядка. Сфера психосемантики - это та сфера активности человеческого мозга, где происходит формирование новой информации (благодаря интеграции той информации, которая уже была онтогенетически зафиксирована в мозге («старой» информации). Современный ученый С.Д. Максименко утверждает, что «психика является способом моделирования будущего» [6, с. 107].
Физиологи считают, что наша способность моделировать и обозначать будущее формируется эволюцией для того, чтобы человек мог осуществлять свою жизнедеятельность.
По результатам наших исследований мы можем назвать социально-психологические детерминанты имагинальных характеристик проблемных подростков (см. табл. 4.).
Таблица 4
Социально-психологические детерминанты имагинальных характеристик
I
Интраперсональные
I
Интерперсональные
- высокий уровень тревожности и сензитивности, эмоциональная неуравновешенность;
- неуверенность, ощущение неполноценности и вины;
- повышенная ригидность и конформность;
- несоответствие разных аспектов Я (целостности, интегрированности);
- неадекватная самооценка;
- нестабильность психологического базиса автономности;
- низкие адаптационные возможности; снижение способности к ролевого взаимодействия;
- уязвимость в стрессогенных ситуациях;
- снижение гибкости
и мобильности социального поведения
- недостаточная поддержка и принятие,
неудовлетворительные эмоциональные отношения, которые связаны с психологическим симбиозом «мать-ребенок» с раннего онтогенеза;
- неблагоприятная семейная обстановка, недостаточная эмоциональная близость с родителями, родительская критика;
- психотравмирующие события (стрессоры);
- низкий социометрический статус («изолированные», «отброшенные»);
- неблагоприятный социально-психологический климат подростковой группы;
- низкий уровень развития социального окружения группы («формирование новой группы», «выяснение форм деятельности», «распределение на группы»)
Эмпирическим путем нам удалось установить имагинальные источники деформации характеров у трудных подростков - семейные и общественные факторы. На основе полученных нами от экспериментальной группы данных мы создали «модель семейной системы имагинальных расстройств», которые оказались многовекторным источником в жизнеобеспечении подростка - психосоматическим, характерологическим, эмоциональным, когнитивно-поведенческим и др.
В эту модель вошли: 1) семейная структура (взаимосвязи, тип и качество семейной иерархии, семейные подсистемы и типы границ); 2) семейная макродинамика (семейный нарратив, семейные идеалы и образы, семейные паттерны, накопления имагинальный модельного ряда в течение трех поколений); 3) семейная микродинамика (семейные роли, поведенческие стереотипы членов семьи, качество семейных коммуникаций, модели выхода из семейных проблем); 4) семейная идеология (образы и модели поведения в семье и за ее пределами, ритуалы, общий культурный контекст данной родословной) [6, с. 110-111].
Таблица 5
Семейная модель культурных факторов, обусловливающих имагинальные основания проблемных подростков
Группы Семейная Семейная Семейная
микродинамика макродинамика идеология
1 Эмоциональное Тревожность, Депрессия,
выгорание, невротическое дисфункция
социальная состояние, семейных правил
дезадаптация, сопротивление и убеждений,
конфликты, высокий изменениям, семейные некультурные
уровень критики, переломные моменты паттерны и
негативные и кризиса; деструкции неадекватные
отношения и в отношениях требования
коммуникации двух поколений и ожидания
II Слабая Психические травмы, Дисфункция
социализация, тревожность, семейных правил
социальная невротические и норм; вредные
дезадаптация, состояния, привычки как
повышенная сопротивление некультурные
эмоциональность, изменениям и семейные нормы; депрессия,
чувство переломные моменты деструктивные
неполноценности, и кризиса; деструкция убеждения;
враждебность, в отношениях некультурные,
эмоциональное двух поколений паттерны,
выгорание неадекватные требования и ожидания
III Слабая Психические травмы, Депрессия,
социализация, тревожность, дисфункция
социальная невротические семейных правил,
дезадаптация, состояния, норм и убеждений;
повышенная сопротивление некультурные
эмоциональность, изменениям; семейные паттерны
чувство переломные моменты неадекватные
неполноценности, и кризиса; деструкция требования
враждебность, в отношениях и ожидания
эмоциональное двух поколений
выгорание,
негативные
отношения и
коммуникации
IV Социальная Тревожность, Вредные привычки
дезадаптация, невротическое как некультурные
эмоциональное состояние, нормы, депрессия,
выгорание, сопротивление некультурные
негативные изменениям; семейные паттерны,
отношения и переломные моменты неадекватные
коммуникации и кризиса требования и ожидания
V Слабая Психические травмы, Дисфункция
социализация, тревожность, семейных правил
социальная невротические и норм; вредные
дезадаптация, состояния, привычки как
повышенная сопротивление некультурные
эмоциональность, изменениям, семейные нормы; депрессия
враждебность, переломные моменты неадекватные
эмоциональное и кризиса; деструкции требования
выгорание в отношениях двух поколений и ожидания
Учитывая глубину социокультурных проблем подростков, по аналогии с работами А.Б. Холмогоровой мы сформировали для работы с пятью экспериментальными группами программу психологической их коррекции. В эту программу мы включили ряд принципов -системного подхода, перспективности, динамичности, принцип дифференцированного прогнозирования.
Содержание социально-психологической Программы коррекции образа семейной культуры проблемных подростков
№ Принципы программы Психокорекционное пространство Психокоррекционные мишени
1. Принцип системного подхода - семья; - близкое окружение, друзья; - учебная академическая группа - формирование знаний, умений и навыков социальной адаптации; - снятие напряжения; - раскрытие наиболее качественных характеристик студента; - умение общаться; - формирование навыков взаимопомощи и форм совместной деятельности
2. Принцип перспективности - семья, дом; - микрогруппа; - факультет; - мировоззрение - формирование Я-образа и социального статуса; - эмоциональная поддержка в семье; - формирование своей референтной группы; - работа с ценностями, мотивацией поступков, нормами и принципами поведения
3. Принцип динамичности - как, когда, где данное явление (социально- психологический фактор) возникло; какие этапы социально-психологические факторы прошли; какие черты и характерные признаки со-циально-психоло-гические факторы сформировали; - в которых социально-психологических условиях (противоречиях) факторы психо-соматозов продолжают свое развитие; - чем стали (или степень глубины) социально- психологические факторы на момент их диагностирования - психокоррекция семейных дисфункций; - работа с дошкольными и школьными проблемами (травмами) - психокоррекция когнитивно-поведенческих проблем; - психокоррекция эмоциональной неадекватности; - стрессы; - напряжение; - тревога; - агрессия; - вражда; - нездоровая конкуренция; - отрицательный микроклимат; - семейные и личностные проблемы
4. Принцип - разновидности со- - эмоциональное состояние;
дифференци- циально- - уровень социальной адаптации;
рованного психологических фак- - индивидуальные особенности сту-
прогнозиро- торов; дента
вания - социометрический
статус;
- система социальных
связей
Таким образом, анализ представленной нами проблемы и полученные результаты позволили нам сделать ряд выводов. Во-первых, в основе социального поведения проблемных подростков лежат социокультурные факторы воспитания. Во-вторых, проблемное поведение как в фокусе концентрируется в психическом образе-гештальте, фиксируя «культурное качество» личности. В-третьих, актуальность данной проблематики и ее теоретико-практическое значение не вызывают сомнения и требуют своего дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 229-274.
2. Сидорова В.В. Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания. - Харьков: Гуманитарный центр, 2012. - 220 с.
3. Госковец И. прикладная психология в повседневной жизни. - Харьков: Гуманитарный центр, 2012. - 124 с.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
5. Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. - СПб.: Питер, 2011. - 688 с.
6. Завацька Н.С., Клевець Л.М. Со^ально-психолопчы чинники психосо-матичних розладiв у студентськоТ молодк - Луганськ-Алчевськ, 2013. - 181 с.