Научная статья на тему 'Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки'

Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5757
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕПРИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Оксана Борисовна

В статье рассматриваются вопросы семейного неблагополучия на современном этапе. Представлены основные причины деформаций процесса социализации, которые приводят к росту социально-средовой дезадаптации личности. Показана взаимосвязь биологических и психосоциальных факторов риска социальной дезадаптации в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152).

Специальный выпуск. С. 44-50.

О. Б. Конева

неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки

В статье рассматриваются вопросы семейного неблагополучия на современном этапе. Представлены основные причины деформаций процесса социализации, которые приводят к росту социально-средовой дезадаптации личности. Показана взаимосвязь биологических и психосоциальных факторов риска социальной дезадаптации в семье.

Ключевые слова: семья, девиантное поведение, социальная дезадаптация, семейное неблагополучие, депривация.

Семья на протяжении всего периода взросления играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка: его эмоциональноволевая, нравственная сфера, характер, особенности поведения формируются в семье. Семья — это первая в жизни человека общность или малая группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли. Особый интерес к вопросам семейной жизни и, в частности, детско-родительским отношениям появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением количества проблемных семей. Исследователи Н. Н. Посысоев, Е. Н. Юрасова, И. И. Мамайчук и др. отмечают такие кризисные тенденции, как рост гражданских браков и неполных семей, семей, в которых отец или (и) мать злоупотребляют алкоголем, рост отчужденности детей от семьи и т. п. [4. С. 36-38].

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. Под социальной дез-адаптированностью индивида надо понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно-исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимыми для удовлетворения собственных потребностей (в широком смысле слова).

По данным комплексных, многоаспектных исследований личности, совершавшие общест-

венно-опасные действия, обнаруживают стойкую социальную дезадаптацию (разного уровня), возникшую вследствие аномального формирования личности и поведения на ранних этапах социализации в условиях «неблагополучной» микросреды и на исходном неполноценном биологическом фоне. Последний фактор до недавнего прошлого считался основной детерминантой социальной дезадаптации.

Четкого разграничения биологических и психологических факторов риска в развитии нет, они всегда взаимодействуют. Но после рождения все большее значение приобретает психосоциальное влияние. Биологические факторы риска вызывают, прежде всего, замедление в развитии, которое через 6-8 лет может нивелироваться. Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше действуют, тем очевиднее приводят к нарушениям в развитии. Совмещение биологических и психосоциальных факторов риска резко снижает возможность компенсации нарушений. Многочисленные работы, посвященные социологическим, педагогическим, психологическим, социально-гигиеническим проблемам, указывают тормозящие и ускоряющие процесс развития условия, заложенные, главным образом, в личности ребенка, окружающей среде и в их взаимодействии.

Суть явления социальной дезадаптации в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами. Происходит вытеснение ребенка из ситуации личностного развития, стремление к самоутверждению общественно-приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется. Он оказывается в состоянии психологической изоляции в среде общения, утрачивает чувство принадлежности

к общей культуре и воспринимает микросредо-вые ценности и установки.

В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная адаптация детей и подростков.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии и др.) и корректируемый, при определенных условиях, вызванный психогенными факторами неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную труд-новоспитуемость, требующую индивидуально -го педагогического подхода. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также делятся на устойчивые (акцентуации характера, дефекты эмоциональноволевой и мотивационно-познавательных сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка, психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами) формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями (демонстрация ближайшим окружением образцов и установок девиантного поведения), так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации (семья и школа). В зависимости от степени и глубины деформации выделяются две стадии социальной дезадаптации: стадия школьной дезадаптации, характе-

ризуемая парциальными социальными нарушениями, связанными с учебно-воспитательным процессом (сквернословие, курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками) и стадия социальной запущенности, характеризуемая глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т.д.).

Специфика семейного неблагополучия заключается в совокупном влиянии причин и детерминант различного характера. Но вместе с тем комплексное изучение всех смыслообразующих факторов девиантного поведения невозможно без углубленного конкретизированного анализа каждого из них в отдельности.

Депривация. Депривация — состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда человек лишен возможности удовлетворить свои психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время [4. С. 36]. Выделяются три основных вида депривации: эмоциональная, сенсорная и социальная.

Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, то есть всякую продолжительную эмоциональную изоляцию. Качество эмоциональных связей у ребенка с близким взрослым является важнейшим фактором, определяющим качество адаптации у ребенка к условиям воспитания и характер психологического развития ребенка. Важнейший патогенный фактор — отсутствие или нарушение у ребенка глубокой и надежной эмоциональной связи с близким взрослым, частые смены лиц, заботящихся о ребенке (дефицит эмоциональной привязанности). Привязанность определяется как система эмоциональных взаимодействий между матерью и ребенком, которые развиваются наиболее интенсивно в первые два-три года жизни ребенка, и служат для образования «эффективного ядра» личности, в состав которого входят базисные чувства безопасности, правила общения, способность и взаимодействие, эмпатия и ранее усвоенные запреты. Аномальные формы эмоционального взаимодействия с маленьким ребенком часто встречаются в семьях, причем они весьма широко распространены и, как правило, воспроизводятся в новом поколении. Для детей с ранним опытом жизни в семье факторами наибольшего риска развития психических отклонений являются история предше-

ствующего насилия, плохого обращения и незащищенности, отягощенное переживанием разлуки даже с такой неблагополучной семьей. С возрастом важное значение приобретает наличие длительного и частого общения с социально положительными родственниками, в частности, с отцом. Отсутствие такой возможности, особенно у мальчиков, может вызвать возникновение трудностей в поведении. Непременной составляющей депривации является безнадзорность и девиантное поведение.

Педагогический фактор. Очень важным фактором риска появления отклоняющего поведения у детей являются неправильные методы воспитания, используемые родителями. Ведущие отечественные исследователи А. И. Захаров, А. С. Спиваковская [6. С. 45-49] выделяют следующие типичные ошибки в воспитании: непонимание личностного развития детей; неприятие детей; несоответствие ожиданий родителей возможностям ребенка; негибкость в отношениях; неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей; непоследовательность в отношении с детьми; несогласованность отношений между родителями; тревожность; доминантность; гиперсоциальность; недоверие к возможностям детей; недостаточная отзывчивость, нечуткость родителей; противоречивость. С. А. Беличева предлагает различать следующие воспитательные стили, представляющие собой опасность возникновения отклонений в развитии и поведении ребенка: импульсивно-снисходительный; позиция круговой обороны; демонстративный стиль; жестокоавторитарный стиль; увещевательный стиль; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательный стиль [1. С. 122-125].

Важное значение имеет последовательность применяемых дисциплинарных воздействий. Эффективность дисциплины зависит от времени реакции; последовательности и принципиальности дисциплинарных требований; качества отношений между родителями и детьми; баланса одобрений и наказаний.

Гиперопека. Характерными чертами гиперопеки является: избыточный контакт с ребенком, слишком длинный период ухода, подавление независимого поведения, неразрешение заниматься физической работой, ограничение социальных связей, выбор круга общения, избыточный надзор. Причинами гиперопеки могут быть: 1) пережитые трудности зачатия или осложнения при

родах, хронические или опасные для жизни заболевания в младенчестве; 2) факторы, связанные с детством самой матери,— недостаток тепла и любви в семье; 3) группа факторов, связанных с семейными отношениями. Неблагополучные отношения с мужем мать может компенсировать в «избыточной» любви к ребенку; 4) гиперопека может возникать как реакция на враждебное отношение к ребенку, неприятие; 5) гиперопека как следствие психических нарушений у матери.

Особенности личности родителей. Выделяются следующие неблагоприятные черты личности родителей, являющиеся фактором риска: сензитивность, тревожность, доминантность, эгоцентричность, гиперсоциальность. Исследования показывают, что эмоциональные трудности или проблемы поведения встречаются чаще у детей, чьи родители страдают хронически депрессивными или невротическими заболеваниями, а также с патологическими чертами личности. Здесь выделяются следующие факторы: 1) генетические; 2) психические нарушения у родителей влияют на внутрисемейные отношения (раздражительность, замкнутость, бред, галлюцинации и др. нарушают уход за детьми); 3) влияние процессов подражания и идентификации; 4) психические заболевания повышают вероятность разрыва брака и семьи, что вызывает эмоциональные и поведенческие нарушения у детей. Выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного общения в значительной степени зависят от характерологических особенностей, уровня образования и культуры родителей.

Физические наказания в качестве методов воспитания, могут использоваться в семьях по следующим причинам: 1) родители сами происхождением из неблагополучной семьи; 2) физические наказания могут быть семейной традицией нескольких поколений.

В семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликт между ними приводит к формированию нарушений у детей. Риск асоциального поведения повышается, если родители разводятся или расходятся, но не в том случае, если один из родителей умирает. Разлады и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой ведут к асоциальному поведению. Характер взаимоотношений и стиль родительского поведения более

важен для развития ребенка, чем факт наличия одного или обоих родителей.

Физическое насилие определяется как нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или какими-либо другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни.

Жестокое обращение с детьми является одним из наиболее значительных факторов семейного неблагополучия. Как правило, физическое насилие всегда сопровождается психическим насилием (постоянные или периодические словесные оскорбления, угрозы, унижения, а также пренебрежением интересами и нуждами ребенка). У большинства детей, живущих в неблагополучных семьях, имеются признаки физического и нервно-психического насилия. Среди причин насилия можно выделить следующие: асоциальная направленность личности родителей, алкоголизм, психические заболевания, низкий уровень культуры и др.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, головные боли, потери сознания, сотрясения мозга, а также различные психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на наиболее патогенную форму насилия — сексуальное. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а также социальные последствия в виде девиантного поведения.

Алкоголизм по своим последствиям является одной из наиболее полифакторных составляющих семейного неблагополучия. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме в результате приводит к невротизаци-ии и психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей. Алкоголизм является основным патогенным фактором таких хронических заболеваний, как олигофрения, психопатия, различных отставаний в эмоциональном и физическом развитии и др. Кроме того, алкоголь разрушает личность родителей, делая невозможным всякое педагогическое воздействие на детей. Семейные отношения характеризуются постоянными конфликта-

ми, маргинализацией культурного уровня и ценностных ориентации родителей.

У детей склонность к пьянству (и вытекающему из него алкоголизму) связываются с двумя основными причинами: 1) подражание взрослым; 2) с усилением и извращением влечений. В последнем случае дети лечатся по поводу основной патологии, из которой вытекает чрезмерная тяга к алкоголю. Однако чаще всего причиной пьянства детей и подростков является подражание взрослым (в первую очередь родителям).

Важнейшей и насущной задачей психологической науки является вооружение практических работников научно обоснованными, диагностически значимыми признаками, позволяющими выполнять функции как ориентирования, так и прогнозирования в педагогическом наблюдении, осуществляемом в ходе воспитательнопрофилактической работы.

Необходимым элементом осуществления профилактической практики и диагностики социальной дезадаптации является учет так называемых индивидных характеристик или конституциональных особенностей личности ребенка, подростка.

Отдельное место среди личностных особенностей занимает акцентуация характера, являющаяся пограничным явлением между патологией и нормой. Е. А. Личко [3. С. 245-256] выделял 11 типов возможной акцентуации характера, среди которых преобладают неустойчивый, или гипертимный, как ведущие к правонарушениям. Факторами риска приобретения неврозов и отклонения в поведении могут быть следующие особенности характера ребенка: эмоциональность, впечатлительность, внутренняя неустойчивость, импрессивность, беззащитность, выраженность чувства «Я». Определенные трудности в социальной адаптации могут вызывать некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте. С. А. Беличева выделяет следующие: ускоренное и неравномерное развитие организма подростка, изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, расширение социальных контактов, стремление к независимости, повышенная конфликтность. К неблагоприятным индивидным характеристикам относятся также различные физические недостатки (дефекты речи, внешности и др.) и извращенные биологические потребности (алкоголизм, наркомания, половые аномалии).

Важнейшими индивидными характеристиками, вызывающими социальную дезадаптацию, являются различные психоаномалии патологического характера, в происхождении которых могут играть роль как генетические факторы, так и неблагоприятные средовые и ситуационные влияния семейного неблагополучия. Среди них можно выделить: психический дизонтоге-нез, патологическое развитие личности, психический инфантилизм, олигофрения, эпилепсия, индуцированное помешательство. А. И. Захаров приводит следующие нервно-психические нарушения у детей, способствующие социальной дезадаптации: минимальная мозговая недостаточность (дисфункция), невропатия, неврозы и невротические реакции, органические нарушения нервной системы.

Социальная дезадаптация является основой любой формы девиации, тем не менее каждый тип отклоняющегося поведения имеет собственный симптомокомплекс и обладает определенными, свойственными только ему диагностически значимыми характеристиками, что и обусловливает необходимость подробного рассмотрения каждого из них в отдельности.

Агрессивное поведение. Важной характеристикой агрессивных детей является их преимущественная экстернальность. Исследования А. А. Реана [5. С. 8-12] показало, что большинство делинквентов по шкале общей интерналь-ности относятся к экстерналам (84 %), так же как и по шкале в области достижений (52 %) и в области неудач (72 %). Несовершеннолетним преступникам присущи следующие экстернальные установки: отрицание ответственности, вреда, наличие жертвы, осуждение осуждающих, обращение к более важным обстоятельствам.

А. А. Реан объясняет факт преимущественной экстернальности локуса контроля у подростков-делинквентов действием защитного механизма, позволяющего сохранить самоуважение. Данное мнение согласуется с теорией Г. Кеплана, который также высказал предположение о связи девиантного поведения с пониженным самоуважением. Н. Д. Левитов, Н. В. Тарабрина определяли агрессию как одну из психических состояний при фрустрации, имеющую стеническую форму [2].

Большинство делинквентов испытывают в детском и подростковом возрасте эмоциональную депривацию и влияние неблагоприятного психологического климата в семье. В шко-

ле, вследствие трудностей в обучении, возрастает потребность в уважении. Система образования, педагоги, успевающие ученики постоянно изолируют неуспевающих. В этих условиях возможность адаптации к преступности очевидна. Одной из особенностей подростков-делинквентов является наличие у них чувственно дефицитного поведения, которое проявляется в ослаблении эмоциональной привязанности и стремлении избежать близких личных отношений с окружающими. Вследствие этого затрудняются эмпатические отношения с окружающими людьми, что определяет неспособность к состраданию и сочувствию. Отношения с другими людьми строятся на представлении о них как недоброжелательных, агрессивных и склонных к совершению преступлений.

Не являясь прирожденной биологической реакцией (за исключением патологии), агрессивное поведение зависит от природных особенностей темперамента, возбудимости и силы эмоций. Внутреннее напряжение в состоянии фрустрации может находить выход в активных агрессивных действиях. Участие в драках является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в неформальных группах.

Наркотизм. У большинства взрослых наркоманов наркотический старт относится к несовершеннолетнему возрасту, значительная часть наркотизирующихся — это подростки и молодежь. Потребление наркотиков является частью субкультуры. Исследования показывают, что подростки принимают наркотики «потому, что принимают все».

Психологическая готовность к потреблению психотропных средств состоит в неспособности адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляции своего поведения. Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростков. Являясь личностным образованием, психологическая готовность к употреблению наркотиков проявляется не всегда, находясь в латентном состоянии. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.

В ситуации семейного неблагополучия и, как следствие, нарушении процесса социализации оказывается фрустрированным целый ряд соци-

альных потребностей подростков: в положительной оценке значимых взрослых (родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в школьном коллективе). В результате единственной целью подростка становится избавление от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями. По мере нарастания отрицательной формации психологическая защита, временно позволявшая подростку иллюзорно положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной, что толкает к поиску других способов. К внешним способам защиты от психотравмирующих ситуаций относится употребление психотропных средств. Привлекательность их потребления могут объяснить признаки, характеризующие стадию привыкания: эмоциональная активность, высокий жизненный тонус, работоспособность, ясность осмысления, оптимизм и др. Актуализацию психологической готовности к употреблению наркотиков обусловливают следующие причины: 1) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности, удовлетворения актуальных жизненных потребностей; 2) несформированность или неэффективность способов психологической защиты; 3) наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.

Подростковый алкоголизм. Самым надежным буфером, сдерживающим социальный прессинг, приводящий к частому употреблению спиртного, является сочетание высокой личной компетентности и развитых социальных умений — ключевых элементов «Я-концепции». Личная компетентность подростков — это результат всей его предшествующей жизни. С самого раннего детства ребенок старается добиваться исполнения своих желаний и ищет для этого подходящие способы. Он накапливает опыт своих успешных и неуспешных попыток, поскольку у него формируется представление о том, что получается, а что нет. Радости от собственной умелости и одаренности, получаемые ребенком от родителей, укрепляют его самооценку, формируют положительный образ «Я» и уверенность в своих силах. Если предшествующий путь не создал в нем надежной внутренней опоры и не задал ощущения самоценности, он уходит из семьи, зоны своих неудач, и ищет популярности в другом месте.

Почти во всех случаях подростково-юношеского алкоголизма мы встречаемся с неблагоприятной средой: неполная семья, пьющие родители, безнадзорность и т. п.— плюс трудности, связанные с учебным процессом и адаптацией в школьном коллективе, делают невозможным удовлетворение ряда социальных потребностей личности подростка. В среде подростков он находит референтную группу себе подобных, и это группа становится полем для самоутверждения. Употребление алкоголя и наркотиков является частью культуры таких групп. Компания дает ребенку чувство признания, сплоченности, членства, братства единой «семьи», которых ему так недоставало в собственной семье и школе. В ходе опроса подростков, употребляющих алкоголь, 13 % сказали, что они хотели бы иметь другую компанию, но выбора нет, а есть стремление избежать одиночества; 55 % опрошенных заявили, что молодые люди испытывают сейчас враждебность со стороны взрослых. Им свойственны также экс-тернальные установки локуса контроля («другие пьют больше» — 49 %, «меньше» — 3,9 %, «столько же» — 42,9 %).

В такой ситуации происходит быстрое и устойчивое формирование алкогольной личности подростка, которое обусловливается характерными для подросткового возраста: 1) возбудимостью и зараженностью общегрупповым настроением; 2) особенностями клиники алкоголизации подростков — скорое возникновение признаков алкоголизма (в течение 5-6 месяцев), лавинообразным нарастанием симптомов, подражанием алкогольному поведению с различными асоциальными тенденциями.

Самоубийства. 8-10 % попыток самоубийства подростками заканчиваются смертью; 23 % совершаются вследствие конфликтов в неблагополучной семье, чаще всего в возрасте 16-18 лет, половина из неполных семей; 43 % не получили нормального семейного воспитания, у 33 % — трудности в поведении и ненормальные свойства характера, у 42 % — психические нарушения в виде неврозов.

Известным фактом является то, что число самоубийств увеличивается во время социальных кризисов, нарастания общественной апатии, разочарования, бесперспективности. Л. Д. Левитов и Н. В. Тарабрина определял депрессию как психическое состояние при фрустрации, имеющее астеническую форму, для которой характерно

чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, отчаяния [2].

Установлена значимая корреляция между конфликтными отношениями с родителями на третьем году жизни и последующими нарушениями в адаптации. Концепция «достаточно хорошей матери» исходит из того, что эмоциональная личная поддержка и личная адаптация к нуждам ребенка создает наиболее благоприятный фон для формирования адаптивных механизмов психологической защиты; высокий уровень ранимости к стрессу в самой младшей возрастной группе связан с несформированно-стью механизмов копинга. Ранимость к стрессу повышает также отягощенность психотравмами. Характерологическими особенностями, способствующими посттравматическому стрессовому расстройству, являются эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность и незрелость личности.

Отклоняющееся половое поведение. Российские приверженцы учения З. Фрейда (Д. Смирнов, К. Веселовская, С. Лебедев и др.) объясняли отклоняющееся сексуальное поведение детей и взрослых в первую очередь врожденной инфантильной сексуальностью, причинами аффективного порядка, сильными сексуальными переживаниями в детстве, вытесненными затем в подсознательную сферу. Они не акцентировали приоритет сексуальных инстинктов и половых чувств перед всеми другими, указывая на неблагоприятные условия межличностных отношений. Представители антропологического направления (В. Бехтерев, А. Бернштейн, И. Мечников и др.) главной причиной отклоняющегося поведения считали неблагоприятные условия жизни, социальные, психологические, химические зависимости, а также педагогическую запущенность. Вместе с тем они не упускали из виду значимость биологической наклонности в возникновении и развитии половых девиаций. И. Мечников подчеркивал, что одна из природных «дисгармоний» человеческого организма заключена в области полового инстинкта. Половое влечение развивается слишком рано, когда еще невозмож-

но удовлетворить его естественным и законным путем (несоответствие между периодом полового созревания и брачным возрастом).

В. Бехтерев подчеркивал, что способ полового удовлетворения является приобретенным в результате воспитания и жизненной обстановки. Следовательно, различные нарушения психосексуального развития обусловливаются в первую очередь ближайшими воспитательными факторами среды, патогенная наследственность является лишь отягощающим обстоятельством.

Материалы статистики, специальные исследования позволяют сделать вывод, что условиями для вступления на путь деморализации подростков является их социальная обездоленность, алкоголизация, развращающее влияние семьи, ближайшего окружения, сексуальные домогательства, в том числе и родственников, прямая сексуальная агрессия в форме изнасилования. Среди девочек многие страдают нервнопсихическими расстройствами. Их возникновение объясняется влиянием неблагоприятных социальных факторов, общей незрелостью психической структуры подростка, неравномерностью развития организма, что вызывает патологию влечений, повышенную сексуальность, а также последствия наследственно-пораженной психической организации, которая выступает в качестве внутренней предпосылки.

Список литературы

1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 2003.

2. Клиническая психология / сост. и общ. ред. Н. В. Тарабриной. СПб. : Питер, 2009.

3. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия. М. : Медицина, 2003.

4. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2001.

5. Реан, А. А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы // Мир детства. 2002. № 2.

6. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов. М. : Просвещение, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.