© Е.А. Селиванова, 2016
О
Мптор-Сйтй
И Л У К А РАЗВИТИЯ
№3/2016
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА СЕЛИВАНОВА
кандидат психологических наук, практикующий психолог, доцент кафедры педагогики и психологии ЧИППКРО, г. Челябинск, Россия
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье описывается ситуация состояния здоровья детей в современной России, анализируются причины ухудшения здоровья населения. Рассматриваются особенности психосоматических заболеваний, их виды и условия возникновения. Определяются причины психосоматических заболеваний у детей. Выделяется роль семьи в возникновении детских заболеваний. Описываются типы семей, приводящих к нарушениям в соматическом состоянии. Приводятся примеры из психологической практики автора статьи, демонстрирующие условия появления отклонений в психофизическом состоянии детей.
Ключевые слова: психосоматика, детская заболеваемость, психологическое консультирование, семья.
Почему с развитием медицины не уменьшается число заболеваний?
Почему все больше детей рождается с теми или иными отклонениями или приобретают их в течение жизни?
Что влияет на состояние здоровья: экология, питание, наследственность?
Несомненно, да, но в связи с чем тогда одни дети в таких условиях заболевают, а другие нет?
Эти вопросы волнуют большинство людей, особенно родителей, у которых есть дети. Согласно данным «Научного центра здоровья детей» около 35% детей в России рождаются с различными осложнениями или заболевают в первый год жизни. Из-за травм и заболеваний многие получают инвалидность еще в детском возрасте. На 2014 год количество детей-инвалидов в России составило 541 тыс. человек, более половины из них — это подростки от 10 до 17 лет [6]. По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние годы увеличилась на 50% [3]. Не считаем нужным приводить дальнейшие пугающие цифры, которые являются доказательством актуальности рассматриваемой темы.
Перейдем к размышлениям о возможностях предотвращения развития заболеваемости или ее снижения. Читатель может заявить, что «здесь мы бессильны» и во всем виноваты общество, внутренняя политика, экологическая и экономическая обстановка, современные продукты питания и др. Но если подойти к этому вопросу с другой стороны, то можно увидеть значительную роль и социального, семейного, личностного фактора в соматическом состоянии каждого человека. Таким образом, мы должны рассмотреть вопрос психосоматических расстройств у современных детей и взрослых.
В последнее время все больше статей и исследований посвящено теме психосоматических заболеваний. Отметим, что психосоматика — это направление в медицине и психологии, которое исследует влияние психологических факторов на возникновение заболеваний [4]. Основным постулатом этой науки является утверждение, что в основе психосоматического заболевания ле-
(*<Ы МЁТЁОР-СИТЙ №3/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
жит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Как утверждает И.Г. Малкина-Пых, специалист в области психосоматики, «по данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты врачей, относятся к группе психосоматических больных». Данные П.И. Сидорова и И.А. Новиковой утверждают о еще большей их распространенности. Они говорят о 50-70% психосоматических заболеваний среди населения трудоспособного возраста, отмечая заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, хронических неспецифических болезней, эндокринные расстройства и др. [5].
Как правило, целесообразно говорить о комплексе факторов, приводящих к психосоматическому заболеванию: наследственная отягощенность или предрасположенность, нарушения деятельности ЦНС, личностные особенности, психическое и физическое состояние во время действия психотравмирующих событий и сами особенности психотравмирующих событий.
Важнейшим фактором формирования психосоматических расстройств является семья, чаще всего, дисфункциональная. Ни для кого не секрет, что основная часть социализации человека происходит
Источник:
https://pixabay.com/stati c/uploads/photo/2015/12 /04/20/40/suitcase-1077334_960_720.jpg
• жм&яй'
в семье, а нарушения семейных взаимоотношений будут способствовать появлению той или иной патологии. В раннем возрасте мать определяет отношение ребенка к миру и к себе, она формирует у ребенка язык тела. Если обратиться к характеристикам психосоматической матери, то можно обнаружить следующие ее описания: сверхвключенность, авторитарность, доминирование, высокая тревожность, враждебность, навязчивость или требовательность, внутренняя конфликтность.
В литературе выделяют следующие проявления психосоматогенных семей:
1) сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, это вредит его самостоятельности и не развивает защитные механизмы;
2) сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого;
3) слабая способность менять правила взаимодействия в ситуации изменяющихся обстоятельств, ригидность взаимоотношений;
4) склонность избегать выражения своего мнения, открытого обсуждения конфликтов;
5) заболевание ребенка часто играют роль стабилизатора в супружеском конфликте [5].
Иными словами, можно говорить, что важным условием здоровья является психически благополучная семья. Поэтому если родители будут психологически компетентны, будут понимать и ценить своего ребенка, давать ему «нужную порцию» положительных эмоций, а самое главное будут любить и заботиться друг о друге, тогда можно сказать, что ребенок будет более стрессоустойчив и соответственно здоров.
Часто на своих психологических консультациях я обнаруживаю семейный фактор ведущим в картине психического и соматического состояния ребенка. Как правило, ребенка приводят на консультацию к психологу с каким-либо поведенческим отклонением, трудностями коммуникации, эмоциональными или интеллектуальными
(*<Ы МЁТЁОР-СЙТЙ №3/2016
НАУКА РАЗБИТИЯ
особенностями. Часто такие состояния дополняются каким-либо хроническим заболеванием или ослабленным иммунитетом. И во всех трудностях ребенка родители винят либо его самого, либо кого-либо другого. Но если вникнуть в суть ситуации, то можно найти комплекс причин, среди которых достаточно часто есть родительский фактор. Однако не каждый родитель готов принять ответственность за состояние своего ребенка и более того готовность меняться свою систему взаимоотношений как непосредственно с ребенком, так и в семье в целом. Если же ребенок заболевает, то его ведут к врачу и редко задумываются о психологических причинах болезни. Здесь не имеется ввиду критика официальной медицины, но, если медикаментозное лечение подкрепить психотерапевтическим, эффект будет гораздо внушительней. Да и количество последующих заболеваний можно снизить.
Автор книги «Детская психосоматика» Н.Ю. Дмитриева [2] отмечает, что многие детские психосоматических проявления возникают под воздействием психических факторов (неправильного воспитания в семье, стрессов, учебных перегрузок и др.). Далее они проявляются в виде гастрита, невроза, бронхиальной астмы, нейроцир-куляторной дистонии и других болезней. Причем, самым ценным утверждением является то, что вылечить эти заболевания можно с помощью психологической коррекции поведения родителей и ребенка.
Однако часто детское заболевание выгодно семье, оно может укрепить взаимоотношения между супругами (общая беда объединяет), данной семье оказывается поддержка близких, снижаются требования и завышенные запросы социума. Это так называемый феномен «вторичной выгоды» болезни. Поэтому часто в психокоррекции нужно найти «выгоду» детской болезни для всей семьи и рассмотреть, как можно получать желаемое без ее «помощи».
(ТЫ МЁТЁОР:СЙТЙ №3/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
Источник:
https://pixabay.com/s tatic/uploads/photo/2 013/11/24/11/26/^'^-217191_960_720.jpg
Приведу ряд примеров из собственной практики. Мама привела 10-летнего сына на психологическую консультацию с запросом на коррекцию его агрессивности. В ходе консультации выяснилось, что как таковой агрессивности нет, но у мальчика сахарный диабет (он инсули-нозависимый). Ребенку год назад поставили этот диагноз. Сначала мама жаловалась на то, как ей трудно с двумя детьми, один из которых с инвалидностью и пр. Однако позже она сказала, что эта болезнь даже спасает ее: она способствовала снижению претензий и требований в ее адрес со стороны родителей, дала возможность получать от них финансовую поддержку, муж стал более внимателен и заботлив и пр. Но какой ценой она получила это свое положение! В этой связи важно найти сигнал, который дает детское заболевание. Найти смысл в заболевании и скорректировать семейную систему.
Другой случай. Мама привела мальчика 2,6 лет с жалобами на «психологический запор». У ребенка страх дефекации и поэтому он по неделям терпит, что приводит к серьезным запорам. Во время
рассказа о своих взаимоотношениях с мужем, жалуясь на конфликтность в них, женщина несколько раз произнесла: «Я держу в себе», говоря о своих эмоциях гнева, раздражения. Проработав подавленные эмоции не только с ребенком, но с его мамой получили через некоторое время нужный результат. Если мать подавляет эмоции, ребенок их тоже сдерживает, а заблокированная эмоция часто переходит в заболевание. Трудности в семейных отношениях между супругами отражаются на физическом состоянии ребенка или на его поведении.
Болезнь — с одной стороны способ адаптации к среде, с другой — негативный фактор. Подавленный гнев, страх, тревога, чувство вины приводят к блокам в теле, которые со временем переходят в заболевание того или иного органа или части тела. Социум запрещает открыто выражать так называемые негативные эмоции. И со временем данные эмоциональные состояния отражаются на соматическом самочувствии. В этой связи важно понимать родителям, что запрет на чувства или частые деструктивные
конфликты в семье могут негативно сказаться на психосоматическом состоянии их детей. Даже если в семье благополучная атмосфера, стресс или психотравма могут привести к психосоматическим заболеваниям, поэтому наряду с
(*<Ы Метеор-Сити ы°з /2 о 16
НАУКА РАЗБИТИЯ
медикаментозным лечением психотерапевтическая помощь будет способствовать достижению более эффективного результата, как в психическом, так и в соматическом состоянии ребенка.
Библиографический список
1. Близнюк А.И. Психосоматическая патология, классические теории и современные концепции, 2014. Вып. N 10 (241).
2. Дмитриева Н.Ю. Детская психосоматика. Почему болеют наши дети?
3. Здоровье детей в России как фактор национальной безопасности // Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.nczd.ru/node/325 (дата обращения: 22.06.2016).
4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2008. 563 с.
5. Сидоров П.И., Новикова И.А. Психосоматические заболевания: концепции, распространенность, качество жизни, медико-социальная помощь больным [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2010. N 1. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 22.06.2016).
6. Состояние здоровья детей в России: неутешительная статистика // REGNUM информационное агентство [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2039510.html (дата обращения: 22.06.2016).
Family as the factor of psychosomatic disorder of children
Summary. In the article the situation of health state of children in modern Russia is described, the reasons of deterioration of health of population are analyzed. The peculiarities of psychosomatic diseases, their aspects and conditions of rise are considered. The reasons of psychosomatic diseases of children are determined. The role of family in rise of children diseases is emphasized. The types of families leading to disorders in somatic state are described. The examples from psychological practice of the author of this article are given; these examples demonstrate the conditions of emergence of deviations in psychophysical state of children.
Key words: psychosomatics, children sick rate, psychological consulting, family.