Копышева Елена Николаевна, Пчелинцева Евгения Владимировна МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ...
УДК 159.9
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ
© 2016
Копышева Елена Николаевна, кандидат медицинских наук, начальник учебно-методического отдела Пчелинцева Евгения Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики», докторант Мурманского государственного университета Ивановская государственная медицинская академия, Иваново (Россия)
Аннотация. В современных социально- экономических условиях, одной из актуальных проблем общества следует считать распространенность психосоматических заболеваний среди детей. Психосоматические расстройства - наиболее распространённая форма соматической патологии в педиатрической практике, которая составляет, по данным различных исследователей, 40-68% от числа обратившихся (Д.Н.Исаев, 2004, Ю.С.Шевченко,2006). Согласно данным научно- исследовательских работ, одной из причин, способствующих высокой заболеваемости среди детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста, является «дисбаланс в семейной системе, межличностных взаимоотношений в диаде «мать - ребенок», в триаде» мать - ребенок - отец». Согласно современным представлениям, медицинская реабилитация рассматривается как комплекс взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на разработку и апробацию комплексной реабилитационной программы работы с детьми для снятия психосоматических симптомокомплексов на ранних этапах онтогенеза личности. Актуальность исследования по разработке комплексной программы - модели медико - психологического сопровождения детей с психосоматическими заболеваниями и их родителей заключается в том, что дети с такими симптомами обладают тенденцией к формированию особенностей личности, которые позволили обозначить этот тип как психосоматический профиль личности. В фокусе данного исследования — ребенок психосоматического профиля личности, являющийся субъектом медико- психологического сопровождения, организуемого и управляемого психологом в особых условиях и со специфическими целями — укрепления детско - родительских отношений, коммуникаций в семье, улучшения показателей здоровья и реабилитации детей для дальнейшего осуществления образовательного процесса. Содержательный аспект комплексной программы - модели медико - психологического сопровождения детей с психосоматическими заболеваниями и их родителей включает методы и приемы системной семейной психотерапии. Реализация данного вида психотерапии предполагала использование проблемно- поисковых ситуаций, сценарии которых включали сказочные образы, сказочные сюжеты ориентированные на проживание травмирующих событий, приобретение индивидуального опыта в преодолении страхов, тревоги, разочарования, ревности, подавленного эмоционального состояния, сопровождающих психосоматическими заболеваниями. Основные положения статьи могут быть использованы в научной и педиатрической деятельности при рассмотрении вопросов о медико- психологическом реабилитации детей психосоматического профиля.
Ключевые слова: системно - следственный подход; психосоматические заболевания; психотерапевтические методы, комплексная программа - модели медико - психологического сопровождения детей с психосоматическими заболеваниями и их родителей.
MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN PSYCHOSOMATISCHE PROFILE IN THE SYSTEM OF REHABILITATION
© 2016
Kopysheva Elena Nikolaevna, candidate of medical sciences, head of teaching and methodical department
Pchelintseva Eugenia Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department "Psychology and pedagogics", doctoral student of the Murmansk State University Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo (Russia)
Abstract. In the current socio-economic conditions, one of the pressing problems of society should be considered as the prevalence of psychosomatic disorders among children. Psychosomatic disorders - the most common form of somatic diseases in pediatric practice, which is, according to various researchers, 40-68% of the number of applicants (D.N.Isaev 2004, Yu.S.Shevchenko, 2006). According to scientific research, one of the reasons that contribute to the high incidence among children both preschool and primary school age, is "the imbalance in the family system, interpersonal relations in a dyad" mother - child "in the triad of' mother - child - father ". According to modern concepts, medical rehabilitation is seen as a set of interrelated medical, psychological and social measures aimed at the development and testing of a comprehensive rehabilitation program working with children to relieve psychosomatic symptom in the early stages of ontogeny of personality. Relevance of the research to develop a comprehensive program - a model of medico - psychological support for children with psychosomatic disorders and their parents is that children with these symptoms have a tendency to the formation of personality traits that allow this type of mark as a psychosomatic personality profile. The focus of this study - the child psychosomatic personality profile, which is the subject of health psychological support, organized and managed as a psychologist in special circumstances and with specific objectives - strengthening the child - parent relationship, communication in the family, improve health outcomes and rehabilitation for the further implementation of the educational process . The substantial aspect of the integrated program - a model of medico - psychological support for children with psychosomatic disorders and their parents include the methods and techniques of systemic family therapy. The implementation of this type of therapy involves the use of problem-search situations where scripts included fabulous images, fairy tales focused on living the traumatic event, the acquisition of individual experience in overcoming fears, anxiety, frustration, jealousy, depressed emotional state accompanying psychosomatic diseases. Main article can be used in scientific and pediatric activities when considering the psychological rehabilitation of psychosomatic health profile of children.
Keywords: system is investigation approach; psychosomatic diseases; psychotherapy methods, the complex program is models of mediko - psychological accompaniment of children with psychosomatic diseases and their parents.
Медико - психологическое сопровождение детей с психосоматическими заболеваниями - «это особый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, направленных на обеспечение благоприятных условий
для преодоления последствий травмирующих ситуаций, являющихся пусковым механизмом возникновения психосоматических симптомов заболевания у детей, а также оказания помощи и поддержки родителям в поиске эф-
Копышева Елена Николаевна, Пчелинцева Евгения Владимировна психологические
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ... науки
фективных методов и приемов взаимодействия с больным ребенком» [1, с.39].
В Детском центре общественного благотворительного фонда «МАМА» Ивановской области, где проводилось настоящее исследования (2013-2014 г.г.) свыше 20 - 60% от общего количества обращающихся детей раннего, дошкольного возраста страдали психосоматическими расстройствами, имели психосоматические реакции. Говоря о «психосоматическом расстройстве», мы подразумеваем функциональное расстройство, например, дискинезию желчевыводящих путей, дискине-зию кишечника и так далее [1, с.93]. Когда мы говорим «психосоматическое заболевание», мы имеем в виду заболевание, в котором уже присутствует органическая основа, например, язвенную болезнь, бронхиальную астму[1, с. 95]. Это уже более тяжелый процесс, где, помимо функциональных расстройств, имеются органические изменения.
Психосоматические расстройства - наиболее распространённая форма соматической патологии, которая составляет, по данным различных исследователей, 40-68% от числа обратившихся (Д.Н.Исаев, 2004, Ю.С.Шевченко, 2006) Одной из причин, способствующих высокой заболеваемости, является «дисбаланс в семейной системе, межличностных взаимоотношений в диаде «мать - ребенок», в триаде» мать - ребенок- отец» [3,с.180; 6,с.182]. Своевременная диагностика детско-родительских отношений проводимая в лечебно- профилактических учреждениях, помогает своевременно оказать коррекционную работу по восстановлению благоприятных межличностных отношений в семье, что в свою очередь благоприятно влияет на выздоровление [2,с.36; 7,с. 132].
Цель настоящего исследования: разработка комплексной программы - модели медико - психологического сопровождения детей с психосоматическими заболеваниями, родителей сопровождающих ребенка, в системе реабилитации, включающей методы сказ-котерапии, разработанные с учетом индивидуальных особенностей пациента, специфики протекания психосоматического заболевания и его характерологических особенностей.
Теоретико-методологическими основами, ставшими основополагающими в разработке комплексной программы - модели медико- психологического сопровождения детей с психосоматическими заболеваниями, родителей сопровождающих ребенка, в системе реабилитации, стали следующие положения:
- идеи интегративно-деятельностного подхода в психотерапии (Н.Н.Авдеева, Н.Н.Буторина, Б.Д.Карвасарский, и др.);
- идеи коммуникативно-диалогического подхода, предполагающего сотрудничество, налаживание четких взаимосвязей и равноправных отношений между субъектами реабилитационного процесса (В.В.Давыдов, Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский и др.);
- теория деятельностного опосредования развития психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.);
- исследования, основанные на теории эмоций, психологическом анализе эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития в детском возрасте (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, К. Изард, В.В. Лебединский и др.);
- идеи рефлексивно-творческого подхода (Матюшкин, А.Оржековский, Я.А.Пономарёв, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов), отстаивающего приоритетность комплексного воздействия на ребенка с психосоматическими заболеваниями различных видов искусств, в основе которого лежит творческая результативность, связанная с развитием рефлексивных способностей проиграть, пережить, осознать конфликтную ситуацию путем решения проблемно - поисковых ситуаций;
- личностно - ориентированный подход, учитыва-
ющий интересы каждой личности и направленный на создание единого психотерапевтического - развивающего пространства (А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, В.Я.Ляудис, А.Б. Орлов, R.Bems);
Следуя, принципам семейного, системного подхода мы исходили из следующих позиций:
- при возникновении психосоматического заболевания у ребенка, значительно возрастает роль системной семейной психотерапии, основанной на симптомо- следственном подходе основанном на том. что симптомами-следствиями возникновения психосоматических заболеваний выступают: коммуникации в семейной системе, сложные отношения в диаде «мать- ребенок», в триаде «мать-ребенок-отец» и индивидуальная история самого ребенка, то есть, для достижения устойчивых результатов врачам- педиатрам, психотерапевту нужно работать не только с ребенком, но и с его семьей [4, с.58];
- лечебная сказка не только несет «послание для ребенка, для членов его семьи, как надо поступать, что надо изменить в коммуникациях, метакоммуникациях, чтобы не допустить развитие патохарактерологических реакций, психотического поведения [5, с.102];
- использование психотерапевтических методов: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, в работе с детьми, и их родителями раскрывает через художественные образы, сценарий авторской сказки неосознаваемые причины психосоматических заболевании, такие как: страх наказания, реакция ребенка на развод, утрату лично-значимого субъекта для ребенка и т.д. [5, с. 92].
- своевременная психодиагностика детско-родитель-ских отношений (наблюдение, беседа, детский вариант опросника Шмишека-Леонгарда, проективные методики - цветовой тест Люшера и «Детский рисунок свободных ассоциаций»), психотерапия детей с психосоматическими заболеваниями, групповые занятия, консультирование родителей, способствовали эффективной реабилитации ребенка, коррекции психосоматических синдромов с учетом индивидуальных особенностей пациента, ориентируясь при этом на специфику протекания психосоматического заболевания и его характерологических особенностей [12,с. 32].
Приоритетными идеями комплексной программы -модели стали исследования, раскрывающие особенности использования сказкотерапии как доминирующей характеристики в преодолении психосоматических заболеваний, индивидуального проявления: самостоятельности, инициативности, волевых усилий, готовности отступить от заданного образца «разрушить» инструкцию и принять нестандартное решение (Л.И.Божович, 1994, А.Н.Зимина, 1995), а также как источника гармонизации личности ребенка (Д.А.Богоявленской, 1992, Е.Н.Николаевой, 2001, А.М.Михайлова, 1998, Т.Д. Зинкевич, 2004).
В рамках системного семейного подхода мы использовали проблемно- поисковые ситуации, сценарии которых включали сказочные образы, сказочные сюжеты ориентированные на проживание травмирующих событий, приобретение индивидуального опыта в преодолении страхов, тревоги, разочарования, ревности, подавленного эмоционального состояния, сопровождающие психосоматическими заболеваниями. На проблемно-творческой основе, было спроектировано целостное образовательное содержание, включающее работу с детьми по преодолению страхов, конфликтности в межличностных отношениях. Проблемно- поисковые ситуации в процессе реализации ведущих направлений комплексно реабилитационной программы, преследовали цель развитие самостоятельности, рефлексии на незаконченный рисунок, сюжет игровой терапевтической ситуации, незавершенной сказки, рассказа, без подсказанного решения, выхода из проблемной ситуации.
Самостоятельное нахождение ответа рассматривался как творческий акт- поступок, в результате которого возникает новый сюжет сказки, необычный рисунок.
Копышева Елена Николаевна, Пчелинцева Евгения Владимировна МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ...
Содержательный аспект творческих заданий является решением конфликтной ситуации, преодолением страха. Например, в проблемно - поисковой ситуации «Как помирить мишутку и хомячка», ребенок может по-разному трансформировать игровой сюжет: позвать на помощь старшего друга «Топтыгина», помирить зверей, подарить им подарки и т.д. Более сложными являются проблемно - поисковые ситуации, основанные на «технике активного воображения» (Р.М. Чумичева) [13,с.53]. С точки зрения представителей данного гуманистического направления, коррекционные возможности проблемно - поисковых ситуаций связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Так, педагог побуждает детей к самостоятельной импровизации, сочинению, развертыванию сюжета проблемной ситуации [8, с. 102];
При этом взрослый использует следующие методы:
- дорисовывание цветовых пятен и их озвучивание (детям предлагается воспользоваться изображенным цветовым пятном на листке бумаги и завершить его до воображаемого образа, затем рассказать, что изображено);
- изображение своего настроения после прослушивания сказки, используя прием по изобразительной технике «монотипия». На данном этапе, реализуя метод творческих заданий, педагог организует игровое пространство, вовлекая ребенка в различные продуктивные виды деятельности (рисование, игру- драматизацию, лепку, апплицирование из готовых изображений). При этом в индивидуальной, групповой форме работы с детьми педагог использует различные художественные средства выразительности, которые являются безопасными способами разрядки эмоционального напряжения.
Эффективным средством снятия мышечного эмоциональное напряжения, развития воображения и фантазии малыша являются такие релаксационные упражнения, как «Тихое озеро», «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес», «Плывем на облаках» и др.
Основные модули комплексной программы: организационно - диагностический, содержательно - преобразующий, результативно - оценочный. Рассмотрим в рамках данного формата статьи программное содержание, которое соответствует вышеуказанным модулям.
Организационно - диагностический модуль. Ведущее направление - помощь и поддержка детей психосоматического профиля: диагностическое обследование семейной ситуации, гомеостаза, патологических характеристик личности членов семьи, использование специфических методов, приемов и форм для развития положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия со взрослым; создание культурной медико - психотерапевтической среды для организации совместной деятельности ребенка с матерью, психотерапевтом, игровых действий, организация и использование проблемно - поисковых ситуаций для актуализации и реализации ребенком своих переживаний; мониторинг совместно со взрослым травмирующей ситуации опосредованной, с использованием игрушек, осуществление мониторинга преодоления последствий травмирующих ситуаций, страхов.
Содержательно - преобразующий модуль. Ведущее направление, это развития психотерапевтической компетентности родителей в организации условий преодоления последствий травмирующих ситуаций, достижение эффективности результатов лечения психосоматических заболеваний, расстройств: использование активных форм коммуникативной психологии общения педиатров с родителями, детьми, использования методов и приемов психотерапевтического взаимодействия, адекватных возрастным индивидуальным особенностям детей. Проблемно - поисковые ситуации и средства их воплощения в работу с детьми, психосоматического
профиля, определяли на данном этапе изменения отношений к методическим приемам оказания помощи [9, с. 112-113].
Из источника получения знаний непосредственно от психолога, методические приемы оказания помощи становились средством организации познавательной творческой деятельности, обобщением и уточнением, имеющихся у детей представлений в сфере межличностного общения. При этом проблемно - поисковые ситуации позволили ввести в процесс преодоления психосоматических синдромов заболевания специальные групповые и индивидуальные занятия по развитию творчества, состоящие из трех - четырех элементов творческой деятельности (например, выбор понравившейся ребенку игрушки, сочинение сказки вместе с психологом, главным героем которой выступает выбранная игрушка, совместно с психологом организованная сюжетная игра с незнакомыми игрушками), которые требовали от ребенка самостоятельной ответной реакции на ситуацию, без подсказанного ему ответа, отступления от образца на основе знакомого зрительно - слухового образа, самостоятельного нахождения характерных особенностей действий персонажа[10, с. 112];
Результативно - оценочный модуль. Ведущее направление - оказание консультативно - дидактической помощи родителям в преодолении стереотипов и проблем в межличностном взаимодействии с детьми в условиях семьи: создание условий для приобретения родителями необходимых знаний о психофизиологических психологических особенностях детей психосоматическими заболеваниями; средствах и методах преодоления травмирующих ситуаций, использование активных форм вовлечения родителей в совместную творческую деятельность с ребенком.
С целью оценки позитивной динамики содержанием программы предусмотрен мониторинг, включающий следующие показатели: изменения в системе взаимоотношений родителей с ребенком, в системе взаимоотношений между родителями и ребенком, в представлениях ребенка о себе, отношении ребенка к себе, что проявляется в желании ребенка сотрудничать с психотерапевтом, стремление найти совместный с психотерапевтом выход из конфликтной ситуации и принять свое решение, разрешает проблемно - поисковую ситуацию, проявляя при этом инициативу в выборе различных средств выразительности (краски, карандаши, аппликации готовых изображений, лепка и др.) с целью выражения своих чувства, переживаний [11, с. 5].
Таким образом, разработанная комплексная программа - модель медико - психологического сопровождения, включающая оригинальную методику сказкотерапии для работы с детьми и подростками психосоматического профиля, может быть реализована в лечебно-профилактических учреждениях. Реализуемый новый подход к анализу сказок, на основе системного семейного подхода включающего такие симптомы - следствия: коммуникации в семье, индивидуальная история болезни, межличностные отношения в диаде «мать и ребенок», в триаде «мать- ребенок- отец», семейный гомеостаз и семейная патология, циркулярные последовательности в семье, способствовал осознанию психосоматических синдромов заболеваний.
Таким образом, в настоящем исследовании было показано, что специалист, работающий с больными детьми, должен не только реабилитировать, лечить и сопровождать пациента в болезни, но и понимать актуальность психопрофилактических действий, направленных на процессы сохранения здоровья подрастающего поколения. Он сможет сделать это тем лучше и качественнее, чем глубже будет осведомлен о причинах возникновения заболеваний и особенностях психологии детей. Специфика стрессоров и выбор лечебной сказки зависит от нозологической формы (невротические, психосоматические и поведенческие расстройства), возраста,
Копышева Елена Николаевна, Пчелинцева Евгения Владимировна МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ .
пола и структуры семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баранов, А.А. Болезни органов пищеварения у детей. Горький, 1981. - 150с.
2. Баркаган, JI.3. Нарушение гомеостаза у детей. М.: Медицина, 1993.- 176с.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг.М.:МГУ, 1981.-С. 129-138.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-100с.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967 - С. 180-185.
7. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984. - 200 с.
8. Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку; психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Просвещение, 2005.-150с.
9. Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация Младенцев» первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. 1995. № 4. С. 112113.
10. Лисина, М.И., Сильвестру, А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983. - 112 с.
11. Лисина, М.И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 4-7.
12. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. С.31-57
13. Чумичева, Р. М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка // Ребенок в мире культуры. - Ставрополь,1988.- С. 57-71.