ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОЛОГИИ
Ясинова Н.О.,
аспирантка Московской государственной юридической академии
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ КРИМИНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Несмотря на незначительное снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии за последние годы (в 2007 году их количество составило 139 099), вызывает тревогу тенденция омоложения лиц, их совершивших. Изменяются не только количественные показатели преступлений, совершаемых несовершеннолетними, но и их качественные характеристики. Все чаще такие деяния носят насильственно-агрессивный характер. Насилие становится неотъемлемым атрибутом российской действительности. При этом проблема криминального насилия касается не только роста насильственных преступлений, но и изменений структуры насильственных преступников.
В качестве резерва пополнения «армии» несовершеннолетних преступников следует рассматривать несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.
Всего на 01 января 2008 года, по данным Министерства внутренних дел, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (ПДН) состояли 334 419 несовершеннолетних, в том числе 59 715 лиц женского пола. Таким образом, удельный вес несовершеннолетних женского пола, состоящих на учете в ПДН, достиг за последние годы максимального размера и составил 17,8%. Из числа состоящих на профилактическом учете — 77 700 несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, что составляет 23,2% от общего числа несовершеннолетних. Из числа всех несовершеннолетних в возрасте до 14 лет — 11 191 девочка, а их удельный вес составляет 18,7%.
Изучение структуры преступности несовершеннолетних в разные годы свидетельствует, что различные формы преступного насилия всегда являлись характерной чертой преступности несовершеннолетних, однако именно в последние годы в преступном поведении малолетних преступников все чаще усиливаются агрессивность, дерзость, цинизм. Это проявляется, с одной стороны, в повышении интенсивности, многоэпизодности преступной деятельности данного контингента, с другой — в способах совершения
преступлений: вооруженность, особая жестокость, садистская мотивация, выражающаяся в применении пыток, истязаний, лишении жизни жертв разбойных нападений, изнасилований и других противоправных действий.
Эмоциональную неуравновешенность, тщеславие, упрямство, грубость и агрессивность можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам малолетних преступников. При этом, как замечают специалисты, речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях, характерных для лиц, совершающих преступления.
Общеизвестно, что преступность как социальная реальность проявляется через поведение конкретных лиц. Любое преступление в большинстве случаев определяется, в конечном итоге, всей предшествующей жизнью человека, теми его личностными чертами и качествами, которые сформированы в процессе воспитания и которые в конкретной, порой весьма сложной или конфликтной ситуации предопределяют выбор общественноопасного варианта поведения. Само это поведение «не что иное, как реализация вовне (объективизация) определенных сторон, свойств внутреннего мира данной личности»1. Отсюда особая значимость выявления и анализа криминогенных детерминант, влияющих на формирование личности малолетних преступников.
Ю.М. Антонян справедливо заметил: «Духовное развитие личности происходит под влиянием материальных (общественное бытие, бытие класса, иного социального слоя или общности, индивидуальное бытие) и духовных факторов (общественное сознание, сознание классов, групп, других людей). Однако эти факторы воздействуют на человека не в одинаковой степени. Решающее значение принадлежит общественному бытию — реальному материальному процессу жизни и деятельности общества»2. Соглашаясь с этим утверждением, все же предполагаем, что при доминировании общественных отношений в формировании индивида многое зависит от личностных особенностей человека. Четко сформированная система внутренних ценностей и ориентиров способна противостоять неблагоприятному влиянию социума. Вместе с тем, формирование нравственных ценностей индивида происходит под влиянием окружающего общества; нормы морали, принятые в обществе, находят свое отражение в ценностных ориентирах личности. Таким образом, масштабное влияние на формирование свойств личности оказывает не только общество, но и сам индивид. Иными словами, в про-
1 Игошев К.Е. О некоторых чертах личности преступника молодежного возраста и возможностях их использования при разработке типологий. Сб. Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. М., 1979. С. 80.
2 Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). М., 1975. С. 20.
цессе формирования личности общество и личностные особенности играют взаимообуславливающую и взаимодополняющую роль.
Особенно активным и значимым влияние социума является в период взросления и развития индивида, когда семья и атмосфера в семье, влияющие на формирование моральных ценностей, представляют собой своеобразный «экран», через который происходит изучение особенностей существования в окружающем обществе. Именно в семье закладываются своеобразные «моральные ограничители», отстраняющие либо, наоборот, толкающие человека в мир преступности. Именно в семье ребенок получает свои первые представления о хорошем и плохом. И с багажом жизненных установок и правил, полученных в семье, он выходит уже в жизнь1. Мы солидарны с этим мнением и полагаем, что именно в семье закладывается морально-ценностный базис, определяющий вариации дальнейшего поведения человека в обществе.
Семья для ребенка — это не только место его рождения, но и среда его постоянного обитания. В семье его окружают близкие люди, способные понять проблемы и трудности ребенка, помочь ему, а в необходимом случае принять его таким, какой он есть. Семья же, в которой нет одного из родителей, не способна в полной мере отреагировать на потребности ребенка. Конечно же, не всегда отсутствие в семье одного из родителей обуславливает фатальную криминальную направленность подростка. Существует немало примеров, когда воспитанный одним из родителей ребенок становится полноценным членом общества.
Отсюда логично было бы предположить, что причина насильственного поведения малолетних преступников находится в зависимости от целого ряда иных факторов, связанных с внутрисемейными взаимоотношениями. Одним из основных факторов, влияющих на формирование антисоциальных характеристик личности, является психологический климат в семье.
Так, по утверждению М.М. Чубаркина, насилие в любой форме негативно сказывается на формировании психики ребенка. Насилие, инициатором которого становятся члены семьи, оставляет глубочайший след в формирующейся личности подростка. Запугиванием и устрашением в ребенке можно воспитать лживость, двуличие, лицемерие, формируя при этом также низость, трусость, озлобленность, жестокость и мстительность2.
Л.Б. Шнейдер, говоря об авторитарном стиле родительского воспитания, указывал, что следствием могут стать склонные к конфликтам дети. Родители, старающиеся подчинить себе волю ребенка, формируют у него лишь внешние проявления покорности, граничащие с хитростью и двуличием.
1 Чечель Г.И. Заметки юриста по поводу... (О прошлом и почти о настоящем). Ставрополь, 2004. С. 41.
2 Чубаркин М.М. Семья как фактор, детерминирующий криминальное агрессивное поведение у женщин // Российский следователь. 2006. № 11. С. 34.
Этим детям свойственно развитое чувство страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль. Эти дети глубоко несчастны по причине своей подозрительности, угрюмости и тревожности1.
Проведенное нами исследование несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, подтверждает вывод о том, что недостаток родительского внимания и полная безнадзорность в воспитании могут привести к формированию жестокости, озлобленности, хитрости и изворотливости. В специальной литературе неоднократно рассматривался вопрос о связи между формированием криминальных наклонностей и позицией родителей по вопросу воспитания и отношения с детьми.
Преступление чаще всего совершают подростки из тех семей, где дети предоставлены сами себе и между родителями нет согласия в вопросах воспитания. Можно провести параллель между возникновением криминальных наклонностей и степенью привязанности между детьми и родителями. Например, оскорбленные, ненужные и пренебрегаемые дети, которые много страдали, легче встают на путь правонарушений; «отчужденные», изолированные дети имеют тенденцию к онемению чувств, и поэтому они не чувствуют ничего к другим, приобретают такие качества, как жестокость и агрессивность.
По нашему мнению, любые, даже самые благополучные, факторы (наличие обоих родителей, высшего образования у них и др.), преломленные сквозь призму безнравственного и аморального воспитания, могут стать благодатной почвой для формирования криминальных наклонностей.
Под отрицательной семейной атмосферой понимаются конфликтные отношения между ближайшими родственниками, гиперопека, дефицит эмоционального общения, безнадзорность, отсутствие включения детей в структуру внутрисемейных отношений и др.
Неблагополучность воспитательного процесса в семье может быть связана с сознательным неправомерным воспитанием и с неосознанной демонстрацией родителями антиобщественного поведения. Иными словами, существуют семьи, в которых антиобщественно направленное поведение — это норма. Для других семей дело обстоит иначе: эти семьи высокоморальны, но в силу каких-либо обстоятельств не умеют или не могут воспитывать. Так, многие из родителей сознательно заблуждаются относительно целей и задач, а также средств воспитания своих детей.
Все разновидности семейного неблагополучия приводят к «браку» в воспитательной работе, к появлению «трудных» подростков со смещенным представлением о долге, обязанностях, нравственных нормах. Возникает цепная реакция: ошибка в воспитании — трудный подросток — конфликт
1 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2000. С. 323—324.
подростка с миром взрослых — правонарушение как конечное звено, замыкающее эту цепь.
О неблагоприятных тенденциях в указанной сфере свидетельствуют и следующие факты. На 01 января 2008 г. на учете в ПДН только официально состояли 173 373 родителя или законных представителей, отрицательно влияющих на несовершеннолетних, в том числе 103 563 поставлены на учет в текущем году. Как правило, родители выявляются после совершения несовершеннолетним преступления, что значительно снижает возможности работы по ранней профилактике противоправного поведения малолетних. В отношении 13 978 родителей материалы были направлены в органы предварительного расследования для возбуждения уголовного дела по факту ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, зачастую сопряженных с применением физического и психического насилия. В отношении 48 768 родителей материалы были направлены в суд для решения вопроса о лишении родительских прав, и только 36 310 были их лишены.
Подводя итог, следует отметить, что такие факторы, как отсутствие полной семьи наряду с низким образовательным уровнем родителей, отсутствие родительского внимания и воспитание, сопровождаемое применением физического или психологического насилия к несовершеннолетним, приводят не только к нарушению процесса социализации личности несовершеннолетнего, совершившего общественноопасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности, но и к необратимым изменениям личностных особенностей, к деформации психики, к искажению моральноценностных ориентиров, что, в свою очередь, приводит к развитию паразитических привычек, и, как следствие, к совершению ими преступлений.
Антонян Е.А.,
канд. юрид. наук, доцент кафедры криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
Совершению повторных преступлений способствуют недостатки, имеющие место при назначении наказания. Известно, что первой и необходимой предпосылкой успешной реализации целей наказания (исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,