СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЯХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ СЕМЬЮ
Е.О. Тарасова
Кафедра социологии и политологии Пермский национальный исследовательский политехнический университет Комсомольский просп., 29, Пермь, Россия, 614990
Ценность семьи рассматривается в статье с позиций традиционных религиозных конфессий и необходимости учитывать не только культурно-образующие факторы, действующие внутри страны, но и внешние ценностные воздействия, которые оказывают влияние на формирование менталитета населения. С точки зрения автора, проблемы, актуальные для семьи в современной Европе, отчасти характерны или будут таковыми в России в ближайшее время. Однако благодаря особенностям культуры и религиозной истории России, сформировавшим особую ментальность, не все ценности Запада становятся частью культуры нашей страны, в частности отношение к семье, браку, супружеские взаимоотношения. В статье рассматривается характер влияния как европейских, так и восточных культур на семейные ценности, российскую семью и перспективы ее существования. Автор проводит сравнительный анализ тенденций в отношении к семье и семейным ценностям в основных религиозных конфессиях, представленных в России и в странах, граничащих с ней. В статье также приводятся результаты социологических исследований структуры ценностей у современной российской молодежи, в том числе и собственного исследования автора в Пермском крае в 2014 г. Автором предпринята попытка проанализировать влияние религиозных воззрений на ценностные ориентиры современного общества, культуру страны и отчасти спрогнозировать его в будущем.
Ключевые слова: семья; религия; семейные ценности; иерархия ценностей; кризис семьи; европейские ценности; религиозные ценности; российская семья.
Ни одно общество нельзя рассматривать вне религиозного контекста, даже если в настоящее время оно признано в большей степени атеистическим (к примеру, Китай или Вьетнам), так как религия на всех этапах становления цивилизации являлась ценностно-образующим фактором развития общества. Вне религии сложно представить культуру какого-либо государства, так как она проникала во все сферы жизни человека, а в особенности в сферу личного, индивидуального, внутреннего мира человека. Религия затрагивает самое сокровенное — человеческую душу, не способную существовать без любви (будь то любовь к Богу, к природе, к другому человеку или к себе). И самое глубокое принятие ценностей происходит в процессе воспитания личности внутри семьи.
Российское государство на протяжении всей своей истории претерпевало немало коллизий и испытывало множество внешних вторжений: будь это прямые вторжения (во время войн), миграционные перемещения (которые через межличностные взаимодействия способны влиять на формирование культуры в целом), информационные воздействия на сознание людей (пропаганда различных ценностей, зачастую враждебных национальной культуре страны, через средства массовой информации). И все эти «культурные интервенции» не прошли бесследно. Россия, как и большинство стран Европы, сегодня испытывает на себе последствия трансформации ценностей, особенно остро коснувшейся семьи.
Россия имеет особенное географическое положение, находясь на стыке Европы и Азии. Подвержена влиянию различных, отчасти противоположных культур, она представляет собой уникальное культурное пространство. Однако из-за непропорциональной заселенности страны и большей промышленной развитости именно европейской части России, влияние ближайших именно западных стран выражено сильнее.
Мы упоминали о том, что именно религия играет одну из определяющих ролей в формировании культуры государства. Поэтому обратимся к карте России и граничащих с ней государств, остановив внимание именно на их конфессиональной принадлежности, чтобы понять, какие страны и их религиозные конфессии могли привнести свой вклад в формирование культуры страны (табл. 1).
Таблица 1
Религиозный состав России и соседних государств (или стран, с повышенной иммиграцией в Россию) (1)
Страна Основная конфессия Численность Вторая конфессия Численность Другие конфессии
Россия Христианство (православие) 67% (86% по другим данным) [4. а 7] Ислам 6% (8% по другим данным) [4. С. 7] Буддизм (Бурятия, Калмыкия, Тува), иудаизм и др.
Китай Атеизм 90% Конфуцианство, даосизм, буддизм, христианство (протестантизм и католицизм; православие — де-юре не существует) 3—4% Ислам и др.
Монголия Буддизм (ламаизм) 90% Христианство 6% Ислам
Казахстан Ислам 47% Христианство (православие) 44% Протестантизм, буддизм и т.д.
Кыргызстан Ислам (сунниты) (2) 47% Христианство (православие) 44% Протестантизм, Католицизм и др.
Таджикистан Ислам (сунниты) 85% Ислам (шииты) 5% Православие и др.
Афганистан Ислам (сунниты) 80% Ислам (шииты) 19% Иудаизм,сикхизм, буддизм и т.д.
Узбекистан Ислам (сунниты) 88% Христианство (православие) 9% Иудаизм и и. д.
Туркменистан Ислам (сунниты) 89% Христианство 9%
Азербайджан Ислам (шииты и сунниты) 93,4% Христианство (православие) 2,5% Христиане Армянской апостольской церкви и др.
Армения Христиане Армянской апостольской церкви 94% Христианство (католицизм) 4% Ислам и др.
Грузия Христианство (православие) 83,9% (75% по другим данным) [9. С.1] Ислам 9,9% (11% по другим данным) [9. С.1] Христиане Армянской апостольской церкви католицизм и др.
Турция Ислам (в основном сунниты) 99,8% Христианство 0,1% Иудаизм и др.
Украина Христианство (православие) 84% Христианство (католицизм) 10% Протестантизм, иудаизм и др.
Окончание таблицы 1
Страна Основная конфессия Численность Вторая конфессия Численность Другие конфессии
Белоруссия Христианство (православие) 80% Христианство (католицизм) 10% Протестантизм и др.
Молдавия Христианство (православие) 93,3% Иудаизм 1,5% Протестантизм, католицизм и др.
Румыния Христианство (православие) 86,8% Христианство (протестантизм и католицизм) 11% Ислам и др.
Болгария Христианство (православие) 84% Ислам 2% Католицизм, протестантизм и др.
Албания Ислам 63% Христианство (православие) 20% Католицизм и др.
Венгрия Христианство (католицизм) 67,5% Христианство (протестантизм) 25% Атеизм и пр.
Чехия Атеизм 40% Христианство (католицизм) 30% Протестантизм, православие и др.
Словакия Христианство (католицизм) 69% Христианство (протестантизм) 11% Православие и др.
Германия Христианство (католицизм) 33% Христианство (протестантизм) 32% Православие и др.
Польша Христианство (католицизм) 89% Христианство (православие) 1,3% Протестантизм и др.
Литва Христианство (католицизм) 79% Христианство (православие) 4% Протестантизм и др.
Латвия Христианство (протестантизм) 55% Христианство (католицизм) 24% Православие
Эстония Христианство (протестантизм) 70% Христианство (православие) 20% Католицизм и др.
Финляндия Христианство (протестантизм) 82% Христианство (православие) 1,1% Католицизм и др.
Основная конфессия внутри России — православие. Многие страны бывшего СССР являются также православными (Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения), а также некоторые из стран бывшего «социалистического лагеря» (Болгария, Румыния). Ислам — вторая религия России — распространен в семи регионах страны: в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане и Татарстане. Ислам также исповедуют народы стран бывшего СССР: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Из бывших стран социалистической ориентации ислам исповедуют в Албании. Третья по распространенности религия России — буддизм. Основная зона распространения буддизма — это Республики Бурятия, Тыва и Калмыкия, также буддизм исповедуют в Забайкальском крае и Иркутской области. Четвертой религией России следует считать иудаизм.
За время существования Советского Союза, несмотря на официальный запрет на религиозность, так или иначе Россия подвергалась влиянию европейских культур и ценностей католических стран, входивших в социалистический лагерь (Польша, Германия, Венгрия, Словакия) и республик СССР (Литва), и в меньшей степени — влиянию протестантских республик (Латвия, Эстония, Германия).
На сегодняшний день Китайская Народная Республика является влиятельным игроком в мировом экономическом и политическом пространстве, и, учитывая
благоприятные отношения с Россией, имеет смысл обратить внимание также и на культуру этой страны. Несмотря на современную атеистичность Китая, ценности, формировавшиеся на протяжении многих столетий, не избежали влияния традиций конфуцианства.
Как мы уже упоминали, территория России заселена крайне неравномерно: 78% жителей страны проживают в европейской части и культурно в большей или меньшей мере тяготеет к европейской культуре. Потому, говоря о культурном влиянии, стоит, в первую очередь, упомянуть страны Запада, которые принадлежат к христианским конфессиям. Большая часть европейских стран исповедует католицизм, однако сила влияния культуры зависит и от экономической развитости стран и, что еще важнее, от влиятельности этих стран на политической арене. Германия и Великобритания экономически и политически наиболее авторитетные государства Европы, основное вероисповедание в этих странах — протестантизм (3). Если расширить географию анализа, то одна из самых авторитетных стран мира — США — исповедует также протестантизм. А влияние США на культуру нашей страны неоспоримо, стоит хотя бы вспомнить 90-е гг.
Таким образом, культура России, взаимодействующая с европейской, испытывает влияние протестантских ценностей. Проведя сравнительный анализ христианских религий, мы пришли к выводу, что католицизм и православие имеют множество сходных черт в основных принципах вероучения. Обе религии имеют сложный ряд таинств и обрядов и правил служения Богу. И православие, и католицизм поддерживают иерархичность семьи, первостепенность роли отца, четко разделяют гендерные функции, подчеркивают женственность образа жены и матери в семье, не допуская равноправия. Кардинальное отличие в этих религиях в роли женщины: в православии женщина, в первую очередь, мать, в католицизме — супруга. Протестантизм отвергает большую часть религиозных канонов католицизма и православия, ставя почти на одну ступень человека и Бога, а также женщину и мужчину. Протестантизм — это религия свободного выбора своего жизненного пути, отрицания гендерных стереотипов, четкой семейной иерархии и женского подчинения.
Обозначим основные изменения в европейской семье, проявившиеся в последнее десятилетие. По мнению большинства исследователей семьи, Европа претерпевает второй демографический переход, который характеризуется девальвацией традиционной формы семьи, возникающей на основании заключения брака. Также все большее одобрение получают мнения, что для развития ребенка необязательно наличие обоих родителей, а женщина, если она этого желает, вполне может растить ребенка одна [7. С 72].
Перемены, происходящие с семьей во второй половине XX в., рельефно обрисовал американский специалист в области социологии семьи Рубен Хилл: «С утратой семьей своей функции как экономической производящей единицы и включением молодых людей в сложную внесемейную профессиональную структуру молодая семья получает не только жилищную и профессиональную автономию, но также и автономию в своих решениях в сфере воспроизводства» [2. С 83]. И сегодня мы видим последствия этой автономии.
Однако, несмотря на структурные изменения в семье, сама семья как ценность не утратила своих позиций, она лишь перешла в другие формы (браки без официальной регистрации, конкубинаты и т.д.). По результатам исследования европейских ценностей, проводимого в 1990 и 1999 г., семья остается на первом месте в иерархии жизненных ценностей. Наше исследование, проведенное весной 2014 г., также подтвердило значимость семьи для современной молодежи (табл. 2), причем для женщин, как и ожидалось, она имеет большую ценность.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие ценности для Вас наиболее важны?» (в % от числа ответивших по гендерным группам) (4)
Ценности Мужчины Женщины
Интересная работа 33,9 40,8
Семья 69,8 79,8
Здоровье 58,2 65,4
Материальное благополучие 57,5 58,7
Общественное признание 5,9 5
Личная свобода 27,5 24
Порядок, законность 5,2 2,6
Другое 11,3 7
Исследование московских студентов показало сходные результаты.
Интерес представляют различия в иерархии ценностей у российских студентов и студентов Берлина. У немецкой молодежи семья стоит на четвертом месте в иерархии ценностей. Для московских студентов особенно важными являются семья (97%), друзья (93%), образование (92%), свободное время (92%) и работа (88%), а для берлинских студентов — друзья (98%), свободное время (92%), работа и образование (по 87%), семья (85%) [3. С 89].
Распространенность нетрадиционных форм брака — один из основных показателей кризисности европейской семьи.
В мнениях относительно различных форм брака в Европе существует две полярные позиции. Первая позиция — это поддержка традиционного брака: к ней больше склоняются женщины и верующие, которые признают, что религия играет важную роль в их жизни. Второй точки зрения (поддержка нерегистрируемых браков) придерживаются чаще всего молодые, холостые, разведенные и не имеющие детей респонденты [7. С 72].
Согласно нашему исследованию, более трети опрошенных считают брак без регистрации нормальным, и только пятая часть респондентов скорее одобряет подобные формы брака (табл. 3).
В европейских странах традиционная семья (с официально зарегистрированным браком и детьми) отходит все дальше в прошлое. Более 60% европейцев ожидают, что семейные пары будут проживать без юридического оформления отношений [7. С 72]. Россия тоже подвержена такому риску: прогнозируется, что к 2030 г. почти половина российских пар станет жить вместе, не регистрируя брак [10. С. 61].
Таблица 3
Отношение молодежи Пермского края к нетрадиционным формам брака (в % от числа ответивших) (4)
Отношение Браки без регистрации Полигамия Повторные браки Неполные семьи Однополые браки Браки, где жена старше мужа более чем на 10 лет Браки, где муж старше жены более чем на 10 лет Браки с раздельным проживанием
Категорически не приемлю 7,9 76,8 6,3 24,4 75,3 18,2 8,1 53,9
Скорее не одобряю 35,8 15,7 33,8 55,8 15,9 42,8 23,9 38,8
Скорее одобряю 18,4 4,5 36,5 10,4 3,7 23,8 42,5 4,7
Считаю это нормальным 37,9 3 23,5 9,4 5,1 15,3 25,5 2,6
Говоря об остальных формах брака, стоит также отметить, что многие формы брака, воспринимаемые европейцами относительно лояльно, российской молодежью по-прежнему категорически не принимаются. По крайней мере, мы можем судить об этом по российским студентам. По результатам нашего исследования, молодежь выражает категорическое неприятие полигамии и однополых браков, также не одобряются молодежью браки с раздельным проживанием и браки, в которых жена старше мужа более чем на 10 лет. Однако более толерантное отношение у респондентов к бракам, где мужчина старше женщины на 10 лет, и к повторным бракам (см. табл. 3).
Структура семейных ценностей условно разделила страны Европы на три группы. В первой группе преобладает «дух постмодернизма» со всеми проявлениями второго демографического перехода. К ней относятся в большей степени протестантские страны Скандинавии, Великобритания, а также Голландия. Во второй группе стран доминирует консервативный взгляд на семью, связанный с глубокими религиозными традициями католицизма. К этой группе можно отнести такие страны, как Мальта, Италия, Польша, Словакия и др. Страны третьей группы не отличаются крайними оценками перемен в семейной жизни. К ней можно отнести некоторые страны Средней и Восточной Европы, а также балканские страны. К этой группе относится также и Россия [7. С. 72].
Рассуждая далее о религиозных факторах формирования культуры России, перейдем ко второй по распространенности в России религии — исламу. Ислам привносит в российскую и в целом в европейскую культуру свои традиции. Ислам попадает в Европу и Россию в большей степени с потоками миграции (казахи, таджики, узбеки, азербайджанцы в России или турки, арабы, жители африканских государств в Европе) (5). Ведь и Россия и Европа нуждаются в рабочей силе и сами открывают перед мусульманами двери. При этом Европа до недавнего времени пыталась интегрировать мусульман в свою культуру и смягчить ислам, превратив его в так называемый «евроислам» [8. С. 202]. Однако события последних лет заставляют усомниться в реальности такой интеграции. За 2015 г. поток мигрантов в Европе увеличился более чем в три раза по сравнению с прошлыми годами.
Она стала центром локации мусульман из воюющих стран: Сирии, Ливии, африканских государств и т.д. И нередко ислам переходит в агрессивные формы, не желая принимать традиции гостеприимной Европы. Как это в будущем (не слишком далеком) отразится на культуре принимающих стран, пока остается открытым вопросом. Однако прогнозировать плачевность ситуации не столь уж сложно.
Если же вернуться на несколько лет назад, то здесь стоит упомянуть, что мусульмане, которые уже на протяжении многих лет составляют миграционные потоки в Россию и Европу, частично все-таки ассимилировались с новой для них культурной и социальной средой. К примеру, исследование С.Р. Касымовой, которая изучала браки в Таджикистане, подтверждает, что в стране, в которой 90% верующих — мусульмане, несмотря на ее патриархальность, с каждым годом все больше нарастает развитие индивидуалистического сознания, распространенного в западной культуре, проявляющееся в новых практиках и стратегиях в приватной сфере. Свободный личный выбор (в выборе супруга, профессии и т.д.) активно противостоит диктату традиционной семьи и государства. Все больше принимается ценность индивида, будь то женщина или мужчина [5. С 147—148].
Говоря о российском исламе, который исторически существовал в некоторых регионах России, стоит сказать, что анализ ценностных ориентаций учащихся мусульманских учебных заведений не выявил заметных расхождений с определяющими жизненными ценностями российской молодежи в целом, несмотря на различие религиозных принципов в исламе и православии. Основные ценности молодых мусульман: семья (от 70 до 89%), друзья (49—82%), здоровье (48—78%), интересная работа (29—55%). В меньшей степени мусульманскую молодежь привлекают карьера (4%), полезные знакомства (6%), самореализация (6,5%), личная свобода, а также труд и работа по призванию (обе позиции набрали по 7%) [1. С127]. Таким образом, духовные ценности имеют больший приоритет у российских мусульман, чем мотивация к престижу и социальным достижениям, ценности личной свободы и самореализации, характерные для современного демократического общества.
Как мы видим, ислам, сохраняя строгое соблюдение традиций в регионах и странах своего влияния, выходя за пределы мусульманских районов, смягчает свою религиозность, частично перенимая ценности окружающей среды, сохраняя свою религиозно-культурную идентичность на уровне личности. К слову, этот тезис применим к России лишь на сегодняшний день. Мусульманское население в Европе с каждым годом все больше возрастает, что касается семьи, то благодаря высокой рождаемости и силе традиций, мощь мусульманских стран и их влияние на культуры мира будет также нарастать.
Третья религия России — буддизм — распространена незначительно. Стоит отметить, что в современном мире, уставшем от собственного гедонизма, идеи буддизма достаточно популярны. Такие книги быстро становятся бестселлерами, так как находят отклик среди людей, которым не хватает ценностной наполненности и осмысленности жизни в мире, где женщины и мужчины гоняются за успехом и потреблением, все меньше оставляя себе место для полноценной жизни
со всеми проявлениями эмоций, чувств и возможностями для размышлений. Все чаще можно встретить людей, отправившихся в тур по Индии, на Бали и другие азиатские страны с целью так называемого «поиска себя, смысла, обретения гармонии» и т.д. Таким образом, люди ищут жизненной мудрости и постижения истинных ценностей. Если эти религиозные учения будут распространяться и далее, возможно, мир вернется к своим истокам, к своей семье, где всегда найдется место для тепла, гармонии и любви.
Иудаизм распространен в узких кругах евреев России и мира. Он вряд ли способен сыграть серьезную роль в культурах стран за пределами Израиля. Однако выходы из иудаистских семей — это зачастую целеустремленные личности, уверенные в себе, объективно оценивающие уровень своих способностей и талантов. Эти качества активно формируются и поддерживаются в еврейских семьях, что придает этой нации силу и влияние на уровне конкретных личностей.
Конфуцианство распространено в Китае и мало проникает в российскую среду. Оно формирует сплоченность, трудолюбие, устремленность в будущее азиатских стран, которые с годами только растут и процветают. «Конфуцианство устанавливает примат семейных ценностей над государственными. Нельзя построить прочное государство, если лишить человека сферы, где его отношения устроены на любви. Любовь в конфуцианстве — своеобразная: воспитывалась в первую очередь любовь к отцу, а потом уже к другим родным. Конфуцианство создало общество, основанное на человеческих отношениях в большой семье, на преемственности, передаче ценностей от отца к сыну. Это — устойчивое общество» [8. С. 206].
Быстрое развитие Китая и нарастающее увеличение его влияния на мировой арене неоспоримо на сегодняшний день. Экономика страны и семейные традиции конфуцианства плотно переплетаются и находятся в прямой зависимости друг от друга.
Итак, как мы видим, российская культура в части ценностей, в том числе семьи, отчасти ориентирована на Запад. Перенимая современные тенденции из Европы, она сталкивается с теми же проблемами, которые привели Европу к кризису семьи. По прогнозу Г.С. Померанца, «в ближайшие 40—50 лет, когда в Европе будет катастрофически падать рождаемость, будет расти мощь Китая. Культуры индийского или китайского типа, основанного на симбиозе конфуцианства с буддизмом, способны ужиться с европейскими культурами и создать пространство мультикультурности. Вероятно, было бы разумной политикой со стороны самой Европы принимать у себя китайскую и индийскую иммиграцию (языковый барьер вполне возможно преодолеть)» [8. С. 209—210].
«Одним из путей выхода из нынешнего мирового кризиса мог бы стать межконфессиональный диалог», необходимым условием которого является признание, что «глубина» каждой религии ближе к «глубине» другой великой религии, чем к собственной «поверхности» [8. С. 208].
Таковы прогнозы для Европы. Говоря о России, можно упомянуть высказывание В.Н. Лексина : «К концу нашего века русское население России будут пре-
имущественно составлять люди, рожденные и выросшие в православных семьях. Именно русское, поскольку параметры рождаемости в мусульманских семьях намного выше, и прогнозы мусульманизации России основаны не на тотальном межэтническом распространении ислама, а на резком сокращении интереса к деторождению (да и к созданию семьи) в немусульманской части населения страны» [6. C. 38].
Возможно, для решения этих проблем стоит усилить религиозное образование в России. Причем «религиозное образование и воспитание означает не только и не столько передачу знаний, сколько формирование конфессиональных чувств, становление личности с соответствующим мировоззрением, ценностными ори-ентациями» [1. C. 127]. Таким образом, следование православным ценностям, снижение влияния западной культуры и заимствование культурных и семейных ценностей Востока позволят сохранить российской семье свою самобытность и избежать кризиса.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Выбор стран осуществлялся по следующим критериям: близость к России (общие границы:), активные экономические взаимодействия с Россией, высокие потоки иммиграции, страны бывшего Социалистического лагеря и СССР.
(2) Разделение мусульман на суннитов и шиитов возникло в результате этноконфессио-нальных противоречий. Приверженцы суннизма составляют большинство мусульман. Шиизм распространен в основном в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. Различия в этих течениях скорее относятся к вопросам правоприменения и власти. В догматике ислама они в основном едины. Поэтому далее мы будем говорить об исламе в целом.
(3) В Великобритании основное вероучение — англиканство. Однако по мнению некоторых исследователей, оно является одной из форм протестантизма (Козыренко Л.В. Англиканская церковь как конфессиональный феномен. Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата философ. наук. Москва, 2006).
(4) Исследование проведено в мае—июне 2014 г. N = 1061. Целевая аудитория: студенты вузов г. Перми и Пермского края.
(5) Речь идет именно о внешних для страны представителях ислама, которые вместе с религией привносят культурные традиции своих стран, формировавшиеся столетиями по мусульманским канонам.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гарипов Я.З., Нурулина Р.В. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 123—131.
[2] Голод С.И. Прокреация, плюральность эротического ландшафта: история и современное состояние // Социологические исследования. 2008. № 12. C. 82—90.
[3] Гришенкова Е.В. Национальный менталитет русских и немцев (сравнительный анализ на примере студенческой молодежи Москвы и Берлина) // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 5. С. 85—97.
[4] Демография / Под ред. В.Е. Глушковой. М., 2004.
[5] Касымова С.Р. Расширяя границы:: межэтнические и межконфессиональные браки в постсоветском Таджикистане (на примере браков Таджикских женщин с иностранцами) // Laboratorium. 2010. № 3. С. 126—149.
[6] Лексин В.Н. Идеологические основы упадка современного института семьи // Общественные науки и современность. 2011. № 2. С. 29—42.
[7] Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 65—73.
[8] ПомеранцГ.С. Мусульмане в неисламских странах // Полития. 2007. № 4. С. 201—211.
[9] Религиозный состав населения стран мира // URL: http://geospravka.ru/index.php/references_ in_geography. html.
[10] Соколов А.В., Салазкин М.Г. Европа и Россия: образы будущего // Форсайт. 2009. № 1. С. 58—68.
FAMILY VALUES IN THE WORLD RELIGIOUS CONFESSIONS AND THEIR INFLUENCE ON THE RUSSIAN FAMILY
E.O. Tarasova
Sociology and Political Science Chair Perm National Research Polytechnic University Komsomolskiy Prosp., 29, Perm, Russia, 614990
The article considers family values from the standpoint of traditional religious confessions, the cultural-forming factors within the country, and the external values' influence that affect the population worldview. The author believes that the problems relevant to the contemporary European family are partly typical for the Russian family or will become such in the near future. However, due to the peculiarities of culture and religious history of Russia, which formed a specific type of general worldview, not all Western values become an essential part of Russian culture, in particular those related to the family, marriage, and marital relations. The article considers the nature of the influence of both European and Oriental cultures on the Russian family values and the prospects for their future. The author conducts a comparative analysis of the trends in the perception of the family and family values in the main religious confessions present in Russia and in the neighboring countries. The article also presents the results of the sociological studies of the Russian youth structure of values, including the author's research in the Perm region in 2014. The article presents an attempt to analyze the influence of religious beliefs on the value orientations of the contemporary society and the culture, and to predict their future.
Key words: family; religion; family values; hierarchy of values; family crisis; European values; religious values; Russian family.
REFERENCES
[1] Garipov Y.Z., Nurulina R. V. Musul'manskaya molodezh' Tatarstana: konfessional'naya sotsiali-zatsiya i tsennostnye orientatsii [Tatarstan Muslim youth: Сonfessional socialization and value orientations]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011. № 8. S. 123—131.
[2] Golod S.I. Prokreatsiya, plyural'nost' eroticheskogo landshafta: istoriya i sovremennoe sostoyanie [Procreation, and plural erotic landscape: History and current status]. Sotsiologicheskie issle-dovaniya. 2008. № 12. S. 82—90.
[3] Grishenkova E. V. Natsional'nyy mentalitet russkikh i nemtsev (sravnitel'nyy analiz na primere studencheskoy molodezhi Moskvy i Berlina) [National mentality of the Russians and Germans (comparative analysis on the example of students of Moscow and Berlin)]. Monitoring ob-schestvennogo mneniya. 2014. № 5. S. 85—97.
[4] Demografiya. Ed. V.E. Glushkovoy]. M., 2004.
[5] Kasymova S.R. Rasshiryaya granitsy: mezhetnicheskie i mezhkonfessional'nye braki v post-sovetskom Tadzhikistane (na primere brakov Tadzhikskikh zhenschin s inostrantsami) [Expanding the boundaries: Ethnic and inter-religious marriages in post-Soviet Tajikistan (on the example of marriages of Tajik women with foreigners)]. Laboratorium. 2010. № 3. S. 126—149.
[6] Leksin V.N. Ideologicheskie osnovy upadka sovremennogo instituta sem'i [Ideological foundations of the decline of the modern family institution]. Obschestvennye nauki i sovremen-nost'. 2011. № 2. S. 29—42.
[7] Mitrikas A.A. Sem'ya kak tsennost': sostoyanie i perspektivy tsennostnogo vybora v stranakh Evropy [Family as a value: Status and prospects of the value choice in Europe]. Sotsiologi-cheskie issledovaniya. 2004. № 5. S. 65—73.
[8] Pomerants G.S. Musul'mane v neislamskikh stranakh [Muslims in non-Islamic countries]. Politiya. 2007. № 4. S. 201—211.
[9] Religioznyy sostav naseleniya stran mira [Religious Composition of the World Population]. URL: http://geospravka.ru/index.php/references_in_geography.html.
[10] Sokolov A.V., Salazkin M.G. Evropa i Rossiya: obrazy budushchego [Europe and Russia: Images of the future]. Foresight. 2009. № 1. S. 58—68.