УДК 316.4
ЛОШКАРЕВА-ИМГРУНТ Светлана Ивановна, кандидат социологических наук, соискатель кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ ,
Ростов на Дону, Россия. [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В настоящей статье автор рассматривает актуальную для современной России проблему гармонизации меж-конфессиональных отношений. Подчеркивается, что формирование общегражданской российской идентичности невозможно без гармонизации межконфессио-нальных отношений, поскольку традиционные конфессии играют важную роль в духовной жизни российского общества. Межконфессиональная интеграция может быть достигнута на почве общности традиционных ценностей, разделяемых конфессиями, общего служения интересам российского государства. Важную роль в процессе интеграции играют система образования и средства массовой информации.
Ключевые слова: идентичность, традиционные конфессии, религия, традиционные ценности, Россия.
LOSHKAREVA - IMGRUNT Svetlana Ivanovna, Candidate for Doctorate in Social Studies, Candidate for a Degree at the Chair of Sociology, Political Studies and Law, Institute of Advanced Vocational Training Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
PROSPECTS OF INTEGRATING CONFESSIONAL COMMUNITIES IN RUSSIA FOR THE PURPOSE OF ESTABLISHING AN ALL-RUSSiAN CIVIL IDENTITY
The author considered in this paper an issue of harmonizing inter-confessional relations being urgent for the contemporary Russia. The study emphasized that establishing an all-Russian civil identity shall not be accessible without harmonizing inter-confessional relations since confessions historically established round Russia have taken a key part to spiritual and intellectual life of Russian society. Inter-confessional integration may be achieved on the grounds of generalities of traditional values the confessions shared, common service to the interests of Russian statehood. The educational scheme and mass media shall take a major part in the progress of integration.
Keywords: identity, historically established confessions, religion, traditional values, Russia.
Особенность российского государства заключается не только в полиэтничности состава населения страны, но и в сосуществовании на протяжении многих столетий на территории России целого ряда конфессий. В отличие от большинства национальных государств Европы, Америки, Азии население России принадлежит к различным конфессиональным традициям, исторические взаимоотношения которых далеко не всегда отличались нейтральностью.
Противоречия между христианством и исламом, христианством и иудаизмом, другими конфессиями нередко становились причинами насилия - религиозных войн, погромов, столкновений на религиозной почве, жертвами которых стали многие тысячи человек. И тем не менее, достижение российской цивилизации в том, что она смогла превратить конфессиональное многообразие России не в препятствие развитию государства, а в национальное достояние, усложняющее, но одновременно и укрепляющее российскую государственность.
Безусловно, православие, ставшее идеологической основой русской национальной и культурной идентичности, всегда занимало приоритетное положение в списке традиционных конфессий российского государства. Именно православие явилось духовной основой объединения русской нации и становления российской государственности, фундаментом национальной идеи, который в той или иной степени использовала российская власть для объединения народа на протяжении многих столетий.
Как пишет В.А. Тишков, «славянская культура, русский язык и религиозная христианско-византийская традиция в форме русского православия веками составляли основу и своего рода референтную (доминирующую) культуру россиян» [1, с. 7]. В современной России с православием идентифицирует себя практически все русское население страны и значительная часть других этносов, подвергшихся христианизации [2, с. 90]. Соответственно, православную религию можно назвать одним из важнейших компонентов формирования национальной идентичности русских как в историческом масштабе, так и в современной перспективе.
Однако, превращение российского государства в империю, включающую многонациональное население, означало и необходимость строительства взаимоотношений с другими конфессиями, являющимися традиционными для народов Поволжья, Кавказа, Восточной Сибири, многочисленных этнических диаспор, проживающих на территории страны. Иначе дискриминация не православных конфессий в процессе насильственной христианизации нерусских этносов фактически перечеркивала стремление российской власти к построению мощной и многонациональной империи.
В интересах укрепления единства страны национально-конфессиональная политика российского государства еще в Российской империи начала реализовываться на основе принципа лояльного отношения к традиционным конфессиям народов России. Власть осознала не-
возможность создания крепкой империи и конструирования общероссийской идентичности в условиях межконфессиональных распрей. В результате этого осознания произошло упорядочение взаимоотношений государства и православной церкви с традиционными конфессиями народов России, прежде всего с исламом, буддизмом, иудаизмом: традиционные конфессии получили государственную поддержку, их высшее духовенство интегрировалось в состав политико-культурной элиты российского государства.
Секуляризационные действия советской власти в ХХ в. существенно подорвали основы гармоничных взаимоотношений традиционных конфессий России. На национальных окраинах советского государства гонения власти на мусульманское, буддийское, иудейское духовенство рассматривались и как дискриминационные меры в отношении конкретных этносов. Это повлекло за собой рост националистических настроений, особенно четко проявлявшихся в мусульманских регионах Кавказа и Средней Азии. Активное сопротивление советской власти в Средней Азии было связано в первую очередь с опасениями мусульман относительно будущего их религиозной идентичности и образа жизни: атеистический советский режим рассматривался как прямая угроза религиозным ценностям и, соответственно, устоявшемуся укладу жизни среднеазиатских этносов.
Формирование единой общегражданской идентичности российских граждан тесно связано и с интеграционными процессами в сфере конфессиональных взаимоотношений. Традиционные конфессии России длительное время сосуществуют мирно, соблюдая определенные неписаные правила во взаимоотношениях друг с другом, и прежде всего - отказ от активной прозелитической деятельности в рядах представителей других традиционных конфессий. Гармонизация взаимоотношений традиционных конфессий в России объясняется и тем, что они являются носителями традиционных ценностей, противостоящих духу глобализации и унификации культур.
Как отмечает С. Хантингтон, рассуждая о перспективах цивилизационного взаимодействия в контексте дальнейшего развития человеческой цивилизации, «в какой бы степени основные мировые религии - западное христианство, православие, индуизм, буддизм, ислам, конфуцианство, даосизм, иудаизм - ни разделяли человечество, им также свойственны общие для всех ключевые ценности. Если, когда-нибудь, человечество эволюционирует в универсальную цивилизацию, то она возникнет постепенно, через выявление и распространение этих общностей» [3, с. 528]. То есть, существует некий общий кластер идей и принципов, которые представляют ценность для практически всех традиционных конфессий мира, и этот универсальный набор ценностей необходимо сохранять, приумножать и развивать.
Традиционными конфессиями России разделяются и проповедуются сходные ценностно-мировоззренческие установки - нравственность, сострадание, человеколюбие, семейственность, патриотизм, уважение к власти и государству. Конфессиональная принадлежность для гражданина России играет важную роль, поскольку во многих случаях на ее основе происходит конструирование этнической идентичности. Нравственные ориентиры, выдвигаемые традиционными конфессиями, в условиях глобализационных процессов оказываются одной из немногих альтернатив распространяющейся в России вестернизированной системе ценностей с ее культом материального благосостояния, потребления и космополитизма.
По мнению В. Никитина, «перед современным гражданским обществом стоят нравственные задачи, которые невозможно решить без опоры на религиозные, прежде всего, христианские ценности. Общество, в свою очередь, заинтересовано в религиозных институтах, которые воспитывают в людях чувство ответственности и высокой нравственности, их приверженность идеалам гуманизма» [4].
В условиях глобализации, сопровождающейся миграционными процессами, потребность в межконфессиональном диалоге и укреплении взаимодействия традиционных конфессий в рамках интеграции российского общества приобретает новое и крайне актуальное значение. Миграционные потоки меняют этнический и конфессиональный состав населения страны. Россия принимает значительное количество граждан государств ближнего и дальнего зарубежья, и задачей государства становится их успешная адаптация к условиям жизни в российском обществе, в том числе и в плане отношений с представителями других конфессий. И здесь духовенство и приверженцы традиционных религий России, являющиеся единоверцами мигрантов, сыграют, что уже имело место быть в Российской империи на примере роли татар в модернизации Средней Азии, роль посредников в общении с русским миром.
Следует отметить, что у российских мусульман, буддистов, представителей других традиционных конфессий нет другой родины и они, вне зависимости от вероисповедания, остаются патриотами российского государства, с которым неразрывно связаны их этносы. История
российского государства свидетельствует о многочисленных примерах ратных и иных подвигов, совершенных людьми мусульманского, буддийского, иудейского вероисповеданий.
Трансформационные процессы на постсоветском пространстве, сопровождавшиеся возрождением этнического самосознания и ростом националистических настроений, актуализировали и проблемы конфессиональных различий российского населения. Религиозное возрождение в современной России связано, прежде всего, с тем, что посредством конфессиональной идентичности человек в современном мире подтверждает и идентичность этническую. Так, обращаясь к религии, современный человек, рано или поздно, задается и вопросами своей этнической самоидентификации, в равной степени и человек, подчеркивающий свою этничность, рассматривает конфессиональный фактор как один из важнейших способов выражения и подтверждения этничности [5, с. 63]. Религиозно-фундаменталистские настроения в национальных регионах РФ возникли практически одновременно с национальным возрождением и во многих случаях явились одним из компонентов идеологии последнего.
В данном контексте повышенную опасность несет дисгармонизация взаимоотношений между традиционными конфессиями, которая таит в себе значительный конфликтогенный потенциал и может привести к обострению националистических настроений в периферийных регионах Российской Федерации. Прежде всего, следует отметить, что невнимание государства к проблемам межконфессиональных отношений, неравенство статусных позиций конфессий приводит к радикализации религиозной среды, распространению фундаменталистских и религиозно-экстремистских взглядов.
В качестве примера можно привести Северный Кавказ, прежде всего Чечню и Дагестан, где широкое распространение получил салафизм - радикальная версия ислама, тогда как традиционным для северо-восточных районов Кавказа всегда был суфийский ислам [6, с. 4]. Радикализация кавказских мусульман, как известно, привела к крайне негативным последствиям -дестабилизации социально-политической ситуации в регионе, эскалации насилия, росту экстремистских настроений и многочисленным террористическим актам как на территории северокавказских республик, так и за их пределами.
Детерминирующим религиозный фундаментализм фактором является и девальвация традиционных ценностей в эпоху глобализации экономики и культуры: в этом случае обращение к крайним течениям, прежде всего в мусульманском мире, рассматривается как альтернатива вестернизации образа жизни, защита традиционных ценностей от агрессивной экспансии западной культуры в ее примитивизированном и американизированном варианте [7, с. 3]. Значительная часть мусульман, проживающих в Западной Европе, России, становится фанатичными последователями ислама именно в попытке сохранить свою этнокультурную идентичность, оградить себя от чуждых в культурном отношении влияний. То есть, секуляризация современного социума провоцирует и фундаменталистские настроения, изоляцию по конфессиональному принципу, которая подрывает основы социального единства.
Консолидация последователей традиционных конфессий подразумевает необходимость преодоления фундаменталистских и экстремистских тенденций в религиозной практике основных религий России. Идеи религиозной исключительности, дестабилизирующие и дезинтегрирующие общество, представляют собой прямое препятствие интеграции российских граждан и формированию наднациональной и надконфессиональной общегражданской идентичности. Соответственно, перспективы конфессионального сближения во многом зависят и от того, насколько эффективной окажется политика государства и общества в направлении преодоления религиозно-экстремистских тенденций в практике традиционных конфессий России.
В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция к расширению взаимодействия традиционных конфессий, причем немалую роль в гармонизации и дальнейшем развитии отношений между христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом играет российское государство. Посредством системы образования и воспитания подрастающих поколений, совершенствования информационной политики государство может регулировать и оптимизировать меж-конфессиональные отношения. Однако, в данном случае особенно важно обеспечивать равенство возможностей различных традиционных конфессий в России как в светском и многоконфессиональном государстве. В частности, введение в средних общеобразовательных учреждениях курсов основ религии не должно дискриминировать менее распространенные традиционные конфессии, цель введения курса должна заключаться в выработке у учащихся понимания общности и единства россиян вне зависимости от их национальной или конфессиональной принадлежности [8].
Исследователи отмечают высокий уровень толерантности мышления и поведения, интернационализма и веротерпимости как раз у представителей молодого поколения, вовлеченных в деятельность традиционных конфессиональных организаций [9, с. 7]. Именно среди дан-
ной категории молодежи, по мнению исследователей, наблюдается активная гражданская позиция, патриотичное отношение к российскому государству, что свидетельствует о дальнейшей необходимости совершенствования межконфессионального взаимодействия в стране.
Перспективы гармонизации межконфессиональных отношений в контексте интеграции российского общества зависят и от контроля государства над информационной политикой. В средствах массовой информации не должны распространяться материалы, способствующие провоцированию межконфессиональных конфликтов, пропагандироваться исключительность конкретных конфессий. Следует заметить, что в настоящее время далеко не все российские СМИ свободны от ксенофобских и националистических суждений. Данная тенденция должна преодолеваться совместными усилиями средств массовой информации, государства и общественности.
Заключая статью, следует отметить, что межконфессиональное взаимодействие и толерантность являются важнейшими компонентами интеграции современного российского общества, формирования единой общегражданской наднациональной и надконфессиональной идентичности российского народа. Объединенные общностью традиционных ценностей и многовековой историей взаимодействия, традиционные конфессии России способны внести значительный вклад в интеграцию современного российского общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества. - М., 2008.
2. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах / Отв. ред. М. П. Мчедлов. - М., ИС РАН, 2008.
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003.
4. Никитин В. Культура межконфессионального диалога и современное общество - [Электронный ресурс] - Ре-
жим доступа: - // http://www.obts.ru/79.htm
5. Рыжова С.В. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские осно-
вания // Социологические исследования. 2010, № 12.
6. Эскарханов Г.Л. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика. Автореферат дис. ... канд.филос.наук. - Грозный, 2011.
7. Петрухина А.А. Исламский радикализм как фактор дестабилизации мировой политической ситуации. Автореферат канд. ... полит.наук. - М., 2012.
8. Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - // http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1544
9. Нуруллина Р.В. Становление конфессиональной идентичности мусульманской молодежи. Автореферат дис. канд.соц.наук. - Казань, 2010.
REFERENCES
1. Tishkov V.A. Etnicheskoe i religioznoe mnogoobrazie - osnova stabilnosti i razvitiya rossiyskogo obshchestva. - M., 2008.
2. Religiya v samosoznanii naroda. Religioznyy faktor v identifikatsionnykh protsessakh / Otv. red. M. P. Mchedlov. - M., IS RAN, 2008.
3. KHantington S. Stolknovenie tsivilizatsiy. - M., 2003.
4. Nikitin V. Kultura mezhkonfessionalnogo dialoga i sovremennoe obshchestvo - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostu-pa: - // http://www.obts.ru/79.htm
5. Ryzhova S.V. Stanovlenie pravoslavnoy identichnosti russkikh: traditsionno-kulturnye i grazhdanskie osnovaniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010, № 12.
6. Eskarkhanov G.L. Sufizm na Severo-Vostochnom Kavkaze: vozniknovenie, ideologiya, praktika. Avtoreferat dis. ... kand.filos.nauk. - Groznyy, 2011.
7. Petrukhina A.A. Islamskiy radikalizm kak faktor destabilizatsii mirovoy politicheskoy situatsii. Avtoreferat kand. ... polit.nauk. - M., 2012.
8. Metlik I.V. Religioznoe obrazovanie v shkole i problema integratsii rossiyskogo obshchestva - [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: - // http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1544
9 . Nurullina R.V. Stanovlenie konfessionalnoy identichnosti musulmanskoy molodezhi. Avtoreferat dis. ... kand.sots.nauk. - Kazan, 2010 .