УДК 37.018.1
00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-39-44
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)
Г. Н. Попов, Н. В. Шевелёва
Томский государственный педагогический университет, Томск
Главные жизненные ценности, которые формировались на протяжении всего существования человечества, в современном социальном обществе претерпевают значительные изменения. Нравственный кризис, возникший как новое асоциальное явление в конце ХХ века, меняет мировоззрение молодежи, ставя на приоритетные позиции материальные ценности. Духовность и нравственность уходят на второстепенный план. И как результат идет деформация семьи, рушатся родовые связи, брачные узы, детско-родительские отношения. Семейные традиции, предназначенные формировать и сохранять целостность семьи, утрачиваются. Само слово «традиция» (в переводе с латинского йаШо - «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы, нравы, законы, порядки, правила поведения. Создание семьи, рождение детей уже не являются главными жизненными устоями современного человека. На смену традиционному патриархальному строю приходят новые формации: семья родителя-одиночки, сожительство мужчины и женщины. Члены такой семьи не смогут сформировать у младшего поколения правильное представление не только об общечеловеческих ценностях, включающих в себя то, что дорого каждому: человек, родина, мир, дружба, труд, образование, культура. Но и сформулировать понятие «семейные ценности». Ценности семьи -это то, что имеет значение для каждого. Большинство семей определило для себя одни и те же нравственные устои: любовь, верность, доверие, преемственность поколений. Институт семьи утрачивает свою значимость, и проблема его сохранения должна решаться на государственном уровне - научить молодежь ответственно и осознанно относиться к факту создания и сохранения семьи, возрождению и поддержанию ее ценности.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, общечеловеческие ценности, детско-родительские отношения, нравственность, духовность, социальное общество, семейные традиции, нравственный кризис, институт семьи.
За последние годы в социальной жизни нашего общества произошли некоторые деструктивные изменения. И одно из них - утрата важнейших нравственных ценностей. Кризис, который присутствует во всех сферах жизни, все равно не может полностью разрушить традиционный жизненный уклад российского обывателя. Общественность ориентируется на создание семейного очага, рождение и воспитание детей, продолжение семейных традиций, поддержание нравственности. Все это входит в понятие «ценности». К общечеловеческим ценностям относят право на жизнь, образование, здоровье, создание семьи, рождение детей. В категорию семейных ценностей включены любовь, доверие, теплые детско-родительские отношения, связь с предками, наследие потомкам, верность дому.
В психологической и педагогической литературе доказана зависимость большинства проблем развития личности (как детей, так и взрослых) от имеющихся негативных факторов в семье, что подчеркивает актуальность изучения семейных ценностей современной молодежи. Проблема формирования ценностных ориентаций отражена в работах И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, А. В. Петровского, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, И. Г. Афанасьевой, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. Л. Оссов-ского, В. П. Тугаринова и др. [1]. Под ценностями
понимают обобщенные цели и средства достижения этих целей [2]. Общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всего человечества, в которых выражено представление о добре, мире, прекрасном, истинном. Общечеловеческие ценности являются специфическими объектами познания, благодаря чему повышается эффективность их освоения личностью [3].
Чаще всего ценности выполняют роль фундаментальных норм в обществе [4]. Российские социологи А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов ввели понятие «установки личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры». Они определили ценностные ориентации как весьма важные характеристики личности и общества в целом (массовые установки), поскольку от них зависит решение основных личностных вопросов, выбор жизненного пути [5].
При проведении исследования о значимости семейных ценностей для современного общества перед авторами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы выявить, какие ценности относят к семейным.
2. Определить предпосылки ориентации жизненного уклада общества на семейные ценности.
3. На основе опросных методов определить особенности семейных ценностей современной молодежи (на примере студентов заочного отделения педагогического вуза) с целью дальнейшего использования при разработке программ для работы с обратившимися за психолого-педагогической помощью семьями.
Анализ литературных источников показал, что единого списка, включающего и определяющего общечеловеческие ценности, не существует. В. В. Ме-душевский и Л. Н. Столович включают в него Добро, Истину и Красоту, Истину, Веру, Надежду и Любовь - Б. Т. Лихачёв. Также в этот ряд можно добавить и «этические добродетели» древних греков - благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость и др. В. А. Караковский, отечественный педагог-новатор, выделяет в качестве общечеловеческих ценностей восемь понятий: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, выделяя семейные ценности в отдельную категорию [6].
В понятие «семья» включены любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода [7].
В 2008 г. иркутскими учеными Е. В. Гольцовой и Я. А. Лещенко [8] при выяснении значимости семейных ценностей были выделены как «очень важные» семь ценностей, которые назвали более 50 % респондентов. Подавляющее большинство ответивших (93,5 %) назвало главной семейной ценностью «любовь к детям, их воспитание и самореализацию в них». На втором месте - «семейное единство и взаимовыручка» - 85,4 %. Третью позицию большинство участников опроса отдали такой ценности, как «психологический комфорт». На четвертом месте в шкале семейных ценностей оказалось «уважение к старшим, к своему роду». При этом 36,2 % опрошенных проживают с родителями и, вероятно, находятся в некоторой зависимости от них. Пятую и шестую позицию занимают «бытовой комфорт» и «здоровый образ жизни» (64,2 и 59,8 % соответственно).
Россия всегда придерживалась патриархальной модели семьи, которая является более устойчивой и нравственной, а также высшей семейной ценностью. И при этом с центристским характером, т. е. семья является главным приоритетом. Такая форма семейного правления была типовой и просуществовала много веков, в которой были главенство мужа в семье, полная власть родителей над детьми. Патриархальная семья носила публичный характер жизни. Все события, которые в ней происходили, были на виду. Это давало возможность рассчитывать на поддержку многочисленной родни, крестных родителей, общины, церкви. Человек
чувствовал себя защищенным в обстановке любви, заботы, сопереживания, была возможность для преодоления неблагоприятных обстоятельств общими усилиям.
Кроме того, публичный характер российской патриархальной семьи выполнял особую правозащитную функцию: не давал возможность проявлению деспотичности и насилию в жизни семьи. И еще одна функция - сохранялась устойчивое положение семьи. Несмотря на то, что мужчина в доме был главным, женщины пользовались заслуженным уважением. Их трудовая деятельность начиналась с 6-летнего возраста, когда они впервые усаживались за прялку или начинали пасти гусей, а в 14 лет становились хорошими хозяйками, умеющими ткать, жать зерновые, вести полностью домашнее хозяйство.
Период с конца XIX до начала XX в. внес серьезные перемены в социально-экономическую жизнь государства. С появлением новых прав и свобод семейно-брачные отношения несли урон. Патриархальные основы стали менее прочными. Массовое переселение из деревень и сел в города, урбанизация и индустриализация, развитие промышленности и иного производства подорвали авторитет патриархальной семьи.
Переезд мужчин в города с целью заработать отрывал их от семей. Все руководство по содержанию дома взяла на себя женщина. Как результат -власть мужа и отца ослабела, шло разложение традиционной российской семьи.
Дореволюционные и советские социальные ценности порушены, а система ценностей новой эпохи еще не сформирована. В связи с чем очень сложным представляется осуществление нравственного воспитательного процесса в системе семейного воспитания.
Сегодня Россия продвигает традиционную модель семьи и пропагандирует духовно-нравственные, моральные семейные ценности в молодежной среде, что является стабильностью развития и благополучия как семьи в целом, так и каждого ее члена в отдельности. Но под воздействием всевозможных течений в обществе младшее поколение в семье устанавливает свои порядки, диктует и формирует свои ценности. Такая ситуация является нетипичной для российской семьи.
Существенная проблема современного общества - изменение нравственности и духовности, норм морали, жизненных ценностей. В настоящее время все большую роль в жизни каждого играет его положение в социуме, наличие финансов, карьера. Воспитание детей уходит на задний план. Родители с активной жизненной позицией теряют контакт со своим ребенком, нарушают и без того хрупкие детско-родительские отношения.
Наблюдая за существующими отношениями между детьми и родителями в современной семье, напрашивается вывод, что утрата симбиотической связи между ними становится привычной нормой общения. Это может проявляться в любой форме в повседневной жизни. Например, родители настолько заняты собой (построение карьеры и достижение определенных результатов по службе), что дети им просто мешают.
В настоящее время большинство родителей на лидирующие позиции ставят материальные ценности, а духовные им значительно уступают, в том числе и нравственное воспитание подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют и данные социологов: в начале 2000-х гг. только 7 % семей считали нравственные ценности приоритетными в воспитании детей [9, с. 226]. И как следствие, результаты исследования, проведенные в начале 2000-х гг. ВЦИОМ, показали, что 55 % молодых людей в возрасте 18-24 лет считают возможным переступать через этические нормы для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку «многие моральные принципы устарели» [10, с. 5].
Образ семьи для ребенка создается и формируется под воздействием как внешних (социальное общество), так внутренних факторов (система семейного воспитания, семейные традиции, взаимоотношения в кругу семьи). Хотя для большей части населения высока значимость семьи и детей, тем не менее, согласно статистике, семейные ценности, к которым относится крепкая дружная семья, молодые россияне ставят наравне с материальными благами.
Утрата или обесценивание нравственности и духовности приводит к тому, что подрастающее поколение перестает считать семью как нечто важное в жизни человека, брачные отношения воспринимаются формально, воспитание детей является поверхностным. Воспитывая ребенка, родитель должен дать ему не только хлеб насущный, но и позаботиться о том, чтобы он вырос гармонично развитым человеком. Физическое, нравственное, духовное, эстетическое, этическое, патриотическое, экологическое, экономическое, трудовое, гражданское воспитание - это именно то, что человек приобретает в течение всей жизни, не только находясь в большом обществе, но в первую очередь в семье своих родителей, семье, в которой вырос. Кроме воспитания родители должны дать ребенку любовь и надежду, что в семье ребенок может чувствовать себя защищенным, уверенным в своей нужности. Детско-родительские отношения внутри семьи должны с самого момента рождения человека не только возникать, но и формироваться, развиваться и укрепляться на протяжении всей его жизни. Отсутствие взаимопонимания между родными людьми, каковыми являются родители и
дети, могут привести к большой беде. Отстраненность родителей, нежелание быть близкими друзьями, поверенными в личные дела собственных чад способствуют тому, что дети становятся ненужными, лишними, источником раздражения и ненависти. И, как следствие, может возникнуть агрессия, а за тем и насилие в отношении собственных детей (физическое, психологическое, экономическое, пренебрежение нуждами ребенка).
При решении третьей задачи исследования, на основе опросных методов, выявляли особенности семейных ценностей современной молодежи. Опрос был организован на базе Томского государственного педагогического университета. В исследовании приняло участие 136 студентов заочного отделения в возрасте от 21 до 36 лет. Задачами опроса являлись:
1. Знают ли участники опроса, что такое семейное воспитание и какие ценности имеет семья.
2. Что в семьях респондентов первично - материальное или духовное.
3. Является ли семья единым целым организмом, духовной целостностью.
4. Кто несет ответственность за нравственное воспитание детей: семья или общественность (детские сады, школы, другие учебные заведения, общественные организации).
Студентам было предложено расставить по значимости два вида ценностей: материальные и духовные, последние включают в себя семейные ценности. Исследование проходило как в устной форме (интерактивная беседа), так и в письменной (тест «Ценностные ориентации» М. Рокич). Из опрошенных 103 человека имеют семьи, в том числе сожительствуют - 39 человек (40 %), 64 (60 %) - состоят в официальном браке. Из тех, кто официально оформил свои отношения, 7 % готовы расторгнуть брак. Причин несколько, в том числе и отсутствие собственного жилья, низкий совокупный доход, изменение отношений между мужем и женой после рождения детей, пьянство одного из супругов, супружеская неверность. На вопрос, что лично вы сделали для того, чтобы изменить положение, больше половины респондентов (71 %) не дали вразумительного ответа. Как правило, всю вину за происходящее перекладывали на свои половины или их родителей. Сохранить брак, остаться в статусе семейного человека, растить детей при наличии обоих родителей захотели немногие - всего 3 %. Во время беседы с теми, кто готов к разводу, было выяснено, что каждый третий воспитывался в неполной семье и поэтому представления о полной семье, роли каждого члена семьи, его функциональных обязанностей не имеет. Семья как ценность, как духовная и нравственная составляющая личности для него неприемлема.
Часть опрошенных (37 % (первый брак)), проживая в семье, считают, что семья для них главное, наличие в ней детей - обязательное условие. Имеющиеся материальные и жилищные трудности преодолевают сообща. Это не является для них спорным вопросом и причиной распада семьи. Радуются помощи и поддержке со стороны родителей.
Другая часть (18 %) проживают во втором браке. Треть из них поддерживают отношения с прежними супругами, охотно общаются с детьми и бывшими родственниками. Ответственность за разрыв отношений делят пополам. Обид нет. Поэтому создав вторую семью, учитывают первый брачный опыт, избегают ошибок, стараются сохранить и укрепить семью. Среди тех, кто официально не оформляют свои отношения, есть такие, чьи отношения длятся более 5 лет. Четверть имеют ребенка, некоторые и по два. Ими приводятся доводы, на их взгляд очень весомые, почему брак не оформлен:
1) печать не имеет значения;
2) женщина как мать-одиночка имеет льготы и субсидии;
3) есть печальный опыт супружеской жизни и др.
Выясняя причину такого пессимизма, был сделан неутешительный вывод: нет доверия к партнеру, часто проскальзывает слово «свобода», выражение «личное пространство», не видят совместного будущего. Еще одна существенная причина -мужчина не делает предложения девушке. Превалирует страх взять на себя ответственность за создание семьи, мотивируя тем, что не достиг определенного возраста, нет жилья, зарплата низкая. Отсутствие полноценного воспитания у мальчиков, в том числе духовного и нравственного, дает такие результаты.
Особенно это огорчает, если в отношениях имеются дети. При этом родители мало заботятся о том, что эту модель семьи их дети со временем буду транслировать при создании собственной. Семейные ценности, такие как доверие, взаимопонимание, надежное плечо, верность, будут отсутствовать в их жизни.
На основании ответов студентов были выделены 4 негативные тенденции:
1. Семейное воспитание, где закладываются основы ценностей, не имеет должного уровня. Родители, будучи сами маленькими, не получившие гармоничного воспитания, не могут его дать своим детям. Отсутствует жизненный опыт (32 %).
2. В современных семьях духовные ценности уступают материальным. На первом месте стоит карьерный рост, материальное благополучие (19 %).
3. Отсутствие целостности семьи как духовной единицы. «Свобода», «личное пространство» являются основополагающими критериями многих се-
мей, сожительство вместо узаконенных отношений (26 %).
4. Ответственность за нравственное воспитание детей перекладывается на общественность (детские сады, школы, другие учебные заведения), духовное воспитание детей в семье минимальное (14 %).
Несмотря на выявленные негативные тенденции, многие участники опроса после всеобщего обсуждения проблемы изменили свое мнение о семейных взаимоотношениях, заявив, что они хотят создать прочную семью, основанную на законном браке, и воспитать хороших детей, привив им уважение к ценностям вообще. Страх, что их дети станут жертвами домашнего насилия, заставил респондентов пересмотреть свои детско-родитель-ские отношения.
Таким образом, авторы статьи пришли к выводу, что для формирования семейных ценностей у подрастающего поколения необходимо проводить большую воспитательную работу с молодыми, а также потенциальными родителями в семье. Семейное воспитание является важной составляющей в становлении личности ребенка как гражданина и как будущего семьянина. Вступая в брак, многие молодые люди даже и не предполагают, какие функциональные обязанности они должны выполнять в семье:
- обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию, таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены;
- репродукция - воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода;
- воспитание - это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости;
- коммуникация удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании;
- развлекательно-рекреативная функция - совместная организация развлечений и восстановления после работы, забота о здоровье и благополучии членов семьи, оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организация досуга членов семьи.
Тем не менее семья остается самым лидирующим из всех социальных институтов, которые являются составляющими государства, по формированию и развитию основных общечеловеческих ценностей, направленных на становление личности. В самом общем смысле ценности - это представления о чем-то как о существенно и принципи-
ально предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что не просто отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам личности, но выражает ее представления об идеальном, совершенном [11]. Под это определение подходят и семейные ценности.
Нравственный кризис, который существует сегодня в нашей стране, становится опасным не только для отдельной личности, но и государства в
целом [12]. Поэтому одна из приоритетных задач государства - укрепление ценности семьи, сохранение нравственности среди молодежи, противостояние деструктивным изменениям внутри института семьи. И роль общества, в том числе учебных заведений, научить молодых людей более ответственно и осознанно относиться к самому факту создания и сохранения семьи и как следствие - возрождение и поддержание ценности семьи.
Список литературы
1. Михальцова Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 30-37.
2. Гольцова Е. В., Лещенко Я. А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // СОЦИС. 2010. № 2. C. 125130.
3. Кекеева З. О. Народные традиции как общечеловеческие ценности в обеспечении безопасности личности в культурно-образовательном пространстве // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 3. С. 87-91.
4. Грибов Г. М. Мир ценностей молодежи: прошлое, настоящее, Восток, Запад. Брест: Изд-во БрГту, 2006. 123 с.
5. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.: Мысль, 1965. Т. 2. С. 189-209.
6. Смотрова Е. В. Общечеловеческие ценности как ориентир в модернизации общественных отношений и образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 100-103.
7. Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ. URL: http://www.spbda.ru/news/a-551.html 103.
8. Гольцова Е. В., Лещенко Я. А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // СОЦИС. 2010. № 2. C. 125130.
9. Маршак А. Л. Социология: учебное пособие. М., 2002. 320 с.
10. Поздняев М. «Господа, мы звери» // Новые известия. № 36. 2007. С. 7.
11. Апресян Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 89-94.
12. Витрук Е. Е. Психолого-педагогические основания нравственного развития личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 39-47.
Попов Геннадий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Шевелёва Наталия Владимировна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.12.2016.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-39-44
FAMILY VALUES OF MODERN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF EXTRAMURAL STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY)
G. N. Popov, N. V. Sheveleva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The main values of life, which were formed throughout human existence, are undergoing significant changes in modern social society. The moral crisis that emerged as a new anti-social phenomenon in the late 20th century, is changing the outlook of the youth, placing material values on priority positions. Spirituality and morality go to a secondary plan. And as a result there is a deformation of the family, birth relations, marriage bonds, child-parent relations are collapsing. Family traditions intended for formation and preservation of the family integrity, are lost. The word "tradition" itself (translated from Latin tratitio as "transfer") means historically established and passed down from generation to generation customs, norms, laws, orders, rules of conduct. Creating a family, the birth of children are no longer the main foundations of life of modern man. The traditional patriarchal system is replaced by the new formations: single parent family, cohabitation of men and women. Members of such a family will not be able to form a correct representation of the younger generation not only about universal values, including what is dear to everyone:
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 4 (181)
man, homeland, peace, friendship, work, education, culture. They can't also formulate the concept of "family values". Family values are something that matters to everyone. Most families identified for themselves the same moral principles of love, loyalty, trust, succession of generations. The family institute loses its significance, and the problem of its preservation must be solved at the state level - to teach the young people to responsibly and consciously treat the fact of creating and preserving the family, reviving and maintaining its value.
Key words: family, family values, human values, parent-child relationships, morality, spirituality, social society, family tradition, moral crisis, institution of the family.
References
1. Mikhaltsova L. F. Fenomen ponyatiya "tsennost' " i ego genezis v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [Phenomenon of the concept "value" and its genesis in psychological and educational research]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2009, no. 5, pp. 30-37 (in Russian).
2. Gol'tsova E. V., Leshchenko Ya. A. Faktory sotsial'noy sredy kak determinanty brachnosti i rozhdaemosti [Factors of the social environment as determinants of marriage and fertility]. SOTSYS - Sociological Researches, 2010, no. 2, pp. 125-130 (in Russian).
3. Kekeeva Z. O. Narodnye traditsii kak obshchechelovecheskiye tsennosti v obespechenii bezopasnosti lichnosti v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve [Folk tradition as universal values to ensure the safety of the person in the cultural and educational space]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy - Scientific problems of humanities research, 2012, no. 3, pp. 87-91 (in Russian).
4. Gribov G. M. Mir tsennostey molodezhi: proshloye, nastoyashcheye, Vostok, Zapad [The world of the youth values: past, present, East, West]. Brest, Brest state technical university Publ., 2006. 123 p. (in Russian).
5. Zdravomyslov A. G., Yadov V. A. Otnosheniya k trudu i tsennostnye orientatsii lichnosti [The attitude toward work and values of the person]. Sotsiologiya v SSSR [Sociology in the USSR]. Moscow, Mysl' Publ., 1965. Vol. 2, pp. 189-209 (in Russian).
6. Smotrova E. V. Obshchechelovecheskiye tsennosti kak orientir v modernizatsii obshchestvennykh otnosheniy i obrazovaniya [Human values as a guide in the modernization of public relations and education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture and education, 2013, no. 4 (41), pp. 100-103 (in Russian).
7. Zakharchenko M. V. Dukhovno-nravsvennoye razvitiye i vospitaniye kak klyucheviye kategorii v metodologii proektirovaniya obrazovatel'nykh programm [The spiritual and moral development and education as key categories in the methodology of designing educational programs]. URL: http://www.spbda.ru/news/a-551.html (in Russian).
8. Gol'tsova E. V., Leshchenko Ya. A. Faktory sotsial'noy sredy kak determinanty brachnosti i rozhdaemosti [Factors of the social environment as determinants of marriage and fertility]. SOTSYS - Sociological Researches, 2010, no. 2, pp. 125-130 (in Russian).
9. Marshak A. L. Sotsiologiya: ucheb. posobiye [Sociology: textbook]. Moscow, 2002, 320 p. (in Russian).
10. Pozdnyaev M. "Gospoda, my zveri" ["Gentlemen, we are beasts"]. Novye izvestiya - New News, 2007, no. 36, p. 7 (in Russian).
11. Apresyan R. G. Tennostnye paradigmy vospitaniya [Value paradigms of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2008, vol. 1 (75), pp. 89-94 (in Russian).
12. Vitruk E. E. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovaniya nravstvennogo razvitiya lichnosty [Psycho-pedagogical bases of moral development of the personality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, vol. 2 (53), pp. 39-47 (in Russian).
Popov G. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). Shevelyova N. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]