.....
I I I ■ M I I I I
142 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^ Примечания
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: [учеб. пособие для студ. психол. и пед. спец. вузов] / Г.М. Андреева. - М., 2000. - 287 с.
2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
3. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1991.
4. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Рубеж. - 1992. - №2. - С. 37-39.
5. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1994.
6. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 1999. - 784 с.
7. Ярошенко, Н. Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3. - С. 139-144.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Т. А. Уварова
Белгородский государственный институт культуры и искусств
В статье излагается материал инновационной педагогической теории о педагогическом сопровождении процесса воспитания семейных отношений у молодежи в учреждениях культуры. Раскрываются различные теоретические точки зрения на педагогические инновации и педагогическое сопровождение в целенаправленном процессе семейного воспитания молодежи в педагогическом процессе учреждений культуры, показаны их сущность, возрастание роли и значения формирования семейных отношений у молодежи в современных условиях, сделана попытка дать определение понятию «формирование семейных отношений посредством педагогического сопровождения».
Ключевые слова: педагогическая инноватика, педагогическое сопровождение процесса воспитания, формирование семейных отношений, педагогическая модель.
This article is about innovative pedagogical theory and pedagogical control of educational process of family relations among youth of cultural institutions. Different points of view on pedagogical innovations, pedagogical theory and pedagogical control are revealed in the educational process. Its essence as well as its increasing role and importance of formation of family relations among youth are shown in modern conditions, an attempt to give the definition of the term "formation of family relations among youth through the pedagogical support".
Key words: pedagogical innovation, pedagogical control of educational process, formation of family relations, pedagogical model.
Современное общество переживает процесс перехода от одной системы общественных отношений к другой, что охватывает все сферы жизнедеятельности и не может не сказаться на состоянии и функционировании семьи. К тому
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 142-147
же экономические и социально-политические трудности, межэтнические конфликты, а также психологические потрясения усугубляют все проблемы деградации семейного образа жизни, приводят к утрате духовных и семей-
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 143
ных ценностей, снижению потребности иметь детей в браке, увеличению числа разводов, нарастанию внутрисемейного насилия. Под влиянием этих и других факторов семья претерпевает значительные деформационные изменения. И сегодня очевидно, что кризис семьи -проблема не только региональная, но и глобальная.
Новые тенденции развития российского общества, особенности построения семейных отношений в современных социокультурных условиях актуализируют проблему воспитания ценностного отношения к семье, к браку у молодежи. Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых (Г.М. Андреева, Ю.В. Васильева, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова, А.В. Мудрик и др.) к проблемам семьи и семейного воспитания. Однако в последние годы наблюдается значительное снижение качества семейного воспитания молодежи, особенно в ракурсе формирования семейных отношений. В содержании семейного воспитания молодежи в педагогическом процессе учреждений культуры слабо очерчены ценностные основы семьи, ее приоритеты в развитии личности. Не хватает методических пособий, рекомендаций, программ по семейному воспитанию, остро необходима подготовка и переподготовка специалистов культуры, педагогических кадров для обеспечения их возможностью работы с молодежью, семьей в условиях складывающего сегодня социокультурного пространства. Семейное воспитание молодежи в педагогическом процессе учреждений культуры и решение такой социальной проблемы, как воспитание семейных отношений, должны занять достойное место. Ситуация обусловлена как образовательными возможностями учреждений культуры, так и особенностями кризиса в духовно-нравственном становлении молодёжи, чему во многом способствуют недостаточно разработанные инновационные формы и методы самоопределения молодежи в выработке собственных взглядов, убеждений, знаний, умений и навыков семейно-бытовых отношений, семейных норм поведения, в освоении закономерностей общения и формирования идеала будущих суп-
ругов. И в условиях постиндустриального, информационного общества есть необходимость обратиться к рассмотрению данной проблемы для определения возможностей учреждений социокультурной и образовательной сферы для организации воспитания у молодежи представлений о семейных отношениях посредством педагогического сопровождения.
Сегодняшние реалии и данные социологических и психологических исследований подтверждают необходимость педагогического сопровождения процесса воспитания семейных отношений у молодежи. В решении этих задач государственной важности все возрастающая роль принадлежит системе воспитательной и образовательной деятельности учреждений культуры.
«Под педагогической поддержкой понимается система социально педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей» (3, с. 117).
Выявленные проблемы, трудности и противоречия в семейном воспитании подрастающего поколения способствовали тому, что педагогическое сообщество Белгородского государственного института культуры и искусств начало проектирование работы по педагогическому сопровождению процесса воспитания молодежи с целью формирования семейных отношений на базе Учебно-культурного центра Белгородского государственного института культуры и искусств.
Нами учитывалось отсутствие системы воспитания семейных отношений у молодежи в работе учреждений культуры. Если где-то фрагментарно её иногда проводили психологи, социологи, медики, то это было спонтанно и в отдельных случаях.
Учебно-культурный центр Белгородского государственного института культуры и искусств нами рассматривается как учреждение культуры, реализующее программу семейного воспитания молодежи в педагогическом процессе вуза, цель которого: во-первых, совер-
.....
ш
144 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
шенствование семейного воспитания молодежи; во-вторых, активная подготовка специалистов культуры к реализации семейного воспитания в условиях учреждений социокультурной сферы в их будущей профессиональной деятельности.
Работа Учебно-культурного центра Белгородского государственного института культуры и искусств по воспитанию семейных отношений у молодежи обусловлена сущностью гуманистической парадигмы, провозглашающей человека творцом собственной жизни (М.Н. Берулава, B.C. Библер, Е.В. Бондаревс-кая, В.В. Зайцев, В.П. Зинченко, Е.И. Ильин, В.А. Сластенин, P.M. Чумичева и др.) и раскрывающей важную роль семьи в социализации молодежи, в подготовке к будущему супружеству и родительству (А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский).
Способствовала и органично входила в нашу проблему концепция педагогического сопровождения. Термин «педагогическое сопровождение» принадлежит Е.А. Александровой. Предметом её исследования стало выявление условий совместной деятельности субъектов образовательного пространства (педагога и учащегося) по разработке и обеспечению успешного продвижения старшеклассников по индивидуальной образовательной траектории (1, с. 11).
Гипотеза Е.А. Александровой применительно к семейному воспитанию молодежи в педагогическом процессе учреждений культуры импонирует нам тем, что констатирует способность и готовность молодых людей к самоопределению в социуме и осознанному, ответственному выбору собственных жизненных стратегий.
По своей сути педагогическое сопровождение заключается в педагогической деятельности, содержание которой кроется не только в превентивном научении представителей подрастающего поколения самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности специалиста адекватно отреагиро-
вать на запрос о взаимодействии окружающих его молодых людей (1, с. 11).
Все виды и формы культурно-досуговой деятельности по взаимодействию с молодежью развиваются и совершенствуются на основе общения. По своей сущности «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личная форма» (5).
Именно с позиций формирования семейных отношений у молодежи в процессе общения в учреждениях культуры мы рассматривали инновационную концепцию педагогического сопровождения. На основе инновационной теории педагогического сопровождения как теоретико-методологической основы нашего исследования, нами сделана попытка определить феномен формирования семейных отношений у молодежи посредством педагогического сопровождения.
Формирование семейных отношений у молодежи посредством педагогического сопровождения предполагает воспитание интегрального качества личности, представляющего собой развитие всесторонних взаимодействий (с родителями, сверстниками, другими людьми, средствами массовой информации и т.п.) в целенаправленной воспитательной и образовательной деятельности, способствующего глубокому осознанию юношами и девушками сущности, закономерностей и особенностей семей-но-брачных отношений, на основе прочной сформированности представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, характеризующих готовность к браку и семейным отношениям, основанным на чувствах любви, уважении, преданности избраннику (избраннице).
В рамках данной работы мы обратились к истории возникновения и развития педагогического сопровождения, что дало нам возможность выявить особенности взаимосвязей деятельности педагога и воспитуемого. Нами выяснено, что педагогическое сопровождение с начала XX века особых изменений не претерпевало, в то время как менялись условия организации и управления педагогическим сопро-
гтттт
ш
Социально-культурная деятельность 145
вождением.
По форме педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания - это педагогическая помощь молодежи по формированию семейных отношений в воспитательном процессе учреждениях культуры.
Осуществляя педагогическое сопровождение, специалист выполняет новую сопровождающую функцию по формированию ценностных ориентаций семейного воспитания.
Одним из аспектов исследуемой нами темы явилась разработка модели педагогического сопровождения воспитания семейных
отношений у молодежи в учреждениях культуры. Это методологический подход к решению сложной и актуальной интегративной, комплексной проблемы формирования личности будущего семьянина.
Компоненты нашей модели по отдельности были описаны педагогами-учеными (А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко, Т.В. Анохина, С.А. Куличкова, Б.Г. Ананьев, О.С. Газман, Е.А. Александрова, Н.Н. Лебедева и Е.Ю. Шлюбуль и др.). Однако в целом такой модели в научной литературе по педагогике и методам воспитания еще не было.
Цель педагогического сопровождения воспитания - деятелыюсть специалистов культуры, педагогов-профессионалов, психологов, социолога по оказанию превентивной и оперативной помощи молодежи в подготовке к семейной жизнн, формирование умения и способности добиваться счастья и успехов в семейной, личной, профессиональной и общественной деятел ь гости-
1
Принципы обеспечения педагогического сопровождения воспитания семейных отношений у молодежи
Согласие Опора на Совместное Конфиден- Добро- Безопасность, Реализация Вера Рефлекс ив-
на приня- собст- сотрудниче циальность, жела- защита здоро- принципа в свои ио-
тие помо- венные силы ство, со- доверитель тель- вья, прав, чело- «не воз- аналити-
щи, под- и потен- действие Н0Т6. ность веческого навредя» мож- ческнсй
держки циальные возможности достоинства ности подход
Основные направления педагогического сопровождения воспитания семейных отношений у молодежи
Нахождение выхода на проблемы молодежи как точки отчуждения его от любых педагогических воздействий, которые направлены на неё и обусловлены целями формирования семейных отношений. Помощь молодежи б преобразовании этих точек в самообразовательную ситуацию, в разработку и реализацию индивидуальных траекторий формирования семейных отношений, на комплекс опыта действия в решении проблем. Интеграция на основе осознанной сути педагогической помощи специал истов для достижения цели педагогического сопровождения процесса воспитания семейных отношений у молодежи Оказание помощи и поддержки каждому в выработке своих взглядов, убеждений, поведения, идеалов семьи и семейных отношений
t
Этапы совместной деятельности специалистов по оказанию педагогического сопровождения воспитания семейных отношений у молодежи
Предполагает обсуждение проблем, осознание желание их разрешить. Совместный с молодежью поиск причин и методов решения возникших проблем. Построение договорных отношений между молодыми людьми и специалистами с целью решения проблем. Взаимо дополняю пая деятельность специалиста, педагога и молодежи по решению проблем формирования семейных отношений. Анализ совместной деятельности по разрешению проблем формирования семейных отношений, обсуждение и анализ результатов реализации индиивидуальных проектов.
Основные формы и методы педагогического сопровождения
Формы Методы
Педаго гнческое сопр о вождение, содействие. Наставничество, защита, опека, забота, помощь, совет, консультация, диалог, консилиум по совместному решению нестандартных ситуаций, коррекция, интерпретация
Рис. 1. Модель педагогического сопровождения воспитания семейных отношений у молодежи в учреждениях культуры
.....
I I I ■ М I I I
146 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
Значение данной модели заключается, во-первых, в выработке обобщенных требований к цели, содержанию, принципам, основным направлениям, этапам, основным формам и методам специалистов культуры по организации педагогического сопровождения процесса формирования семейных отношений у молодежи; во-вторых, в разработке каждым специалистом, педагогом своей личной программы работы в соответствии с данной моделью; в-третьих, в четком представлении о том, что и как надо делать, оказывая как коллективную, так и индивидуальную педагогическую помощь молодежи в их подготовке к семейной жизни, обеспечивая при этом полную возможность их самоопределения в этих архисложных и архитрудных сугубо личностных проблемах.
Практическое значение модели достаточно велико. Дело в том, что мы, изучая эту проблему, констатировали отсутствие концепции и программы семейного воспитания в учреждениях культуры как одного из видов воспитания. В силу этого специалисты культуры, как члены педагогического сообщества, были слабо знакомы с его сутью и не имели представлений о теоретической основе, особенно в условиях инновационной педагогики и практики. А ведь педагогическое сопровождение процесса воспитания - это актуальная проблема сферы образования начала XXI века. «Оно обусловило, - отмечает Н.Ю. Звягинцева, - необходимость развития новых педагогических функций. Общество нуждается в специалисте, не только, имеющем функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и способном к инновационной деятельности» (4, с. 15).
Разработанная нами модель может быть использована там, где проблему воспитания семейных отношений у молодежи считают актуальной проблемой реформирования и модернизации социокультурной сферы.
В процессе деятельности учреждений
культуры главным звеном обеспечения высокой эффективности и качества процесса воспитания семейных отношений у молодежи является специалист культуры, педагог, а точнее, организация им соответствующего педагогического сопровождения процесса воспитания, основанного на личностно-ориенти-рованном подходе в условиях доброжелательного сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения. Этот процесс должен сопровождаться совместной разработкой и реализацией индивидуальной траектории семейных отношений. Педагогическое сопровождение должно осуществляться превентивно в едином комплексе социально-культурной, воспитательной и образовательной работы в педагогическом процессе учреждений культуры и обеспечивать самоопределение личности молодого человека с добровольным его принятием совета, помощи, консультации, содействия специалиста.
Таким образом, семейное воспитание молодежи в педагогическом процессе учреждений культуры, как специально организованное, развивающееся во времени и в рамках системы учреждений культуры, целенаправленное на реализацию, модернизацию воспитательного процесса, следует осуществлять посредством педагогического сопровождения, относящегося к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной и образовательной деятельности, которые направлены на развитие способности у юноши и девушки к осознанному, ответственному самоопределению и, как результат, формированию у них умений разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории по формированию семейных отношений, или индивидуально-личностные маршруты по осмыслению собственных взглядов на семейную жизнь, се-мейно-бытовые отношения на основе национальных традиций, норм и правил, отвечающих облику добропорядочного семьянина.
.....
I I I ■ M I I I I
^ Социально-культурная деятельность 147
Примечания
1. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: дис. ... д-ра пед. наук / Е.А. Александрова. - Тюмень, 2006.
2. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во Ур ГПЦ, 2005.
3. Газман, О. С. Новые ценности в образовании / О.С. Газман // Новые ценности в образовании. - № 33. - 1995.
4. Звягинцева, Н. Ю. Инновационные процессы в современном российском образовательном пространстве / Н.Ю. Звягинцева // Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 2.
5. Кан-Калик, В. А. Основы профессионального общения / В.А. Кан-Калик. - Грозный, 1979. - С. 61; Симо-ненко, В. Д. Общая профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана Граф, 2006.
6. Уварова, Т. А. Педагогические условия подготовки студентов вузов к семейной жизни. / Т. А. Уварова // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3. - С. 97-103.
7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008.
8. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.Ю. Яковлева. - М.: Владос, 2006.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Е.М. Зезека
Орловский государственный университет культуры и искусств
Формирование духовно-нравственных ценностей у молодежи - одна из важнейших задач учреждений культуры.
Духовно-нравственное воспитание молодежи в учреждениях культуры - это целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.
Таким образом, сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры состоит в содержании и формах работы учреждений культуры, обладающих большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность, которые в период реформирования государства и кризисных потрясений приобретают особое значение.
Ключевые слова: сущность, специфика воспитания, молодежь, личность, учреждения культуры, досуг, предрасположенность, духовность.
The formation of youth audience is one of the leading tasks of specialists of cultural institutions. The availability of youth audience may be considered as success of cultural institutions.
The ability of a specialist to take into consideration the state of the audience, to form it by means of a purposeful influence is of decisive importance as far as the technology of culture leisure activity is concerned.
Key words: essence, specificity, education, youth, person, cultural institutions, leisure, predisposition, spirituality.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 147-151