УДК 37
Маxматкулов Ф.А.
старший преподаватель, кафедра «Физическое воспитание» Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Узбекистан)
СЕМЕЙНАЯ СРЕДА И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Аннотация: в статье описаны особенности воспитания здорового поколения, семейного воспитания, социальной среды и здорового образа жизни в его воспитании.
Также в воспитании подрастающего поколения упоминаются физическое воспитание, здоровая окружающая среда, социальные отношения в семье, педагогическая и психологическая подготовка и обязанности и ответственность будущих родителей.
Ключевые слова: здоровое поколение, система воспитания, семейное воспитание, здоровый образ жизни, семейные отношения, семейное окружение, спорт, воспитание детей, долг, ответственность, человеческая зрелость.
Ответственность за воспитание в нашей стране гармонично развитого поколения, как умственно, так и физически и духовно здорового, лежит на всех уровнях образовательных учреждений, в том числе нашей семьи, органов самоуправления, общественных организаций, производства и здравоохранения, торговли. и бытовые услуги, это также налагает почетные обязанности на членов нашего общества. Потому что, поскольку все звенья нашего общества едины, их цель - воспитать единое гармонично развитое поколение и построить великое демократическое общество с будущим. В Законе Республики Узбекистан «Об основах государственной молодежной политики», принятом в первые месяцы независимости, указано, что молодежная политика является приоритетом государственной деятельности Республики Узбекистан. Потому что одним из важнейших факторов, определяющих могущество любой страны, является
подрастающее в этой стране гармонично развитое поколение, то есть настоящие обладатели бодрого, физически здорового завтрашнего дня.
Известно, что каждый растет в семье, и семейная среда и межличностные отношения оказывают большое влияние на формирование его сознания и мировоззрения. Пока семья крепкая, мирная, благополучная и здоровая, общество будет развиваться устойчиво. Ее крепость зависит от мира в семье -мира, искренних отношений друг с другом, нравственного воспитания членов семьи [1]. Именно в семье проявляются человеческие духовно-нравственные ценности: взаимоуважение - уважение, доверие, любовь, сострадание. Священный долг и обязанность родителей не только родить ребенка, но и воспитать его в высокодуховном, просвещенном и гармоничном образе, создать ему условия для самостоятельного нахождения своего места в обществе. В воспитании здорового ребенка как никогда важна правильная духовная обстановка в семье, пример и ответственность родителей. Свою роль в этом играют мужественный, самоотверженный, терпеливый, а иногда и скупой отец, а также добрая, всепрощающая и нежная мать.
В воспитании здорового ребенка уровень педагогических и психологических знаний родителей имеет важное значение для правильного воспитания, роста, развития и духовного развития детей. В связи с этим каждый родитель должен считать воспитание детей самым важным вопросом, быть внимательным, откладывать ежедневную работу и уделять время своим детям. Время, проведенное с ребенком, повысит его уверенность в себе. Потому что проводить с ним время — значит уделять внимание ребенку. Чем ближе ваш ребенок к вам, тем дальше он от зла [2]. Проблем станет меньше, если вы и ваша семья в целом будете крепко связаны на протяжении всей жизни.
Самая большая опасность сегодня - это пренебрежение детской чувствительностью. Если мы хотим устранить отрицательные действия у наших детей, нам нужно больше подчеркивать его положительные действия и больше говорить об этом. Когда мы говорим ребенку: «Не делай этого, не пытайся
сделать то, не говори так больше», мы только усугубляем его негативные действия. Хотя каждый родитель относится к своим детям по-разному, они должны использовать больше слов поддержки, когда обращаются к ним с добротой. Хвалите все, что он делает, относитесь к нему соответственно уровню ребенка и смотрите ему в глаза, когда разговариваете с ним. Здоровый рост детей, воспитанных в любящей среде, также подтвержден научными исследованиями. Вырастая в любящей семье, дети могут бесконфликтно провести свой подростковый возраст. Потому что в этот период каждая девочка и мальчик претерпевает биологические и психологические изменения. Произойдут изменения в кругу друзей ребенка. Дружба особенно важна в этот период [3].
Ребенок особенно восприимчив к внешним воздействиям. Быть принятым в круг друзей, которых он или она хочет, создает впечатление, что это стало насущной потребностью подростка. В этот период родители должны относиться к подростку как к близкому другу. Трудно быть терпеливым, но плоды его сладки. К каждому ребенку нужно относиться правильно, учитывая его возраст и характер. А когда они вырастут, необходимо проявлять бдительность в поддержании привычки поддерживать и баловать, потому что дети, которых чрезмерно балуют, любят и о которых заботятся, становятся изнеженными и эгоистичными, неуверенными в себе. Отец, ребенок и мать - эта троица всегда должна любить друг друга. Где нет любви, ребенок не может вырасти здоровым. Один из самых прекрасных примеров, которые подают родители, — показать детям свою любовь друг к другу. В основном отцы должны быть очень осторожны в этом. С другой стороны, дети, которых не воспитывали образцовые родители, могут столкнуться с аналогичными проблемами, когда вырастут и вступят в брак. В результате того, что в семье не дают достаточно любви, ребенок привыкает к отрицательным качествам. Ребенок, оставшийся без внимания в семейной среде, становится неуверенным в себе, вырабатывает вредные привычки, плохо себя ведет [4].
Воспитывая здорового ребенка, будущие родители должны иметь представление о психических состояниях, которые ребенок испытывает в каждом возрасте. Быть искренним с ребенком, войти в его мир, будучи добрым к нему. Проблемы и вопросы в воспитании детей в семье, для положительного решения которых будущие родители должны иметь правильное понимание воспитательного процесса, его сущности, педагогических, психологических знаний и духовно-нравственного воспитания. Также каждому родителю в семье целесообразно определять интересы и умственные способности своих детей, понимать чувство ответственности за свои поступки и правильно организовывать детский досуг, формировать сознательное отношение к окружающей среде, патриотизм. Итак, поскольку быть родителем — большое счастье, нужно и нужно иметь глубокое понимание своей ответственной роли. Таким образом, семья, являясь наименьшей ячейкой общества, является великой школой развития членов общества в духовно, просвещенных, физически здоровых и всесторонне развитых личностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
И.А.Каримов. Высокая духовность - непобедимая сила. Ташкент, «Маънавият», 2008. - 176 с.
Аскарова О.М. Нишонов М. Педагогика. -Т.: «Таллин», 2008 г.
Каримова В. Семейная психология: Учебник для студентов педагогических
вузов. - Т.: 2008 - 152 с.
Мунавваров А.К. Семейная педагогика. -Т.: "Укитувчи", 1994, 112 с.
Makhmatkulov F.A.
Senior Lecturer, Department of "Physical Education" Karshi Institute of Engineering and Economics (Karshi, Uzbekistan)
FAMILY ENVIRONMENT & SOCIAL RELATIONS SYSTEM IN UPBRINGING OF HEALTHY CHILD
Abstract: the article describes the features of the upbringing of a healthy generation, family upbringing, social environment and a healthy lifestyle in its upbringing.
Physical education, a healthy environment, social relations in the family, pedagogical and psychological training and duties and responsibilities of future parents are also mentioned in the upbringing of the younger generation.
Keywords: healthy generation, education system, family upbringing, healthy lifestyle, family relations, family environment, sports, parenting, duty, responsibility, human maturity.