ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37
Aвазов Ш.И.
старший преподаватель, кафедра «Физическое воспитание» Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Узбекистан)
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБРАЗОВАНИИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: в статье описывается роль физического воспитания в воспитании здорового поколения, здоровой среды в семейном воспитании, особенности здорового образа ^жизни.
Также упоминается значение физической культуры и спорта в воспитании молодежи, способы достижения ее физического, медицинского и психического здоровья.
Ключевые слова: здоровое поколение, система образования, фитнес, физическая культура, спорт, физические упражнения, семейное воспитание, здоровая окружающая среда, детский спорт, здоровье человека.
Известно, что на формирование личности человека влияют четыре фактора: поколение, воспитание, деятельность и окружающая среда. Какой из этих факторов сильнее, так и формируется личность. Если мы посмотрим на нашу сегодняшнюю повседневную жизнь, а также на мнения и опыт педагогов, психологов, социологов и других специалистов по воспитанию детей, мы поймем, что здоровая семейная среда также оказывает положительное влияние на воспитание ребенка. Здоровая окружающая среда формируется следующими понятиями, которые являются наиболее важными и основными для человека. Первое - это уровень здоровья членов семьи, второе - отношения между членами семьи, третье - достаточность денег для жизни, т.е. семейный бюджет, повседневное настроение членов семьи, т.е. насколько хорошо каждый член
семьи может управлять своим настроением, а пятая - продолжительность жизни каждого члена семьи [1].
Теперь давайте подробнее рассмотрим упомянутые выше основные концепции, которые создают здоровую семейную атмосферу. Самое большое счастье в мире - это здоровье. Только здоровый человек может достичь цели, которую он перед собой поставил, счастья. Человек, потерявший здоровье, не может чувствовать себя счастливым, даже если у него большое богатство. Тому есть множество реальных примеров. Каждый в первую очередь доволен своим здоровьем. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, но в первую очередь важно, чтобы родители показывали пример и жили по правилам здорового образа жизни. Пока родители регулярно занимаются спортом для укрепления своего здоровья, ребенок, растущий в такой семье, не может оставаться равнодушным к спорту, ведь дети часто склонны делать то, что видят, а не то, что слышат. В процессе реализации реформ в сфере образования в нашей стране от учителя требуется решение таких важных задач, как обучение и воспитание учащихся, а также здоровье учащихся, формирование здорового образа жизни. Именно с этой целью значение физической культуры и спорта в воспитании гармонично развитого поколения можно понять из того, что сегодня наше государство заботится о спорте и поднялось до уровня государственной политики. Ведь все мы знаем, как много внимания уделяется развитию физической культуры и спорта, особенно детского спорта [2]. Общей целью такого внимания и инициативы является популяризация физической культуры и спорта в нашей стране, внедрение физической культуры в образ жизни и деятельность нашего народа, тем самым укрепляя здоровье населения, повышая физическое развитие, обогащая профессиональные спортивные резервы и добиваясь более высоких результатов в международные спортивные соревнования. Кроме того, физически здоровые люди смогут выполнять качественную общественную работу по всем направлениям своей деятельности, а также повысить производительность труда и обеспечить готовность каждого
выполнять свой долг перед Родиной и защищать Родину. Анализ наблюдений показывает, что работа по развитию детского спорта заслуживает похвалы, но если посмотреть на существующие спортивные объекты с точки зрения охвата детей в микрорайонах и селах, нельзя сказать, что намеченная работа идет успешно. В этом мы можем видеть некоторые проблемы, которые не были решены. Однако в развитии детского спорта важным условием воспитания подрастающего поколения является прежде всего физическая подготовленность и нравственно-духовный уровень спортивных тренеров, учителей физической культуры, зрелость, высокое профессиональное мастерство [3].
Педагог-тренер должен уметь пользоваться необходимыми средствами физического воспитания учащихся на занятиях по физическому воспитанию во время урока, на дополнительных занятиях, а также во внеурочной деятельности. Потому что на сегодняшний день физическая культура в общеобразовательных школах стала одной из необходимых составляющих укрепления здоровья учащихся. Ежедневные специальные аспекты физического воспитания: а) упражнения; б) целительные силы природы; в) показатели гигиенической чистоты. Среди этих аспектов упражнения ядра. Потому что они позволяют решить все задачи физического воспитания. Упражнение - это деятельность, созданная и используемая человеком специально для решения физкультурных задач. Поэтому любое движение не является упражнением. Упражнение - это деятельность, специально направленная на решение воспитательных, оздоровительных и педагогических задач физического воспитания и организованная в строгом соответствии с ее назначением и законами. Этим физические упражнения коренным образом отличаются от трудовой, домашней и другой деятельности. К особенностям упражнений относятся: 1. Педагогическая задача решается через упражнение. 2. Упражнения выполняются строго в соответствии с законами физического воспитания. 3. Только система упражнений позволяет обеспечить здоровое развитие всех органов учащихся. Понятие «упражнение» связано с движением человека и стремлением к
движению. Влияние физических упражнений на развитие осанки студентов очевидно. С их помощью можно регулировать структуру тела. С помощью упражнений учителя учат учеников тому, что можно развить мышцы и сформировать правильную и красивую фигуру. Когда мы говорим о целебных силах природы и гигиенических факторах, являющихся одной из повседневных особенностей физического воспитания, мы должны понимать следующее: воздух, солнечный свет, вода используются как средства воспитания в процессе физического воспитания как целительные силы природы. Потребность жизни, среда заставляет человека жить, создавать материальные блага в разных условиях. Важно подготовить учащихся к этому процессу, привыкнуть к нему
[4].
Одним словом, использование этих средств в процессе физического воспитания, использование целебных сил природы, купание, прогулки на свежем воздухе, солнечные ванны, физические упражнения в жаркую и холодную погоду способствуют общему оздоровлению учащихся. Поэтому наука, просвещение, здоровый образ жизни и образование должны рассматриваться как главное условие развития человека, развития нации. Поэтому в Конституции закреплено, что обучение молодежи во всей системе образования находится под контролем государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Атаев А.К. Теория и практика физического воспитания детей в семье. - Ташкент, «Учитель», 1992.
Мавлонова Р, Тураева О. Педагогика. -Т.: «Учитель», 2001.
Турсунов Ю. Теория и методика физического воспитания. Учебник, Коканд,
1992.
Ярашев К.Д. Управление физической культурой и спортом. —Т.: «Абу Али ибн Сино», 2002. 36 стр.
Avazov Sh.I.
senior Lecturer, Department of "Physical Education" Karshi Institute of Engineering and Economics (Karshi, Uzbekistan)
THE IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE & SPORTS IN THE EDUCATION OF A DEVELOPED PERSONALITY
Abstract: the article describes the role ofphysical education in the upbringing of a healthy generation, a healthy environment in family education, and features of a healthy lifestyle.
It also mentions the importance of physical culture and sports in the education of young people, ways to achieve their physical, medical and mental health.
Keywords: healthy generation, education system, fitness, physical culture, sports, physical exercises, family education, healthy environment, children's sports, human health.